РОЛЬ РЕПЕРТУАРА В ДЕТСКОМ ХОРЕ И КРИТЕРИИ ЕГО ПОДБОРА
DOI: 10.24412/2310-1679-2020-338-122-133
Татьяна Владимировна МАТУЛОВА,
аспирант Московского государственного института культуры, Москва, Россия e-mail: [email protected]
Формирование эстетического вкуса детей представляет одну из актуальных проблем современного мира. Детское хоровое пение, получившее развитие в XX веке, способствовало формированию детских хоровых коллективов, а следовательно, и созданию репертуара для них. Во второй половине XX века, когда детский хор достиг поры своего расцвета, практически каждый композитор, пишущий «взрослую» музыку, не обошёл стороной и её «детскую» область. Сегодня детские хоры существуют, поют, выступают с сольными концертными программами и даже участвуют в международных хоровых конкурсах как отдельная категория. Сегодня у детских хормейстеров есть большие возможности для выбора репертуара. Вместе с тем отбор произведений для детского хора остаётся острой практической проблемой и не теряет своей актуальности - и потому, что жизнь выдвигает всё новые требования, и потому, что наши знания постоянно обогащаются открытиями новых закономерностей развития детей, появлением новых технологий и возможностей их обучения.
Ключевые слова: репертуар, детский хор, хоровая культура, музыкальное развитие, репертуарные возможности.
THE ROLE OF THE REPERTOIRE IN CHILDREN'S CHOIR AND ITS SELECTION CRITERIA
Tatyana V. Matulova, PhD student of the Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia
e-mail: [email protected]
The formation of children's aesthetic taste is one of the most pressing problems of the modern world. Children's choral singing, which was developed in the 20th century, contributed to the formation of children's choral groups. In the second half of the 20th century, when the children's choir reached its heyday, almost every composer who writes "adult" music does not ignore its "children's" area. Today, children's choirs exist, sing, perform solo concert programs, and even participate in international choral competitions as a separate category. And at present, children's choirmasters have great opportunities to choose a repertoire. At the same time, the selection of works for children's choirs remains an acute practical problem and does not lose its relevance: both because life puts forward new requirements, and because our knowledge is constantly enriched by the discovery of new patterns of children's development, the emergence of new technologies and opportunities for their training.
Keywords: repertoire, children's choir, choral culture, musical development, repertoire opportunities.
Полноценно развивать детский хор и максимально раскрывать способности каждого юного певца хормейстеру помогает умелое сочетание обучения, музыкального воспитания и непосредственно исполнительства. Репертуар как совокупность произведений, исполняемых хором, составляет основу всей его деятельности, способствует развитию художественной активности участников коллектива, находится в непосредственной связи с различными формами и этапами работы хора, будь то репетиция или концерт, начало или вершина его творческого пути.
Через осмысление музыкальных образов у детей воспитывается мировоззрение, расширяется их жизненный и исполнительский опыт, поэтому главным критерием при формировании репертуара остаётся высокая художественная ценность произведения, то есть глубина его содержания и совершенство музыкальной формы. Принцип художественной целесообразности, художественной ценности произведения особенно важен именно в детском хоре, где преодоление технических трудностей не должно быть помехой юным певцам ощущать себя созидателями прекрасного.
Важным критерием в отборе сочинений для детского хора является понятие доступности. Рассмотрим главные компоненты этого понятия. Репертуар должен быть доступен детям по уровню их художественного восприятия. Однако нередко бывает и так, что отобранный репертуар доступен детям, понятна логика образов и событий, несложен музыкальный язык, но песни не вызывают у детей душевного отклика, и настойчивая работа над ними превращается в бедствие для хора. Следовательно, намечаемый репертуар по строю эмоций должен быть близок детям, вызвать у них соответствующие чувства. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно то, о чём они поют.
Репертуар должен соответствовать уровню технической подготовленности, определяться степенью музыкальной грамотности певцов и качеством приобретённых технических навыков. При составлении репертуара необходимо учитывать технические возможности коллектива, а также влияние выбранных произведений на весь учебно-воспитательный процесс, так как на их базе накапливаются теоретические знания и отрабатываются вокально-хоровые навыки юных хористов.
