Научная статья на тему 'МУЗЫКА В ПРОЦЕССАХ ВИЗУАЛИЗАЦИИ'

МУЗЫКА В ПРОЦЕССАХ ВИЗУАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яшенков Иван Александрович

В статье излагаются основные положения теории М.Маклюэна, которые автор применяет по отношению к музыке. Выявляются предпосылки процессов визуализации в музыке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC IN THE PROCESS OF VISUALIZATION

Music in the process of visualization (by I.A.Yashenkov). The author of the article considers the main theoretical propositions of McLuhen which he thinks to be applicable in music. In addition the author reveals the premises of the process of visualization in music.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКА В ПРОЦЕССАХ ВИЗУАЛИЗАЦИИ»

2. Из Европы заимствовались и формы бытования, и содержательная сторона «чужой» музыкальной культуры, и специалисты. Изолированность России от Запада именно монархами была преодолима в силу их положения и родственных связей с европейскими правителями.

3. Личные музыкальные и эстетические пристрастия монархов особенно в России играли решающую роль. Неограниченная самодержавная власть способствовала продвижению музыкальных реформ во все слои общества.

4. Видимо, не случайно почти все российские монархи увлекались пением -народная русская культура, по природе вокальная, окружала придворный быт.

5. Большинство личных достижений монархов в области музыки оставалось на дилетантском уровне, но это не мешало им создавать вокруг себя высокопрофессиональную среду.

6. Исполнительский профессионализм, воспитанный на европейском репертуаре и достигший высокого уровня к концу XVIII столетия, подготовил благоприятную почву для появления русской национальной музыкальной школы, в чём не последнюю роль сыграли и музыкальные пристрастия царствующих особ.

Примечания

1. Цит.по: Ершов А. Старейший русский хор. - Л., 1978. С.23.

2. Цит.по: Бартон Э. Повседневная жизнь англичан во времена Шекспира. - М., 2005. С.242.

3. Routenfels Jakob. De rebus Moschoviticis. - Padua, 1680. S.105.

© 2010 Яшенков И.А.

МУЗЫКА В ПРОЦЕССАХ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

В статье излагаются основные положения теории М.Маклюэна, которые автор применяет по отношению к музыке. Выявляются предпосылки процессов визуализации в музыке.

Ключевые слова: Маклюэн, визуализация, формирование сознания.

В любой системе, как известно, легче и привычнее дается изучение самих составляющих компонентов и сложнее -связей, существующих между ними и определяющих целостность этой системы.

М.Маклюэн

Стимулом к написанию статьи послужило ознакомление с теорией канадского учёного Маршалла Маклюэна. Цель работы заключается в попытке применить положения теории Маклюэна к музыке. В задачи исследования входит изложение основных позиций теории Маклюэна; определение психо-физиологических предпосылок возможности

визуализации в музыке; выявление формирования связи между распространением и функционированием книжной продукции и процессами, развивающимися в музыке.

Исследование Маклюэна находится на стыке культурологии, истории искусства, социологии, философии, психологии. Основная идея заключается в том, что решающим фактором исторического прогресса выступает смена технологий, порождающая смену способа коммуникации. Средства коммуникации определяют структуру знания, регулируют принципы восприятия пространства и времени. Учёный выделяет три основных этапа в истории цивилизации в зависимости от средств коммуникации:

1. дописьменная культура с устными формами связи и передачи информации, основанная на принципах коллективного образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира;

2. письменно-печатная культура («Галактика Гутенберга»), заменившая естественность и коллективизм индивидуализмом, деколлективизацией и детрайбализацией;

3. современный этап существования человеческого социума, возрождающий естественное аудио-визуальное, многомерное восприятие мира и коллективность, но на новой электронной основе - через замещение письменно -печатных языков общения радиотелевизионными и сетевыми средствами массовых коммуникаций.

Одно из основных положений теории Маклюэна связано с понятием визуализации -принципом получения информации с помощью зрения. По Маклюэну понятия визуализации и квантификации тождественны: «Суть процесса квантификации состоит в переводе невизуальных отношений и реальностей в визуальные термины».

Маклюэн считает, что процесс визуализации в XIX веке достиг расцвета. Можно сделать вывод, что в предшествующие столетия в текстах о музыке обращение к визуальным образам встречалось реже.

Чтобы проверить эту гипотезу, мы изучили литературные источники, созданные до «письменно-печатной эпохи», описывающие звучание музыки. Это «Кудруна», немецкая эпическая поэма XIII века, тексты средневековых авторов (по цитатам из книги М.Сапонова «Менестрели» [1]) и трактат XV века о музыке Тинкториса, капеллана сицилийского короля. Выяснилось, что визуальных образов, связанных с музыкой, в них нет. Тиражи книжных изданий XV века: 200 - 300 экземпляров, редко 500. Такое количество не могло влиять на формирование сознания общества.

