УДК 159.9
DOI 10.52070/2500-3488_2021_3_840_233
В. Г. Тылец, Т. М. Краснянская
Тылец В. Г, доктор психологических наук, профессор профессор кафедры фонетики и грамматики французского языка Московского государственного лингвистического университета [email protected]
Краснянская Т. М., доктор психологических наук, профессор
профессор кафедры общей, социальной психологии и истории психологии
Московского гуманитарного университета
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ВУЗА
Проблему исследования составило изучение представлений студентов о психологической безопасности образовательной среды лингвистического вуза. Основными методами выступили тематическое эссе, тестирование, субъективное шкалирование. Респондентами явились 200 студентов лингвистического вуза. По итогам работы установлены ведущие предметные представления, построены математические модели их связи с адаптивностью и прогнозируемой профессиональной успешностью.
Ключевые слова: психологическая безопасность; образовательная среда; представления; студенты; лингвистический вуз.
V. G. Tylets, T. M. Krasnianskaya
Tylets V. G., Doctor of Psychology (Dr. habil), Professor
Professor of the Department of Phonetics and Grammar of the French Language
Moscow State linguistic University,
Krasnianskaya T. M., Doctor of Psychology (Dr. habil), Professor Professor of the Department of General, Social Psychology and the History of Psychology Moscow University for the Humanities [email protected]
STUDENTS' REPRESENTATIONS ABOUT THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE LINGUISTIC UNIVERSITY
This work is devoted to the study of students' ideas of the psychological safety of the educational environment in a linguistic university. The main methods were
thematic essays, testing, and subjective scaling. The respondents were 200 students of the linguistic university. Based on the results of the work, the leading subject representations were established, mathematical models of their relationship with adaptability and predicted professional success were constructed.
Key words: psychological security; educational environment; representations; students; linguistic university.
Введение
В современных реалиях воспроизводства и расширения природных, техногенных, антропогенных угроз социальному и персональному благополучию, повышения стрессонасыщенности окружающего пространства, безопасность выступает одним из наиболее востребованных условий построения жизнедеятельности человека. Стремясь сохранить лучшее из достигнутого, обеспечив плацдарм для последующих достижений, он стремится к большему удобству, предсказуемости, защищенности своего окружения, т. е. к безопасности. Вместе с тем, наряду с энергозатратностью, однообразием и стагнацией, приближение к идеалу удобств, защищенности, предсказуемости ослабляет защитные силы человека, его адаптивность и конкурентоспособность, формирует ригидность и зависимость от внешних условий, что противоречит ожидаемой безопасности. Образуемая данной коллизией фундаментальная проблема безопасности делает актуальным понимание ее сущности и нюансов обеспечения в различных сферах жизнедеятельности человека.
Образовательная среда, наряду с профессиональной, в настоящее время выступает наиболее разработанной площадкой научного рассмотрения психологических аспектов безопасности. Это связано с возрастной уязвимостью к угрозам субъектов обучения [Волохова, Кошенова, Шабанов 2020], а также возросшей уязвимостью самой образовательной среды, обусловленной несколькими десятилетиями изменений, теперь под влиянием цифровизации [Яруллина 2020]. Безопасность в сфере образования изучается, как минимум, в двух, в определенной мере связанных, направлениях: как условие ее организации, наиболее благоприятное для решения образовательных задач, и как одно из планируемых психических новообразований субъектов образования. В исследовательских работах по первому направлению достаточно разносторонне раскрыты факторы, предпосылки и средства создания
безопасной среды, обозначены составные части, параметры и критерии ее обеспечения в вузовской системе, в целом, и в специализированных вузах, в частности. Существенную их часть составили работы, посвященные психологическим аспектам безопасности образовательной среды вуза [Краснянская, Тылец 2015; Осиянова, Кононова 2019; Павлов, Какадий 2020; Тылец, Краснянская 2016]. Констатируемая нами по итогам содержательного анализа публикаций интенсивность изысканий по обозначенной проблематике подтверждает практическую востребованность образовательной системой разработки концепции психологической безопасности ее функционирования. Второе направление исследований, исходя из целесообразности формирования личностных проекций безопасности у субъектов вузовского этапа профессиональной подготовки, обращается к рассмотрению их содержательных и функциональных особенностей, в частности, на материале ролевых моделей безопасности [Тылец, Краснянская, Ляхов 2020] и представлений о безопасности [Коропец 2020; Пелюшенко 2018]. Значительный интерес психологов к субъектным представлениям о безопасности объясняется их констатирующей и прогностической ценностью. Развитие данной области исследований характеризуется переходом от общего ракурса рассмотрения представлений о безопасности, выявляющего базовые их характеристики, к частному, учитывающему специфику представлений о безопасности, обусловленную, в частности, профессиональной направленностью субъектов образовательной среды. Особый интерес в этой связи вызывают представления о безопасности у субъектов, будущая профессиональная деятельность которых несет особые риски безопасности, вызванные, например, экстремальностью [Костоусов, Иванов 2017].
