Научная статья на тему 'Психологические особенности личностно ориентированного подхода в работе с леворукими детьми и подростками в учреждениях обра- зования'

Психологические особенности личностно ориентированного подхода в работе с леворукими детьми и подростками в учреждениях обра- зования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1039
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕВШЕСТВО / ЛЕВОРУКОСТЬ / АМБИДЕКСТРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / LEFT-HANDEDNESS / AMBIDEXTERITY / SOCIAL ADAPTATION / INDIVIDUALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Караваева Евгения Александровна

Показано, что особенности обучения в современной массовой школе более подходят правшам из-за их опоры на логико-знаковые конструкции, следовательно, потенциал левшей в полной мере не раскрывается. Проведено исследование, показавшее, что большинство педагогов не считают нужным использовать какие-то специальные приемы для обучения учащихся-левшей, хотя необходимость в этом есть. Автор предлагает некоторые меры помощи левшам со стороны родителей и учителей, которые снизят риск возникновения социальной дезадаптированности левшей в детском и подростковом возрасте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Караваева Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Feature of Person Approach in Teaching Left-Handed Children and Teenagers in Secondary School

Features of training at modern mass school because of their basis on logics and sign structures are mostly suitable for right-handers, and the potential of lefthanders isn't totally revealed. In the article it is noticed that for the majority of teachers any special methods for training pupils-lefthanders aren't considered important; though they feel certain necessity for that. The author brings some ways for parents and teachers to help lefthanders, which will lower the risk of social disadaptation for left-hand teenagers.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности личностно ориентированного подхода в работе с леворукими детьми и подростками в учреждениях обра- зования»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2009. № 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО

ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ

С ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ образования

Е.А. Караваева

(Лаборатория проблем детей с девиантным поведением МГППУ;

e-mail: kea.77@mail.ru)

Показано, что особенности обучения в современной массовой школе более подходят правшам из-за их опоры на логико-знаковые конструкции, следовательно, потенциал левшей в полной мере не раскрывается. Проведено исследование, показавшее, что большинство педагогов не считают нужным использовать какие-то специальные приемы для обучения учащихся-левшей, хотя необходимость в этом есть. Автор предлагает некоторые меры помощи левшам со стороны родителей и учителей, которые снизят риск возникновения социальной дезадаптированности левшей в детском и подростковом возрасте.

Ключевые слова: левшество, леворукость, амбидекстры, социальная адаптация, индивидуальность.

На сегодняшний день еще точно неизвестно, сколько на Земле правшей, а сколько левшей. Соответствующие подсчеты проводились не раз, но результаты их редко совпадали между собой. Различные исследователи в разное время оценивали количество левшей от 1 до 30% в популяции. В современных, более обстоятельно проведенных исследованиях, называются цифры от 5 до 20%, причем, по прогнозам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворукости имеет тенденцию к увеличению. Расхождение в цифрах, по-видимому, связано, во-первых, с методом определения леворукости, во-вторых, с соотношением левшей и леворуких среди родившихся в разных регионах земли. Обращаю внимание читателей на тот факт, что понятия "левша" и "леворукий", будучи родственными, не являются взаимозаменяемыми. Леворукость — это преимущественное использование левой руки при одноручных действиях и/или ее ведущая роль при действовании двумя руками. В то время как левшество — это характеристика более емкая, включающая в себя учет ведущей (в данном случае — левой) руки, ноги, уха, глаза и т.п.

Факторы, лежащие в основе праворукости, неизвестны, как неизвестна и причина, обусловившая левшество некоторых людей или моторную симметрию амбидекстров — людей, одинаково хорошо владеющих как правой, так и левой половиной тела.

В многочисленных работах основное значение придается разным факторам: наследственным, социальным, геоэкологическим и др. Ряд исследователей большую роль в право-, леворукости отводят культурным факторам, условиям воспитания. Во многих высказываниях говорится о сочетании роли социокультурных и наследственных факторов. О. Зангвилл считает, что в определении ведущей руки и функциональной асимметрии полушарий мозга играют роль и генетические, и социальные факторы [1]. Влияние последних отрицает Н. Гешвиндт, ссылающийся на то, что в Европе практически не было левшей, которых бы не заставляли писать правой рукой, но когда переучивание левшей стало необязательным, соотношение правшей и левшей не изменилось [2]. Возможно, в соотношениях правшей, левшей и амбидекстров обнаруживает себя всеобщая закономерность единства симметрии по отношению к человеческой популяции в целом [3].

