Научная статья на тему 'Русская духовная музыка в детском хоре (к проблеме обновления репертуара)'

Русская духовная музыка в детском хоре (к проблеме обновления репертуара) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1345
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ХОР / СОВРЕМЕННЫЙ ХОРОВОЙ РЕПЕРТУАР / РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / ХОРОВЫЕ ФЕСТИВАЛИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТСКОГО ХОРА / CHILDREN''S CHOIR / EDITIONS OF MUSIC FOR CHILDREN''S CHOIR / CONTEMPORARY CHORAL REPERTOIRE / RUSSIAN SACRED MUSIC / CHORAL FESTIVALS / MUSICAL EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Седых Евгения Викторовна

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с выбором и обновлением репертуара в современном детском хоровом исполнительстве. Автором уделяется особое внимание духовным сочинениям отечественных композиторов XIX века. Упомянуты наиболее ценные репертуарные сборники, включающие ряд высокохудожественных образцов духовных песнопений различных жанровых направлений. Освещаются некоторые масштабные фестивали духовной музыки (в том числе на Юге России), способствующие дальнейшему развитию детского хорового исполнительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская духовная музыка в детском хоре (к проблеме обновления репертуара)»

Е. В. СЕДЫХ

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА В ДЕТСКОМ ХОРЕ

(К ПРОБЛЕМЕ ОБНОВЛЕНИЯ РЕПЕРТУАРА)

-• - - ф - - -

Русская музыка, да и всё русское искусство на протяжении своей истории было самым тесным образом связано с глубинным православным миросозерцанием. Именно здесь корни своеобразия и самобытности нашей культуры. За последний век связь эта была насильственно разрушена.<...> Восстановление этой духовной связи - труднейшая задача, стоящая перед нашим обществом. Только на этом пути я вижу будущее нашего искусства». Процитированное высказывание принадлежит нашему выдающемуся современнику, композитору Г. В. Свиридову [6, с. 1].

«Ныне почти умолк живой голос России -ещё недавно самой певучей державы мира», -с болью отмечал на хоровом фестивале «Невские хоровые ассамблеи» (Санкт-Петербург, 2007) В. А. Чернушенко, руководитель Государственной академической хоровой капеллы им. М. И. Глинки.

Возрождение певческой традиции начинать нужно с детства. На протяжении многих лет проблема формирования духовной культуры ребёнка привлекала к себе пристальное внимание специалистов из различных областей науки - философии, психологии, общей и музыкальной педагогики. Общепризнанно, что одним из эффективных средств формирования духовной культуры подрастающего поколения является музыка. Она осуществляет передачу духовных качеств из поколения в поколение, знакомит ребёнка с историей родной земли, приобщает к традициям своего народа. Певческое искусство издревле лежало в основе музыкального и духовно-нравственного воспитания детей. Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в значительной степени благоприятствует успешному решению задач, связанных с детским воспитанием и развитием духовной культуры.

Период расцвета хорового исполнительства в конце XIX - начале XX веков сопровождался возраставшим вниманием к проблемам детского хорового пения со стороны выдающихся му-

Трогательные звуки поражали мой слух, а истина, заключавшаяся в них, проникала в мое сердце и возбуждала благоговение.

Блаженный Августин

зыкантов-педагогов - М. Климова, Н. Данилина, П. Чеснокова, Вик. Калинникова и др. В научно-методических трудах А. Карасёва, Д. Зарина, В. Булычёва, в статьях А. Никольского отражались эстетические принципы детского хорового воспитания, подчёркивалась первостепенная важность художественных критериев для оценки и отбора произведений, исполняемых детьми. В творчестве крупнейших отечественных композиторов: П. Чайковского, Ц. Кюи,

A. Лядова, Вик. Калинникова, А. Аренского, М. Ипполитова-Иванова, Р. Глиэра, А. Гречанинова, С. Рахманинова и др. - появились разнообразные хоровые сочинения для детей. В основном это были одноголосные песни и несложные двух- или трёхголосные хоры, написанные на фольклорные тексты и стихи русских поэтов.

