Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ХОРОВОГО ПИСЬМА СЕРГЕЯ ЕКИМОВА НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕРТА "ИЗ АКАФИСТА СВЯТОМУ БЛАГОВЕРНОМУ ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ"'

ОСОБЕННОСТИ ХОРОВОГО ПИСЬМА СЕРГЕЯ ЕКИМОВА НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕРТА "ИЗ АКАФИСТА СВЯТОМУ БЛАГОВЕРНОМУ ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
636
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРГЕЙ ЕКИМОВ / ХОРОВОЕ ПИСЬМО / СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА / ХОРОВАЯ МУЗЫКА / ДУХОВНАЯ МУЗЫКА / СМЕШАННЫЙ ХОР / МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПЕТЕРБУРГСКИЙ КОМПОЗИТОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бегунович Дарья Олеговна

Исследование музыки современного композитора является важной музыковедческой и просветительской задачей, актуальной по причине непосредственного взаимодействия с композитором, которое, в свою очередь, обеспечивает получение знаний о композиторском творчестве от первого лица. Говоря о современной Петербургской музыкальной культуре, нельзя не упомянуть о члене Союза Композиторов Санкт-Петербурга - Сергее Екимове. Хоровой концерт «Из акафиста святому благоверному великому князю Александру Невскому» - новое, раннее не изученное в музыковедении произведение. На его примере будут рассмотрены особенности хорового письма (черты индивидуального творческого облика композитора) Сергея Екимова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CHORAL WRITING OF SERGEI EKIMOV ON THE EXAMPLE OF A CHOIR CONCERT "VERSES FROM ALEXANDER NEVSKY AKATHYST"

The study of the music of a modern composer is an important musicological and educational task, relevant due to direct interaction with the composer, which, in turn, ensures that knowledge about composer’s work is obtained from the first person. Speaking about contemporary Petersburg musical culture, one cannot fail to mention a member of the Union of St. Petersburg Composers - Sergei Yekimov. The choir concert «Verses from Alexander Nevsky akathyst» is a new work that has not been studied earlier in musicology. The features of the choral writing (features of the individual creative image of the composer) of Sergei Yekimov will be considered on this example.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ХОРОВОГО ПИСЬМА СЕРГЕЯ ЕКИМОВА НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕРТА "ИЗ АКАФИСТА СВЯТОМУ БЛАГОВЕРНОМУ ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ"»

УДК 78.087.68:78.071.1(470.23-25)

Д. О. Бегунович

Особенности хорового письма Сергея Екимова

на примере концерта «Из акафиста святому благоверному великому князю Александру Невскому»

Исследование музыки современного композитора является важной музыковедческой и просветительской задачей, актуальной по причине непосредственного взаимодействия с композитором, которое, в свою очередь, обеспечивает получение знаний о композиторском творчестве от первого лица. Говоря о современной Петербургской музыкальной культуре, нельзя не упомянуть о члене Союза Композиторов Санкт-Петербурга - Сергее Екимове. Хоровой концерт «Из акафиста святому благоверному великому князю Александру Невскому» - новое, раннее не изученное в музыковедении произведение. На его примере будут рассмотрены особенности хорового письма (черты индивидуального творческого облика композитора) Сергея Екимова.

Ключевые слова: Сергей Екимов, хоровое письмо, современная музыка, хоровая музыка, духовная музыка, смешанный хор, музыковедческий анализ, петербургский композитор

Dana O. Begunovich

Features of the choral writing of Sergei Ekimov on the example of a choir concert «Verses from Alexander Nevsky akathyst»

The study of the music of a modern composer is an important musicological and educational task, relevant due to direct interaction with the composer, which, in turn, ensures that knowledge about composer's work is obtained from the first person. Speaking about contemporary Petersburg musical culture, one cannot fail to mention a member of the Union of St. Petersburg Composers - Sergei Yekimov. The choir concert «Verses from Alexander Nevsky akathyst» is a new work that has not been studied earlier in musicology. The features of the choral writing (features of the individual creative image of the composer) of Sergei Yekimov will be considered on this example.

