ПОДГОТОВКА АРТИСТОВ БАЛЕТА И ТЕАТРА
УДК 784; 378.095
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ВОКАЛИСТОВ ЦЕНТРОМ ОПЕРНОГО ПЕНИЯ ИМЕНИ ГАЛИНЫ ВИШНЕВСКОЙ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Савельева Е. П.1
1 Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, ул. Большая Никитская ул., д 13/6, Москва, 119034, Россия.
Статья рассматривает уникальный опыт подготовки вокалистов Центра оперного пения в системе дополнительного образования России с момента его открытия в 2002 году по 2012 год. Раскрываются основные идеи этой уникальной образовательной стратегии ее реализации так, как видела их Г. П. Вишневская. Описание традиций, лежащих в основе Программы Центра, вовлекает в орбиту аналитических экскурсов более ранние программы театра La Scala, принципы обучения певца-актера, сформулированные К. С. Станиславским и выдающимся оперным режиссером Б. А. Покровским, в содружестве с которым Г. П. Вишневской были созданы ее лучшие оперные спектакли на сцене Большого театра России. Компаративный подход позволяет говорить об общем и особенном в линии преемственности авторской Программы Центра. В условиях высококонкурентной профессиональной среды, опыт комплексной подготовки молодых певцов к продуктивной работе в оперном театре в качестве солиста, по мнению автора, имеет перспективу дальнейшего изучения и развития.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование в подготовке вокалистов, Центр оперного пения имени Галины Вишневской, Академия молодых оперных певцов при Мариинском театре, Молодежная оперная программа в Государственном академическом Большом театре России, Академия лирической оперы в Милане, Мирелла Френи, Борис Покровский.
THE EXPERIENCE OF GALINA VISHNEVSKAYA OPERA CENTER IN THE RUSSIAN SYSTEM OF SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION
Savelieva E. P.1
1 Tchaikovsky Moscow State Conservatory, 13/6, Bolshaya Nikitskaya St., Moscow, 119034, Russian Federation.
The article examines the unique experience of training vocalists of the Opera Singing Center in the system of additional education in Russia from the moment of its opening in 2002 to 2012. The main ideas of this unique educational strategy for its implementation are revealed as GP Vishnevskaya saw them. The description of the traditions underlying the Center's Program involves the earlier programs of the La Scala theater, the principles of training a singer-actor formulated by K.S. Stanislavsky and the outstanding opera director B.A. Vishnevskaya created her best opera performances on the stage of the Bolshoi Theater of Russia. The comparative approach allows us to talk about the general and specific in the line of succession of the author's Program of the Center. In a highly competitive professional environment, the experience of comprehensive training of young singers for productive work in the opera house as a soloist, according to the author, has the prospect of further study and development.
Keywords: supplementary professional programs, Galina Vishnevskaya Opera Center, Mariinsky Academy of Young Opera Singers, Young Artists Opera Program at the Bolshoi Theater, La Scala Academy of Lyric Opera, Mirella Freni, Boris Pokrovsky.
Сегодня едва ли кто-то подвергнет сомнению важность дополнительного профессионального образования. Современный мир высокотехнологичен и предъявляет к специалисту повышенные требования. Возрастает ценность индивидуальных узкоспециализированных знаний и навыков, и учебных курсов, способных их обеспечить. Курс на раннюю специализацию приводит к увеличению часов, выделяемых на освоение предпрофильных и профильных образовательных программ. Однако эти меры не в состоянии обеспечить требуемый уровень развития профессиональных компетенций. В этой связи, важность профессиональных программ в структуре дополнительного образования постоянно повышается. Ведь именно от них зависит востребованность молодого специалиста. Нередки случаи, когда отсутствие специальной дополнительной подготовки тормозит, а то и вовсе препятствует успешной реализации специалиста на профессиональном поприще. Высокий темп работы и по-
стоянная загруженность не позволяют молодым сотрудникам полноценно обучаться в процессе работы, а мобильность персонала в современных условиях разрушает традиции преемственности знаний и навыков. Как следствие, функции профессиональной адаптации молодых специалистов возложены на программы дополнительного образования, лучшие из которых фактически являются инструментами посредничества между студентом и работодателем.
