Научная статья на тему 'ВСЕ МОГУТ КОРОЛИ (МОНАРХИ-МЕЛОМАНЫ)'

ВСЕ МОГУТ КОРОЛИ (МОНАРХИ-МЕЛОМАНЫ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТСКАЯ МУЗЫКА / МОНАРХ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лабазова Анна Сергеевна

В статье исследуются музыкальные пристрастия российских монархов XV - XVIII столетий в их сравнении с увлечениями европейских королей. Показано их влияние на состояние музыкальной культуры в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KINGS CAN EVERYTHING… (MONARCHS AS MUSIC-LOVERS)

Kings can everything… (Monarchs as music-lovers) (by A.S.Labazova). Music likes of Russian monarchs XV-XVIII centuries in comparison with the passions of European kings are investigated in this article. The influence on the state of musical culture in the country is displayed.

Текст научной работы на тему «ВСЕ МОГУТ КОРОЛИ (МОНАРХИ-МЕЛОМАНЫ)»

СЛОВО МОЛОДЫМ

© 2010 Лабазова А. С.

ВСЕ МОГУТ КОРОЛИ (МОНАРХИ-МЕЛОМАНЫ)

В статье исследуются музыкальные пристрастия российских монархов XV

- XVIII столетий в их сравнении с увлечениями европейских королей.

Показано их влияние на состояние музыкальной культуры в стране.

Ключевые слова: светская музыка, монарх, национальная школа.

В истории разных стран и народов огромное количество правителей избирало искусство в качестве любимого занятия. Увлечённость им могла доходить до крайних пределов, что видно из фразы Нерона: «Какой артист погибает!» Мы всё же попытались обойти такие крайние случаи и обратились к художественным увлечениям монархов. Среди других искусств доминирует музыка.

Первые сведения о светской музыке в России фрагментарны. Иван Грозный обладал певческим талантом, сам пел в Хоре государевых певчих дьяков; «...на свадьбе своей племянницы [...] увеселял немцев соблазнительными плясками и песнями соло и хором. Хор состоял из молодых иноков [...], и Иван Васильевич, лично дирижируя ими, колотил их тростью по головам, когда они сбивались с такта»1.

Английский посол Джером Горсей сообщает о привезённых им в Москву в Смутное время органах и клавикордах. Народ (будто бы) тысячами толпился около дворца: так ему хотелось послушать музыку. Через три года королева Елизавета I шлёт в дар Ирине Годуновой орган и вёрджинел.

Подарок не случайный: королева играла на вёрджинеле и лютне, сочиняла музыку, исполняла произведения из сборника Фицуильяма. «Пьесы эти столь трудны, что едва ли найдётся во всей Европе мастер, который отважится сыграть хоть одну из них, не поучив её с месяц», - сообщает Чарльз Бёрни2. Елизавета также сама прекрасно танцевала и делала замечания танцующим, если ей что-то не нравилось. Королева любила танцевать под песню «Гринсливс» («Зелёные рукава»). Автор - Генрих VIII. Он посвятил песню Анне Болейн, матери Елизаветы, одной из шести его жён, казнённой за мнимую или действительную измену. Песня в целом насчитывает до 1800 куплетов, которые рассказывают о покинувшей героя возлюбленной, несмотря на разнообразные дары и услуги, которые в тексте весьма подробно перечисляются. Некоторые другие монархи тоже сочиняли песни, например Максимилиан I.

1.

ЗЕЛЁНЫЕ РУКАВА

ШЙ м] гГГ ппи ЬГТ 11 1 к М] Г01Л1 гп1

—-- в

-——■ц» "—ч* ■ф ---^

При царе Алексее Михайловиче в церковной практике впервые было утверждено многоголосие - он был сторонником этого стиля. Алексей Михайлович любил церковную службу и считал себя в ней знатоком, во время богослужения «... ходил по церкви, зажигал и тушил свечи, учил священников, как надо читать и петь, а если не умели, с бранью поправлял их, в том числе, бывало, с матерной бранью».

Но его действия были ещё относительно мягкими. Например, Генрих VIII, проявлявший большую гибкость в богословских спорах, выступив за Римскую церковь, получил титул «Защитник веры». Но позже главой церкви объявил самого себя.

Известна попытка борьбы Алексея Михайловича со скоморохами, похожий опыт имелся и у французского короля Филиппа -Августа.