Keywords: Sergei Ekimov, choral writing, contemporary music, choral music, sacred music, mixed choir, musicological analysis, St. Petersburg composer

Петербургская композиторская школа подарила миру множество ярких имен, среди которых Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, В. П. Соловьев-Седой, В. А. Гаврилин, А. П. Петров, А. А. Кнайфель, А. А. Королев, Г. О. Кор-чмар, Л. А. Десятников, Г. Г. Белов, С. М. Слонимский, Б. И. Тищенко, В. А. Успенский, Ю. А. Фалик, Д. В. Смирнов. Богатые музыкальные

Особенности хорового письма Сергея Екимова на примере концерта «Из акафиста святому благоверному великому князю... традиции, передающиеся из поколения в поколение, сохраняют особую эстетику и облик музыкального наследия Санкт-Петербурга.

Одним из ведущих представителей современного поколения Петербургской композиторской школы является Сергей Екимов - член Союза Композиторов Санкт-Петербурга. Композитор сформировался на рубеже веков, активно творит сегодня, и, несомненно, займет достойное место в музыке последующих лет. Его творчество многогранно; наиболее ярко оно представлено в хоровой музыке, воплощенной и в светских, и в духовных жанрах. Узнаваемость музыкального стиля композитора обусловлена особенностями его хорового письма.

В современном развитии хорового творчества прослеживается динамика как в рамках традиционных жанровых разновидностей, так и в проявлении жанровых новообразований: например, современный хоровой концерт1.

Нынешний этап развития жанра хорового концерта характеризуется явно выраженной тенденцией к совмещению инструментального и вокально-хорового мышления. В виду этого обстоятельства обусловлен присущий значительному числу концертных партитур высочайший уровень сложности, который требует от исполнителей поистине виртуозного владения вокально-хоровой техникой. Совершенно очевидно, что современные композиторы нередко воспринимают хор как весьма подвижный, гибкий и практически не ограниченный в возможностях «музыкальный инструмент». Такой подход существенно обогащает палитру средств хоровой вырази-тельности2.

На наш взгляд, хоровой концерт «Из акафиста святому благоверному великому князю Александру Невскому» - произведение, достойное внимания дирижеров, хормейстеров и исполнителей. В виду своей яркости, самобытности, многогранности и образной глубины -это сочинение украсит репертуар многих хоровых коллективов. В свою очередь, сложность музыкального языка, требующая определенной технической оснащенности, позволит исполнителям, при работе над произведением, повысить свои дирижерские навыки.

Просветительская, преподавательская и творческая деятельность Сергея Екимова

Сергей Екимов - дирижер, композитор, педагог, хормейстер, директор и организатор различных фестивалей и конкурсов. Декан факультета композиции и дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, профессор Российского государственного педагогического университета

им. А. И. Герцена, профессор кафедры академического хора факультета искусств Санкт-Петербургского государственного института культуры, художественный руководитель Концертного хора института культуры и Женского хора Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова, член Союза композиторов России и Межрегионального Союза концертных деятелей, член Совета директоров издательства «Композитор. Санкт-Петербург» и член Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии.

Родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1974 г. в семье профессиональных музыкантов. В 1993 г. окончил дирижерско-хоровое отделение музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова в классе

B. А. Дашковского, а в 1998 - консерваторию в классе Заслуженного деятеля искусств России, профессора Ф. М. Козлова. В то же время занимался композицией у народного артиста России Ю. А. Фалика. В 2011 г. Сергей Екимов окончил аспирантуру в классе народного артиста России, заведующего кафедрой хорового дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова -В. В. Успенского.

Сергей Екимов дает мастер-классы по исполнению хоровой музыки прошлого и нынешнего столетий. Его часто можно встретить среди членов жюри различных хоровых конкурсов как Всероссийских, так и международных. Также он является автором-составителем большого количества хоровых сборников. Удостоен благодарностей и грамот правительственных и патриархальных ведомств. В феврале 2019 г.

C. Екимов стал лауреатом премии Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в области духовной культуры и искусства в номинации «Музыкальное искусство». Композиторская деятельность Сергея Екимова невероятно востребована: его хоровые сочинения исполняются в России и за рубежом.

На наш взгляд, истоки хорового письма Сергея Екимова берут свое начало в хоровых, а порой и инструментальных сочинениях его предшественников, композиторов ХХ-ХХ1 в. Это - Гия Канчели, Альфред Шнитке, Арво Пярт, Георгий Свиридов, Родион Щедрин, Юрий Фалик, Дмитрий Смирнов.

