Научная статья на тему 'Духовная музыка в репертуаре детского хора: проблемы, задачи, цель'

Духовная музыка в репертуаре детского хора: проблемы, задачи, цель Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4212
542
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ / ЦЕРКОВНАЯ / МУЗЫКА / ДЕТСКИЙ / ХОР / РЕПЕРТУАР / ТРАДИЦИИ / ЦЕЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гончарова В. И.

В статье рассматривается один из серьезнейших и проблемных аспектов деятельности хормейстера с детским хоровым коллективом работа над произведениями духовной музыки. Утраченные традиции исполнения произведений духовного содержания, как русской, так и зарубежной музыки, требуют специальных знаний и особой исполнительской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHURCH MUSIC IN REPERTOIRE OF THE CHILDREN’S CHOIR: PROBLEMS, PURPOSE

The article is describing one of the serious and problematic aspect of the activity of the choirmaster with children’s choir collective over the works of the church music. The loss of the traditions of the fulfillment of the works of the church contents in Russian and foreign music demands the special knowledge and special technical culture.

Текст научной работы на тему «Духовная музыка в репертуаре детского хора: проблемы, задачи, цель»

УДК 130.2

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА В РЕПЕРТУАРЕ ДЕТСКОГО ХОРА: ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ, ЦЕЛЬ

В.И. Гончарова

музыкальный колледж им. С. А. Дегтярева Белгородский государственный институт искусств и культуры

e-mail: [email protected]

В статье рассматривается один из серьезнейших и проблемных аспектов деятельности хормейстера с детским хоровым коллективом - работа над произведениями духовной музыки.

Утраченные традиции исполнения произведений духовного содержания, как русской, так и зарубежной музыки, требуют специальных знаний и особой исполнительской культуры.

Ключевые слова: духовная, церковная, музыка, детский, хор, репертуар, традиции, цель.

О творческом лице коллектива, его исполнительских возможностях, нравственных и эстетических позициях можно судить, в определенной мере, по его репертуару, даже не услышав звучания хора. Вероятно, именно поэтому важным для руководителя является поиск и формирование «своего» репертуара, который станет своеобразной визитной карточкой коллектива.

В недалеком прошлом - в постреволюционной России хоровой репертуар, в том числе и детский, значительно изменился. С одной стороны, он пополнился произведениями советских авторов, с другой - из него вынужденно «исчезли» сочинения, рассматриваемые как пропагандирующие «чуждую» - буржуазную идеологию. В числе этих произведений оказалась немалая часть хоровой музыки, западноевропейской и отечественной, связанной с духовной тематикой.

Пытаясь сохранить эти сочинения в концертном репертуаре, предпринимались неоднократные попытки заново их подтекстовать, что серьезно повлияло на изменение содержания и смысла. Многие замечательные творения И.Баха, А. Моцарта, С. Рахманинова, А. Гречанинова, П. Чеснокова были негласно запрещены не только для публичного исполнения, но даже к ознакомлению в текущей репетиционной работе.

Почти столетие духовная музыка была «за семью печатями». К сожалению, такое враждебное отношение к церковному искусству отрицательно сказалось не только на нравственном состоянии общества, но и на развитии всей современной культуры. «Как показывает опыт истории, отмечает профессор В.В. Медушевский, духовная крепость человечества не может цементироваться с одним лишь светским искусством. Когда светская музыка, разрастаясь, вытесняет музыку молитвы, культура приходит в запустение и одичание... Ее высшее призвание - умножение любви в человечестве -подменяется сиюминутным интересом»1.

Только благодаря подвижничеству регентов клиросных хоров и усилиями выдающихся хормейстеров, таких как П.Г. Чесноков, А.В. Свешников, А.А. Юрлов, позже В.Н. Минин, Б.Г. Тевлин, А.Д. Кожевников, В.К. Полянский В.А. Чернушенко

1 Медушевский В.В. Художественная форма музыки / Спутник учителя музыки. - М., 1993. - С. 108.

