ТЕМА НОМЕРА: «ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ИСКУССТВА МосГУ»
DOI: 10.17805/ggz.2021.1.1
Вдохновение. Творческий портрет Сергея Шеремета
Е. В. Свечникова Московский гуманитарный университет
В статье исследуется жизненный путь и творчество известного российского певца, исполнителя классических музыкальных произведений и песен ведущих современных российских композиторов заслуженного артиста Украины Сергея Шеремета. Охарактеризован подход лауреата многих музыкальных конкурсов к своей профессиональной деятельности и воспитанию новых поколений отечественных вокалистов.
Ключевые слова: С. В. Шеремет; музыканты России; вокалисты России; оперные певцы; театр «Новая опера»; А. Н. Пахмутова; Московский гуманитарный университет; обучение студентов-вокалистов
Inspiration. A Creative Portrait of Sergey Sheremet
E. V. Svechnikova Moscow University for the Humanities
The article examines the life path and creative work of the famous Russian singer, performer of classical music and songs by leading contemporary Russian composers, Merited Artist of Ukraine Sergey Sheremet. The author characterizes the approach of the winner of many music contests to his professional activity and personal development of new generations of Russian vocalists.
Keywords: S. V. Sheremet; musicians of Russia; vocalists of Russia; opera singers; Novaya Opera Theater; A. N. Pakhmutova; Moscow University for the Humanities; training of vocal students
ВВЕДЕНИЕ
Достижения современной художественной культуры в России и уровень ее развития определяют талантливые люди, которые обладают особыми, незаурядными способностями в искусстве. В теории музыки есть постулат, о котором напоминают студентам в первой, вводной теме курса лекций. Речь идет о том, что человеческий голос можно назвать «самым совершенным музыкальным инструментом» (Реизов, 1959: 650). Уникальное строение горла,
3
природные возможности голосовых связок, умение правильно использовать голосовой аппарат имеют принципиально важное значение для извлечения звука, необычного тембра и широкого диапазона исполнителя. Здесь объединяются два обстоятельства. Голос человеку дает природа. Она, во многом, использует генетическую память и наследственные характеристики. Человеку может передаваться дар от родственников из предыдущих поколений. Либо сочетание родительских генов приводит к рождению человека с природным даром по голосовым характеристикам. Но есть еще способность самого человека совершенствовать свой голос с целью извлечения звука определенных параметров тембра, высоты звучания, силы звука. В этом случае имеет место влияние различных школ вокального искусства, которые складывалась столетиями.
Иногда мы слышим характеристики способностей человека, его достижения в следующем ключе: «Такие люди рождаются один раз в 100 лет». Это не более, чем прием, который используется для того, чтобы воздать должное человеку. В нашей истории такой феномен возник в лице Федора Шаляпина. Он бы уникален. Но в этом же ряду представителей российского искусства стоят имена Ивана Козловского, Евгения Нестеренко, Александра Ведерникова, Владимира Атлантова, Дмитрия Хворостовского. Для гендерного равенства назовем женские имена. Это Ирина Архипова, Галина Вишневская, Тамара Синявская, Анна Нетребко и др. Многие оценки в искусстве складываются на основе впечатлений зрителей, музыкальных критиков. Список выдающихся мировых звезд вокала зачастую начинается с имени Федора Шаляпина и продолжается именами Энрико Карузо, Марио Ланца, Лучано Па-варотти, Пласидо Доминго и др. (см., например: Самые известные ... , 2015: Электронный ресурс).
В когорту российских оперных звезд, известных вокалистов XXI в. мы уверенно можем включить заслуженного артиста Украины Сергея Шеремета. Он создал на сцене большое количество художественных образов посредством вокального искусства. Блестяще исполнил ведущие партии в оперных спектаклях. Предложил в концертных программах свою интерпретацию произведений современных российских и зарубежных композиторов. Искусством его исполнения наслаждались и продолжают восхищаться тысячи российских и зарубежных зрителей.
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ С. В. ШЕРЕМЕТА
Сергей Владимирович Шеремет родился 21 ноября 1970 г. в городе Но-воазовске (Донецкая область), который расположен на побережье Азовского моря. Новоазовск был в то время районным центром с населением немногим
более 11 тыс. жителей. Через некоторое время семья переехала в город Деба-льцево. В этом городе проживало более 35 тыс. жителей.
По характеристики голос С. В. Шеремета относится к баритону. По высоте звучания баритон расположен меду тенором и басом. Диапазон звучания такого голоса располагается между нотой ля большой октавы и ля первой октавы. В свою очередь, баритон подразделяют на лирический, лирико-драматический, драматический и бас-баритон. Исходя из этого, в театрах оперы и балета, музыкальных театрах распределяют партии для исполнителей, как правило, в соответствии с возможностями артистов, особенностями и характеристиками голоса. Баритон Шеремета следует отнести к лирическому тембру голоса.
Творческий путь певца всегда начинается с первого исполнения. Чаще всего это бывает в детстве. С. В. Шеремет вспоминал, что первой песней, которую он исполнил на концерте в детском саду в честь Международного женского дня 8 марта, была песня «Надежда» композитора Александры Николаевны Пахмутовой и поэта Николая Николаевича Добронравова. Ему было шесть лет. И вряд ли он догадывался, что с авторами этой популярной песни через много лет он будет встречаться у них дома, обсуждать новые песни и исполнять их на сцене в наши дни.