История создания концерта

Идея создания этого сочинения принадлежит известному петербургскому дирижеру и педагогу, основателю и бессменному руководителю Петербургского камерного хора, заслуженному деятелю искусств России - Николаю Корневу. Он обратился с просьбой к композитору написать небольшое сочинение, связанное с именем

Особенности хорового письма Сергея Екимова на примере концерта «Из акафиста святому благоверному великому князю... небесного покровителя Санкт-Петербурга - святого Александра Невского, по случаю праздника памяти перенесения мощей святого -

12 сентября.

Выбор текста был самой непростой задачей в этом творческом поиске. Композитор решил обратиться к не очень популярному, но напрямую связанному с сюжетом тексту - Акафисту святому благоверному великому князю Александру Невскому, который состоит из

13 икосов, кондаков и молитвы. Именно слова молитвы сразу привлекли композитора своей глубиной и силой. Так началась работа над сочинением. Однако процесс шел сложно и не быстро - настолько высока была цена каждого написанного звука, интонации, ритмической структуры. В середине сочинения музыки композитор понял, что не успевает завершить произведение к назначенному сроку. Тогда он обратился к заключительному кондаку этого Акафиста - «О, Свя-тый...», который был значительно более компактным по объему. Текст кондака, написанный невероятно поэтичным слогом, в скором времени преобразился в музыку. Сочиняя его, композитор понимал, что это будет финальный номер цикла, в котором средней, весьма непростой по музыкальному языку и наиболее объемной частью станет та самая незаконченная молитва. Открывать цикл, соответственно, должен еще один кондак, стоящий в Акафисте первым, - «Избранному воеводе земли Российския...»

Премьера кондака «О, святый...» состоялась 12 сентября 2016 г. в проникновенном и необычайно эмоциональном исполнении Петербургского камерного хора под управлением Н. Корнева. Этим сочинением коллектив завершил тогда концерт русской духовной музыки, посвященный знаменательному дню.

Доработав этот опус, Сергей Екимов понял, что получился не просто цикл, а концерт для хора - с яркими tutti, многоголосными полифоническими эпизодами с divisi, доходящими до 14 голосов. С сольными партиями сопрано и меццо, хоровыми «педалями», эпизодами звучания «архаичного» мужского хора и фрагментами, стилизованными под канонические православные песнопения с характерными обиходными гармониями.

Официальная российская премьера концерта состоялась в Нижнем Новгороде, 20 апреля 2017 г. в исполнении Концертного хора Санкт-Петербургского института культуры, которым уже долгое время руководит композитор.

Жанр произведения «Из акафиста святому благоверному великому князю Александру Невскому» обозначен композитором как хо-

ровой концерт. Однако из названия можно заключить, что текстовой основой сочинения является акафист. Это позволяет конкретизировать жанр, озаглавив его духовным концертом.

Сергей Екимов не обращался в своем творчестве к жанру духовного концерта до 2014 г. Тогда он впервые создал монументальное духовное сочинение на православные тексты в новом жанре. Речь идет о Симфонии молитв «Рече Господь», которая стала отправной точкой поисков композитора в этой области. Истоки хорового письма концерта берут свое начало именно в симфонии молитв. В «Рече Господь» композитору удалось путем объединения в один цикл псалмов, написанных на протяжении 25-летней творческой деятельности, воплотить идею создания крупного и масштабного произведения. Туда он вложил весь свой накопленный творческий опыт за эти долгие годы тщательного поиска и кропотливого труда.

Как было упомянуто раннее, Сергей Екимов обратился в концерте к малоизвестному литературному источнику: акафисту святому Александру Невскому. Подобное композиторское решение - обратиться к акафисту в качестве текстового источника - уже встречалось в русском хоровом искусстве: у П. Г. Чеснокова в цикле «Во дни брани» ор. 45 № 2 «О пресладкий и всещедрый Иисусе», у С. Смирнова в хоровом концерте «Вечный покой» на текст из акафиста «За единоумершего», у Г. В. Свиридова в цикле «Песнопения и молитвы» № 3 «Странное рождество видевше», у А. А. Королева в концерте для хора «Слава Богу за все» на текст из акафиста Г. Петрова.

Особенности хорового письма С. Екимова на примере концерта «Из акафиста святому благоверному великому князю Александру Невскому»

«Избранному воеводе...»

