Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ КАЧЕСТВ ПЕВЦА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА В ОПЕРНОМ СПЕКТАКЛЕ'

ВОСПИТАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ КАЧЕСТВ ПЕВЦА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА В ОПЕРНОМ СПЕКТАКЛЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕВЕЦ / СЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Казимирская Таисия Станиславовна

В статье определены качества, необходимые молодому певцу для успешной работы на профессиональной оперной сцене. Отмечая сложность этой работы, автор считает одной из важнейших составляющих успеха преемственность поколений, постоянный самоанализ исполнительской деятельности вокалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF VOCAL SKILLS NECESSARY FOR THE CREATION OF AN ARTISTIC IMAGE IN AN OPERATIC PERFORMANCE

The development of vocal skills necessary for the creation of an artistic image in an operatic performance (by T.S.Kazimirskaja) deals with the process of the development of vocal skills which can ease the work of the young singer on the professional stage. Nothing the complexity of the process the author regards the continuity of generations and regular self-analysis of one's performing experience as important ingredients of success.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ КАЧЕСТВ ПЕВЦА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА В ОПЕРНОМ СПЕКТАКЛЕ»

существенной материальной поддержкой. Таким образом, для студентов были созданы все условия для успешной учебы и формирования профессиональных навыков.

Таким образом, без сомнения можно сказать, что все выпускники кафедры сольного пения МГК того времени наряду с талантом, своим мастерством и успешной профессиональной карьерой, прежде всего, обязаны своим преподавателям. Их работа, высокий профессиональный уровень, тонкий и бережный подход к каждому студенту, его индивидуальности, заложили зерно будущего успеха многих выдающихся представителей оперного искусства.

Некоторые выпускники кафедры сольного пения Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (1952-1957 гг.)

Народные артисты СССР: И.Архипова, А.Эйзен, А.Ведерников, Ю.Мазурок, Н.Исакова.

Народные артисты России: Е.Кибкало, М.Решетин, А.Мищевский, Т.Тугаринова, Н.Кривуля, А.Масленников, В.Петров.

Заслуженные артисты России: В.Филлипов, В.Ярославцев, А.Сакулин, Е.Максименко, Н.Тимченко, Р.Бобринева, К.Лосев, М.Алексеева.

Народные артисты Украины: Д.Колода, В.Скубак, К.Огневой.

МЕТОДИКА ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

© 2010 Казимирская Т. С.

ВОСПИТАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ КАЧЕСТВ ПЕВЦА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА В ОПЕРНОМ СПЕКТАКЛЕ

В статье определены качества, необходимые молодому певцу для успешной работы на профессиональной оперной сцене. Отмечая сложность этой работы, автор считает одной из важнейших составляющих успеха преемственность поколений, постоянный самоанализ исполнительской деятельности вокалиста. Ключевые слова: певец, сценический образ, певческий режим.

Обратиться к такой сложной теме подвигла меня реплика, высказанная в ходе моей дискуссии с одним известным певцом: «В современном оперном театре хотят видеть готовых певцов-актеров». С такой позицией трудно не согласиться. Я не берусь полностью раскрыть эту, безусловно, актуальную тему в представленной статье. Однако хотелось бы поделиться некоторыми размышлениями, опираясь на воспоминания выдающихся исполнителей прошлых лет и скромный личный опыт.

Задачи, поставленные сегодня перед молодыми исполнителями, значительно усложнились. Расширилась география гастрольных поездок, при этом, часто приходится участвовать в постановках, значительно отличающихся друг от друга по музыкальной интерпретации и сценографии. От современного оперного исполнителя требуется высокий уровень владения навыками актерского мастерства, поэтому уже в годы учебы в высшем учебном заведении молодой вокалист обязан овладеть необходимыми качествами певца-актера.

Важно отметить, что в консерватории педагоги уделяют большое внимание воспитанию у студентов сочетания красивого голоса, хорошей техники и музыкальности. Однако, наряду с развитием и формированием профессиональных навыков вокалиста, одной из важнейших задач преподавателя является воспитание студента как творческого художника. И все же, когда молодой специалист вступает на самостоятельный путь творчества, ему предстоит преодолеть огромное количество трудностей. Будет большой удачей, если начинающий певец в лице дирижера и режиссера найдет не только музыкального руководителя и постановщика, но мудрых и талантливых педагогов, способных помочь ему сделать первые шаги на большой оперной сцене.

В этой связи хотелось бы остановиться на конкретном примере из истории Нижегородского академического оперного театра им. А.С.Пушкина, где я работала на протяжении многих лет. В начале 1970-х годов в театре осуществлялась постановка оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов». Руководителями спектакля были главный дирижер театра А.Д.Шморгонер и режиссер Музыкального театра им. К.Станиславского М.Б.Мордвинов. Молодой бас Н.Киришев обладал красивым голосом, но скромно исполнял лишь маленькие незначительные партии. А.Д.Шморгонер долго присматривался к певцу и, наконец, решил доверить ему партию Бориса. Конечно, исполнителю пришлось много и напряженно работать под руководством талантливых наставников. Но в итоге, партия была исполнена блестяще и стала для Н.Киришева путевкой в дальнейшую творческую жизнь. Позднее он был приглашен Киевский академический театр оперы и балета им. Т.Шевченко, стал ведущим солистом оперы, Народным артистом Украины.

