Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ ХОРА ДЛЯ ВЫРОЖДАЮЩЕГОСЯ НАГРУЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННОГО, ПРОТИВОПОЛОЖНЕГО И ПАРАЛЛЕЛНО-ДВИГАЮЩЕГОСЯ ГОЛОСА'

ЗАДАЧИ ХОРА ДЛЯ ВЫРОЖДАЮЩЕГОСЯ НАГРУЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННОГО, ПРОТИВОПОЛОЖНЕГО И ПАРАЛЛЕЛНО-ДВИГАЮЩЕГОСЯ ГОЛОСА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
154
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ хор/ коллектив/ управление/ педагог/ мотив/ предложение. / pedagogy / music / choir / collective / management / teacher / motive / proposal.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комил Буронович Холиков

Множество систем, классификации певческих голосов. Некоторые из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь; другие насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца; и другие. Чаще всего используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, можно получить множество разновидностей. Каждая группа голосов делится на более узкие подразделения. Одной из перспективных тенденций современной музыкальной педагогики является историко-стилевой подход к художественно-творческому процессу в целом и к конкретным произведениям искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHORUS PROBLEMS FOR DEGENERATE LOADED CONTROL INDIRECT, OPPOSITE AND PARALLEL MOVING VOICE

Many systems, classification of singing voices. Some of them take into account the strength of the voice, that is, how loud the singer can sing; others how mobile, virtuoso, the singer's voice is distinct; and others. The most commonly used classification is based on the vocal range and gender of the singer. Even with these two criteria alone, many varieties can be obtained. Each group of voices is divided into narrower divisions. One of the promising trends in modern musical pedagogy is the historical and stylistic approach to the artistic and creative process in general and to specific works of art.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ ХОРА ДЛЯ ВЫРОЖДАЮЩЕГОСЯ НАГРУЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННОГО, ПРОТИВОПОЛОЖНЕГО И ПАРАЛЛЕЛНО-ДВИГАЮЩЕГОСЯ ГОЛОСА»

ЗАДАЧИ ХОРА ДЛЯ ВЫРОЖДАЮЩЕГОСЯ НАГРУЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННОГО, ПРОТИВОПОЛОЖНЕГО И ПАРАЛЛЕЛНО-ДВИГАЮЩЕГОСЯ ГОЛОСА

Комил Буронович Холиков

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Множество систем, классификации певческих голосов. Некоторые из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь; другие -насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца; и другие. Чаще всего используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, можно получить множество разновидностей. Каждая группа голосов делится на более узкие подразделения. Одной из перспективных тенденций современной музыкальной педагогики является историко-стилевой подход к художественно-творческому процессу в целом и к конкретным произведениям искусства.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ хор/ коллектив/ управление/ педагог/ мотив/ предложение.

CHORUS PROBLEMS FOR DEGENERATE LOADED CONTROL INDIRECT, OPPOSITE AND PARALLEL MOVING VOICE

Komil Buronovich Kholikov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

Many systems, classification of singing voices. Some of them take into account the strength of the voice, that is, how loud the singer can sing; others - how mobile, virtuoso, the singer's voice is distinct; and others. The most commonly used classification is based on the vocal range and gender of the singer. Even with these two criteria alone, many varieties can be obtained. Each group of voices is divided into narrower divisions. One of the promising trends in modern musical pedagogy is the historical and stylistic approach to the artistic and creative process in general and to specific works of art.

Keywords: pedagogy / music / choir / collective / management / teacher / motive / proposal.

Ученые считают, что наибольшую пользу может принести прослушивание народной и классической музыки. Песня, которую поет мать у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь, до гроба. Музыка - могучий источник мысли. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»-сказал великий педагог В.А. Сухомлинский. Существует множество систем классификации певческих голосов. Некоторые из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь; другие - насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца; и другие. Чаще всего используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, можно получить множество разновидностей. Каждая группа голосов делится на более узкие подразделения.

Хор (др.-греч. «толпа»), также хоровой певческий коллектив - музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.

Хор отличается от вокального ансамбля наличием как минимум двух или более человек, исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено, так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий.

Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило, на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a капелла.

Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий. Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем, а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под кифару, также игравшую в унисон с хором.

Под наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы - женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется

однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.

• смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) - состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и

II;

• хор мальчиков и юношей - состоит из тех же четырёх основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов - низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, также как и в смешанном, исполняются мужчинами;

• мужской хор - состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) ещё более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;

• женский хор - состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;

• детский хор - состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх - сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.

Минимальное количество певцов в одной хоровой партии - 3 человека.

С точки зрения манеры пения различают:

• академические хоры - поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;

• народные хоры - поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.

Выды хора:

• вокально-хоровой ансамбль - от 12 до 20 участников;

• камерные хоры - от 20 до 30-50 участников;

• средние хоры - от 40 до 60-70 участников;

• большие хоры - от 70 до 120 участников;

• сводные хоры - до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хеппининг-перформанс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как представляют собой скорее пропагандно -просветительское направление.

Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские (самодеятельные), некоммерческие, церковные и учебные хоры.

Все многообразие линейных движений голосов относительно друг друга сводимо к трем основным типам двух- голосия, возникающим при комбинации движений вверх либо вниз и пребывания на одном месте:

1) прямое движение (оба голоса идут в одном направлении). Частный случай прямого движения - параллельное движение (когда голоса идут не только в одном направлении, но также и на одинаковый интервал);

2) противоположное движение (один голос вверх, другой - вниз);

3) косвенное движение (когда один голос остается на месте, а другой движется).

В многоголосии к названным основным типам прибавляются еще и смешанные: прямое (непараллельное) + параллельное, параллельное и противоположное, косвенное и противоположное и т. д. Если при смене гармоний имеется косвенное движение, соединение - гармоническое, если косвенного движения нет, то мелодическое. В многоголосии, особенно XX в., названные три типа движений голосов дублируются движениями звуковых масс (контрапункт пластов) -прямым, противоположным и косвенным (также и внутрипластовым).

Богатство движений голосов при гармонической связи возникающих созвучий, со своей стороны, придает гармонии свободу движения мысли и особого рода гибкость и тонкость общего звучания.

«Истинная красота гармонии состоит не в том, чтобы аккорды располагались так или иначе, а в том, чтобы голоса, не стесняясь ни тем ни другим способом, вызывали бы свойствами своими то или другое расположение аккорда». Но для гармонического движения важны не только эти пространственно-регистровые явления, все же несколько внешние по отношению к качественной стороне гармонии. Смены высот в ходе движения голосов имеют связь с функциональными сменами в соотношении аккордов друг с другом, если учитывать не просто передвижения голосов по тем или иным звукам (например, c-e-g-e-c; количественный фактор голосоведения: движение есть, но все стоит на месте), а такие движения, которые связаны с переходами на другие звуки - те, которых нет в звучании данного аккорда (например, c-e-g-f-d; качественный фактор голосоведения: есть не только движение голосов, но и качественная смена). Ощущение развития музыкальной мысли возникает при сменах звучания. Переход на новую высоту, в особенности смежную,

находящуюся в отношении диссонанса секунды к данной, вносит освежение звучания, поддерживает интерес слуха к движению музыкальной мысли вперед. Два фактора голосоведения - качественный и количественный, - соединенные в одном этом явлении, находятся в сложном и неоднозначном переплетении с двумя типами факторов движения в музыке. Несмотря на эти существенные различия, оба фактора исходят от единого принципа движения, который нужно рассматривать как обобщенный первичный фактор звукового движения в гармонии. Сформулируем его так: переход к новому звуку есть фактор движения в гармонии. Далее действие общего принципа расщепляется в зависимости от условий его функционирования. В старо-модальном одноголосии переход на любой другой звук означает звуковую смену.

Художественное богатство развитой гомофонной фактуры выражается не только в многообразии гармонически связных движений, но также в функциональных различиях самих голосов по их роли в многоголосной ткани. Чтобы эстетическое богатство звучания гармонии раскрывалось в наибольшей мере, необходима впечатляющая ее инкарнация - «вхождение» в звуковой материал. Развитый вид этой материализованной гармонии и есть ее воплощение в многообразии музыкальной ткани, функций ее частей, голосов.

Основные функции голосов многоголосной ткани:

1. Главный голос (мелодия), обычно в сопрано. В гомофонии главный голос один, при полифонизации могут быть и два соперничающих главных голоса. Этот голос является средоточием музыкальной мысли, содержание которой, однако, лучше всего выявляется во взаимодействии мелодии с прочими голосами.

