НАУЧНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
Е. А. Рыбалко
Аспирант кафедры музыкознания и инструментального исполнительства Луганского национального университета имени Тараса Шевченко
E-mail: lena.rybalko.93@ mail.ru
Elena А. Rybalko
Postgraduate student, Chair of musicology and instrumental performance, Lugansk Taras Shevchenko National University, Ukraine
УДК [(37.015.31: 78.087. 68): 271.2] (497.11) DOI: 10.24411/2071-6427-2018-10019
Организация музыкального воспитания молодежи в Cербии: опора на хоровые православные традиции
В статье рассматривается опыт организации музыкального воспитания в учебных заведениях Сербии, связанный с опорой на традиции православия, в частности хоровые православные традиции. В этой связи целью статьи стало выявление направлений реализации музыкально-педагогического опыта опоры на православные традиции в сербских учебных заведениях различных уровней.
Методологическую основу исследования составляют работы сербских ученых, в которых отражены концептуальные идеи музыкально-эстетического воспитания и творческого развития личности, общие положения музыкальной психологии и проблемы православного воспитания молодежи.
Коллективное музицирование характеризуется как одно из направлений активной музыкальной деятельности учащихся, отмечается важность дополнительных хоровых занятий, которые организуются в рамках дисциплины «Музыкальная культура». Выявляются направления музыкального воспитания, осуществляемые с опорой на православные традиции, — разучивание и исполнение духовной православной музыки и произведений современных сербских композиторов, подготовка школьниками специального хорового репертуара для организуемых в школах почитаемых православных праздников, одним из
Как цитировать статью: Рыбалко Е. А. Организация музыкального воспитания молодежи в Сербии: опора на хоровые православные традиции // Ценности и смыслы. 2018. № 4 (56). С.138-146.
которых является праздник св. Саввы.
Таким образом, традиционными для сербских учебных заведений всех уровней являются подготовка к празднованию и празднование православного праздника св. Саввы — просветителя сербского народа. Музыкальная подготовка к этому празднику осуществляется с опорой на хоровые православные традиции, что включает разучивание на уроках музыкального искусства и факультативных занятиях хоровых православных гимнов в честь св. Саввы, фрагментов литургии, народных хоровых произведений, посвященных св. Савве. Разучиваемый хоровой православный репертуар также исполняется учащимися на фестивалях православной духовной музыки, конкурсах различных уровней, а также школьных и городских мероприятиях.
Ключевые слова: музыкальное воспитание, хоровые православные традиции, дисциплина «Музыкальная культура», хоровой репертуар, хоровой коллектив, дополнительные занятия, музыкальный фестиваль.
Введение. Музыкальное воспитание является важной составляющей образовательного процесса, способствующей всестороннему гармоническому развитию подрастающего поколения. Одной из тенденций музыкального воспитания молодежи в Сербии является опора на православные традиции. Коллективное музицирование, в частности хоровое и инструментальное исполнение духовной музыки, классического и народного репертуара, произведений современных сербских композиторов светской и религиозной тематики, формирует музыкальную культуру подрастающего поколения и способствует осознанию и принятию молодежью православных ценностей. Очевидно, что музыкальное воспитание подрастающего поколения на основе православных традиций направлено на формирование духовной культуры нации.
Методология и методы исследования
Концепция музыкально-эстетического воспитания и творческого развития личности анализируется Б. 8коугап (Д. Сковран), Д. Плавша, Р. ПервиЬ (Р. Пейович) и др. Общие положения музыкальной психологии раскрываются в исследованиях К. М1гкоу1с-Ка^§ (К. Миркович-Радош), В. ПаниЬ (В. Панич).
Вопросами православного воспитания в Сербии занимаются такие ученые, как М. Благоевич, 8. Баас (С. Дачич), И. ЖивковиЬ (И. Живкович), 8. 1ок81шоу1с (С. Йоксимович), 7. КиЬипс (З. Кубурич), С. Колумзин,
А. РадовиЬ (А. Радович), Б. СтевановиЬ (Б. Стеванович), В. Трифунович и др.
Несмотря на то, что в Сербии накоплен интересный опыт формирования музыкальной культуры молодежи, основанный на взаимосвязи музыкального и православного воспитания, этот опыт остается недостаточно изученным, поэтому целью нашей статьи стало обобщение особенностей организации музыкального воспитания в школах Сербии с опорой на хоровые православные традиции.
Результаты исследования
Общеобразовательные учреждения современной Сербии (основные школы и гимназии) можно рассматривать как учреждения с углубленным изучением музыкального искусства. Согласно учебной программе по предмету «Музыкальная культура» в общеобразовательной школе Сербии предусматриваются дополнительные предметы по музыкальному воспитанию, среди которых — коллективное музицирование, в частности хоровое исполнение и оркестровое музицирование. Основными целями дополнительных занятий хора и оркестра является развитие интереса учащихся к музыке, формирование эмоционально-ценностного восприятия подрастающего поколения на основе познания музыкальных традиций и культуры своего и других народов. В специализированных учебных заведениях Сербии музыкальное воспитание осуществляется в начальной музыкальной школе, средней музыкальной школе (колледж) и высших музыкальных учреждениях (Академия музыки).
