Искусствоведение список научных статей
-
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ВОКАЛЬНОМ КЛАССЕ
В центре внимания статьи - педагогические аспекты работы пианиста-концертмейстера. Даны методические указания относительно процесса разучивания нового произведения с певцом.
2009 / Исаев Владимир СергеевичВАК -
К ПРОБЛЕМЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ
Работа посвящена одному из наиболее актуальных вопросов музыкальной педагогики - проблеме психологической подготовки исполнителя к концертному выступлению. Автор сосредоточил свое внимание на причинах сценического волнения.
2009 / Кривицкая Наталья ВладимировнаВАК -
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ПЕВЦА
Определяя пение как онтологическую категорию, и учитывая его значение в истории человечества, автор утверждает, что в певческом искусстве содержится значительный нравственно-духовный потенциал, и воспитание певца должно означать воспитание личности высокодуховной.
2009 / Куклев Андрей ВладимировичВАК -
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА - ХОРОВОЙ ТЕАТР
В статье рассматриваются предпосылки появления хорового театра в отечественной культуре 70-х гг. ХХ века, а также обозначены основные типы пространственно-сценических решений.
2009 / Калашникова Наталья ВикторовнаВАК -
БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТНЫЙ ДУЭТ К. М. ВЕБЕРА: К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
В статье сформулированы основные задачи исполнителей Большого концертного дуэта для кларнета и фортепиано К.М.Вебера, обозначены стилевые и жанровые особенности произведения.
2009 / Кузьмина Наталья СергеевнаВАК -
ТЕМБР И ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ В КВАРТЕТЕ
В работе обозначено несколько типов тембров у исполнителей на струнных инструментах, предложены методические рекомендации для музыкантов, играющих в составе квартета.
2009 / Кузьмина Карина БорисовнаВАК -
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ФЛЕЙТЫ СОЛО Э.ВАРЕЗА "ПЛОТНОСТЬ 21.5"
В статье выявлены динамические, ритмические, тембровые и композиционные особенности произведения Э.Вареза для флейты соло «Плотность 21.5», даны исполнительские комментарии к ее исполнению.
2009 / Мутузкин Иван АлександровичВАК -
ПОЗИЦИОННОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ВОКАЛЬНОЙ И ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ
Дано определение позиции как исходного положения, наиболее удобного для осуществления тех или иных мышечных усилий, направленных, свою очередь, на достижение определенного творчески-окрашенного результата. Обозначены прямые соответствия между пятью хореографическими позициями ног и пятью...
2009 / Наумов Александр ВладимировичВАК -
АСПЕКТЫ ИСПОЛНЕНИЯ КОНЦЕРТОВ А.ВИВАЛЬДИ НА ДОМРЕ: К ПРОБЛЕМЕ СТИЛЯ
Статья посвящена проблеме переложения скрипичного произведения для домры. На примере анализа концерта Вивальди из цикла «Гармоническое вдохновение» («L'Еstro armonico») раскрыты характерные возможности и специфические приемы игры на домре, их штриховые отличия от скрипки.
2009 / Ненашева Татьяна АнатольевнаВАК -
ХОРОВАЯ КАНТАТА ПЕТРА ЭБЕНА "ГОРЬКАЯ ЗЕМЛЯ"
Анализируя кантату, автор акцентирует свое внимание на специфике произведения, которая заключена в исполнительском составе (хор и орган) и музыкальном языке, сочетающем в себе атональное мышление с интонациями чешского фольклора.
2009 / Родионова Ирина АндреевнаВАК -
ТВОРЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ МОСКОВСКОЙ СКРИПИЧНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД EE СТАНОВЛЕНИЯ (1866-1922)
В статье рассмотрен процесс становлении Московской скрипичной школы второй половины XIX века, обозначена роль Ф.Лауба, Г.Венявского, Л.Ауэра, И.Гржимали, В.Безекирского, творческие принципы которых предопределили смешение различных традиций (русских, чешских, австрийских, немецких) и послужили...
