Научная статья на тему 'Симфония перемен, или досуг в русской усадьбе галантного века'

Симфония перемен, или досуг в русской усадьбе галантного века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
914
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
галантный век / рококо / барокко / русская усадьба / маскарад / фейерверк / досуг / музыка / театр / Gallant century / rococo / baroque / Russian manor / masquerade / fireworks / leisure / music / theater

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Власова Елена

Статья посвящена становлению в русской усадьбе основных европейских досуговых форм, обусловленных изменениями материальных факторов повседневной частной жизни дворянства XVIII века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMPHONY OF CHANGE OR LEISURE IN RUSSIAN MANOR OF GALLANT CENTURY

The article is devoted to the establishment of main European leisure forms in Russian manor, due to changes in material factors of everyday private life of the nobility of the XVIII century.

Текст научной работы на тему «Симфония перемен, или досуг в русской усадьбе галантного века»

I СИМФОНИЯ ПЕРЕМЕН,

ИЛИ ДОСУГ В РУССКОЙ УСАДЬБЕ ГАЛАНТНОГО ВЕКА

ВЛАСОВА Елена, главный хранитель фондов МИА АБС

Аннотация: статья посвящена становлению в русской усадьбе основных европейских досуговых форм, обусловленных изменениями материальных факторов повседневной частной жизни дворянства XVIII века.

Ключевые слова: галантный век, рококо, барокко, русская усадьба, маскарад, фейерверк, досуг, музыка, театр.

Abstract: The article is devoted to the establishment of main European leisure forms in Russian manor, due to changes in material factors of everyday private life of the nobility of the XVIII century.

Keywords: Gallant century, rococo, baroque, Russian manor, masquerade, fireworks, leisure, music, theater.

Редкое столетие снискало столько эпитетов, как XVIII век: галантный век, век разума, век революций, век Просвещения... С ними свыклись, не замечая их некоторой противоречивости. Трудно совместить язык изысканно учтивого обхождения и кровоточащие строки смертных приговоров; пасторали, разыгрывавшиеся на сценах, и то действо, в котором подмостками были эшафот или плаха, а финалом - гильотина, топор, кол. Многолетние войны, крестьянские и национальные восстания, расцвет

работорговли, разгул пиратства, скандальные похождения авантюристов и в то же время поразительные взлеты мысли и таланта, бессмертные творения гениев музыки, литературы, науки, знаменитые, полные приключений путешествия... - все это XVIII век [3].

Торжество свободной человеческой мысли, победившей средневековое мировоззрение, привело к стремительному развитию естественных наук, философии, литературы и искусства. В XVIII веке и Россия, благодаря реформам Петра I,

также включилась в общий эволюционный процесс, приобщаясь к достижениям европейской цивилизации. Указы Петра затронули все сферы жизни общества: рушились старые обычаи и вводились новые, открывались гражданские школы, была учреждена Академия наук и т.д. Государство нуждалось в светской культуре - открытой, способной к контактам с культурами других народов.

Петр I открыл новые для российского общества европейские формы общественных собраний - ас-

Илл. 1. Одежда французской аристократии пер.пол. XVIII в.

Илл. 2. Костюмы 1760 г., Франция.

vw вестшкмэвдунарсвдного шступуга ahinxawata

(Чир искусств

самблеи, маскарады, придворные торжества и пиршества с музыкой и танцами, еженедельные концерты из инструментальных сочинений композиторов XVII и XVIII веков [7].

В истории искусства и культуры принято отсчитывать начало XVIII века со смерти Людовика XIV в 1715 году. Двор французского короля изголодался по развлечениям, шумным балам, маскарадам, которые в последние годы правления Короля-солнце были заменены на религиозные службы и философские диспуты. Начало регентства (на время малолетства короля Лю-

довика XV был назначен регент -Филипп Орлеанский) совпало с эпохой перемен в обществе, заменой официальной религиозной культуры, тяготевшей к барокко, на светскую камерную, породившую новый стиль - рококо. Новый стиль, более изысканный, легкий, игривый, противопоставлял себя тяжелому и помпезному стилю барокко. Рококо (от франц. ракушка, завиток) прославлял изысканность в частной, домашней жизни.

Изысканные манеры, утонченный вкус, хороший тон - это то, что еще отличало аристократию и буржуа-

зию, за что первые хватались, как за соломинку в попытке сохранить свои привилегии. В искусстве, литературе и театре становятся модными пасторальные сцены. Согласно вновь утвержденным канонам меняется сам идеал красоты. Кукольность, инфантильность, театральность характерны теперь как для женщин, так и для мужчин. От младенцев до древних старух - все обильно используют парики, декоративную косметику, кружева и вышивки. Дамы уподобились фарфоровым статуэткам - с маленькими головками, покатыми плечами, тонкой талией, широкими

Илл. 4. Люстра Франция, вторая половина XIX в.