Сфера культуры и искусства в полной мере отражает текущие тенденции настоящего. В вокальном исполнительстве за последние десятилетия были предприняты серьезные шаги в направлении развития дополнительного образования. В 1998 году была открыта Академия оперных певцов при Мариинском театре в Санкт-Петербурге [1], в 2002 году — организован Центр оперного пения Галины Вишневской, а в 2009 году была создана Молодежная оперная программа в Государственном академическом Большом театре России [2]. Эти центры взяли на себя не только обеспечение необходимой сценической подготовкой будущих певцов, но и определение траектории их дальнейшего профессионального развития в сфере музыкально-театрального искусства.
Историческое первенство в создании подобного рода программ, цель которых — не воспитание будущего музыканта, а именно совершенствование «прикладных» аспектов его деятельности (шлифовка сценических навыков, становление исполнительской манеры, подбор репертуара) принадлежит Италии. Именно здесь, на базе существующей с 1813 года балетной школы (Scuola di Ballo del Teatro alla Scala) в 1950 году оперным театром Ла Скала по инициативе дирижера Артуро Тосканини была основана Академия музыки Scuola dei Cadetti della Scala. Возродить наследие программы Тосканини было решено в 1997 году, когда благодаря усилиям Риккардо Мути и Лейлы Генсер была организована новая программа, которая получила название Академии лирической оперы (The Academy of Lyric Opera). Впоследствии, управление программой перешло к Мирелле Френи и Ренато Брузону.
С течением времени количество школ-факультетов Академии увеличилось до четырех: музыки, танца, сценографии и менеджмента, а количество образовательных программ возросло до тридцати. Курс обучения в Академии сегодня занимает около двух лет (двадцать месяцев), а в числе ее преподавателей — знаменитые певцы, танцовщики, балетмейстеры, дирижеры, режиссеры и фотографы. С наиболее успешными выпускниками руководство театра Ла Скала заключает рабочие контракты [3].
В России старт нового этапа развития профессиональных программ дополнительного образования фактически совпал с началом нового тысячелетия. Внедрение такого типа программ проходило с учетом европейского опыта. В частности, в становлении Центра оперного пения Г. П. Вишневской европейские связи сыграли значительную роль. Такое предположение выглядит
логичным, учитывая обширную гастрольную географию певицы и продолжительный период ее работы за рубежом1.
Масштаб творческой фигуры певицы и ее влияние в оперном мире обеспечили участие в программе ведущих представителей российской оперной сцены, без которых практическая реализация программы была бы немыслима. Ей удалось собрать уникальную творческую команду, в которую вошли представители разных специальностей: вокалисты, режиссеры, педагоги сценической речи, дирижеры, хореографы, преподаватели иностранных языков. Из педагогов-вокалистов были приглашены только бывшие и ныне действующие солисты, имеющие обширную сценическую практику в России и за рубежом, члены жюри престижных конкурсов. Все они на протяжении многих лет сочетали успешную сценическую карьеру и педагогическую деятельность. Именно это сочетание позволяло следовать принципу практико-ориентированного обучения, формировать целостное понимание профессии изнутри, представление о том, какие приемы «работают» в каждом конкретном случае.
Одной из задач Центра, согласно Положению об организации учебного процесса [4], стало сохранение традиций русской оперы. Это проявилось не только в репертуаре, но и во многих аспектах деятельности центра: в подходе к обучению как к развитию комплекса взаимосвязанных умений; в отношении к профессии певца как к реализации этого комплекса; этапности освоения учебного репертуара; постепенности ввода нового участника в спектакль. Программа центра не задумывалась как простое повторение европейской модели. Основные усилия были всецело направлены на воспитание певца в традициях национальной оперной школы, развитие традиций Шаляпина и Станиславского, получивших своеобразное преломление в условиях современных реалий. Репетиции оперных партий всегда проводились с учетом предполагаемых условий постановки той или иной сцены, контекста сценической ситуации, перспективы роли2.
В отличие от европейских и американских школ, ориентированных на сокращение сроков сценической адаптации и максимально активное привлечение студентов к участию в коммерческих спектаклях, Центр Вишневской изначально уделял большее внимание целенаправленной предварительной подготовке, руководствуясь бережным отношением к голосу певца. Постепенное «вхождение в репертуар» было связано не только с вопросами голосового
1 С сентября 1969 по январь 1990 года Г. П. Вишневская вместе с мужем М. Л Ростро-повичем жила в США и Франции, неоднократно выступала в крупнейших оперных театрах мира в качестве солистки и режиссера.
2 Термин «перспектива роли» дан в соответствии с определением К. С. Станиславского [6].
здоровья, но и с актерским вживанием в роль, с нахождением своего амплуа, а впоследствии — своей аудитории и своего театра.
