Научная статья на тему 'КАФЕДРА СОЛЬНОГО ПЕНИЯ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ В ПЕРИОД С 1952 ПО 1957 ГОД'

КАФЕДРА СОЛЬНОГО ПЕНИЯ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ В ПЕРИОД С 1952 ПО 1957 ГОД Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
45
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / КАФЕДРА СОЛЬНОГО ПЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сакулин Александр Алексеевич

Статья освещает историю кафедры сольного пения Московской консерватории в период с 1952 по 1957 годы, акцентируя внимание на деятельности выдающихся педагогов и выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VOCAL DEPARTMENT OF THE MOSCOW CONSERVATOIRE BETWEEN 1952 AND 1957

The vocal department of the Moscow Conservatoire between 1952 and 1957 (by A.A.Sakulin). The author throws light on the history of the Vocal Department of the Moscow Conservatoire between 1952 and 1957 focusing his attention on the creative activity of its outstanding teachers and graduated.

Текст научной работы на тему «КАФЕДРА СОЛЬНОГО ПЕНИЯ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ В ПЕРИОД С 1952 ПО 1957 ГОД»

7. заслуженная артистка РФ, лауреат государственной премии СССР Татьяна Новикова;

8. заслуженный артист РФ Олег Ярошенко;

9. заслуженный артист РФ Вячеслав Трофимов;

10. заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист БССР, профессор Андрей Седов;

11. заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, профессор Юрий Барсов2;

12. доцент Борис Лушин.

Примечания

1. Е.К.Шульц - немец по национальности, родился близ Харькова, в деревне Рядновка. По названию деревни взял псевдоним Ряднов.

2. Ю.А.Барсов закончил Таллиннскую консерваторию в классе профессора А.К.Ардера, под руководством Е.Г.Ольховского проходил обучение в аспирантуре ЛОЛГК им. Н.А.Римского-Корсакова.

Литература

1. Бахуташвили Н. Очерки по истории вокального образования в Грузии. - Тбилиси, 1959.

2. Катульская Е.К. Большой талант // Музыкальная жизнь. 1962. № 7.

3. Левик С.Ю. Четверть века в опере. - М., 1970.

4. Лемешев С.Я. Умный талант // Советская музыка. 1962. №5.

5. Максакова М.П. Путь к искусству // Советская музыка. 1962. №5.

6. Театральная энциклопедия. Том III. - М., 1964.

7. Театральная энциклопедия. Том IV. - М., 1965.

© 2010 Сакулин А.А.

КАФЕДРА СОЛЬНОГО ПЕНИЯ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

В ПЕРИОД С 1952 ПО 1957 ГОД

Статья освещает историю кафедры сольного пения Московской консерватории в период с 1952 по 1957 годы, акцентируя внимание на деятельности выдающихся педагогов и выпускников.

Ключевые слова: Московская консерватория, кафедра сольного пения.

Думаю, что моим коллегам, как ровесникам, так и представителям молодого поколения вокалистов, будет интересно узнать о работе кафедры сольного пения Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского в период с 1952 по 1957 год. Данный отрезок времени выбран мною неслучайно. Именно в эти годы на кафедре преподавали блестящие представители русской вокальной школы, выдающиеся певцы, последователи традиций Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова, В.Р.Петрова, Н.А.Неждановой, Н.А.Обуховой.

Московская консерватория наряду с ведущими европейскими музыкальными институтами на протяжении многих лет была и остается эталоном музыкального образования. Среди ее выпускников огромное количество замечательных музыкантов, завоевавших всемирную известность. Такие прославленные представители московской музыкальной школы как С.Рихтер, Э.Гилельс, М.Ростропович, Р.Щедрин, Д.Ойстрах, Е.Светланов не требуют представления. Однако хотелось бы более подробно познакомить читателя с кафедрой сольного пения Московской консерватории, ее работой в 50-е годы ХХ века.