Золоченая бронза, литье, чеканка; хрусталь, стекло, гранение. 132*100 см БСИИ ASG, инв. №09-4402

| Илл. 3. Интерьер в стиле рококо

Илл.5. Пара бра

Франция, середина XIX в. (период Наполеона III) Золоченая бронза, литье, чеканка. 60^45 см

БСИИ ASG, инв. № 15-3703 (1,2)

Илл. 6. Бюро Франция, кон. XIX в. Розовое и светлое дерево, амарант, золочёная бронза, сафьян

86*185*99 см

БСИИ ASG, инв. №15-3327

Илл.7. Канапе и шесть кресел Франция, XVIII в. Твердые породы дерева, покрытые сусальным золотом, резьба, левкас Канапе 88*139*67 см, кресла 85*62*50 см БСИИ ASG, инв. №11-2872 (1-7)

Илл. 8. Экран для камина

Франция (Лион), XVIII в. Орех, резьба, шпалера. 102*70 см

БСИИ ASG, инв. №243977

90 Г

Илл. 9. Французская школа конца XVIII века

Аллегория осени: профиль вакханки Франция, XVIII в. Холст, масло. 48x41,5 см БСИИ ASG, инв. №04-2568

Илл. 11. КАЗ, Пьер Жак Венера и Адонис. Зефир и Флора Франция, XVIII в. Холст, масло. 73,5x92 см БСИИ ASG, инв. №04-0875 (1,2)

Илл. 13. Сементи, Джо-ванни Джакомо, мастерская.

Сусанна и старцы Италия, XVII в. Холст, масло. 130x161 см. БСИИ ASG, инв. №043839

Илл. 10. Каресм, Жак-Филипп, круг Сатир и нимфа Франция, XVIII в. Холст, масло. 83,5x70 см БСИИ ASG, инв. №04-2905

Илл. 12. Коллери, Луис де, мастерская Триумф Венеры Фландрия, XVII в. Дерево, масло. 56x61 см

БСИИ ASG, инв. №04-3276

бедрами, узкими ступнями и изящными руками (илл. 1).

Мужчины этого времени мало похожи на рыцарей или воинов. Сила теперь воспринималась как нечто дикое и безобразное, атлетическое телосложение - признак мужиковатости. Мужчины высшего общества пользуются косметикой и парфюмерией, их кружевной наряд исключает ношение шпаги. Высокие каблуки, тонкое белье, всевозможные ювелирные украшения довершали образ «галантного» кавалера. С

большей охотой они угождали прихотям своих дам, чем занимались охотой или войной. Все свои силы и средства мужчина тратит на салонные развлечения и флирт (илл. 2).

Одежда в течение всего XVIII века меняла силуэт несколько раз. Именно в этом веке Франция становится центром мировой моды. Модные наряды демонстрируют с помощью уменьшенных копий кукол-манекенов, т.н. пандор, которых рассылают по всем провинциям и за пределы Франции. Также

модели печатают теперь на страницах модных журналов [6].

Интерьеры дворцов знати и богатой буржуазии богато украшаются живописью, лепкой, позолотой, мелкой скульптурой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами, часто устанавливаемыми друг против друга, чтобы в них множилось, становилось фантастическим отражение. Многочисленные панно (краски картин прозрачные, светлые - серо-голубые, сиреневые, розовые,

тор вестник мэедтародгаго шстигла дшигацулга

(Чир искусств

зеленоватые), лепной орнамент, шелк обоев, золото украшений, хрустальные люстры, удобная, хотя и причудливая, мебель с инкрустацией - все это искусство рококо (илл. 3-8). Оно строится на асимметрии, которая создает игривое, насмешливое, манящее чувство. Сюжеты только любовные, эротические - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, выполняющие свои многочисленные «триумфы» и «туалеты». Даже в академических картинах основные темы - любовные, из Священного Писания выбираются преимущественно эпизоды, связанные с любовью: Сусанна и старцы, Сара приводит к Аврааму Агарь и т.д. (илл. 9-13).