Интерес к музыке привел Сергея Шеремета в Музыкальную школу № 1 города Дебальцево. Перейдя во второй класс средней школы, он поступил учиться играть на скрипке. Через два года решил обучаться игре на баяне. Музыкальную школу по классу баяна он окончил в 1985 г. После этого участвовал в составе школьного вокально-инструментального ансамбля. Этот музыкальный коллектив был достаточно популярным в Дебальцево. Визитной карточкой школьного ВИА стала песня Яна Френкеля на стихи Роберта Рождественского «Погоня». На экранах страны шел фильм «Неуловимые мстители» и песня из него добавляла ему популярности.
К 15-ти годам голос С. В. Шеремета стал более сильным, приобрел окраску баритона. Начинающий певец использовал репертуар известных исполнителей и повторял их в концертах. За это он среди своих друзей получил прозвище «Магомаев».
Само популярной песней, которую исполнял вокально-инструментальный ансамбль с участием Сергея Шеремета, была песня композитора Бориса Мокроусова на стихи Михаила Матусовского «Вологда». Песня была написана в 1966 г., но популярной стала только после того, как ансамбль «Песня-ры» сделали свою аранжировку. По мелодичности и популярности песня соответствовала народной. По воспоминаниям Шеремета, многие в Дебальцево стали называть школьный ансамбль «Вологда». А песня некоторое время обязательно включалась во все концерты этой группы.
С. В. Шеремет окончил среднюю школу (десятилетку) в 1988 г. Решил посвятить себя по примеру отца, который служил в морской авиации, военной службе. Поступал в Киевское военно-техническое авиационное училище. Но медицинскую комиссию ему пройти не удалось. Вернулся домой, в Деба-льцево. Решил в будущем поступать в медицинский институт. Но для этого нужен был стаж работы. Сергей устроился работать санитаром в операционное отделение больницы. Работал два года. В июне 1990 г. в коллективе, где он работал, отмечали профессиональный праздник — День медицинского работника. Он участвовал в праздничном концерте. Покорил своих коллег необычным исполнением песен. Один из врачей посоветовал ему поступать в музыкальное училище и посвятить жизнь искусству. Сергей прислушался к совету. Сдал документы на специальность «Вокальное пение» в училище и стал готовиться к вступительным экзаменам. В итоге из 20 возможных баллов он получил 19 и был зачислен на первый курс Донецкого музыкального училища им. С. С. Прокофьева. По вокалу попал в класс преподавателя Степана Михайловича Бабаликова, заслуженного работника культуры Украины. Он заведовал отделением сольного академического пения. Был талантливым педагогом и энтузиастом. С тех пор прошло 40 лет, но С. В. Шеремет с теплом вспоминает внимательное отношение к себе педагога и его высокий профессионализм.
Когда Сергей Шеремет учился на третьем курсе, в Музыкальном училище решили поставить комедийный мюзикл в двух действиях на музыку композитора Оскара Фельцмана «Тётка Чарлея». Либретто музыкального спектакля написал Владимир Поляков по пьесе Брэндона Томаса с использованием стихов Роберта Рождественского. В этом спектакле студент Шеремет исполнял партию студента Чарлэя Вайкэма. На премьеру спектакля пригласили преподавателей Донецкой государственной консерватории. После спектакля один из них подошел к Сергею и дал высокую оценку его исполнительскому искусству. В итоге он предложил начинающему вокалисту поступить в консерваторию и продолжить образование в вузе.
Не закончив училище, в 1993 году С. В. Шеремет поступает в Донецкую государственную консерваторию на вокальное отделение. Он продолжил обучение. Попал в класс известного оперного певца и педагога народного артиста Украины, профессора Геннадия Георгиевича Каликина. Усердные занятия сделали его одним из лучших студентов консерватории. В 1995 г. Сергей получил приглашение работать в Донецком театре оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко. Он днем учился в консерватории, а вечером играл на сцене театра. Это был очень важный опыт профессиональной подготовки.
На сайте консерватории размещена краткая информация о выпускниках. В ней отмечается, что особенно много выпускников представляют ис-
кусство Донбасса в Москве: лауреат международных конкурсов Маргарита Сербина стала солисткой знаменитого хора под руководством народного артиста СССР Владимира Минина, обладатель первой премии Международного конкурса им. Е. Образцовой Тарас Присяжнюк выступает в молодежной труппе Большого театра, лауреат международного конкурса заслуженный артист Украины Сергей Шеремет — ведущий солист театра «Новая опера» им. Е. В. Колобова. И этот перечень далеко не полный — выпускники Донецкой консерватории работают в десятках стран мира: от США и Канады до Австралии и Новой Зеландии их считают своими, ими гордятся и восхищаются (Вовенко, 2019: Электронный ресурс).
В 1997 г. Сергей Шеремет перешел на последний, пятый курс Донецкой государственной консерватории им. С. С. Прокофьева. Он успешно учился и участвовал в постановках Донецкого театра оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко. Музыкальная карьера складывалась успешно. Но оказалось, что приближалось важное событие в музыкальном мире, которое изменит намечавшиеся творческие планы выпускника консерватории.
В августе 1997 г. в Москве было запланировано проведение Второго Международного конкурса им. С. В. Рахманинова. Впервые на этом престижном конкурсе наряду с номинацией «Фортепиано» был объявлен конкурс по вокалу. Организаторы конкурса заранее объявили программу произведений для исполнения. В Донецке и Киеве приняли решение направить на конкурс в Москву студента пятого курса консерватории С. В. Шеремета, который очень серьезно отнесся к предстоящему международному конкурсу. Он три летних месяца репетировал и готовил конкурсный репертуар.
Международный конкурс им. С. В. Рахманинова начинался в Москве 21 августа для пианистов и 25 августа для вокалистов. Он проходил в Рахма-ниновском зале Московской консерватории. Сергей Шеремет приехал в Москву за неделю до начала конкурса. Прошел регистрацию и жеребьевку. На конкурс приехали 180 музыкантов из 13 стран мира. Из них 130 человек были участниками конкурса по вокалу. А это означало, что конкуренция предстояла неимоверная. На одно место лауреата конкурса претендовали 13 музыкантов (Черемных, 1997: 10).
