Научная статья на тему 'Определение доминантного полушария головного мозга у детей школьного возраста и у больных неврологического профиля'

Определение доминантного полушария головного мозга у детей школьного возраста и у больных неврологического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4080
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОРУКОСТЬ / АМБИДЕКСТРИЯ / ДЕТИ 8-9 ЛЕТ / ДОМИНАНТНОСТЬ ПОЛУШАРИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ НА ЛЕВОРУКОСТЬ-ПРАВОРУКОСТЬ / БОЛЬНЫЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / LEFT-HANDEDNESS / RIGHT-HANDEDNESS / AMBIDEXTERITY / CHILDREN OF 8-9 YEARS / TESTING ON LEFT-HANDEDNESS RIGHT-HANDEDNESS / PATIENTS OF NEUROLOGIC PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горбунов Алексей Викторович, Молоткова Олеся Александровна, Ефимова Татьяна Николаевна, Дронова Галина Ивановна

Представленный анализ определения доминантного полушария головного мозга детей школьного возраста и пациентов неврологического профиля показал распределение правшей и левшей в изучаемых популяциях и обнаружил неравнозначную информативную ценность тестов на определение доминантности полушария для здоровых детей и пациентов неврологического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горбунов Алексей Викторович, Молоткова Олеся Александровна, Ефимова Татьяна Николаевна, Дронова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF DOMINANT HEMISPHERE OF BRAIN IN CHILDREN OF SCHOOL AGE AND IN PATIENTS OF NEUROLOGIC PROFILE

Presented analysis of the dominant hemisphere determining of brain children of school age and neurological patients showed the distribution of right-handers and left-handers in the populations studied and found unequal informational value of tests to determine the dominant hemisphere for healthy children and neurological patients

Текст научной работы на тему «Определение доминантного полушария головного мозга у детей школьного возраста и у больных неврологического профиля»

УДК 611.8

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМИНАНТНОГО ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И У БОЛЬНЫХ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

© О.А. Молоткова, А.В. Горбунов, Т.Н. Ефимова, Г.И. Дронова

Ключевые слова: праворукость; амбидекстрия; дети 8-9 лет; доминантность полушария; тестирование на леворукость-праворукость; больные неврологического профиля.

Представленный анализ определения доминантного полушария головного мозга детей школьного возраста и пациентов неврологического профиля показал распределение правшей и левшей в изучаемых популяциях и обнаружил неравнозначную информативную ценность тестов на определение доминантности полушария для здоровых детей и пациентов неврологического профиля.

Большая часть человечества - праворукие. Левшей гораздо меньше: от 5 до 30 %. Есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, т. е. наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидекстры -люди, одинаково хорошо владеющие и той, и другой конечностью. Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе.

Существует ряд причин, по которым ребенок становится левшой. Есть несколько видов «левшества», разных по своему происхождению: генетически передаваемое «левшество» и леворукость. В первом случае ведущую руку определяет головной мозг. Во втором случае причиной леворукости могут стать травма, особенности развития и воспитания малыша. Если оба родителя правши, вероятность рождения у них ребен-ка-левши составляет 2 %. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17 %. Если же левши оба, леворукий ребенок родится с вероятностью 46 %. Насильственное превращение правой руки в ведущую характеризуется такими проявлениями, как искажение формирования личности ребенка, невроз, речевые нарушения, подавление творческого развития, повышенная раздражительность, упрямство, повышение невнимательности. Родителям, воспитателям и педагогам необходимо учитывать доминантность правого полушария у леворуких детей [1-4].

В неврологической практике обязательным является определение доминантного (ведущего) полушария у больных с таким когнитивным расстройством, как афазия. Кроме того, в настоящее время актуальность проблемы заключается в выявлении нейропсихологиче-ских синдромов и симптомов, возникающих при поражении доминантного полушария, и их анализе для решения прикладных задач уточнения топики очагов поражения, эффективного лечения и обоснования восстановительных мероприятий [1-4].

Целью исследования являлось определение процентного соотношения правшей и левшей на примере одного учебного класса г. Тамбова (возраст детей 8-9 лет) и непосредственно простое и наиболее точное - левшей и правшей среди больных неврологического профиля.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Группа детей школьного возраста (1 класс). Согласно данному исследованию, в классе из 32 человек были 14 мальчиков и 18 девочек. Задания, которые давали детям, имели игровой характер. Необходимо учитывать подход к каждому ребенку: возрастные и индивидуальные способности, уровень сформирован-ности знаний, психическое состояние.

Среди больных неврологического профиля исследование проводилось на базе ТОКБ № 3, количество испытуемых составило 46 человек (из них 40 больных с ОНМК по ишемическому типу, 2 больных с болезнью Паркинсона, 1 больная с ОНМК по геморрагическому типу, 3 больных с остеохондрозом шейного отдела позвоночника).

Проводится тестирование по тестам из 10 подразделов на леворукость-праворукость.

1. Сплетите пальцы рук в замок.

Если верхним окажется большой палец левой руки, напишите букву «Л», если большой палец правой -букву «П».

2. Подмигивание.

Необходимо подмигнуть. Если подмигули правым глазом, то вы - левша, если левым - правша.

3. Скрестите руки на груди, приняв позу Наполеона.

Если кисть левой руки окажется лежащей сверху, пометьте это буквой «Л», если правой - буквой «П».

4. Поаплодируйте.

