Научная статья на тему 'О ПЕРВЫХ ПЕДАГОГАХ КАФЕДРЫ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ ГОРЬКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ'

О ПЕРВЫХ ПЕДАГОГАХ КАФЕДРЫ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ ГОРЬКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРЬКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / КАФЕДРА СОЛЬНОГО ПЕНИЯ / ОСНОВАНИЕ КАФЕДРЫ / ВЕПРИНСКИЙ Б. С / ВИКТОРОВА В. В / ДАРЧУК Е. И / ГУСЕЛЬНИКОВ В. Л

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куклев А.В.

Статья посвящена истории создания кафедры сольного пения Нижегородской (Горьковской)консерватории имени М. И. Глинки, первым ее преподавателям и студентам. Совокупность фактов и персоналий, используемых в статье, ограничивается первыми годами истории кафедры сольного пения (1946-1956),но именно они важны для понимания высокой результативности работы кафедры в последующие годы. Наосновании архивных документов представлены факты из жизни первых педагогов кафедры, информация остуденческом контингенте, раскрываются некоторые вопросы организации учебной и методической работыкафедры.Найденные архивные материалы устанавливают достаточно подробно биографию первого заведующего кафедрой сольного пения Б. С. Вепринского, воссоздавая портрет яркого певца, который работал в ведущих театрахРоссийской империи (Санкт-Петербург, Киев, Тифлис) и в Италии, опытного педагога, преподававшего в Московской и Уральской консерваториях.При наличии в г. Горьком на момент открытия консерватории квалифицированных педагогических кадров понаправлению «Вокальное искусство», примечательно привлечение специалистов из других городов - представителей разных вокальных школ, в том числе московской и ленинградской, а также представителей украинскойпевческой традиции. Первые педагоги сольного пения Горьковской консерватории, обладающие значительнымисполнительским опытом, представляли ведущие вокально-педагогические школы страны. Именно они заложилипрочное основание одной из ведущих кафедр консерватории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE FIRST TEACHERS OF THE SOLO SINGING DEPARTMENT OF THE GORKY CONSERVATOIRE

The article is devoted to the history of creation of the solo singing department at the Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, its first teachers and students. The collection of facts and personalities used in the article is limited to first years of the history of the chair of solo singing (1946-1956), but they are very important for understanding the high effectiveness of the chair's work in the following years. The facts about the life of the first teachers of the chair are presented, information about the students' contingent is given and some questions about the organization of the teachingand methodological work of the chair are revealed on the basis of archival documents.The material retrieved from archives provides a fairly detailed biography of the first Head of the Department of SoloSinging B. S. Veprinskiy, thus offering a portrait of a great singer who used to work in the leading theatres of the RussianEmpire (St. Petersburg, Kiev, Tiflis) and in Italy as well as of an experienced teacher who taught at the Moscow and UralsConservatoires.While in Gorky, at the time of the opening of the Conservatoire, there were qualified pedagogues in the field of vocalarts, it is noteworthy that specialists from other cities - representatives of various vocal schools, including Moscow andLeningrad, as well as representatives of the Ukrainian vocal tradition - were brought in. The first teachers of solo singingof the Gorky Conservatory, having significant performing experience, represented the leading vocal-pedagogical schoolsof the country. They are the ones who laid a strong foundation for one of the leading departments of the Conservatoire.

Текст научной работы на тему «О ПЕРВЫХ ПЕДАГОГАХ КАФЕДРЫ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ ГОРЬКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ»

Проблемы теории и истории исполнительского искусства

Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2022. № 1 (63). С. 38-43. Actual problems of higher music education. 2022. No 1 (63). P. 38-43.

Научная статья УДК 78.078

DOI: 10.26086/NK.2022.63.1.006

О первых педагогах кафедры сольного пения Горьковской консерватории

Куклев Андрей Владимирович

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, Нижний Новгород, Россия, cantor.kuklev@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена истории создания кафедры сольного пения Нижегородской (Горьковской) консерватории имени М. И. Глинки, первым ее преподавателям и студентам. Совокупность фактов и персоналий, используемых в статье, ограничивается первыми годами истории кафедры сольного пения (1946-1956), но именно они важны для понимания высокой результативности работы кафедры в последующие годы. На основании архивных документов представлены факты из жизни первых педагогов кафедры, информация о студенческом контингенте, раскрываются некоторые вопросы организации учебной и методической работы кафедры.