Председателем организационного комитета Второго Международного конкурса им. С. В. Рахманинова в Москве была президент Международного союза музыкальных деятелей, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Государственной премии Российской Федерации, премии и медали им. Сергея Рахманинова, народная артистка СССР, профессор Ирина Архипова. Музыкальный конкурс поддержали члены семьи С. В. Рахманинова.
В состав международного жюри конкурса вокалистов входили Иван Петров, Юрий Мазурок, Бэлла Руденко из России, Николай Огренич из Украины, Алибек Днишев из Казахстана, Донелла Дель Монако из Италии, Франц Мюллер-Хойзер из ФРГ, Мария Фолтын из Польши. После отборочного тура в составе конкурсантов остался 61 певец. Во второй тур вышли 24 исполнителя, а в третьем туре участвовали 10 человек. Эти 10 музыкантов и оказались в списке награжденных (там же).
По решению жюри, первую премию в номинации вокал поделили два баса: солист Уфимского театра Аскар Абдразаков и солист Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Дмитрий Степанович. Последний был одним из самых молодых участников, за что и получил приз «Надежда». Вторую премию также поделили две певицы: Юлия Замятина из Москвы и Оксана Швед из Санкт-Петербурга. Третью премию жюри конкурса присудило баритону из Москвы Андрею Батуркину. Дипломы и звания лауреатов конкурса получили Сергей Шеремет (Украина), Валентин Суходелец, Роман Муравицкий и Михаил Гужов (Россия, Москва), Чой Хен Дзонг (Республика Корея) (Дюкина, 1997: Электронный ресурс).
Таким образом, для студента Донецкой государственной консерватории Сергея Шеремета Второй Международный конкурс им. С. В. Рахманинова, который в сентябре 1997 г. завершился в Москве, был более чем успешным. Он вернулся на Украину триумфатором.
Участие С. В. Шеремета в Международном конкурсе им. С. В. Рахманинова и получение звания лауреата вдохновили молодого исполнителя на достижение новых творческих высот. В 1998 г. в Москве проводился Х1 Международный конкурс им. П. И. Чайковского. Во всем мире музыканты знают о проведении один раз в четыре года конкурса Чайковского и мечтают в нем участвовать. Сергей Шеремет подал заявку на участие в конкурсе. Накануне конкурса он сдавал выпускные экзамены. Времени на подготовку было недостаточно. Поэтому во второй тур конкурса он прошел, а в третий — нет. Однако то, что произошло в дни проведения конкурса Чайковского летом 1998 года, было сродни победе.
Один из молодых конкурсантов получил предложение приехать на прослушивание в Музыкальный театр «Новая опера». Он предложил Сергею поехать с ним. Главный дирижер театра маэстро Евгений Колобов самым внимательным образом отнесся к Сергею, прослушал отрывки классических произведений в его исполнении и предложил работать в театре. Молодой певец дал согласие и стал готовиться к переезду в Москву.
РАБОТА В МОСКОВСКОМ ТЕАТРЕ «НОВАЯ ОПЕРА» ИМ. Е. В. КОЛОБОВА Открытие в Москве в 1991 г. Музыкального театра «Новая опера» связано с именами двух известных в стране и мире людей: Евгения Владимировича Колобова и Юрия Михайловича Лужкова. Решение о создании театра «Новая опера» было принято с целью разрешения конфликта в Московском академическом музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Не совпадали творческие взгляды и творческие планы у главного дирижера театра Е. В. Колобова и части труппы, в основном старшего поколения. Конфликтующие стороны в поисках арбитра обратились в Моссовет. Встреча состоялась у заместителя председателя Моссовета Ю. М. Лужкова. Он выслушал стороны, отпустил представителей творческого коллектива театра и попросил Е. В. Колобова остаться для поиска решения. При наличии в Москве 200 театров, Юрий Михайлович предложил создать 201-й. Он принял новый взгляд Евгения Владимировича на прочтение классических музыкальных произведений и его право на новую интерпретацию классических спектаклей. В процессе разговора Ю. М. Лужков предложил назвать театр «Новая опера». Это название прижилось и стало олицетворять новые тенденции в музыкальной культуре столицы.
Важно было найти для театра подходящее место дислокации. Нужно было здание в центре Москвы, куда могли бы легко добраться зрители. После некоторых поисков Московскому музыкальному театру «Новая опера» было передано здание летнего «Зеркального театра», расположенного в саду «Эрмитаж». После обсуждения и оценки ситуации договорились сохранить архитектуру здания начала ХХ века и капитально перестроить театр, сделать его современным с точки зрения технического оснащения и удобства для зрителей. Жизнь многократно подтверждала, что перестраивать гораздо хлопотнее и дольше, нежели строить новое сооружение. На реконструкцию здания ушло шесть лет и большие финансовые средства. Открытие Московского музыкального театра «Новая опера» состоялось в 1997 г. Это был год празднования 850-летия Москвы. В столице проходило огромное количество культурных мероприятий. С нового театрального сезона 1997 г. театр стал работать в полную силу, реализуя творческие задумки Е. В. Колобова.
Через год С. В. Шеремет успешно заканчивает консерваторию и поступает в театр «Новая опера» в качества артиста-вокалиста. Начало творческой деятельности вокалиста в российской столице пришлось на новый этап развития музыкального театра.