Причина и генез левшества различны: оно может быть генетически закрепленным, т.е. передаваться по наследству; может быть компенсаторным (иногда называемым патологическим), потому что фоном для его возникновения является нарушение функционирования левого полушария (например, при патологии беременности и родов). В связи с тем, что детский организм очень пластичен, то правое полушарие может компенсировать нарушение, взяв на себя функции другого полушария; и, наконец, левшество может быть вынужденным, т.е. возникающим в результате различных травм правых конечностей в период активного их освоения.

Исследование проблем левшей осложняется тем, что очень часто данный феномен не проявляет себя во всей отчетливости. Существуют понятия моторной (двигательной) асимметрии, т.е. связанной с руками и ногами человека, и сенсорной асимметрии, выражающейся в доминировании одного уха и/или глаза. В связи с тем, что вариантов конфигурации этих четырех компонентов достаточно много, появились следующие понятия: односторонний профиль доминирования, равнораспределенный парциальный профиль доминирования и неравнораспределенный парциальный профиль доминирования. В том случае, если по большинству показателей ведущими являются левые конечности и органы чувств, говорят не о леворукости, левоглазости и т.п., а о левшестве.

М. Кричли считает, что в природе не существует "абсолютно правшей" и "абсолютно левшей" [4]. В.М. Мосидзе с соавторами, напротив, выделяет "чистых правшей" — лиц с полной доминантностью левого полушария (28,6% общей популяции), и "чистых левшей" — лиц с полной доминантностью правого полушария (4,8% общей популяции) [5]. Остальные, по мнению В.М. Мо-

сидзе, хотя и считают себя правшами, таковыми на самом деле не являются, т.е. имеют "смешанный" профиль — сочетание левосторонней и правосторонней асимметрии. Важно не только, кем считает себя сам испытуемый, как его оценивают окружающие и какой рукой он преимущественно пользуется в обыденной жизни, но и результаты выполнения специальных тестов. С их помощью удается выявить скрытых, переученных в детстве левшей.

Левши — не редкость среди людей. Они составляют меньшую, но все-таки весьма значительную часть человечества. И тем не менее феномен левшества всегда воспринимался и воспринимается до сих пор со стороны праворуких членов человеческого сообщества как отступление от нормы, причины которого непонятны. А потому отношение к левшам — несколько настороженное, как к чему-то из ряда вон выходящему.

Нами было проведено исследование, в котором приняли участие старшие подростки и юноши с различными степенями выраженности левшества, учащиеся 8—11 классов московских школ и студенты гуманитарных факультетов колледжей и вузов Москвы в количестве 617 человек, их родители и педагоги. В результате специального опроса выяснилось, что и родители и сами подростки в качестве главных различий левши и правши называют ведущую руку, используемую при письме (40,2% респондентов), разницу в функционировании и организации полушарий головного мозга (25,3%). Около 15% респондентов вообще не видят никакой разницы между правшами и левшами.

Некоторые респонденты дополнительно указывают, что левши являются более творческими и выдающимися личностями (11,5%), имеющими больше проблем в быту (2,3%), в чем состоит их главное отличие от правшей. Левши, по мнению 7% респондентов, "по другому воспринимают мир". Полученные данные объясняют наличие у левшей некоторой конформности, как внутренней, так и внешней, помогающей им подстраиваться под требования большинства. Отвечая на вопрос о возможных сложностях левшей при общении с окружающими, сами подростки отметили "навязчивое стремление" учителей и воспитателей переучить леворукого ребенка (39%), неудобство при письме (16%), непонимание со стороны педагогов (9,2%) и насмешки со стороны сверстников (8%).

До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос о том, существуют ли устойчивые (закономерные) различия в психологических характеристиках леворуких и праворуких детей.