Первый кондак

Избранному воеводе земли Российския, светлому украшению Церкве Православныя, святому благоверному великому князю Александру Невскому, похвальная восписующе, яко верою враги, видимыя же и невиди-мыя, победившему, и в вере своей, по речению апостолову, добродетель, в добродетели же разум, в разуме же воздержание, в воздержании же терпение, в терпении же благочестие, братолюбие и любовь явившему со умилением и радостию возопиим: Радуйся, святый благоверный великий княже Александре.

Первый номер концерта являет собой восторженный гимн святому Александру. Вступление - первые четыре такта до цифры 1.

I. Избранному воеводе... ЬКИМОВ

Празднично Первый кондак

Звучит мощное хоровое tutti в тональности C-Dur. Хор вступает в унисон на доминанте из-за такта, который победоносно разрешается в тоническое трезвучие с наступлением сильной доли на слово «Избранному». Аккорд звучит невероятно насыщенно: композитор задействует удвоения, которые обеспечивают плотное звучание хора. Тесситурные условия удобны для всех голосов, что позволяет исполнителям свободно петь в указанной динамике «FF». Пульсация половинными длительностями в указанном метрономе 76-78 делает движение музыки величавым, созидательным, гимническим и праздничным, как на то указывает композитор. Во втором такте чистое трезвучие окрашивается отслоениями в партии сопрано и басов, образуя кластеры, которые добавляют терпкости, в знак отражения непростого пути «воеводы земли Российския». Мелодия настойчиво стремится наверх и к концу фразы достигает звуковысотного предела - нота «h2» у сопрано и «а1» у теноров. Заканчивается вступление на трезвучии F - Dur, в тональности субдоминанты.

В первой цифре на словах «светлому украшению» мелодия меняет свое направление и плавно опускается, впервые появляется минорная гармония.

Далее, «Церкве православныя», композитор выделяет партию первых сопрано архаичным, скачкообразным мотивом. Последнее созвучие - аккорд B-Dur трезвучие. Композитор ставит crescendo, которое сохраняет напряжение и мощную наполненность звучания, несмотря на понижение тесситуры. Вторая цифра - это заключительный фрагмент первого раздела.

В третьем такте впервые изменяется статичный ритмический рисунок - появляется триольное стремительное движение вверх по звукам секстаккорда d-moll на словах «великому князю», которое приводит к главному кульминационному моменту первой части, к произнесению имени святого: «Александру Невскому». Тесситура стремительно повышается, утверждается тональность F-Dur, в последних двух тактах указано rallentando, половинные длительности сменяются целыми -замедление темпа приводит к утверждению кульминации. Звучание хора достигает динамического предела - нюанс «FFF».

Третья цифра начинает новый фрагмент произведения.

Указание автора «Молитвенно, meno mosso», метроном: четверть - 48. Половинные длительности приравнены к четвертным. Динамическое указание «sub. P» придает музыке затаенный, сосредоточенный характер. С первого такта меняется тип изложения аккордов: пропадают удвоения, расположение тесное. Мелодия, переходящая из голоса в голос, звучит витиевато. Дважды за третью цифру автор использует указания «rallentando» и последующее «a tempo», что придает движению музыки некую волнообразность, неспокойность. На слово «похвальная» в партии сопрано звучит малая секунда, тритон между партиями альтов и теноров, басы двигаются плавно, по полутонам. Такая структура созвучий сохраняется на три такта: на слово «восписующе» звучат параллельные терции у партий альтов и теноров с перекрещиванием, в сопрано звучит малая секунда. Отсутствует общая тональность, все созвучия неустойчивые. Голоса движутся параллельно друг с другом: сопрано с басами в пунктирном ритме, альты с тенорами ровными четвертями. В конце третьего такта композитор указывает «rallentando» и «diminuendo» на последних двух восьмых: басы спускаются посту-пенно, штрих «tenuto», сопрано воспаряют вверх на малую терцию, которая стремится в следующий такт к ноте «e2». Следующие три такта на слова «яко верою враги» продолжается схожее мелодическое и фактурное движение. В заключительных двух тактах первые сопрано, альты и тенора исполняют текст «видимыя же и невиди-мыя», вторые сопрано и басы поют на закрытый рот. В восьмом такте музыкальная фраза заканчивается кластером, который затихает на «diminuendo». Остается лишь нота «а1», звучащая у вторых сопрано, к которой присоединяются первые и сливаются в унисон на закрытый рот.