Найденные архивные материалы устанавливают достаточно подробно биографию первого заведующего кафедрой сольного пения Б. С. Вепринского, воссоздавая портрет яркого певца, который работал в ведущих театрах Российской империи (Санкт-Петербург, Киев, Тифлис) и в Италии, опытного педагога, преподававшего в Московской и Уральской консерваториях.

При наличии в г. Горьком на момент открытия консерватории квалифицированных педагогических кадров по направлению «Вокальное искусство», примечательно привлечение специалистов из других городов — представителей разных вокальных школ, в том числе московской и ленинградской, а также представителей украинской певческой традиции. Первые педагоги сольного пения Горьковской консерватории, обладающие значительным исполнительским опытом, представляли ведущие вокально-педагогические школы страны. Именно они заложили прочное основание одной из ведущих кафедр консерватории.

Ключевые слова: Горьковская консерватория, кафедра сольного пения, основание кафедры, Вепринский Б. С., Викторова В. В., Дарчук Е. И., Гусельников В. Л.

Для цитирования: Куклев А. В. О первых педагогах кафедры сольного пения Горьковской консерватории // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2022. № 1 (63). С. 38-43. http://doi.org/10.26086/ NK.2022.63.1.006.

PROBLEMS OF THEORY AND HISTORY OF PERFORMING ARTS

Original article

About the first teachers of the solo singing department of the Gorky Conservatoire

Kuklev Andrey V.

Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, Nizhny Novgorod, Russia, cantor.kuklev@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the history of creation of the solo singing department at the Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, its first teachers and students. The collection of facts and personalities used in the article is limited to first years of the history of the chair of solo singing (1946-1956), but they are very important for understanding the high effectiveness of the chair's work in the following years. The facts about the life of the first teachers of the chair are presented, information about the students' contingent is given and some questions about the organization of the teaching and methodological work of the chair are revealed on the basis of archival documents.

© Куклев А. В., 2022

The material retrieved from archives provides a fairly detailed biography of the first Head of the Department of Solo Singing B. S. Veprinskiy, thus offering a portrait of a great singer who used to work in the leading theatres of the Russian Empire (St. Petersburg, Kiev, Tiflis) and in Italy as well as of an experienced teacher who taught at the Moscow and Urals Conservatoires.

While in Gorky, at the time of the opening of the Conservatoire, there were qualified pedagogues in the field of vocal arts, it is noteworthy that specialists from other cities — representatives of various vocal schools, including Moscow and Leningrad, as well as representatives of the Ukrainian vocal tradition — were brought in. The first teachers of solo singing of the Gorky Conservatory, having significant performing experience, represented the leading vocal-pedagogical schools of the country. They are the ones who laid a strong foundation for one of the leading departments of the Conservatoire.

Keywords: Gorky Conservatory, solo singing department, foundation of the department, Veprinsky B. S., Viktoro-va V. V, Darchuk E. I., Guselnikov V L.

For citation: Kuklev A. V. About the first teachers of the solo singing department of the Gorky Conservatoire. Aktualnye problemy vysshego muzykalnogo obrazovaniya = Actual problems of higher music education. 2022;1(63); p. 38-43 (In Russ.). http://doi.org/10.26086/NK.2022.63.L006.

Юбилей Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, отмечавшийся в 2021 году, представил замечательный повод обратиться к истории становления авторитетного сегодня в России и мире музыкального вуза, воссоздать портреты первых преподавателей, которые заложили прочное основание развития кафедр и творческих коллективов, структурных подразделений и учебного заведения в целом.

Среди кафедр, создаваемых в открывшейся в 1946 году Горьковской консерватории, была и кафедра сольного пения. Самое пристальное внимание при организации консерватории уделялось комплектации педагогического коллектива. Архивные документы свидетельствуют, что активное обсуждение идеи открытия консерватории в г. Горьком начинается еще осенью 1944 года. Именно тогда был составлен проект совместного письма областного и городского комитетов ВКП(б), а также и исполнительного комитета Городского Совета депутатов в ЦК ВКП(б) о «санкционировании открытия в г. Горьком с 1945 г. музыкального ВУЗа — Консерватории» [1, л. 4]. Авторы проекта письма подробно обосновывали целесообразность открытия в нашем городе консерватории. В числе многих аргументов «острая потребность в музыкальных кадрах не только средней, но и высокой квалификации», ведь к 1944 году в городе работают театр оперы и балета, филармония, ансамбль песни и пляски, сеть музыкальных школ. Наиболее значимым является то, что «город Горький располагает также и необходимыми педагогическими кадрами для музыкального ВУЗа».