2. Бас («вторая мелодия»). В гомофонной многоголосной ткани музыкальная мысль (мелодия) является композитору обычно сразу в определенном гармоническом оформлении, часто вместе с нижним голосом, который совместно с верхним отграничивает область музыкального звучания. Бас поэтому особенно тесно связан с мелодией (сопрано) узами контрапункта.

Изредка функции баса и главного голоса совпадают (если мелодия излагается в нижнем голосе); мелодия иногда помещается и в средние голоса.

Предложенный нами термин представляется более точным, чем термин А. Ф. Мутли «мелодические функции голосов».

Звучная, впечатляющая, развитая по голосоведению гармония - один из признаков композиторского мастерства.

3. Средние гармонические голоса. Основное их назначение - пополнение гармонии, аккордики. Значительные художественные ресурсы таятся в многообразных возможностях группировки средних голосов - присоединения их (по ритму и регистру) к басу (как, например, в побочной теме I части 6-й симфонии Чайковского) или к сопрано (Мусоргский, «Борис Годунов»,

вступление к сцене в корчме) или объединения их с крайними голосами в одно моноритмическое целое (Чайковский, начало финала 6-й симфонии) или каких-либо иных.

На основе противопоставления функциям обычных крайних голосов среди прочих голосов могут возникать и еще некоторые фактурные функции.

4. Контрапункт - мелодически выработанный голос, полифонически противостоящий основной мелодии. Этот контрапункт может быть мало-индивидуализированным в мелодическом отношении; поэтому возможно различать такие его виды, как мелодизированный, фигурационный. Контрапунктирующий голос может быть и имитирующим по отношению к главному (или к басу, или к другим голосам).

5. Выдержанный звук (педальный тон) - часто это общий звук между несколькими гармониями либо органный пункт (в среднем голосе, в басу).

6. Дублировка - удвоение (утроение, умножение) движущегося (часто верхнего, главного) голоса октавными усилениями, а также параллельно идущими созвучиями - в терцию, сексту, секстаккордами, квартсекстаккордами, трезвучиями; в новейшей музыке - любыми диссонирующими аккордами.

7. В иных складах фактуры возможны еще некоторые функции голосов:

• подголосок - прежде всего, особый вид дублировки в подголосочном складе, гетерофонии;

Соотношение фактурных функций в гармонии классико-романтического типа часто бывает неэлементарным, обнаруживая сложность композиторской мысли (пример 68).

В согласии с художественной задачей фактура полифонизирована: В результате получается структура ткани, как в дуэте, с двумя мелодиями, причем необходимо еще специальное разъяснение, какая из двух мелодий основная, а какая написана к ней как контрапункт. Кажется несомненным, что мелодия солиста написана как контрапункт к хоровой, а не наоборот. Таким образом, устанавливается наличие двух главных голосов (отсюда и впечатление полифоничности структуры), соотношение между которыми мы определяем как «первая мелодия» (у хора) и «вторая мелодия» (у солиста).

И так, два голоса имеет параллельные, косвенные и противоположное движение.

«Я буду делать всё, что я могу — до тех пор, пока могу. Если в итоге я окажусь прав, то все слова моих критиков и хулителей не будут стоить выеденного яйца; а вот если в итоге окажется, что я не прав, то тогда даже если хор ангелов будет петь мне славу, это ничего не изменит."

Авраам Линкольн.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 3 I 2021

ISSN: 2181-1601

REFERENCES

1.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

2.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

4.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

5.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

6.Холиков К.Б. «Анализа музыкальных произведений и управления многоголосных произведений». SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

7.Холиков К.Б. Некоторые аспекты повышения саморегуляции педагогов на фоне музыкального обучения многоголосных произведений. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

8.Холиков К.Б. «Важнейшие общие основы музыкальной формы» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

9.Холиков К. Б. Членораздельность формы. цезура, ее признаки. главные элементы музыки, их формообразующее действие. мелодия. тема. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

10.Холиков К. Б. Важнейшие полифонические формы многоголосных произведений. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

11.Холиков К. Б. Область применения фугированных форм. тройные и четверные фуги. фугетта и фугато. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

12. Шамшод Аскар ртли Лутфуллаев «Актуальные вопросы к методике по музыкальной воспитании» SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

13. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФУГИРОВАННЫХ ФОРМ. ТРОЙНЫЕ И ЧЕТВЕРНЫЕ ФУГИ. ФУГЕТТА И ФУГАТО. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

14. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДВОЙНЫЕ ФУГИ. SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 2 I 2021 ISSN: 2181-1601

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.