Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
186
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / образование / образовательная среда / безопасность / информационная безопасность / аспекты информационной безопасности в образовательной среде / психологические аспекты информационной безопасности в образовательной среде / students / education / educational environment / security / information security / aspects of information security in the educational environment / psychological aspects of information security in the educational environment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сонин Александр Анатольевич

В статье раскрыты аспекты информационной и информационнопсихологической безопасность в образовательной среде. Информационно-психологическая безопасность в образовательной среде рассматривается как некое условие и навыки самой личности, которые обеспечивают ей безопасно-надежное информационно-психологическое пространство от намеренных или ненамеренных угроз. Дан анализ индивидуально-личностным характеристикам и представлениям студентов об информационно-психологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INFORMATION SECURITY SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL SPACE

The article reveals aspects of information and information-psychological security in the educational environment. Information and psychological security in the educational environment is considered as a certain condition and skills of the individual himself, which provide him with a safe and reliable information and psychological space from intentional or unintentional threats. The analysis of individual-personal characteristics and ideas of students about informational-psychological safety is given.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

Вовлечение преподавателей с активной позицией из числа новаторов в научно-исследовательскую работу по разработке дидактических основ цифрового образования расширит горизонт их профессиональной деятельности, будет способствовать их личностно-профессиональному развитию.

Безусловно, необходима неформальная организация вузовской и вневузовской системы повышения квалификации ППС по курсу «Электронная образовательная среда: информационные технологии в образовательном процессе», модернизация учебно-материальной базы средствами информационного обеспечения.

Литература

1. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Особенности применения информационных технологий для обеспечения деятельности вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2013. Т. 10. №2. C. 22-28.

2. Дудина М.Н. Феномен неопределенности: психолого-педагогический аспект // Человек в условиях неопределенности: Сб. науч. трудов в 2-х т. / Под общ. и науч. ред. Е.В. Бакшутовой, О.В. Юсуповой, Е.Ю. Двойниковой. - Т. 2. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2018. - С 23-30.

3. Лопатик Т.А. Развитие профессиональных качеств педагога в информационно-образовательном пространстве // Сборник статей «Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты» / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Изд-во «Перо», 2018. - С. 130-133.

4. Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию: сборник статей / Под ред. Л.М. Митиной. - М: Психологический институт РАО, 2021. - 356 с.

5. Селезнева М.В. Профессионально-психологические проблемы преподавателей в информационной образовательной среде вуза // Сборник статей «Наука - образование - профессия: системный личностно-развивающий подход» / Под общ. ред. Л.М. Митиной. - М.: Изд-во «Перо», 2019. - С. 384-387.

6. Управление качеством образовательной деятельности / Под ред. Н.В. Тихомировой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 511 с.

7. Canillo C., Flores M.A. COVID-19 and teacher education: a literature review of online teaching and learning practices // European Journal of Teacher Education. 2020. Vol. 43, Issue 4. P. 466-487.

8. Mumtaz Sh. Factors affecting teachers' use of information and communications technology: a review of the literature // Journal of Information Technology for Teacher Education. 2000. Vol. 9, Issue 3. -P. 319-342.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Сонин Александр Анатольевич (Москва, Россия) ФГБУ «ФЦТ» Заместитель начальника управления информационной безопасности, audi1412009@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрыты аспекты информационной и информационно-психологической безопасность в образовательной среде. Информационно-психологическая безопасность в образовательной среде рассматривается как некое условие и навыки самой личности, которые обеспечивают ей безопасно-надежное информационно-психологическое пространство от намеренных или ненамеренных угроз. Дан анализ индивидуально-личностным характеристикам и представлениям студентов об информационно-психологической безопасности.

Ключевые слова: студенты, образование, образовательная среда, безопасность, информационная безопасность, аспекты информационной безопасности в образовательной среде, психологические аспекты информационной безопасности в образовательной среде.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INFORMATION SECURITY SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL SPACE Sonin Alexander Anatolyevich (Moscow, Russia) Federal State Budgetary Institution FCT Deputy Head of Information Security Department, audi1412009@yandex.ru

Annotation. The article reveals aspects of information and information-psychological security in the educational environment. Information and psychological security in the educational environment is considered as a certain condition and skills of the individual himself, which provide him with a safe and reliable information and psychological space from intentional or unintentional threats. The analysis of individual-personal characteristics and ideas of students about informational-psychological safety is given.

Keywords: students, education, educational environment, security, information security, aspects of information security in the educational environment, psychological aspects of information security in the educational environment.

