Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА А. В. НЕЖДАНОВОЙ НА ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ-СОВРЕМЕННИКОВ'

ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА А. В. НЕЖДАНОВОЙ НА ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ-СОВРЕМЕННИКОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. В. НЕЖДАНОВА / СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ / БОЛЬШОЙ ТЕАТР / МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Конасова Дарья Дмитриевна

В статье автор рассматривает вопрос влияния искусства Народной артистки СССР, солистки Большого театра Антонины Васильевны Неждановой на творчество современных ей композиторов; характеризует профессиональную позицию певицы по отношению к авторам музыки как сотворчество, показывает ценность и значимость совместной работы исполнительницы и композиторов для русской музыкальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Конасова Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF A. V. NEJDANOVA'S ART ON THE WORK OF CONTEMPORARY COMPOSERS

In the article, the author examines the question of the influence of the art of the People's Artist of the USSR, soloist of the Bolshoi Theater Antonina Vasilyevna Nejdanova on the work of composers; characterizes the professional position of the singer in relation to the authors of music as co-creation, shows the value and significance of the joint work of the performer and composers for Russian musical culture.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА А. В. НЕЖДАНОВОЙ НА ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ-СОВРЕМЕННИКОВ»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО И ПЕДАГОГИКА

Научная статья УДК 78.071.1

Влияние искусства А. В. Неждановой на творчество композиторов-современников

Музыкальн°е образование И наука. 2021. Конасова Дарья Дмитриевна

№ 2 (15). с 74-77 Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки,

Нижний Новгород, Россия, dariaopera22@yandex.ru

В статье автор рассматривает вопрос влияния искусства Народной артистки СССР, солистки Большого театра Антонины Васильевны Неждановой на творчество современных ей композиторов; характеризует профессиональную позицию певицы по отношению к авторам музыки как сотворчество, показывает ценность и значимость совместной работы исполнительницы и композиторов для русской музыкальной культуры.

Ключевые слова: А. В. Нежданова, сольное пение, Большой театр, 74 музыка

Для цитирования: Конасова Д. Д. Влияние искусства А. В. Неждановой на творчество композиторов-современников //Музыкальное образование и наука. 2021. № 2 (15). С. 74-77

MUSICAL PERFORMANCE AND PEDAGOGY

The influence of A. V. Nejdanova's art

Original article

on the work of contemporary composers

Music Education and Science. 2021. Konasova Darya D.

№ 2 (15). p. 74-77 Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, Nizhny Novgorod, Russia,

dariaopera22@yandex.ru

In the article, the author examines the question of the influence of the art of the People's Artist of the USSR, soloist of the Bolshoi Theater Antonina Vasilyevna Nejdanova on the work of composers; characterizes the professional position of the singer in relation to the authors of music as co-creation, shows the value and significance of the joint work of the performer and composers for Russian musical culture. Key words: Nejdanova, solo singing, Bolshoi Theater, music For citation: Konasova D. D. Played by Jean Langle. The influence of A.V. Nejdanova's art on the work of contemporary composers // Musical Education and Science. 2021. No. 2 (15). 74-77

© Конасова Д. Д., 2021

Вокальное искусство и личность Антонины Васильевны Неждановой оказали заметное влияние на творчество современных ей композиторов, таких как С. В. Рахманинов, Н. А. Рим-ский-Корсаков, Р. М. Гли-

эр, М. М. Ипполитов-Иванов, Ц. А. Кюи, Н. С. Голованов, А. С. Аренский, А. Т. Гречанинов, С. Н. Василенко. Слыша ее прекрасный голос, мягкий тембр, восхищаясь ее вокальным мастерством, они писали свои произведения, рассчитывая на безупречное исполнение Неждановой, на то, что она сумеет передать слушателям глубину их музыкальных замыслов. Ее глубокая профессиональная заинтересованность позволила композиторам работать в сотрудничестве с певицей, наилучшим образом решая при сочинении произведений задачи написания вокальной партии наиболее удобно для исполнителя: композиторы советовались с Неждановой при выборе тональности, определении тесситуры, в вопросах дыхания, нюансировки, мелодии, строения фразы. Некоторые произведения композиторы прямо посвящали Неждановой, будучи уверенными, что ее пение будет фактически созданием исполнительского шедевра, наилучшим воплощением их музыки. Благодаря возможности такого сотворчества русская музыкальная культура обогатилась прекрасными произведениями камерного и оперного репертуара для лирико-колоратурного сопрано.