Маклюэн считает, что существует зависимость между привычкой воспринимать информацию линейно (как строчки в книге) и восприятием пространства. Современный слушатель на концерте смотрит вперёд, на сцену, звук к слушателю идет по прямой траектории, линейно. До эпохи Гутенберга музыкальное пространство было организовано по-другому. «Играющий менестрель подстерегал публику в неожиданной точке. В феодальном замке это могли быть любые балконы, галерея, любая ниша, скрывающая менестрелей, сидения в углу, любой подиум или специально приготовленный помост, а то и сочетание нескольких таких акустически выгодных точек»1.

Первые нотные печатные сборники появились в начале XVI века. Наше внимание привлекли хоровые произведения Жанекена. Текст песни «Крики Парижа» представляет собой выкрики торговцев, предлагающих свой товар: «Пирожки, красное вино, сельди, дрова, горчица, старые башмаки, артишоки, молоко, груши, свекла, вишня, спички, миндаль, русские бобы, чётки, голуби, каштаны, рыба, овощи». Нам представилось, что образность

этого сочинения имеет источником живопись, вызывая ассоциации с натюрмортом, таким, например, как «Рыбная лавка» Снейдерса.

Вторая песня - «Битва при Мариньяно» - содержит множество изобразительных деталей: сигналы труб, бой барабанов, удары мечей, шум битвы. К началу XVI столетия батальный жанр в живописи пользовался популярностью. Имеются изображения и битвы при Мариньяно. Мы решили, что Жанекену они были известны, так как он работал при дворе Франциска I (короля, одержавшего победу в битве при Мариньяно) в тот же период, когда придворный художник Франсуа Клуэ писал портреты героев битвы.

Предположения, высказанные об этих сочинениях (влиянии на их создание визуальных образов), следовало тщательно проверить. Сначала мы выяснили, мог ли Жанекен видеть картины-натюрморты? Результат получили неожиданный: как самостоятельный жанр натюрморт сложился на 100 лет позже. Поэтому вероятнее, что Жанекен исходил всё-таки в создании «Криков Парижа» из слуховых впечатлений от возгласов торговцев.

Не всё так просто и с «Битвой при Мариньяно». В книге Ж.Тьерсо «История народной песни во Франции» упоминается исследование другого автора, который анализировал звукоподражания в солдатских песнях. Он пришёл к выводу, что они имитируют различные виды барабанной дроби, являющиеся военными сигналами. Для современного слушателя набор звуков в хоре Жанекена: «Фом, фом, фом, пати -пата-пата-пан» не несёт смысла, но французы XVI века, как оказалось, узнавали в них конкретный сигнал военного барабана, команду «сбор». Таким образом, и в «Битве при Мариньяно» Жанекен скорее вдохновлён звуком, чем картиной.

Этот момент исследования был принципиальным. Если бы удалось доказать, что музыка Жанекена базируется на визуальных образах, это опровергало бы положения теории Маклюэна, следовательно, и нашу гипотезу о возрастании визуальности в музыке параллельно процессу развития книгопечатания. Как известно, гипотезы утверждаются не столько количеством доводов в их пользу, сколько невозможностью найти противоречащие факты.

Расцвет риторики и ораторского искусства совпадает с подъёмом книгопечатания. К началу XVI века выпущено 12 миллионов книг. Цифра, на первый взгляд, впечатляет. Но сравним: в середине 50-х годов ХХ века только за один год выходило 4 800 000 000 книг.

Риторика, зародившаяся в античные времена, всегда присутствовала в культуре Средневековья. Первой напечатанной книгой была Библия. Но сразу стали издаваться и античные авторы: Цицерон, Ливий, Плавт, Лукиан. Причём в XV веке Библия издавалась 126 раз, а сочинения Аристотеля - 165 раз! Тем более возросло число изданных античных авторов в следующем столетии.

Риторика в этот период становится не только достоянием высокообразованных людей, но и проникает в жизнь простых горожан, особенно в экономически развитых странах, таких, например, как Нидерланды, где существовали учебные заведения - школы риторики. Риторика и для музыки XVI - начала XVIII века имела исключительное значение. Риторические фигуры в музыке представляют собой то же, что и украшения, тропы и различные способы выражения в риторике. Среди этих фигур имеются и такие, которые, обладают изобразительными свойствами.

Отношения музыканта и публики напоминают в этот период отношения оратора и слушателей. «Оратор» противопоставлен массе, таким образом, развивается личностное

начало. Эта позиция пока далека от «самовыражения», характерного в будущем для романтиков. Личностное начало проявляет себя с XVII века и в исполнительстве. Выделение солиста становится визуальным: он начинает занимать видные публике места, а оркестр и хор уходят на второй план.

