Научная статья на тему 'Изучение дисциплины «Историия искусств» как средство формирования кругозора студентов гуманитарного колледжа'

Изучение дисциплины «Историия искусств» как средство формирования кругозора студентов гуманитарного колледжа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
78.03 / ИСТОРИЯ ИСКУССТВ / СТИЛИ / ЖАНРЫ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кисина Е.Э., Куровская И.Р.

В статье представлены материалы, направленные на решение проблемы изучения дисциплины «История искусств» как средство сохранения культурного наследия, социокультурных и массовых коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение дисциплины «Историия искусств» как средство формирования кругозора студентов гуманитарного колледжа»

Таврический научный обозреватель ■^^^Лауг.эоепсе

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

Искусствоведение

УДК: 78.03

Кисина Е. Э.

студентка 6 курса специальности «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство».

Научный руководитель: Куровская И. Р.

кандидат искусствоведения кафедра музыкальной педагогики и исполнительства Институт филологии, истории и искусств Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте

ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИИЯ ИСКУССТВ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРУГОЗОРА СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО КОЛЛЕДЖА

В статье представлены материалы, направленные на решение проблемы изучения дисциплины «История искусств» как средство сохранения культурного наследия, социокультурных и массовых коммуникаций.

Ключевые слова: история искусств, стили, жанры, музыкальный процесс, стилевые особенности, музыкальный материал.

Исследование общественных и культурных явлений, анализ развития искусства и особенностей его функционирования в современном обществе; изучение процесса создания произведений искусства в различных формах позволяет расширить объем знаний студентов гуманитарного колледжа. Освоение дисциплины «История искусств» способствует подготовке активного творчески мыслящего специалиста, владеющего гуманитарными технологиями в области искусств и социально-гуманитарного знания, сохранения культурного наследия, социокультурных и массовых коммуникаций. Углубляясь в мир искусства, студенты значительно повышают уровень профессионализма, творческую так и культурно-просветительскую деятельность; систематизирует и углубляет полученные теоретические знания, а также получает опыт исследовательской работы (в дальнейшем применяя на практике).

В процессе исследования проблематики истории искусств, студенты рассматривают основные понятия и категории, основные стили и жанры музыкального искусства, а также важнейшие проблемы и феномены культуры; получают представление об основных теоретических концепциях культуры, знакомятся с проблемами становления теоретического осмысления культурных процессов как сложного синтетического явления. Показывая противоречивый характер культуры как явления, они осознают феноменальность, универсальность и индивидуальность конкретных культурных явлений.

В нашей статье мы обращаем внимание студентов гуманитарного колледжа на изучение стилевых особенностей инструментальной музыки начала ХХ века, даем краткую характеристику ведущих музыкальных направлений и их ярких представителей.

Искусство ХХ века, как и любой исторической эпохи, многообразно и точно отразило сложную, противоречивую, пеструю картину жизни человека и человечества, всё большая его часть отходит в прошлое, всё длиннее делается дистанция, отделяющая нас от начала или даже середины века. Сегодняшний день превращается в историю, и постепенно складывается система представлений о разносторонней культурной эволюции ХХ столетия. Современная история даёт примеры и противоположного рода - примеры небывалых взлётов человеческого духа.

Таврический научный обозреватель ■^^^Лауг.эоепсе

Панорама фортепианной музыки ХХ века вписывается, естественно, в общую картину исторического развития современной музыки. Проблема периодизации современного музыкального процесса весьма сложна и получает противоречивые решения. В основе лежит идея детерминированности музыкального процесса и три существенно различных этапа в развитии современного фортепианного мышления. Первый этап охватывает приблизительно двадцатилетие (1894-1914). Развиваются и доводятся до состояния временной исчерпанности начинания позднеромантического пианизма. Фундаментальной идеей оказывается идея иллюзорности, тембральности фортепианного звучания. Художественные достижения на пути иллюзорно-педального письма столь значительны (К. Дебюсси, М. Равель, А. Скрябин), что позволяют говорить о качественно новом этапе в истории фортепианной музыки.

Второй этап хронологически связан с годами первой мировой войны и послевоенным десятилетием. Распространяется идея ударного, краткозвучного фортепиано. Реально-беспедальное письмо утверждает себя в рамках фортепианной музыки неоклассицизма, а также «джазированной» музыки (И. Стравинский). Инструмент приобретает новый «звучащий образ», ориентируясь на модели, в общем чуждые пианизму XIX века. Попутно возрождаются жанры фортепианной литературы, не употреблявшиеся на позднероматическом этапе. Начало века связано преимущественно с миниатюрой (прелюдия, поэма) или с относительно крупной одночастной композицией (такой, как пьесы равелевского «Ночного Гаспара» или сонаты Скрябина - начиная с Пятой).

