Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИТОРОВ-ТРАДИЦИОНАЛИСТОВ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ ФОРТЕПИАННОГО ТВОРЧЕСТВА С.М.ЛЯПУНОВА)'

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИТОРОВ-ТРАДИЦИОНАЛИСТОВ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ ФОРТЕПИАННОГО ТВОРЧЕСТВА С.М.ЛЯПУНОВА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ЛЯПУНОВ / СИМФОНИЗАЦИЯ ФОРТЕПИАНО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лукачевская Майя Львовна

В статье характеризуются особенности развития культуры России рубежа ХIХ-ХХ веков в области литературно-художественного, музыкального искусства и философии. Анализируя фортепианное творчество С.М.Ляпунова, автор пытается выяснить причины нелёгкой судьбы наследия композитора, творившего в период коренного пересмотра важнейших критериев жизни общества и искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC PRINCIPLES OF COMPOSERS TRADITIONALISTS AT THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES (PIANO CAREER OF S.M.LYAPUNOV)

Aesthetic principles of composers traditionalists at the turn of the XIX-XX centuries (piano career of S.M.Lyapunov) (by M.Lukachevskaya). The peculiarities of the Russian culture development at the turn of the XIX-XX centuries in the sphere of literature and art, musical art and philosophy are characterized in this article. Analysing piano career of S.M.Lyapunov, the author attempts to reveal the reasons of the composer's heritage difficult destiny. The composer worked at the time of crucial revision of the most important criteria of social and artistic life.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИТОРОВ-ТРАДИЦИОНАЛИСТОВ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ ФОРТЕПИАННОГО ТВОРЧЕСТВА С.М.ЛЯПУНОВА)»

12. Лосева О. Пути развития, формы и функции нотной записи современной музыки. -М., 1987.

13. Мазель Л. О мелодии. - М., 1952.

14. Мазель Л. Проблемы классической гармонии. - М., 1972.

15. Пустыльник И. Принципы ладовой организации в современном музыке. - Л., 1979.

16. Рубцов Ф. Основы ладового строения русских народных песен. - Л., 1964.

17. Способин И. Лекции по курсу гармонии. - М., 1969.

18. Тюлин Ю. Натуральные и альтерационные лады. - М., 1971.

19. Тюлин Ю. Учение о гармонии. - М., 1966.

20. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс. - М., 1988.

21. Холопов Ю. Диатоника // Музыкальная энциклопедия. Т. 2. - М., 1974.

22. Холопов Ю. Звуковая система // Музыкальная энциклопедия. Т. 2. - М., 1974.

23. Холопов Ю. Лад // Музыкальная энциклопедия. Т. 3. - М., 1976.

24. Холопов Ю. Пентатоника // Музыкальная энциклопедия. Т. 4. - М., 1972.

25. Холопов Ю. Хроматизм // Музыкальная энциклопедия. Т. 6. - М., 1982.

26. Шергина А. Коми и ненецкие компоненты в строении ижмо-колвинских эпических песен // Межнациональные связи коми фольклора и литературы. - Сыктывкар, 1979.

© 2010 Лукачевская М.Л.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИТОРОВ-ТРАДИЦИОНАЛИСТОВ НА

РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВВ. (НА ПРИМЕРЕ ФОРТЕПИАННОГО ТВОРЧЕСТВА

С.М.ЛЯПУНОВА)

В статье характеризуются особенности развития культуры России рубежа Х1Х-ХХ веков в области литературно-художественного, музыкального искусства и философии. Анализируя фортепианное творчество С.М.Ляпунова, автор пытается выяснить причины нелёгкой судьбы наследия композитора, творившего в период коренного пересмотра важнейших критериев жизни общества и искусства.

Ключевые слова: эстетические принципы, Ляпунов, симфонизация фортепиано.

