О. А. Малахова
ДИСЦИПЛИНА «УЧЕБНЫЙ ХОР» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ РЕГЕНТОВ
В заметке рассматриваются особенности преподавания дисциплины «Учебный хор» на певческо-регентском отделении Екатеринбургской православной духовной семинарии. Представлены направления работы хора, анализируется его концертная деятельность и репертуар.
Ключевые слова: учебный хор, певческо-регентское отделение Екатеринбургской православной духовной семинарии, хоровое пение.
Духовная музыка открывает перед человеком тот прекрасный мир, который во многом позволяет переосмыслить самого себя, обратиться к вопросам самореализации и преданного служения во имя Церкви, любви и добра. Получив благословение петь на клиросе, каждый открывает для себя новый духовный и педагогический потенциал богослужения, несет большую ответственность, свой крест, и каждый должен самоотверженно трудиться.
«Учебный хор» на певческо-регентском отделении Екатеринбургской православной духовной семинарии является обязательным предметом, входящим в учебный план образовательного процесса. Данная дисциплина рассчитана на весь период обучения и решает ряд специфических задач, касающихся воспитания у студентов профессиональных умений и навыков пения в церковном хоре, а также навыков управления церковным хором на основе изучения традиций православного церковного богослужебного пения и овладения методами работы с хором в процессе подготовки и проведения богослужений.
Итогом изучения данной дисциплины является выпускной экзамен, который традиционно состоит из двух частей: концертной и практической. Концертная часть предполагает дирижирование исполнением выпускной программы, включающей духовное произве-
дение для смешанного хора а сарре11а и сочинение для женского хора (произведение русских композиторов или народная песня) а сарре11а или с сопровождением. Практическая часть предполагает десятиминутный показ работы с хором.
Занятия «Учебного хора» на певческо-регентском отделении ЕПДС проводятся дважды в неделю: женский хор (2 часа) и смешанный хор (2 часа). И если второй семестр полностью посвящен подготовке выпускниками программы выпускного экзамена, то в первом семестре со смешанным хором педагог готовит концертную программу. На женском хоре студенты II и III курсов проходят практику, на которой они разучивают небольшое духовное произведение. Практические занятия предполагают:
• углубление и закрепление полученных на дирижерско-хоровых и музыкально-теоретических дисциплинах знаний, умений и навыков, их реализацию на практике;
• стимулирование интереса к самостоятельному поиску наиболее эффективных методов и приемов работы над хоровым произведением;
• формирование навыков проведения хоровых репетиций и концертных выступлений;
• развитие общепедагогических умений — конструктивных, организаторских, коммуникативных, исследовательских и др.;
• развитие и закрепление у студентов желания работать с хоровыми коллективами, стремления совершенствовать свои специальные знания, умения и навыки в области вокальнохоровой работы;
• формирование необходимых для регента личностных качеств, таких, как воля, инициатива, тактичность, чувство меры, быстрота реакции в реагировании на хоровое звучание, дисциплинированность, выдержка и т. п.;
• расширение репертуара для женского и детского хоровых коллективов, и т. д.
Репертуар для практики подбирается в соответствии с учетом предпрофессиональной подготовки и психологических особенностей студентов.
Вопросам репертуарной политики на певческо-регентском отделении ЕПДС уделяется огромное внимание. Репертуарное поле формируется из двух направлений:
1. Православные духовные вокально-хоровые песнопения.
2. Светская вокально-хоровая музыка, включающая хоровые сочинения русских композиторов и народные песни.
По словам свт. Иоанна Златоуста, «ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная Божественная песнь»1. Поэтому в репертуаре «учебного хора» обязательно присутствуют канонические произведения, исполняемые в богослужебной практике. К ним относятся: «Единородный Сыне», «Достойно есть», «Взбран-ной Воеводе», «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», малое славословие, полиелей, антифоны, духовные концерты, тропари, кондаки и др. Произведения данных жанров используются как в авторском варианте, так и в песенной народной традиции определенной области.
Исполнение песнопений православной духовной музыки не только формирует у студентов музыкально-слуховые представления и приемы вокально-хоровой техники, но и развивает трепетное, наполненное смыслом отношение к духовному каноническому тексту православной молитвы. Значение связи музыки и слова подчеркивает святитель Василий Великий: «Дух Святой знал, что трудно вести род человеческий к добродетели и что, по склонности к удовольствию, мы нерадим о правом пути. <...> К учениям примешивает приятность сладкопения, чтобы вместе с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то, что есть полезного в слове. <...> Для этой-то цели изобретены для нас сии стройные песнопения псалмов, чтобы и дети возрастом, или вообще не возмужавшие нравами, по видимому только пели их, а в действительности обучали свои души»2.
1 Иоанн Златоуст, свт. Беседа на псалом 41 // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 5. Кн. 1. СПб., 1899. С. 151.
2 Василий Великий, свт. Беседа на первую часть первого псалма // Святитель Василий Великий, архиепископ Кессарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. Т. 1:
Второе направление в работе «Учебного хора» связано с освоением лучших образцов классического, современного и народного вокально-хорового искусства. Основу репертуарных планов составляют шедевры русской хоровой музыки. К ним относятся произведения таких авторов, как М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, С. И. Танеев и других.
Огромное место в репертуаре занимает русская народная песня. Этот пласт музыкального песенного искусства не только раскрывает творческий исполнительский потенциал будущих регентов, но и является творческой лабораторией, позволяющей освоить навыки хоровой аранжировки, так необходимые в регентском деле. Как показывает клиросная практика, любой регент должен уметь адаптировать музыкальный материал богослужения непосредственно под состав участников хора. В этом плане народная песня предоставляет широкие возможности для освоения навыков хоровой аранжировки.
Современное вокально-хоровое искусство представлено произведениями, в которых воспевается любовь к Родине и красота природы. К ним относятся такие сочинения, как «Колокольный звон России» Ж. Л. Металлиди, «Песня о земной красоте» Я. И. Дубравина, «Ариозо Матери» А. Г. Новикова, «Земля Русская» Г. Гаркави и другие.
Учебный хор ЕПДС также является исполнительским коллективом, ведущим активную концертную деятельность не только на площадках Екатеринбургской православной духовной семинарии, но и за ее пределами. Он является участником ежегодного фестиваля во имя Великомученицы Екатерины, концертов, посвященных Дню Победы и открытию православных выставок. Учебный хор также ежегодно участвует в выпускном концерте Екатеринбургской православной духовной семинарии.
Дисциплина «Учебный хор», как ядро профессиональной подготовки руководителя церковного хора, призвана не только формировать профессиональные вокально-хоровые умения и навыки, но и развивать в будущем регенте стремление к духовной жизни, к по-
Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. М., 2008. С. 461-462. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. 3).
знанию и осмыслению основных знаний вероучения. И, как говорил святой прп. Варсонофий Оптинский, «.для спасения души нужно петь Господу не голосом, а самой жизнью своей»3.
3 Варсонофий Оптинский, прп. Беседа на Рождество Христово (25 декабря 1912 г.) // Преподобный Варсонофий Оптинский. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. Козельск, 2005. С. 317.
Olga A. Malakhova
THE SUBJECT “TRAINING CHOIR” IN PROFESSIONAL EDUCATION OF CHURCH CHOIR DIRECTORS
The article focuses on methods of teaching “Training Choir” to students of the Choral Department of Ekaterinburg Theological Seminary. The author analyses areas of activity of the choir, its concerts and repertoire.
Key words: training choir, Choral Department of Ekaterinburg Theological Seminary, choral singing.