Научная статья на тему 'Специфика физического воспитания леворуких детей младшего школьного возраста'

Специфика физического воспитания леворуких детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1050
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕВОРУКИЙ РЕБЁНОК / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / АССИМЕТРИЯ В СПОРТЕ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Екатерина Юрьевна

В данной статье рассматривается специфика физического воспитания детей младшего школьного возраста с феноменом леворукости. Исследовано адаптабельность младших леворуких школьников к процессу восприятия дисциплины физической культуры в рамках современных государственных общеобразовательных стандартов с учётом специфических психофакторов леворуких детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика физического воспитания леворуких детей младшего школьного возраста»

Акимова Екатерина Юрьевна

руководитель спортивного направления старший преподаватель кафедры Гуманитарных и социально-правовых дисциплин

филиала ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» г. Находка E-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в данной статье рассматривается специфика физического воспитания детей младшего школьного возраста с феноменом леворукости. Исследовано адаптабельность младших леворуких школьников к процессу восприятия дисциплины физической культуры в рамках современных государственных общеобразовательных стандартов с учётом специфических психофакторов леворуких детей.

Ключевые слова: леворукий ребёнок, физическое воспитание, психоэмоциональный, ассиметрия в спорте, адаптация.

На сегодняшний день актуальной и не имеющей однозначного подхода проблемой в педагогике и психологии является леворукость детей. Существует различие в подготовке и оценке физического развития левшей по сравнению с правшами. Некоторые исследователи рассматривают леворукость как отклонение, считая, что у всех леворуких есть нарушения, тем самым разрабатывают методики переучивания детей с левой руки на правую, другие - напротив, расценивают это явление гениальным и видят в этом преимущество. Однозначного подхода не выработано. На наш взгляд, данная проблема требует однозначного решения, так как различные варианты обучения и переучивание левшей может негативно сказаться как на их физическом, так и психологическом развитии. Остро возникает вопрос дифференцированного подхода к обучению (учет педагогом индивидуальных особенностей учащегося или группы учащихся в процессе обучения) - основы современной педагогики.

Целью исследования является анализ специфики физического воспитания детей младшего школьного возраста с природным феноменом леворукости.

Данному феномену посвящены работы и разработки таких исследователей как Безруких М. М., Белей М. Я., Джой Кларк, Князева М. Г., Савкина Н. Г. [1,2,4,6,7,9,13 и др.], где остро поднимается вопрос о функциональных асимметриях человека, о трудностях обучения в начальной школе, в целом о дет-

ской леворукости, о проблемах воспитания левой руки и о психофизических особенностях детей, владеющих рабочей левой рукой.

Остановимся на ярко выраженных особенностях леворуких детей. В лицее нашего учебного заведения дети-левши младшего школьного возраста составляют в среднем 7,5% от всего числа учащихся. Многие исследователи подчеркивают, что среди леворуких детей есть дети с высокими показателями тестирования двигательных действий, но есть и очень неловкие и некоординированные, с определенными сложностями выполнения двигательных действий и формирования умений и навыков [1,4]. Это, судя по всему, и связано с врожденной леворукостью. Леворукость - это не только преимущественное пользование левой рукой при выполнении двигательных действий, но и определенное отражение межполушарной асимметрии, а так же отличающееся от праворуких распределение различных функций (двигательных, зрительных, сенсорных и т.д.) между правым и левым полушариями головного мозга [5].

Головной мозг сложнее самого мощного компьютера. Посредством миллионов нервных клеток он управляет всеми функциями нашего тела даже во время сна. В стволе головного мозга перекрещиваются проводящие нервные пути из обоих полушарий. Хотя мозговые полушария кажутся совершенно одинаковыми, они, тем не менее, выполняют разные функции. Меж-

ду собой они соединены полосой нервной ткани, называемой мозолистым телом. В случае его удаления или повреждения оба полушария действуют относительно независимо друг от друга, порождая собственные мысли и эмоции. Левое полушарие управляет движениями правой стороны тела. Здесь находятся важнейшие центры речи, языка, математических способностей и логического мышления. Именно левое полушарие доминирует у правшей, наделяя правую руку большей точностью и ловкостью движений. Правое полушарие отвечает за левую сторону и является средоточием зрительного восприятия, музыкальной одаренности и абстрактного мышления (рис.1).

