Научная статья на тему 'О ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ ВОКАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ С.В.РАХМАНИНОВА'

О ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ ВОКАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ С.В.РАХМАНИНОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
223
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАНСЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волкова Наталья Юрьевна

Анализируя поэзию, к которой обращался С.В.Рахманинов в выборе текстов для своих романсов, автор статьи выявляет несколько сквозных тем-образов, проходящих через все вокальные опусы композитора и трактованных им в традициях русской православной культуры: счастье, смерть, Бог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE THEMES AND LYRICS OF THE VOCAL COMPOSITIONS OF S.V.RACHMANINOV

About the themes and lyrics of the vocal compositions of S.V.Rachmaninov (by N.Y.Volkova). Analysing the poetry to which S.V.Rachmaninov turned when choosing lyrics for his romances the author of the article reveals some thematic images, which run through all his vocal opuses and are treated by him in the best traditions of Russian orthodox culture: happiness, death, God.

Текст научной работы на тему «О ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ ВОКАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ С.В.РАХМАНИНОВА»

лирическую, кантиленного плана тему. Ее «сладкие» интонации можно сравнить с интонациями неожиданно появившейся темы в каденционном разделе Прелюдии, хорала и фуги Франка (перед фугой), которую условно можно было бы назвать «темой искушения». Борьба и противопоставление темы будущего финала и лирической темы, рожденной в каденции, напоминает калейдоскопичный тембровый обмен двух инструментов, что в дальнейшем будет раскрыто в самом финале (это также напоминает структуру фуги в цикле Франка).

В жанровом отношении финал представляет собой виртуозную токкату, написанную в контрастно-составной форме и украшенную прихотливым ритмом с элементами танцевальности. Заметно влияние музыки второй части Трио для фортепиано, скрипки и виолончели ля минор Равеля. Ритмическая природа темы финала противопоставлена зеркально преобразившейся лейттеме. Объединяя все темы в коде - предыктовое остинато в басу, интонации каденции, финала, триольное движение прелюдии - ярким кульминационным всплеском поднимая лейттему на грани золотого сечения финала, Дезенкло доказывает ее интонационную победу. Возвращение оригинального варианта темы финала в унисон фортепиано и саксофона на рр отражает скепсис художника - современника катаклизмов ХХ века.

Литература

1. Онеггер А. Настоящее и будущее. Интервью Б. Гавоти //А. Онеггер. О музыкальном искусстве. - Л.: Музыка, 1979.

2. Одер А. Музыкальные формы. - М., 2004.

3. Раабен Л. Камерная инструментальная музыка первой половины ХХ века. - Л., 1986.

4. Шнеерсон Г. Французская музыка ХХ века. - М., 1970.

© 2010 Волкова Н.Ю.

О ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ ВОКАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ

С.В.РАХМАНИНОВА

Анализируя поэзию, к которой обращался С.В.Рахманинов в выборе текстов для своих романсов, автор статьи выявляет несколько сквозных тем-образов, проходящих через все вокальные опусы композитора и трактованных им в традициях русской православной культуры: счастье, смерть, Бог. Ключевые слова: С.В.Рахманинов, романсы, поэтический текст.

Практически каждый студент консерватории держал в руках синий двухтомник из восьмидесяти трех романсов С.В.Рахманинова с комментариями З.Апетян. За свою долгую жизнь Рахманинов не раз обращался к жанру романса. Первый («У врат обители святой» на слова М.Ю.Лермонтова) написан в 1890 году, а последний («Сон» на слова Ф. Сологуба) - в 1916 году. Большинство романсов объединены в opus'bi. Их семь: 4, 8, 14, 21, 26, 34, 38. Некоторые («Ночь» на слова Ратгауза, «Письмо К.С. Станиславскому», «Из Евангелия от Иоанна») не вошли ни в один opus.

Вокальное творчество композитора очень открыто и эмоционально. Он, не лукавя, выражает свои мысли, открывает свою душу. Автор радуется хорошему, светлому, счастлив от соприкосновения с прекрасным: с природой (ее цветами, лугами, ароматами), с Россией, с любимыми людьми (с сестрами Скалон, с семьей Сатиных, с дочерьми Ириной и Татьяной, друзьями). Как пишут исследователи творчества Рахманинова В.Брянцева и А.Алексеев, «часто романсы - это автобиографические произведения», отражающие либо внутренние эмоциональные переживания композитора («В молчаньи ночи тайной» на слова Фета), либо это гражданский отклик на события окружающей жизни («Пора!» на слова Надсона,

«Христос Воскрес!» на слова Мережковского). Каждый романс - это отдельно прожитая ситуация или даже целая жизнь, поэтому на тематике вокальных сочинений следует остановиться подробнее.

Тексты романсов чрезвычайно пестры. Это и русская классика (А.Пушкин, А.Фет, Ф.Тютчев, А.Апухтин, А.К.Толстой), и современная малоизвестная поэзия (Ек.Бекетова, Г.Галина (урожденная Эйнерлинг), А.Коринфский, А.Круглов, М.Давидова). Тексты часто предлагались Рахманинову супругами Керзиными, М.Шагинян (псевдоним «Яе»), но и сам композитор был достаточно разборчив в выборе текстов. Хотя современники Сергея Васильевича - Л.Толстой, Б.Асафьев, М.Шагинян - не раз ставили под сомнение его вкус к поэзии. Между тем, вокальное творчество Рахманинова - «настоящий цветник мировой поэзии» (М.Киракосова).

