Научная статья на тему 'ТАЛАНТЛИВЫЙ АРТИСТ, ПРЕКРАСНЫЙ ПЕДАГОГ ЕВГЕНИЙ КАРЛОВИЧ РЯДНОВ'

ТАЛАНТЛИВЫЙ АРТИСТ, ПРЕКРАСНЫЙ ПЕДАГОГ ЕВГЕНИЙ КАРЛОВИЧ РЯДНОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
38
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ГОЛОС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Седов Андрей Михайлович

Статья посвящена творческой деятельности и педагогическим принципам талантливого певца и педагога Е.К.Ряднова, воспитавшего целую плеяду известных исполнителей-вокалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IE.K.RIADNOV, A TALENTED ARTIST AND REMARKABLE TEACHER

Ie.K.Riadnov, a talented artist and remarkable teacher (by A.M.Sedov) is devoted to the creativity and pedagogical principles of the talented singer and teacher Ie.K.Riadnov who trained many well-known vocalists.

Текст научной работы на тему «ТАЛАНТЛИВЫЙ АРТИСТ, ПРЕКРАСНЫЙ ПЕДАГОГ ЕВГЕНИЙ КАРЛОВИЧ РЯДНОВ»

© 2010 Седов А.М.

ТАЛАНТЛИВЫЙ АРТИСТ, ПРЕКРАСНЫЙ ПЕДАГОГ ЕВГЕНИЙ КАРЛОВИЧ РЯДНОВ

Статья посвящена творческой деятельности и педагогическим принципам талантливого певца и педагога Е.К.Ряднова, воспитавшего целую плеяду известных исполнителей-вокалистов. Ключевые слова: Е.К.Ряднов, педагог, голос.

Кто такой Е.К.Ряднов? Вот что пишет на страницах книги «Четверть века в опере» С.Ю.Левик: «Незаурядным певцом и педагогом был Евгений Карлович Ряднов. Сам я его не слышал. Знаю только, что это был на редкость талантливый человек с небольшим, но очень «умным» голосом. Учеников же его я знаю нескольких. Я бы даже сказал, что многие хорошие певцы того времени в той или иной мере были подвержены его влиянию. С ним советовались, исправляли ошибки и дефекты, корректировали свое вокально-техническое решение той или иной сложной задачи такие крупные певцы, как тенор А.М.Давыдов, баритон М.К.Максаков и другие.

Ряднов был первым исполнителем партии Ленского в Киеве. Он пел его в присутствии П.И.Чайковского, завоевав симпатию и художественное доверие композитора...

Композитор Н.Тутковский, посвящая Ряднову свою «Элегию», сделал на ней надпись: «Немногие певцы являют силу чувства И оттеняют смысл произносимых слов К таким художникам принадлежит Ряднов. Он исполняет все, как истый жрец искусства!»

Прекрасный Князь («Русалка»), Йонтек («Галька»), Собинин («Жизнь за царя»), Левко («Майская ночь»), Андрей («Мазепа») и т.д., Ряднов отличался великолепной дикцией и выразительностью исполнения. Поэт и композитор Г.Лишин, посвящая Ряднову романс «Диадема», также отметил особенности певца в надписи:

Твои песни, звучащие страстью Соловья перенять научу.

Один из лучших учеников Эверарди, Ряднов, практикой своих учеников доказал, что сугубо итальянизированная школа нисколько не мешает певцу петь с присущим русскому стилю вживанием в образ, простотой и теплотой.

Ряднов оказался выдающимся педагогом. Первенствующее значение он придавал формированию тембра, тона, содержанию в звуке, звуке выразительно говорящем. Химик по образованию (ученик Д.И.Менделеева) и медик-гомеопат, он верил в «лечение» неправильной эмиссии звука микроскопическими дозами упражнений и, строжайшим

образом контролируя каждый звук, не торопился с окончательным определением голоса. Слава его была так прочна, что не только Э.Ф.Направник отправлял к нему артистов Мариинского театра для исправления их недостатков, но и В.Ф.Комиссаржевская посылала к нему для той же цели драматических артистов. С.В.Рахманинов считал, что на всю Россию есть только три хороших вокальных педагога, и одним из них называл Ряднова. Свою любовь и благодарность «учителю и другу» неоднократно свидетельствовали Максаков, Секар-Рожанский, Яковлев, Давыдов и многие другие.

Среди артистов, учившихся у Ряднова, которых я много раз слышал, бывали «середнячки», бескрылые люди. Но и они, не вызывая эмоционального отклика, одной благородной эмиссией звука производили корректное впечатление» [3, 415-416].