Третий этап - 30-40 годы XX века - этап синтеза. Впервые в истории фортепианной литературы столь широко практикуется различные гибридные типы пианизма. Усилиями Б. Бартока, С. Прокофьева, П. Хиндемита достигнута диалектическая связь реально-беспедальной и иллюзорно-педальной манер. Можно вновь говорить о новом качестве фортепианного письма, о качественно новом состоянии фортепианного мышления в сравнении со всеми предыдущими этапами его развития. Что касается динамики фортепианных жанров в этот период, то очевидна тяга к непрограммной музыке крупных форм: сонате, концерту, полифоническому циклу. Впрочем, качества многообразия, гибкости сказались и на уровне жанра: возродилась музыка для фортепианного ансамбля (Стравинский, Барток, Хиндемит), вернулся к жизни жанр фортепианной транскрипции (Б. Барток, С. Прокофьев).

Социальная функция связана, и со стилевыми моментами: синтетизм фортепианных стилей 30-40-х годов означает расширение смысловых, экспрессивных, изобразительных возможностей фортепианной музыки, способствует концепционности творчества, отражению в нём масштабных коллизий жизни.

С другой стороны, стилистическая однотонность важнейших явлений фортепианного творчества начала века, их жанровое единообразие означали сравнительно слабую социальную активность музыки, хотя можно говорить о концертном характере последней, о её великолепных завоеваниях в пространственно-акустическом плане и т.д.

20-е годы занимают некое промежуточное положение: стилистическая тенденция их резко определена и то ограничивает социальные горизонты музыки (к тому же тенденция эта беспедальная, то есть камерная). Однако жанровое разнообразие, неоклассическая ориентация, связь с музыкальным бытом (джаз) - всё это способствует демократизации фортепианного творчества, его социальному динамизму.

В период 1900-1917 годов в России инструментальная музыка привлекла к себе пристальное внимание русских композиторов. Можно сказать, что никогда ранее она не занимала столь значительного места в их творчестве. А. Глазунов, С. Танеев, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Лядов, А. Аренский, С. Ляпунов, Н. Метнер, начинающий С. Прокофьев создают огромное количество инструментальных произведений, поражающих содержательностью, стилистическим и жанровым разнообразием. В первую очередь, следует отметить развитие концертного жанра, который у некоторых композиторов даже стал

Таврический научный обозреватель "^^^Лауг.Боепсе

выходить на первый план, потеснив симфонию (например, фортепианные концерты С. Рахманинова, С. Прокофьева).

Скрипичных концертов в это время появилось не так много. Открывает хронологически их список концерт А. Аренского (1901), продолжающего в этом произведении традиции П. Чайковского; за ним следуют концерты А. Глазунова (1904) и С. Ляпунова (1915). В творчестве последнего сказались влияния М. Балакирева и А. Глазунова. Развитие русского скрипичного концерта этого периода завершает Первый концерт для скрипки с оркестром С. Прокофьева (1915-1917 гг.). Крупное произведение концертного плана - Сюиту для скрипки с оркестром (1909) - написал С. Танеев. При такой немногочисленности, среди названных сочинении имеются подлинные шедевры: Концерт Глазунова, Первый концерт Прокофьева, входящие в золотой фонд мировой скрипичной классики.

Первые десятилетия XX века стали временем расцвета русской сонаты, правда, в основном фортепианной. Сонат для скрипки с фортепиано также было написано немало, хотя среди них не было столь ярких явлений, как фортепианные сонаты Скрябина или Прокофьева. В подавляющем большинстве скрипичные сонаты этого периода не имеют новаторского характера, пассивно продолжая традиции русской классики: соната Ц. Кюи (1911), сонаты В. Малишевского, А. Винклера, в которых отдельные привлекательные страницы не нарушают общей картины «академического» благополучия и стилевой сглаженности.

Музыкальное искусство ХХ века необычайно объемно. Пожалуй, нет ни одного исторического музыкального стиля, который бы так или иначе не отразился в пестром музыкальном калейдоскопе ХХ столетия. В этом отношении столетие стало рубежным. Все, что накапливалось предыдущие века развития музыки, и все своеобразие национальных музыкальных культур вдруг сделалось всеобщим достоянием.

