Научная статья на тему 'ОРГАН СКВОЗЬ ПРИЗМУ 800-ЛЕТИЯ КУЛЬТУРЫ НИЖНЕГО НОВГОРОДА'

ОРГАН СКВОЗЬ ПРИЗМУ 800-ЛЕТИЯ КУЛЬТУРЫ НИЖНЕГО НОВГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН / НИЖНИЙ НОВГОРОД / ИСТОРИЯ ОРГАНА / 800 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Скульская Заряна Александровна

В статье рассматривается развитие органного искусства в Нижнем Новгороде (Горьком), начиная с середины XIX века и до настоящего времени. Автор характеризует все органы, установленные в различных организациях города, выявляет значимые с точки зрения развития концертного органного исполнительства события и персоналии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGAN THROUGH THE PRISM OF THE 800TH ANNIVERSARY OF NIZHNY NOVGOROD CULTURE

The article examines the development of organ art in Nizhny Novgorod (Gorky) from the middle of the 19th century to the present day. The author characterizes all the organs installed in various organizations of the city, identifies events and personalities that are significant from the point of view of the development of concert organ performance

Текст научной работы на тему «ОРГАН СКВОЗЬ ПРИЗМУ 800-ЛЕТИЯ КУЛЬТУРЫ НИЖНЕГО НОВГОРОДА»

ОРГАННЫЕ ЧТЕНИЯ

Научная статья УДК 786.6

Орган сквозь призму 800-летия культуры Нижнего Новгорода

Музыкальн°е образование И наука. 2021. Скульская Заряна Александровна

№ 2 (15). С. 2-6 Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки,

Нижний Новгород, Россия, askulskiy@gmail.com

В статье рассматривается развитие органного искусства в Нижнем Новгороде (Горьком), начиная с середины XIX века и до настоящего времени. Автор характеризует все органы, установленные в различных организациях города, выявляет значимые с точки зрения развития концертного органного исполнительства события и персоналии.

Ключевые слова: орган, Нижний Новгород, история органа, 800 лет

2 Для цитирования: Скульская З. А. Орган сквозь призму 800-летия

культуры Нижнего Новгорода //Музыкальное образование и наука. 2021. № 2 (15). С. 2-6

ORGAN READINGS

Organ through the prism of the 800th

Original article

anniversary of Nizhny Novgorod culture

Music Education and Science. 2021. Skulskaya Zaryana A.

№ 2 (15). p. 2-6 Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, Nizhny Novgorod, Russia,

askulskiy@gmail.com

The article examines the development of organ art in Nizhny Novgorod (Gorky) from the middle of the 19 th century to the present day. The author characterizes all the organs installed in various organizations of the city, identifies events and personalities that are significant from the point of view of the development of concert organ performance. Key words: organ, Nizhny Novgorod, organ history, 800 years For citation: Skulskaya Z. A. Organ through the prism of the 800th anniversary of Nizhny Novgorod culture //Musical Education and Science. 2021. No. 2 (15). P. 2-6

© Скульская З. А., 2021

Нижнему Новгороду 800 лет — цифра загадочная и интригующая. Хочется не только зрительно оценить эту цифру, но и поразмышлять, что в ней заложено. Однако сколько ни пытайся вглядываться в это необозримое временное пространство, по-настоящему сможешь увидеть лишь то, что ближе всего расположено ко времени собственного существования.

Так, мы знаем точно, что началом развития органной культуры в Нижнем Новгороде следует считать середину XIX века. Именно в это время в городе строились иноверческие церкви, которые приобретали органы [1].

К концу XIX века в городе было 56 церквей. Среди них 5 иноверческих: армянский храм, мусульманская мечеть, синагога, католическая и лютеранская церкви. По их уставу только католическая и лютеранская имели органы. Возникновение и количество иноверческих церквей было связано с особенностями духовной жизни каждого города, его размером, численностью и составом населения.

Исторически сложилось так, что население Нижнего Новгорода было смешанным по национальному признаку и вероисповеданию. С конца XVШ столетия в городе проживали немцы, голландцы, испанцы, французы, а также австрийцы, поляки, греки, армяне и мусульмане. Каждая часть населения не православной веры хотела иметь свой храм для богослужения.