Позже, в советский период, детское хоровое исполнительство получило дальнейшее развитие: «.от создания различных внешкольных форм музыкального воспитания детей. до появления хоровых школ. от пения пионерских песен до исполнения серьёзной музыки зарубежных и отечественных композиторов.» [1, с. 6-8]. Многие видные хормейстеры, педагоги-методисты того времени (М. Заринская, Т. Овчинникова,

B. Попов, Л. Абелян, Ю. Славнитский, С. Грибков и др.) в своей практической деятельности, научных трудах, методических разработках осмысляли и формировали принципы отбора репертуара для детского хора.

Как отмечает Н. Аверина, «.возрождение духовности общества, усиливающийся интерес к отечественной культуре и рост художественных запросов определили прогрессивные направления в развитии детского хорового исполнительства. Данное положение находит свое подтверждение в следующих фактах: в возросшей активности детских хоровых коллективов (участие их в российских конкурсах и фестивалях, проведение циклов концертов и детских абонементов); в поездках детей на международные

хоровые конкурсы, фестивали и получение международного признания; в возрастающем с каждым годом уровне многочисленных детских хоров российской провинции; в резкой перестройке репертуара (обращение к русской духовной музыке, появление большого количества хоровых сочинений современных авторов; исполнение вершинного жанра хоровой музыки - музыки a cappella)» [1, с. 9].

Репертуар детского хорового исполнительства является общепризнанным фундаментом музыкальной культуры подрастающего поколения. Он обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, способствует нравственному и эстетическому воспитанию детей, формирует их вкусы и взгляды. Создание репертуара хорового коллектива - это определённая часть творческого процесса. Здесь имеют значение и художественные пристрастия дирижёра, и исполнительские возможности хора, и запросы публики, и культурно-исторический контекст. Как известно, главным критерием в отборе репертуара является его художественная ценность. Русская духовная музыка - один из интереснейших разделов хорового репертуара; это источник мудрости и красоты, соединяющий в себе непреходящие идеи церковных постулатов, высокохудожественные тексты, отобранные многовековой практикой.

Исполнительский уровень определённого коллектива также является приоритетным критерием, учитываемым при отборе сочинений для детского хора. Исходя из этого, Н. Аверина в диссертационном исследовании «Проблема репертуара в детском хоровом исполнительстве» обращается к понятию доступности. Последняя трактуется как динамично развивающаяся характеристика, призванная отразить исполнительские возможности хора посредством оценки трёх уровней коллектива: культурного уровня маленьких певцов; уровня технической подготовленности; уровня вокальных возможностей (см.: [1, с. 14]). Безусловно, упомянутые уровни, обозначенные Н. Авериной, соотносятся с выбором конкретного хорового произведения.

Русская духовная музыка - это уникальная школа хорового пения a cappella, в основе которой - вокальное удобство, плавность голосоведения и естественность звукообразования. Существуют различные формы преподнесения духовной музыки детям. Это знакомство с духовными образами и евангельскими сюжетами (философски осмысленными) в светских произведениях, звучание собственно церковных песнопений. Духовные образы нередко входили в светские произведения русских композиторов и поэтов как отражение сложной многоукладной

жизни общества. Подобные образы, несущие нравственную чистоту, внутренний покой и гармонию, нередко противопоставлялись суете, мятежности и порочности окружающего мира.

Мастера художественного слова - замечательные поэты оставили нам в наследие прекрасные стихи на православные темы: достаточно назвать Великого князя К. Романова, А. Блока, А. Майкова, И. Бунина, И. Никитина, П. Вяземского, А. Плещеева и др. А. Пушкин писал: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... потому, что в нём находишь всю человеческую жизнь. Библия всемирна». Сказанное в полной мере относится и к музыке, коль скоро целый ряд хоровых произведений П.Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова и других отечественных композиторов не может быть постигнут во всей глубине смысла и художественной выразительности, если не опираться на библейскую основу первоисточника.

В начале девяностых годов XX века И. Кош-миной была разработана экспериментальная программа по изучению русской духовной музыки в начальной школе. Целью соответствующей дисциплины являлось формирование определённой совокупности знаний в сфере духовной музыки и приобщение детей к новому для них пласту русской музыкальной культуры как средству эстетического и нравственного воспитания.

Основой содержания музыкального образования в школе на протяжении многих десятилетий являются произведения композиторов светского направления и народное творчество. За пределами школьного обучения, как правило, остаётся вся духовная музыка. Это, по мнению И. Кошминой, сужает и обедняет представления современных школьников о русской музыкальной культуре. Поэтому правомерно возникает вопрос о необходимости восполнить пробел в содержании музыкального образования, вводя в поле зрения учащихся духовную музыку.

