Акимова Екатерина Юрьевна
руководитель спортивного направления старший преподаватель кафедры Гуманитарных и социально-правовых дисциплин
филиала ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» г. Находка E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в данной статье рассматривается специфика физического воспитания детей младшего школьного возраста с феноменом леворукости. Исследовано адаптабельность младших леворуких школьников к процессу восприятия дисциплины физической культуры в рамках современных государственных общеобразовательных стандартов с учётом специфических психофакторов леворуких детей.
Ключевые слова: леворукий ребёнок, физическое воспитание, психоэмоциональный, ассиметрия в спорте, адаптация.
На сегодняшний день актуальной и не имеющей однозначного подхода проблемой в педагогике и психологии является леворукость детей. Существует различие в подготовке и оценке физического развития левшей по сравнению с правшами. Некоторые исследователи рассматривают леворукость как отклонение, считая, что у всех леворуких есть нарушения, тем самым разрабатывают методики переучивания детей с левой руки на правую, другие - напротив, расценивают это явление гениальным и видят в этом преимущество. Однозначного подхода не выработано. На наш взгляд, данная проблема требует однозначного решения, так как различные варианты обучения и переучивание левшей может негативно сказаться как на их физическом, так и психологическом развитии. Остро возникает вопрос дифференцированного подхода к обучению (учет педагогом индивидуальных особенностей учащегося или группы учащихся в процессе обучения) - основы современной педагогики.
Целью исследования является анализ специфики физического воспитания детей младшего школьного возраста с природным феноменом леворукости.
Данному феномену посвящены работы и разработки таких исследователей как Безруких М. М., Белей М. Я., Джой Кларк, Князева М. Г., Савкина Н. Г. [1,2,4,6,7,9,13 и др.], где остро поднимается вопрос о функциональных асимметриях человека, о трудностях обучения в начальной школе, в целом о дет-
ской леворукости, о проблемах воспитания левой руки и о психофизических особенностях детей, владеющих рабочей левой рукой.
Остановимся на ярко выраженных особенностях леворуких детей. В лицее нашего учебного заведения дети-левши младшего школьного возраста составляют в среднем 7,5% от всего числа учащихся. Многие исследователи подчеркивают, что среди леворуких детей есть дети с высокими показателями тестирования двигательных действий, но есть и очень неловкие и некоординированные, с определенными сложностями выполнения двигательных действий и формирования умений и навыков [1,4]. Это, судя по всему, и связано с врожденной леворукостью. Леворукость - это не только преимущественное пользование левой рукой при выполнении двигательных действий, но и определенное отражение межполушарной асимметрии, а так же отличающееся от праворуких распределение различных функций (двигательных, зрительных, сенсорных и т.д.) между правым и левым полушариями головного мозга [5].
Головной мозг сложнее самого мощного компьютера. Посредством миллионов нервных клеток он управляет всеми функциями нашего тела даже во время сна. В стволе головного мозга перекрещиваются проводящие нервные пути из обоих полушарий. Хотя мозговые полушария кажутся совершенно одинаковыми, они, тем не менее, выполняют разные функции. Меж-
ду собой они соединены полосой нервной ткани, называемой мозолистым телом. В случае его удаления или повреждения оба полушария действуют относительно независимо друг от друга, порождая собственные мысли и эмоции. Левое полушарие управляет движениями правой стороны тела. Здесь находятся важнейшие центры речи, языка, математических способностей и логического мышления. Именно левое полушарие доминирует у правшей, наделяя правую руку большей точностью и ловкостью движений. Правое полушарие отвечает за левую сторону и является средоточием зрительного восприятия, музыкальной одаренности и абстрактного мышления (рис.1).
Итак, относительно образовательного процесса нужно взять во внимание, что правое полушарие отвечает за чувственное восприятие мира и обеспечивает образное мышление, в то время как левое полушарие отвечает за логику, речь и абстрактное мышление [3,5,6,8,16].
Леворукость является отражением наследственной и сформировавшейся системы функционирования головного мозга. Именно поэтому переучивать левшу -серьезно менять его биологию, а значит, рисковать его физическим и психоэмоциональным здоровьем.