Завершая разговор о роли репертуара в детском хоре, принципах его формирования, следует отметить, что рассмотренные критерии относятся к выбору конкретного единичного произведения. Но так как репертуар представляет собой совокупность сочинений, изучаемых и исполняемых хором, выделим основные принципы репертуарной политики в целом. Являясь основой учебно-воспитательной и исполнительской работы, репертуар должен способствовать расширению музыкального кругозора детей в области хоровой литературы.
Чтобы вырастить хороший детский хор, необходима длительная кропотливая работа не только хормейстеров, но и педагогов, занимающихся с детьми всем комплексом предметов, которые входят в учебный план отделения хорового пения в детской школе искусств, хоровой студии или в творческом коллективе, где предполагается хоровое отделение.
Ведущим в организации процесса обучения на отделении является принцип преемственности, поскольку именно он обеспечивает логику построения образования как по вертикали (между разными классами), так и по горизонтали (между разными формами), а также устанавливает связи между ранее приобретённым и новым опытом. А системный подход к обучению позволяет направить преподавание всех музыкальных дисциплин (сольфеджио, музыкальная литература, фортепиано, постановка голоса, хор) на решение основной задачи - создание целостного, стройного, грамотного хорового коллектива. При этом огромную роль играет атмосфера занятий, увлечённость и профессионализм, а также хорошо продуманный и подобранный репертуар хора.
В работе по подбору репертуара для хора условно можно выделить несколько разделов: русская духовная и классическая музыка, зарубежная духовная музыка и зарубежная классика, современная и популярная музыка, народная музыка.
Как и любой из перечисленных разделов репертуара, русская духовная музыка - тема отдельного разговора. Не ставя задачу дать подробную характеристику этому явлению русской музыкальной и духовной культуры, отметим лишь то, что, к сожалению, длительное время мы были оторваны от этого пласта русской музыки, от наших корней. Если раньше русская духовная музыка составляла неразрывное единство с музыкальной культурой, то на протяжении десятилетий это направление русской музыки продолжало существовать лишь благодаря подвижничеству регентов клиросных хоров и усилиям выдающихся мастеров хоровой сцены, таких как А. В. Свешников, А. А. Юрлов, а позже В. Н. Минин, Б. Г. Тевлин, А. Д. Полянский, В. К. Полянский. Но в последнее десятилетие XX века произошло возрождение отечественных национальных ценностей и приоритетов, в том числе и возвращение духовной музыки. Нельзя не отметить одну, с нашей точки зрения, опасную тенденцию - возникает неадекватная реакция на это возвращение. Как ни кощунственно это звучит, но в исполнении детского хорового коллектива произведение русской духовной музыки нередко превращается в некое подобие массовой песни, обязательного атрибута. Было нельзя, теперь можно, да и ещё модно.
Таким образом, включение в репертуар детского хора произведений духовной музыки должно быть крайне аккуратным, с обязательным осознанием того, для чего это нужно хормейстеру, хору, как, впрочем, и репертуару в целом.
Произведений русской духовной музыки для детского хора не так уж много. В их числе можно назвать трёхголосную литургию Д. Бортнян-ского, литургию для женского хора А. Кастальского, отдельные песнопения А. Архангельского, А. Львова, Г Ломакина.
Вероятно, поэтому многие хормейстеры занимаются переложением произведений духовной музыки со смешанного состава на детский. Важно понять, для чего это делается: из-за невозможности найти произведения для детского хора, из-за желания познакомить ребят с образцами этого жанра, наконец, для удовлетворения своего честолюбия. В любом случае к аранжировкам надо подходить крайне деликатно. Понятно, что уменьшение количества голосов, изменение тембровой окраски, сжатие диапазона приведёт к определённым потерям, и желательно, чтобы их было как можно меньше.
Дети в хоре в полной мере сохраняют свою детскую открытость, непосредственность, умение бесконечно удивляться и искренне радоваться. Но вместе с тем они способны интересно мыслить, жадно воспринимать всё новое, чутко реагировать на фальшь и несправедливость, а самое главное - глубоко чувствовать и сопереживать. Именно сочетание этих качеств, а также развивающиеся музыкальные способности детей определяют неповторимый облик хора и его художественные возможности. Задача хормейстера - лишь создать максимально благоприятные условия для этого развития, вдохновить детей и дать им правильное направление в раскрытии их богатого творческого потенциала. Поэтому важной составляющей репертуара хора «Вдохновение» является классическое наследие русских композиторов. Достоинства этой музыки неоспоримы. Она очень образна, искренна, благородна по мысли.