Время рубежа Х1Х-ХХ веков называют русским ренессансом. Предощущение грандиозных социальных потрясений привело Россию в состояние необыкновенного подъёма творческой энергии, охватившей все виды духовной деятельности. Совершенно несопоставимые по умонастроению, стилистике и задачам течения и школы сосуществовали на одном отрезке времени, сталкиваясь и конфликтуя, но всё же находя своё собственное пространство на необычайно объёмной и пёстрой картине отечественной культуры. В ту пору творили Лев Толстой и Чехов, Горький и Бунин, Куприн и Леонид Андреев; в изобразительном искусстве - Суриков и Врубель, Репин и Серов, Нестеров и Кустодиев, Васнецов и Бенуа, Конёнков и Рерих; в музыке - Римский-Корсаков и Скрябин, Ляпунов и Матюшин, Глазунов и Стравинский, Рахманинов и Станчинский; в поэзии - художники слова символисты Бальмонт, Брюсов, Анненский, Сологуб, Белый, Блок... и это далеко не

все имена! Невиданная концентрация на одном пространственном и временном промежутке огромного количества художественных идей, философских систем, эстетических взглядов и породила «серебряный век» России - уникальное явление в мировой истории.

Развитие русской культуры на рубеже веков имело взрывной характер, что привело к многовекторности и разветвлённости её структуры. И у этого явления были объективные предпосылки. С одной стороны, сложившееся в России православное общественное сознание предполагало преобладание нематериальных ценностей, высшей из которых является просветление и бессмертие души. Не случайно в русской философии рубежа веков на творческое начало человека возлагаются особые надежды. Творчество, искусство поднимается на общественный пьедестал, на недосягаемую высоту. «В творчестве сам человек раскрывает в себе образ и подобие Божье, обнаруживает вложенную в него божественную мощь» [1; 331]. Творческая деятельность человека, надежда на высший нравственный, духовный смысл его жизни вдохновляет мыслителей, стремящихся к спасению России: «Творчество есть дело богоподобной свободы человека, раскрытие в нём образа Творца... Где Дух, там и свобода, там и творчество» [1; 329].

С другой стороны, параллельно развитию дискурсивного начала в науке, в поэзии и в музыке повышается интерес к закономерностям их саморазвития, совершенствуется техника работы со структурными элементами материи искусства. К примеру, в поэзии впервые оформляется конкретная методологическая задача. Брюсов так характеризовал цели школы символизма: «лелеять слово, оживлять слова забытые, но выразительные, создавать новые для новых понятий, заботиться о гармоничном сочетании слов, вообще работать над развитием словаря и синтаксиса» [2; 40]. Музыкальное искусство совершенствуется в соответствии с его интеллектуализацией и возрастанием смысловых задач, возлагаемых на него. Осуществление идей, связанных с углублением психологизма музыкальных произведений и усложнением драматургических задач требует новых способов высказывания, развития логики тематических связей, иного уровня технической оснащённости в композиции. Наряду с монотематизмом развивается полифонический язык, углубляется процесс взаимопроникновения стилистических пластов. Меняется жанровый строй музыки. Если XIX веку наиболее соответствовала историческая опера, вокальная и программная инструментальная музыка, то на следующем этапе наблюдается усиление интереса к тому, что Римский -Корсаков называл «чистой музыкой» [3; 191] - непрограммная инструментальная музыка разных жанров, от сонаты до симфонии.

В музыкальном искусстве этого периода происходит явная смена поколений. Опыт коллективного творчества балакиревского кружка уже исчерпал себя, и ему на смену приходят талантливые личности, способные не только поддержать традицию петербургской школы, но и сказать новое слово в отечественной и мировой композиторской мысли. Это Глазунов, Ляпунов, Лядов и ныне почти не известные слушателю - Соколов, Копылов, Золотарёв, Малишевский. Помимо творчества композиторов-беляевцев в музыкальной жизни Петербурга было достаточно простора для самых крайних поисков вплоть до четвертитоновой музыки будетлян М.В.Матюшина (композитора, родившегося в 1860 году в Нижнем Новгороде и в дальнейшем творившего в Петербурге). На рубеже XIX -XX веков умами всё более овладевали отнюдь не идеи гармонии и высшего порядка. Внимание общества притягивают экзальтированные, разрушительные настроения и различные дерзновенные идеи, направленные в сторону поиска «музыки грядущего» [4; 140].

Естественно, музыкальное новаторство в стране новых политических и культурных взглядов более соответствовало духу времени. Возможно, в этом основная причина отсутствия интереса советского музыковедения к представителям традиционной школы композиции. Отдельные темы остаются и сейчас крайне малоисследованными, а важные для отечественной композиторской школы достижения - недооценёнными. Примером служит фортепианное наследие С.М.Ляпунова, практически не исполняемое на Родине.

