Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ И РАБОТЫ ПРАВОЙ РУКИ СКРИПАЧА-ЛЕВШИ'

ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ И РАБОТЫ ПРАВОЙ РУКИ СКРИПАЧА-ЛЕВШИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
194
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕВОРУКОСТЬ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СКРИПКЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нижалова Наталья Аркадьевна

Статья посвящена одной из особенностей центральной нервной системы - леворукости и связанным с ней трудностям при постановке и работе правой руки скрипача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT HAND TRAINING AND FUNCTION PROBLEM OF THE LEFT HAND PLAYING VIOLINIST

The right hand training and function problem of the left hand playing violinist (by N.A.Nizhalova) is devoted to one of peculiarities of the central nervous system - left-handedness and the difficulties connected with it while training a violinist's right hand and its functioning.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ И РАБОТЫ ПРАВОЙ РУКИ СКРИПАЧА-ЛЕВШИ»

2. Стремясь расшифровать редкие итальянские «указания темпов», студенту следует помнить, что, прежде всего они были словами бытового итальянского языка. Так Allegro не всегда будет означать быстро, но всегда беззаботно, радостно; Andante будет всегда темпом бодрого шага, а Adagio (от итал. - тихо, осторожно или высказывание, сентенция) чаще всего будет приглашением к размышлению и импровизации.

3. Думается, что часто встречаемый в вокальных сочинениях М.И.Глинки термин vibrato предполагал прежде всего применение конкретного вокального штриха.

4. По словам известного английского поэта, художника и теоретика искусства Джона Рёскина: «Наука говорить есть прежде всего искусство заставить себя слушать, что достигается не криком... Вы думаете, что слова должны возбуждать людей? Но ведь достаточно красного лоскута или барабанного боя, чтобы сделать это. Слова должны вызывать ясный и благородный пыл, быть южным ветром и радужным дождём для всей горечи холода и приносить одновременно силу и исцеление. И в этом заключается дело человеческих уст, завещанное им Богом... Научившись рассуждать, вы будете учиться петь, вы сами захотите этого. В нашем прекрасном мире есть так много причин петь, если только правильно воспринимать его (курсив - Л.Р.)».

Литература

1. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. - М: Классика-XXI, 2002.

2. Малый энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

3. Луцкер П.В., Сусидко И.П. Итальянская опера XVIII века. - М., 1998.

4. Арнонкур Н. Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди. - М: Классика-XXI, 2005.

© 2010 Нижалова Н.А.

ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ И РАБОТЫ ПРАВОЙ РУКИ СКРИПАЧА-ЛЕВШИ

Статья посвящена одной из особенностей центральной нервной системы — леворукости и связанным с ней трудностям при постановке и работе правой руки скрипача.

Ключевые слова: леворукость, методика обучения игре на скрипке.

В системе профессиональной подготовки музыкантов-скрипачей значительное место отводится правильной постановке игрового аппарата, то есть способу держания инструмента. При решении этого вопроса выявляется большое разнообразие приемов приспособления к инструменту, причем нередко можно видеть, что эти, на первый взгляд, различные методы дают сходный результат.

В педагогической практике часто говорится о естественности и перспективности постановки, под этим подразумевается - насколько оптимально она может обеспечить весь комплекс движений, который понадобится скрипачу в дальнейшем его развитии.

Вопросы физиологии и анатомии получили достаточно серьезное обоснование в музыкальном исполнительстве. Однако физиология центральной нервной системы, которая является основой всех двигательно-игровых действий, почти не изучена в части, касающейся специфики музыкально-исполнительского процесса.

Одна из особенностей центральной нервной системы - леворукость, которая предполагает не только доминирование левой руки. Это - комплексная характеристика, отражающая совершенно иную функциональную организацию мозга и моторную организацию рук. Ученые отмечают, что наличие фактора леворукости предполагает атипичное (с точки зрения мозговой организации) протекание психического процесса.

Целесообразность обращения к заявленной проблеме объясняется разногласиями педагогов в использовании методов и приемов для ее решения, а особенно тем обстоятельством, что многие из них не видят особых сложностей в освоении инструмента левшой и не считают нужным обращать на это особое внимание.

Существуют различные виды и причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка.

Как известно, головной мозг человека состоит из двух полушарий: правого и левого. За работу мышц левой половины человеческого тела ответственно правое полушарие головного мозга и наоборот. Но полушария головного мозга не только отвечают за функционирование противоположных сторон тела, но и отличаются по характеру деятельности.

Левое полушарие - аналитическое, классификационное, абстрактное, алгоритмическое, последовательное, индуктивное. Для него свойственно рационально-логическое, знаковое мышление. Правое полушарие - целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое, параллельное, дедуктивное, эмоциональное. Ему свойственно пространственно-образное, интуитивное мышление.

Асимметрия рук (доминирование одной из них) обусловлено функциональной асимметрией головного мозга. Если у правшей, как правило, доминирует левое полушарие, то у левшей распределение функций между полушариями более сложное. Специализация полушарий у левшей менее четкая, они в равной степени активности используют оба, тем самым «тренируя» как логическое, так и интуитивное мышление. Именно с этим, скорее всего, связано то, что среди выдающихся личностей левши встречаются чаще.

Важно помнить: если одно полушарие у человека доминирует, то это вовсе не означает, что второе работает плохо. Конечно, функции полушарий гораздо шире, но из этой небольшой характеристики заметна их противоположная специализации. Таким образом, встает вопрос о правомерности и необходимости изучения возможностей левшей.