В ноябре 1944 года опытный администратор директор училища А. А. Коган в записке на имя секретаря областного комитета ВКП(б) М. И. Родионова «во избежание могущей произойти ошибки

в деле организации в г. Горьком консерватории» предупреждает о необходимости более тщательной проработки этого вопроса. По расчетам Когана открытие консерватории на базе училища может привести к тому, что город «окажется и без консерватории, и без училища». Консерватории необходимо собственное помещение учебного корпуса и общежитие, качественный концертный зал, именно поэтому «консерватория может быть открыта не ранее осени 1945 года — это самый близкий срок и с натяжкой» [1, л. 1]. Оптимистичный прогноз А. А. Когана не оправдался, и консерватория была открыта лишь в 1946 году.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 473 от 24 июля 1946 года определялось открытие в г. Горьком консерватории с 1 октября 1946 года. Становление материально-технической базы нового вуза проходило в тяжелых условиях, и за неимением собственного помещения консерватория в январе 1947 года начинает занятия в классах Горьковского музыкального училища.

Первыми преподавателями кафедры сольного пения стали солистка Горьковского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина Валентина Васильевна Викторова и Людмила (Людгарда) Августовна Мрозович1, выпускница Московской консерватории, преподававшая в Горьковском музыкальном училище. Прием на работу В. В. Викторовой и Л. А. Мрозович был согласован телеграммой Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР [2, л. 8].

В. В. Викторова (меццо-сопрано) — ведущая солистка Горьковского театра заслуженная артистка РСФСР, лауреат Сталинской премии 1951 года, создала на сцене ряд ярких образов, в том числе в партиях Авры («Юдифь» А. Серова), Аксиньи («Тихий Дон» И. Дзержинского), Графиня («Пиковая дама» П. Чайковского), Ефросиньи («Семья

Тараса» Д. Кабалевского), Катерины («Степан Разин» А. Касьянова), Княгини («Чародейка» П. Чайковского), Ниловны («Мать» Т. Хренникова). Вокальное образование Валентина Васильевна получала в Московском центральном техникуме театрального искусства (ныне — Российская академия театрального искусства), на протяжении пяти лет, с 1931 года по 1936 год работала в музыкальных театрах Свердловска и Перми. На сцене Горьковского театра певица служила в 1936-1959 годах. Опытная артистка, В. В. Викторова работала старшим преподавателем кафедры сольного пения консерватории в 1947-1954 годах.

Первый год работы консерватории педагогический коллектив кафедры сольного пения состоял всего из двух преподавателей, но не был назначен заведующий кафедрой. В традициях высшего образования, и российского, и европейского, кафедра создавалась лишь тогда, когда в учебном заведении появлялся яркий, авторитетный специалист, способный объединить коллектив, создать единое направление деятельности.

Поиск заведующего кафедрой сольного пения был одной из первоочередных забот директора консерватории А. А. Когана. В августе 1947 года на должность заведующего кафедрой сольного пения приглашен Борис Семенович Веприн-ский, известный в России певец и преподаватель, занимавший на тот момент должность заведующего кафедрой оперной подготовки Уральской консерватории (г. Свердловск). Перевод Б. С. Ве-принского в Горьковскую консерваторию был осуществлен согласно приказу Комитета по делам искусств РСФСР [2, л. 13]. Маститый исполнитель и педагог, Б. С. Вепринский сразу же был приглашен на работу и в Горьковское музыкальное училище, в котором возглавлял вокальное отделение в 1947-1952 годах.

Борис Семенович (Борух Шульмович) Ве-принский родился 18 сентября 1883 года в семье киевского купца второй гильдии. Закончив Санкт-Петербургскую консерваторию в 1906 году по классу старшего преподавателя Е. И. Иванова-Смоленского [3, л. 10; 4], ученика одного из первых преподавателей сольного пения С.-Петербургской консерватории К. Эверарди, он несколько лет работал в оперной труппе петербургского Народного дома, а также в оперных театрах Тифлиса, Москвы и Киева, в 1910-1911 годах стажировался в Неаполе у профессора Ломбарди и выступал в театре «Bellini». В 1912-1924 годах Б. С. Вепринский работает в оперных труппах

театров Москвы, Санкт-Петербурга, Тифлиса и Киева. С 1918 года начинается педагогическая деятельность Бориса Семеновича в качестве преподавателя вокального коллектива Киевского общества народных театров и школы искусств. С 1924 по 1928 год Б. С. Вепринский работает преподавателем и заведующим Гомельской музыкальной школой, а с 1928 года он преподает в Московском музыкальном техникуме им. В. Стасова.