Главное отличие Центра от аналогичных отечественных программ, ориентированных на пополнение театральной труппы, как неоднократно подчеркивала Г. Вишневская, заключается в подготовке певца-универсала, способного работать в любых специфических сценических и стилистических условиях. Центр оперного пения Галины Вишневской стал одним из флагманских образовательных учреждений подобного типа в Москве и России.
Целью программы стала адаптация начинающих певцов к театральной среде, их самоопределение как оперных артистов. Очень точно характеризует цели и задачи программы Е. В. Опоркова, которая вместе с Вишневской стояла у истоков формирования Центра: «...для Галины Павловны концептуально было главным совершенствование вокального мастерства молодыми певцами, выпускниками консерваторий, здесь они должны набираться театрального опыта и становиться полноценными артистами, для того чтобы понимать, что они делают на профессиональной сцене. Что-то нечто вроде специализации или ординатуры у врачей. Наша основная задача — это воспитание оперного артиста. Не просто вокалиста, талантливо поющего по нотам, а именно артиста. Это принцип Вишневской — она сама, как известно, была не просто вокалисткой, а именно оперной артисткой. Вишневская занимается всегда комплексно — не только сугубо вокальными задачами, хотя и ими, но сразу в целом образом, ролью. И задачи были первоначально именно такими» [5].
Адресаты авторской программы Г. П. Вишневской, (особо подчеркну) обучающиеся на бюджетной основе, — это выпускники высших учебных заведений, начинающие артисты оперных театров.
План подготовки оперного артиста по системе Г. П. Вишневской имел коренные отличия от стандартных образовательных программ своим практическим наполнением. Это интегрированный с театрально-концертной деятельностью учебно-творческий план, в котором все предметы органично слиты в единую комплексную модель подготовки. В нее входят: индивидуальные занятия по вокалу (с участием концертмейстера), индивидуальные занятия с концертмейстером, хормейстером, дирижером и режиссером; изучение основ дирижирования, участие в оркестровых репетициях, спектаклях, концертах, гастролях; индивидуальные занятия и семинары по певческой дикции; групповые занятия и индивидуальные консультации по пластике и танцу, актерскому мастерству, итальянскому и французскому, немецкому языкам, сценическому движению, участие в репетициях спектаклей, спектаклях, проводимых режиссером. Форма аттестации — выступление в спектаклях. За время обучения каждый певец готовит не менее трех (четырех) оперных партий из текущего репертуара Центра и наиболее популярного в стране и мире.
В контексте практики функционирования молодежных программ при оперных театрах обязательное участие солистов в хоровом сценическом ансамбле является востребованным эксклюзивным навыком для оптимизации процесса ввода в спектакли. Аналогичная практика была введена Б. Покровским в его Камерном театре.
Исходя и того, что Центр оперного пения под руководством Галины Вишневской — это некоммерческая организация, по своему типу и виду относящаяся к театрально-концертным учреждениям культуры, а также к образовательным учреждениям дополнительного образования в области оперного искусства, театр Центра снискал репутацию одной из лучших сцен в Москве. Несмотря на то, что постановки осуществлялись исключительно силами учащихся, эту площадку нельзя назвать ученической, так как она функционирует с той же интенсивностью, что и ведущие оперные театры. Показателен тот факт, что спектакль П. И. Чайковского «Иоланта», поставленный под художественным руководством Г. П. Вишневской в сезоне 2005/2006 годов, был удостоен Золотого диплома в номинации «За лучший оперный спектакль» на Московском театральном фестивале.
Для выпускников российских вузов участие в спектаклях театра — одна из реальных возможностей попробовать свои силы в опере. Такого шанса после окончания обучения в вузе можно ждать очень долго, а в условиях высокой конкуренции за роль руководство театра едва ли отнесется снисходительно к вероятным недостаткам дебютного выступления. Безусловно, на практике вхождение в профессиональную театральную деятельность не всегда проходит гладко и может столкнуться с тяжелыми, порой непреодолимыми препятствиями, связанными с отсутствием полноценной актерской, сценической подготовки. Практика вокального «натаскивания» для прослушивания в театр без необходимого подкрепления певческой квалификации предварительным активным опытом владения сценическими навыками, физической и психологической подготовленности к регулярным нагрузкам репертуара, как правило, влечет за собой в лучшем случае «застревание» во втором эшелоне партий.