Наметившаяся тенденция к росту исполнительского и исследовательского внимания к творчеству композиторов -традиционалистов вызвано не только необходимостью воссоздания культурной памяти. Изучение этого культурного пласта важно, поскольку его достижения во многом определили дальнейшие пути искусства XX века. Наполнение музыки философским смыслом, симфонизация фортепиано - эти новые для российской фортепианной композиции идеи впервые проявились в творчестве петербургских композиторов. Новые цели и задачи потребовали от композиторов развития музыкальной лексики, формы и изменения самой трактовки фортепиано, что впоследствии оказало серьёзнейшее влияние на творчество молодого поколения композиторов петербургской школы - С.С.Прокофьева и Д.Д.Шостаковича.

Композиторское наследие С.М.Ляпунова и А.К.Глазунова занимает особое место в истории русской музыки, безусловно, заслуживая более пристального внимания и бережного отношения. Ученики (в известной мере) и современники М.А.Балакирева, Н.А.Римского-Корсакова и А.П.Бородина, с одной стороны, и учителя (опять же в известной мере) и современники С.С.Прокофьева и Д.Д.Шостаковича, с другой стороны, они были первыми профессиональными композиторами Петербурга. Обращает на себя внимание факт, что фортепианные сочинения этих композиторов крайне редко исполняются и недостаточно исследованы. Это объясняется рядом причин. И причины эти различного характера.

Пожалуй, основная из них - определённость и бескомпромиссность идейно-художественной и эстетической позиции, на чём более подробно остановимся ниже. К началу XX века С.М.Ляпунов и А.К.Глазунов являлись абсолютно сложившимися творческими величинами, чей путь в искусстве не был связан с новаторством в сфере модернизации музыкального языка, изобретении новых систем звукописи и поисков новых форм самовыражения. С.М.Ляпунов и А.К.Глазунов остаются верны избранному пути в искусстве. Этому пути чужды дисгармония и депрессивность эмоционального строя музыки, склонность к эстетике гротеска, алогизма и дискредитации лексики и стилистики русской композиторской школы. Более того, они продолжают и развивают традиции петербургской школы, поднимают на новый уровень её возвышенно-романтический строй и эпический размах драматургии.

Оценки, которые современники композиторов могли дать их творчеству при жизни, были скорее тенденциозными, чем объективными. Личность С.М.Ляпунова была непонятой в силу замкнутости его образа жизни. В тени фигуры своего наставника, в подвижничестве и предельной скромности он жил и творил и не мог быть по достоинству оценен сотоварищами, называвшими Ляпунова «чёрным Балакиревым». Ещё в 1888 году В.В.Стасов поясняет С.Н.Кругликову причину споров, связанных с исполнением симфонии Ляпунова: «...она теперь стала вдруг яблоком раздора. Балакирев от неё без ума и считает её одной из капитальнейших вещей новой школы. Но, кажется, все остальные наши музыканты мало восхищаются этой симфонией... Тут, по моему наблюдению, не столько речь шла о самом Ляпунове, сколько о принадлежности его к стороне Балакирева, против которого теперь чуть

не все востали...» [5; 48]. В 1903 г. Ляпунов в письме Балакиреву анализирует сложившуюся ситуацию: «Даже то немногое для оркестра, что у меня есть и что не могло бы нисколько обременить никакие программы абонементных концертов, нигде не исполняется, и это я приписываю не бас-кларнету в симфонии и не исключительному составу увертюры, а только моему имени, которое, вместе с Вашим, стало ненавистно всему действующему у нас музыкальному миру» [6; 99]. Он единственный, кто по -человечески остался верен Балакиреву до его смерти, тот, кому Балакирев доверял доработку и дошлифовку своих сочинений на протяжении многих лет жизни, прежде всего, не был по достоинству оценён и самим Милием Алексеевичем, от которого к этому времени отошли все ближайшие сподвижники. Причиной тому был крайний радикализм личности Балакирева. Не способный отказаться от диктата и в отношении Ляпунова, он не осознавал, что и эстетические взгляды С.М., и мастерство его полностью сформированы и не могут быть абсолютно подчинены его воле. Таким образом, удивительная преданность и служение Балакиреву сыграли для Ляпунова недобрую службу. Отказ от беляевской премии и удаление Ляпунова от прогрессивного круга единомышленников привели к абсолютной изоляции в культурной жизни Петербурга.