Интересен тот факт, что в самые разные времена нашей истории как бы не было запрета на западную религиозную музыку, детские хоры, в том числе хор ансамбля имени В. С. Локтева, исполняли, например, «Ave Maria» Шуберта, Шумана, Каччини, Баха-Гуно. Исполнение западноевропейской духовной хоровой музыки, с одной стороны, становилось альтернативой, поскольку был запрет на русскую духовную музыку, с другой - способствовало знакомству с мировой культурой. Вот почему лет тридцать назад в репертуаре детских хоров преобладали произведения зарубежных авторов, и лишь незначительное место отводилось их русским собратьям. Понимая необходимость и важность знакомить ребят с классическим наследием западноевропейской музыки, в репертуаре хора «Вдохновение» есть сочинения композиторов эпохи Возрождения, музыка Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, произведения композиторов-романтиков. Они отличаются и по уровню сложности, и по своим масштабам, но они все интересны, содержательны, красивы, все служат певческому и общему музыкальному развитию детей.
От руководителя хора зависит умение стилистически точно интерпретировать того или иного композитора, музыку той или иной эпохи. Заметим, что произведения зарубежных композиторов хор всегда поёт на языке оригинала. От этого звучание хора в большей мере обретает те краски вокального исполнения, которые задумал автор. По возможности некоторые произведения исполняются с органом, пусть даже электронным, - это создаёт ощущение эпохи, стиля.
Как известно, лучшей школой развития полифонического слуха детей является канон. В репертуар детского хора можно включить замечательное произведение в этом жанре «Dona nobis pacem» в обработке Х. Хоп-сона. Очень красивая мелодия канона с распеваниями слогов, с гибкой вокальной линией помогает хору научиться хорошей кантилене, пению наполненным и льющимся звуком. Длинные предложения требуют от певцов хорошего владения дыханием и качественного навыка цепного дыхания в хоре. Этот канон известен в акапельном варианте, но можно исполнять его с фортепианным (а иногда и органным) сопровождением, ведь «Dona nobis pacem» - это заключительная часть католической мессы, которая чаще всего пелась в сопровождении органа. Обычно после лирического фортепианного вступления хор поёт в унисон нежно и проникновенно первое проведение темы, затем делится на два голоса, потом на три. Количество периодов, спетых на два и три голоса, может быть различно. От проведения к проведению постоянно происходит музыкальное развитие начального лирического, тихого пения, и вместе с прибавлением голосов хоровое звучание становится всё более торжественным и приходит к его величественной кульминации. Завершать канон можно по-разному: можно остановиться на этом широком и торжественном пении, можно, постепенно затихая, вернуться к первому настроению, можно закончить трёхголосно, а можно пропеть основную тему в унисон.
Часто исполнением канона «Dona nobis pacem» завершается новогодний отчётный концерт. От пения такой прекрасной, серьёзной музыки дети получают необыкновенное наслаждение.
Тонкие, лирические произведения, подобные романсу Грига «Заход солнца» (ор. 9), очень полезны для развития вокальной чуткости и при качественном исполнении звучат завораживающе красиво. Наибольшую сложность для певцов представляют восходящие и нисходящие скачки в мелодии на широкие интервалы. Хотя разобрать их нетрудно, широкие интервалы легче ложатся на слух, но чтобы добиться хорошего ровного звучания по вертикали трёх голосов, ансамбля и баланса в партиях, потребуется достаточно большие усилия со стороны детей и хормейстера. Куплетная форма сочинения требует тщательно продуманного композиционного плана и общей линии развития произведения. С помощью таких
средств выразительности, как динамика, характер звуковедения, агогика, возможно разнообразить исполнение каждого куплета.
Определённых навыков вокального мастерства требует от хористов исполнение современной хоровой музыки. Например, ориентация в современной хоровой партитуре на нетрадиционную систему нотации, навыки пения секундовых сочетаний, наслаивание кластеров, пластическое ощущение современной ритмики и прочее.
Потребность в исполнении современной музыки - не просто дань моде, а желание открыть что-то новое для ребят, заглянуть в будущее, познакомиться с современными технологическими возможностями хора. Приятно наблюдать, как зажигаются глаза детей, как меняется выражение их лиц при первой встрече с новым произведением, в котором есть необычные хоровые приёмы, звуковые сочетания, элементы сонористики, алеаторики. Так рождается увлечённость, жизненно необходимая при работе с детским коллективом. Примером такого опыта в детском хоре является произведение московского композитора М. Коллонтая (Ермолаева) на стихи замечательного русского поэта пушкинской эпохи Евгения Баратынского «Зима».