Значительный период профессиональной деятельности Бориса Семеновича был связан с Московской консерваторией имени П. И. Чайковского. Здесь Б. С. Вепринский в 1929-1938 годах работает преподавателем сольного пения и режиссером оперной студии, заведует производственной практикой консерватории.

В 1938 году опытный преподаватель переходит на должность доцента кафедры сольного пения Уральской консерватории (г. Свердловск), а в 1944-1947 годах возглавляет в Свердловске кафедру оперной подготовки [3, л. 13].

На протяжении десяти лет, до августа 1957 года, Б. С. Вепринский возглавляет кафедру сольного пения Горьковской консерватории. Под его руководством создавался коллектив кафедры, выстраивалась стратегия приема, который был увеличен для полноценной работы оперной студии.

В 1947 году прием студентов-вокалистов составил семь человек, и это количество не требовало дополнительных преподавателей: продолжили работать В. В. Викторова, Л. А. Мрозович, преподавателем мастерства актера приглашен Лев Михайлович Брагинский, режиссер Горьковского театра оперы и балета.

Данные по следующим годам приема свидетельствуют об увеличении числа студентов-вокалистов: 1948 год — 7 человек, 1949 год — 8 человек, 1950 год — 8 человек, 1950 год — 10 человек.

В 1948-1949 учебном году с увеличением числа студентов преподавателями кафедры сольного пения приглашены солисты Горьковского театра оперы и балета Юрий Владимирович Карпов, Всеволод Леонидович Гусельников. К сожалению, Ю. В. Карпов, выпускник Одесской консерватории (1920 год), скоропостижно ушел из жизни в 1952 году.

В. Л. Гусельников (тенор) закончил Ленинградскую консерваторию в 1931 году по классу профессора И. Томарса, работал в различных концертных организациях г. Ленинграда, в 1939

году был награжден орденом «Знак Почета» как солист Ереванского театра оперы и балета.

Певец работал в Горьковском театре оперы и балета с 1941 года, в его репертуаре были ведущие теноровые партии, в том числе Владимир Дубровский («Дубровский» Э. Направника), Маякин («Фома Гордеев» А. Касьянова), Ромео («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Фауст («Фауст» Ш. Гуно). В 50-е годы ХХ века В. Л. Гусельников работал в Минском театре оперы и балета, Большом театре СССР и неоднократно приезжал с гастролями в г. Горький.

Среди учеников В. Л. Гусельникова выделяется Нина Ивановна Гусельникова (Заблудаева), которая была принята в консерваторию в числе первого набора студентов, переводом с третьего курса Горьковского музыкального училища, училась в Горьковской консерватории в классе В. Л. Гусельникова три курса, затем вместе с ним переехала в Минск2.

С 1948 года начинает работу оперный класс, который возглавляет опытный дирижер Лев Владимирович Любимов3. Расширяется круг изучаемых дисциплин, в число которых входят итальянский язык (преподаватель Г. К. Лебедев), основы актерского мастерства (преподаватель, артист академического театра драмы им. Горького Лев Григорьевич Тепляков), ритмика и танец (преподаватель Анна Константиновна Якуб).

В работу оперного класса включились в основном студенты третьего курса; второго курса — З. Крылова, Федорова; первого курса — А. Суханов.

В учебный репертуар оперного класса вошли отрывки из опер «Евгений Онегин» П. Чайковского (первая, вторая, пятая и седьмая картины), «Мазепа» П. Чайковского (первое действие), «Риголетто» Дж. Верди (второе и третье действия), «Травиата» (сцены Виолетты и Жер-мона).

Из студентов первых наборов выделяются Мария Аллагулова (выпуск 1951 года) и Александр Суханов (выпуск 1953 года), которые после окончания консерватории вошли в состав труппы Горьковского театра оперы и балета. Отличная подготовка позволила молодым певцам практически сразу занять ведущее положение в труппе, о чем свидетельствуют исполняемые ими партии. Так, М. Аллагулова и А. Суханов, в операх Н. Римского-Корсакова «Пан Воевода» спели партии Марии Оскольской и Воеводы, «Золотой петушок» — Шемаханской царицы и воеводы

Полкана соответственно. Кроме того, А. Суханов спел партии Рамфиса («Аида» Дж. Верди), Доси-фея («Хованщина» М. Мусоргского), кулака Сто-рожева («В бурю» Т. Хренникова).