В 2002 г. С. В. Шеремет поступил на стажировку в Центр оперного пения Галины Вишневской. Он в течение двух лет увлеченно учился мастерству. Познакомился с выдающимся музыкантом, дирижером и виолончели-
стом Мстиславом Ростроповичем. Маэстро пригласил Сергея принять участие в концертном исполнении оперы М. П. Мусоргского «Саламбо», где он сам дирижировал. По словам С. В. Шеремета, эти два года стажировки превратились в нескончаемый мастер-класс и вселили в него уверенность в творчестве.
Атмосфера в театре захватила С. В. Шеремета. Он получает все новые и новые роли в постановках: Онегина в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского, Щелкалова в «Борисе Годунове» М. П. Мусоргского, Гамлета и Горацио в «Гамлете» А. Тома, графа Париса в «Ромео и Джульетте» Ш. Гуно, Жермона в «Травиате» Дж. Верди, доктора Фалька в «Летучей мыши» И. Штрауса и мн. др. (см., например: Борисович, 2016: Электронный ресурс). Как отмечает А. Добролежа, «отличительной чертой и новаторством театра является то, что над постановками оперных спектаклей театра работают известные драматические режиссеры, такие как Роман Виктюк, Алла Сигалова, Юрий Грымов, Элайджа Мошински» (Добролежа, 2020: Электронный ресурс). Сергей Шеремет, «как талантливый артист, всегда успешно демонстрирует не только профессиональное вокальное мастерство, но и умение входить в образ своего героя» (там же) и убедительно представлять его на сцене.
Появляются новые спектакли, в которых главные партии исполняет С. В. Шеремет. Певец исполняет партии Мизгиря («Снегурочка» Н. А. Рим-ского-Корсакова), Григория Грязного («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, Петра Васильевича («Первая любовь» А. И. Головина), Энея («Дидона и Эней» Г. Пёрселла), Тальбота («Мария Стюарт» Г. Доницетти), Зурги («Искатели жемчуга» Ж. Бизе), Марулло («Риголетто» Дж. Верди), Сильвио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Белькоре («Любовный напиток» Г. Доницетти), партии баритона в спектаклях «Россини», «Валлийские песни», «Bravissimo!», кантате «Кармина Бурана» К. Орфа, принимает участие в концертных программах театра.
Сергей Шеремет, по оценкам музыкальных критиков и отзывам зрителей, блестяще исполнил партию Грязного в опере Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Постановку этой выдающейся оперы задумал еще при жизни Е. В. Колобов. Однако не успел этого сделать. Коллектив и новые руководители театра постарались продолжить творческую линию основателя театра. Поэтому в 2004 г. приступили к постановке «Царской невесты», пригласив на роль постановщика режиссера Юрия Грымова. Премьера состоялась в театральном сезоне 2004/2005 гг. Музыкальный критик Александр Матусевич в январе 2005 года писал: «Благороден вокал Сергея Шеремета (Грязной), однако лирическая природа его красивого баритона не дает певцу возможности явиться перед публикой настоящим, стихийным опричником,
хотя внешняя фактура более чем соответствует роли, а сценическое поведение продуманно» (Матусевич, 2005: Электронный ресурс).
С. В. Шеремет подготовил сольную концертную программу. Его приглашают выступать в Государственный Кремлевский дворец, Концертный зал им. П. И. Чайковского, Колонный зал Дома Союзов, Дворец молодежи и на других концертных площадках города. В концертах звучат песни композитора А. Н. Пахмутовой на стихи Н. Н. Добронравова «Мелодия», «Надежда», «Мелодия», «Прости», «Усталая подлодка», «Чертово колесо», «Отцвели уж давно хризантемы в саду», песни и романсы Е. Г. Мартынова и А. А. Бабаджаняна на стихи С. А. Есенина, А. А. Вознесенского, Н. Н. Добронравова и др. Как отметила Е. Владимирова, «репертуар певца всегда отличался патриотизмом, его песни пропитаны любовью к России, родному краю, жизни, людям» (Владимирова, 2015: Электронный ресурс).
ПЕСНЯ А. Н. ПАХМУТОВОЙ«МЕЛОДИЯ»
В репертуаре Сергея Шеремета есть песня композитора Александры Пахмутовой на стихи поэта Николая Добронравова «Мелодия» («Ты моя мелодия...»). Песня родилась в Советском Союзе в 1972 г. История создания стала легендой. По одной версии, эта песня была специально создана для Муслима Магомаева и Тамары Синявской. Песня стимулировала создание союза двух выдающихся деятелей искусства. Говорят, что Магомаев спел эту песню Синявской по телефону. Она находилась в то время в Италии. Песня сразу же понравилась исполнителю и он ее включил в свой репертуар и посвятил премьеру своей возлюбленной.
Песня «Мелодия» создавалась необычно. Сначала появилась мелодия, которую написала А. Н. Пахмутова и предложила супругу Н. Н. Добронравову ее послушать. В оценке придуманной мелодии поэт использовал слово «потрясающе». Первая строчка у поэта возникала сразу же: «Ты моя мелодия». Для второй строчки из многих вариантов подошла фраза «Я твой преданный Орфей». Был найден стихотворный ритм под написанную мелодию и появились следующие строчки: «Дни, что нами пройдены, / Помнят свет нежности твоей».
В песенном творчестве все имеет значение. Важно чувствовать гармонию между стихами и музыкой. Не менее важно, кто представит публике новое произведение. Новая песня в исполнении М. М. Магомаева стала лучшим вариантом для ее представления публике. Имеются воспоминания о том, что певец исполнил ее в концерте через три дня, не дожидаясь авторской партитуры. Песня вызвала большой интерес и очень быстро стала популярной.