и др. это направление музыки продолжало существовать в СССР во времена антирелигиозной пропаганды и гонения на Русскую Православную Церковь.

За последние десятилетия в нашей стране заметно возрос интерес к религиоз-но-духовной культуре. Возрождаются отечественные национальные ценности и приоритеты. Это обусловлено множеством причин, в частности тревожной социально -культурной ситуацией нынешнего времени.

Сегодня русская и зарубежная духовная музыка занимает особое место и в концертном репертуаре и в педагогической практике. Обращение к произведениям духовного содержания требуют специальных знаний и особой исполнительской культуры, которая, к огромному сожалению, была утрачена. «Проблем при ее исполнении возникает много, — говорит профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Владимир Онуфриевич Семенюк, — и много мы еще не можем решить. Нужно время и другая исполнительская культура. Другая - в смысле более совершенная, основанная на знании истории жанра, этической и эстетической чистоте его».

Какие проблемы и негативные тенденции в работе хормейстера (в большей мере это касается начинающих руководителей детских хоров и студентов) можно отметить? Прежде всего - это незнание традиционного стиля церковной музыки, ее жанров и особенностей. Зачастую хормейстер незнаком с правилами исполнения церковных произведений (фонетика церковно-славянского языка, темп, агогика, динамика и пр.), не знает в какой части литургической службы звучит то или иное произведение и какое имеет символическое значение в ее ходе.

Все это отражается на качестве звучания духовных произведений. Появляется излишняя страстность, эмоциональность, чрезмерная экспрессия, а это недопустимо. Такой стиль исполнения осуждался и воспринимался как чисто светское начало, как «разнузданность и безобразие». Следует помнить, что православная музыка имеет свою эстетику, теорию, исполнительские и композиторские традиции. Что ее отличительными особенностями являются - открытость, чистота и собранность, т.е.- особый внутренний строй. Весь диапазон настроений, чувств, мыслей - «от скорби, печали до радости и ликования - не переходит границ дозволенного». Никакой фальши и лицемерия. «Все соразмерено и упорядоченно. Музыка как бы призывает человека к гармонии с миром, к гармонии своих чувств и мыслей, она настраивает на покой и со-средоточенность . Слова святителя Василия Великого, сказанные о псалмопении, должны быть путеводной звездой в понимании исполнения духовно-церковных произведений: «Псалом - тишина души, раздаятель мира. Он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность.. ,»3.

Второй момент - это незнание или недопонимание текстов песнопений.

Каждое песнопение - это распетая молитва, в которой каноническое Слово является первоосновой, а музыка выполняет лишь вспомогательную функцию - распеть слово тропаря, которое должно быть хорошо услышано. Так как Богослужение (песнопения) совершаются на церковно - славянском языке, который детям не понятен, он требует перевода и разъяснения. Это в дореволюционной России религиозно - духовная культура для всех слоев населения была нормой быта. Религиозные обряды сопровождали человека всю его жизнь, от рождения до смерти, а церковное искусство являлось для простого народа сферой высоких нравственных идеалов. Этот мир особой красоты и дисциплины был обязательным в жизни многих людей. В основе музы-

Религиозно-духовная музыка Древней Руси,- Режим доступа:

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=534636

3 Свт Иоанн Златоуст: "О Псалмопении",- Режим доступа:Шр://\у\у\у.5оЬог26.ги/аі1іс1Є5/1382/

кального образования, прежде всего, была практика церковного пения. Весь годовой круг православного богослужебного пения изучался и в приходской школе и в губернской гимназии. Эту музыку ребенок слышал еженедельно на церковных службах, сам пел на клиросе и в школе, она была частью его жизни. На сегодняшний день этой традиции нет. Следовательно, чтобы петь «разумно», как призывал святитель Иоанн Златоуст: «чтобы христианское пение звучало в сердце, а не в одних устах, и каждый звук был бы звуком сердца, выражением мысли, отзывом желаний. Бессмысленное пение недостойно христианина, каждое слово которого должно быть разумным»4, нужны специальные знания и учащимся и педагогу. Слово «разумно» означает, что петь надо с пониманием смысла песнопения и того, что духовное пение угодно Богу.