Итак, относительно образовательного процесса нужно взять во внимание, что правое полушарие отвечает за чувственное восприятие мира и обеспечивает образное мышление, в то время как левое полушарие отвечает за логику, речь и абстрактное мышление [3,5,6,8,16].

Леворукость является отражением наследственной и сформировавшейся системы функционирования головного мозга. Именно поэтому переучивать левшу -серьезно менять его биологию, а значит, рисковать его физическим и психоэмоциональным здоровьем.

Особая организация нервной системы, распределение труда между мозговыми полушариями составляют целый комплекс психологических качеств человека. Именно он разительно отличает левшей от правшей. Отличие состоит не только в том, какими руками пишут, едят, работают эти дети, но и в особенностях зрительного восприятия информации. Установлено, что для леворуких детей особенно характерна именно визуальная система восприятия [4,6,8].

Рис.1. Правое и левое полушарие

Это значит, что слуховая информация не оказывает существенного влияния на развитие ребенка в целом и на формирование его познавательных спо-

собностей в частности. Для детей с ведущим правым полушарием не подходит пошаговое, последовательное, требующее повторение преподнесение материала. Левши лучше запоминают яркие, мгновенные образы. На занятиях лучше использовать наглядность, зрелищность. Леворукому ребенку присуще пространственное восприятие. В школьной практике наиболее часто встречается проявление такого отклонения в здоровье как астенический невроз. Его сопровождают снижение работоспособности и активности, повышенная утомляемость, быстрая истощае-мость. Пик активности наблюдается только на первых двух уроках, затем у детей усиливается двигательная расторможенность. После занятий дети чувствуют усталость, вялость, теряют интерес к получению новой информации [1].

Выполнение домашнего задания у леворуких младших школьников чаще всего затягивается, сопровождается повторными неудачными действиями, криком, плачем, рассосредоточенностью, взрывами недовольства, истерикой, отказом от работы, которые приводят, в конечном итоге, к неудовлетворительному результату [4,5]. Это все создает основу для развития страхов перед неудачами, порицанием взрослых и учителя. Причем стремления преодолеть эти страхи левши в себе не развивают, расценивая это как норму. Считается, что это состояние кратковременно и должно пройти само собой к концу первого года обучения, и здесь важно прежде всего родителям и учителю контролировать, чтобы ребенок не подвергся новым эмоциональным стрессам. При обратном развитии событий появляются «новые» страхи: страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате и даже страх смерти [8].

Итак, у леворуких детей наблюдается ряд особенностей, отличающих их от детей, владеющих врожденной правой рукой. Морфологические особенности заключаются в более подвижной мимике левой половины лица, в несколько большим размером левой руки, в более развитых венах на тыльной стороне левой кисти; психофизические особенности характерны плохой зрительно-двигательной координацией, плохим почерком, речевыми нарушениями, сложным концентрированием и переключением внимания, искажением форм и пропорций фигур, зеркальностью письма, плохой зрительной памятью; эмоционально-психологические особенности выражаются повышенной эмоциональной чувствительностью, быстрой утомляемостью и ограниченной работоспособностью, ранимостью, раздражительностью и обидчивостью, ярко выраженными способностями к оригинальному художественному творчеству, повышенным уровнем тревожности, боязливостью, склонностью к пассивному восприятию действительности, сонливостью, эстетической впечатлительностью [3,11,13,17]. Усиливается необходимость индивидуального подхода к обучению и развитию левши, в этом случае уверенный в своих силах и эмоциях левша заставит говорить о себе в превосходной степени.

Как правило, причина затруднения и осложнения начального этапа обучения леворуких детей на уроках физической культуры и обучения в целом состоит не в самой по себе врожденной леворукости и даже не в функциональных особенностях мозга, а в раннем развитии ребенка, точнее, в неблагоприятных факторах, связанных с организацией развивающей деятельности [10,11,13,17,18].

