Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАБОТЕ С МНОГОГОЛОСНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ НА УРОКАХ АНСАМБЛЕВОГО ПЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О РАБОТЕ С МНОГОГОЛОСНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ НА УРОКАХ АНСАМБЛЕВОГО ПЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНСАМБЛЬ / МНОГОГОЛОСИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дудоладова Любовь Борисовна

На примере ансамблевых сочинений П.Чайковского, Л.Керубини, М.Ипполитова-Иванова автор определяет художественно-исполнительские и технические задачи, необходимые при работе с многоголосными произведениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Дудоладова Любовь Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF WORK AT POLYPHONIC COMPOSITIONS AT THE LESSONS OF ENSEMBLE SINGING

The problem of work at polyphonic compositions at the lessons of ensemble singing (by L.B.Dudoladova). The author states artistic, performing as well as technical objectives necessary for the work at polyphonic compositions on the examples of ensemble compositions by Tchaikovsky, Cherubini, Ippolitov-Ivanov.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАБОТЕ С МНОГОГОЛОСНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ НА УРОКАХ АНСАМБЛЕВОГО ПЕНИЯ»

© 2010 Дудоладова Л.Б.

К ВОПРОСУ О РАБОТЕ С МНОГОГОЛОСНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ НА УРОКАХ АНСАМБЛЕВОГО ПЕНИЯ

На примере ансамблевых сочинений П.Чайковского, Л.Керубини, М.Ипполитова-Иванова автор определяет художественно-исполнительские и технические задачи, необходимые при работе с многоголосными произведениями.

Ключевые слова: ансамбль, многоголосие, интонирование.

Конец XX и начало XXI вв. отличаются активной интеграцией русского вокального исполнительства в мировое и, несомненно, они оказывают огромное влияние друг на друга в своём развитии. Интонационное и гармоническое усложнение музыкального языка, жанровое многообразие: всё это определённо повышает требования к исполнению и на такой предмет как вокальный ансамбль ложатся не только художественно-исполнительские задачи, но и чисто технические, на которые порой не хватает времени в классе сольного пения.

Необходима не только единая манера звукоизвлечения, слышания, но и интонирования. Умение петь в ансамбле это, в первую очередь, умение слышать, следовательно, задача педагога - научить студента работать со всей партитурой, анализировать ее по вертикали и горизонтали.

Разбирая и разучивая со студентами произведения для двух и более голосов, приходиться сталкиваться с такими распространёнными моментами, как неумение разобраться в форме, содержании, неспособность исполнить всю партитуру.

Попытаемся разобрать дуэт П.Чайковского «Рассвет» из ор.46 «Шесть дуэтов» с точки зрения ансамблевых исполнительских задач.

В самом начале произведения мы видим, как изящно перекликаются голоса, максимально выделяемые педальными нотами «си» и «ля» в обоих голосах по очереди. Задача певиц сделать мелодию непрерывной по музыкальной фразе, оттеняя остинатные ноты при помощи динамики. Сама же тема «Занялася заря...» из красивого грудного регистра меццо-сопрано мягко переходит в легкое звучание сопрано, не прерываясь фортепианным solo. Следующий фрагмент куплета очень интересен тем, что мелодия изложена октавным унисоном голосов, а партия фортепиано представляет собой чередование септаккордов в различных своих обращениях на одной основной ноте «си». Певицам очень важно чувствовать эти гармонии, эти световые сполохи зарождающейся зари, их «накопление» и напряжение, что даст вокальной мелодии необходимое движение и развитие. Октавный унисон зазвучит как единый богатый обертонами голос, в противном случае это красивейшее место превратится в скучное «топтание» на одном месте. К третьему куплету эмоциональный подъем достигает своей кульминации, что выражается «взмывающими» короткими перекличками голосов и ликующим «колокольным» двухголосием в терцию.

Очень важно в финале ансамбля не потерять этого восторженного настроя в певучем pianissimo на незавершенности терции, на которой продолжают «распускаться» новые краски рассвета.

Л.Керубини, «Колыбельная» - очень интересное произведение, безусловно, полезное для развития ансамблевого слуха. Оно написано для двух сопрано и меццо-сопрано. Поочерёдное вступление голосов дает возможность услышать и прочувствовать прозрачную гомофонно-гармоническую фактуру произведения с элементами полифонии. В первом разделе голоса располагаются «тесно», что позволяет легко выстраивать ансамбль, не смотря на довольно низкую тесситуру у всех трёх голосов. В конце второй строфы мы уже попадаем в «широкое» расположение аккорда («...угрозы все отвратим...») и здесь должны подчинить динамику верхнего сопрано низкой тесситуре меццо-сопрано, что поможет красиво завершить эту длинную фразу. Одной из основных особенностей этого произведения является то, что фактически всё оно написано в нюансе piano. Это представляет определённую сложность для исполнения верхних нот студентами ещё не имеющими стойкого навыка пения на «полуголосе», а ведь надо дать прозвучать альту у которого данная тесситура не самая звучная, не закрывая его двумя верхними голосами, дать состояться красивейшей «вертикали» этого произведения.

Внимательное отношение к динамике, фразировке и штрихам, их неукоснительное выполнение поможет достойно исполнить эту музыку, которая станет украшением любого концерта.

Показателен в этом же смысле и дуэт М.Ипполитова-Иванова «Тишина, благоухание». В ансамбле широко расходятся голоса (ундецима, секста), что придает необыкновенную окраску, но и создает определенные трудности для исполнения: надо выстроить безупречный динамический баланс, чтобы не потерять тембровую красоту голосов в широком расположении. Все произведение опирается на остинатную ритмическую фигуру из нисходящих «восьмушек», это одновременно и метрический «каркас» ансамбля и потрясающий художественный прием, завораживающий слушателя, создающий эффект «застывшей» необыкновенной красоты. Подобный ритмический рисунок очень помогает чувствовать пульсацию, вести фразу, не «провисая» на длинных нотах, и не терять остроты интонации. Мягкая выразительная кульминация, где голоса расходятся на полторы октавы (17, 18 такты) подводит к финалу произведения с «близким» расположением в низкой тесситуре для обоих голосов, создавая тем самым эффект полного погружения в состояние покоя и очарования. Развернутый фортепианный отыгрыш завершает ансамбль. Произведение, безусловно, полезно и интересно для работы в классе вокального ансамбля.

Хороший результат дает работа с Российскими кантами XVII-XVIII вв. Эти произведения ярки, многообразны по содержанию, не сложны в исполнении и, вместе с тем, эффектны. Они знакомят студентов с историей и традициями духовного и светского музицирования. Покаянные, назидательные, виватные, шуточные, на стихи Ломоносова, Сумарокова, Тредиаковского, они, как правило, имели трехголосное гомофонно-гармоническое изложение. Исполнялись хором и небольшими ансамблями, состоящими из баса и двух верхних голосов. Два верхних голоса часто «идут» в терцию, бас гармоничен и может быть мелодически выразителен. В учебной практике можно исполнять их малым ансамблем, варьируя голосовой состав.

Исполняемые «а сарре11а», они замечательно тренируют гармонический слух и чувство ансамбля, певучая мелодика в небольшом диапазоне удобна для исполнения молодым певцам, возможен транспонирование. «Мати благодатна», «Буря ветры развевает», «Покинь, купидо, стрелы» - замечательные произведения, для начала работы с многоголосной музыкой и интересный концертный репертуар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.