Подобные ситуации весьма болезненны для начинающего артиста, поэтому своевременное выявление такого рода «противопоказаний» позволяет выпускнику Центра вовремя перенаправить свои усилия в более благоприятное для него профессиональное русло, возможно, приобрести смежную профессию.
Главное преимущество системы воспитания оперного артиста в Центре перед всеми другими молодежными оперными программами, избирательно привлекающими наиболее подготовленных воспитанников в текущий репертуар театров, заключается в том, что сцена театра используется и как учебно-творческая аудитория, и как место проведения театрально-концертной
практики. Как постоянно отмечала сама Г. П. Вишневская, сцена — главный учитель будущего оперного артиста.
К кадровому обеспечению учебно-творческого процесса в первое десятилетие существования Центра был привлечен уникальный педагогический коллектив: певцы с мировым именем — народные артисты РФ И. Масленникова, П. Глубокий, В. Верестников, заслуженная артистка Татарской АССР и РСФСР А. Белоусова, заслуженные артисты РФ Б. Майсурадзе и С. Мурзаев. Высокий артистический и педагогический статус педагогов Центра высоко оценен мировым оперным сообществом, музыкальной общественностью и в том числе руководителями молодежных программ Европы, Великобритании и Америки, с которыми Центр плодотворно сотрудничал. По замыслу Г. П. Вишневской, обучающиеся должны были получать консультации у разных педагогов Центра, поскольку все приглашенные ею выдающиеся артисты были истинными единомышленниками как в технике и эстетике пения, так и в решении актуальных артистических задач. Сама же она еженедельно контролировала процесс подготовки партий, определяя индивидуальную творческую траекторию каждого обучающегося.
Важнейшую роль в процессе воспитания молодого певца Г. П. Вишневская уделяла отбору концертмейстеров. Автор статьи принимала непосредственное участие в конкурсном прослушивании пианистов в 2002 году. Главными критериями для поступления концертмейстера в Центр певица считала высокий уровень профессионального технического и ансамблевого мастерства, стилевую гибкость, «оркестровость» мышления. Концертмейстер оперы ГАБТ А. Басаргина, молодые пианисты С. Чернова, В. Петрова, Г. Мигунов, М. Андреева (Жилина), А. Ситникова стали постоянными помощниками артистов и педагогов, дирижеров, выросли в подлинных мастеров оперно-концертно-го цеха. Все они являются лауреатами престижных международных конкурсов, в том числе Конкурса имени Г. Вишневской.
Отмечу, что преподаватели всего комплекса учебных дисциплин сформировались как профессионалы именно благодаря театральной практике, получив немалый опыт работы, связанный с постановками. Например, штатный дирижер Центра Я. Ткаленко проходил стажировку в Московском академическом музыкальном театре им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, в дальнейшем сотрудничал с Мариинским театром, Московским театром «Геликон-опера», Воронежским театром оперы и балета, в настоящее время он дирижер Детского музыкального театра им. Н. Сац.
Работа обучающихся с дирижерами В. Понькиным, А. Соловьевым (ГАБТ, Михайловский театр), П. Бубельниковым (Музыкальный театр «Зазеркалье», Мариинский театр), всемирно известными оперными дирижерами Д. Юровским, выдающимся артистом балета и педагогом А. Лиепой (ГАБТ России,
ГАБТ им. А. Навои) внесла важные акценты в процесс подготовки современного оперного спектакля. Преподаватель певческой дикции Г. К. Покровская, получив образование на театроведческом факультете Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, на протяжении пятнадцати лет заведовала литературной частью Нижегородского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина. Хореограф В. Выгузов выступал в качестве солиста в мюзиклах «Дракула» и «Свадьба соек». Режиссер по вводам в спектакли Л. То-карская — бывшая солистка «Новой оперы». Заслуженный артист РФ, актер, мастер мимики и пластики А. Елизаров уже имел опыт руководства своим театром. Преподаватель французского языка А. М. Левшин известен как поэт, театральный журналист, а также как руководитель независимого Русского театра в Париже «Летний снег».
Курс обучения в Центре изначально был предназначен для подготовки солистов-артистов оперного театра и составлял два года. Как было задумано Г. П. Вишневской, каждый из кандидатов на обучение проходил двухступенчатый отбор согласно критериям вокально-сценических данных и профессионального мастерства. Основным критерием отбора служила перспективность кандидата как будущего исполнителя ведущих партий классических опер отечественного и мирового репертуара. В программу ежегодных конкурсных прослушиваний Г. Вишневской было включено исполнение обязательных оперных арий, в том числе из репертуара Центра, показательных для определения певческих и сценических перспектив претендентов. Наиболее перспективные певцы после окончания срока обучения решением педагогического совета приобретали возможность продления периода сценической практики в качестве солистов Центра, принимающих участие в его текущем репертуаре.