С конца 80-х, вплоть до отъезда за границу, Ляпунов писал для фортепиано постоянно, что видно из периодики его опусов. Начиная с его первых сочинений: цикла пьес (Этюд, Интермеццо и Вальс соч.1), Баллады (оркестровый вариант которой он так и не осуществил), концерта для фортепиано с оркестром соч.4, Вечерних грёз, Экспромта, Новелетты и Семи прелюдий соч.6, критика отмечала отточенность стиля и мастерство письма. В дальнейшем пьесы для фортепиано - Ноктюрн, мазурки; 12 этюдов высшей трудности соч.11; Вальсы соч.20, 23, 29 также отличаются красочностью фактуры и стремлением к гармонии и стройности при возросшей сложности изложения. Более поздние опусы, начиная с 1908 года, от Сонаты ^то11 соч.27, Рапсодии на украинские темы для фортепиано с оркестром соч.28 до Второго концерта для фортепиано с оркестром соч.38 - не были исследованы музыковедами и практически не исполнялись. С 1911 года Ляпунов пишет значительно меньше: Скерцо соч.45; Баркарола соч.46; Вариации на русскую тему соч.49; Большой концертный полонез соч.55; Прелюдия и фуга соч.58; Вариации на грузинскую тему соч.60; Сонатина соч.65. Всем сочинениям Ляпунова критики отказывали в творческой эволюции. В результате практически всё фортепианное наследие оказалось за пределами отечественного концертного и педагогического репертуара.

Точно так же и судьба композитора С.М.Ляпунова сложилась непросто: попав под революционный трибунал, он был лишён права работать в России. Профессор кафедры фортепиано, контрапункта, заведующий кафедрой духовного пения Петербургской консерватории, он умер в 1924 году в Германии от разрыва сердца. Единственная оставшаяся в живых из многочисленной семьи Ляпунова (у него было семеро детей) дочь, Анастасия Сергеевна, посвятила свою жизнь продолжению дела отца - приведению в порядок и изданию архива М.А.Балакирева. Архивом самого Ляпунова не мог заниматься уже никто -он истлел в подвале у эмигрантов Демидовых (родственников жены) во Франции. Таким образом, сложилась ситуация вычёркивания композитора и его трудов из памяти потомков. Исследованием деятельности С.М.Ляпунова впервые занялся М.Е.Шифман, написавший диссертацию «Фортепианные этюды С.М.Ляпунова» и создавший очерк его жизни и творчества, изданный в 1960 году. Ряд выводов, сделанных в работе, безусловно, справедлив. М.Е.Шифман отмечает верность Ляпунова реалистическим традициям в сознательном

отмежевании от декадентских течений на протяжении всей жизни. С другой стороны, автор, не делавший попыток исследования крупных полотен композитора - концертов, сонаты, секстета и др., делает следующий вывод: «...окружавшая Ляпунова социальная действительность, с её острыми в этот период противоречиями и конфликтами, не нашла отражения в его произведениях. Ляпунов... обращался, главным образом, к близким ему художественным мотивам и образам, уже нашедшим первое воплощение в произведениях великих предшественников» [6; 137]. Весьма характерен упрёк в отсутствии эволюции творчества, которая, по всей видимости, должна была быть ознаменована поворотом в мировоззрении композитора.

Идейно-художественные представления Ляпунова решительно отрицают поиски стилистической подвижности, характерные для зарождающейся новой музыкальной эстетики ХХ века. Он категорически возражает против включения в сценическое произведение элементов пародийности, гротеска и натурализма. Прослушав в концертном исполнении «Петрушку» И.Ф.Стравинского, Ляпунов пишет Бернарди: «Может быть, на сцене это реально и типично, но задача ли музыки изображать улицу - в её реальной грязной наготе? Зачем приглашать усиленный оркестр для изображения изломанной шарманки или фальшивой гармошки, когда и то и другое можно гораздо дешевле и реальнее получить в натуре? И неужели может быть задачей музыки воспроизведение уличных мелодий с уличной же примитивной гармонией или даже с фальшивой гармонией? А посмотрите -какой успех». Композитор делает вывод: «Теперь все стремятся потрафлять испорченному, дурному вкусу, потому что только это обеспечивает успех и славу» [6; 130].