Это произведение в технике так называемой алеаторики - метода музыкальной композиции XX века, предполагающего мобильность (незакреплённость) музыкального текста. Динамика от mf до рррр. Важно подобрать двенадцать солистов (шесть альтов, шесть сопрано), способных адекватно исполнить авторские указания. Требование точного исполнения метроритмической структуры авторского текста - начало и завершение музыкальной мысли - относится и ко всему хору. В средней части выписанные фиксированные ноты исполняются хором беспрерывным глиссандо. Алеаторический метод здесь связан с сонористическими приёмами. Хор, произнося отдельные фразы или имитируя шум ветра и завывание вьюги, делает это свободно, опираясь на свою фантазию. Так создаётся эффект зимнего утра, оцепенения, леденящей свежести, морозной туманной дымки. При этом у солистов - фиксированно точная музыкальная линия, требующая предельной чистоты интонирования.
Современная хоровая музыка для детского хора композиторов России и Западной Европы (В. Усович, М. Славкин, А. Кулыгин, И. Кадомцева, А. Виссинг, Г. Сорг, Ж. Брём, А. Мэллнас, В. Луковски, М. Эвен-Ор) представлена в издании «Поёт детский хор "Преображение"». Разные по музыкальному языку, стилистике, жанрам хоровые сочинения дают представление о современном детском хоровом творчестве, о возможностях детского хора и о современной хоровой музыке.
Перед руководителем детского хора всегда стояла и стоит серьёзнейшая проблема обогащения репертуара за счёт произведений, не только способных решить широкий комплекс учебно-методических вопросов, но и
выполняющих воспитательную функцию, расширяющих кругозор детей, формирующих их позитивное мироощущение. Народные песни как нельзя лучше способны взять на себя эту трудную задачу. Являясь одной из величайших ценностей многовековой народной культуры, поэтически обаятельные и задушевные, глубоко проникающие во внутренний мир человека, они способны оказать огромное влияние на духовную жизнь детей.
Поэтому в репертуар хора необходимо включать обработки народных песен, мастерски выполненные в классических традициях русскими композиторами-классиками, современными авторами и хоровыми дирижёрами. Они привлекают своим жанровым разнообразием, непосредственными, живыми образными текстами, простотой, небольшим объёмом, легко запоминающимися мелодиями. Среди них русская народная песня в обработке А. Логинова «Сел комарик на дубочек». Живая, весёлая, подвижная, наполненная народным юмором песня носит танцевальный характер. Средняя тесситура обеспечивает вокальное удобство всех хоровых партий. Метроритмический рисунок песни весьма прихотлив и своеобразен, мелодическое развитие голосов - чисто импровизационного характера. Используются различные виды голосоведения, имитация, подголоски; большое ритмическое разнообразие как внутри каждой партии, так и между ними. Завершает произведение торжественная, жизнерадостная кода. Сольфеджирование и пение со словами поможет сделать точный структурный и ладотональный анализ. Всё это обеспечит и чистоту интонирования. Освоение этой песни даст детям возможность получить истинное наслаждение от прикосновения к высокому искусству многоголосия. Юные певцы на практике познают импровизационный характер каждого голоса, его наиболее типичные формы развития и чуткую взаимосвязь между мелодическими линиями.
Яркая, эмоционально насыщенная музыка позволяет певцам хора показать уровень овладения освоенными в процессе обучения навыками многоголосного пения.
Тесная связь музыки и литературного текста, чёткость структуры, вокальное удобство музыкальной ткани способствуют сравнительно лёгкому усвоению и исполнению детским хором обрядовой белорусской народной песни «Весна-красна» в обработке А. Пономарёва. Вариационное развитие от куплета к куплету не только украшает музыку, но и обогащает её звучание. Разнообразно и оправданно здесь использование различной хоровой фактуры: пение хора в унисон, подголоски, совместное многоголосное пение, мелодико-ритмическая имитация. В результате из начальной простой мелодии постепенно раскрывается эпизодическое трёхголосие. Подобные обработки в куплетно-вариационной форме очень полезны для развития музыкальной памяти певцов, гибкости музыкального мышления, и именно они придают яркий концертный облик неприхот-
ливой народной мелодии. Песня должна быть прочувствована и пережита ребятами, тогда на концерте она непременно произведёт глубокое и яркое впечатление на слушателей.