Родился Е.К.Ряднов в интеллигентной семье1. Отец - талантливый педагог, руководил пансионом, в котором будущий певец получил первоначальные знания, в том числе и музыкальные. Система воспитания была тщательно разработана. Не случайно Илья Мечников - будущий известный биолог - учился в этом пансионе, кстати - в одно время с Рядновым. Вокальные данные обнаружились в детстве, а в юности определился и тип голоса - тенор. По совету отца Ряднов поступает в Технологический институт в Петербурге; с интересом посещает лекции выдающихся профессоров, в числе которых был Дмитрий Менделеев, а вечерами слушает оперы в Мариинском театре или участвует в любительских концертах.

Интерес к пению пересиливает научный и он, не окончив курса, поступает в петербургскую консерваторию в класс знаменитого Камилло Эверарди, который определяет его голос - меццо-характерный тенор красивого тембра. Занятия идут успешно, но ему хочется совершенствовать вокальную технику. С согласия маэстро, Ряднов отправляется в Италию к профессору Антонио Буцци, консультировавшему многих известных артистов, в том числе и знаменитых Франческо Таманьо и Анжелло Мазини. После двух лет занятий (кстати, важный факт - одновременно он проходил сценическое мастерство у Ронкони -одного из лучших в Италии исполнителей Риголетто) Ряднову предложили ангажемент в театре города Бергамо, где он успешно исполняет ряд партий: Фернандо («Фаворитка» Доницетти), Ричарда («Бал-маскарад» Верди) и Тангейзера в одноименной опере Вагнера. Далее гастроли по театрам Италии, Франции, Австрии. Успехи показывают, что он может расширять репертуар без вреда для голоса и что подтверждается достойным исполнением следующих сложных партий: Рауль («Гугеноты»), Васко да Гама («Африканка»), Иоанн Лейденский («Пророк» Мейербера). Замечательное владение голосом, а также сценическое мастерство, тонкая музыкальность, знание исполнительских стилей позволили кроме вышеназванных ролей включить в свой репертуар Хозе («Кармен» Бизе), Радамеса («Аида»), Манрико («Трубадур» Верди) и вместе с тем Альмавиву («Севильский цирюльник» Россини), Дон Оттавио («Дон Жуан» Моцарта) и некоторые другие.

Еще в Италии, вместе с Рядновым в опере «Бал-маскарад» контральтовую партию Ульрики пела Джиованна Джубеллини. Он в этом голосе услышал звучание сопрано и посоветовал перейти на сопрановый репертуар, что позволило певице обрести свой природный голос. Вероятно, факт правильной диагностики вокальной природы позволил думать о возможности педагогической деятельности. Они стали успешно выступать вместе. А вскоре поженились.

В 1880 году Рядновы приезжают в Россию и впервые выступают в Тифлисском казенном театре, где их дебют вызывает огромный интерес. Репертуар Ряднова обогащается

Князем («Русалка» Даргомыжского), Собининым («Жизнь за царя» Глинки), Ленским («Евгений Онегин» Чайковского) и другими оперными партиями русского классического репертуара.

Успешные выступления позволяют дирекции императорских театров пригласить Ряднова на Мариинскую сцену. После короткого времени службы в Мариинке, Рядновы отправляются в поездку по России (1882-1884).

И снова Тифлис (1885-1900). Одновременно с исполнением оперного и концертного репертуара, Ряднов начинает педагогическую работу в местном музыкальном училище, где не только занимается постановкой голоса, но и организует оперную студию, проходя с учащимися сцены и некоторые спектакли (в эти же годы поет в Киевской опере и дает уроки, в том числе занимается с Л.Г.Яковлевым).

С 1900 года некоторое время преподает в Ростовском музыкальном училище (с того времени исполнительская деятельность переходит в активную педагогическую).

В первом десятилетии XX в. (1906г.) А.К.Глазунов приглашает Ряднова в Петербургскую консерваторию, где он организовывает прохождение оперных партий силами студентов. Эта деятельность способствует освоению молодежью основ сценического искусства. С 1910 года - пятнадцать последних лет жизни целиком отданы Тифлису: в начале музыкальное училище, позднее консерватория и опять любимое детище - оперная студия - приобщение вокалистов к исполнительской культуре в опере. В эти годы, с 1910 по 1912, у Ряднова проходил обучение Е.Г.Ольховский, который дебютировав в одесской опере (1912), через два года начал петь в театрах Петрограда, а с 1918 года стал солистом Мариинского театра.

Некоторые сведения об одном из учеников Е.К.Ряднова - М.К.Максакове из статьи М.П.Максаковой в журнале «Советская музыка» [5].