Особые риски безопасности, возникающие у субъектов приобретения иноязычного опыта [Кисляков, Сорокоумова, Егорова 2020], определили постановку проблемы нашего исследования: какими особенностями обладают представления о безопасности у студентов лингвистического вуза?
Материалы и методы исследования
Исследование было проведено на базе Московского государственного лингвистического университета в течение 2019-2021 учебных годов. Выборка образована 200 студентами в возрасте от 18 до 21
года, выразившими добровольное согласие участвовать в исследовании.
Целью исследования, представленного в данной работе, было изучение представлений студентов о психологической безопасности образовательной среды лингвистического вуза.
Мы предполагали неоднородность представлений студентов о психологической безопасности образовательной среды лингвистического вуза, связанную с их текущей адаптивностью (как констатация определенного состояния психологической безопасности образовательной среды) и оценкой успешности будущей для них профессиональной деятельности (как субъектный прогноз сохранения позитивного эффекта этой безопасности на перспективу).
Проверка исследовательской гипотезы потребовала решения следующих задач: 1) установить основные элементы представлений о психологической безопасности образовательной среды студентов лингвистического вуза; 2) выявить особенности распределения оценок студентами значимости выделенных элементов психологической безопасности образовательной среды для ее обеспечения в лингвистическом вузе; 3) изучить связь оценок студентами значимости элементов психологической безопасности образовательной среды для ее обеспечения в лингвистическом вузе с их текущей адаптивностью и прогнозируемой успешностью будущей профессиональной деятельности. Использовался пакет исследовательских методов, включающий эссе на заданную тему, тестирование и методику субъективного шкалирования. Вспомогательный материал был получен с помощью уточняющей беседы. На этапе обработки эмпирического материала использовался метод экспертной оценки и методы математической статистики.
Метод подготовки эссе на заданную тему обеспечил сбор качественного и количественного материала по представлениям студентов о психологической безопасности образовательной среды лингвистического вуза. Респондентам было предложено написать эссе на тему «Психологическая безопасность образовательной среды лингвистического вуза». Задание предлагалось выполнить в течение одного академического часа.
Тестирование использовалось для установления уровня текущей адаптированности студентов с помощью Многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ) в разработке
А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. В исследовании анализировалась шкала личностного адаптивного потенциала.
Методика субъективного шкалирования решала две задачи, предполагающие выявление:
1) субъективной значимости элементов психологической безопасности образовательной среды, выделенных в представлениях студентов, для ее обеспечения в лингвистическом вузе;
2) уровня предполагаемой студентами успешности своей будущей профессиональной деятельности. В ходе выполнения задания респондентам было предложено использовать 10-балльную шкалу, по которой 0 соответствует минимум, а 10 - максимум измеряемой величины.
Тестирование и субъективное шкалирование предшествовали заданию по написанию эссе.
Обработка результатов написания тематического эссе проводилась по методу экспертной оценки. В качестве экспертов выступили три профессиональных психолога со стажем деятельности по специальности от 10 лет, имеющих опыт проведения контент-анализа. Экспертам предлагалось изучить выполненные студентами эссе и выделить содержащиеся в них элементы субъектных представлений о психологической безопасности образовательной среды студентов лингвистического вуза. Основная аналитическая работа велась экспертами автономно, итоговым явился результат совместного согласования ими обработанного материала.