Польский костел возводился на Зеленском съезде в 60-е годы XIX века. Он был построен в стиле византийской часовни: в форме прямоугольника из красного кирпича, рельефы швов были побелены. Все украшения в ин-

терьере и снаружи были белого цвета: вход украшали колонны белого цвета, пол в церкви был сложен из белых известковых плит, на хорах стоял орган, белый цвет которого венчал собой ансамбль всех белых украшений церкви.

В рассказе «Ледоход» М. Горький вспоминал об органе польского костела: «Город, прилепившийся к горе, поет колоколами всех колоколен, поднятых в небо, словно белые трубы любимого мною органа в польском костеле». Этот орган фигурирует в описи имущества церкви за пятилетие с 1876 по 1881 гг. Священник Домбрович 9 июня 1907 года написал: «Церковный орган состоит из 9 регистров: 7 в виолине и 2 в педали; всего 516 труб деревянных и металлических. Все трубы помещаются в деревянном шкафу, выкрашенном белою масляною краскою с позолоченными украшениями. Мех один, находящийся в шкафу, в нижней его части. Клавиатура построена отдельно, впереди органа; клавиши обложены слоновой костью и черным деревом». Неудивительно, что в художественном воображении писателя возник образ органа с белыми трубами.

Первый орган католической церкви был не единственным. После переезда церкви в Холодный переулок в 1907 году в ней был установлен орган современной немецкой фирмы «Gebrüder Riger» («Братьев Ригер») с 2 ма-нуалами и педалью. Подобный орган с 2 мануалами, 18 регистрами и педалью со швеллером был в этот же год установлен в лютеранской (немецкой) церкви, располагавшейся на Большой Покровской улице в центре города. В этом районе исторически жили дворяне, отставные пол-

ковники и генералы, титулярные и надворные советники.

Лютеранская церковь стала ярким архитектурным явлением в Нижнем Новгороде. Она была красиво и удобно расположена, хорошо видна с далеких подступов. Возводилась она в 1821 году (а значит, в 2021-м ей было бы 200 лет) по проекту члена Петербургской строительной компании Бежанова и под контролем нижегородского архитектора Ефимова.

Интерьер церкви представлял собой двухсветный зал со сводчатым цилиндрическим потолком, деревянным полом. На высоте второго этажа — галерея. На хорах располагался орган не- 3 мецкой фирмы «Зауэр» XIX века.

Администрация иноверческих церквей проводила открытые органные концерты, получившие название «Духовные концерты». Они были платными, доступными для всех желающих без ограничений. Открытый характер их подтверждается наличием рекламы и рецензий в периодической печати. Программы концертов строились из сольных и ансамблевых органных сочинений (с певцами, инструменталистами). «На этих концертах публика не разговаривает, не аплодирует и не просит повторения, одним словом лишена возможности ощутительно высказать свое присутствие. Остается только музыка, чистое впечатление от музыки, оберегаемое святостью стен от всяких побочных впечатлений, раздражений от мелких и крупных досад» [1].

Органистом церкви был немец Иван Геншке. В его репертуаре были сочинения, характеризующие его профессиональную подготовленность: Бах — Прелюдия и фуга Ми-бемоль мажор

(крупное и виртуозное сочинение), Мендельсон — Сонаты соч. 65 № 1, 2 и 6. Кроме этого он играл музыку Гессе, Керубини, Листа, собственные пьесы. На один из концертов пресса отозвалась так: «Большая программа концерта была исполнена без перерыва. Однако, никакого утомления после 13 больших и малых духовных пьес не чувствовалось. Проникнутые религиозным чувством и религиозной мыслью, они доставили истинное наслаждение всем тем, кто ждет и ищет не развлечения только. Конечно слушателей было совсем немного» [1]. Это далеко не единичный пример из высказываний прессы, 4 характеризующей слушательскую аудиторию на концертах в Нижнем Новгороде. Вот еще пример: «Только ведь Бородиным, Скрябиным и другой серьезной музыкой господ нижегородцев не проймешь: за это вам могут поручиться концерты, собирающие всегда ничтожную кучку публики и дающие всегда убыток». Или вот реакция на идею создать в городе «Музыкальную газету»: «Что же, вещь не вредная, хотя и весьма рискованная в городе, где интересующихся музыкой можно по пальцам перечесть» [1].