Целый ряд данных (М.М. Безруких, Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова) свидетельствует о том, что общественные традиции и система воспитания задают преимущественный выбор ведущей руки

[6, 7, 8]. Формирование мануальной асимметрии — достаточно длительный процесс, протекание которого обнаруживает зависимость от условий среды в самом широком понимании этого слова. По данным нейрофизиолога В.А. Айрапетянц, среди 7—9-летних москвичей отмечалось 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек, а к 14—15 годам леворуких мальчиков было только 4,4%, а девочек — 4,1% [9]. В связи с чем это происходит?

Леворукость не является болезнью или, тем более, психическим отклонением, однако многие родители, а зачастую и учителя, пытаются переучивать таких детей. Причина в том, что мы живем в асимметричном мире, и наша культура, наши традиции углубляют асимметричность той внешней среды, в которой живет и развивается ребенок. Его окружают асимметричные предметы, приспособленные к игре и работе с ними правой рукой.

В этой ситуации ребенок вольно или невольно начинает приспосабливаться к наличным условиям, переучиваясь на новый для себя, но привычный для окружающих его правшей способ действования. Такое подстраивание, переучивание приводит к ломке естественно сложившегося индивидуального профиля латерализации, что служит мощным стрессогенным фактором. Насильственное переучивание является формой давления пра-ворукой среды, подравнивающей под себя леворукого ребенка и игнорирующей его индивидуальность. Давление праворукой среды на ребенка известно в психологии как декстрастресс.

В последние годы образовательные учреждения отказались от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой. Однако отказ от насильственного переучивания леворукого ребенка не означает, что переучивание не произойдет ненасильственно, путем подражания ребенка окружающим его людям; а это в свою очередь ведет к возникновению не менее серьезной проблемы — скрытого левшества.

Современные школьные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, т.е. левополушарных, компонентов мышления, не дают возможности реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию. Между тем специальные исследования свидетельствуют об относительно более высоком потенциале левшей, который обнаруживается при проблемном обучении в общеобразовательных учреждениях или, например, при приобщении к художественному творчеству. Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие зрительно-моторной координации, точности пространственного восприятия, зрительной памяти, наглядно-образного мышления, способности к целостной переработке информации, моторики, фонематического слуха, речи.

Леворуких детей в последнее время стали относить к так называемой "группе риска", "проблемным детям" [6]. В специальной литературе отмечается высокий процент левшей среди детей, страдающих неврозами и отклонениями в развитии (речь, письмо, чтение) [9, 10]. Леворукие дети более тревожны, застенчивы, непрактичны, чем праворукие. До 50% левшей имеют в анамнезе различные патологии. У них часто нарушены зрительно-пространственное восприятие, координация движений и ориентация во внешнем пространстве относительно правой и левой сторон. При относительно небольшой доле леворуких людей, среди всех страдающих косоглазием и заиканием их около 50%. Неудивительно, что такие дети испытывают различные трудности при обучении.

По данным А.В. Семенович, за последние годы участились случаи обращений родителей и преподавателей массовых школ к нейропсихологам и дефектологам с просьбой помочь неуспевающим детям младших классов и дошкольникам [10]. В большинстве случаев это связано с трудностями в письме, чтении, арифметике. После тщательного обследования выясняется, что среди таких детей около 70% — левши. Однако до начала систематизированного обучения эти дети ничем особенно не отличались от своих сверстников. Практически во всех случаях отмеченные изменения возникают, провоцируются или усиливаются в результате неквалифицированного подхода к обучению детей-левшей.

Родители, принявшие участие в нашем исследовании, указали, что несмотря на тот факт, что для себя они предпочли бы судьбу правши, к своим детям-левшам они готовы относиться лояльно: 81,6% родителей заявили о своем невмешательстве в жизнь леворукого ребенка, 10,3% высказали желание обучить его действованию двумя руками, и 2,3% родителей признались, что не знают, как поступать.

По мнению 44,8% опрошенных педагогов, у ребенка-левши трудностей при общении со сверстниками и взрослыми не возникает, однако 67,8% взрослых считают, что левшу может раздражать тотальное устройство окружающего мира исключительно под правую руку. При опросе педагогов выяснилось, что, к сожалению, большинство педагогов не учитывают особенности таких детей и не считают необходимым осуществлять какую-либо работу, направленную на компенсирование имеющихся сложностей. Так, только 27% преподавателей вузов и 43,7% педагогов, работающих в средней школе, считают целесообразным проводить с левшами индивидуальную работу, но при этом они считают, что эта работа должна быть направлена лишь на "развитие мелкой моторики рук". Вследствие этого не учитываются элементарные вещи: в школе леворукий ребенок может сидеть на "втором варианте", т.е.