Уточняющая беседа привлекалась для уточнения содержания ведущих элементов представлений студентов о психологической безопасности образовательной среды лингвистического вуза.
Математическая статистика способствовала количественному анализу эмпирических данных. В исследовании задействованы методы первичной (нахождение средних по выборке, процентного распределения данных) и вторичной (регрессионный анализ) математической статистики. Привлекались возможности компьютерного пакета программ «^ТАТ^ТГСА 12.0».
Результаты исследования и их анализ
Этап сбора эмпирического материала завершился получением 200 наборов полных данных по всем запланированным исследовательским методам. Отсева материалов респондентов не произошло,
что позволило провести содержательный анализ проблемы на массиве результатов, полученных по всей выборке.
Экспертный анализ эссе на заданную тему выявил следующие элементы представлений студентов о психологической безопасности образовательной среды лингвистического вуза: психологическая безопасность студента (100 %, здесь и далее - частота элемента по выборке), психологическая безопасность преподавателя (99,0 %), психологическая безопасность коммуникативного взаимодействия в вузе (97,0 %), культура лингвистической безопасности в вузе (91,5 %), психологический микроклимат в вузе (89,5 %), защищенность территории вуза (82,0 %), эффективность обучающих средств (76,5 %).
Выделение элемента «психологическая безопасность студента» в структуре представлений студентов основывалось на его прямом указании в собранных эссе, а также присутствии в них высказываний о необходимости защищенности, стабильности, здоровья, свободы самовыражения студентов, их уверенности в себе и т. д. в связи с психологической безопасностью образовательной среды лингвистического вуза. Выделение данного элемента мы рассматриваем вполне предсказуемым при выполнении соответствующего задания, так как студенты являются необходимыми субъектами образовательной среды лингвистического вуза, во многом определяющими ее состояние.
Столь же предсказуемым видится выделение в заданном контексте элемента «психологическая безопасность преподавателя». В эссе студентов он представлен прямым указанием, а также указанием на их защищенность, удовлетворенность, спокойствие, уверенность в себе, завтрашнем дне и т. п.
Выделение по материалам эссе элемента «психологическая безопасность коммуникативного взаимодействия в вузе», наряду с его прямым указанием в подготовленных текстах, базировалось на присутствии в них высказываний о том, что психологическая безопасность образовательной среды лингвистического вуза характеризуется свободным и разносторонним общением студентов между собой, с преподавателями, с администрацией, с представителями общественности.
Элемент «культура лингвистической безопасности в вузе», наряду с прямым упоминанием данного словосочетания в текстах, представлен указанием на реализацию субъектами вуза адекватного использования средств родного и изучаемых иностранных языков.
Отметим, что весьма значительный удельный вес элементов «психологическая безопасность коммуникативного взаимодействия в вузе» и «культура лингвистической безопасности в вузе» в массиве субъектных представлений о психологической безопасности образовательной среды лингвистического вуза может отражать специфику респондентов как лиц, находящихся в образовательной среде лингвистического вуза.
Элемент «психологический микроклимат в вузе» был выделен в структуре рассматриваемых представлений на основе его прямого указания в текстах студенческих эссе, а также при наличии в них указаний на бесконфликтность студенческого коллектива, присутствие в нем радости, открытости, оптимизма и т. п.
Если обозначенные ранее элементы представлений достаточно очевидно могут быть обозначены составляющими психологической безопасности образовательной среды, то оставшиеся два элемента рассматриваются нами, скорее, как ее организационные условия.
Элемент «защищенность территории вуза» выделялся при непосредственном наличии словосочетания в текстах эссе, а также при присутствии в них высказываний о наличии охраны в вузе, пропускного режима, ограждающей среды, контроле территории, сигнализации и т.п. Присутствие данного элемента в представлениях о психологической безопасности образовательной среды указывает на понимание респондентами невозможности психологической безопасности без условий создания физической защищенности соответствующего объекта.