Через 20 лет после расправы со скоморохами именно при дворе Алексея Михайловича был поставлен первый в России светский музыкальный спектакль «Комедия об Артаксерксе». Актёрами были иностранцы из Немецкой слободы под руководством пастора Грегори. Спектакль длился 10 часов и имел большой успех. По поводу языка, на котором шла пьеса: Андре Мазон, французский славист, изучавший рукопись, найденную в Лионе в середине ХХ века, предполагает, что премьера состоялась на русском языке. Эрнст Штёкль, профессор Йенского университета, утверждает, что спектакль был исполнен на немецком языке. Парадокс, но эти уважаемые учёные ссылаются на один и тот же первоисточник!3 Торжественно проходили праздники при дворе Леопольда I, императора Священной римской империи. Его свадьба включала в себя пышный въезд в Вену, фейерверк, спектакль аллегорического содержания, охоту, катанье на лодках по Дунаю, маскарад и знаменитый «конный балет». Театральное представление Алексея Михайловича на этом фоне выглядело менее роскошным, но, всё-таки, более содержательным.

Образцом для всех европейских Дворов являлась Франция Людовика XIV. Любовь к музыке перешла к нему от отца. Людовик XIII играл на клавесине, виртуозно владел охотничьим рожком, пел басом в ансамбле, исполняя «плохо совместимый» репертуар -куртуазные песни и псалмы. Его сын любил танцы. О том, как танцевал Людовик XIV, доподлинно известно мало. Газеты писали восторженно: «Какое величие! Что за бесконечная грация!» Даже Мольер пользовался «дежурными выражениями». Выступал Людовик вместе с профессиональными танцорами.

С возрастом балет перестал удовлетворять короля, и ему на смену пришла опера. По его заказу писал оперы Люлли. При Дворе было два скрипичных ансамбля: большой и

малый. По примеру Франции, английский король Карл II тоже создал при дворе ансамбль «24 скрипки короля».

Любовь Людовика XIV к танцам разделял и молодой Пётр I. На приёмах во время своего первого заграничного путешествия он танцевал и европейские и русские танцы. Первый «праздник с танцами» в России, отдалённо напоминающий европейские балы, был дан по возвращении Петра. Музыканты играли пьесы, под которые Пётр танцевал на маскараде в Вене у императора Леопольда: менуэт, англез, контрданс, полонез, аллеманду. На знаменитых петровских ассамблеях танцы считались главным развлечением. Иностранцы отзывались об этих танцевальных вечерах критически: в перерывах между танцами о вежливости забывалось. Петр пытался возродить и театр, пришедший в упадок после смерти Алексея Михайловича, но неудачно. При дворе Петра работали оркестр и хор - Придворная певческая капелла.

Как и европейские монархи, Пётр I оставил след и в композиции. Ему приписывают создание навигацкого канта «Как на матушке, на Неве -реке».

2.

Петр II не был склонен к занятиям музыкой. Приведём расписание на неделю, составленное молодым монархом: «В понедельник пополудни от 2 до 3 часа учиться, а потом солдат учить; пополудни вторник и четверг - с собаками на поле; пополудни в среду -солдат обучать; пополудни в пятницу - с птицами ездить; пополудни в субботу - музыкой и танцами; пополудни в воскресенье - в летний дом и в тамошние огороды». Занимаясь музыкой один раз в неделю, вряд ли можно достигнуть заметных успехов. Неразрешённый вопрос - что можно делать императору «в тамошних огородах»? Европейские наследники престолов воспитывались более сурово. У маленького Людовика XVI был семичасовой учебный день. Среди изучаемых дисциплин - латынь, математика, история, иностранные языки. Контроль осуществлялся два раза в неделю королём-отцом.

Анна Иоанновна тратила огромные средства на содержание певцов и постановку опер. Она пригласила в Россию итальянскую труппу. Но и народную музыку императрица любила. Ей мы обязаны самой первой записью русской народной песни. При Анне Иоанновне открылась танцевальная школа в Петербурге и школа певчих на Украине.

Елизавета Петровна унаследовала от своего отца любовь к пению. Она участвовала в исполнении труднейших мотетов вместе с искуснейшими певцами. При ней впервые в итальянской опере «Цефал и Прокрис» исполнителями главных ролей стали русские: ученики капеллы и дети музыкантов. Ещё одно знаковое событие - выход первого нотного

сборника песен Теплова. Процесс выхода новых изданий был не особенно динамичным: второй сборник (Трутовского) вышел через 16 лет, третий (Львова и Прача) - через 30.

Царствование Петра III было слишком коротким, чтобы оставить след в музыкальной жизни двора. Его кумиром был Фридрих II Великий. Любимым инструментом короля являлась флейта. И для неё написаны 121 соната, 4 концерта, квартет для четырёх флейт. Фридриху принадлежат и другие произведения. Этот король оставил нам самое обширное музыкальное наследие! Впрочем, он редко сочинял полностью все произведение. Выписывались только верхний голос и бас, дальше какой -нибудь придворный композитор доводил творение «до совершенства». Характерно, что эти сочинения исполняются в Европе и в наше время.

