Научная статья на тему 'Подходы к изучению безопасности среды в колледжах'

Подходы к изучению безопасности среды в колледжах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
568
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / МОНИТОРИНГ / COMPLEX SAFETY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PHYSICAL / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SAFETY / INFORMATION SECURITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Анна Викторовна

В статье обосновывается необходимость проведения мониторинга комплексной безопасности образовательной среды организаций среднего профессионального образования. Безопасность образовательной среды определяется как состояние защищенности от внешних и внутренних социально-психологических угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства, обеспечивающее реализацию их образовательных запросов. Развитие социально активной личности происходит в условиях безопасной образовательной среды, обеспечивающей физическое, психическое и социальное благополучие обучающихся. Такие условия организуются руководством колледжа и другими заинтересованными ведомствами на основе оперативной достоверной информации, которая может быть получена с помощью мониторинга. Мониторинг рассматривается как способ получения необходимой информации о состоянии различных параметров безопасности образовательной среды образовательных организаций для принятия администрацией управленческих решений. Описана модель мониторинга комплексной безопасности среды колледжа, включающая компоненты физической, социально-психологической и информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Necessity for carrying out the monitoring of complex safety of the educational environment in organizations of secondary professional education is substantiated in the article. Safety of the educational environment is defined as a condition of security from external and internal social and psychological threats of the vital interests of the personality, society and the state, providing realization of their educational inquiries. Development of a socially active personality happens in conditions of the safe educational environment providing physical, mental and social well-being of students. Such conditions will be organized by the governance of a college and other interested departments on the basis of operational reliable information which can be received by means of monitoring. Monitoring is considered as a method for producing necessary information about condition of various parameters of safety in the educational environment of the educational organizations for accepting managerial decisions by governance. The model of complex safety monitoring of the college environment including physical, social and psychological components and information security is described.

Текст научной работы на тему «Подходы к изучению безопасности среды в колледжах»

Залужный А.Г. 2002. Экстремизм: сущность и способы противодействия. — Современное право, № 12.

Сергун Е.П. 2009. Экстремизм вроссийскомуголовном праве. Дис. ...к.ю.н. Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р Державина, 235 с.

Тамаев Р. С. 2008. Уголовно-правовое и криминологическое обеспечение противодействия экстремизму. 2-е изд. М.: Юнити-Дана, 280 с.

Устинов В.В. 2003. Создать общегосударственную систему предупреждения и пресечения экстремизма. — Российская юстиция, № 1.

Чуганов Е.Г. 2008. Экстремизм: проблемы уголовной политики. — Экстремизм и другие криминальные явления (Белоцерковский С.Д., Гуськов А.Я., Долгова А.И., Паненков

А.А., Соколов Д.А., Чуганов Е.Г). М.: Российская криминологическая ассоциация. 239 с.

УДК 168.53 ЛИТВИНОВА Анна Викторовна -

к.псих.н., заведующий лабораторией социально-психологических и социологических мониторинговых исследований межведомственного ресурсного Центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды Московского городского психолого-педагогического университета.

127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29. annaviktorovna@mail.ru, 8 926 203 7864

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДЫ В КОЛЛЕДЖАХ

APPROACHES TO THE STUDY OF SECURITY OF COLLEGES' ENVIRONMENT

В статье обосновывается необходимость проведения мониторинга комплексной безопасности образовательной среды в организациях среднего профессионального образования. Безопасность образовательной среды определяется как состояние защищенности от внешних и внутренних социально-психологических угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства, обеспечивающее реализацию их образовательных запросов. Развитие социально активной личности происходит в условиях безопасной образовательной среды, обеспечивающей физическое, психическое и социальное благополучие обучающихся. Такие условия организуются руководством колледжа и другими заинтересованными ведомствами на основе оперативной достоверной информации, которая может быть получена с помощью мониторинга. Мониторинг рассматривается как способ получения необходимой информации о состоянии различных параметров безопасности образовательной среды в образовательных организациях для принятия администрацией управленческих решений. Описана модель мониторинга комплексной безопасности среды в колледжах, включающая компоненты физической, социально-психологической и информационной безопасности.

Ключевые слова: комплексная безопасность образовательной среды, физическая, социально-психологическая, информационная безопасность образовательной среды, мониторинг

Necessity for carrying out the monitoring of complex safety of the educational environment in organizations of secondary professional education is substantiated in the article. Safety of the educational environment is defined as a condition of security from external and internal social and psychological threats of the vital interests of the personality, society and the state, providing realization of their educational inquiries. Development of a socially active personality happens in conditions of the safe educational environment providing physical, mental and social well-being of students. Such conditions will be organized by the governance of a college and other interested departments on the basis of operational reliable information which can be received by means of monitoring. Monitoring is considered as a method for producing necessary information about condition of various parameters of safety in the educational environment of the educational organizations for accepting managerial decisions by governance. The model of complex safety monitoring of the college environment including physical, social and psychological components and information security is described.

Keywords: complex safety of educational environment, physical, social and psychological safety, information security of the educational environment, monitoring

Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды является новым самостоятельным направлением научных исследований и социальной практики. Оно ориентировано на изменение приоритетов в научном знании и общественном сознании, а также на поиски путей гармоничного соотношения интересов личности, общества и государства в процессе обеспечения национальной безопасности.