Элемент «эффективность обучающих средств», наряду со случаями прямого указания, выделялся в эссе в случаях указания студентами на результативность, успешность или качество обучения, лекций, семинарских занятий, учебного процесса и т. п. Выделение его в структуре представлений студентов о психологической безопасности образовательной среды лингвистического вуза, вероятно, обусловлено категорией респондентов как субъектов, основной деятельностью которых является профессиональное обучение. Значимость для текущего и перспективного благополучия студентов эффективности обучающих средств делает данный элемент немаловажным в структуре их представлений о психологической безопасности образовательной среды лингвистического вуза.
Выделенные элементы представлений студентов о психологической безопасности образовательной среды были подвергнуты оценке респондентами применительно к ее обеспечению в лингвистическом вузе по методу субъективного шкалирования по 10-балльной шкале. По итогам процедуры были получены средние оценки и построена убывающая ранговая последовательность (см. табл. 1).
Таблица 1
Распределение средних оценок значимости элементов психологической безопасности образовательной среды для ее обеспечения
в лингвистическом вузе
Ранг Элементы представлений Средняя оценка*
1 психологическая безопасность студента 9,568
2 психологическая безопасность преподавателя 9,335
3 психологическая безопасность коммуникативного взаимодействия в вузе 8,672
4 защищенность территории вуза 8,529
5 психологический микроклимат в вузе 7,984
6 культура лингвистической безопасности в вузе 7,433
7 эффективность обучающих средств 6,386
* Примечание: оценка проводилась по 10-балльной шкале
В полученной ранговой последовательности обращает на себя внимание перемещение на более высокий уровень, по сравнению с частотой называния, организационного условия «защищенность территории вуза» среди выделенных элементов психологической безопасности образовательной среды лингвистического вуза. Возможно, это связано со сформированными на социальном уровне соответствующими предметными стереотипами, увязывающими психологическую безопасность с физической безопасностью.
Обследование респондентов по уровню их адаптивности и предполагаемой успешности будущей профессиональной деятельности показало присутствие в выборке студентов с высокими, средними и высокими значениями этих показателей, что делает ее репрезентативной для решения поставленных нами исследовательских задач (см. табл. 2).
Таблица 2
Распределение студентов по уровням* развития адаптивности и предполагаемой успешности будущей профессиональной деятельности
Показатель Уровень
высокий средний низкий
п % п % п %
Адаптивность 61 30,5 84 42,0 55 27,5
Предполагаемая успешность профессиональной деятельности 72 36,0 80 40,0 48 24,0
*Примечание: адаптивность по методике МЛО-АМ: высокий уровень - 5-10 баллов; средний уровень - 3-4 балла; низкий уровень - 1-2 балла. Предполагаемая успешность будущей профессиональной деятельности: высокий уровень - 7-10 баллов; средний уровень - 4-6 баллов; низкий уровень - 0-3 балла.
Следующий этап исследования был посвящен изучению связи оценок студентами значимости выявленных элементов для психологической безопасности образовательной среды с их текущей адаптивностью и прогнозируемой успешностью будущей профессиональной деятельности. Задача определения относительной значимости оценок элементов представлений в обеспечении психологической безопасности образовательной среды для уровня текущей адаптивности / прогнозируемой успешности будущей профессиональной деятельности студентов лингвистического вуза решалась с использованием возможностей многомерного регрессионного анализа методом построения регрессионной модели адаптивности / прогнозируемой успешности будущей профессиональной деятельности на структуре значимых элементов представлений студентов о психологической безопасности образовательной среды лингвистического вуза. При этом коэффициенты регрессии при одноуровневых или нормированных значениях переменных являются индикаторами валидности каждой из подсистем по отношению к уровню адаптивности / прогнозируемой успешности будущей профессиональной деятельности студентов.
Результатом предпринятых процедур явились математические модели в виде уравнений регрессии, которые обладают определенной
прогностической значимостью. Достоверность прогноза определяется уровнем надежности и валидности моделей на основе использования ряда общепринятых процедур.