с правой стороны парты, что существенно осложняет жизнь как самому левше, так и его праворукому соседу, от такого ребенка даже в старших классах неукоснительно требуют правонаклон-ного и безотрывного письма, что является затруднительным при использовании левой руки, кроме того, такие дети и подростки вынуждены самостоятельно разрабатывать алгоритм пользования сложными орудиями труда (ножницы и т.п.) и многое другое, что осложняет жизнь левши.

Педагоги, принявшие участие в нашем исследовании, знали, сколько детей в их классе леворуки, считали, что по своим психологическим характеристикам леворукий ребенок не отличается от праворукого, но какой подход нужен к ребенку-левше, педагоги затруднялись ответить.

Специальные формы работы с левшами в образовательных учреждениях не разработаны, так как педагоги считают, что левши должны самостоятельно разработать подходящий для себя алгоритм использования различных предметов и приборов, т.е. выработать собственную стратегию приспособления к окружающей действительности. Лишь 25% от общего количества педагогов и психологов знакомы с литературой по проблеме леворукости, остальные же никогда не слышали, что такая литература вообще существует. Ни один из педагогов не смог поделиться собственными наблюдениями, знаниями в этой области, но более 60% хотели бы их получить. Таким образом, 50,6% опрошенных нами педагогов и психологов, работающих в московских школах и вузах, уверены, что левши и амбидекстры — это "такие же люди как и все" и, следовательно, никакого специального подхода к ним не требуется. При этом лишь 10,3% опрошенных согласны, что левшу не нужно пытаться заставить писать правой рукой и 2,3% не знают, что им делать и как себя вести с учениками-левшами и амбидекстрами.

На основании полученных данных мы пришли к выводу, что леворукий ребенок, так же как и амбидекстр, находится в достаточно неудобном положении — за ним признают право на индивидуальность в развитии и функциональном предпочтении, но никто не может (не хочет или не умеет) помочь им адаптироваться в праворуком мире.

Педагогу важно правильно классифицировать трудности ребенка и подобрать адекватную именно ему программу психолого-педагогического сопровождения. Ведь и у левшей, и у правшей могут быть не сформированы пространственные представления, фонематический слух, кинетические процессы и т.п. Вместе с тем, безусловно, дети с наличием фактора левшества обладают рядом неординарных свойств, которые необходимо учитывать.

Необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им существо особенностей их сына или дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка. Педагоги должны привыкнуть никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения к индивидуальным особенностям каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

Задача родителей и педагогов — не только подготовить ребенка к взрослой жизни, обучив его определенной сумме знаний и навыков, но и выявить его неповторимую индивидуальность, помочь развитию его сильных свойств, способностей и преодолению слабых. Знание психофизиологических основ индивидуальности является тем инструментом в руках воспитателя, который позволяет найти адекватные подходы к решению педагогических задач не на основе принуждения, а на базе понимания, на основе диалога ребенок—взрослый.

Поэтому необходимо отметить, что единая тактика поведения педагогов и родителей, рассматривающих леворукого ребенка не как отклонение от нормы, неполноценность и необычность, а как проявление индивидуальности в пределах нормы, создание благоприятных условий для индивидуального развития помогут леворуким детям избежать отрицательного влияния "праворукой" среды и адаптироваться в ней.

Наиболее актуальными при работе с левшами и амбидекстра-ми будут следующие направления коррекционно-развивающей работы:

— развитие пространственных представлений — детям сложно определить направление движения, они могут путать не только понятия "право—лево", но и "верх—низ";

— актуализация знаний о собственной схеме тела — очень часто дети и подростки достаточно легко ориентируются в абсолютном пространстве, в то время как ориентация относительно себя затруднена;

— развитие графических навыков — в данном случае речь идет о том, что для левшей и амбидекстров характерным является направление движения по часовой стрелке, в то время как практически весь русский алфавит (буквы в их прописной форме) имеет обратное написание. Именно поэтому для левши является неимоверно сложным написание слова без отрыва, требования при письме использовать "верхние и нижние соединения букв" вообще выходят за грань их понимания;