С XVII столетия появляется много произведений с программой в современном понимании этого слова, выраженной в словесном подзаголовке. Интересны в этом отношении сонаты Кунау. Например, в сборнике «Библейские истории», в предисловии Кунау комментирует программы. Облик Саула в припадке безумия он представляет так: лицо искажено, глаза дико вращаются, изо рта идет пена (это визуальный образ - И.Я.).

Интересен для темы нашей работы и концерт Вивальди под названием «Протей, или Мир наизнанку». В его партитуре партия первой скрипки записана в теноровом и басовом ключах, а партия виолончели в скрипичном; согласно авторской ремарке, скрипка может исполнять соло виолончели и наоборот. Такая «игра» с исполнителями и публикой стала возможной благодаря процессу квантификации: звуки переведены в знаки (ноты), и, в свою очередь, разное визуальное прочтение нотного текста позволяет влиять на звучание.

Программность проявляла себя и в миниатюре. Эта тенденция ярко выражается в творчестве французских клавесинистов Куперена и Рамо. Но отношение современников к программной музыке в тот период было весьма неоднозначным.

В XIX веке в Англии была изобретена ротационная машина, которая при печати давала 12000 оттисков в час, что вызвало техническую революцию в издании книг. Книги и периодическая печать в XIX столетии значительно влияют на формирование сознания человека.

В отношении музыкальной выразительности композиторы-романтики выдвигали и теоретические идеи, связанные с визуальностью. Шуман считал, что музыка сильнее воздействует, если включает информацию, видимую глазом, заключённую в слове, «удачно выбранное название усиливает воздействие музыки». Берлиоз разработал целую теорию на этот счёт. Множество программных произведений с заголовками визуального характера имеется у Листа.

Вопрос формирования индивидуальности сознания, личности во многом связан с процессами коммуникации. Интересны результаты исследований африканских туземных племён, проведённые Каротерсом. Визуальное начало в сознании африканцев настолько неразвито, что они не способны воспринимать кино и живопись.

Передача опыта в «цивилизации письменно-печатной культуры» происходила параллельно развитию процесса книгопечатания. Сначала учились по рукописным книгам, и методы обучения включали некоторые принципы дописьменной эпохи. Знание понималось, как нечто уже существующее, изначально данное. Образованный человек - тот, кто может его усвоить. Большая роль отводилась заучиванию истин. Система доказательств сводилась к ссылкам на авторитеты.

С распространением книжной печатной продукции система обучения и усвоения информации меняется. Человек получает доступ к разным книгам, к множественности точек зрения, приобретает возможность выбора, накопления индивидуального опыта: происходит формирование индивидуальной личности.

В музыке это выражалось в создании сочинений, которые современникам представлялись оригинальными и новаторскими.

Важнейшей ступенью в развитии личностного начала в музыке явилась эпоха романтизма. В этот период происходит индивидуализация эстетических канонов.

Индивидуальность в исполнительстве выразилась и в том, что профессия музыканта-исполнителя стала самостоятельной, и интерпретируется музыка по-разному. Визуальность начинает себя проявлять и в театрализованных жестах, позах, эксцентричном поведении музыкантов на сцене (Лист, Паганини).

В творчестве импрессионистов значение зрительных впечатлений ещё более возрастает.

После импрессионистов музыкальное искусство подвергается воздействию новых изобретений в области коммуникации: радио, кино, интернет. Рождается электронная эпоха. В галактике Гутенберга наступает кризис. Но это отдельная большая тема, которая в исследовании не затрагивается.

Подведём итоги. Визуализация в музыке в эпоху галактики Гутенберга проявляется следующим образом:

1. насыщение образного строя музыки визуальностью, усиление значения программности;

2. сопровождение звучания реальными зрительными впечатлениями;

3. вовлечение музыки в процессы квантификации;

4. возрастание личностного начала в музыкальном творчестве;

5. организация пространства звучания музыки как линейного.

Цель данной работы представляется достигнутой. Мы воспользовались в ней системной аргументацией. Так учебник «Теория аргументации» определяет «обоснование утверждения путём включения его в хорошо проверенную систему утверждений или теорию». Но на окончательное решение всех вопросов мы не можем претендовать. Закончим наши заметки словами Лотмана: «Слово "понимание" коварно. Невольно навязывается представление, что это однократный исчерпывающий акт: понимание представляется как окончательное и безусловное знание. В действительности это путь в бесконечность».

Примечания

1. Сапонов М. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. - М., 2004. - С. 169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.