Рассмотрим особенности левшей, проявляющиеся на уроках физической культуры. Здесь возникают определенные сложности, потому как именно у леворуких в рамках уроков физкультуры встречается и такое явление, как асимметрия ног. Асимметрия ног -феномен еще менее изученный, чем асимметрия рук. Принято считать, что левой руке естественным образом должна соответствовать правая нога, а правой руке - левая нога. Но встречается и противоположный факт - левой руке может соответствовать левая нога [2]. Такой феномен становится иногда проблемой. Эта проблема возникает в процессе обучения младшего школьника процедуре ведения мяча на уроках физического воспитания как рукой (в баскетболе), так и ногой (в футболе). На занятиях физкультурой леворуким детям сложнее и медленнее даются движения, в которых руки и ноги участвуют поочередно [5,6,7]. Для них возникают неудобства и трудности при освоении односторонних или асимметричных движений левой и правой половины тела. Эти дети могут только повторять показательные двигательные действия, неказисто их отображая. Поэтому на начальном этапе обучения движениям учителю приходится переставлять и двигать их ноги и руки.

Левши на уроках испытывают дискомфорт, потому что часто путают «право» и «лево». Особенно трудны для леворуких детей специфические задания на технику выполнения двигательного действия, потому как, ведущая рука или нога при движении делает размах с большей амплитудой или больший шаг, чем неведущая.

Еще многие левши склонны к путанице ног, так как нет устоявшегося мнения о том, какую ногу нужно считать ведущей - толчковую (которой отталкиваются при прыжке), маховую (которой удобно делать движения) или опорную (на которую удобно опереться), а у лево-руких зачастую в разных движениях участвуют разные ноги.

Также неудобство доставляет для леворуких детей бег спиной вперед, с ориентированием за счет оглядки через плечо. Для левшей - это сложное по координации движение, так как он вынужден выполнять непривычное для себя двигательное действие.

Еще трудности и чувство неудобства испытывают левши при беге по стадиону, когда им приходится бежать на вираже левым плечом к бровке, когда предпочтение, по их словам, они отдали бы правому плечу, то есть бежать по стадиону по часовой стрелке.

Перечисляя сложности в обучении и недостатки в развитии леворуких детей, все же нельзя не за-

острить внимание на успешность, выражающуюся в игровых видах деятельности. У левшей очень развито чувство партнера. Особенно ярко это проявляется в командных играх. В единоборствах, в тех видах спорта, где происходит прямой контакт с соперником и спортивных играх левши имеют некоторое преимущество, которое объясняется ненатренированностью праворукого соперника вести бой с левшой. От левши всегда траектория полета мяча неудобна для противника, которому приходится применять слабейшую для него руку [7].

В связи с этим, возникает необходимость рассмотреть специфические стороны обучения леворуких детей на уроках физической культуры. Должно отметить, что единой системы методических рекомендаций и пособий по обучению леворуких детей двигательным действиям в научной среде не выявлено.

Функциональная специфичность левшей - проблема в быстром переключении, поэтому их нельзя торопить. Если идет обучение какому-либо двигательному действию, ребенка-левшу не стоит просить быстрее выполнять задание, ему нужно время, чтобы переключиться с правой стороны на левую и наоборот. Особенно важно, чтобы обучающая программа и работа с леворуким ребёнком на уроках физической культуры была прежде всего интересной для него, не говоря уже о принципе систематичности в образовательном процессе. При тренировке и правой и левой руки ребенка целесообразнее всего использовать непременно совместную игру с ним. Педагогу необходимо проявлять спокойствие и доброжелательность, тогда выше перечисленные настороженности могут и не достичь критической точки [6].

В терминологии учителю применительно к левше лучше использовать такие слова, как удобная нога или рука, удобная сторона, сильная нога, если, конечно, речь не идет о специальных технических элементах обучения двигательному действию. Обязательно учителю нужно делать акцент на леворуких детях. Им в первую очередь необходимо уделить особое внимание при обучении двигательным действиям: поправить ногу, руку, корпус, объяснить позицию ног и рук и обязательно выполнить действие с ребенком вместе. Учитель должен координировать ребенка, напоминать ему о правильности выполнения упражнения, отмечать его леворукость с положительной стороны, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта перед другими -праворукими детьми. Учитель должен проявлять терпимость и уважение к индивидуальным особенностям леворукого ребенка, помнить, что ребенок вправе и должен получить знания, развить умения и приобрести навыки именно с его врожденными задатками. Потому как в дальнейшем, хорошо обученные левши имеют преимущества на уроках физкультуры и в спорте, если речь идет о спортивных и подвижных играх и единоборствах. Ориентирование ребенка на его левую сторону как на рабочую или ведущую требует перестроения как