Безусловно, Ляпунов оставался человеком своего времени. Для него лично отход от идей русского романтизма был невозможен. Его духовный вектор был противоположен материалистическому и атеистическому духу времени. Вероятно, в этом и была главная причина неприятия Ляпуновым эстетики жёсткой экспрессии и полистилистики Стравинского. Сосуществовавшие какое-то время рядом, они оказались людьми разных эпох, разного мировоззрения и мировосприятия. (Новая трактовка рояля, позволяющая использовать его как ударный инструмент, проникновение элементов джаза в Piano Rag-music - всё это будет несколько позже.)

Свою задачу Ляпунов видел в поиске музыкальных средств, дающих возможность реализации монолитного драматического замысла. Композитор, вдохновляемый свободой формы романтической поэмы, переходит к одночастности в структуре своих крупных полотен - сонаты и концертов, освобождаясь от традиционной жанровой привязки частей внутри сонатного цикла. Это делает реальной сквозную драматургию, обеспечивает непрерывность духоподъёмного мощного замысла. Не случайно Асафьев, тенденциозно отождествляя стиль композиции Ляпунова с балакиревским и упрекая в «инертности мышления» и «деконцентрации» [7; 233] тематической энергии, не мог не почувствовать в ней присутствие великого духа «позднего славянского барокко» [7; 263].

В канун революции Ляпунов живёт крайне замкнуто и одиноко в петроградской музыкальной среде, видится только со Стасовыми, материальная необходимость заставляет его увеличивать число учеников и уроков. Он дописывает Секстет b -moll, четыре части которого блестяще развивают традиции русской классической композиторской школы с её романтическими истоками, отточенной классической формой и изобилием красивых лирических тем, данных во всём богатстве многослойного изложения, ладотональных и гармонических красот. Секстет поражает мощью человеческого духа, рождённого

христианским самосознанием и стремлением к постижению законов красоты и гармонии мира.

Литература

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989.

2. Брюсов В. Смысл современной поэзии. Отрывки // Художественное слово. 1920. №2.

3. Письмо Н.А. Римского-Корсакова к А.К. Глазунову // Глазунов А.К. Исследования, материалы, публикации, письма в 2 томах. Т.2. Л., 1960.

4. Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М., 1991.

5. Письмо В.В. Стасова к С.Н. Кругликову // Советская музыка. 1949. №9.

6. Шифман М.Е. С.М. Ляпунов. Очерк жизни и творчества. М., 1960.

7. Асафьев Б. Русская музыка. Х1Х и начало ХХ века. Изд.2. Л., 1979.

© 2010 Марцинкевич А.А.

«ЛИРИЧЕСКИЕ САТИРЫ» ЕФРЕМА ПОДГАЙЦА

«Лирические сатиры» (2008) - первый опыт юмористической трактовки смешанного хора в творчестве Е.Подгайца. По-своему переосмыслив поэтический мир Саши Чёрного, композитор создал пародийный образ Горе-творца, погрязшего в тяготах быта, но по-прежнему претендующего на благосклонное внимание муз.

Ключевые слова: Ефрем Подгайц, Лирические сатиры, хоровой театр, Горе-поэт.

В творчестве московского композитора Ефрема Подгайца (род. 1949) прочная опора на музыкальные традиции органично сочетается с открытостью веяниям времени. Будучи убежден, что общие закономерности строения художественной формы не зависят от стиля и сохраняют свое значение в разные исторические эпохи, он творит на основе интуиции, оставляя весь накопленный опыт в области подсознания. Наглядный тому пример -произведения для различных хоровых составов, составляющие более половины из 230 названий в списке его сочинений. В совокупности они представляют собой целостную и автономную сферу творчества, где отражаются основные черты стиля и эстетики Подгайца. И вместе с тем каждый новый опус привлекает оригинальностью драматургии и жанрового решения, неизменно отталкивающихся от образного строя литературного первоисточника.

Перечисленные качества в полной мере проявились в «Лирических сатирах» для хорового театра и фортепиано на стихи Саши Чёрного (2008). Премьеру с большим успехом провел 16 ноября 2008 года в камерном зале Московского международного дома музыки Московский Хоровой театр, руководимый Борисом Певзнером. Столь же тепло принимала публика и последующие исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.