Непонимание песнопений ведет к неполноценному восприятию и исполнению церковной музыки, потому что стилевая точность церковного произведения во многом зависят от осмысления содержания текста. В противном случае глубинный смысл ее остается недоступным.

В преодолении этих проблем и трудностей помощником хормейстеру должны стать теоретические сведения, литература о литургическом Богослужении, церковных праздниках, святых угодниках, иконах, религиозно-духовной музыке Древней Руси, СБ и БУЕ) записи концертных выступлений и репетиций профессиональных и храмовых хоров. Но, прежде всего - прочтите Библию. Познать сущность исполнительского стиля церковных песнопений помогут труды и высказывания известных религиозных мыслителей: Филарета Московского, Святителя Иоанна Сан-Франциского, преподобного Нила Синайского, святителя Иоанна Златоуста, святителя Игнатия (Брянчанинова) и другие.

Большую роль в решении этой проблемы играют информационно - коммуникативные технологии, в частности - поиск в сети Интернет. Это особенно важно для тех учебных и культурно-просветительских заведений, которые не имеют хороших библиотечных фондов и фонотек. Здесь представлен огромный диапазон материалов в этом направлении от первоисточников до современных методических разработок и технологий. Например, методическая разработка Шибиной Н.Е., учителя музыки, руководителя хора «Хрустальный» ДТТТИ №530 г. Пушкина (Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inuzyka/library/russkaya-dukhovnaya-inuzyka-v-detskoin-khore). Автор затрагивает не только вопросы истории русской духовной музыки и ее сущности, православного церковно-славянского языка и т.д., но и приводит анализ произведений духовной музыки, которые исполнялись в ее хоре. Или, например, «Педагогическая технология «Интегрированное погружение в тему» Г.В. Давыдовой (Режим доступа: http://www.uchmet.m/library/material/145335/) - это разработка специального интегрированного курса по русской духовной культуре (музыка и изобразительное искусство)и т.д.

Третий момент - должно быть ясное представление хормейстера, в том числе и исполнителей, о том, что духовная музыка функционально делится на Богослужебную, которая строго предназначена для богослужения и внебогослужебную (внели-тургическую), следовательно, необходимо понимание значения этих двух направлений и их особенностей.

- Богослужебная духовная музыка (обиходная), помимо общерелигиозных свойств, «имеет особое церковное значение, связанное с определением моментов таинства богослужения». Песнопения богослужебного чина всегда неизменны и постоянны, так

Свт. Иоанн Златоуст: "О Псалмопении",- Режим доступа:Шр://\у\у\у.5оЬог26.ги/аі1іс1Є5/1382/

же как постоянно и неизменно чинопоследование самого богослужения. Именно структура богослужения (зависимость от момента службы и текста) определяет различные приемы исполнения произведений (силу звука, темп). Как правило, они с несложным ритмическим и мелодическим рисунком, речитативны. В них главным является канонический текст, а музыка призвана только распеть Слово.

- В нелитургическая музыка не связана с богослужебным циклом и не имеет строгих канонов исполнения, поэтому исполняется в более свободной трактовке автора. Написанная на церковные тексты, она предназначена для концертного исполнения и праздничных служб. В этих песнопениях выразительные средства (мелодия, ритм, гармония, фактура) сложнее и богаче. Нередко музыкально-художественная ценность в таких хорах преобладает над содержанием канонического текста. К этому виду духовной музыки относятся духовные стихи, псалмы, многочисленные хоровые концерты и т.д. В концертном исполнении помимо этих произведений звучат и богослужебные, литургические песнопения. Однако в православной церкви существует канонический запрет на внелитургическое концертное исполнение «Херувимской» и «Милость мира». Этому запрету всегда подчиняются хоры духовные и не всегда хоры светские.