Проведенный анализ показал недостаточную степень разработанности проблемы безопасности образовательной среды в колледжах и необходимость ее теоретического и эмпирического осмысления.

Увеличение числа внешних и внутренних социально-психологических угроз (чрезвычайные ситуации в образовательных организациях, употребление психоактивных веществ, физическое и психологическое насилие в образовательной среде, проявления ксенофобии и экстремизма и др.) являются предпосылками для изучения проблем обеспечения безопасности образовательной среды. В этих условиях первоочередная задача, стоящая перед системой образования, заключается в создании таких безопасных условий обучения и воспитания, при которых в образовательных организациях среднего профессионального образования студенты могли раскрыть свои возможности, подготовиться к реализации профессиональной деятельности в высокотехнологичном конкурентном мире. Согласно данным Э.Н. Рычихиной, важной составляющей управленческой деятельности и условием повышения ее эффективности являются мониторинговые исследования состояния различных параметров объекта управления [Рычихина 2009]. По мнению

В.А. Мокшеева, мониторинг в образовании представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной среде или отдельных ее элементах, направленную на информационное обеспечение управления, позволяющее судить о состоянии объекта в любой момент времени, и дающую прогноз его развития [Мокшеев 2005]. Необходимость проведения мониторинговых исследований также обусловлена потребностью в актуальной и достоверной информации о состоянии различных сторон безопасности в образовательных организациях для органов

управления образованием, администрации образовательных организаций, а также других заинтересованных органов государственной власти.

Безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Если в отношении данного понятия у ученых в большей мере наблюдается единство мнений, то понятие «безопасность образовательной среды» в настоящее время является дискуссионным. Так, например, А.И. Кирсанов утверждает, что безопасность образовательной среды представляет собой систему элементов, связей и отношений, обеспечивающую реализацию образовательных интересов личности, общества и государства [Литвинова 2013: 1]. Данный подход интересен тем, что предполагает заинтересованное участие и организацию взаимодействия в обеспечении безопасности образовательной среды и всех ее элементов не только участников образовательного процесса (администрация образовательных учреждений и учителя, обучаемые и их родители — законные представители), но и органов управления образованием, государственных органов безопасности, правоохранительных органов и других заинтересованных органов исполнительной власти (от территориального уровня до федерального), а также различных общественных организаций.

В отечественной психологии разрабатывается ряд подходов, раскрывающих основы безопасного поведения в образовательных ситуациях [Матюшина, Коноплева 2012: 1], в разнообразных бытовых, жизненных ситуациях [Синкевич, Тучкова 2013]. Психологическая безопасность закономерно связывается с устойчивыми личностными качествами [Максимова, Полетаева 2012]. Необходимо понимать, что развитие творческой, социально ответственной личности возможно только в условиях образовательной среды, которая обеспечивает снижение рисков и угроз безопасности физического, психического и социального благополучия обучающихся. И эти условия возможно создать совместными усилиями на основе оперативной достоверной информации, которая может быть получена с помощью мониторинга.

Применение мониторинга в управлении

образовательным процессом колледжей ранее было связано поисками решения проблемы повышения качества образовательного процесса и эффективности профессиональной подготовки выпускников. Посредством мониторинга выявляли качество рабочих программ [Асеева, Ханов 2006], образовательного процесса [Имярекова 2008], [Очеретина 2007], научно-методической работы [Шакуто, Санникова 2010], образовательных услуг [Кузнецова 2012], степень готовности специалиста к деятельности [Буркова 2008]. Как мы видим, проблема мониторинга комплексной безопасности образовательной среды в колледжах диктует необходимость ее разработки.

В нашем исследовании мониторинг рассматривается в качестве формы изучения и способа получения необходимой информации о состоянии различных параметров безопасности образовательной среды в образовательных организациях для принятия администрацией управленческих решений.

Для формирования перечня показателей безопасности образовательной среды применялись следующие принципы:

— учет интересов потребителей образовательных услуг и лиц, осуществляющих управление обеспечением безопасности образовательного учреждения и субъектов образовательной среды;

— учет в показателях мониторинга наиболее актуальных рисков и угроз безопасности образовательной среды (употребление психоактивных веществ, проявление различных форм насилия, ксенофобии и экстремизма, дисциплинарные нарушения, информационно-психологические угрозы и др.);

— учет динамики показателей безопасности образовательной среды, обеспечивающих практическую направленность результатов мониторинга;

— обеспечение измеряемости и ресурсо-емкости оценки показателей безопасности образовательной среды.

На наш взгляд, внедрение мониторинга комплексной безопасности образовательной среды в деятельность колледжей станет эффективным средством их развития, если будут реализованы следующие положения:

— теоретическое осмысление мониторинга комплексной безопасности образовательной среды как средства развития колледжа на основе функционального

подхода, раскрывающего необходимость анализа внешних и внутренних рисков и угроз;

— цели мониторинга комплексной безопасности образовательной среды направлены на создание условий для педагогического творчества, превращения инновационной деятельности педагогов по обеспечению безопасности образовательной среды в механизм развития колледжа;

— мониторинг комплексной безопасности образовательной среды позволит в реальном режиме отслеживать динамику показателей безопасности образовательной среды, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности субъектов образовательной среды колледжа.