Проблема пространства и времени перестает существовать. И в музыку Европы врываются африканские ритмы, в музыку Индии и Японии приходят европейские интонации. Но в то же самое время отдельные пласты в музыке ХХ века редко смешиваются друг с другом. Все они существуют раздельно, обращаясь к разным слушателям. Джаз, рок-музыка, поп-музыка, массовая песня, электронная музыка, музыка серийная и сериальная, конкретная музыка и алеаторика, медитативная музыка, множество авторских стилей, которые пока не укладываются ни в одно из направлений - все эти музыкальные потоки различаются не только по назначению, но и по музыкальному языку. Более того, главный рубеж между ХХ столетием и прежними веками проходит именно в области музыкального языка. А поскольку музыкальный язык активно обновляется в «серьезной», элитарной музыке, то, прежде всего, нужно обратить внимание на системы композиции ХХ века.

В музыкальных исканиях ХХ века необычайно ясно обнаруживается сама сущность музыкального искусства. Основные поиски проходят в области звуковысотных отношений, которые специфичны для музыки. Вторая сторона искусства музыки — ритм — является общей для всех видов искусства. Присутствуя везде, пронизывая собой саму жизнь человека, ритм (видимый, слышимый или проживаемый) объединяет различные искусства в единую семью. Потому новые, необычные ритмы легче усваиваются, быстро становясь привычными и даже банальными. Потому ритмы джаза и поп-музыки так неожиданно быстро захватили широкие массы людей. Музыку же отличает от других искусств именно организация звуков по высоте. И в ХХ веке в звуковысотной области происходят главные стилевые изменения. Ритмические и тембровые нововведения прямо зависят от звуковысотной организации произведения. Недаром общеэстетическое понятие гармонии, как всеобщей меры, упорядоченности, пропорциональности, музыканты относят к звуковысотной организации.

Композиторские техники ХХ века - это, прежде всего, техники гармонические. В разные эпохи существовало различное ощущение и понимание музыкальной гармонии. И ХХ столетие все эти понимания пытается «вспомнить», «обновить», «использовать». Специфика музыкального языка этого века заключена именно в гармонической «всеядности».

Таврический научный обозреватель "^^^Лауг.Боепсе

За всю свою историю человечество освоило три основные системы организации звукового пространства: экмелику, модальность и тональность. И все эти системы прихотливо переплетаются в музыке ХХ века, порождая новые, подчас очень прихотливые формы. Многие нововведения в музыке ХХ столетия вызваны стремлением «освободиться от тональности». Тональный принцип организации музыкальной ткани предполагает наличие четко выстроенной системы внутренних стремлений — «устойчивости» и «неустойчивости» звуков, первые из которых могут служить основой и завершением музыкальной мысли, а вторые стремятся (тяготеют) к первым.

Основы тонального принципа создавались параллельно с созданием в физике теории сил, с утверждением рациональных законов мира. Потому в тональной музыкальной системе важным является тот факт, что устои и неустои, тяготение одних в другие, даны композитору до реального сочинения в виде слуховой привычки и его самого, и слушателей. Это тяготение объявляется присущим самой физической природе звука и слуху человека.

Таким образом, студенты, изучающие дисциплину «История искусств» могут формулировать проблемы и работать с информацией из различных источников; использовать информационные технологии; самостоятельно анализировать научную литературу, логично представлять освоенное знание, демонстрировать понимание системных взаимосвязей внутри дисциплины и междисциплинарных отношений; критически использовать методы современной науки. Данная дисциплина способствует воспитанию гармонической и высокодуховной личности, что является острой необходимостью в современном обществе.

Литература

1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев - Л: Музыка, 1973. - 143 с.

2. Хатыпова Р. Р. Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: сб. мат. Междунар. науч. конф. 16-17 ноября 2006 г.: в 2 ч. / ред. Л. В. Саввина, В. О. Петров. -Астрахань, 2006. - Ч. 1. - С. 365- 373.

3. Незайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке / Е. В. Незайкинский. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.

4. Стригина Е. В. Музыка 20 века: учебное пособие для студентов музыкальных училищ и вузов / Е.В. Стригина. - Бийск: Издательский дом «Бия», 2006. - 280 с.

5. Щербакова А. И. Музыкальное искусство в современном пространстве культуры: Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2012. - № 5. - С. 97-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.