Если Вы бьете левой ладонью по правой, то это буква «Л», если правая ладонь активнее - буква «П».

5. Поднимание лежащего на полу предмета.

6. Закидывание ноги на ногу - ведущая нога при этом оказывается сверху.

7. Пробы на одновременные действия обеих рук. Возьмите в каждую руку по карандашу и, действуя одновременно обеими руками, нарисуйте, не глядя, круг, квадрат, треугольник. Сравните качество линий и полноту изображения заданной геометрической фигуры. Изображения, выполненные ведущей рукой, обычно выглядят более полными и правильными.

8. Определяется полнота закрашивания фигур. Необходимо нарисовать 2 круга. Один заштриховать правой рукой, один - левой.

9. Попрыгать на 1 ноге. Обычно у левшей ведущей оказывается левая нога, у правшей - правая.

10. Измерение длины шага - у ведущей ноги шаг длиннее.

Истинный левша - 2 теста.

Истинный правша - 2 теста.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Согласно проведенному исследованию в классе из 32 человек, мы выяснили, что из них праворукие 10 детей (30 %), леворукими оказались 5 детей (15 %), амбидексторов 17 детей (65 %).

Тестирование больных неврологического профиля показало, что из 45 испытуемых 35 являются правшами (78 %), 4 левшами (9 %) и 6 амбидекстрами (13 %). Из 40 больных с ОНМК по ишемическому типу 76 % истинные правши, 12 % - амбидекстры, 12 % - левши. Одна больная с ОНМК по геморрагическому типу правша, двое больных с паркинсонизмом - амбидекстры (100 %), трое больных с остеохондрозом - правши (100 %). Среди испытуемых все мужчины являются левшами.

Правое полушарие - это эмоциональная доминанта. Например, если благодаря левому полушарию мы воспринимаем смысл речи, то благодаря правому полушарию мы понимаем ее интонацию. Правое полушарие отвечает за образное мышление и зрительно-пространственные функции. Если доминирует правое полушарие над левым, т. е. человек - левша, значит можно говорить, что у него хорошо развита интуиция, творческие способности.

ВЫВОДЫ

На основе полученных данных в ходе исследования были сделаны следующие выводы.

1. В исследуемой группе детей правши преобладают над левшами.

2. Большую группу детей составили скрытые левши, среди которых можно выделить переученных левшей.

3. Переучивание детей-левшей на правшей коренным образом не изменяет особенностей функциональной асимметрии мозга.

4. В исследуемой группе больных правши преобладают над левшами, небольшое количество составили амбидекстры, среди которых можно выделить переученных левшей, у которых в результате повреждений или заболеваний имеются двигательные расстройства правой руки.

5. В большинстве случаев у пациентов асимметрии рук, ног, зрения и антропометрия рук одного человека совпадают.

6. Информативная ценность этих тестов неодинакова, но в совокупности они позволяют более надежно отличить левшу от правши.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987. 288 с.

2. Каменская В.М., Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. К вопросу о функциональных связях правого и левого полушарий мозга с различными отделами срединных структур у правшей // Функциональная асимметрия и адаптация человека. М., 1976. С. 26-27.

3. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М., 1978. "ЦКЬ: http://nii-mozga.narod.ru/F_article.htm. Загл. с экрана.

4. Маркова Д.А., Проскурякова М.О., Горбунов А.В. Определение количественного соотношения левшей и правшей на примере дошкольников 6-7 лет в ДОУ г. Тамбова // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2013. Т. 18. Вып. 1. С. 280-281.

Поступила в редакцию 14 ноября 2013 г.

Molotkova O.A., Gorbunov A.V., Efimova T.N., Drono-va G.I. DETERMINATION OF DOMINANT HEMISPHERE OF BRAIN IN CHILDREN OF SCHOOL AGE AND IN PATIENTS OF NEUROLOGIC PROFILE

Presented analysis of the dominant hemisphere determining of brain children of school age and neurological patients showed the distribution of right-handers and left-handers in the populations studied and found unequal informational value of tests to determine the dominant hemisphere for healthy children and neurological patients

Key words: left-handedness; right-handedness; ambidexterity; children of 8-9 years; testing on left-handedness right-handedness, patients of neurologic profile.

Горбунов Алексей Викторович, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор кафедры глазных и нервных болезней, е-mail: alex-ey.gorbunov@mail.ru

Gorbunov Alexey Viktorovich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor of Eye and Nervous Diseases Department, e-mail: alexey.gorbunov@mail.ru

Молоткова Олеся Александровна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студентка медицинского института, е-mail: alexey.gorbunov@mail.ru

Molotkova Olesya Aleksandrovna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Medical Institute, e-mail: alexey.gorbunov@mail.ru

Ефимова Татьяна Николаевна, Городская клиническая больница № 3, г. Тамбов, Российская Федерация, зав. неврологическим отделением, е-mail: alexey.gorbunov@mail.ru

Efimova Tatyana Nikolaevna, State clinical hospital № 3, Tambov, Russian Federation, Head of Neurologic Department, e-mail: alexey.gorbunov@mail.ru

Дронова Галина Ивановна, Городская клиническая больница № 3, г. Тамбов, Российская Федерация, врач-ординатор неврологического отделения, е-mail: alexey.gorbunov@mail.ru

Dronova Galina Ivanovna, State clinical hospital № 3, Tambov, Russian Federation, Doctor-ordinator of Neurologic Department, e-mail: alexey.gorbunov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.