Четвертая и пятая цифры - это большой сольный эпизод в исполнении меццо - сопрано, который сопровождает монолитное звучание хора на закрытый рот. Композитор указывает метроном: четверть = 58.

Солистка вступает в удобной динамике «1^». Вначале, на слова «победившему, и в вере своей, по речению апостолову, добродетель, в добродетели же разум» сольная партия тягучая, витиеватая, скачки отсутствуют, ритмический рисунок изобилует триолями, что способствует свободному интонированию. Мелодия меняет свой рисунок на словах «В разуме же воздержание», она приобретает резкие и скачкообразные контуры. Здесь мы наблюдаем четкую отсылку к соло баритона в произведении «Рече Господь» С. Екимова.

В третьем такте пятой цифры в хоре начинается усиление движения - «педали» целых залигованных длительностей преобразуются в половинные. Происходит энгармоническая замена - из диезной сферы звучание преобразуется в бемольную. Это вносит затемнение в интонацию хора. Соло заканчивается на словах «в терпении же благочестие». Как отражение текста, говорящем о сложности жизни святого, партия солистки становится напряженной. В динамике «РР» тесситура для меццо-сопрано высокая, достигает ноты <^2».

Шестая цифра начинает заключительный раздел произведения.

!<Л

Стремительное движение мелодии в первых сопрано и поддерживающая их плотная аккордовая фактура олицетворяют текст акафиста «братолюбие и любовь явившему, со умилением и радостию воз-опиим». Тесситура повышается. Кластеры усиливают напряжение и диссонирование.

Седьмая цифра - это реприза.

«Радуйся, святый благоверный великий княже Александре» - текст предельно точно отражается в музыке: ликующий D-Dur воплощает указание композитора «Maestoso, meno mosso», динамика выставлена «FF». Постоянное crescendo доводит фразу до ее окончательного завершения. Имя святого выделено в фактуре штрихом tenuto во всех партиях. Заканчивается фраза жизнеутверждающим трезвучием D-Dur, выдержанном целую длительность с указанием «fermata lunga». Тритон между вторыми сопрано и первыми альтами подчеркивает индивидуальные черты хорового письма композитора.

В восьмой цифре эпилог «аминь», авторское указание «rallentando poco a poco».

Звучит традиционный кадансовый оборот S-D-T. Динамика утихает. Последнее «аминь» звучит в партии сопрано на фоне «педалей» в хоре. Посредством образования кластеров, каждый последующий звук которого вступает в интервал кварты с предыдущим, сопрано имитируют колокольный звон, что является отсылкой к духовному сочинению композитора, Симфонии молитв «Рече Господь».

«Молитва»

Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны, недостойныя, многими беззаконии непотребны себе сотворшия, ко святей иконе твоей ныне притекающия и из глубины сердца тебе взывающия. Ты в житии твоем ревнитель и защитник Православныя веры был еси: и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение тщательно проходил еси: и нас твоею помощию пребывати коегождо, в неже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российских отгнал еси: и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетленным увенчанный на Небесех царствуеши: исходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам. Предстоя же со всеми святыми Престолу Божию, молися о всех православных хри-стианех, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, и долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Второй номер «Молитва» повествует о жизненном пути и подвигах святого Александра. Это самый крупный по объему номер в концерте. Он наполнен яркими контрастами, сольными речитативными партиями, дуэтами, многоголосными полифоническими эпизодами.

Произведение начинается с октавы у партии теноров.

Тесситура очень низкая, у вторых теноров нота «А» большой октавы. Композитор ставит фермату - это создает ощущение безвременья, погружает слушателя в созерцание. Во втором такте вступают басы. Они начинают повествование на слова «Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих, и теплый наш пред Господем предстателю». Мелодия строгая, ритмичная, размер отсутствует: пульсация выстраивается от текста. Это стилизация под знаменный распев. Характер звукоизвле-чения композитор обозначает штрихом «marcato». Басы звучат архаично, в октавный унисон. Такой же прием использовал композитор в симфонии молитв «Рече Господь» в первом номере «Благослови душе моя Господа». Также следует упомянуть о произведении Ю. А. Фалика «Не рыдай мене, Мати», начало которого перекликается с «Молитвой».