Важной особенностью ребенка-левши является особый индивидуальный процесс развития. Зачастую он протекает крайне неравномерно. Определенные способности левши могут опережать уровень, достигнутый сверстниками, а некоторые, напротив, развиваться гораздо дольше.

Для обычного человека не составляет труда такое простое задание, как поднять правую руку и определить, где левая сторона, а где правая. Для левши это совсем непросто. Он сразу же начинает путаться и задумываться. Причем такого рода стратегия сохраняется и во взрослом возрасте. У левшей нет четких представлений о пространстве. У них изначально и пожизненно отсутствует упроченная пространственно-временная система координат. Зеркальное письмо, когда буквы и цифры дети пишут в обратную сторону, может встречаться у многих дошкольников от 3 до 7 лет. У таких детей пространственные функции необходимо специально развивать.

У детей-левшей с большим трудом вырабатываются автоматизмы - способность выполнять действия, не задумываясь. Некоторые левши оказываются медлительными, долго думают перед ответом, чем вызывают раздражение взрослых. Функциональная особенность левшей - сложность в переключении, поэтому их нельзя торопить, качество работы при этом может только ухудшиться. В то же время они обладают очень высоким уровнем самоконтроля, левши - целеустремленные люди, которые для достижения своих замыслов готовы отдаться работе всецело.

Очевидно, что леворукие дети - это не однородная группа, а значит, у разных левшей могут быть и совершенно разными проявления трудностей при игре на инструменте. Поэтому левшам, как никому другому, необходим индивидуальный подход в процессе обучения.

Многие педагоги считают, что у левшей нет особых проблем в освоении инструмента, кроме общепринятых скрипичных. С одной стороны, это так. Но не нужно забывать, что у левшей левая рука более развита, что связано с анатомическими особенностями. А соответственно и проблемы, которые правшами решаются относительно легко, могут вызвать у левшей очень серьезные затруднения и потребовать большего количества времени, сил и энергии для их решения.

Еще до начала обучения леворукого ребенка игре на скрипке встает вопрос, с какой же руки - правой или левой - начать постановку?

В практике различных педагогов и даже некоторых педагогических системах приходится сталкиваться с диаметрально противоположным решением этой проблемы: одни считают, что постановку следует начинать с левой руки. Это связано с тем, что левая рука более развита, она быстро приобретет первые навыки, и большую часть внимания ученика можно будет сосредоточить на правой руке. Другие полагают, что первые уроки должны, несомненно, посвящаться воспитанию ведения смычка, без участия левой руки. Правая рука у левши, безусловно, отстает в развитии, поскольку не является ведущей и требует большего внимания со стороны педагога и ученика, а левая без проблем ее «догонит».

Переходя к вопросу постановки правой руки и вопросу о держании смычка особенно важно обратить внимание на расстояние между пальцами на трости смычка. Зачастую левши страдают проблемой очень широкой расстановкой пальцев на трости. При этом большой палец «уползает» к мизинцу, пальцы на смычке становятся напряженно вытянутыми, а косточки первой фаланги выпирают. Рука приобретает эстетически некрасивый и неестественный вид, кроме того, она очень зажата. В таком положении работа кисти и пальцев просто невозможна, а впоследствии это приведет к многочисленным затруднениям в овладении техникой правой руки - к некачественным сменам смычка и струн.

Очень важным компонентом постановки является положение локтя правой руки. Левши страдают завышенным положением локтя, что приводит к неестественному поднятию правого плеча и влечет за собой напряженную «хватку» смычка в кисти.

В постановке и работе левой руки у левши нет проблем, свойственных исключительно им. У них наблюдается очень хорошая беглость пальцев, она связана с тем, что левая рука у них лучше развита.

Координации рук - одна из самых сложных проблем, преследующих левшу, причем не только на раннем этапе обучения, но и на протяжении всего творческого пути. Это происходит по той причине, что левая рука опережает в развитии правую.

При игре левша постоянно чувствует неудобство и дискомфорт в правой руке. Избежать этого практически невозможно, можно лишь свести к минимуму эти неудобства. Главное заставить руку играть и выполнять те действия и движения, которые технически целесообразны и способствуют качественному звукоизвлечению. Но при этом важно помнить, что в процессе воспитания инструментального мастерства должен осуществляться необходимый переход от чисто технического овладения основой звучания того или иного штриха к его художественному воплощению. Сам по себе штрих, как и любой другой технологический прием, - это лишь строительный материал для воплощения и раскрытия художественной идеи и эмоционального содержания произведения.

Не стоит делать вывод о том, что левше не нужно учиться играть на скрипке. Действительно, в овладении этим процессом возникает много проблем, но если человек обладает такими качествами, как трудолюбие и любовь к своему делу, это поможет ему преодолеть все трудности и стать настоящим профессионалом.

Литература

1. Берлянчик М. Основы учения юного скрипача: мышление технология творчество. - М.,

1993.

2. Бычков В. Типичные недостатки постановки рук и приемов игры начинающих скрипачей. -М., 1979.

3. Гутман И. Формирование игрового аппарата // Развитие исполнительской техники. - М.,

2006.

4. Кюхлер Ф. Техника правой руки скрипача. - Киев, 1974.

5. Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача: пути формирования и развития. -М., 1985.

6. Стаханова Т.А. Психологические особенности леворуких детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.psilib.ru/stahanova/polrshpl.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.