Творческую эстафету в исполнении песни в XXI в. подхватил заслуженный артист Украины, лауреат международных конкурсов С. В. Шеремет.
Он часто исполняет ее на своих концертах. Символично, что в концертном зале «Крокус Сити Холл» 5 октября 2012 г. на концерте памяти великого певца ХХ столетия Муслима Магомаева главную песню программы «Мелодия» исполняли Сергей Шеремет и певица Валерия. Программа концерта называлась «Муслим Магомаев — "Ты моя мелодия"».
Композитор Александра Пахмутова знает Сергея Шеремета лично. Они встречаются в домашней студии А. Н. Пахмутовой у знаменитого рояля и обсуждают исполнение новых произведений композитора. Уже много лет они сотрудничают. Александра Николаевна бывала на спектаклях театра «Новая опера». Она называет Сергея Шеремета лучшим российским исполнителем роли Евгения Онегина в одноименной опере П. И. Чайковского (см., например: Добролежа, 2020: Электронный ресурс). Выдающийся композитор высоко ценит талант певца и доверяет ему исполнение своих песен.
ПРИСВОЕНИЕ С. В. ШЕРЕМЕТУ ЗВАНИЯ «ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ УКРАИНЫ»
Указом Президента Украины В. Ф. Януковича от 4 июля 2012 г. С. В. Шеремету было присвоено почетное звание «Заслуженный артист Украины». Оказалось, что инициативу в этом вопросе проявило землячество Донбасса в Москве и его председатель Николай Стефанович Лунев. Событие интересно тем, что почетное звание было присвоено гражданину России, который работал в Москве. Он выступал в разных странах: России, Украине, Великобритании, Франции, ФРГ, США, Италии и др. Он пел классику и популярные русские, украинские песни и произведения на итальянском, английском и французском языках. Получив эту высокую награду, исполнитель поблагодарил Президента Украины, свое землячество в Москве, своих земляков в Донецком крае, отметив следующее: «Это первое мое звание, и мне очень приятно, что моя Родина так меня щедро наградила» (цит. по: Покор-чак, 2012: Электронный ресурс). С тех пор его объявляют в концертах по всему миру как заслуженного артиста Украины, напоминая зрителям о стране, где артист родился, вырос, получил образование и путевку в жизнь.
На встрече после одного из концертов С. В. Шеремету задали вопрос о том, что ему позволило стать настоящим профессионалом с большой буквы. Ответ был кратким и емким по содержанию: «Во-первых, уроки моих родителей, которые очень любили и любят музыку, но только не себя в музыке, а музыку в себе. Во-вторых, конечно же, мои преподаватели, в частности, Евгений Владимирович Колобов, уроки, которые я получал, когда он был жив и работал в театре. Он пригласил меня в театр, и пять лет я работал под его руководством. А в-третьих, желание оставаться не только профессионалом сре-
ди профессионалов, но еще и человеком духовным» (цит. по: Владимирова, 2015: Электронный ресурс).
ПРЕПОДОВАНИЕ В МОСКОВСКОМ ГУМАНИТАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ С. В. Шеремет познакомился с Московским гуманитарным университетом в 2010 г. В этот год страна отмечала 65-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В МосГУ по этому поводу был организован большой праздничный концерт, в котором участвовали А. Н. Пахмутова и Н. Н. Добронравов, И. Д. Кобзон и другие известные артисты. Впервые для участия в концерте был приглашен солист Московского музыкального театра «Новая опера» С. В. Шеремет. Инициатором приглашения был заведующий кафедрой искусства МосГУ заслуженный работник культуры РФ Александр Алексеевич Чванов (см.: Бородай, 2016: Электронный ресурс). Незадолго до этого концерта А. А. Чванов был приглашен А. Н. Пахмутовой на авторский концерт в Московский международный Дом музыки. В этом концерте принимал участие Сергей Шеремет и оставил очень хорошее впечатление. После концерта за кулисами состоялось знакомство А. А. Чванова и С. В. Шеремета. Они договорились о возможном сотрудничестве в сфере концертной деятельности. Поводом для приглашения в университет и участия в концерте был предстоящий Юбилей Победы. Концерт для ветеранов, преподавателей, сотрудников и студентов был организован на площади у 3-го корпуса МосГУ. Был теплый майский день. Замечательная праздничная атмосфера. Теплый прием артистов со стороны зрителей. Красивая территория и уютное пространство вызвали у Сергея Шеремета приятные эмоции.
Московский гуманитарный университет — известный вуз с лучшим в столице студенческим кампусом. Он имеет большой потенциал для своего развития. Поэтому при обсуждении новых факультетов и направлений неоднократно поднимался вопрос о создании факультета культуры и искусства. Для этого необходимо было пройти лицензирование с последующей государственной аккредитацией, осуществить подбор кадров для руководства выпускающими кафедрами и преподавательского состава. Изучался опыт других вузов по реализации программ в этой области.
Все вопросы по созданию нового факультета были решены, и в 2012 г. был объявлен прием студентов на новые направления подготовки: «Музыкальное искусство эстрады», «Вокальное искусство», «Хореографическое искусство», «Актерское искусство, «Звукорежиссура» и «Культурология».
С. В. Шеремета пригласили в МосГУ заведовать кафедрой вокального искусства. После 15 лет работы на сцене наступило его время обучать других искусству вокального пения.
Создание новой кафедры потребовало от заведующего сложной работы по подбору педагогов и приглашения их в МосГУ. По мнению С. В. Шеремета, лучшими преподавателями могут быть профессионалы, которые добились высоких творческих результатов на сцене и признания зрителей. Они сами умеют и могут научить других. Работать со студентами на должность профессоров кафедры пришли: народная артистка России, лауреат премии искусств Германии Людмила Васильевна Сафонова; заслуженная артистка России, ведущая актриса Музыкального театра «Новая опера», лауреат международных конкурсов Елена Владимировна Свечникова; заслуженная артистка России, солистка Московского театра оперетты Светлана Сергеевна Криниц-кая; режиссер-постановщик, лауреат международных конкурсов Светлана Александровна Силантьева.