Особая организация нервной системы, распределение труда между мозговыми полушариями составляют целый комплекс психологических качеств человека. Именно он разительно отличает левшей от правшей. Отличие состоит не только в том, какими руками пишут, едят, работают эти дети, но и в особенностях зрительного восприятия информации. Установлено, что для леворуких детей особенно характерна именно визуальная система восприятия [4,6,8].
Рис.1. Правое и левое полушарие
Это значит, что слуховая информация не оказывает существенного влияния на развитие ребенка в целом и на формирование его познавательных спо-
собностей в частности. Для детей с ведущим правым полушарием не подходит пошаговое, последовательное, требующее повторение преподнесение материала. Левши лучше запоминают яркие, мгновенные образы. На занятиях лучше использовать наглядность, зрелищность. Леворукому ребенку присуще пространственное восприятие. В школьной практике наиболее часто встречается проявление такого отклонения в здоровье как астенический невроз. Его сопровождают снижение работоспособности и активности, повышенная утомляемость, быстрая истощае-мость. Пик активности наблюдается только на первых двух уроках, затем у детей усиливается двигательная расторможенность. После занятий дети чувствуют усталость, вялость, теряют интерес к получению новой информации [1].
Выполнение домашнего задания у леворуких младших школьников чаще всего затягивается, сопровождается повторными неудачными действиями, криком, плачем, рассосредоточенностью, взрывами недовольства, истерикой, отказом от работы, которые приводят, в конечном итоге, к неудовлетворительному результату [4,5]. Это все создает основу для развития страхов перед неудачами, порицанием взрослых и учителя. Причем стремления преодолеть эти страхи левши в себе не развивают, расценивая это как норму. Считается, что это состояние кратковременно и должно пройти само собой к концу первого года обучения, и здесь важно прежде всего родителям и учителю контролировать, чтобы ребенок не подвергся новым эмоциональным стрессам. При обратном развитии событий появляются «новые» страхи: страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате и даже страх смерти [8].
Итак, у леворуких детей наблюдается ряд особенностей, отличающих их от детей, владеющих врожденной правой рукой. Морфологические особенности заключаются в более подвижной мимике левой половины лица, в несколько большим размером левой руки, в более развитых венах на тыльной стороне левой кисти; психофизические особенности характерны плохой зрительно-двигательной координацией, плохим почерком, речевыми нарушениями, сложным концентрированием и переключением внимания, искажением форм и пропорций фигур, зеркальностью письма, плохой зрительной памятью; эмоционально-психологические особенности выражаются повышенной эмоциональной чувствительностью, быстрой утомляемостью и ограниченной работоспособностью, ранимостью, раздражительностью и обидчивостью, ярко выраженными способностями к оригинальному художественному творчеству, повышенным уровнем тревожности, боязливостью, склонностью к пассивному восприятию действительности, сонливостью, эстетической впечатлительностью [3,11,13,17]. Усиливается необходимость индивидуального подхода к обучению и развитию левши, в этом случае уверенный в своих силах и эмоциях левша заставит говорить о себе в превосходной степени.
Как правило, причина затруднения и осложнения начального этапа обучения леворуких детей на уроках физической культуры и обучения в целом состоит не в самой по себе врожденной леворукости и даже не в функциональных особенностях мозга, а в раннем развитии ребенка, точнее, в неблагоприятных факторах, связанных с организацией развивающей деятельности [10,11,13,17,18].
Рассмотрим особенности левшей, проявляющиеся на уроках физической культуры. Здесь возникают определенные сложности, потому как именно у леворуких в рамках уроков физкультуры встречается и такое явление, как асимметрия ног. Асимметрия ног -феномен еще менее изученный, чем асимметрия рук. Принято считать, что левой руке естественным образом должна соответствовать правая нога, а правой руке - левая нога. Но встречается и противоположный факт - левой руке может соответствовать левая нога [2]. Такой феномен становится иногда проблемой. Эта проблема возникает в процессе обучения младшего школьника процедуре ведения мяча на уроках физического воспитания как рукой (в баскетболе), так и ногой (в футболе). На занятиях физкультурой леворуким детям сложнее и медленнее даются движения, в которых руки и ноги участвуют поочередно [5,6,7]. Для них возникают неудобства и трудности при освоении односторонних или асимметричных движений левой и правой половины тела. Эти дети могут только повторять показательные двигательные действия, неказисто их отображая. Поэтому на начальном этапе обучения движениям учителю приходится переставлять и двигать их ноги и руки.