Регрессионные модели зависимости уровня текущей адаптивности студентов / прогнозируемой ими успешности будущей профессиональной деятельности от оценок значимости элементов психологической безопасности образовательной среды для ее обеспечения в лингвистическом вузе имеют следующий вид: А = 0,214*Х1 + 0,197*Х2 + 0,154*Х3 + 0,102*Х4 + 0,116*Х5 + 0,138 *Х6 + 0,078*Х7;
У = 0,198*Х1 + 0,189*Х2 + 0,177*Х3 + 0,076*Х4 + 0,087*Х5 + 0,134* Х6 + 0,139*Х7, где:
А - уровень адаптивности;
У - уровень прогнозируемой успешности будущей профессиональной деятельности;
Х1 - оценка психологической безопасности студента;
Х2 - оценка психологической безопасности преподавателя;
Х3 - оценка психологической безопасности коммуникативного взаимодействия в вузе;
Х4 - оценка защищенности территории вуза;
Х5 - оценка психологического микроклимата в вузе;
Х6 - оценка культуры лингвистической безопасности в вузе;
Х7 - оценка эффективности обучающих средств.
Исходя из полученных результатов, вклады в адаптивность студентов значимости для них элементов психологической безопасности лингвистического вуза распределились по убыванию следующим образом: психологическая безопасность студента; психологическая безопасность преподавателя; психологическая безопасность коммуникативного взаимодействия в вузе; культура лингвистической безопасности в вузе; психологический микроклимат в вузе; защищенность территории вуза; эффективность обучающих средств. Соответственно, чем выше в представлениях студента уровень психологической безопасности у себя и у преподавателя, качество коммуникации в лингвистическом вузе, тем выше у него может быть уровень адаптивности.
В связи с прогнозируемой студентами успешностью будущей для них профессиональной деятельности элементы психологической безопасности лингвистического вуза распределились по убыванию
значимости следующим образом: психологическая безопасность студента; психологическая безопасность преподавателя; психологическая безопасность коммуникативного взаимодействия в вузе; эффективность обучающих средств; культура лингвистической безопасности в вузе; психологический микроклимат в вузе; защищенность территории вуза. Можно предполагать, что большую успешность своей будущей профессиональной деятельности студенты могут прогнозировать, если переживают большую безопасность коммуникативного взаимодействия в вузе, культуру лингвистической безопасности и эффективность обучающих средств.
В целом, уровень текущей адаптивности студентов и их уверенности в успешности будущей профессиональной деятельности можно повысить за счет создания условий для более высокой оценки студентами рассмотренных элементов психологической безопасности образовательной среды лингвистического вуза.
Заключение
Проведенное исследование было посвящено изучению представлений студентов о психологической безопасности образовательной среды лингвистического вуза. По итогам эмпирического исследования, все поставленные задачи были решены, что позволило подтвердить выдвинутую гипотезу.
В ходе исследования было установлено, что представления студентов о психологической безопасности образовательной среды лингвистического вуза представлены следующими элементами: психологическая безопасность студента, психологическая безопасность преподавателя, психологическая безопасность коммуникативного взаимодействия в вузе, культура лингвистической безопасности в вузе, психологический микроклимат в вузе, защищенность территории вуза, эффективность обучающих средств. Была подтверждена неоднородность оценок студентами элементов психологической безопасности образовательной среды применительно к ее обеспечению в лингвистическом вузе. Кроме того, показано, что оценка студентами элементов психологической безопасности образовательной среды лингвистического вуза связана с уровнем их текущей адаптивности и прогнозируемой успешностью будущей профессиональной деятельности. Данная связь представлена математическими моделями в виде уравнений регрессии.
Новизна работы заключается в содержательном изучении субъектных представлений о психологической безопасности образовательной среды лингвистического вуза, а также установлении их связи с текущей адаптивностью и прогнозируемой профессиональной успешностью студентов. Выявленные закономерности, вероятно, могут получить практическое использование для повышения текущей адаптивности и уверенности студентов лингвистического вуза в будущей профессиональной успешности.