Хоровое пение, по мнению сербских ученых и педагогов, способствует не только развитию музыкальных способностей, но и формированию национального самосознания молодежи, а также взаимопониманию и солидарности участников творческого коллектива [4].
Хоровое пение не только способствует воспитанию различных положительных личностных качеств учащихся, но также облагораживает слушателей, содействуя их музыкальному и культурному развитию [Там же].
Хоровые занятия проводятся на протяжении учебного года и осуществляются, как правило, небольшими ансамблями (по хоровым партиям, по группам), а также общими сводными репетициями. Работа преподавателя с хором входит в состав учебной нагрузки дисциплины «Музыкальная культура» [5]. Хоровой репертуар разучивается и исполняется школьниками на уроках и дополнительных занятиях как
под аккомпанемент фортепиано, так и в сопровождении школьного оркестра, в составе которого гитара, аккордеон, скрипка, виолончель, флейта, кларнет и др. [6].
Хоровой коллектив представляет школу на важных мероприятиях, а также фестивалях международного уровня. Музыкальный репертуар для работы с хором включает в себя духовную музыку, произведения современных сербских композиторов, произведения отечественных и зарубежных авторов. Например, в рекомендуемый репертуар школьного хора входят такие произведения, как «Государственный гимн», «Школьный гимн», Гимн, посвященный святому Савве, С. Мокраняц (серб. С. Мокрагаац) — «Тебе поем, Тропарь святому Савве» и фрагмент из литургии «Буди имя», К. Станкович — «Многая лета», Палестрина — Вепе^Иш, О. ди Лассо — «Эхо», Ф. Шопен — «Желание», И. Баич (серб. И. Ба^иЬ) — «Сербские звуки», произведение «Ой, Сербия» Шестека (серб. Шистек-БабиЬ) исполняется совместно с оркестром учащихся основной школы в день празднования святого Саввы.
Календарно-тематическое планирование работы с хором представляет собой систему задач, осуществляемых в учебном году: в сентябре распределение учащихся по голосам; октябрь — работа над дыханием, интонацией, дикцией, развитие вокальной техники, включая работу над народными песнями; в ноябре и декабре — разучивание произведений к празднованию Дня св. Саввы; январь — генеральная репетиция программы, посвященной Дню св. Саввы, и торжественное празднование; в феврале и марте — разучивание народных песен для мероприятия, посвященному Дню школы; апрель, май и июнь — разучивание произведений для различных событий школы (Последний звонок для восьмиклассников, День знаний — встреча первоклассников и т.д.) [6].
Сама организация хоровой работы школьников, подбор репертуара ориентированы на подготовку к светским и православным праздникам. Так, например, хор при основной школе Яа1ко Уик1сеу1с («Ратко Вукичевич») в г. Ниш, который был основан в 1996 г., показал успешные результаты в ряде областных, региональных, республиканских, международных и национальных конкурсов и фестивалей школьных хоров. Коллектив принимает активное участие в работе и общественной деятельности школы, потому что выступления на многих школьных мероприятиях и городских мероприятиях посвящены прежде всего поддержанию здоровья детей и молодежи. Хоровой коллектив отли-
чает широкий диапазон музыкальных интересов — от выступлений на фестивале православной духовной музыки «Музыкальный эдикт» до джазового фестиваля Nisvil и фестиваля «Позитивный Ниш». Репертуар хора состоит из произведений духовной музыки, русской классики (С. Рахманинова и др.), в нем представлены сербские песни, одно из произведений французского композитора Жана-Филиппа Рамо «Ночь» и др.
Особо следует отметить высокий уровень подготовки школьного хорового коллектива школы Ratko Vukicevic, который в 2014 г. занял второе место на 32-м международном конкурсе хоров в Испании, а в 2015 г. занял первое место на международном конкурсе хоров Aleksandar Nisis Morfidis в г. Новый Сад [2].
Хор при основной школе Ucitelj Tasa («Учитель Таса») в г. Ниш бережно хранит давние традиции хорового пения, его богатый репертуар включает множество произведений духовной музыки, песни современных отечественных и зарубежных авторов. С 2000 г. хором руководит профессор Марина Сто)ановиЬ. Коллектив выступал на концертах и фестивалях по всей стране и за рубежом (Австрия, Чехия, Словакия, Италия, Турция), а также участвовал в различных культурных событиях города и страны [Там же].