В эти годы в городе не было консерватории. Музыканты, заканчивая музтехникум, уезжали в Москву или Санкт-Петербург для получения высшего образования. Отсутствие научно-образовательного центра, занимающегося не только воспитанием профессионалов-музыкантов, но и просто людей, умеющих с пониманием слушать музыку, было ощутимо.

В «Духовных концертах» лютеранской церкви обращает на себя имя Владимира Васильевича Дианина — местного композито-

ра, органиста, математика, изобретателя. В концертах он играл не только свою музыку, но и отрывки из оперно-симфонических произведений русских и зарубежных композиторов. В. Дианин был выходцем из интеллигентной семьи (отец — военный врач, профессор; брат отца — профессор химии; мать окончила дворянские Бестужевские курсы). После смерти отца, за отсутствием средств, не имел возможности окончить Санкт-Петербургскую консерваторию, в 1898 году приехал в Нижний Новгород. В его творчестве орган занимал определяющее место. Композитор продолжал традицию, которую в России заложил Глинка — трактовать орган как многокрасочный инструмент, равный оркестру. Ди-анин — родственник Бородина, переписывался с выдающимися людьми: композитором Н. А. Рим-ским-Корсаковым, поэтом Игорем Северяниным, государственным деятелем, писателем и искусствоведом А. В. Луначарским и др.

Музыка интересовала его не только как искусство, но и как наука: он занимался проблемами «светомузыки», «цветомузыки», изобрел прибор «Хромофон», воспроизводящий на экране изображение музыкальной композиции в виде общего тона.

Умер Дианин в нищете больным одиноким человеком, словно его судьба не вместилась в форму, предложенную временем.

Сквозь цифру 800 особый радужный свет излучает цифра 125 лет — юбилей Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года. Это событие неординарно не только для Нижнего Новгорода. Оно перевернуло в сознании нижегородцев все их веками устоявшиеся представления. Выставка всколыхнула

всю общественную жизнь города. Она продемонстрировала, как должен быть устроен современный город с учетом достижений цивилизации: это должен быть город со своей администрацией, полицией, водопроводом, железной дорогой и электричеством. Так выглядела выставка, которая протянулась на многие километры и заняла Канавинский район Нижнего Новгорода.

Еще одним ее важным результатом стало то, что именно на этой выставке инструмент, судьба которого волновала в XIX веке многих музыкальных деятелей России, впервые заявил о возможности исполнения не только духовной музыки в условиях храма, но и музыки светской на сцене концертного зала. Специально построенный концертный зал на 900 мест представлял собой необычное сооружение. Он был выстроен по проекту архитектора Л. Н. Бенуа. «.. .размеров он (зал) небольших. Внешность ничем особенным не выдается и его специальное отличие состоит лишь в том только, что с главного подъезда виднеются бюсты композиторов — М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, да кроме того аллегорические изображения муз под верхним карнизом», а также «по главному фасаду богато раскинутые открытые лестницы. В зале двойной свет, кроме партера есть амфитеатр и места распределены для слушателей очень удобно. Пол сделан покато к эстраде, как в театре. Акустика очень хорошая: из всех мест и углов музыку слышно отчетливо, ясно» [1].

Вся мебель в этом зале, кроме царской ложи, была венская. Фирма «Walker» из Риги доставила в концертный зал громадный орган.

В качестве органиста, а также ответственного лица за устройство музыкальной части на выставку был приглашен Войцех Иванович Главач — обрусевший чех, петербургский органист, композитор, известный в России и за рубежом дирижер. Его имя поначалу ничем особенным не выделялось. Оно и до сих пор незаслуженно остается в тени. На выставке Главач со своим большим симфоническим оркестром, состоявшим из 50 музыкантов (Нижний такого оркестра еще не знал), сыграл около ста концертов популярной и классической музыки.