В октябре 2006 года Центр оперного пения под руководством Г. Вишневской (совместно с Департаментом культуры Москвы и Федеральным агентством по культуре и кинематографии) учредил Первый открытый Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской. Для многих талантливых певцов этот конкурс, проходящий раз в два года, открыл дорогу в большую оперу. Победитель I конкурса, солист Центра, бас А. Тихомиров в настоящее время является солистом ведущих мировых оперных театров, солистом ГАБТ, «Новой оперы», музыкального театра «Геликон», лауреатом Премии города Москвы в области литературы и искусства. Все лауреаты прошедших конкурсов состоялись как оперные артисты на сценах Большого и Мариинского театров, в Метрополитен-опере в Нью-Йорке, в Боннской и Римской операх, в театрах Берлина, Гамбурга, Мюнхена, Вены, Рима, Парижа, Франкфурта, на знаменитом Зальцбургском фестивале [7]. Достаточно упомянуть имена О. Петровой (меццо-сопрано) Р. Бурденко, Э. Азизова (баритон), А. Татаринцева, Х. Бадаляна (тенор).
Учрежденными Г. Вишневской специальными призами награждались артисты, в которых певица видела самобытный творческий потенциал. Отмечу специальную награду обучающей направленности — год стажировки в Центре оперного пения. Дипломант II Международного конкурса оперных артистов (2008) К. Филин (бас), стажировавшийся в течение одного сезона, стал солистом Камерной сцены ГАБТ. Отмеченный специальным призом Г. Вишневской «За лучшее исполнение арии русского композитора» тенор Н. Ерохин ныне — ведущий мастер сцены МАМТ им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, лауреат престижных международных оперных премий.
Инициатива Г. Вишневской нашла свое продолжение на VII конкурсе оперных артистов. Председатель жюри О. Ростропович сообщила вначале: «Новшество в этом конкурсе в этот раз — я попросила каждого из членов жюри предоставить свой личный приз, полезный оперным певцам и открывающий новую дверь в профессиональную жизнь» [8]. Благодаря этой инициативе конкурсанты получили шанс быть отмеченными в большем количестве номинаций, а члены жюри — дополнительную возможность по достоинству оценить их творческую индивидуальность.
Важнейшей составляющей учебного плана, с момента создания Центра, стало регулярное проведение мастер-классов с корифеями мирового оперного искусства. Перечислю основные:
октябрь 2002 г. - Борис Покровский (режиссер, народный артист СССР); март 2003 г. - Галина Вишневская (худ. рук., народная артистка СССР); июнь 2003 г. - Мстислав Ростропович (народный артист СССР); ноябрь 2003 г. - Зубин Мета (худ. рук. филармонического оркестра Израиля
и оркестра Maggio Musicale, Флоренция); март 2004 г. - Питер Штайн (режиссер, Германия); октябрь 2004 г. - Борис Покровский (режиссер, народный артист СССР); ноябрь 2004 г. - Пата Бурчуладзе (бас, Грузия);
апрель 2005 г. - Карло Пари (концертмейстер-репетитор вокала, Италия); октябрь 2005 г. - для артистов Московских кукольных театров, артисты театра
марионеток «Сыновья искусства Кутиккио» (Италия); февраль 2006 г. - Майкл Элиасен (ректор Института Кертиса, США); октябрь 2006 г. - Тереза Берганца (меццо-сопрано, Испания); октябрь 2006 г. - Денис О'Нил (тенор, Великобритания); май 2007 г. - Томас Хемпсон (баритон, США); ноябрь 2007 г. - Риккардо Мути (дирижер, Италия); февраль 2008 г. - Пласидо Доминго (тенор, Испания); 2008 г. февраль - для артистов Московских кукольных театров, артисты театра
марионеток «Карло Колла и Сыновья» (Италия); май 2008 г. - Мими Курци (сопрано, ЮАР);
январь 2009 г. - Мауро Тромбетта (артистический директор Римской оперы, Италия);
июнь 2010 г.- Ирина Богачева, народная артистка СССР (меццо-сопрано, Россия); июнь 2010 г. - Юджин Кон (дирижер, США);
июнь 2010 г. - Тито Капобьянко (режиссер, директор Питтсбургской оперы,
директор «Сити Опера», США); сентябрь 2010 г. - Юджин Кон (дирижер, США); октябрь 2010 г. - Шерил Милнс (режиссер, США);
ноябрь 2010 г. - Тито Капобьянко (режиссер, директор Питтсбургской оперы,
директор «Сити Опера»; февраль 2011 г. - Михаил Юровский (дирижер, Германия); март 2011 г. - Мирела Френи для солистов Центра в Академии Ла Скала; март 2011 г. - Галина Вишневская для солистов Академии в Центре оперного пения;
сентябрь 2011 г. - мастер-классы театра Карло Кола; 26-28 ноября 2012 г.- мастер-класс Миреллы Френи.
