Научная статья на тему 'Организация процесса обучения леворуких детей в начальной школе'

Организация процесса обучения леворуких детей в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
793
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЙ НАВЫК / ЛЕВШЕСТВО / МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беглова Л.И., Скобенко Л.Д.

В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления. Актуальность выбранной темы состоит в том, что в практике современной начальной школы все чаще встречаются леворукие дети, работа с которыми до недавнего времени была направлена на переучивание, подгоняя их под общий стандарт, но сейчас психологи и педагоги более подробно изучили природу леворукости и пришли к выводу, что переучивание может неблагоприятно сказываться на психике ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация процесса обучения леворуких детей в начальной школе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК37

Беглова Л.И..

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 54 Советского района г. Волгограда», учитель начальных классов, Волгоград, Россия;

Е-mail: beglovalara@yandex.ru Cкобенко Л.Д.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 54 Советского района г. Волгограда», учитель начальных классов, Волгоград, Россия;

Е-mail: skobenko.larisa@vail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в практике современной начальной школы все чаще встречаются леворукие дети, работа с которыми до недавнего времени была направлена на переучивание, подгоняя их под общий стандарт, но сейчас психологи и педагоги более подробно изучили природу леворукости и пришли к выводу, что переучивание может неблагоприятно сказываться на психике ребенка.

Ключевые слова:

координационный навык, левшество, мелкая моторика рук.

Прежде всего надо помнить, что леворукость-это вовсе не отклонение от нормы, а индивидуальная особенность развития. У левши доминирует правое полушарие мозга, у правшей все наоборот. И вот что интересно: по последним статистическим данным, левшей рождается на свет практически столько же, сколько правшей, где-то 40 процентов к 60. Но во взрослом возрасте их остается только около 11 процентов. Уже в младших классах иногда приходится наблюдать случаи скрытого левшества, когда ребенка приучили писать правой рукой взрослые. К сожалению, у таких «искусственных правшей», как правило, возникают сложности в обучении.

Как определить, какая рука у ребенка на самом деле является ведущей? Предлагается несколько простейших тестов: закрутить пробку на бутылке, завязать шнурки, поднять упавшую вещь. Наблюдайте, какой рукой он открывает кран, берет телефонную трубку, режет ножницами. Результаты окажутся достаточно очевидными.

Родители, поняв, что их ребенок-левша, обычно пугаются. Левшество-один из вариантов нормы, чаще всего передающийся по наследству. Гораздо реже встречается так называемое компенсаторное левшество (последствие травм головного мозга, например, родовых) или вынужденное (выбор левой руки связан с травмой правой, скажем, переломом).

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается к шести-семи годам. В этом возрасте заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к семи годам ребенок был подготовлен к усвоению навыков письма.

Письмо-сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма-длительный и трудоемкий

процесс, который не всем детям дается легко

Все частные случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:

A)неправильное положение пальцев относительно друг друга (ребенок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак; ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце);

Б)неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета(ребенок держит ручку слишком близко или слишком далеко к нижнему кончику);

B)неправильное положение руки (кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть);

Г)неправильное движение руки(кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте);

Д)слишком сильный(чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании;

Е)неправильное положение тела (ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула);

Ж)активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании.

Рассмотрим особенности леворуких детей.

Появляется такая распространенная ошибка при письме, когда цифры и буквы изображаются «зеркально», наоборот, наблюдаются и трудности с чтением. Причем упорные тренировки лишь ухудшают ситуацию, приводя к логоневрозу(первоклассник,у которого все нормально с устной речью, при чтении вдруг начинает задыхаться, глотать слова). И если продолжать и дальше давить на малыша, невроз только углубится, У ребенка появится хронический комплекс неудачника.

Надо учитывать, что леворукий ребенок выполняет точную работу (то же письмо) медленнее остальных. Когда маленький ученик пишет, то постоянно останавливается. В принципе такие микропаузы физиологически необходимы для контроля движений, их коррекции и программирования как левшам, так и правшам. Однако у левшей этот механизм усложнен, отсюда заминки, графические искажения знаков.

Ни в коем случае нельзя переучивать леворукого ребенка на правую руку.Переучивают учителя, не менее активны, бывают, к сожалению, и родители. Последние это делают просто потому, что все пишут правой; или боятся, как бы над левшой не стали смеяться, или считают - в дальнейшем "левизна" помешает приобретению профессии; а то и потому, что сами - переученные левши.

Есть примеры, когда в результате такого переучивания ребенок получал психическую травму. В крайнем выражении этот стресс представляет собой писчий спазм, так называемую «куриную лапу». Пальцы при этом сводит так сильно, что малыш даже не может удержать в них ручку, вообще теряя способность писать.

Поэтому родителям рекомендуется любое упражнение или задание раскладывать на элементы, рассматривать пошагово. Например, пишем букву так: сначала овал, потом палочка, крючок. То есть идем от частного к общему. И надо быть готовыми к тому, что скорость письма у левши на начальном этапе освоения письма будет не больше 4-6 символов в минуту. Постепенно, при автоматизации навыков, скорость письма выравнивается.