В 2013 г. композитор А. Н. Пахмутова учредила на факультете культуры и искусства Московского гуманитарного университета именную стипендию «Мелодия». В МосГУ 21 марта 2013 г. состоялось торжество по случаю учреждения новой именной стипендии и ее вручении первым именным стипендиатам. В университет приехали Александра Николаевна Пахмутова и Николай Николаевич Добронравов. Участвовал в торжественной встрече и выступал в концерте заведующий кафедрой вокального искусства, заслуженный артист Украины Сергей Владимирович Шеремет. Он исполнил песню «Мелодия», которая была созвучна торжественному мероприятию и хорошо была встречена публикой.
В концерте принял участие председатель Художественного совета факультета культуры и искусства ректор университета, профессор Игорь Михайлович Ильинский. Он под аккомпанемент А. Н. Пахмутовой на рояле исполнил песню «Прощание с Братском». Зрители овациями потребовали исполнения еще одной песни на бис. В ответ со сцены в том же исполнении прозвучала песня «Надежда» (Встреча в МосГУ ... , 2013: Электронный ресурс).
В 2017 г. заведующий кафедрой вокального искусства, профессор С. В. Шеремет вошел в состав Художественного совета факультета культуры и искусства МосГУ. Он влился в коллектив выдающихся деятелей искусства и культуры (Художественный совет ... , 2017: Электронный ресурс).
Исполнителя мировой классики и новых произведений современного песенного искусства заслуженного артиста Украины С. В. Шеремета знают во многих уголках нашей страны. Он выступал с концертами во Владивостоке, Хабаровске, Североморске, Туле, Чайковском, Грозном, Пензе, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске и многих других городах (см., например: Ларская, 2018: Электронный ресурс). В 2019 г. был членом жюри II Международного фестиваля-конкурса «Орфей», посвященного па-
мяти народного артиста СССР М. М. Магомаева. Из Правительства Чеченской Республики в Московский гуманитарный университет пришла телеграмма следующего содержания: «Заведующий кафедрой вокального искусства Московского гуманитарного университета профессор, ведущий солист Московского театра "Новая опера" им. Е. В. Колобова, заслуженный артист Украины Сергей Владимирович Шеремет награжден почетной грамотой Правительства Чеченской Республики за значительный вклад в развитие культуры и искусства, творческое сотрудничество в проведении II Международного фестиваля-конкурса "Орфей — 2019"», посвященного памяти народного артиста СССР Муслима Магомаева» (Правительство Чечни . , 2019: Электронный ресурс).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ноябре 2020 г. Сергею Владимировичу Шеремету исполнилось 50 лет. Оценивая его вклад в подготовку творческих кадров для музыкальной культуры современной России, активную творческую деятельность, участие в различных концертных программах Московского гуманитарного университета, высокое исполнительское мастерство, ректор МосГУ профессор И. М. Ильинский подписал приказ о награждении С. В. Шеремета орденом «Служение и Честь» II степени за заслуги в деле подготовки творческих кадров для страны.
Творчество исполнителя заслуженного артиста Украины С. В. Шеремета получило широкое признание в России и за ее пределами. Он входит в плеяду выдающихся современных исполнителей классической музыки и песен современных российской и украинских композиторов. Его голос, как уникальный музыкальный инструмент, звучит в концертных залах, доставляя удовольствие зрителям и слушателям. Для достижения высокого профессионального уровня необходимо было соединить две составляющие: вокальные способности и профессиональную подготовку. Как отмечает сам певец, важно было не только окончить Донецкую консерваторию им. С. С. Прокофьева по классу выдающегося музыканта народного артиста Украины, профессора Г. Г. Каликина, но и постоянно стремиться к совершенствованию исполнительского мастерства. Важным этапом его творческого пути была двухлетняя стажировка в Центре оперного пения Г. П. Вишневской и сотрудничество с выдающимся музыкантом мирового уровня М. Л. Ростроповичем. Школой мастерства С. В. Шеремет считает совместную работу с Е. В. Колобовым. Он называет его одним из своих учителей.
Мастер сотрудничает с кафедрой вокального искусства Российской академии музыки, которой заведует народная артистка СССР, профессор Тамара Ильинична Синявская. Исполнитель ведет мастер-класс по вокалу в
этом престижном вузе. Часть творческой жизни Сергей Владимировича Шеремета проходит в учебных аудиториях Московского гуманитарного университета. В настоящее время он является заместителем заведующего кафедрой искусства и руководителем программы «Вокальное искусство». С. В. Шеремет работает со студентами и профессионально оценивает их потенциал, помогая найти свой путь в музыкальном искусстве.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
Борисович, Ф. (2016) Три дня с «Ромео и Джульеттой» в Новой Опере (15-17.04.2016) [Электронный ресурс] // Голос публики. 18 апреля. URL: https://golos-publiki.ru/opera/tri-dnya-s-romeo-i-jhuliettoi/ [архивировано в Way-back Machine] (дата обращения: 15.02.2021).
Бородай, А. Д. (2016) Человек-праздник (К 70-летию со дня рождения А. А. Чванова) [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 5 (сентябрь — октябрь). С. 84-113. URL: http://zpu-journal.rU/e-zpu/2016/5/Borodai_Master-of-Festivals/ [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 15.02.2021).