Количество часов, отводимое на этот аспект воспитания современного певца-артиста в первое десятилетие работы Центра, было сопоставимо с часами занятий в классах наставников Центра. Важно, что различные форматы международного учебно-творческого взаимодействия (мастер-классы и пресс-конференции, совместные концерты и фестивали) и в настоящее время не только разнообразят культурную жизнь Москвы, но и углубляют международное сотрудничество и активизируют культурный обмен. Кроме того, они способствуют социализации и профессиональному позиционированию будущих выпускников Центра.
В 2012 году одним из таких мероприятий стали «Молодежные оперные ассамблеи», идея создания которых принадлежала Г. П. Вишневской и Пла-сидо Доминго. В рамках этого проекта состоялись мастер-классы и пресс-конференция Миреллы Френи. В интервью певица отметила недостаточный уровень профессионального мастерства сегодняшних выпускников вузов: «... мы часто встречаем молодых исполнителей, у которых есть прекрасный голос, но абсолютно нет техники. Они не знают, как пользоваться своим голосом. И я сказала себе: ты должна их учить, пока у тебя есть силы. Потому что искусство — это моя жизнь, а для жизни искусства важна молодежь. Когда я поняла, что могу помогать певцам, я "отпустила тормоза" (Френи в переводе с итальянского означает "тормоз") и работаю на полную мощность» [8].
Эффективность освоения программы Центра несомненна. Только за первое десятилетие существования здесь были поставлены:
2003 г. «Руслан и Людмила» М. П. Глинки (дирижер-постановщик - В. Понькин, художник по костюмам и сценография - А. Коженкова, художник по свету - С. Макряшин, художественный руководитель постановки - Г. П. Вишневская, с участием симфонического оркестра под управлением В. Понькина). «Царская Невеста» Н. А. Римский-Корсакова (дирижер-постановщик - В. Понькин, режиссер-постановщик - И. Поповски, художник по костюмам и сценография - А. Коженкова, художник по свету - С. Макряшин, художественный руководитель постановки - Г. П. Вишневская, с участием симфонического оркестра под управлением В. Понькина).
2004 г. «Фауст» Ш. Гуно (дирижер-постановщик - В. Понькин, режиссер - Н. Андросов, сценография -А. Коженкова, художник по костюмам - Ю. Куприянова, хореография - Н. Андросов, художник по свету - С. Макряшин, художественный руководитель постановки - Г. П. Вишневская, с участием симфонического оркестра под управлением В. Понькина, хоровой группы под руководством В. Контарева и балетной группы Московского государственного ансамбля танца «Русские сезоны»).
2005 г. «Риголетто» Дж. Верди (дирижер-постановщик - В. Понькин, режиссер-постановщик -И. Поповски, сценография и костюмы - А. Коженкова, художник по свету - В. Фролов, художественный руководитель постановки - Г. П. Вишневская, с участием симфонического оркестра под управлением В. Понькина). «Вампука» В. Эренберга (дирижер-постановщик - В. Понькин, режиссер-постановщик -Д. Бертман, сценография и костюмы - А. Климов, художник по свету - Д. Исмагилов, художественный руководитель постановки - Г. П. Вишневская, с участием симфонического оркестра под управлением В. Понькина).
2006 г. «Иоланта» П. И. Чайковского (дирижер-постановщик - П. Бубельников, режиссер-постановщик - А. Петров, сценография и костюмы - А. Коженкова, художник по свету - С. Макряшин, художественный руководитель постановки - Г. П. Вишневская, с участием симфониеского оркестра под управлением В. Понькина).