Левши на уроках испытывают дискомфорт, потому что часто путают «право» и «лево». Особенно трудны для леворуких детей специфические задания на технику выполнения двигательного действия, потому как, ведущая рука или нога при движении делает размах с большей амплитудой или больший шаг, чем неведущая.
Еще многие левши склонны к путанице ног, так как нет устоявшегося мнения о том, какую ногу нужно считать ведущей - толчковую (которой отталкиваются при прыжке), маховую (которой удобно делать движения) или опорную (на которую удобно опереться), а у лево-руких зачастую в разных движениях участвуют разные ноги.
Также неудобство доставляет для леворуких детей бег спиной вперед, с ориентированием за счет оглядки через плечо. Для левшей - это сложное по координации движение, так как он вынужден выполнять непривычное для себя двигательное действие.
Еще трудности и чувство неудобства испытывают левши при беге по стадиону, когда им приходится бежать на вираже левым плечом к бровке, когда предпочтение, по их словам, они отдали бы правому плечу, то есть бежать по стадиону по часовой стрелке.
Перечисляя сложности в обучении и недостатки в развитии леворуких детей, все же нельзя не за-
острить внимание на успешность, выражающуюся в игровых видах деятельности. У левшей очень развито чувство партнера. Особенно ярко это проявляется в командных играх. В единоборствах, в тех видах спорта, где происходит прямой контакт с соперником и спортивных играх левши имеют некоторое преимущество, которое объясняется ненатренированностью праворукого соперника вести бой с левшой. От левши всегда траектория полета мяча неудобна для противника, которому приходится применять слабейшую для него руку [7].
В связи с этим, возникает необходимость рассмотреть специфические стороны обучения леворуких детей на уроках физической культуры. Должно отметить, что единой системы методических рекомендаций и пособий по обучению леворуких детей двигательным действиям в научной среде не выявлено.
Функциональная специфичность левшей - проблема в быстром переключении, поэтому их нельзя торопить. Если идет обучение какому-либо двигательному действию, ребенка-левшу не стоит просить быстрее выполнять задание, ему нужно время, чтобы переключиться с правой стороны на левую и наоборот. Особенно важно, чтобы обучающая программа и работа с леворуким ребёнком на уроках физической культуры была прежде всего интересной для него, не говоря уже о принципе систематичности в образовательном процессе. При тренировке и правой и левой руки ребенка целесообразнее всего использовать непременно совместную игру с ним. Педагогу необходимо проявлять спокойствие и доброжелательность, тогда выше перечисленные настороженности могут и не достичь критической точки [6].
В терминологии учителю применительно к левше лучше использовать такие слова, как удобная нога или рука, удобная сторона, сильная нога, если, конечно, речь не идет о специальных технических элементах обучения двигательному действию. Обязательно учителю нужно делать акцент на леворуких детях. Им в первую очередь необходимо уделить особое внимание при обучении двигательным действиям: поправить ногу, руку, корпус, объяснить позицию ног и рук и обязательно выполнить действие с ребенком вместе. Учитель должен координировать ребенка, напоминать ему о правильности выполнения упражнения, отмечать его леворукость с положительной стороны, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта перед другими -праворукими детьми. Учитель должен проявлять терпимость и уважение к индивидуальным особенностям леворукого ребенка, помнить, что ребенок вправе и должен получить знания, развить умения и приобрести навыки именно с его врожденными задатками. Потому как в дальнейшем, хорошо обученные левши имеют преимущества на уроках физкультуры и в спорте, если речь идет о спортивных и подвижных играх и единоборствах. Ориентирование ребенка на его левую сторону как на рабочую или ведущую требует перестроения как
его позиционных точек, так и стартовых позиций других игроков. Обучение сложным координационным движениям следует начинать через ведущую сторону независимо от возраста. Нужно внушить ребенку, что левая сторона в спортивных играх и единоборствах -это норма, и что именно леворукий ребенок наиболее удачно будет справляться с тактическими задачами, стоящими перед игроком на левой стороне игровой зоны или площадки. Левши являются неудобными и непредсказуемыми соперниками, это явно проявляется в тактических действиях и маневрах спортсмена. Привычному сопернику - правше очень нелегко разгадать намеренность выполнения каких-либо действий левши, тогда как левше, напротив, действия правши очевидны.