В стихотворных тексах восьмидесяти трех романсов представлены более сорока авторов. В романсах композитора по-новому заиграла философская лирика Ф.Тютчева, Т.Шевченко, стихи Г.Галиной получили новое звучание и смысл. Надо отметить, что лидирует по количеству текстов А.К.Толстой (на его тексты написано шесть романсов). Затем - Фет и Тютчев (по пять романсов), далее - Пушкин и Ратгауз (по четыре), и, наконец, Апухтин, Галина, Кольцов, Надсон (по три романса).

На протяжении длительного времени вокальное творчество Рахманинова оставалось источником представлений о поэзии Минского, Мережковского, А.Белого, Ф.Сологуба, И.Северянина.

Какими принципами руководствовался автор, выбирая стихи для романсов? Важно, чтобы «хотя бы одна фраза, хотя бы одно предложение достало до сердца», - пишет композитор. Как отмечает В.Брянцева, Сергей Васильевич искал такие стихи, которые «хотя бы чем-то, вплоть до одной ключевой фразы, были близки его собственным помыслам».

Поэтому, безусловно, автор предъявляет высочайший уровень требовательности к слову, к качеству поэтического материала. Несомненно, его вокальную лирику четко прочерчивают сквозные тематические ряды и, даже, сюжетные линии; заметны литературно-художественные пристрастия композитора. Сама область лирического значительно расширена, так как понимание сути его представлено у автора в интеллектуально-психологическом ключе.

Исполнители и исследователи творчества Рахманинова могут наметить несколько любимых тем и образных сфер, к которым обращался композитор в своих вокальных сочинениях. На этом, вероятно, нужно остановиться подробнее, так как выбор тем и текстов для романсов не случаен. Намечается несколько сквозных тем-образов, проходящих через все вокальные орш'ы: 1. тема счастья;2. тема смерти; 3. тема Бога.

Как видно, они серьезны и глубоки, и обращение композитора к поэтическим текстам на эти темы - отражение мировоззрения автора, его философские раздумья над жизнью и ее смыслом.

Ощущение счастья и радости бытия представлено у Рахманинова многопланово. Сиюминутное чувство и состояние души вполне вписываются в жанр романса. Счастье единения с природой, ее первозданной силой («Весенние воды»), счастье единения с любимым человеком («В молчаньи ночи тайной», «Какое счастье!»), радость и нежность первой любви («Апрель!») - таковы душевные струны этого ранимого человека и замечательного композитора. Но высшее счастье для Рахманинова - это счастье единения с Богом.

«Здесь нет людей,

Здесь тишина,

Здесь только Бог да я»

(«Здесь хорошо», на слова Галиной).

К моменту обращения к жанру романсов картина мира Рахманинова была уже сложившейся и довольно стройной. Темы многих романсов обращены к Творцу. Вопросы смысла жизни, судьбы, нравственных ценностей, встают отдельным самостоятельным

планом сквозь призму сюжетных линий. Достаточно четко вырисовывается позиция композитора - терпение, кротость, смирение, любовь к ближнему, самопожертвование, беззаветная преданность своему делу - таковы православные нравственные идеалы и ценности, на которых был воспитан автор.

«Я волю Господа творю,

Союза избегаю с ложью,

Я сердцу песней говорю,

Бужу в нем искру Божью»

(«Я не пророк», на слова Круглова).

В картине мира Рахманинова существует и смерть как реальный и неотвратимый атрибут земной жизни. Рахманиновский герой всегда мог заглянуть туда, «а что там за гранью жизни?». Он размышляет о новой другой жизни, земная жизнь для него - лишь этап на пути к иному, и как гармонично пройти его?

«Чтоб не молился, я не плакал, умирая, А сладко задремал,

И чтобы снилось мне, что я плыву, плыву,

И что волна немая беззвучно отдает меня другой волне...»

или

«Я умереть хотел на крыльях упоенья

В ленивом полусне, навеянном мечтой,

Без мук раскаянья, без пытки размышления, Без малодушных мук

Прощания с землей»

(романс «Мелодия», на слова Надсона). Смерть всегда страшна, и живущий человек не хочет ее принимать, не хочет в нее верить. Смерть для композитора - болезненное чувство перехода в иной мир, окрашенное тревогой, напряжением и страхом. Трагическое мировосприятие композитора сложилось под воздействием пережитых трех революций, двух мировых войн, длительной эмиграции и др.

Но в сочинениях автора живут не только горесть и трагизм, но и радость, и «уверенное сияние, противостоящее злу» (И.Немировская). Это отблески «горнего» света, наполнившие его «Литургию», «Всенощную»; это вдохновенно-лирические, не знающие равных по красоте и выражению счастья темы в операх «Алеко» и «Франческа да Римини» э фортепианных концертах.

Рахманинов - явление глубоко русское. Воспитанный в православных традициях, посещавший нередко в детстве храм, композитор впитал вместе с колокольным звоном, церковным пением, шумом лесов и лугов устои и нравы жизни православной русской семьи. Высшие духовные эмоциональные ценности человека, их воспевание - та опора, которая позволила Рахманинову быть верным себе, писать прекрасную музыку и любить Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.