2009 / Суханова Татьяна БорисовнаВАК -
ПРАЗДНИЧНЫЙ МИФ В ТВОРЧЕСТВЕ Д.ШОСТАКОВИЧА
В статье рассмотрено своеобразие преломления в творчестве Шостаковича концепции советской праздничной мифологии: отчасти следуя за мировоззренческой композиторской эволюцией, она демонстрирует разные метаморфозы праздника: от его прямого изображения (Вторая, Третья симфонии) к созданию сложных...
2009 / Кудрявцева Татьяна ЕвгеньевнаВАК -
К ПРОБЛЕМЕ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ ТЕХНИКИ
В статье рассмотрен феномен композиторской техники в музыке ХХ века, проанализирован понятийно-терминологический аппарат в области теории композиции, а также на примере Второго концерта для оркестра Р.Щедрина «Звоны» обозначена проблема миксотехники.
2009 / Полковникова Татьяна ВалерьевнаВАК -
ЯЗЫК ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ЖАНРОВ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
В статье рассмотрены основные типовые формулы эпических жанров: формулы зачинов с наличием топонимов (гидронимов), величальные формулы исходов - слав (нередко с «зааминиванием» или «заговариванием на закреп»), формулы обращения (общения друг с другом) героев и др. Проанализированы характерные...
2009 / Татаринова Татьяна ЛеонидовнаВАК -
ОПЕРА "БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА" Р.ЩЕДРИНА: К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВОГО АРХЕТИПА
Статья посвящена новой опере Р.Щедрина «Боярыня Морозова» (2006). Автор анализирует это произведение с позиций претворенных в нем жанровых архетипов. Среди них особое внимание обращается на традиции русской оперы и русской литургической драмы, а также на пассионы И.С.Баха.
2009 / Тихонова Мария МихайловнаВАК -
ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДМШ В РОССИИ ХХ ВЕКА
В статье проанализированы проблемы деятельности ДМШ, обозначены системные причины кризиса общего музыкального образования, вскрыты противоречия между декларируемыми и реальными целями, реализуемыми ДМШ.
2009 / Акопян Диана СергеевнаВАК -
ПРОБЛЕМА КООРДИНАЦИИ СЛУХА И ГОЛОСА В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО УЧИЛИЩА
Осмысливая собственный практический опыт работы в условиях театрального училища, автор статьи делает вывод об эффективности метода «резонаторных ощущений», разработанного В.П.Морозовым, при решении проблемы координации слуха и голоса у начинающих певцов-актеров и предлагает ряд методических...
2009 / Янышева Полина ИгоревнаВАК -
ВАЛТОРНА В ТРИО ОР.49 И.БРАМСА
Трио Брамса для фортепиано, скрипки и валторны ор.49 проанализировано с позиции выявления в нем звуковой характеристики валторны. Показано, что инструмент трактован композитором лирически и в то же время его традиционное звучание обогащено множеством вновь открытых тёплых тонов инструмента,...
2009 / Смирнов Максим ВладимировичВАК -
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПЕСНИ Ф.ШУБЕРТА "БАРКАРОЛА" И ЕЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Автор детально рассматривает различные смысловые пласты «Баркаролы» Ф.Шуберта, выявляя в ней выразительные и философские аспекты, а также дает характеристику двух вариантов исполнительской интерпретации произведения певцами В.Казаровой и С.Лемешевым.
2009 / Скачкова Наталья ВикторовнаВАК -
О ПРИНЦИПАХ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ
В центре внимания статьи - феномен хоровой театрализации как один из способов интерпретации хорового сочинения. На примере произведений С.Стразова «Ожидание» и Э.Фертельмейстера «Песни сердца» выявляются такие принципы театрализации, как наличие сюжета, реальность и линейность времени, в котором...
2009 / Супруненко Галина ВладимировнаВАК