Прежде всего, следует отметить, что в эти годы на кафедре был сформирован совершенно уникальный профессорско-преподавательский состав. Достаточно назвать такие имена как В.В.Барсова (1892-1967), блистательная певица, солистка Большого театра, народная артистка СССР, преподавала на кафедре в период с 1950 по 1953 год; профессор Н.И.Сперанский (1877-1952), заслуженный деятель искусств РСФСР, с 1932 по 1952 был преподавателем кафедры сольного пения; профессор Л.Ф.Савранский (1876 - 1966), народный артист РСФСР, обладатель прекрасного драматического баритона, работал на кафедре с 1948 по 1954 год. Среди его учеников народная артистка СССР И.Архипова. Профессор Е.К.Катульская (1888-1966), народная артистка СССР, работала на кафедре с 1948 по 1966, воспитавшая замечательную певицу, народную артистку СССР Т.Милашкину.

К этой выдающейся плеяде, без сомнения, следует отнести народного артиста РСФСР, профессора С.И.Мигая (1888-1959), «короля русских баритонов» с голосом редкого по красоте тембра и обладателя бесконечно длинного дыхания. С.И.Мигай преподавал в МГК в период с 1948 по 1959 год. Его ученик Ю.Мазурок по праву завоевал мировую славу и признание публики. Профессор Г.Н.Тиц (1910-1986), заслуженный деятель искусств, преподавал на кафедре с1945 по 1985 год. Среди выпускников его класса народный артист РСФСР П.Глубокий, заслуженный артист РСФСР Л.Морозов, народный артист РСФСР Н.Кривуля.

Доцент С.П.Юдин (1889-1963), заслуженный артист РСФСР, солист Большого театра и кумир московской публики. В течение многих лет он являлся главным конкурентом Л.В.Собинова, очаровывая слушателей неповторимым звучанием своего удивительно светлого лирического тенора. Среди его учеников заслуженный артист РСФСР Г.Пищаев, заслуженный артист России А.Сакулин.

Необходимо назвать также имена выдающихся преподавателей: народная артистка РСФСР, профессор Н.Л.Дорлиак, М.М.Мирзоева, Р.Я.Альперт-Хасина.

Выпускники кафедры Московской консерватории во все времена украшали лучшие оперные сцены в нашей стране и за рубежом. Однако период 1952-1957 гг. можно назвать особенно «урожайным». И здесь, прежде всего, следует говорить о строгих критериях конкурсного отбора на вступительных экзаменах. Важно подчеркнуть, что при наборе студентов в первую очередь оценивались природные голосовые и музыкальные данные кандидатов. Такое серьезное испытание проходили далеко не все. Преподаватели ездили по стране в поисках талантливой молодежи, во всех регионах Сибири, Урала, Дальнего Востока и даже Заполярного круга проходили предварительные прослушивания. Так, в 1951 году конкурс на вокальный факультет составлял 500 человек на 12 учебных мест. Отбирали самых достойных. Учитывался тембр голоса и музыкальность, диапазон голоса должен был составлять две октавы. Важное значение имели внешние данные, рост, фигура и осанка.

Кроме того, все претенденты проходили тщательный медицинский осмотр, который проводил известный врач-отоларинголог, профессор В.И.Петров.

Особую роль играл начальный этап обучения. В течение первого года педагоги проводили работу со студентами очень осторожно, выявляя наиболее удобные участки голоса. Особое место уделялось вокализам Конконе, Зейдлера, Панофки, произведениям И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Й.Гайдна, В.А.Моцарта. Занятия проводились четыре раза в неделю по 30-40 минут с преподавателем и один раз с концертмейстером. Основной принцип - петь округло, в высокой позиции на дыхании. При этом посыл дыхания должен производиться по так называемому «принципу пульверизатора», избегая излишнего форсирования звука. Главное требование состояло в правильном формировании центрального регистра и переходных звуков. Это способствовало плавному и постепенному переходу голоса в головной регистр.

Если говорить о принципах звукоизвлечения, то здесь строго контролировалась чистота интонации и обертоновый строй среднего регистра. Задача педагога заключалась в сохранении тембральных особенностей на всем диапазоне голоса студента. На начальном этапе разучивались главным образом нетрудные в техническом отношении произведения: романсы, арии старинных композиторов, русские и украинские народные песни, для которых особенно характерна плавная мелодическая линия и выразительная интонация.