Но во всем этом празднично-бездумном искусстве формируется и новый шаг в направлении углубления интереса к миру человеческой души, к сентиментализму. Остроумие, насмешка, легкая ирония раскрывали новые пласты взаимоот-

ношений человека и мира, которые ранее не были предметом исследования искусства. Рококо как стиль дал новое развитие выразительным средствам. Мелкие формы, филигранные изгибы в декоре, ломаные ритмы изысканного менуэта, хитроумные и изящные коллизии в комедиях Бомарше, популярный жанр романа в письмах, «галантные празднества» и «пастушьи сцены» в живописи, пасторали в музыке - все это создает образ вполне определенной эпохи.

Словом «галантный» называют все то, что есть наиболее искусного и изысканного, рафинированного и духовного в искусствах; так называлось то неуловимое (je ne sais guoi), что составляло цвет и блеск вещей, было теснее связано с бытом. Галантность присутствовала не только в прекрасных стихах, изящной словесности и в красивых выражениях, то есть в произведениях чистого духа, ее искали в оружии и

в мебели, в упражнениях и играх, в удовольствиях и наслаждениях. Во всем, что окружало в реальной действительности и неуловимости каждого прожитого ощущениями дня, часа, минуты [2].

Домашнее учение детей русского дворянства долгое время было единственной возможностью получения образования. Для карьеры дворянина определяющими были, в первую очередь, вера и преданность престолу, а затем уже знания. В XVIII веке в «нормативном» воспитании и образовании ориентиром служили иностранные языки и хорошие европейские манеры.

Развитие досуга как такового начинается именно с дворянства. Владея частной собственностью, представители данного сословия, «праздного класса», могли себе позволить достойный их состояния досуг, причем с демонстрацией своего высокого поло-

Илл. 14. Фото из каталога «Мир русской усадьбы»

Илл. 15. Фортепиано Братья Эрар Франция, XIX в. Дерево, латунь. 82х148х56 см БСИИ ASG, инв. №24-4021

Илл. 17. Пара настенных бра Франция, XIX в. Бронза, золочение. 37,5x25 см

БСИИ ASG, инв. №09-4403 (1,2)

Илл. 16. Набор из четырех стульев

Франция, XVIII в.

Дерево, 86*44,5*41 см

БСИИ ASG, инв. №11-3865 (1-4)

Илл. 18. Арфа Кузино отец и сын Франция, XVIII в. Различные породы древесины, железо, латунь, слоновая кость, стекло, В. 158 см

БСИИ ASG, инв. №244186

жения в социальном иерархии и «демонстративным поведением». Для дворянина практически все время, свободное от служебных дел, превращалось в досуг. Поэтому первое сословие располагало наиболее благоприятными условиями для трансформации и пересмотра не только всех прежних его форм, но и радикального изменения соотношения между государственной и частной жизнью в пользу последней. Досуг с XVIII века приобретал статус, которого ранее никогда не имел. Этот процесс шел параллельно с утверждением светского характера всей культуры и постепенного вытеснения (но не уничтожения) религиозных ценностей мирскими. По мере утверждения светской культуры досуг приобретал все большую очевидную ценность для дворянина. Основные формы досуга изначально были заимствованы под давлением государственных ука-

зов и в противовес национальным традициям, а затем, в XIX веке, переведены на язык собственной отечественной культуры.

Восприятие европейских досуго-вых форм началось именно со зрелищ, фейерверков, внешних манер. Дворянин являлся проводником этой культуры и актером, лицедеем этого театра. Свой досуг, будь то праздник, бал, появление в театре или картежный поединок, он проигрывал как актер на сцене, на виду у всего общества (илл. 14-18). Не случайно в XVIII веке интерес к театру был огромным, театральное искусство доминировало над всеми остальными, включало в себя их и даже подчиняло. Но главным была театрализация всей жизни дворянина. Она проявлялась в частной жизни напоказ, в публичности досуга, в котором сознательно демонстрировался костюм, манеры, поведение, важные умения и способности.

Петровская эпоха ознаменовалась новыми традициями зрелищ. Важнейшим новшеством были фейерверки, которые имели общественно-политический характер. Маскарады проводились либо в форме костюмированных шествий, либо в виде демонстрации карнавальных костюмов в публичном месте. Театральные представления прославляли главу государства и его победы, поэтому стали частью официальной жизни и позволили познакомить избранную публику с переводными пьесами и западноевропейским сценическим искусством. При Елизавете Петровне фейерверки распространили на дворцы вельмож, маскарады превратили в костюмированный бал, в котором наметились некоторые робкие тенденции в его эволюции к развлекательной культуре. На первом месте в театральных вкусах высшей аристократии стояло зрелищное и музыкальное

Илл. 19. Обложка 75 номера «Столицы и усадьбы» с картиной К.А. Сомова «Маскарад»

3 А ^

ш €• V

£ - -ч

л ^

*

. |Г Т *

Илл. 20. Шалон, Альфред Эдвард Галантная сцена Англия, 1809 г.