Наиболее заметное влияние оказала Антонина Нежданова на творчество Николая Семеновича Голованова, который был не только ее супругом, но и, начиная с 1919 года и до конца жизни

Антонины Васильевны (1950), ее постоянным аккомпаниатором. Николай Семенович посвятил Неждановой следующие романсы: «Зюлейка плачет» на стихи Петра Потемкина (1914), «К Пречистой» на стихи Татьяны Щепкиной-Куперник (1917), «Он шел путем» на ст. Федора Соллогуба (1916-1919), «Что такое греза» на ст. Игоря Северянина (1918). Сам он писал: «Мне посчастливилось быть ее постоянным аккомпаниатором, много работать с ней, и поэтому я знаю все тонкости ее исполнения» [1, 338]. Николай Семенович выделял несколько свойств, характеризующих пение А. Неждановой: исключительную легкость звукообразования, очаровательный тембр, «большой диапазон, ровно звучащий во всех регистрах», «необычайно длинное ровное дыхание», «естественную, непринужденную» дикцию, «врожденное чувство формы» музыкального произведения, «безупречную интонацию и ритмичность», «настоящий художественный темперамент без надрыва». Благодаря этим качествам пения Неждановой Голованов мог обращаться к наисложнейшим стихам таких поэтов, как Игорь Северянин, А. А. Ахматова, А. С. Пушкин, не только передавая свой замысел через технически, фактур-но и гармонически сложный аккомпанемент, но и используя замысловатую мелодику и ритмические сложности для вокальной партии. Ансамбль Неждановой и Голованова как певицы и аккомпаниатора был безупречен, ведь это было неотъемлемой частью их совместной жизни.

Помимо посвященных лично Неждановой певица исполня-

ла порядка двадцати романсов Н. С. Голованова. Сохранились записи романсов в исполнении Неждановой «Свеж и душист твой роскошный венок» на ст. А. А. Фета, «Юноша и дева» на ст. А. С. Пушкина, сделанные в 1939 году. Голованов создавал для выступлений Неждановой переложения сопровождений многих романсов для трио — скрипки, виолончели и фортепиано, и для дуэта — виолончели и фортепиано. Кроме того, он обрабатывал народные песни разных национальностей специально для Антонины Васильевны. Нежданова «напевала» народные песни, а Голованов записывал их с ее голоса. На рукописи обработки 75 русской народной песни «Эх, да надоели, надоели ночки, да наскучили», сделанной Головановым, указано: «Тема сообщена А. В. Неждановой».

Вот список народных песен в обработке Голованова, которые исполняла Антонина Васильевна: норвежская н. п. «Русалка» (1942-1944); украинские «Ой, джигуне, джигуне», «Чумароч-ка рябесенька» (1929-1946), татарская «Аромат степной, душистый», белорусские «Не секи ты, батюшка» (1918), «Ой, уродилась сильна, буйна ягода в бору», «Полыночек», «Через сад-виноград», «Что за месяц, что за ясный» (1929-1946), русские «Вечерком за речкою», «Зачем тебя я, милый мой, узнала», «Как за горенкой», «На том бережку Дуная», «Ноченька», «Подуй, подуй, эх, непогодушка», «Потеряла я колечко», «Прощай, радость», «Сережа-пастушок», «Сохнет, вянет по полюшке тра-вонька», «У зари-то, у зореньки», «Что пониже было города Саратова», «Что не в озере вода» (1923-1950).

Сергей Васильевич Рахманинов также писал музыку для Неждановой. Но, в отличие от Голованова, который стремился передать сложность стиха в музыке, используя соответствующие выразительные средства, Рахманинов показывал именно красоту голоса Неждановой. Он писал музыку мелодичную, рассчитывая на льющийся голос певицы, словно летящий сквозь время, полагаясь при этом на ее исполнительское мастерство, на способность владеть дыханием, нюансировкой во фразе, постоянное протяжное legato, большой диапазон с ровным тембром. Пример плодотворного сотруд-76 ничества между замечательной русской певицей и гениальным русским композитором представляет собой история создания «Вокализа» Рахманинова (соч. 34 № 14), посвященного Неждановой. Совместно оговаривалась тональность, так как изначально композитор писал в тональности es-moll, но певицей была предложена и окончательно принята композитором тональность cis-moll. Артистка понизила тональность для свободы звучания и наибольшей выразительности исполнения. Неоднократно Нежданова исполняла «Вокализ» под аккомпанемент самого автора. В таком же стиле и голосовой подаче звучания Рахманинов представлял ее в партии Франчески в опере «Франческа да Римини». Музыку в партии Франчески Рахманинов сочинял, предполагая, что она будет исполняться Антониной Васильевной, рассчитывая на чистое, полетное звучание голоса Неждановой, полного глубокого чувства, на ее умение свободно владеть дыханием. Под руководством Рахманинова Нежданова готовила пар-

тию Франчески для премьеры в Большом театре, но, к сожалению, от участия пришлось отказаться в связи с необходимостью петь в тот же вечер партию Царицы ночи в опере В. А. Моцарта «Волшебная флейта», а замены певице не нашлось. Арию Франчески «Пусть не дано нам знать лобзаний» Антонина Васильевна неоднократно включала в концертную программу.