В первой цифре слово берут тенора: «Святый благоверный великий княже Александре».

Стиль изложения мелодии сохраняется. В последних двух тактах стоит «rallentando», композитор использует свой излюбленный прием: передает мелодию из голоса в голос, разбивая ритмическую структуру синкопами.

В двух последних тактах третьей цифры непрерывная унисонная мелодия переходит в аккорды, которые на crescendо приводят нас в новый раздел словами: «и из глубины сердца к тебе взывающия».

Четвертая цифра открывается ярким хоровым tutti.

Напряженная и плотная хоровая фактура отражает смысловое наполнение текста, в котором люди просят заступничества святого Александра Невского, величая его словами «ревнитель и защитник право-славныя веры». Звучание хора не ослабевает до самого конца раздела, сохраняется нюанс <^». Гармонический язык композитора в этом разделе особенно узнаваем - это чистые аккорды с проходящими звуками,

добавляющие терпкости в традиционные мелодические обороты. Похожий раздел встречается в произведении «Рече Господь». Заканчивается раздел на слове «утверди» в торжественном Cis - Dur.

Пятая цифра возвращает нас в начало произведения: на фоне хоровой «педали» в мужском хоре звучит архаичная мелодия у партии альтов.

Далее развитие происходит таким же образом.

В восьмой цифре вступают сопрано.

Их мелодия более напряженная, в виду включения композитором divisi. Дуэт первых и вторых сопрано полон диссонансов, наслоений. Ритмический рисунок изобилует триолями и пунктиром - полиритмией. В десятой цифре «оживают» мужские голоса.

Стремительная мелодия, передающаяся от басов - тенорам, приводит к кульминации. В женских голосах в этот момент также происходит наслоение тематического материала. Композитор использует divisi в каждом голосе, что в конце приводит к кульминационному четырнад-цатиголосному аккорду, выдержанному на фермате. Смысловая роль данного эпизода соответствует музыкальному накалу в полной мере: «от ... врагов низложи». Враги рода христианского наделены в этом произведении яркой, хаотичной интонацией.

После кульминации композитор оставляет в партии альтов звук «Ь1», что являет собой симфонический прием сквозного развития материала. Этот прием применяется в данном сочинении неоднократно. В одиннадцатой цифре мужской хор присоединяется и образуется звучание g-moll трезвучия.

На фоне этого аккорда вступают две солистки. Парящий дуэт повествует о принятии святым монашеского пострига: «оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие».

В двенадцатой цифре дуэт завершается и на фоне «педалей», в партии сопрано появляется излюбленный прием композитора: алеаторика (от лат. а1еа - игральная кость; случайность) - течение в современной музыке, провозглашающее принцип случайности главным формирующим началом в процессе творчества и исполнительства. Вступает дуэт партии первых и вторых альтов. Надломленная, наполненная диссонансами мелодия, отражает сложный людской путь обращения к Богу, путь принятия и осознания своей греховности. Осознания необходимости Бога в жизни каждого человека.

Итак, в 13 цифре звучит хоровое tutti.

Это невероятно нежный по гармонии, смиренный и покаянный по эмоциональному наполнению фрагмент. В шестом и седьмом такте композитор использует прием изложения мысли, разложенный по разным партиям: «.житие тихое и безмятежное».

14 цифра заключает в себе вершину человеческой надежды: «...твоим предстательством устрой нам».

га II. molto

Кульминация отражается и гармоническим языком: совершается энгармоническая замена. То есть из острой, «земной», диезной сферы мы переходим в небесный, мягкий B-Dur. Хору вновь определена роль органной фактуры.

Над ним парит соло сопрано, вознося нас на небесные вершины, описывая моление святого Александра у престола Божия.

В семнадцатой цифре тематический материал снова переходит к хору.

Это прообраз народного моления. Народа, благодарящего Бога за его помощь и внимание к молитвам. Характер смиренный, возвышенный. Динамика максимально тихая до самого конца произведения. Ритмический рисунок сглажен, но даже минимальные особенности композитор просит не подчеркивать.

Заканчивается произведение в традиционном C-Dur, который звучит как освобождение от грехов и земных забот.

«О, святый...»