Владимирова, Е. (2015) Чарующая музыка любви... / Е. Владимирова (корр.)., С. В. Шеремет [Электронный ресурс] // Частный интерес. 29 января. URL: https://chaint.ru/news/84/52841/ [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 15.02.2021).
Вовенко, В. (2019) Музыкальная академия им. Прокофьева — дом, наполненный музыкой [Электронный ресурс] // Донецкое время. 27 апреля. URL: https://vsednr.ru/muzykalnaya-akademiya-im-prokofeva-dom-napolnennyj-muzykoj/ [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 15.02.2021).
Встреча в МосГУ с А. Н. Пахмутовой и Н. Н. Добронравовым (2013) [Электронный ресурс] // Сайт Игоря Михайловича Ильинского. 21 марта. URL: http://www.ilinskiy.ru/news/detail.php?ID=26238 [архивировано в Way-back Machine] (дата обращения: 15.02.2021).
Добролежа, Н. (2020) Сергей Шеремет — обладатель лирического баритона, солист в Московском театре «Новая опера» имени Е. В. Колобова, лауреат различных российских и международных конкурсов [Электронный ресурс] // Администрация города Дебальцево. 19 октября. URL: http://debalcevo-dnr.ru/2020/10/19/sergej-sheremet-obladatel-liricheskogo-bariton a-solist-v-moskovskom-teatre-novaja-opera-imeni-e-v-kolobova-laureat-razlichnyh -rossijskih-i-mezhdunarodnyh-konkursov/ [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 15.02.2021).
Дюкина, Е. (1997) В Москве завершился II Международный конкурс им. С. В. Рахманинова // Музыкальная правда. № 36. 19 сентября. URL:
http://www.newlookmedia.ru/?p=4246 [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 15.02.2021).
Ларская, А. (2018) Заслуженный артист Украины Сергей Шеремет выступил в Чайковском [Электронный ресурс] // ChaikNews. 27 ноября. URL: http://chaiknews.ru/index.php?dn=news&to=page&id=21741 [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 15.02.2021).
Матусевич, А. (2005) «Царская невеста» в «Новой опере» [Электронный ресурс] // Belcanto.ru. 25 января. URL: https://www.belcanto.ru/article2501 2005.html [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 15.02.2021).
Покорчак, В. (2012) Сергей Шеремет. Музыка без границ / В. Покорчак (корр.)., С. В. Шеремет [Электронный ресурс] // Трибуна в Дебальцево. 15 сентября. URL: http://debaltsevo.pp.net.ua/news/2012-09-15-1150 [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 15.02.2021).
Правительство Чечни наградило профессора С. В. Шеремета почетной грамотой (2019) [Электронный ресурс] // Московский гуманитарный университет. 30 августа. URL: https://mosgu.ru/news/index.php?ID=36323 [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 15.02.2021).
Реизов, Б. Г. (1959) Музыкально-критические произведения Стендаля // Стендаль. Собр. соч. : в 15 т. М. : Правда. Т. 8: Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио ; Жизнь Россини. 679 с. С. 648-651.
Самые известные оперные певцы мира (2015) [Электронный ресурс] // Love-Mother.ru. 13 ноября. URL: https://love-mother.ru/stati/zdorove-otdyh/sam ye-izvestnye-opernye-pevcy-mira [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 15.02.2021).
Художественный совет факультета культуры и искусства МосГУ (2017) [Электронный ресурс] // Московский гуманитарный университет. 7 июня. URL: https://mosgu.ru/news/index.php?ID=34216 [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 15.02.2021).
Черемных, Е. (1997) Начался Второй Международный конкурс имени Рахманинова // Коммерсантъ. № 138. 22 августа. С. 10. URL: https://www. kommersant.ru/doc/182885 [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 15.02.2021).
Дата поступления: 17.02.2021 г.
REFERENCES
Borisovich, F. (2016) Tri dnia s «Romeo i Dzhul'ettoi» v Novoi Opere (1517.04.2016) [Three days with "Romeo and Juliet" at the New Opera (1517.04.2016)]. Golos publiki, April 18. [online] Available at: https://golos-publiki.ru/opera/tri-dnya-s-romeo-i-jhuliettoi/ [archived in Wayback Machine] (accessed 15.02.2021). (In Russ.).
Borodai, A. D. (2016) Chelovek-prazdnik (K 70-letiiu so dnia rozhdeniia A. A. Chvanova) [Master of festivals (To the 70th anniversary of A. A. Chvanov's birthday)]. Informatsionnyi gumanitarnyi portal "Znanie. Ponimanie. Umenie", no. 5 (September — October), pp. 84-113. [online] Available at: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/5/Borodai_Master-of-Festivals/ [archived in Wayback Machine] (accessed 15.02.2021). (In Russ.).
Vladimirova, E. (2015) Charuiushchaia muzyka liubvi... [Charming music of love.] / E. Vladimirova (corr.). and S. V. Sheremet. Chastnyi interes, January 29. [online] Available at: https://chaint.ru/news/84/52841/ [archived in Wayback Machine] (accessed 15.02.2021). (In Russ.).
Vovenko, V. (2019) Muzykal'naia akademiia im. Prokofeva — dom, na-polnennyi muzykoi [Prokofiev Musical Academy — a house filled with music]. Donetskoe vremia, April 27. [online] Available at: https://vsednr.ru/muzykalnaya-akademiya-im-prokofeva-dom-napolnennyj-muzykoj/ [archived in Wayback Machine] (accessed 15.02.2021). (In Russ.).