В 1950-1956 годах преподавателям кафедры сольного пения работает Нина Модестовна Дубяго, выпускница Ленинградской консерватории. Во время Великой Отечественной войны Н. М. Дубяго переехала в г. Горький и была принята на работу в Горьковское музыкальное училище, а в 1950 году Б. С. Вепринский приглашает ее на работу в консерваторию.

Несколько лет работе на кафедре, в 19511955 годах, посвятил яркий певец и замечательный педагог Евстафий Иосифович Дарчук4, в те годы работавший солистом Горьковского театра оперы и балета.

В 1953 году к педагогической работе на кафедре приступила Мария Яковлевна Болотова, воспитанница Ленинградской консерватории. До 1953 года работала в Латвийской консерватории, среди ее учеников того периода народная артистка СССР Ж. Гейне-Вагнер. В 1957-1964 году доцент М. Я. Болотова заведовала кафедрой сольного пения Горьковской консерватории.

Яркий, высокопрофессиональный педагогический коллектив кафедры сольного пения позволил не только проводить результативную педагогическую работу, но и заниматься научно-просветительской и концертной деятельностью.

Отчет о работе кафедры сольного пения только за 1952-1953 учебный год свидетельствует о насыщенной жизни педагогического коллектива. Среди проведенных мероприятий методические работы преподавателей, посвященные актуальным методическим вопросам воспитания молодых певцов, проведение концертов преподавателей с последующим обсуждением на заседании кафедры, взаимные посещения занятий5. Особое внимание уделялось здоровью вокального аппарата студентов, поэтому на заседаниях кафедры регулярно заслушивались сообщения врача-фо-ниатра Н. Б. Рудиной6, составленные по результатам фониатрических осмотров студентов.

По инициативе заведующего кафедрой Б. С. Вепринского в 1953 году организовано научное студенческое общество вокального факультета. Преподаватели кафедры выступают перед студентами с докладами, проводятся дискуссии на профессиональные темы. Поскольку многие преподаватели в прошлом вели активную исполнительскую деятельность, общались с выдающими-

ся деятелями музыкальной культуры, то зачастую их рассказы носили личный характер. Например, в 1954 году Б. С. Вепринский выступил с докладом «Мои встречи с Шаляпиным», а Н. М. Дубя-го поделилась воспоминаниями о Л. В. Собинове. Такие встречи самым непосредственным образом способствовали преемственности традиций отечественного вокального искусства, приобщали студентов к лучшим его образцам.

Всего три четверти века отделяют нас от времени «рождения» кафедры сольного пения, и это не так много с точки зрения истории, но по крупицам собираются сведения о первопроходцах — замечательных профессионалах, которые создавали живой творческий, нацеленный на результат в своей работе коллектив. Важно восстановить факты и события их деятельности, представить сложные обстоятельства работы в молодом учебном заведении, созданном в сложный послевоенный период. И понимание той самоотверженности в работе, преданности профессиональным идеалам и принципам могут и должны стать определенным мерилом для музыкантов сегодняшнего дня.

Примечания

1 Людмила (Людгарда) Августовна Мрозович проработала в консерватории до конца 1947-1948 учебного года.

2 Гусельникова (Заблудаева) Нина Ивановна — Заслуженная артистка Белорусской ССР. Закончила Минскую консерваторию (класс В. Л. Гусель-никова). В 1949-1952 годах солистка Минского театра оперы и балета. В 1951 году стала лауреатом первой премии Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине. В 1952-1964 годах солистка ГАБТ СССР. Коллеги по театру вспоминали Н. И. Гусельникову только с положительной стороны: «На протяжении многих лет работала в Большом театре Нина Ивановна Гусельникова, наделенная мягким лирико-колоратурным сопрано. Мы часто выступали с ней в одних и тех же операх, где она исполняла роли Антониды, Людмилы, Джильды и была очень приятной партнершей» [5].

3 Любимов Лев Владимирович (1905-1977) — советский дирижер и педагог, народный артист Белорусской ССР (1955), профессор (1970). В 1929 окончил Московскую консерваторию. Был пианистом-концертмейстером и дирижером оперных театров Москвы (1925-1931), Свердловска (1931-1935), Горького (1935-1951). В 1951-1964

дирижер Минского театра. Преподаватель Горь-ковской (1947-1949), Белорус, консерватории (1951-1965), Московского института культуры (1965-1977).