Работа может быть продолжена на материале использования других исследовательских методов выявления субъектных представлений студентов о психологической безопасности образовательной среды лингвистического вуза (например, с применением опросниковых методов или методов экспериментальной психосемантики). Кроме того, перспективной представляется детализация связей изученных представлений с другими личностными характеристиками респондентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
Волохова В. И., Кошенова М. И., Шабанов Д. М. Исследование динамики психологического времени в эпоху юности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. № 4 (48). С. 75-90. [Volokhova, V I., Koshenova, M. I., Shabanov, D. M. (2020). Study of the dynamics of psychological time in the era of youth. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki, 4 (48), 79-90. (In Russ.)]. КисляковП. А., Сорокоумова С. Н., Егорова П. А. Психолингвистическая безопасность личности студента и ее обеспечение в процессе обучения в вузе // Язык и культура. 2020. № 49. С. 199-218. [Kislyakov, P. A., Sorokoumova, S. N., Egorova, P. A. (2020). Psycholinguistic security of the student's personality and its provision in the process of studying at the university. Yazyki kul'tura, 49, 199-218. (In Russ.)]. Коропец О. А. Представления студентов о психологической безопасности профессиональной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 6. Т. 8. С. 15. [Koropets, O. A. (2020). Students' representations about the psychological safety of professional activity. World of Science. Pedagogy and Psychology, 8 (6), 15. Vol. 8. (In Russ.)]. Костоусов А. Г., Иванов М. С. Психологические факторы сформированно-сти представлений о безопасности у курсантов военного вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. С. 141-150. [Kostousov, A. G., Ivanov, M. S. (2017). Psychological factors of the formation
of representations about security among cadets of a military university. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2, 141-150. (In Russ.)].
Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Создание безопасной образовательной среды в вузе средствами мини-олимпиады // Весшк Вщебскага дзяржауна-га ушверсггэта. 2015. № 2-3 (86-87). С. 124-129. [Krasnyanskaya, T. M., Tylets, V. G. (2015). Creating a safe educational environment at the university by means of a mini-olympiad. Vesnik Vitsebskaga dzyarzhaynaga universitehta, 2-3 (86-87), 124-129. (In Russ.)].
Осиянова О. М., Кононова М. С. Театральная технология в образовательном процессе высшей школы: лингводидактический аспект // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 4 (222). С. 2532. [Osiyanova, O. M., Kononova, M. S. (2019). Theater technology in the educational process of higher education: linguodidactic aspect. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 4 (222), 25-32. (In Russ.)].
Павлов В. Н., Какадий И. И. Угрозы безопасности образовательного учреждения // Бюллетень науки и практики. 2020. № 6. Т. 6. С. 305-311. [Pavlov, V N., Kakadii, I. I. (2020). Threats to the security of an educational institution. Byulleten'nauki ipraktiki, 6 (6), 305-311. (In Russ.)].
Пелюшенко В. А. Представление о безопасности как основа успешного решения задач жизнедеятельности человека // Социально-психологические проблемы современной семьи. Армавир: Логос, 2018. С. 2427. [Pelyushenko, V. A. (2018). Predstavlenie o bezopasnosti kak osnova uspeshnogo reshenija zadach zhiznedejatel'nosti cheloveka (The concept of security as the basis for the successful solution of human life tasks). Sotsial'no-psikhologicheskie problemy sovremennoi sem'i (pp. 24-27). Armavir: Logos. (In Russ.)].
Тылец В. Г., Краснянская Т. М. Система психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация // Педагогика и просвещение. 2016. № 1. С.50-59. doi.org/10.7256/2306-434X.2016.1.17762 [Tylets, V G., Krasnyanskaya, T. M. (2016). Sistema psihologicheskoj bezopasnosti vysshego uchebnogo zavedenija: podhody i konceptualizacija (The system of psychological security of higher education institutions: approaches and conceptualization). Pedagogika iprosveshchenie, 1, 50-59. (In Russ.)].
Тылец В. Г., Краснянская Т. М., Ляхов А. В. Репертуарные характеристики ролевых моделей безопасности студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социо-кинетика. 2020. Т. 26. № 3. С. 129-135. doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-129-135 [Tylets, V. G., Krasnyanskaya, T. M., Lyakhov, A. V. (2020). Repertory characteristics of role models of security of university students. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika, 26 (3), 129-135. (In Russ.)].
Яруллина Л. Р. Цифровое обучение в высшей школе: психологические риски и эффекты // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 6. С. 30. [Yarullina, L. R. (2020). Digital learning in higher education: psychological risks and effects. World of Science. Pedagogy and Psychology, 8 (6), 30. (In Russ.)].