Благодаря знакомству с разнообразными исследовательскими материалами - историческими, теоретическими и методологическими, изучению опыта выдающихся музыкантов-хормейстеров, а также анализу собственного многолетнего опыта хормейстерской практики мы имеем возможность более глубоко осмыслить проблемы, связанные с выбором произведений русской духовной музыки для детского хора и степенью обновления соответствующего репертуара на современном этапе. Прежде всего, следует отметить многообразие хоровой литературы, адресованной детским хоровым коллективам в наши дни. Указанная

литература охватывает достаточно широкий диапазон: светская и духовная музыка, произведения крупной формы и миниатюры, хоры a cappella и в сопровождении различных инструментальных составов, оригинальные сочинения для детских коллективов, всевозможные дуэты, каноны, произведения для однородных хоровых составов, переложения и обработки.

Духовные сочинения отечественных и зарубежных авторов публикуются ныне в репертуарных сборниках. Назовем некоторые из них, широко востребованные в хормейстерской среде:

• Композиторы-классики для детского хора: Праздник Рождества. Православные песнопения. Выпуск 4. М.: Музыка, 2005;

• Классическая и духовная музыка для детского (женского) хора. Выпуск 2. СПб.: Композитор, 2012;

• Духовная музыка русских композиторов. (Нотная папка хормейстера № 5. Тетрадь № 2. (Золотая библиотека педагогического репертуара.) М.: ВМО, 2009;

• Русская духовная музыка для детских и женских голосов. СПб.: Северный олень, 1992. Большинство произведений, представленных в упоминаемых сборниках, не переиздавалось на протяжении ХХ столетия или было опубликовано впервые. Знакомство с этой музыкой и включение её в концертные программы, по нашему убеждению, должны способствовать развитию художественного вкуса детей, обогащая юных певцов новыми музыкальными впечатлениями и доставляя наслаждение от соприкосновения с подлинно духовным искусством.

Следует заметить, что руководители многих детских хоровых коллективов стремятся включить в свой репертуар подобные сочинения. Желание хормейстеров приобщить детей к сфере духовной музыки породило многочисленные переложения хоровых произведений, в оригинале создававшихся для смешанного состава. Не всегда эти переложения выполняются профессионально. «Каждому руководителю детского хора необходимо овладеть техникой хоровой аранжировки - это главный путь к созданию собственного неповторимого репертуара», - указывает Ю. Славнитский.

Рекомендации опытнейшего мастера хоровой аранжировки Ю. Славнитского, несомненно, представляют большую ценность для молодых хормейстеров: «Решение этой проблемы целиком зависит от умения руководителя аранжировать, "приспосабливать" произведения для своего хора. Это продиктовано знанием его конкретных особенностей в данный момент (я подчёркиваю - "в данный момент", т. к. состав детского хора постоянно меняется). Тут

имеет значение всё: диапазон всего коллектива и отдельных его партий, качество и количество голосов отдельных групп, степень технической подготовки. Диапазон детского хора (особенно рядового, среднего) очень ограничен. Тем более аранжировщик должен проявлять не только умение, но и выдумку. Помимо грамотного построения аккордов, необходимо создавать плавное голосоведение, удачно сочинять второй и третий голоса, ловко использовать элементы имитации и противосложения. В идеале каждый голос хоровой фактуры должен восприниматься исполнителями как самостоятельная мелодия» [3, с. 170]. Таким образом, овладение искусством аранжировки, т. е. профессиональное обучение в данной области, представляется весьма целесообразным для хормейстера, возглавляющего детский хоровой коллектив.

Бесспорно, основой концертных программ детского хора являются оригинальные сочинения, тогда как обработки и переложения призваны стать необходимым дополнением к упомянутому оригинальному репертуару.

При изучении разнообразной хоровой литературы, отборе наиболее ценных в художественном отношении, выразительных и ярких сочинений дирижёр может столкнуться с проблемой корректировки сложившегося баланса между светским и духовным творчеством в репертуаре данного хорового коллектива. Эта проблема актуальна и в наши дни.