Общий совет родителям ребенка-левши: ему полезна пальчиковая гимнастика, упражнения по мелкой моторике для обеих рук одновременно. Пусть он перебирает рис, сортирует разноцветные пуговицы. При этом обе руки должны быть в поле зрения на расстоянии 45 сантиметров от глаз.

Кстати, многие специалисты считают леворуких людей более талантливыми, неординарными. Не случайно правое полушарие мозга «ведает» творческими, креативными процессами. Левши по-другому видят мир, ощущают его краски и запахи. Интересна и такая особенность: леворукий человек может без труда прочитать текст, перевернутый вверх ногами. Среди левшей немало выдающихся артистов, художников, режиссеров. Как известно, левшой был Микеланджело. Да и про Лесковского Левшу, который подковал блоху, тоже помнят.

Необходимо развивать мелкую моторику и координацию движений рук, оказывать детям помощь в

формировании навыка письма.

Виды заданий и игровых упражнений

1.Обведение контуров предметных изображений.

2.Работа с бумагой-оригами.

З.Задание «Игра на рояле».

4.Игра «Оса». Поднять руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им.

5.Игра «Пальцы в замок». Попеременное сгибание и разгибание пальцев.

б.Задание на перекатывание в пальцах карандаша.

7.Игра «Гнездо». Ладони соединяются около мизинцев. Пальцы обеих рук слегка согнуты.

8.Игра «Улитка». Правая рука лежит на столе ладонью вниз, указательный и средний пальцы вытягиваются вперед, остальные пальцы сгибаются.

9.Игра «Цветок». Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы раскрыты.

Необходимо помнить, что трудностей не будет лишь в том случае, если вы не будете торопиться и торопить ребенка, если не будете делать следующий шаг, не закрепив предыдущий; если будете заниматься систематически, но не дольше 10-15 минут (это предел непрерывной работы для 6-7-летнего ребенка); если будете первое время работать «в игре». И кроме того, будете поощрять ребенка за успех, не корить за неудачи и радоваться вместе с ним пусть маленьким, но достижениям.

Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать, следует подчеркнуть три основных момента:

1) научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме;

2) научить ребенка правильно держать карандаш (ручку);

3) научить ребенка правильно координировать движение пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма и графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Безусловно, писать можно и в не очень удобной позе, выворачивая постоянно немеющую руку и затекшее плечо, но тогда трудно говорить о качестве и скорости письма. Да и вряд ли можно надеяться, что при такой технике удастся не думать о том, как это делается.

При подготовке к обучению письму целесообразно соблюдать определенную последовательность совершенствования разного рода движений. Этот принцип лежит в основе «шагов».

Первый шаг: учимся правильно сидеть.

Второй шаг: учимся правильно держать ручку и бумагу.

Третий шаг: учимся рисовать прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные.

Четвертый шаг: учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии. Пятый шаг: учимся рисовать полуовалы - верхние, нижние.

Шестой шаг: учимся рисовать круги и овалы.

Седьмой шаг: учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку).

Восьмой шаг: учимся рисовать линии, полуовалы, овалы определенной величины (вводим ограничительную линейку - строку).

Заключение

В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления.

Исследователи выделяют основные причины негативного отношения к леворукости:

1) Исторически сложившиеся традиции отрицательного отношения к леворукости.

2) Незнание педагогами и родителями причин леворукости.

3) Неразработанность научных основ методической работы с леворуким ребенком. Особые трудности у леворуких детей вызывает обучение письму, чтению, математике. Однако с какими бы трудностями ни столкнулся леворукий малыш и в детском саду, и в школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет постоянно ощущать родительскую поддержку, понимание и любовь, а также не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у людей, чье мнение ему дорого.

Список использованной литературы:

1. Азаров Ю.П. Радость учить учиться.- М.: Вентана-Граф, 2010, с.335.

2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении леворуких детей. - М.: Вентана-Граф, 2010, с.221.

3. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М.: Просвещение, 2010, 112с.

4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - М.: Вентана-Граф, 2010, 416с.

5. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 200.

6. Боденко Б.И. «Выявление некоторых причин трудностей в учении. Научно-практические проблемы школьной психологической службы», - М.: Вентана-Граф, 2007., 104-126.

7. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий леворукими детьми// Психология, 2006.

8. Выготский Л.С. Детская психология //Собр. соч. В 6т, Т.2. - М.: Вентана-Граф, 2004.

9. Гаврина С. Прописи для леворуких детей. Издательство РОСМЭН, 2006.

© Беглова Л.И., Скобенко Л.Д., 2018г.

УДК 378.14

Каримов М.Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Быкова С. И. студент факультета физики и математики, г. Бирск, Российская Федерация

УЧЕБНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ, ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ

Аннотация

Рассмотрены основные элементы дидактики освоения учащимися в системе непрерывного образования учебного моделирования механических объектов, процессов и явлений природной и технической действительности.

Ключевые слова

Механическое моделирование объектов, процессов и явлений мира.

Классическая, релятивистская и квантовая механики построены посредством математического моделирования макроскопических и микроскопических объектов, различных процессов, разнородных явлений [1].

Учебное и научное моделирование механических объектов, процессов и явлений осуществляется согласно таким этапам - элементам, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.