Учащиеся, получившие специальное начальное и среднее музыкальное образование, могут продолжать свое обучение в академии. Особо нужно отметить хор церковной музыки и пения при Музыкальной академии университета в Восточном Сараево (Республика Сербия), основанный в октябре 2001 г. по инициативе Митрополита Николая. Художественным руководителем и дирижером хора с момента основания и до сегодняшнего дня является профессор Раде РадовиЬ. Хор принимает участие в богослужениях в своей республике и за рубежом, а также выступает на многочисленных международных хоровых и музыкальных фестивалях, среди которых: Música sacra a Roma (Рим, 2005), БЕМУС (Белград, 2006), Música Mediterranea-Europamusicale festival (Мюнхен, 2009), «Славянские встречи» (Подмосковье — Балашиха, Россия, 2006), Boh je laska (Словакия, 2007), «Дани Владе МилошевиЬа» (Сербия, Багаалука, 2003), «Сара)евска зима» (2004, 2009), Dani duhovne muzike Pancevo, 2007), «Бо^шо) фестивал» (Мепавник, 2013), «Сара)евске вечери музике» (2014). Хор исполнил сотни концертов и спектаклей в таких странах, как Швеция, Словакия, Германия, Польша, Италия, Россия, Дания, Словения, Сербия, Черногория.
Стилевое разнообразие вокального репертуара хора академии представлено православной духовной музыкой, в которой отражены полифонические традиции сербской и русской музыки, а также творчеством современных сербских композиторов: Isaja Srbin — Agios o Teos, Monahinja Juliana (Денисова) — Heruvimska pjesma и Vo carstviji Tvojem, Kornelij Stankovic — Dostojno jest, Стеван Ст. Мокрагаац — «Пета руковет», С. Рахманинов — «Воскресение Христово видевше», П. Чайковский — «Тебе поем», «Блажен муж» (напев Киево-Печерской лавры). Из светской хоровой музыки в репертуаре хора церковной музыки и пения представлены в основном произведения современных сербских композиторов [2].
Исполнение сербских песен, по мнению сербских деятелей православия, приносит подрастающему поколению духовное пробуждение и первые нравственные переживания. Пение способствует пробуждению чувств и их духовному проживанию; оно превращает пассивное музыкальное восприятие в активное, творческое эмоциональное восприятие. Также представители православия уделяют внимание вокальному исполнению народной музыки, считая, что это способствует усвоению учащимися на бессознательном уровне ментальности сербского народа, его чувственного и духовного начала [3].
Деятелей православия поддерживают сербские ученые и методисты (Б. ПавловиЬ, А. Ковач и др.), считающие, что школьников необходимо знакомить с вокальной музыкой сербских композиторов и постоянно наполнять душу ребенка сербскими мелодиями — исполнять сербскую инструментальную и вокальную музыку, петь в хоре. Вот почему во всех сербских округах создаются детские и молодежные хоры — церковные и светские, целью деятельности которых является организация, объединение подрастающего поколения вокруг сербской национальной песенной культуры. Таким образом, хоровое пение способствует осознанию молодежью своей национальной принадлежности, а организация хоровой работы способствует социализации подрастающего поколения [Там же].
Подготовка и участие школьников в православных праздниках предполагает разучивание соответствующих произведений, посвященных традиционным праздникам. Одним из таких национальных праздников в Сербии считается День святого Саввы (празднуется 27 января). Ко дню памяти святителя Саввы в Сербии начинают готовиться заранее, так как этот праздник символизирует День рождения (Крестную Славу) всех современных сербских школ и других средних и высших учебных
заведений, это самый большой праздник учеников и их преподавателей (наставников, профессоров), поскольку святой Савва является просветителем сербского народа.
Доктор социологических наук Института философии и общественной теории в Белграде М. Благоевич отмечает, что процесс «возвращения людей к религии и церкви, или, точнее, приближения к религии и церкви», опирается на ревитализацию, то есть восстановление традиции, что способствует возрастанию религиозности как у молодежи, так и у всего населения в целом. При этом, отмечает ученый, «значительная часть новой религиозности относится именно к молодому поколению» [1]. Также М. Благоевич отмечает, что распад в 1990-е годы общего югославского государства и последовавшее за ним создание национальных государств не могло не повлиять на массовое возвращение людей к этническим традициям и конфессиям, так как конфликты в бывшей Югославии носили не только межэтнический, но и межрелигиозный характер. В этой ситуации, безусловно, возрастала потребность в сплочении собственного народа вокруг одной религии [1].
Заключение. Таким образом, отличительной чертой организации музыкального воспитания молодежи в Сербии является опора на хоровые православные традиции, что проявляется в процессе музыкальной подготовки к празднованию православного праздника св. Саввы в учебных заведениях и разучивании православного хорового репертуара. Участие в православном празднике предполагает разучивание всеми учениками православных хоровых гимнов и народных песен, посвященных празднику св. Саввы. Подготовка к этому православному празднику получает соответствующее отражение в календарно-тематическом планировании по дисциплине «Музыкальная культура».