В репертуаре камерного хора ансамбля имени В. С. Локтева есть русская народная песня в обработке О. Митрофановой «Таня-Танюша», «Веники», которая сопровождается от начала до конца деревянными инструментами, на которых играют сами хористы.
Сегодня существует масса переложений, обработок, аранжировок народных песен, поэтому подходить к их выбору следует избирательно, соотнося сложность текста, количество голосов, насыщенность фактуры, особенности гармонизации и ритмики, динамики и агогики с возможностями своего хора. В итоге художественная выразительность выбранных песен, их широта, мощь, иные характерные черты позволяют расширить стилистические рамки и обогатить репертуар нашего хора. Примером обращения к музыке народа, на земле которого мы живём, стали обработки ненецких народных песен: «Ярколава» («Ловля оленей») «Нюкуб-ца'сё» («Колыбельная»), «Тай сэрми» («Четыре моих белолобых оленя»). Автор обработок - руководитель ненецкого хорового коллектива «Сёётэй Ямал» («Поющий Ямал») Нелли Лебедева.
В обработках используется кварто-квинтовая интервалика, передающая пространственные ощущения бескрайних просторов тундры, наполненных тишиной. А введение подголосочной полифонии, приёмов варьирования главной мелодии, разнообразия регистрового звучания голосов, использование специфики хоровых распевов сохраняют колорит народного исполнительства. Вы можете услышать, как поочерёдно вступают партии, то сливаясь в общем звучании, то солируя на первом плане. Плотность хоровой фактуры постоянно меняется: то насыщается яркими оттенками осенней тундры, то становится прозрачной, как тонкая льдинка остывающего к зиме озерца.
Известная песня «Ярколава» (музыка Семёна Няруя на стихи Валентины Няруй) привлекает исполнителей и слушателей не только мелодической свежестью, лёгким кружевным плетением голосов, ладовым колоритом, своеобразием двухголосного распева, но и яркими поэтическими образами, воспевая силу и ловкость, ум, смекалку тундрового оленевода. Выдержанные звуки сначала у альтов, затем у сопрано удачно сочетаются с мелодией песни, придавая ей обогащённое хоровое звучание - в отличие от авторского оригинала, написанного для солиста и фортепиано.
По нашему глубокому убеждению, юных хористов нужно знакомить со всеми направлениями музыкального искусства, поэтому в репертуаре хора должна быть представлена джазовая музыка. Далеко не каждый коллектив исполняет джаз, его нужно ощущать, пропускать через себя, обладать чувством так называемого драйва. Настоящий джаз - это богатей-
шая мелодия, и необычная пряная гармония, и острый ритм, и неповторимое чувство свинга. Хормейстеру нужно познакомиться с теоретическими основами джаза, ощутить его исполнительскую манеру, стилистику, понять и прочувствовать, что такое свинг. Кроме того, джазовая вокальная манера отличается от академической манеры пения, необходимо приличное знание английского языка.
Найти свой джазовый репертуар сложнее, поскольку он практически не издавался у нас. Лишь недавно в издательстве «Музыка» были выпущены сборники «Джаз в детском хоре»: выпуск № 1 «Как тут усидеть?» для младшего хора, выпуск № 2 «Чаттануга чу-чу» для среднего хора, «Я нашёл ритм» для старшего хора. Некоторые произведения из названных изданий закрепились в нашем репертуаре. Среди них традиционный спиричуэл в обработке Л. Спивачека «Кто-то стучится в твою дверь» («Somebody's knockin' at your door»). Спиричуэлы - это духовные песни афроамериканцев, которые возникли в США во второй половине XVIII века вследствие обращения негров в христианство, поэтому основные темы спиричуэлов - обретение свободы, дарованной христианской верой.