Произведений русской духовной музыки для детского хора не так уж и много. В числе их можно назвать трехголосную Литургию Д. Бортнянского (в оригинале она написана для дисканта, альта и баритона), произведения П. Чеснокова (ор.9 - Песнопения Литургии и Всенощного бдения, 30 номеров), А. Кастальского (Литургия для женского хора), отдельные песнопения А. Архангельского, А. Львова, Г. Ломакина, С. Дегтярева, А. Никольского, П. Турчанинова, М. Виноградова, С. Рахманинова, П. Чайковского и др. Есть обиходные (церковные) 3-х голосные песнопения, но если хор не является храмовым или хором воскресной школы, целесообразность включения в его репертуар этих песнопений невелика.

Несколько слов о переложениях. Специфика детского хора, как коллектива с однородным составом голосов, ограничивает его репертуарные возможности. И это объективная реальность. Отсюда возникает желание хормейстеров сделать переложения произведений духовной музыки со смешанного состава на детский. Только важно понять, для чего это делается (познакомить ребят с образцами этого жанра, невозможность найти данного произведения для детского хора и т.д.) В любом случае к аранжировке нужно подходить крайне деликатно. Потому что уменьшение количества голосов, изменение тембровой окраски, сжатие диапазона и пр. ведет к определенным художественным «потерям», а желательно, чтобы их было как можно меньше.

До недавнего времени духовная музыка исполнялась чаще всего в старшем хоре. Теперь она органично входит в репертуар средних и младших хоров. Рождественские песни, тропари, Богородичны - несложные по тексту, небольшие по объему, вводят детей, с одной стороны, в мир новой и необычной для них музыки, с другой -готовят к восприятию и осознанию более сложных произведений этого жанра. Например: Щедровка, Тропарь Рождества Христова, «С нами Бог» (знаменный распев XVII века), Стих на пасху Христову, «Воскресение твое Христе...» (стихира знаменного распева XVII века). Заметим, что любое песнопение можно исполнять как многоголосно, так и одноголосно (основной голос в унисон). Это дает возможность хормейстеру выбрать тот или иной вариант соразмерно с возможностями своего коллектива.

Для репертуара старшего хора можно порекомендовать следующие произведения:

- Д. Бортнянский. Да исправится молитва моя (два варианта), Многолетие;

- П. Чесноков. Иже Херувимы, Милость Мира, Приидите, ублажим Иосифа, Да молчит всякая плоть..., Свете тихий, Трисвятое;

- М. Мусоргский. Ангел вопияше;

- Стихиры: Воскресение твое Христе, С нами Бог, Величание Успению Богородицы;

- Д. Ростовский Два хора из оперы «Рождественская драма».

С конца 90-х годов возобновляется издание произведений духовной музыки. Большинство из них адресовано смешанному хору, но, тем не менее, среди них есть и сборники для детей:

• Детям к Пасхе/ Сост. И. Анухина. - СПб.: Композитор, 1996

• Детям к Рождеству/ Сост. И. Анухина. - СПб.: Композитор, 1997

• Детский мир. Альбом из 50-ти детских песен / Сост. Иерей А.Воронин,

С.Ойнас. - СПб.: САТИСЪ, Свято-Михаило-Архангельский приход, 2001.

• Русская духовная музыка в репертуаре детского хора /Авт.- сост. Н.В. Аверина. - М.: ВЛАДОС, 2001

• Избранные духовные хоры для детей и юношества /Сост. Г.П. Стулова, Л.В. Шишкина. - М.: ВЛАДОС, 2002

• Рождество и Святки. Из «Русских кантов от Петра Великого до Елизаветы Петровны» / Сост. Е.Е. Васильева. - СПб.: Композитор, 2003

• Русская духовная музыка для детских и женских хоров/ Сост. Д. Смирнов. - СПб.: Композитор, 2006

• Духовная музыка (1-2-хголосие). Произведения зарубежных композиторов 15-17 веков, знаменные распевы /Составители И.В. Роганова, О. В. Рыкалина. -СПб, 2012. Вып. 14.