Разучивание на уроках музыкального искусства и дополнительных занятиях учащимися хорового православного репертуара, духовной музыки, произведений современных сербских композиторов, а также подготовка хоровых произведений совместно со школьным оркестром позволяет школьному хоровому коллективу накапливать разнообразный репертуар, который затем презентуется на различных фестивалях международного уровня, православных и светских праздниках.
Литература
1. Благо]евиЬ М. Религ^а и црква у трансформац^ама друштва, Институт за филозоф^у и друштвену теорбу, ИП Филип Вишн>иЬ, Београд, 2005. 178 с.
2. Интернационалне хорске свечаности / Уредник Сон>а ЦветковиЬ. Ниш: Нишки културни центар, 2016. 48 с.
3. Национално васпитаае [Электронный ресурс]. URL: http://www.obraz.rs/ nacionalno-vaspitanje (дата обращения: 05.02.18).
4. Павловик Б., Цицовик-Сара]лик Д., Ковач А. Хорско певаае у мла^им разредима основне школе // Зборник радова Филозовског факултета / уредник др. Бранко 1овановиЬ. Бр.ХЦУ1 (1). Приштина: Универзитет у Приштини, 2016. С. 259-277
5. Pravilnik o nastavnom planu i program za drugi ciklus osnovnog obrazovanja i vaspitanja i nastavnom program za peti razred osnovnog obrazovanja i vaspitanja // Sluzbeni glasnik Republike Srbije. Br. 6. Beograd: Prosvetni glasnik, 2007. 211 s.
6. Хор и оркестар (изборни предмет) [Электронный ресурс]. URL: http://www. osdjuradanicic.edu.rs/HorIOrkestari.html# (дата обращения: 02.02.18).
ORGANIZATION OF MUSICAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN SERBIA: SUPPORT FOR CHORAL ORTHODOX TRADITIONS
Abstract. The article deals with the experience of organizing music education in educational institutions of Serbia, associated with the reliance on the tradition of Orthodoxy, in particular, the choral orthodox tradition. In this regard, the aim of the article was to identify the areas of implementation of musical and pedagogical experience of reliance on orthodox traditions in Serbian educational institutions of different levels.
The methodological basis of the study is the work of Serbian scientists, which reflects the conceptual ideas of musical and aesthetic education and creative development of the individual, the General provisions of musical psychology and the problems of orthodox education of young people.
Collective music-making is characterized as one of the directions of active musical activity of students, the importance of additional choral classes, which are organized within the discipline "Musical culture". The trends of musical education, based on an Orthodox tradition, are defined - the learning and the performance of sacred orthodox music and works of contemporary Serbian composers, the training of students of special choral repertoire to organize in schools revered orthodox holidays, one of which is the feast of St. Sava.
Thus, traditional for Serbian educational institutions of all levels is the preparation and celebration of the orthodox holiday of St. Sava — the educator of the Serbian people. Musical preparation for this holiday is carried out with the support of the choral orthodox traditions, which includes learning at the lessons of musical art and optional classes of choral orthodox hymns in honor of St. Sava, fragments of the Liturgy, folk choral works dedicated to St. Sava. The choir's orthodox repertoire is also performed by students at festivals of orthodox spiritual music, competitions of various levels, as well as school and city events.
Keywords: musical education, choral Orthodox traditions, discipline Musical culture, choral repertoire, choir, St. Sava festival, additional classes, music festival.
References
• Blagojevih M. Religija i crkva u transformacijama drushtva, Institut za filozofiju i drushtvenu teoriju, IP Filip Vishaih, Beograd, 2005. 178 s.
• Internacionalne horske svechanosti / Urednik Soaa Cvetkovifr. Nish: Nishki kulturni centar, 2016. 48 s.
• Nacionalno vaspitaniye [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.obraz.rs/nacionalno-vaspitanje (data obrashcheniya: 05.02.18).
• Pavlovih B., Cicovih-Sarajlih D., Kovach A. Horsko pevaae u mla^im razredima oc-novne shkole // Zbornik radova Filozovskog fakulteta / urednik dr. Branko Jovanovih. Br.XLVI (1). Prishtina: Univerzitet u Prishtini, 2016. S. 259-277
• Pravilnik o nastavnom planu i program za drugi ciklus osnovnog obrazovanja i vaspitanja i nastavnom program za peti razred osnovnog obrazovanja i vaspitanja // Sluzbeni glasnik Republike Srbije. Br. 6. Beograd: Prosvetni glasnik, 2007. 211 s.
• Hor i orkestar (izborni predmet) [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.osdju-radanicic.edu.rs/HorIOrkestari.html# (data obrashcheniya: 02.02.18).