Информационная безопасность является одним из важнейших аспектов интегральной безопасности на национальном, отраслевом, корпоративном или персонально-личностном уровне. Однако, сама дефиниция «информационная безопасность» в разных научных контекстах имеет различное толкование.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации данный термин определяется как состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

В.И. Ярочкин [5] описывает термин как процесс в основе которого лежит защита/защищенность конфиденциальной информации, организации, государства, информационной среды общества или состояния личности от угроз, деструктивных и иных негативных воздействий в информационном пространстве

Информационную безопасность можно рассматривать как состояние защищенности основных сфер жизнедеятельности по отношению к опасным информационным воздействиям.

С позиции системного подхода информационную безопасность схематично описал М.Ф. Секач [4] что наглядно отражено на рис. 1.

Рисунок 1. Информационная безопасность

Таким образом к числу базовых понятий в этой области следует, отнести такие как информация, индивид, личность, психика, сознание (индивидуальное, групповое, массовое, общественное), подсознание, информационно-психологическое воздействие, следовательно

более детально необходимо изучить понятие «информационно-психологическая безопасность».

Дефиниция «информационно-психологическая безопасность» многоаспектна и является важнейшим критерием оценки стабильности системы социальных, общественных, духовных, персонально-личностных отношений современного общества в информационно -психологической сфере.

Информационно-психологическая безопасность - это, прежде всего, готовность личности к принятию соответствующих основной цели ее жизнедеятельности решений в ситуациях потенциальных информационно-психологических угроз и нарушения целостности и самоорганизации личности.

Т.М. Краснянская, В.Г. Тылец [3] определяют информационную психологическую безопасность как особое состояние динамического равновесия психологической защищенности и открытости действию различных экзо - и эндогенных факторов, не снижающего для нее возможность постоянного развития в направлении значимой жизненной цели, где минимизирована или отсутствует угроза нанесения вреда личному информационному пространству и информации, которой обладает индивид.

Информационно-психологическая безопасность определяется как состояние общественного и личностного сознания, характеризующееся адекватным восприятием и обществом имеющегося качества жизни, является основанием уверенности в будущем, указывает И.А. Баева [1]. Данный термин, по мнению автора, в широком смысле слова означает осознанное, рефлексивное и действенное отношение человека к условиям жизни как обеспечивающим его душевное равновесие и развитие, в том числе и в сфере образовательного пространства.

В современных условиях информатизации образовательной среды, все больше учёных (О.А. Артемьева, А.В. Брушлинский, Ю.В. Буц, А.Е. Волкова, Е.И. Горанская, Г.В. Грачев, Т.И. Ежевская, Г.В. Емельянова, В.П. Зинченко, Е.В. Крайнюк, С.С. Матвиенко, Т.Б. Мельницкая, А.В. Мирошниченко, А.В. Непомнящий, Л.Г. Татарникова, Г.Б. Телятникова, Т.В. Тимошенко, А.Т. Хлопьева, О.Н. Федорова и др.) выделяют проблему обеспечения информационно-психологической безопасности личности как приоритетную, и отмечают необходимость её дальнейшей научной разработки.

Образовательная среда - часть жизненной среды человека, а информационно-психологическая безопасность представляет собой одну из ее характеристик (качество межличностных отношений; защищенность психики в образовательном пространстве от воздействия разнообразных информационных факторов; эмоциональная комфортность; удовлетворенность образовательной средой и т.д.).

Таким образом информационно-психологическая безопасность в образовательной среде представляет собой некие условия и навыки самой личности, которые обеспечивают ей безопасно-надежное информационно-психологическое пространство от намеренных или ненамеренных угроз.

Информационно-психологическая безопасность в образовательном пространстве может рассматриваться, по мнению В.В. Каберник, О.А.Тимофеевой [2] как система, которая обеспечивает субъекту, группе, обществу и т.д. целостность всех форм адаптации с токи зрения личностных подструктур на уровне информационно-психологической среды.

Таким образом, в системе образовательного пространства необходимо адресно выстраивать траекторию концептуальных представлений об информационно-психологической безопасности у молодого поколения, направленных на создание благоприятных условий их защиты.

Информационно-психологическая безопасность личности - состояние защищенности ее психики от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения (и в целом жизнедеятельности в обществе), а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных)

отношений к окружающему миру и самому себе. Источником внешних угроз информационно-психологической безопасности личности является часть информационной среды общества, которая в силу различных причин неадекватно отражает окружающий человека мир, информация, которая не позволяет адекватно воспринимать окружающее и самого себя.