4 Дарчук Евстафий (Остап) Иосифович (19111999) — певец (бас-баритон), педагог, профессор (1982), заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1981). Учился в Музыкально-драматическом институте имени Н. Лысенко (1926-1930). С 1930 года работает в капелле «Думка». Солист оперной студии Киевской консерватории (19351939). С 1937 по 1941 учился в Киевской консерватории им. П. Чайковского (класс Д. Евтушенко). В 1941 году был призван в армию, выступал в составе фронтовых бригад, в составе Ансамбля песни и пляски Киевского особого военного округа, награжден орденом Красной Звезды. В 1946 году завершил обучение в Киевской консерватории, работал солистом Киевского радиокомитета. Солист Горьковского театра оперы и балета, преподавал в консерватории (1951-1955). Солист Львовского государственного академического театра оперы и балета им. И. Франко (1955-1965). Преподаватель кафедры академического пения Львовской консерватории им. Н. Лысенко (19691999). Среди его учеников народные артисты РСФСР А. Правилов, А. Алексик, заслуженная артистка РСФСР Т. Казимирская, народные артисты Украины Р. Витошинский, И. Кушплер.

5 В 1953-1954 учебном году проведены следующие мероприятия: методические работы — Л. А. Булюбаш «Работа над словом с вокалистами»; Ю. В. Карпов «Моя работа с высокими женскими голосами»; Б. С. Вепринский «Гортань и ее функции в певческом процессе», «Значение народной песни в процессе воспитания советского певца (с подбором нотного материала)»;

H. М. Дубяго «Система приемов вокализации, составляющих основу вокальной техники, как необходимого средства художественного пения»; сольные концерт Е. И. Дарчука, два концерта В. В. Викторовой [6, л. 12].

6 Рудина Нинель Борисовна — врач-фониатр, работала в Горьковской консерватории в 19521990 годах.

Список источников

I. Документы об организации консерватории в

г. Горьком. 1944 год // ЦАНО. Ф. 6100, оп. 6,

д. 88.

2. Материалы Постановления Совета Министров РСФСР и решения Горьковского об-

лисполкома об организации консерватории // ЦАНО. Ф. Р-6099, оп. 1, д. 1.

3. Личное дело заведующего кафедрой сольного пения Б. С. Вепринского // ЦАНО. Ф. Р-6099, оп. 3а, д. 3.

4. Смоленский-Иванов Егор Иванович // Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. URL: https://www.conservatory.ru/esweb/ivan-ov-smolenskiy-egor-ivanovich-1849-1917 (дата обращения: 20.02.2022).

5. Петров И. И. Четверть века в Большом. Жизнь. Творчество. Размышления. М.: Алгоритм, 2003. 79 с.

6. Кафедра сольного пения. Документы за 1953-1954 учебный год // ЦАНО. Ф. Р-6099, оп. 1, д.65.

References

1. Central Archive of the Russian Academy of Sciences, "Documents on the organization of the Conservatoire in Gorky 1944", F. 6100, op. 6, d. 88.

2. Central Archive of Fine Arts, "Materials of the Decree of the Council of Ministers of the RSFSR and the decision of the Gorky regional executive committee about the organization of a conservatory", F. R-6099, op. 1, d. 1.

3. Central Academic Ethnographic Observatory, "Personal file of the head of the chair of solo singing B. S. Veprinskiy", F. P-6099, op. 3a, d. 3.

4. St Petersburg State Rimsky-Korsakov Conservatoire (2021), "Smolensky-Ivanov Yegor Ivanovich", available at: https://www.conser-vatory.ru/esweb/ivanov-smolenskiy-egor-iva-novich-1849-1917 (Accessed 20 February 2022).

5. Petrov, I. I. (2003), A quarter of a century at the Bolshoi. Life. Creativity. Thoughts, Algorithm, Moscow, Russia.

6. Central Academic Record Office, "Department of solo singing. Documents for the academic year 1953-1954", F. R-6099, op. 1, d. 65.

Информация об авторе А. В. Куклев — доцент ННГК, заместитель директора по учебно-производственной работе, председатель предметно-цикловой комиссии «Вокальное искусство» Нижегородского музыкального училища (колледжа) им. М. А. Балакирева

Information about the author A. V. Kuklev — associate professor, deputy director for educational and production work, chairman of the subject-cycle commission «Vocal Art» of the Nizhny Novgorod Musical College (College) named after M. A. Balakirev.

Статья поступила в редакцию 02.03.2022; одобрена после рецензирования 11.03.2022; принята к публикации 11.03.2022. The article was submitted 02.03.2022; approved after reviewing 11.03.2022; accepted for publication 11.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.