Художественная значимость обоих направлений, их основополагающая роль в развитии отечественной культуры, а также сравнительная характеристика исполнительских особенностей упомянутых сфер хорового искусства является предметом исследования для профессионально образованного дирижёра-хормейстера.

Учитывая необходимость максимально полного творческого постижения исполняемого произведения (включая историю создания, характеристику авторского замысла и анализ важнейших особенностей хорового исполнительства соответствующей эпохи), представляется целесообразным опираться на предложенную Н. Авериной периодизацию русской музыки в историческом аспекте развития последней:

• От начала профессиональной хоровой традиции до середины XVII века: одноголосное, монодийное пение.

• Эпоха многоголосия и создания крупных хоровых композиций: XVП-XVШ столетия.

• Классический период развития русской музыки: XIX век.

• Создание собственно детского хорового репертуара: конец XIX - начало XX столетия.

• Современная музыка для детей.

Распространение вновь создаваемого репертуара в значительной степени связано с активизацией концертной деятельности хоровых коллективов, представляющих различные регионы России. К примеру, на территории Ростовской области в последние годы неоднократно организовывались фестивали духовной музыки с участием детских хоров Южно-Российского региона. Широкую известность приобрёл, в частности, Пасхальный фестиваль духовной музыки, проводимый в Таганроге на протяжении ряда лет и ставший традиционным.

В мае 2013 года в Ростове-на-Дону проходил областной фестиваль хоровой музыки «Благовест». По словам Главы Донской епархии - Митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, «фестиваль "Благовест" задуман как музыкальное событие, которое будет служить высоким образцам культурного и духовного наследия России, возрождению лучших традиций отечественной хоровой музыки, сохранению славной истории русского вокального творчества» [5, с. 6]. В фестивале принимали участие детские хоры и вокальные ансамбли нескольких возрастных групп из учебных заведений - как светских (музыкальные школы), так и церковных (церков-но-приходские воскресные школы). Лучшие коллективы - участники «Благовеста» - выступили в заключительном гала-концерте, состоявшемся в Большом зале Ростовской областной филармонии. Значимость этого события подтверждается огромным интересом многочисленных слушателей, рецензиями в средствах массовой информации, выпуском компакт-дисков с записями наиболее примечательных концертов фестиваля.

Можно предположить, что «Благовест» явился неким вдохновляющим «импульсом» для целой серии аналогичных мероприятий с участием детских хоровых коллективов. К примеру, в мае 2014 года в Ростове-на-Дону был проведён областной Фестиваль хоровой музыки, посвя-щённый 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Для юных исполнителей регулярные концертные выступления в

рамках подобных фестивалей представляются безусловно важными с учётом возникающего «двойного позитивного эффекта» - речь идёт как о перспективах профессионального развития в сфере хорового исполнительства, так и о мощном нравственном воздействии духовной музыки на подрастающее поколение.

Последовательным сторонником указанной тенденции в масштабах России является В. Гер-гиев - один из крупнейших отечественных музыкантов современности. Не так давно по инициативе В. Гергиева было возрождено Всероссийское хоровое общество. Следующим шагом, приуроченным к открытию Года Культуры в нашей стране, стало создание 1000-голосного детского хора, символизирующего единство российских регионов. «Золотой Олимпийской тысячей» был назван сводный детский хор после триумфального выступления на закрытии XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. Не довольствуясь этим, маэстро пригласил детские хоровые коллективы из разных уголков России принять участие в концертах возглавляемого им традиционного Пасхального фестиваля 2014 года. «Наш олимпийский хор будет растекаться ручейками по всей стране. Ведь с чем ассоциируется детский голос? Это всегда тепло, уют. Те эмоции, то добро, которых нам сегодня не хватает в жизни. А хор - это ещё и вопрос воспитания, формирования правильных ценностей у ребят», - отметил В. Гергиев [2, с. 9].

Воспитательный аспект характеризуемого процесса ёмко и выразительно запечатлён в размышлениях одного из крупных деятелей современной православной церкви - архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого): «Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст были высокообразованными людьми своего времени. И вашим детям надлежит быть образованными, учёными. Но только важно, чтобы их обучение и воспитание не ограничивалось одной мудростью светской, мудростью церковной, мудростью мира сего. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с этим они познавали высшую правду и истину» (цит. по: [4, с. 129]).