В. Главач сыграл на выставке пять концертов с участием органа. Громадный дирижерский репертуар, дар композитора и великолепное знание специфики органа как инструмента — та основа, на которой рождались его своеобразные органные переложения. К тому же во всех программах проявилась его любовь к созданию необычных ансамблей с участием органа. Репутация органиста В. Главача от концерта к концерту приобретала смысл и масштаб органиста-артиста. Прямо на глазах у слушателей он ломал все устоявшиеся традиции «духовных концертов», прокладывая путь к светскому органному музицированию. Он не обращал внимания ни на недоумевающую прессу, ни на то, как его воспринимают вокруг, так как его поведение на сцене и репертуар были иными, чем в церкви.

Благодаря выставке не только возрос интерес к Нижнему Новгороду в русском обществе, но и сами нижегородцы задумались о судьбе своего города, о его будущности. Выставка продемонстрировала все выдающиеся успехи в промышленности и в

области культуры на рубеже веков. Русская культура в это время устремилась за пределы России, чтобы преодолеть национальную замкнутость с помощью европейских контактов, а также расширить свою «европейскость» приобщением к мировой музыкальной культуре, в частности, через традиции органной музыки. Не случайно на выставке звучали имена М. Врубеля, В. Гла-вача, Ф. Шаляпина. Мир узнал А. Блока, Н. Бердяева, И. Бунина, русскую музыку от М. Глинки до А. Скрябина, художников «Мира искусства», русский балет (через дягилевские «Русские сезоны» и выставки в Париже). Не случаен также выбор фирмы «Валькер» — наиболее популярной в то время органной фирмы в России, применявшей при постройке органов новейшие изобретения и усовершенствования. Своих больших органов в России не строили, но купить можно было орган любой величины и устройства в магазинах у П. Юргенсона, у Циммермана, в фирме «Мозер и Блессинг», «Брюггер и Фуртвенглер». Все сказанное свидетельствует о том, что Россия на рубеже XIX и XX веков была вполне благополучной страной.

В грандиозной юбилейной дате пролетарского прошлого Нижнего Новгорода не могли не отразиться «кровавые дни» и разрушительные революционные события: погибала прежде всего культура — самая хрупкая и не защищенная часть духовной жизни города. Закрывали и ломали церкви. Их руины, опустевшие колокольни, разбитые окна и распахнутые двери, словно пустые глазницы смотрели на сошедший с ума мир и вопили о страшном сокрушительном

несчастье, постигшем Россию в целом и Нижний Новгород, в частности.

В 50-е годы XX столетия, когда отгремели все войны и утихли революции, в годы мирного строительства была уничтожена Лютеранская церковь — архитектурное украшение Большой Покровской улицы. Служители церкви завещали: «самое ценное <...> — орган, который следует передать в консерваторию (муз-техникум)». Это ходатайство, адресованное в Свердловский райсовет, выполнено не было. Три органа пропали бесследно (орган в польском костеле, орган в Римско-католической церкви фирмы «Gebrüder Riger» (Брать- 5 ев Ригер) и орган фирмы «Sauer» (Зауэр) из Лютеранской церкви).

В эти годы уже работала Горь-ковская государственная консерватория им. М. И. Глинки. Она открылась после войны в 1946 году. Музтехникум существовал с XIX века. Почему же органы не попали ни в одно музыкальное учебное заведение? Вопрос риторический. Шли годы разрухи и бедности. Культовые здания, которые сохранились, приспосабливались для нужд города. Для консерватории, в частности, перестроили Главный архиерейский дом с домовой церковью. Концертный зал консерватории — это перестроенная Крестовая церковь. Орган фирмы «Alexander Schuke» (г. Потсдам, Германия) был установлен в 1960 году в алтарной части этой церкви.

Концертный орган в 75-летнем юбилее Нижегородской консерватории занимает 60 лет своего счастливого времени. На нижегородскую землю этот орган попал совершенно случайно: от него отказался один из москов-

ских вузов. При оперативных действиях ректора консерватории, профессора Домбаева Г. С. и при содействии председателя Комитета по органостроению при Министерстве культуры СССР — профессора Московской консерватории Ройзма-на Л. И. удалось переадресовать орган из Москвы в г. Горький.