Vstrecha v MosGU s A. N. Pakhmutovoi i N. N. Dobronravovym [Meeting with A. N. Pakhmutova and N. N. Dobronravov at Moscow University for the Humanities] (2013) Sait Igoria Mikhailovicha Il'inskogo [Igor Mikhailovich Ilin-skiy's website], March 21. [online] Available at: http://www.ilinskiy.ru/news/ detail.php?ID=26238 [archived in Wayback Machine] (accessed 15.02.2021). (In Russ.).
Dobrolezha, N. (2020) Sergei Sheremet — obladatel' liricheskogo baritona, solist v Moskovskom teatre «Novaia opera» imeni E. V. Kolobova, laureat razlich-nykh rossiiskikh i mezhdunarodnykh konkursov [Sergey Sheremet, a lyric baritone, soloist at the Kolobov Novaya Opera Theatre of Moscow, laureate of various Russian and international contests]. Administratsiia goroda Debal'tsevo [Administration of the Town of Debaltsevo], October 19. [online] Available at: http://debalcevo-dnr.ru/2020/10/19/sergej-sheremet-obladatel-liricheskogo-bariton a-solist-v-moskovskom-teatre-novaja-opera-imeni-e-v-kolobova-laureat-razlichnyh -rossijskih-i-mezhdunarodnyh-konkursov/ [archived in Wayback Machine] (accessed 15.02.2021). (In Russ.).
Diukina, E. (1997) V Moskve zavershilsia II Mezhdunarodnyi konkurs im. S. V. Rakhmaninova [The 2nd International Rachmaninoff competition in Moscow is over]. Muzykal'naia pravda, no. 36, September 19. [online] Available at: http://www.newlookmedia.ru/?p=4246 [archived in Wayback Machine] (accessed 15.02.2021). (In Russ.).
Larskaia, A. (2018) Zasluzhennyi artist Ukrainy Sergei Sheremet vystupil v Chaikovskom [Honored Artist of Ukraine Sergey Sheremet performed in the Town of Tchaikovsky]. ChaikNews, November 27. [online] Available at: http://
chaiknews.ru/index.php?dn=news&to=page&id=21741 [archived in Wayback Machine] (accessed 15.02.2021). (In Russ.).
Matusevich, A. (2005) «Tsarskaia nevesta» v «Novoi opere» ["The Tsar's Bride" at the "New Opera"]. Belcanto.ru, January 25. [online] Available at: https://www.belcanto.ru/article25012005.html [archived in Wayback Machine] (accessed 15.02.2021). (In Russ.).
Pokorchak, V. (2012) Sergei Sheremet. Muzyka bez granits [Sergey Shere-met. Music without borders] / V. Pokorchak (corr.). and S. V. Sheremet. Tribuna v Debal'tsevo, September 15. [online] Available at: http://debaltsevo.pp.net.ua/news/ 2012-09-15-1150 [archived in Wayback Machine] (accessed 15.02.2021). (In Russ.).
Pravitel'stvo Chechni nagradilo professora S. V. Sheremeta pochetnoi gra-motoi [The government of Chechnya awarded Professor S. V. Sheremet a certificate of honour] (2019) Moskovskii gumanitarnyi universitet [Moscow University for the Humanities], August 30. [online] Available at: https://mosgu.ru/news/ index.php?ID=36323 [archived in Wayback Machine] (accessed 15.02.2021). (In Russ.).
Reizov, B. G. (1959) Muzykal'no-kriticheskie proizvedeniia Stendalia [Stendhal's musical and critical works]. In: Stendhal. Sobranie sochinenii [Collected works] : in 15 vols. Moscow : Pravda Publ. Vol. 8: Zhizneopisaniia Gaidna, Motsarta i Metastazio ; Zhizn' Rossini [The lives of Haydn, Mozart and Metastasio ; The life of Rossini]. 679 p. Pp. 648-651. (In Russ.).
Samye izvestnye opernye pevtsy mira [The most famous opera singers in the world] (2015). Love-Mother.ru, November 13. [online] Available at: https://love-mother.ru/stati/zdorove-otdyh/samye-izvestnye-opernye-pevcy-mira [archived in Wayback Machine] (accessed 15.02.2021). (In Russ.).
Khudozhestvennyi sovet fakul'teta kul'tury i iskusstva MosGU [The Art Council of the Faculty of Culture and Art at Moscow University for the Humanities] (2017) Moskovskii gumanitarnyi universitet [Moscow University for the Humanities], June 7. [online] Available at: https://mosgu.ru/news/index.php?ID= 34216 [archived in Wayback Machine] (accessed 15.02.2021). (In Russ.).
Cheremnykh, E. (1997) Nachalsia Vtoroi Mezhdunarodnyi konkurs imeni Rakhmaninova [The Second International Rachmaninoff Competition has started]. Kommersant", no. 138, August 22, p. 10. [online] Available at: https://www. kommersant.ru/doc/182885 [archived in Wayback Machine] (accessed 15.02. 2021). (In Russ.).
Submission date: 17.02.2021.
Свечникова Елена Владимировна — профессор кафедры искусства Московского гуманитарного университета, заслуженная артистка России, ла-
уреат международных конкурсов, солистка Московского музыкального театра «Новая опера» им. Е. В. Колобова. Тел.: +7 (903) 216-69-78. Эл. адрес: [email protected]
SVECHNIKOVA, Elena Vladimirovna, Professor, Department of Art, Moscow University for the Humanities, Merited Artist of Russia, laureate of international competitions; soloist, The Kolobov Novaya Opera Theatre of Moscow. Tel.: +7 (903) 216-69-78. E-mail: [email protected]
Для цитирования:
Свечникова Е. В. Вдохновение. Творческий портрет Сергея Шеремета [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2021. № 1. С. 320. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1365 (дата обращения: дд.мм. гггг). DOI: 10.17805/ggz.2021.1.1