Среди спортсменов левши чаще всего встречаются у игроков: волейболистов, баскетболистов, футболистов, хоккеистов и теннисистов. Также нередко ле-ворукость преобладает у борцов и каратистов. А вот среди штангистов, стрелков и гимнастов левшей практически не встретишь. Таким образом, спортсменов с врожденной леворукостью много там, где наблюдается прямой контакт соперников, где есть прямая возможность использовать по назначению деятельность рук в непредвиденных, не обыгранных ситуациях. Скорее всего, это связано со спецификой мышления и неординарного поведения леворукого противника, так как его не всегда способен мгновенно оценить правша с его четкой логикой.
Все весомее обосновывается мысль о том, что в процессе физического воспитания и спортивной тренировки недопустимо переучивать детей с врожденной леворукостью на правую сторону. Принуждая левшу работать на уроке или тренировке правой рукой, мы пытаемся изменить не только характер предпочтения рабочей стороны тела и ведущей руки, но и вместе с этим переделываем его врожденные предпочтения, его биологическую природу. Наряду с этим отражается отрицательное влияние и при переучивании «левоногих» детей, которое приводит к нарушениям двигательных функций, к изменению процесса физического роста и развития. Это приводит к выводу о том, что навязанная несвойственная (вынужденная или переученная) моторная асимметрия независимо от части тела человека имеет негативный эффект.
Таким образом, физическое воспитание левору-ких детей отличается ярко-выраженной спецификой, заключающейся в дифференцированном подходе в обучении, требующей дальнейшего научного изучения и особой разработки методики обучения детей двигательным действиям на уроках физической культуры и в спорте с врожденным феноменом ле-ворукости.
Литература
1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. М., 2008. 350 с.
2. Белей Н. Я. Методические рекомендации по обучению леворуких детей на уроке физической культуры. М., 2012.
3. Гурьев С. В. Использование компьютера в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 5.С.52-58.
4. Джой Кларк. Организм человека. // Научно-познавательная коллекция Древо познания. № 33 М.: МС ИСТ ЛИМИ-ТЕД, 2001.
5. Массанова А. А. Развитие физических качеств ребёнка-дошкольника. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С. 64-68.
6. Николаева Е. И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. 128 с.
7. Савкина Н. Г. Диссертация на тему: Педагогическая помощь леворуким детям в первый год их обучения в школе. Тюмень, 2005. 266 с.
8. Серпионова Е. И. Особенности межполушарной асимметрии, личности и речи учащихся разных образовательных профилей. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 5.С.47-51.
9. Сиденко А. С., Яшина Г. А. Обзор методик раннего развития детей. // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 6.С.31-38.
10. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2.С.4-7.
11. Сиденко Е. А. О некоторых теоретических аспектах формирования у работников образования мотивации достижения. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 4.С.35-48.
12. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: Сфера, 2009. 273с.
13. Слободчиков В. И. Концептуальные основы антропологии современного образования. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 3. С. 3-7.
14. Стеценко И. А. Рефлексивно-ориентированная модель педагогического образования. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 6.С.3-7.
15. Тагильцева Н. Г. Развитие творческой активности детей и юношества: детский сад, школа, вуз. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.42-46.
16. Тараканова В. В. Гендерные особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте. // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 6.С.41-44.
17. Тараканова В. В., Волкова И. В. Эффективность педагогической поддержки подростков с аддиктивным поведением. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 5. С. 22-28.
18. Трофимовская О. В. Школьник в инновационной среде. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.23-28.