Концертный орган выполнен в традиции эпохи барокко. Он имеет 3 мануала, педаль, 2349 труб и механическую трактуру. На таких органах играл Бах, его предшественники и современники 300400 лет тому назад. Орган установлен в концертном зале консерватории 22 октября 1960 года.

6 Через четыре года, в 1964 году, та же фирма установила учебный орган с 2 мануалами, педалью и 12 регистров. Руководителем органного класса, первым исполнителем с профессиональным высшим образованием (Московская консерватория) стала Галина Ивановна Козлова.

Установка концертного органа в Горьковской (ныне Нижегородской) консерватории совпала с мощным европейским движением («Orgelbewegung») за возрождение классических традиций в исполнительстве и органостроении. Началась реставрация уцелевших органов в Москве, Петербурге, Прибалтике и строительство новых органов. Органы в СССР устанавливали в основном в столичных городах. Оперативное вмешательство ректора Домбаева Г. С. и переадресация органа из Москвы в Горький имеет историческое значение: орган был установлен в нестоличном городе. Установка органа и последующее начало

органного образования поставило Горький в один ряд с Москвой и Петербургом. Нижегородская консерватория за 75 лет стала не только научно-образовательным, но и культурно-просветительным центром Нижнего Новгорода. Особую дополнительную популярность у нижегородцев консерватория приобрела благодаря установке концертного органа.

Как бы случайно появился орган и в Нижегородском музыкальном училище им. М. И. Балакирева. 15 лет назад орган немецкой фирмы «Walker» был безвозмездно передан училищу профессором из Санкт-Петербурга, органистом Д. Ф. Зарецким. Это исторический инструмент, хотя и небольшой, с 2 мануалами, педалью, 9 регистрами. Он установлен в концертном зале училища. На нем ведется обучение студентов и самобытная концертная деятельность с участием органа.

Концертные возможности органа были доказаны в течение XX столетия громадным количеством музыки, написанной для этого многострадального и замечательного инструмента композиторами всех стран. Лучшие концертные залы XXI века во всем мире, включая Россию, давно уже не мыслят своего существования без органов в интерьере: Гевандхауз (г. Лейпциг), Кёльнская филармония, залы Японии, Франции, Германии, Испании, Швеции, Дании. Теперь лучшие современные органы конкурируют между собой не в храмах, а в концертных залах.

Почтенный возраст города, который подчеркнут величественной датой 800-летия со дня рождения, предполагает не

только поздравления, но и самые лучшие пожелания, как одному из самых крупных и влиятельных городов России, от нижегородцев — установить большой современный концертный орган, который уже дважды напрашивался в наш город: первый, словно мираж, появился на одно лето и исчез (на выставке 125 лет назад в 1896 году); второй — проект органа фирмы «Alexander Schuke» с 70 регистрами, 4 мануалами, педалью и другими современными устройствами — не был установлен в Кремлевском концертном зале филармонии Нижнего Новгорода из-за неблагоприятной акустики. Орган был заказан фирме в 1968 году Комитетом по органостроению Министерства культуры СССР. Необходимые работы по улучшению наполнения звуком зала подробно изложены в документе — отчете Ганса Иоахима Шуке для Нижегородской филармонии. Прошло уже 53 года. «В России надо жить долго?!»

Список источников

1. Скульская З. А. Органный век: Ни-жегор. альбом. Н. Новгород: Ниж-полиграф, 1996. 40 с.

Информация об авторе

З. А. Скульская — профессор, заведующая секцией органа и клавесина, заслуженная артистка Российской Федерации, лауреат премии Нижнего Новгорода

Information about the author

Z. A. Skulskaya — Professor, Head of the Organ and Harpsichord Section, Honored Artist of the Russian Federation, laureate of the Nizhny Novgorod Prize

Статья поступила в редакцию 10.10.2021; одобрена после рецензирования 12.10.2021; принята к публикации 12.12.2021. The article was submitted 10.10.2021; approved after reviewing 12.12.2021; accepted for publication 12.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.