М.К.Максаков в 17 лет начал музыкально-сценическую карьеру как колоратурное сопрано, выступая в театрах Петербурга, в 19 лет у него сформировался звучный баритон красивого тембра. М.П.Максакова говорит о том, что у него был звучный драматический баритон, но голос звучал легко и свободно. Он мог после Риголетто, Грязного, даже Годунова на следующий день легко и свободно петь Фигаро Россини. При этом он был темпераментным актером и, исполняя ту или иную партию, создавал жизненно убедительный образ. Из этого напрашивается вывод - М.К.Максаков пел своим природным, естественным голосом, который помог ему найти Е.К.Ряднов. У него была очень ясная дикция и слово при этом певучее и выразительное.

Мария Петровна вспоминает, что перед спектаклем он почти не распевался, только несколько раз пропоет «ми-и-и» и идет на сцену, то есть его голос был все время настроен, и ему не требовалось искать певческий тон. Голос организован на естественной основе, дыхание свободное, не форсированное, позиция звука высокая, таким образом, резонаторы «отвечали» и помогали голосу свободно звучать в самых крупных залах.

Как вспоминает М.П.Максакова, которая в течение трех месяцев занималась у М.К.Максакова, голос ее за это время приобрел лучшие профессиональные качества, что позволило ей успешно дебютировать в Большом театре.

«После трех месяцев работы диапазон моего голоса вырос до «си-бемоль» второй октавы. А до занятий я с трудом достигала «фа» второй октавы».

Педагог работал над дыханием, убеждая «не брать много воздуха, так как для легкого, естественного звучания достаточно малого вдоха на вокальную фразу любой

продолжительности. Надо только научиться удерживать выдох и уметь пользоваться резонаторами».

По словам С.Я.Лемешева «внимание к слову у Максаковой было художественное» [4,

85-88].

Сведения об М.К.Максакове из Театральной энциклопедии:

«Максаков Максимилиан Карлович, настоящая фамилия Шварц, имя Макс, по национальности австриец (1869 - 1936 г.г.), ученик Е.К.Ряднова, русский артист оперы (драматический баритон), режиссёр, вокальный педагог. Сценическую деятельность начал в Петербурге в 1886 году. Позднее выступал в Петербурге, Москве, Тифлисе, Саратове, Одессе, Казани, Харькове. Характерные черты исполнительского облика Максакова -сильный, выразительный и красивый голос, горячий темперамент, артистичность. Особенным успехом пользовался в партиях Демона, Грязного Риголетто, Амонасро, Скарпиа. Возглавлял оперные труппы, выступавшие в Симбирске, Перми, Иркутске, Воронеже, Вильно, Екатеринославе и других городах. Подбирая в эти труппы талантливых артистов, Максаков способствовал поднятию уровня культуры провинциальной русской оперы. Кроме вышеназванных пел партии Бориса Годунова, Кочубея, Яго, Валентина, Фигаро и др.»[6, 634].

Методические записки Е.К.Ряднова

Самое первое - диагностика голоса. Рекомендации - внимательное изучение диапазона голоса, не раздвигая его искусственно и не сдвигая ни вниз, ни вверх, а тщательным прослушиванием определить качество звука, добиваясь при этом максимально хорошего звучания центра. Знание переходных звуков, внимательное вслушивание в характер их звучания должны помочь педагогу сравнительно безошибочно произвести диагностику.

«Голос характеризуется скорее высотой середины диапазона, нежели звучностью крайних нот, это примарная тесситура, которая позволяет звуку литься без всякого напряжения и является скорее всего показателем настоящего голоса».

Центр должен звучать легко и свободно, тогда и верхний, и нижний регистры голоса будут звучать свободно, уверенно.

Правильная диагностика голоса и дальнейшее надлежащее его развитие позволит певцу овладеть всеми видами техники, а также выразительностью исполнения. Если голос не верно определен, то он не может сочетать слово и музыку, что является неотъемлемым качеством подлинного вокального искусства.

Правильная диагностика певческого голоса способствует правильной организации мышечной работы голосового аппарата, облегчает процесс голосообразования.

Важным звеном певческого воспитания является внутренний слух вокалиста, который помогает исполнителю заранее предвидеть особенности музыкальной фразы и, таким образом, распределять вокальные и музыкальные ресурсы.

Ряднов полагал, что внутренний слух необходимо воспитывать наряду с постановкой

голоса.

Дыхание, как смычок, участвует не только в образовании звука, но в его качестве, оно способствует жизненности звука. Певцу необходимо разумно управлять своим дыханием. Дисциплинированное дыхание дает певцу самообладание и делает его пение выразительным, красивым.

Ряднов считал, что работать над дыханием необходимо в процессе пения, а не специально. Он обращал внимание на то, что необходимо пользоваться тонкой струей дыхания, владеть малым количеством воздуха.

Вдох должен быть глубоким, но легким, непринужденным, дающим плавное эластичное выдыхание, что приведет к качественному звуку или к «опертому» звуку.