• Рождество и Новый год: Учебное пособие для младшего и среднего хоров детской музыкальной школы / Ред.- составители И.В. Роганова, О. В. Рыкалина. -СПб.: Композитор, 2013

Мы сейчас заново открываем для себя огромный пласт русской певческой культуры - церковно-духовную музыку, которая вынужденно была предана забвению. Это не только достояние верующих людей, для которых она наполнена особым смыслом, - это общечеловеческая ценность, всенародное достояние. Сегодня эта музыка находит отклик в душах многих людей разных профессий и возрастов, «и не только потому, что это красивая музыка - в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности»5.

Приобщение детей к православной духовной музыке даст им знание истоков культуры своего Отечества и истории.

Как синтез религии и искусства, эта музыка является средством нравственного и эстетического воспитания, которое развивает такие чувства и качества личности как сострадание и любовь, милосердие, совесть, бережное отношение к природе; способствует воспитанию чувства красоты и гармонии.

Как изучение, знакомство, исполнение произведений духовной музыки, включенных в репертуар хора, слуховой опыт учащихся пополнится новыми образами и интонациями, которые отличаются от классической светской музыки и фольклора.

В стремлении расширить репертуарный список духовными произведениями, открыть перед детьми новый мир, «который воплощается в высоких образах, припод-

5 Кошмина И.В. Русская духовная музыка: Пособие для студентов муз. пед.училищ и вузов: В 2 кн. -М.: ВЛАДОС, 2001 - Кн.1: История. Стиль. Жанры. - С.4.

нятых над бытом»6; воспитания особой культуры восприятия содержания, тематики и т.д. не следует забывать о том, что в хоровом коллективе могут быть учащиеся разных вероисповеданий и неверующие. В таком случае только просветительский и культурологический подходы помогут избежать сложностей, «так как духовные ценности носят общечеловеческий, универсальный характер, и потому они служат объ-

7

единяющим началом для верующих и неверующих» .

Целью работы хормейстера с детским хором в этом направлении можно считать следующее: на занятиях хорового класса дать учащимся общие представления о духовно-религиозной музыке (в основе занятий должно быть познание искусства, связанного с религией, а не познание религии), помочь детям ориентироваться в ее символике, сюжетах, образах; научить осознанно исполнять и слушать духовную музыку - тем самым, закладывая основу для их будущего самообразования и саморазвития.

Список литературы

1. Турина, Т. Путь обретения духовных идеалов: религиозно-психологический аспект,- Магистр, 1996,-№2.

2. Кошмина, И.В. Русская духовная музыка: Пособие для студентов муз. - пед. училищ и вузов: В

2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2001. - Кн.1: История. Стиль. Жанры.-224с.: ноты.

3. Медушевский, В.В. Художественная форма музыки / Спутник учителя музыки. - М., 1993. С.108

4. Религилзно-духовная музыка Древней Руси,- Режим доступа:

Шр:/М\у\у.ЫЫю1опс1.гиМе\у.а5рх?1с1=534636

5. Светозарова, Е.Д. Всенощное бдение. Православная Литургия. Католическая Месса: Пособие. СПБ.: Политехи, ун-та, 2005,- 118 с.

6. Свт Иоанн Златоуст: "О Псалмопении",-Режим доступа: http://www.sobor26.ru/articles/1382/

7. О церковном пении - учение святых отцов,- Режим доступа: http://pevchiy.ru/kak/o_penii.htm

1111 CHURCH MUSIC IN REPERTOIRE OF THE CHILDREN’S CHOIR:

PROBLEMS, PURPOSE

V.I. Goncharova

Musical college named after S.A. Degtyarev Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected]

The article is describing one of the serious and problematic aspect of the activity of the choirmaster with children’s choir collective over the works of the church music.

The loss of the traditions of the fulfillment of the works of the church contents in Russian and foreign music demands the special knowledge and special technical culture.

Keywords: church music, children’s choir, repertoire, traditions, purpose.

6 Там же. - С.7.

7 Турина Т. Путь обретения духовных идеалов: религиозно-психологический аспект. - Магистр, 1996. -№2. -С.58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.