Во времена Екатерины II народное начало начинает проникать в европейские профессиональные жанры. Как и в Европе, базой для этого стала опера -буффа. Екатерине принадлежат либретто шести опер. В создании оперы «Федул с детьми» участвовали императрицы Елизавета и Екатерина, поэты Сумароков, Ломоносов, Тредиаковский, Храповицкий (секретарь Екатерины). Музыку писали Мартин-и-Солер и Пашкевич. Это редкий пример такой большой группы соавторов.

Другая опера - «Горе-богатырь» - содержит карикатуру на шведского короля Густава III. Он обожал театр и сам был автором трагедий и опер. Литератор Густав был хороший, а правитель - неважный: всё время ввязывался в неудачные военные авантюры, что вызывало недовольство подданных. Его трагическая гибель увековечена в сюжете оперы Верди «Бал-маскарад» - он бы и сам не отказался от такого памятника.

При дворе Екатерины работали, наряду с русской, итальянская, немецкая, французская труппы. К концу столетия качество оперных спектаклей было намного выше, по сравнению с началом века. Молодые люди из знатных семей охотно приобщались к музыкальному искусству. Уровень этих дилетантов не уступал профессиональному. Многие вельможи имели домашние театры и оркестры. Штелин считал, что музыка в России сопоставима с музыкой Дворов Вены, Дрездена, Турина, Мангейма и Берлина.

Во второй половине XVIII века получили широкое распространение оркестры роговой музыки, возникшие еще при Елизавете. Австрийский император Иосиф II, который сопровождал Екатерину во время её путешествия на юг и слышал оркестр, писал: «Эту музыку нельзя не назвать божественной, потому что она слишком необыкновенна для земли». Известно и произведение, понравившееся императору, - фуга Сарти. Роговой оркестр к концу столетия часто объединяли с симфоническим, что давало необыкновенный эффект.

Большие изменения произошли в церковной музыке. Главная черта нового направления - опора на светские жанры, оперный и романсовый тип мелодики, отход от традиционного состава церковного хора (мужского). На музыку европейских композиторов были положены тексты православных песнопений. Нам удалось обнаружить первоисточник «Херувимской» на тему Моцарта. Это Ave verum corpus - причастный кант в католической службе.

Полученные в результате исследования разнообразные данные позволяют сделать некоторые обобщения:

1. В рассмотренный нами период шло активное развитие светской музыкальной культуры в России. Главным стимулом правителей было желание подражать европейским дворам.

2. Из Европы заимствовались и формы бытования, и содержательная сторона «чужой» музыкальной культуры, и специалисты. Изолированность России от Запада именно монархами была преодолима в силу их положения и родственных связей с европейскими правителями.

3. Личные музыкальные и эстетические пристрастия монархов особенно в России играли решающую роль. Неограниченная самодержавная власть способствовала продвижению музыкальных реформ во все слои общества.

4. Видимо, не случайно почти все российские монархи увлекались пением -народная русская культура, по природе вокальная, окружала придворный быт.

5. Большинство личных достижений монархов в области музыки оставалось на дилетантском уровне, но это не мешало им создавать вокруг себя высокопрофессиональную среду.

6. Исполнительский профессионализм, воспитанный на европейском репертуаре и достигший высокого уровня к концу XVIII столетия, подготовил благоприятную почву для появления русской национальной музыкальной школы, в чём не последнюю роль сыграли и музыкальные пристрастия царствующих особ.

Примечания

1. Цит.по: Ершов А. Старейший русский хор. - Л., 1978. С.23.

2. Цит.по: Бартон Э. Повседневная жизнь англичан во времена Шекспира. - М., 2005. С.242.

3. Routenfels Jakob. De rebus Moschoviticis. - Padua, 1680. S.105.

© 2010 Яшенков И.А.

МУЗЫКА В ПРОЦЕССАХ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

В статье излагаются основные положения теории М.Маклюэна, которые автор применяет по отношению к музыке. Выявляются предпосылки процессов визуализации в музыке.

Ключевые слова: Маклюэн, визуализация, формирование сознания.

В любой системе, как известно, легче и привычнее дается изучение самих составляющих компонентов и сложнее -связей, существующих между ними и определяющих целостность этой системы.

М.Маклюэн

Стимулом к написанию статьи послужило ознакомление с теорией канадского учёного Маршалла Маклюэна. Цель работы заключается в попытке применить положения теории Маклюэна к музыке. В задачи исследования входит изложение основных позиций теории Маклюэна; определение психо-физиологических предпосылок возможности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.