Спиричуэл «Somebody's knockin' at your door» сочетает в себе отличительные элементы африканских исполнительских традиций - коллективную импровизацию, характерную ритмику глиссандо, нетемперированные аккорды, особую эмоциональность - со стилистическими чертами пуританских гимнов. Он имеет вопросно-ответную структуру, подразумевающую диалог проповедника с прихожанами. В тексте используется не чисто английский (американский) язык, а негритянский диалект, что затрудняет перевод (вместо the - de и многое другое). Разговорный язык, фразы бытовой речи сочетаются с поэтическими сравнениями, в целом же язык текста спиричуэла конкретен, точен, лаконичен. По много раз повторяемый припев служит утверждению главной мысли текста, повторяющейся как заклинание. При разучивании этого произведения особое внимание надо обратить на его ритмическую основу -самый важный элемент джаза, определяющий его специфику. Используйте вудблок - ударный инструмент наподобие коробочки со сквозной резонаторной щелью.
«Yes, my Lord!» («Да, Господи!»), музыка и слова Дж. Альтхауса, - хор написан в жанре госпел, одном из самых популярных в среде афроамериканцев, однако здесь просматриваются и черты спиричуэла. В этом сочинении, помимо церковного хора, который исполняет роль запевалы, в исполнении участвуют все присутствующие на службе. Одним из элементов госпела является активное хлопанье в ладоши, что способствует нарастанию экстатического настроения. Поэтому во время исполнения этого произведения необходимо добиваться от хора энергичного, а не формального хлопка в ладоши.
«The dream lives on!» («Мечта продолжает жить!»), музыка и слова М. Донелли, аранжировка Дж. Стрида. Песня о мечте, о тех, кто умер за свободу во имя будущего. Пафосность, которая есть в этом произведении, подчёркивается традиционной песенной мелодией, истоки которой уходят и в спиричуэл, и в кантри, и в музыку Среднего Запада. В песне нет ярко выраженных элементов джаза, но тем не менее синкопированный ритм и гармония приближают её к этому жанру. Практический совет: можно придать некоторую импровизационность исполнению за счёт свободной интерпретации темпа. Для большей звуковой красочности можно использовать различные шумовые инструменты: вудблоки, ковбеллы, реко-реко, кабаца и ругие.
«Hats» («Шляпы»), музыка и слова Х. Биби, - настоящий свинг. Пример песни с элементами сценического движения, что достаточно популярно среди американских хоровых коллективов. Как правило, и в этом произведении тоже, хореографический рисунок обозначен очень конкретно -в виде символов-рисунков и кратких пояснений к ним в партитуре. Руководителю хора не надо ничего придумывать, нужно просто следовать указаниям автора. Некоторые практические советы. Для эффектного исполнения данного произведения хорошо бы подошли одинаковые шляпы у всех хористов, но можно использовать и даже обыграть разные шляпы и шляпки. Заполните шляпами две большие коробки и расположите их по обеим сторонам хора. Пока два человека будут доставать и раздавать шляпы хористам, повторяйте четыре такта вступления несколько раз. Во время аплодисментов в конце номера соберите шляпы и уберите их в коробки, дабы не мешать продолжению концерта.
«You gotta generate heat» («Ты создаёшь тепло»), музыка Д. Шварца, слова Джо Кьяра, - песня свингового характера. При этом запевы куплетов должны исполняться ритмически более остро, а припевы - более насыщенно по звучанию за счёт протяжённых нот, которые можно исполнять, используя приём crescendo, как бы раздувая длинную ноту наподобие звучания труб или тромбонов.
Как правило, спиричуэлы называются по начальной строке текста, которая в переводе может звучать как незаконченное предложение, например, «Всю ночь, весь день». Поэтому при исполнении на концертах лучше объявлять название спиричуэла на языке оригинала и при необходимости сообщать краткое содержание.
Что касается эстрадной музыки, то и она присутствует в репертуаре хоров, поскольку все хористы - дети своего времени, и их нельзя искусственно изолировать от того, с чем они встречаются каждый день. Наоборот, привить им вкус к хорошей эстраде, научить отличать профессиональную музыку от так называемой попсы - вот в чём, на наш взгляд, задача руководителя детского хора.
В репертуаре хора «Вдохновение» закрепилось произведение Л. Марченко «Каникулы». В процессе разучивания этой песни хором, чтобы добиться контрастности звучания между запевом и припевом, уместно использовать агогические изменения в темпе и различные штрихи: связно и плавно исполнять мелодию запева и подчёркнуто чётко исполнить ритмически яркий припев песни.