Для образовательной среды высшей школы информационно-психологическая безопасность трактуется шире и полноценнее под влиянием теоретико-направленных дисциплин с учетом индивидуально-личностных характеристик, которым можно отнести: ценностно-смысловой сферы, самоконтроль и самоактуализацию.

При анализе индивидуально-личностных характеристик и представлений молодых людей о информационно-психологической безопасности можно вычленить их различного рода уровни.

Исследование представлений о информационно-психологической безопасности осуществлялся на студенческих группах (n=65), в возрасте от 17-18 до 21-22 лет.

Методы исследования: опросники «Опасный фактор», «Представления об информационной безопасности» (А.В. Непомнящий), «Условия безопасности» (Н.А. Лызь), «Информационно-психологическая безопасность» (Т.А. Басанова).

Сводные результаты средних значений по всей выборке респондентов представлены в

табл.1.

Таблица 1

Сводные результаты респондентов (ср.)_

Безопасность Условия

Необходимо Личная значимость Способность обеспечить

Внешняя 2,70 2,50 1, 49

Внутренняя 2,59 2,67 2,49

Физическая 2,82 2,51 1,46

Информационно- 2,53 2,51 1,87

психологическая

Проанализировав среднее показатели по шкалам представлений студенческой молодежи об условиях безопасности, путем статистической обработки данных методом математической статистики (непараметрический критерий коэффициент ранговой корреляции Спирмена) выявили наиболее значимые - физическая, внешняя, внутренняя, информационно-психологическая безопасность. Результаты отражены на рис. 2.

Рис. 2. Условия безопасности

При интерпретации методики смысловой структуры мировоззрения и теста смысложизненных ориентаций у респондентов выявили уровень осмысленности жизни студентов.

Определили смысловую структуру мировоззрения:

- личностные ценности - осознание личностью своего качества жизни, принятие ее смыслов, принципов, убеждений, образа мыслей и мировоззрения;

- степень зрелости мировоззрения - согласованность, последовательность, логичность, организованность, целостность смысловых структур;

- всеобщая мировоззренческая рациональная сознательность жизни, комплексность и выстроенность структуры смысловой регуляции жизнедеятельности.

Сравнивая показатели о взглядах субъектов на структуру безопасности и смысловую структуру мировоззрения выявили, что:

- студенты с высоким уровнем осмысленности жизни выше оценивают собственную способность обеспечить из внешних и внутренних условий безопасности внутренние по сравнению со студентами со средним уровнем осмысленности жизни;

- студенты, нацеленные на внутреннее-духовные ценности, выше определяют значимость сохранности внутренне-духовных основ существования по сравнению со студентами, ориентирующимися на личностно-групповые ценности.

Таким образом, очевидно, что уровень значимости понимания у студентов с различными мировоззрениями о условиях безопасности различен.

Далее изучали уровень представления информационно-психологической безопасности у той же группы респондентов. Анализ ответов студентов на интересующую нас информацию о информационно-психологической безопасности отразил тот факт, что 89% респондентов высказались о низком уровне обеспечения информационно-психологической безопасности, мотивируя это тем, что необходимо сначала обеспечить уровень личностно-физический и только потом информационно-психологический. Оставшиеся 11% респондентов ответили, что хотели бы иметь высокий уровень информационно-психологической безопасности и только потом личностно-физический.

Таким образом, уровень понимания студентами системы информационно-психологической безопасности раскрывает потребность разработки, построения и воплощение в жизнь квалифицированных мер организованно-нормативно-правового, информационно-культурного, психологического и иного характера в рамках структурно-комплексной программы информационной безопасности молодых людей, и прежде всего, студенческой молодежи.

Литература

1. Баева И.А. Психология безопасности как направление психологической науки и практики // Национальный психологический журнал. 2006. № 1(1). С. 66-68.

2. Каберник В.В., Тимофеева О.А. Обеспечение безопасности образовательной среды на примерах США, стран Европы и России. Вестник МГИМО Университета. 2015. 4: (43): С. 119 - 129.

3. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // GESJ: Education Scienceand Psychology. 2013. N. 1(23). С. 59 - 64.

4. Секач М.Ф. Психология безопасности: монография / М.Ф. Секач, В.Г. Шевченко. Благовещенск: БГПУ, 2007. 174с.

5. Ярочкин В.И. Информационная безопасность. М.: Академический Проект;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.