Психологические науки список научных статей
-
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ
В статье рассматриваются основные подходы к формированию психологической компетентности учителя. Психологическая компетентность признается ресурсом профессиональной успешности современного педагога. Экспериментально доказано, что на формирование психологической компетентности влияет личность...
2022 / Калашникова Марина Борисовна -
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ЗНАЧИМЫЙ РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ ПЕДАГОГА
В статье проанализированы причины актуальности феномена «профессиональное долголетие». Профессиональное долголетие педагога является основой профилактики эмоционального, профессионального выгорания, минимизации психологических рисков профессиональной деятельности. Наиболее остро возникает...
2022 / Кольчугина Наталья Ивановна, Шмелева Елена Александровна, Кисляков Павел Александрович, Иванова Елена Васильевна -
ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные технологии виртуальной реальности (ВР) рассматриваются в качестве эффективного инструмента учебно-воспитательного процесса при реализации непрерывного образования. В результате исследования с использованием современных шлемов vive было установлено, что коррекционные и развивающие...
2022 / Селиванов Владимир Владимирович -
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 1–4 КУРСОВ
Рассматриваются аспекты феномена профессиональной направленности и профессионального типа личности, приводятся данные эмпирического исследования профессионального типа личности студентов-психологов 1–4 курсов
2022 / Полещук Юлия Анатольевна -
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В статье раскрыты аспекты информационной и информационнопсихологической безопасность в образовательной среде. Информационно-психологическая безопасность в образовательной среде рассматривается как некое условие и навыки самой личности, которые обеспечивают ей безопасно-надежное...
2022 / Сонин Александр Анатольевич -
ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ ПЕДАГОГОМ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В статье рассматривается проблема выражения эмоций педагогом и обучающимися в условиях их дистанционного взаимодействия. Констатируются дефициты, связанные со спецификой цифровой коммуникации. Описываются результаты эмпирического исследования (общий объем выборки 2063 респондента) проявлений...
2022 / Воробьева Ирина Владимировна, Кружкова Ольга Владимировна, Матвеева Алена Игоревна -
ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ С ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОСТИНОЙ
В статье рассматриваются вопросы позитивной профилактики девиантного поведения детей и молодежи. Представлены результаты исследования, уделяется внимание разработке проекта в условиях театрально-психологической гостиной, направленного на психопрофилактику зависимостей в молодежной среде,...
2022 / Декина Елена Викторовна -
ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Данное исследование посвящено изучению личностной направленности как показателя уровня развития профессионального самосознания старшеклассников. По результатам проведенного констатирующего эксперимента автор делает вывод о том, что качественное содержание и временная локализация личностных мотивов...
2022 / Зайченко Наталья Валерьевна -
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СПОСОБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К САМОУПРАВЛЕНИЮ В ОБЩЕНИИ
В статье представлены результаты эмпирического исследования коммуникативной способности старшеклассников к самоуправлению в общении (n=207), проведенного в 2020 г. на школьниках г. Владимира (n=62) и в 2022 г. в г. Владимир (n=70) и г. Самара (n=75). Установлено, что высокий уровень развития...
2022 / Лидская Элеонора Викторовна, Мдивани Марина Отаровна -
ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
В статье представлен сравнительный анализ показателей семейного самоопределения студентов, обусловленных влиянием таких личностных факторов, как структура ценностных ориентаций, нравственные ориентации личности и степень выраженности ответственности на разных этапах возрастного развития. Выделены...
2022 / Мерзлякова Светлана Васильевна, Бибарсова Надия Витальевна -
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ
Настоящая работа своей целью ставит рассмотрение особенностей отношений учащихся с преподавателями с позиций диалектического подхода, который основан на понимании субъекта как саморазвивающейся системы (Э.В. Ильенков, А.С. Арсеньев, В.С. Библер и др.). Реализуемый подход исходит из понимании...
2022 / Овчинникова Татьяна Николаевна -
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА ОБУЧАЮЩИХСЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Обсуждаются особенности видения (социальных представления) людей (в том числе, обучающихся в вузе) о перспективах своей профессионально-трудовой жизни с 20 до 65 лет в ситуациях работы в России и за рубежом. Рассматриваются ресурсы и динамика профессионализма в его позитивных (обучаемость,...
2022 / Ольхов Владислав Юрьевич, Сизова Лариса Александровна, Тихомиров Михаил Юрьевич, Толочек Владимир Алексеевич -
СТИЛИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК «ЕДИНИЦЫ» ПОЛИСУБЪЕКТНОЙ ОБЩНОСТИ «СУБЪЕКТ–СУБЪЕКТ»
Обсуждаются результаты изучения стилей делового общения (СДО) сотрудников разных организаций (коммерческих, государственных). Показано, что в социально-психологическом пространстве взаимодействия людей устойчиво выделяются шесть типовых стилей.
2022 / Вильчес-Ногерол Вероника Валерьевна -
«ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ» КАК ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
В статье представлено описание новой учебной дисциплины «Практикум по психологии профессионального здоровья» для студентов магистратуры, обучающихся на факультете психологии СПбГУ. В рамках данной дисциплины применяются следующие технологии активного обучения: «перевернутый класс», персонализация...
2022 / Гофман Ольга Олеговна, Водопьянова Наталия Евгеньевна -
ПЕДАГОГИ И ПСИХОЛОГИ КАК ВОЛОНТЕРЫ В РАБОТЕ С ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье представлен анализ психологического исследования по проблеме социально-психологических особенностей подготовки волонтеров, взаимодействующих с лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), рассмотрены индивидуально-психологические особенности педагогов и психологов (в статье –...
2022 / Гукасова Марина Павловна -
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ СТУДЕНТОК
В статье раскрывается проблема формирования психологической готовности материнству в образовательном процессе. Представлены психолого-педагогические условия и выделены модели формирования психологической готовности материнству у студенток.
2022 / Захарук Наталья Сергеевна -
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОВРЕМЕННЫЕ ДИСКУРСЫ
В статье представлены основные направления отечественных и зарубежных исследований в области психологических ресурсов пространственной среды профессиональной деятельности. В качестве современных тенденций выделяются экопсихологический вектор, рассмотрение пространственной среды как поддерживающего...
2022 / Панюкова Юлия Геннадьевна, Панюков Александр Иванович, Рева Алина Рустамовна -
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И РЕГУЛЯТОРНО-ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ ВО ВРЕМЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
В статье приведены результаты сравнительного анализа взаимосвязей показателей психических состояний и регуляторно-личностных свойств студентов-математиков первого и четвертого курсов во время семинарских занятий. Было выявлено, что, несмотря на большую разницу в количестве взаимосвязей показателей, ...
2022 / Халфиева Алиса Рамилевна -
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье представлены результаты исследования психологических факторов готовности педагогов к инновационной деятельности. Выявлены взаимосвязи между готовностью педагогов к инновационной деятельности и такими психологическими факторами как толерантность к неопределенности, мотивация к успеху,...
2022 / Черчес Татьяна Евгеньевна, Савельева Анастасия Михайловна -
РЕСУРСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
Авторами статьи выделены ведущие группы внутренних факторов психического выгорания. Представлены результаты пилотного исследования внутренних факторов выгорания, в котором приняли участие представители разных профессий, включая педагогов. Обозначены пути укрепления внутренних ресурсов педагогов для ...
2022 / Агафонова Светлана Валентиновна, Агафонова Алёна Сергеевна