»» ЛИТЕРАТУРА «

1. Аверина Н. Проблема репертуара в детском хоровом исполнительстве: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1996. 24 с.

2. Гергиев В. Победить зло: Об Украине и правде жизни (интервью с Н. Зятьковым) // Аргументы и факты. 2014. № 10. С. 3-4.

3. Киянова Е. (авт.-сост.) Юрий Славнитский: Музыкант Божьей милостью. СПб.: Композитор, 2004. 196 с.

4. Кошмина И. Русская духовная музыка: в 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2001. Кн. 2. 160 с.

5. Областной фестиваль хоровой музыки «Благовест»: буклет. Ростов н/Д: Книга, 2013. 24 с.

6. Православие в музыке: Г. Свиридов. URL: http://ndu.nne.ru/db/potok/pravoslavie_v_ muzyike_g_sviridov.

7. Сербул Н. Виктор Попов: Хор как жизнь. М.: Музыка, 2009. 64 с.

REFERENCES

1. Averina N. Problema repertuara v detskom horo-

vom ispolnitel'stve: avtoref. dis____kand. iskusst-

vovedeniya [The Repertoire Problem in Children's Choral Singing: Thesis of Dissertation for Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 1996. 24 p.

2. Gergiev V. Pobedit' zlo: Ob Ukraine i pravde zhizni (Interv'yu s N. Zyat'kovym [To Defeat the Evil: About Ukraine and the Truth of Life. Interview with N. Zyat'kov]. Argumenty i fakty [Arguments and Facts]. 2014. No. 10. P. 3-4.

3. Kiyanova E. (avt.-sost.) Yuriy Slavnitskiy: Muzykant Bozh'ey milost'yu [Yury Slavnitsky: The Musician Owing to Grace of God]. St. Petersburg: Kompozitor Press, 2004. 196 p.

4. Koshmina I. Russkaya dukhovnaya muzyka: v 2 kn. [Russian Sacred Music: in 2 vol.]. Moscow: VLADOS Press, 2001. Vol. 2. 160 p.

5. Oblastnoy festival' horovoy muzyki «Blagovest»: buklet [Regional Festival of Choral Music «Ringing of Church Bells»: Booklet]. Rostov-on-Don: Kniga Press, 2013. 24 p .

6. Pravoslavie v muzyke: G. Sviridov [Orthodoxy in Music: Georgy Sviridov]. URL: http://ndu.nne.ru/ db/potok/pravoslavie_v_muzyike_g_sviridov].

7. Serbul N. Viktor Popov: Khor kak zhizn' [Victor Popov: Chorus as Life]. M.: Muzyka Press, 2009. 64 p.

---РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА --

В ДЕТСКОМ ХОРЕ (К ПРОБЛЕМЕ ОБНОВЛЕНИЯ РЕПЕРТУАРА)

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с выбором и обновлением репертуара в современном детском хоровом исполнительстве. Автором уделяется особое внимание духовным сочинениям отечественных композиторов XIX века. Упомянуты наиболее ценные репертуарные сборники, включающие ряд высокохудожественных образцов духовных песнопений различных жан-

ровых направлений. Освещаются некоторые масштабные фестивали духовной музыки (в том числе на Юге России), способствующие дальнейшему развитию детского хорового исполнительства.

Ключевые слова: детский хор, современный хоровой репертуар, русская духовная музыка, хоровые фестивали, музыкальное воспитание детей, музыкальная литература для детского хора.

-- RUSSIAN SACRED MUSIC IN THE CHILDREN'S --

CHOIR (TOWARDS THE PROBLEM OF RENOVATION OF THE REPERTOIRE)

The actual issues associated with selecting and renovation of contemporary children's choir repertoire are considered in the article. The author pays particular attention to sacred works by Russian composers of the XIXth century. The most valuable published repertoire collections which include some of highly artistic sacred works of different genre directions are mentioned. Some

great festivals of sacred music (in the South of Russia too) which favour the subsequent development of children's choir performing art are elucidated.

Keywords: children's choir, contemporary choral repertoire, Russian sacred music, choral festivals, musical education of children, editions of music for children's choir.

Седых Евгения Викторовна

доцент кафедры хорового дирижирования e-mail: Vasiljev98@mail.ru Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

Российская Федерация, 344002, Ростов-на-Дону

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.