Композитор Рейнгольд Мо-рицевич Глиэр высоко ценил вокальное мастерство Неждановой, написав и посвятив ей следующие романсы: «Взор твой безмолвен» на стихи Мирры Лохвицкой (1926), «Русалка» на стихи Константина Бальмонта (1911). При исполнении романса «Русалка» от певицы требуется умение исполнять сложные интонационные обороты, мастерски владеть исполнением штрихов и нюансов, длинным дыханием.

В 1916 году Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов посвятил Неждановой «Четыре провансальские песни» на стихи Поля Верлена: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Также Михаил Михайлович вверил Антонине Неждановой исполнение партии Герды на премьере его оперы «Оле из Норланда» 8 ноября 1916 года. Партия Герды писалась Ипполитовым-Ивано-вым для лирического сопрано, но специально для Неждановой Михаил Михайлович написал сложную высокую по тесситуре колоратурную арию.

Цезарь Антонович Кюи посвятил Неждановой свой романс «Румяной зарею» на стихи Александра Пушкина (1907-1908).

В процессе работы над новыми вокальными сочинениями к Антонине Васильевне обраща-

лись за советами и другие композиторы-современники.

Антон Степанович Аренский лично аккомпанировал свои сочинения Неждановой и в ходе творческого процесса исправлял свои романсы так, чтобы вокальная партия была удобна для вокалиста-исполнителя и ярко передавала художественную мысль.

Николай Андреевич Рим-ский-Корсаков писал партию Шемаханской Царицы в опере «Золотой Петушок» с учетом технического владения Антониной Неждановой голосом и ее умения исполнять сложные интонационные обороты, длинные фразы на одном дыхании в высокой тесситуре. Также Н. А. Рим-ский-Корсаков использовал в партии Шемаханской Царицы крайние высокие ноты большой длительности, например, е третьей октавы, которое длится три такта (на словах «жениха» на стр. 170 в клавире редактора Н. Богданова, 1977). 6 ноября 1909 года в премьере Большого театра именно Нежданова с огромным успехом исполнила Шемаханскую Царицу в опере «Золотой петушок».

Сергей Никифорович Василенко советовался с Антониной Васильевной, когда создавал вокальный цикл «Маорийские песни» для высокого сопрано на стихи Константина Бальмонта. 11 февраля 1917 года Антонина Васильевна блестяще исполнила этот цикл в симфоническом концерте под управлением самого композитора.

Александр Тихонович Гречанинов обращался за советами к А. В. Неждановой по поводу вокальной партии в своих сочинениях, в частности партии Забавы в опере «Добрыня Никитич». Эту партию Нежданова исполни-

ла 14 октября 1903 года на премьере оперы.

Рассмотрев примеры сотрудничества Антонины Васильевны Неждановой с композиторами-современниками, можно сделать вывод, что она была не просто рядовым исполнителем музыкальных сочинений, но сотрудничая с авторами, участвовала в создании этих сочинений и тем самым повлияла на появление целого пласта рус-

ской музыки. Результаты исследования, пока еще далеко не полного, показывают, что композиторами-современниками создано двенадцать романсов с посвящением А. В. Неждановой. Оперы Гречанинова «Добрыня Никитич», Римского-Корсакова «Золотой Петушок», Ипполито-ва-Иванова «Оле из Норланда», Рахманинова «Франческа да Ри-мини» существуют во многом благодаря творчеству и высочай-

шему мастерству Неждановой. Целый ряд музыкальных произведений для лирико-колоратур-ного сопрано был создан русскими композиторами под влиянием и при участии Антонины Неждановой. В этом ее заслуга и ее бессмертие.

Список источников

1. Николай Голованов и его время. Кн. 1. Челябинск: Авто Граф, 2017. 536 с.

77

Статья поступила в редакцию 01.10.2021; одобрена после рецензирования 10.10.2021; принята к публикации 14.12.2021. The article was submitted 01.10.2021; approved after reviewing 10.10.2021; accepted for publication 12.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.