Дерево (дуб), масло. 30,5x38 см БСИИ ASG, инв. № 04-4857

Илл. 21. Вербек,

Франс-Ксавье

Концерт

Италия, XVIII в.

Холст, масло. 49x57 см

БСИИ ASG, инв. №04-1041(1)

Илл. 22. Скульптура «Поющие Амуры» Франция, ок. 1900 г. Мрамор. 63x90x45 см БСИИ ASG, инв. №10-1307

Илл. 23. Готье, Леон. Епископы, слушающие музыканта на гитаре Франция, XIX в. Холст, масло. 64x80 см БСИИ ASG, инв. №04-4513

тор вестник меиодииродюго шститута АнтикацултА

(Чир искусств

Илл. 24. Павильон в саду усадьбы Гребнево, служивший некогда театром. Фотография 1914 года из журнала «Столица и усадьба» № 75

оперное искусство. В эпоху правления Екатерины II государственные официальные торжества с фейерверками и маскарадами сменились частными иллюминациями в дворянских усадьбах (илл. 19). Расцвет городских и усадебных театров в период правления Екатерины II был обусловлен художественной эстетикой Просвещения и ростом самосознания русского дворянства. При всем разнообразии жанров первенство оставалось за комедией. Наряду с публичными маскарадами пышным цветом расцвели и частные, устраиваемые дворянином в своей усадьбе (илл. 20-23).

Крепостные, или, как тогда их называли, «домашние», «домовые», театры получили распространение с конца 1770-х годов. В зимние месяцы спектакли давались в городе, на лето труппы перевозились в поместье. Для домашних представлений в усадьбах возводились театральные здания. В парках под открытым небом создавались так называемые «воздушные» или «зеленые» театры. Здания «закрытых» театров строили в усадьбах, как правило, отдельно от главного дома (илл. 24).

Театральные представления являлись обязательной частью усадебных празднеств, вошедших в моду в 1780-1790-е годы. Для празднеств специально разрабатывалась программа, разнообразные увеселения сменяли одно другое в определенной последовательности. За торжественной встречей почетного гостя следовал осмотр главного дома с его коллекциями, гуляние по парку, обед, театральное представление, бал, ужин, иллюминация и фейерверк в вечернем парке и, наконец, разъезд гостей.

Репертуар крепостных трупп отражал репертуар русских и западноевропейских, в первую очередь французских, театров. Пьесы выбирались в соответствии со вкусами владельцев усадьбы и одновременно были ориентированы на удовлетворение запросов разнообразной по составу публики. Для

представления на «зеленом» театре, где наряду с дворянами могли присутствовать представители низших сословий - крестьяне, ремесленники, купечество, выбирались пьесы, не сложные для постановки, с занимательным веселым сюжетом и выразительными мелодиями. В «закрытом» или «настоящем» театре ставились оперы и балеты,

№ип * 79.

— * м,р - i . -г --—

Илл. 25. Обложка 79 номера «Столицы и усадьбы» с картиной И.С. Горюшкина-Соро-копудова «Музыка»

рассчитанные на оценку истинных знатоков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачей театральных представлений, по понятиям того времени, было доставить публике удовольствие для ума, зрения и слуха. К концу XVIII века, с развитием сен-тименталистских настроений в литературе и драматургии, появилась еще одна цель - трогать сердца.

Известны случаи, когда оперы и балеты сочинялись специально для постановки в усадебном театре. Особое значение придавалось выбору пьесы для постановки к приезду именитого гостя.

После Отечественной войны 1812 года число крепостных театров значительно сократилось. Театральные усадебные увеселения начали приобретать новые формы.

Неотъемлемой частью жизни усадьбы была и музыка, которая выступала в двух ролях - как музыка празднеств и камерное музицирование. Разнообразные увеселения, сменявшие одно другое, по ходу праздника сопровождали соответствующие им мелодии. Во время гуляния по паркам исполнялись народные песни и плясовая музыка. На балах звучали контра-дансы, менуэты, полонезы. Во время парадных обедов и ужинов слух гостей услаждала инструменталь-

Пир искусств

№2 (14) 2016

ная музыка, пелись торжественные хоры, исполнялись итальянские арии. Послеобеденный отдых, комнатные игры и беседы также проходили под звуки музыки (илл. 25).