его позиционных точек, так и стартовых позиций других игроков. Обучение сложным координационным движениям следует начинать через ведущую сторону независимо от возраста. Нужно внушить ребенку, что левая сторона в спортивных играх и единоборствах -это норма, и что именно леворукий ребенок наиболее удачно будет справляться с тактическими задачами, стоящими перед игроком на левой стороне игровой зоны или площадки. Левши являются неудобными и непредсказуемыми соперниками, это явно проявляется в тактических действиях и маневрах спортсмена. Привычному сопернику - правше очень нелегко разгадать намеренность выполнения каких-либо действий левши, тогда как левше, напротив, действия правши очевидны.

Среди спортсменов левши чаще всего встречаются у игроков: волейболистов, баскетболистов, футболистов, хоккеистов и теннисистов. Также нередко ле-ворукость преобладает у борцов и каратистов. А вот среди штангистов, стрелков и гимнастов левшей практически не встретишь. Таким образом, спортсменов с врожденной леворукостью много там, где наблюдается прямой контакт соперников, где есть прямая возможность использовать по назначению деятельность рук в непредвиденных, не обыгранных ситуациях. Скорее всего, это связано со спецификой мышления и неординарного поведения леворукого противника, так как его не всегда способен мгновенно оценить правша с его четкой логикой.

Все весомее обосновывается мысль о том, что в процессе физического воспитания и спортивной тренировки недопустимо переучивать детей с врожденной леворукостью на правую сторону. Принуждая левшу работать на уроке или тренировке правой рукой, мы пытаемся изменить не только характер предпочтения рабочей стороны тела и ведущей руки, но и вместе с этим переделываем его врожденные предпочтения, его биологическую природу. Наряду с этим отражается отрицательное влияние и при переучивании «левоногих» детей, которое приводит к нарушениям двигательных функций, к изменению процесса физического роста и развития. Это приводит к выводу о том, что навязанная несвойственная (вынужденная или переученная) моторная асимметрия независимо от части тела человека имеет негативный эффект.

Таким образом, физическое воспитание левору-ких детей отличается ярко-выраженной спецификой, заключающейся в дифференцированном подходе в обучении, требующей дальнейшего научного изучения и особой разработки методики обучения детей двигательным действиям на уроках физической культуры и в спорте с врожденным феноменом ле-ворукости.

Литература

1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. М., 2008. 350 с.

2. Белей Н. Я. Методические рекомендации по обучению леворуких детей на уроке физической культуры. М., 2012.

3. Гурьев С. В. Использование компьютера в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 5.С.52-58.

4. Джой Кларк. Организм человека. // Научно-познавательная коллекция Древо познания. № 33 М.: МС ИСТ ЛИМИ-ТЕД, 2001.

5. Массанова А. А. Развитие физических качеств ребёнка-дошкольника. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С. 64-68.

6. Николаева Е. И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. 128 с.

7. Савкина Н. Г. Диссертация на тему: Педагогическая помощь леворуким детям в первый год их обучения в школе. Тюмень, 2005. 266 с.

8. Серпионова Е. И. Особенности межполушарной асимметрии, личности и речи учащихся разных образовательных профилей. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 5.С.47-51.

9. Сиденко А. С., Яшина Г. А. Обзор методик раннего развития детей. // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 6.С.31-38.

10. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2.С.4-7.

11. Сиденко Е. А. О некоторых теоретических аспектах формирования у работников образования мотивации достижения. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 4.С.35-48.

12. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: Сфера, 2009. 273с.

13. Слободчиков В. И. Концептуальные основы антропологии современного образования. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 3. С. 3-7.

14. Стеценко И. А. Рефлексивно-ориентированная модель педагогического образования. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 6.С.3-7.

15. Тагильцева Н. Г. Развитие творческой активности детей и юношества: детский сад, школа, вуз. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.42-46.

16. Тараканова В. В. Гендерные особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте. // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 6.С.41-44.

17. Тараканова В. В., Волкова И. В. Эффективность педагогической поддержки подростков с аддиктивным поведением. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 5. С. 22-28.

18. Трофимовская О. В. Школьник в инновационной среде. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.23-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.