Во время занятий обязательно были предусмотрены небольшие перерывы (обычно в течение пяти минут), необходимые для расслабления и снятия мышечного напряжения. Педагоги внимательно следили за физическим состоянием студентов. В случае даже самого легкого недомогания ученика, которое оказывало непосредственное влияние на состояние голосового аппарата, занятие отменялось. Все профессиональные и дисциплинарные положения строго соблюдались преподавателями кафедры.

Особое внимание хотелось обратить на то, что при кафедре сольного пения существовала профессиональная оперная студия, сформированная согласно всем требованиям оперного театра. В ее ведомстве находился штатный симфонический оркестр, хор, солисты, дирижеры-педагоги консерватории Б.Рацер, А.Чугунов и А.Шерешевский, а так же замечательный режиссер П.Соратовский. В постоянном репертуаре студии было не менее пяти оперных спектаклей, служивших хорошим профессиональным «багажом» для выпускников консерватории. Среди них: «Евгений Онегин» П.И.Чайковского, «Снегурочка» и «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, и «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта.

На втором и третьем году обучения студенты готовили небольшие партии, а уже на четвертом и пятом курсах исполняли и главные партии. В ходе подготовки спектаклей проводилась тщательная работа со студентами по актерскому мастерству, не пропускалось ни одного слова или движения. Необходимо было контролировать каждый жест, служивший для передачи внутреннего состояния. Такая работа педагогов была, безусловно, оправдана: спектакли проходили на высочайшем художественном уровне, и студенты имели возможность в полной мере развивать и совершенствовать творческие и исполнительские возможности.

Кроме того, за каждое выступление студенты получали гонорар в размере 40 рублей. Особо одаренные студенты получали стипендию Министерства Культуры РСФСР в размере 300 рублей (всего на факультет выделялось 40 стипендий), что служило для них весьма

существенной материальной поддержкой. Таким образом, для студентов были созданы все условия для успешной учебы и формирования профессиональных навыков.

Таким образом, без сомнения можно сказать, что все выпускники кафедры сольного пения МГК того времени наряду с талантом, своим мастерством и успешной профессиональной карьерой, прежде всего, обязаны своим преподавателям. Их работа, высокий профессиональный уровень, тонкий и бережный подход к каждому студенту, его индивидуальности, заложили зерно будущего успеха многих выдающихся представителей оперного искусства.

Некоторые выпускники кафедры сольного пения Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (1952-1957 гг.)

Народные артисты СССР: И.Архипова, А.Эйзен, А.Ведерников, Ю.Мазурок, Н.Исакова.

Народные артисты России: Е.Кибкало, М.Решетин, А.Мищевский, Т.Тугаринова, Н.Кривуля, А.Масленников, В.Петров.

Заслуженные артисты России: В.Филлипов, В.Ярославцев, А.Сакулин, Е.Максименко, Н.Тимченко, Р.Бобринева, К.Лосев, М.Алексеева.

Народные артисты Украины: Д.Колода, В.Скубак, К.Огневой.

МЕТОДИКА ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

© 2010 Казимирская Т. С.

ВОСПИТАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ КАЧЕСТВ ПЕВЦА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА В ОПЕРНОМ СПЕКТАКЛЕ

В статье определены качества, необходимые молодому певцу для успешной работы на профессиональной оперной сцене. Отмечая сложность этой работы, автор считает одной из важнейших составляющих успеха преемственность поколений, постоянный самоанализ исполнительской деятельности вокалиста. Ключевые слова: певец, сценический образ, певческий режим.

Обратиться к такой сложной теме подвигла меня реплика, высказанная в ходе моей дискуссии с одним известным певцом: «В современном оперном театре хотят видеть готовых певцов-актеров». С такой позицией трудно не согласиться. Я не берусь полностью раскрыть эту, безусловно, актуальную тему в представленной статье. Однако хотелось бы поделиться некоторыми размышлениями, опираясь на воспоминания выдающихся исполнителей прошлых лет и скромный личный опыт.

Задачи, поставленные сегодня перед молодыми исполнителями, значительно усложнились. Расширилась география гастрольных поездок, при этом, часто приходится участвовать в постановках, значительно отличающихся друг от друга по музыкальной интерпретации и сценографии. От современного оперного исполнителя требуется высокий уровень владения навыками актерского мастерства, поэтому уже в годы учебы в высшем учебном заведении молодой вокалист обязан овладеть необходимыми качествами певца-актера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.