В репертуаре камерного хора и хора «Пионер» ансамбля имени В. С. Локтева присутствуют произведения В. Высоцкого «Купола», А. Журбина «Ах, эти тучи в голубом», А. Пахмутовой «Беловежская пуща», «Русский вальс», «Девчонки танцуют на палубе», «Мелодия», «Дарите радость людям», Д. Дунаева «Дети Москвы» и многие другие, а также песня А. Рыбникова «Аллилуйя», которая бесспорно раскрепощает детей, позволяет более глубоко проникнуть в суть исполняемого. Данное произведение даёт возможность почувствовать себя артистами и проявить свою индивидуальность элементами хорового театра, которые включены в исполнение данной песни. На примере этого произведения и данного репертуара можно развивать и такое направление, как работа с фонограммой (-), (+).
Недавно издательство «Феникс» выпустило целую серию сборников «Детские песни о разном». Каждая песня здесь - маленький спектакль, маленькая музыкальная новелла. Руководители академического и эстрадного пения найдут для своих детских коллективов новый интересный материал для творческого вдохновения. Два указанных выпуска заинтересовали не только педагогов, но и имели успех в Министерстве образования РФ, а их автор Л. Марченко стала лауреатом Всероссийского конкурса «Педагогические инновации» в Москве в 2001 году.
В 2008 году издательство «Союз художников» выпустило сборник песен для детского хора с милым названием «Марфушины песенки». Они написаны хоровым дирижёром, композитором С. Екимовым на стихи петербургского поэта Юрия Парфёнова в 2005-2006 годах. Изначально это были одноголосные детские песни, а в 2008 году была сделана редакция для детского хора. Песенки располагаются в цикле по степени усложнения материала, как интонационного, так и ритмического. Увеличивается и количество голосов - от унисона до шестиголосия в последней песне. Однако цикл может исполняться и младшим хором (в этом случае следует исполнять мелодию в унисон), и старшим, тогда возможно исполнять написанную авторскую фактуру. Естественно, что каждый хормейстер может, учитывая возможности своего коллектива, упростить хоровые партии, не меняя при этом мелодического рисунка и фортепианной фактуры. Исполнение цикла позволит показать многогранность возможностей хорового коллектива, так как в нём присутствуют и медленные лирические, и подвижные виртуозные номера, а финал цикла - это практически эстрадная песня с участием двух солистов и хора.
Завершая разговор об особенностях репертуара детского хора, отметим, что он представляет собой концентрированное выражение основ педагогики, методики и эстетики. Становится понятно, что одним из важнейших условий стабильности существования хора является непрерывный творческий рост коллектива. Планируемый репертуар хора отражает уровень технического мастерства и творческих возможностей юных певцов на определённом этапе и намечает наиболее высокие рубежи. Он связан также с важнейшими событиями в жизни школы, коллектива, города, с историческими датами и т.д. Руководитель хора должен чётко представлять себе основные рубежи и вехи развития.
Список литературы
1. Безант А. Вокалист. Школа пения : учебное пособие. - Санкт-Петербург :
Планета Музыки, 2019. - 192 с.
2. Варламов А. Полная школа пения : учебное пособие. - 4-е издание, стерео-
типное. - Санкт-Петербург : Лань ; Планета Музыки, 2012. - 120 с. : нот.
3. Возрождение : русская хоровая музыка для детей : в сопровождении форте-
пиано / составитель [и автор предисловия] Е. Светозарова. - Санкт-Петербург : Нота МИ, 2002. - 62 с.
4. Евсеев Ф. Е. Школа пения. Теория и практика для всех голосов : учебное пособие. - Санкт-Петербург : Лань, 2015. - 80 с.
5. Композиторы-классики для детского хора. Выпуск 7. А. Гречанинов : [с сопро-
вождением фортепиано] : для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста / составитель В. Бекетова. - Москва : Музыка, 2008. - 63 с.
6. Музыка, которую люблю : на пути к свингу : в сопровождении фортепиано и без сопровождения / переложение А. Галицкого. Санкт-Петербург : Нота МИ, 2002. - 52 с.
7. По страницам русской хоровой музыки Х1Х-ХХ веков : [с сопровождением
фортепиано и а саре11а] / составитель П. В. Халабузарь ; [автор вступительной статьи М. Гайкович]. - Москва : Классика-ХХ1, 2004. - 58 с.
8. Я нашёл ритм. Джаз в детском хоре. Выпуск 3. Для старшего хора / состави-
тель М. Славкин. - Москва : Музыка, 2009. - 144 с.