Второй кондак

О святый благоверный великий княже Александре! От благоговейных сердец приносимую ти, аще и недостойную, хвалебную песнь сию, приими от нас, яко усердную жертву сердец, любящих тя и ублажающих святую память твою. Охраняй всех нас молитвами твоими: огради ходатайствы твоими град твой и вся люди земли Российская, да тихое и безмолвное житие поживше в нынешнем веце блаженство вечное наследием и купно с тобою и всеми святыми выну сподобимся воспевати Богу: Аллилуиа.

Заключительный номер концерта - это, на наш взгляд, жемчужина цикла. Насыщенное и многогранное произведение, демонстрирующее большие возможности исполнителей, подчеркивающее оригинальные авторские находки и особенности хорового письма.

Начинается произведение с хорового tutti.

Звучит проходящий оборот из C-Dur в a-moll, с лаконичной мелодией в сопрано, распевающей начальный текст «О, святый». Первые пять тактов заключают в себе плавное голосоведение, минимальное динамическое развитие в рамках нюанса «рр» - это вступление. Со слов «от благоговейных сердец.» фактура заметно уплотняется, появляются излюбленные композитором удвоения и кластеры.

Нюанс меняется на «Р», развитие динамики остается плавным, несмотря на появление ярких гармонических оборотов и заметное повышение тесситуры. Слова «.приносимую Ти» говорят о соборной молитве христиан; композитор отражает это совместным движением голосов стремительно вверх параллельными созвучиями, сопровождаемым crescendo, что позволяет сопрано не испытывать дискомфорт в высокой тесситуре.

В кадансе замедление достигается не только за счет выписанного «rallentando», но и благодаря увеличению пульсации: к четвертям добавляются дополнительные восьмые, что замедляет движение. Тональный план также требует внимания: в заключительный a-moll мы попадаем после f-moll, который является тональностью гармонического мажора для основного C-Dur.

В первой цифре мелодический замысел отражает текст кондака «приими от нас яко усердную жертву сердец»: на фоне плавного движения нижних голосов в a-moll, интонации lamento в партии сопрано звучат очень нежно, ранимо.

| 1 a tempo

В шестом такте начинается постепенное движение к первой кульминации номера. Композитор окрашивает текст «любящих тя и ублажающих» разнообразными приемами хорового письма: лиричным параллельным движением альтов и теноров, при статичном звучании в крайних голосах.

В восьмом такте звучит проходящий уменьшенный аккорд, сдерживающий прямое разрешение в a-moll. Смелое движение к C-Dur утверждает незыблемость слова «святую» двумя выдержанными аккордами. И вот, в десятом такте звучит очередной характерный композиторский прием: модуляция - сопоставление в однотерцовую тональность cis-moll.

Стремительное движение триолями, crescendo, доходящее до «F» и модуляция в E-Dur приводят к кульминации, которая полностью раскрывается во второй цифре. Звучит нюанс «FF» и снова модуляция-сопоставление. Тональность f-moll утверждается мощным хоровым tutti и сменой знаков во втором такте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее, женские голоса начинают возвышенный по характеру звучания эпизод в параллельной тональности As-Dur.

Нюанс «sub. P», мужские голоса как отзвук женских, как эхо, повторяют слова «огради ходатайствы твоими». Смиренная просьба народа о заступничестве святого набирает силу в следующей фразе, взывая от лица «людей земли Российския» и вновь приводит к кульминации.

Ярчайшее звучание девятиголосных аккордов, нюанс <^», излюбленный композитором прием задержания неаккордовых звуков пре-

дыдущей гармонии, впоследствии разрешающихся в тонику, и смена тональности на последнем созвучии.

Третья цифра - эпизод отражения смыслового контраста: сольные проведения мужских и женских голосов разграничивают земное и небесное. При этом все движение остается в рамках тональности b-moll, динамический план также неизменный: sempre «рр», non crescendo.

Соединяются голоса к концу эпизода, иллюстрируя общее молитвенное действо: «сподобимся воспевати Богу».

Предельно низкой тесситурой композитор выделяет слово «Бог»: вторые басы поют «В1» контроктавы. К концу движение постепенно останавливается посредством rallentando и использования крупных длительностей «целых» с точкой.

Заключительная часть предстает пред нами в четвертой цифре. Она являет собой распев слова «Аллилуиа» - это цитата из сочинения «На реках Вавилонских» из Симфонии молитв «Рече Господь».