Исходя их собственного опыта работы на оперной сцене, хочу подчеркнуть, что молодые исполнители должны внимательно присматриваться к мастерам старшего поколения, учиться у них. Необходимо соблюдать профессиональный режим - приходить на спектакль или репетицию заблаговременно, максимально собранным, в хорошей профессиональной форме. Репетиционный процесс должен проходить на эмоциональном подъеме, чтобы молодой певец смог найти в своем действенном пении идеально четкое выражение каждой черты воплощенного образа.

Певческий режим - это процесс активного сохранения голоса. Следовать ему - это значит непрерывно трудиться, уметь превратить в творческий процесс каждый час своих домашних занятий, каждую репетицию и спектакль. Молодому певцу необходимо очень бережно относиться к своему голосу, никогда не преступая границу дозволенного ему природой. Для этого следует внимательно изучить свой певческий аппарат, его преимущества и возможности. Именно такое отношение начинающего исполнителя к своему голосу-инструменту позволяет сформировать творческую личность и умного профессионала. Вспомним известное высказывание выдающегося итальянского певца Дж. Баттистини: «Голос изнашивается не от длительных занятий и частых выступлений, а от неправильных занятий и неподготовленных выступлений» [1, 23].

Молодой певец должен научиться самостоятельно работать над созданием образа в спектакле. Работа молодого певца-актера начинается с предварительного ознакомления с произведением. Оперным исполнителям надлежит воспользоваться теми преимуществами, которые представляет нам композитор. По словам дирижера А.Пазовского, «синтез музыкального материала и слова позволяет выразить не только, что говорят, думают и переживают герои, но и как они говорят, думают и переживают» [2, 468-474].

Наряду с уверенным знанием оперной партитуры, исполнителю необходимо ориентироваться в логике событий и фактов либретто, продумать взаимодействие персонажей, изучить исторический контекст. Так формируется фундамент для дальнейшей многогранной работы над созданием образа. Хорошо изученный музыкальный материал будит воображение певца, что в свою очередь обостряет эмоциональное восприятие образа. Певцу-актеру нужно внимательно вслушиваться, понять и пережить образно-художественную сущность живой поэтической речи композитора, вдуматься: что о чем говорит данная фраза, почему композитор сделал определенные смысловые акценты, в чем смысл той или иной интонации и т.д. Таким образом, рождается осознанное отношение к творческому процессу, ведущее к постижению основ искусства перевоплощения.

Вместе с тем молодым певцам необходимо развивать музыкально-образное мышление, уметь правдиво передать свое понимание образа, свои мысли и чувства. Чем сложнее художественная задача воплощаемого образа, тем глубже, тоньше и богаче должно быть само воплощение. Это, в свою очередь, предъявляет большие требования к профессиональным навыкам и умениям певца, его голосу, дикции, фразировке, дыханию, интонации. Поэтому певец-артист на протяжении всей творческой жизни должен повышать профессиональную певческую культуру.

Примечания

1. Пазовский А. М. Дирижер и певец. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1959.

2. Пазовский А. М. Записки дирижера. - М.: Музыка, 1966. © 2010 Лившина С.Н.

РЕЗОНАНС ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Статья посвящена проблеме резонанса гласных звуков при пении. Автор опирается на опыт известных педагогов Р.Коварта, Е.Крестинского. Ключевые слова: пение, гласные звуки, резонанс.

Иностранные вокальные педагоги, на уроках которых я неоднократно присутствовала в рамках Международной школы вокального мастерства, говорят о том, что только итальянские гласные звуки, их резонанс обеспечивают верный вокальный певческий тон. Использование в пении гласных звуков, которые применяются в разговорном произношении итальянского языка, помогают быстрее и точнее сформировать оперный певческий звук. Итальянцы никогда не используют в разговоре корень языка. Активны рот, губы, зубы, верхняя челюсть, т.е. область так называемой «певческой маски». «Между твёрдым нёбом и скулами есть пространство, в котором и резонируют итальянские гласные звуки...», -говорит Роберт Коварт, ведущий специалист по певческой фонетике Метрополитен-опера (США).

Использование в пении гласных звуков русского языка порой ведёт к «заглублению», «заваливанию», отклонению певческого звука «в затылок» и прочим вокальным проблемам. В образовании гласных звуков участвует корень языка, а это в свою очередь мешает формированию верного певческого тона. Вспомним методические пояснения М.И.Глинки к вокальным упражнениям, составленным для О.А.Петрова: «Вам бы я советовал.. .тянуть гаммы на литеру «а» (итальянское)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.