2007 г. «Кармен» Ж. Бизе (дирижер-постановщик - Я. Ткаленко, режиссер-постановщик - И. Поповски, сценография - А. Порай-Кошиц, художник по костюмам - А. Коженкова, художник по свету - В. Фролов, художественный руководитель постановки - Г. П. Вишневская). «Путешествие в оперу» на музыку из опер М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского (режиссер-постановщик - Л. Токарская, разработка художественной концепции -А. Коженкова, художник по свету + С. Макряшин, дирижер - Я. Ткаленко, художественный руководитель постановки - Г. П. Вишневская). «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (дирижер-постановщик - Я. Ткаленко, режиссер-постановщик А. Лиепа, сценография и костюмы - А. Нежная, хореография - Е. Миронова, художник по свету - В. Фролов, художественный руководитель постановки - Г. П. Вишневская). «Пора нам в оперу» на музыку из опер Дж. Верди, Ж. Бизе, Ш. Гуно (режиссер-постановщик -И. Поповски, дирижер-постановщик - И. Лапиньш, художник по костюмам - А. Коженкова, художник по свету - В. Фролов, художественный руководитель постановки - Г. П. Вишневская).
2008 г. «Женитьба и другие ужасы» к 200-летию Н. В. Гоголя, Фантасмагория в 2-х действиях на музыку из опер М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, Д. Д. Шостаковича (дирижер-постановщик - Я. Ткаленко, режиссер-постановщик 1-го действия - В. В. Мирзо-ев, 2-го - В. Стародубцев, художник-постановщик А. Порай-Кошиц, хореография - А. Ощепков, художник по свету - Г. Алексеев, художник по костюмам - А. В. Коженкова, художественный руководитель постановки - Г. П. Вишневская).
2009 г. «Фауст» (восстановление постановки) (дирижер-постановщик - Я. Ткаленко, режиссер возобновления - Л. В. Токарская, сценография - А. Коженкова, художник по костюмам -Ю. Куприянова, хореография - Н. Андросов, художник по свету - С. Макряшин, художественный руководитель постановки - Г. П. Вишневская).
2011 г. «Борис Годунов» (дирижер-постановщик - Г. Ринкявичус, художник-постановщик В. Я. Левенталь, режиссер-постановщик - И. Поповски, художественный руководитель постановки - Г. П. Вишневская).
Многочисленные камерные концерты Центра в России и за рубежом получили высокую оценку публики и музыкальных критиков. Показателен тот факт, что в штат оперной труппы ГАБХ имеющего свою Молодежную программу, были приглашены выпускники Центра 2002-2012 годов: 7 солистов и один стажер на Основную сцену, S — на Камерную сцену. Постоянными приглашенными солистами являются еще 4 выпускника Центра. Двое выпускников Центра — тенор О. Долгов и бас А. ^хомиров — являются лауреатами Премии города Москвы в области литературы и искусства.
По содержанию и уровню профессиональной подготовки молодых специалистов образовательная программа Центра Г. П. Вишневской уникальна. Ей «тесны» рамки общеразвивающих программ дополнительного образования для взрослых, поскольку она естественно сочетает в себе нацеленность на решение главных квалификационных задач различных уровней профессионального образования: и специалитета (совершенствование техники вокального исполнительства, искусства оперного пения), и ассистентуры-стажировки с ее квалификационным итогом — «Артист высшей квалификации». Выпускники консерваторий получают здесь уникальную возможность совершенствовать свои актерско-сценические навыки, выпускники театральных вузов — дополнительное время для совершенствования техники вокала. В своем начинании Г. П. Вишневская намного опередила свое время («компетентность» как краеугольный тезис образовательных программ всех уровней появится в Федеральном законе N 273 «Об образовании в Российской Федерации» только через 10 лет, в 2012 г.)
Своеобразие программы, которая обретает с каждым годом новые формы, позволяет ей прочно занять свою нишу в трансграничном пространстве между высшим образованием и оперным театром. Убеждена, что опыт Центра оперного пения может быть полезен при формировании программ повышения квалификации молодых оперных певцов.
ЛИTEРАTУРА
1. Академия молодых оперных певцов [Официальный сайт ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр»] URL: https://www. mariinsky.ru/company/academy/about/ (дата обращения: 25.08.2021).
2. Молодежная оперная программа Большого театра [Официальный сайт ГАБ^ URL: https://www.bolshoi.ru/about/youth/2021/ (дата обращения: 25.08.2021).
3. Academy of Lyric Opera - Accademia Teatro alla Scala. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.accademialascala.it/en/artistic-groups/lyric-opera (дата обращения: 25.0S.2021).