а в данном сочинении композитор переаранжировал музыку для смешанного хора. Начинается музыкальная фраза у мужских голосов. В первых трех тактах изложена тема, на которой построена кода. Большая динамическая волна приводит к «F» при соединении с женскими голосами. Последнее tutti звучит умиротворенно, что дает осоз-

нание слияния с миром неземным, небесным. Интересен тональный план: четыре проведения композитор удерживает музыку в Ь-тоИ, но в последних двух главенство забирает Des-Dur. Модуляция совершена плавно, она не разрушает возвышенную картину, завершающую цикл.

В последних двух тактах используется прием имитации колокольного звона посредством расслоения фактуры на субдоминантовом басу «ges». Заканчивается цикл глубоким Des-Dur трезвучием в положении терции. Сопрано на ноте «12» как бы воспаряют над миром и окрашивают весь аккорд светлым звучанием, которому суждено истаять, олицетворяя этим растворение в вечности.

Подробно ознакомившись с произведением «Из акафиста святому благоверному великому князю Александру Невскому» следует определить особенности хорового письма Сергея Екимова:

• использование большого количества во всех партиях, удвоение аккордовых звуков, обеспечивающее красочное, масштабное звучание фактуры, насыщенное обертонами;

• расслоения мелодической структуры внутри партий, образующие кластеры, которые придают звучанию терпкость и диссонантность;

• модуляции - сопоставления, часто в однотерцовые тональности;

• яркий динамический план, охватывающий крайние градации динамики, такие как «ррр» и «FFF», в рамках одного номера цикла;

• стилизации знаменного распева;

• использование полного диапазона всех партий;

• использование сложных несимметричных размеров;

• применение алеаторики;

• насыщение сольных партий альтерациями и большим тесситурным разнообразием;

• чередование звучания смешанного хора и однородного в рамках одного номера цикла;

• применение полиритмии;

• пуантилизм, сопряженный с синкопами, образующий, таким образом, дробление ритмической структуры.

Творчество Сергея Екимова во многом определяет дальнейшие перспективы развития хорового искусства. Оно являет собой синтез современного музыкального языка и выработанных многими поколениями традиций. Слово и музыка в хоровых произведениях Екимова взаимодействуют, создавая новый художественный образ, а специфика его композиторского письма придает этим образам уникальность и тем самым делает его композитором-новатором. Целью творческого пути Сергея Екимова можно обозначить популяризацию современного хорового искусства. Сам композитор описывает это следующим образом: «С тех пор, как я закончил консерваторию как композитор и дирижер, я поставил задачу пропагандировать исполнение современной хоровой музыки. Плохо это или хорошо - наверное, рассудит время, но мне кажется очень важным, чтобы музыка, написанная только что, получала возможность прозвучать сразу. Это важно для композиторов, чтобы они понимали, как и что они пишут. Также, это важно для хоровых коллективов-исполнителей - они видят «живых классиков» и имеют возможность с ними пообщаться, увидеть их новый музыкальный язык, научиться новым исполнительским приемам и понять через это - что такое современное искусство. Поэтому, мое жизненное кредо - это пропаганда современной музыки в принципе и отечественной современной хоровой композиторской школы в частности»3.

Творчество С. Екимова соединяет мир современных музыкальных явлений с наследием всех предыдущих поколений композиторов Петербургской школы. Сохраняя индивидуальный облик, оно несомненно занимает прочное место в композиторском наследии Санкт-Петербурга.

В заключение следует отметить, что современная хоровая музыка Санкт-Петербурга сосредотачивает в себе важнейшие тенденции развития хорового искусства. Творчество Петербургских композиторов перспективно и, безусловно, заслуживает дальнейшего изучения.

Примечания

1 Холменец Е. С. «Характерные тенденции в творчестве современных русских композиторов» / Е. С. Холменец. // Белгородский государственный институт искусств и культуры. Наука. Искусство. Культура. Выпуск 4 (12). 2016. С. 64.

2 Стець О. В. Хоровой концерт второй половины XX - начала XXI века: к вопросу типологии жанра / О. В. Стець // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 28 (243). Филология. Искусствоведение. Вып. 59. С. 158-164.

3 Интервью с композитором С. Екимовым / Д. О. Бегунович. [Санкт-Петербург]: [б. и.], [б. г.] Личный архив автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.