В уединении и тишине загородной усадьбы процветало домашнее музицирование. Музыкальные гостиные, наряду с картинными галереями, парадными столовыми и бальными залами, стали обязательной частью усадебного дома. Играли музыканты-любители, профессионалы-виртуозы, крепостные оркестры, выступали хоровые капеллы. Звучали сочинения Гайдна, Моцарта, Плейля, Бортнянского. Исполнялись симфонии, трио, квартеты, популярные оперные арии и вошедшие в моду романсы. К числу самых любимых инструментов относились клавесин, фортепиано, гитара, арфа [5].

Проникновение западноевропейской культуры в Россию в петровское, елизаветинское и екатерининское время происходило через приобщение к чтению книг, искусству, новым формам общения. В домах дворянства впервые появились личные библиотеки и коллекции. Под влиянием европейской культуры в XVIII веке постепенно формировались эстетические вкусы и новый этикет общения дворянства [8].

Интервенция европейской культуры в Россию коренным образом изменила положение женщины-дворянки. Сначала принудительно, а затем по собственному желанию она приобщалась к светской жизни и овладевала соответствующими умениями дворянского этикета: читала книги, занималась туалетом, учила иностранные языки, осваивала музыку, танцы, искусство беседы. В то же время у нее была семья с хорошими добрыми традициями приоритета ценностей и христианской верой. Главной повседневной заботой дворянки петровского, елизаветинского и екатерининского времени оставались дети. Все аристократки придерживались православной веры, помогали монастырям и церквям, занимались благотворительностью. На

уровень менталитета и ценностных ориентаций большое влияние оказывало изменение круга чтения. Со временем появились женские библиотеки, специальные издания для дамского чтения, дворянки начали читать романы, затем серьезную философскую и историческую литературу, и, наконец, они стали ценительницами книги. Постепенно аристократки приобщились к рисованию, сочинительству, альбомному творчеству и домашним спектаклям. В конце XVIII - первой половине XIX века некоторые из них делали переводы, сочиняли оперы, писали стихи и повести, прекрасно пели и музицировали, а также ставили спектакли [7].

Постепенно европейские формы общественных собраний стали входить и в повседневную жизнь русского дворянства: становится модной игра на различных инструментах (клавикордах, арфе, флейте, гитаре), большую популярность приобретает на домашних вечерах исполнение светских кантов - любовно-лирических, шуточных, поздравительных. Позже обычай домашнего музицирования перенимают и люди других сословий.

«Не было ни одного богатого помещичьего дома, где бы не гремели оркестры, не пели хоры и где

бы не возвышались театральные подмостки, на которых и приносили посильные жертвы богиням искусства доморощенные актеры», - писал историк дворянского быта М.И. Пыляев [5].

Не удивительно, что такой экспрессивный и приворечивый век перелома оказал воздействие на лучшие восприимчивые умы того времени - художников, скульпторов, краснодеревщиков, бронзовщиков и многих других мастеров искусств, которые подхватив столь стремительные перемены во всех сферах жизни общества и человека в частности, сумели передать эти веяния в изобразительном и декоративно-прикладном искусствах. Доказательствами тому служат пасторальные и эротико-мифологи-ческие сюжеты, камерные по духу галантные сцены, асимметричные композиции, а также жанровые и аллегорические сцены с музыкальными инструментами; извилистые золоченые линии контуров и техника «маркетри» в мебели; в скульптуре -статуи и рельефы, которые предназначались для убранства интерьера, небольшие группы, статуэтки, бюсты и т.д., полно представленные в коллекциях Большого собрания изящных искусств ASG, олицетворяющих эпоху Галантного века.

Список использованной литературы:

1. Галантный век. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D 0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D1%8B %D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D0%BA

2. Галантный век: вторая половина XVIII столетия [Электронный ресурс] // Искусство: эл. журнал. - Режим доступа: http://art.1september. ru/article.php?ID=200201401

3. Исторический лексикон. XVIII век / под ред. Е. Этингофф. - М.: Академкнига, 2006. - 800 с.

4. Карамзин М.К. История государства Российского: Т.11-12. - СПб., 1853. -С. 419.

5. Мир русской усадьбы: каталог. - М.: Авангард, 1995. - С. 60-75.

6. Одежда Франции первой половины XVIII века [Электронный ресурс] // Время и мода. - Режим доступа: http://fashionstime.ru/?p=1620

7. Русская музыка 18 века: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://orpheusmusic.ru/publ/russkaja_muzyka_18_veka/106-1-0-891

8. Сертакова И.Н. Повседневная культура России XVIII в. [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии: эл. науч. изд. - Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/215-article_27. html

7VF аЕСТШКМЭадуНАКЗДНОГО ШСТИТУТАAHm&JVATA

Пир искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.