Для проверки «опертости» звука Ряднов советует применять crescendo без напряжения гортани, а только при помощи дыхания.

Но важно не только дыхание. Атака звука, по его мнению, занимает превалирующее значение. Тут возникает «высокая позиция», то есть sopra laringua (высокая позиция, сверхгортанная). Звук зарождается высоко и голос звучит чисто, звонко, что способствует слиянию регистров.

Ценный совет: когда фраза, идущая вверх, заключает ноты разных регистров, необходимо весь звукоряд петь в одной высокой позиции.

По манере атаки звука можно судить о культуре и музыкальном вкусе певца.

Ясное произношение, эластичные губы, увеличивая силу звучания, способствуют и правильной атаке звука.

Вокальное мастерство требует органического соединения слова со звуком. Полное освоение «слова-звука» есть основа техники пения (курсив мой. - А.С.).

В романсовой литературе певцу не стоит гоняться за звучанием голоса. Романс должен больше «говорить», чем звучать. Без хорошей дикции он «не заговорит». Артистическая зрелость певца бывает заметна именно в романсе, то есть в камерном пении.

Известные ученики Е.К.Ряднова

1. А.М.Давыдов - тенор, Заслуженный артист Республики (1924);

2. А.В.Секар-Рожанский - один из лучших исполнителей партии Садко, профессор Варшавской консерватории;

3. Л.Г.Яковлев - легендарный баритон Мариинского театра;

4. М.К.Максаков - баритон, режиссёр, педагог, антрепренёр - учитель народной артистки СССР М.П.Максаковой;

5. О.А.Бахуташвили - Шульгина - известная певица и педагог, Народная артистка Грузинской ССР (1942);

6. Вано Сараджишвили - выдающийся грузинский певец, тенор;

7. А.И.Инашвили - народный артист СССР (1950), профессор Тбилисской консерватории;

8. Н.Г.Кумсиашвили - народный артист Грузинской ССР (1941);

9. Е.Г.Ольховский - баритон, солист Мариинского и Михайловского театров (в 20-40 гг. ХХ века), заслуженный артист РСФСР (1939).

Известные ученики заслуженного артиста РФ, профессора Е.Г.Ольховского

1. народный артист СССР Вячеслав Гринченко - бас;

2. народный артист РФ, лауреат государственной премии СССР Юрий Марусин;

3. народный артист РФ Константин Плужников;

4. народный артист РФ Виталий Копылов;

5. народный артист РФ Эдуард Хиль;

6. народный артист Украинской ССР Владимир Тимохин;

7. заслуженная артистка РФ, лауреат государственной премии СССР Татьяна Новикова;

8. заслуженный артист РФ Олег Ярошенко;

9. заслуженный артист РФ Вячеслав Трофимов;

10. заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист БССР, профессор Андрей Седов;

11. заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, профессор Юрий Барсов2;

12. доцент Борис Лушин.

Примечания

1. Е.К.Шульц - немец по национальности, родился близ Харькова, в деревне Рядновка. По названию деревни взял псевдоним Ряднов.

2. Ю.А.Барсов закончил Таллиннскую консерваторию в классе профессора А.К.Ардера, под руководством Е.Г.Ольховского проходил обучение в аспирантуре ЛОЛГК им. Н.А.Римского-Корсакова.

Литература

1. Бахуташвили Н. Очерки по истории вокального образования в Грузии. - Тбилиси, 1959.

2. Катульская Е.К. Большой талант // Музыкальная жизнь. 1962. № 7.

3. Левик С.Ю. Четверть века в опере. - М., 1970.

4. Лемешев С.Я. Умный талант // Советская музыка. 1962. №5.

5. Максакова М.П. Путь к искусству // Советская музыка. 1962. №5.

6. Театральная энциклопедия. Том III. - М., 1964.

7. Театральная энциклопедия. Том IV. - М., 1965.

© 2010 Сакулин А.А.

КАФЕДРА СОЛЬНОГО ПЕНИЯ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

В ПЕРИОД С 1952 ПО 1957 ГОД

Статья освещает историю кафедры сольного пения Московской консерватории в период с 1952 по 1957 годы, акцентируя внимание на деятельности выдающихся педагогов и выпускников.

Ключевые слова: Московская консерватория, кафедра сольного пения.

Думаю, что моим коллегам, как ровесникам, так и представителям молодого поколения вокалистов, будет интересно узнать о работе кафедры сольного пения Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского в период с 1952 по 1957 год. Данный отрезок времени выбран мною неслучайно. Именно в эти годы на кафедре преподавали блестящие представители русской вокальной школы, выдающиеся певцы, последователи традиций Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова, В.Р.Петрова, Н.А.Неждановой, Н.А.Обуховой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.