— развитие познавательных процессов. Так, левши нуждаются в дополнительном развитии памяти, внимания, воли хотя бы в связи с тем, что должны постоянно контролировать собственный процесс письма. Ведь правша видит то, что им уже написано, а левша закрывает написанное собственной рукой — отсюда удвоение букв, повторы слов и т.п. Интересным является то, что левши и амбидекстры намного лучше пишут диктанты и контрольные работы на компьютере, нежели письменно, этот факт можно использовать в работе с такими детьми как в диагностических, так и в коррекционных целях;

— развитие навыков саморегуляции. Данная рекомендация актуальна в связи с тем, что для левшей и амбидекстров характерно так называемое зеркальное письмо и, кроме того, зеркальное восприятие. Этот феномен встречается довольно часто, однако не является постоянным — многие дети начинают "зеркалить" только находясь в состоянии усталости, подавленности или волнения. Если речь идет о зеркальном написании, то ребенок не может потом прочитать написанное, но если речь идет о выполнении каких-то сложных действий, то зеркальное восприятие действительности может привести к серьезным травмам в быту и на производстве;

— проведение профориентационных бесед, направленных не только на расширение кругозора подростков и учет их желаний, но и на обсуждение возможных преград и ограничений при получении профессий. Такие беседы помогут левшам и амбидекстрам избежать в будущем разочарований, связанных с профессиональной самореализацией. Не секрет, что работа на сложных станках и агрегатах рассчитана на праворукое большинство, поэтому левшам и амбидекстрам придется либо перестраивать данный агрегат и/или способ работы на нем под себя, что не всегда возможно, либо при работе все время находиться в состоянии напряжения;

— развитие творческих способностей поможет подросткам не только проявить собственную индивидуальность, но и даст возможность полнее узнать и понять себя.

Однако с какими бы трудностями ни столкнулся леворукий ребенок и в детском саду, и в школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет постоянно ощущать родительскую поддержку, понимание и любовь, а также не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у людей, чье мнение ему дорого. Ведь леворукость — не патология, а один из возможных вариантов нормы, леворукий ребенок очень раним и требует бережного, внимательного отношения, и у него есть свои особенности развития, которые нужно учитывать в процессе обучения и воспитания.

Список литературы

1. Zangwill O.L. Handedness and dominance // Reading disabilities. Baltimore, 1962.

2. Geschwind N. Specialization of the human brain // Sci. Amer. 1973.

V. 3.

3. Вернадский В.И. О правизне и левизне. М., 1940.

4. Critchley M. Speech and speech-loss in relation to the dualuty of the brain // Interhemispheric relations and cerebral dominance. New York, 1962.

5. Мосидзе В.М., Рижинашвили Р.С., Самадашвили У.В., Турашвили Р.Г. Функциональная асимметрия мозга. Тбилиси, 1977.

6. Безруких М.М. Проблемные дети. М., 2000.

7. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М., 1994.

8. Доброхотова Т.А. Нейропсихиатрия. М., 2006.

9. Айрапетянц В.А. Латеральная характеристика школьников Москвы // Леворукость у детей и подростков. М., 1987.

10. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.

PSYCHOLOGICAL FEATURE OF PERSON APPROACH

IN TEACHING LEFT-HANDED CHILDREN

AND TEENAGERS IN SECONDARY SCHOOL

E.A. Karavaeva

(Moscow State University of Psychology and Education, the laboratory of

the problems of child's deviantive behaviour, e-mail: kea.77@mail.ru)

Features of training at modern mass school because of their basis on logics and sign structures are mostly suitable for right-handers, and the potential of lefthanders isn't totally revealed. In the article it is noticed that for the majority of teachers any special methods for training pupils-lefthanders aren't considered important; though they feel certain necessity for that. The author brings some ways for parents and teachers to help lefthanders, which will lower the risk of social disadaptation for left-hand teenagers.

Key words: left-handedness, ambidexterity, social adaptation, individuality.

Сведения об авторе

Караваева Евгения Александровна — научный сотрудник лаборатории проблем детей с девиантным поведением Московского городского психолого-педагогического университета. E-mail: kea.77@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.