4. Положение об организации учебного процесса в ГБУК г. Москвы «Центр оперного пения имени Галины Вишневской» [Электронный ресурс]. URL: http://opera-centre.ru/wp-content/uploads/2019/09/ob-organizadi-uchebnogo-processa.pdf (дата обращения: 25.0S.2021).
5. Матусевич А. Интервью с продюсером Еленой Опорковой, 11 июля 2010 г. [Портал OperaNews.ru]. URL:https://www.operanews.ru/oporkova.html (дата обращения: 25.0S.2021).
6. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Кн. 2. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения. Дневник ученика. СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. 637 c.
7. Конкурс оперных артистов Галины Вишневской открывается в Москве [Электронный ресурс]. URL:https://tass.ru/kultura/6499931 (дата обращения: 25.0S.2021).
S. Муравьева И. Френи без тормозов. Легенда оперной сцены приехала с мастер-классами в Центр оперного пения Галины Вишневской [Электронный ресурс]. URL:https://rg.ru/2012/11/2S/freni.html (дата обращения: 25.0S.2021)
9. «Неизвестный Шостакович» (105 лет со дня рождения Д. Д. Шостаковича). «Пора нам в оперу», 2011 [Электронный ресурс]. URL: https://meloman.ru/concert/ neizvestnyj-shostakovich-105-let-so-dnya-rozhdeniya-ddshostakovicha-pora-nam-v-operu-0S-11-2011/ (дата обращения: 25.0S.2021).
10. Участники мастер-классов Миреллы Френи выступят с концертом в Москве [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/2012112S/912573970.html (дата обращения: 25.0S.2021).
REFERENCES
1. Akademiya molody^x operny^x pevczov [Oficial^ny^j sajt FGBUK «Gosudarstvenny^j akademicheskij Mariinskij teatr»] URL: https://www.mariinsky.ru/company/academy/ about/ (data obrashheniya: 25.0S.2021).
2. Molodezhnaya opernaya programma BoPshogo teatra [Oficial^ny^j sajt GABT] URL: https://www.bolshoi.ru/about/youth/2021/ (data obrashheniya: 25.0S.2021).
3. Academy of Lyric Opera - Accademia Teatro alla Scala. [E^lektronny^j resurs]. URL: https://www.accademialascala.it/en/artistic-groups/lyric-opera (data obrashheniya: 25.0S.2021).
4. Polozhenie ob organizacii uchebnogo processa v GBUK g. Moskvy* «Centr opernogo peniya imeni Galiny* Vishnevskoj» [E^lektronny^j resurs]. URL: http://opera-centre. ru/wp-content/uploads/2019/09/ob-organizacii-uchebnogo-processa.pdf (data obrashheniya: 25.0S.2021).
5. Matusevich A. Interv'yu s prodyuserom Elenoj Oporkovoj, 11 iyulya 2010 g. [Portai OperaNews.ru]. URL: https://www.operanews.ru/oporkova.html (data obrashheniya: 25.08.2021).
6. StanislavskijK. S. Rabota aktera nad soboj. Kn. 2. Rabota aktera nad soboj v tvorcheskom processe voploshheniya. Dnevnik uchenika. SPb.: Prajm-Evroznak, 2009. 637 c.
7. Konkurs operny'x artistov Galiny' Vishnevskoj otkry'vaetsya v Moskve [EMektronny* j resurs]. URL: https://tass.ru/kultura/6499931 (data obrashheniya: 25.08.2021).
8. Murav^eva I. Freni bez tormozov. Legenda opernoj sceny' priexala s master-klassami v Centr opernogo peniya Galiny' Vishnevskoj [E'lektronny'j resurs]. URL: https:// rg.ru/2012/11/28/freni.html (data obrashheniya: 25.08.2021)
9. «Neizvestny'j Shostakovich» (105 let so dnya rozhdeniya D. D. Shostakovicha). «Pora nam v operu», 2011 [E'lektronny'j resurs]. URL: https://meloman.ru/concert/ neizvestnyj-shostakovich-105-let-so-dnya-rozhdeniya-ddshostakovicha-pora-nam-v-operu-08-11-2011/ (data obrashheniya: 25.08.2021).
10. Uchastniki master-klassov Mirelly' Freni vy'stupyat s koncertom v Moskve [E'lektronny'j resurs]. URL: https://ria.ru/20121128/912573970.html (data obrashheniya: 25.08.2021).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Савельева Е. А. — проф. каф.; [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Savelieva E. P. — Prof. of the Chair, [email protected]