Одна из задач разработки методики мониторинга заключалась в преемственности перечня показателей, с помощью которых описывалась безопасность образовательной среды в образовательных организациях разного уровня. На основе анализа исследований проблем обеспечения безопасности образовательной среды были выделены параметры физической, социально-психологической, информационно-психологической безопасной образовательной среды в колледжах. Основу компонентов, включенных в параметры, составили риски и угрозы, с которыми могут столкнуться обучающиеся, преподаватели и администрация образовательных организаций.

В ходе мониторинга могут оцениваться следующие параметры безопасности образовательной среды колледжей.

1. Физическая безопасность, которая раскрывает особенности состояния безопасности инфраструктуры и территории, прилегающей к колледжу, противопожарной и антитеррористической его защищенности.

2. Социально-психологическая безопасность, которая включает следующие компоненты:

— отказ от употребления ПАВ (отказ от употребления наркотиков в немедицинских целях, алкоголя, токсических веществ, отказ от табакокурения);

— отсутствие среди субъектов образовательной среды в колледже проявлений ксенофобии (этнокультурной, религиозной), а также социального расслоения;

— отсутствие проявлений насилия (физического и психологического) в отношении субъектов образовательной среды в колледже;

— отсутствие нарушений учебной дисциплины, дезорганизующих образовательный процесс;

— психологическая комфортность образовательной среды в колледже (удовлетворенность отношениями с преподавателями и администрацией колледжа, удовлетворенность отношениями со студентами, удовлетворенность колледжем);

— наличие профилактических мероприятий;

— отсутствие рисков безопасности в социальном поведении обучающихся;

— профессиональное становление личности.

3. Информационная безопасность образовательной среды раскрывает специфику влияния на школьников информационного воздействия сети Интернет.

Для всех показателей были выбраны способы измерения — через опрос студентов, преподавателей и администрации. Разработанный на основании полученного перечня показателей инструментарий мониторинга включал: анкеты (для опроса студентов и преподавателей); информа-

ционные карточки колледжа для администрации (которые заполнялись на основании документов колледжа); инструкцию по проведению обследования колледжа.

Таким образом, полученные по итогам мониторинга данные могут стать основой создания безопасной образовательной среды для обеспечения развития социально активной личности в студенческом возрасте на этапе получения среднего профессионального образования. Выявление и изучение выраженности параметров образовательной среды колледжей является основанием для принятия администрацией управленческих решений в целях обеспечения возможностей профессионального и личностного становления студентов. Результаты, получаемые по итогам мониторинга, могут использоваться в практике оказания психологопедагогической помощи студентам, при организации профилактической, коррекционной и развивающей работы, проведении тренингов конструктивного взаимодействия субъектов образовательной среды.

Литература

Асеева Е.Н., Ханов В.Г. 2006. Мониторинг состояния графической подготовки выпускников технических колледжей с целью формирования рабочих программ подготовки инженеров. — Известия Волгоградского государственного технического университета, № 8. С. 88-90.

Буркова Н.Г. 2008. Мониторинг итоговой аттестации выпускников колледжа. — Среднее профессиональное образование, № 3. С. 32-35.

Имярекова М.Е. 2008. Мониторинг качества образовательного процесса как средство управления образованием в колледже. — Научные исследования в образовании, № 10. С. 11-13.

Кузнецова Н.Ю. 2012. Мониторинг качества образовательных услуг в механизме развития колледжа. — Среднее профессиональное образование, № 12. С. 40-43.

Литвинова А.В. 2013. Вызовы времени: мониторинг безопасности образовательной среды. — Агентство национальных новостей, 4 сентября. Доступ: http://www.annews.ru/ news/detail.php?ID=272431 (проверено 23.02.2014)

Максимова В.Н., Полетаева Н.М. 2012. Социально-образовательная среда как фактор обеспечения безопасности и развития личности. — Известия Российской академии образования, № 2. С. 47-53.

Матюшина А.С., Коноплева И.Н. 2012. Представления педагогического коллектива о безопасности образовательной среды. — Психология и право, № 3. Доступ: http:// psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n3/54182.shtml (проверено 23.02.2014).

Мокшеев В.А. 2005. Организация системы мониторинга в образовании. — Школьные технологии, № 1. С. 34-37.

Очеретина Н.И. 2007. Модель мониторинга образовательного процесса учреждения непрерывного образования (колледжа). — Научные исследования в образовании, № 6.

С. 132-133.

Синкевич И.А., Тучкова Т.В. 2013. Проблема психологической безопасности образовательной среды в современных социокультурных условиях. — Психология обучения, № 5. С. 4-17.

Рычихина Э.Н. 2009. Управленческий мониторинг: оценка теории и практики руко-

водителями муниципальных образований. — Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право, № 10(65). Вып. 9. С. 104-113.

Шакуто Е.А., Санникова Н.Г. 2010. Оптимизация научно-методической работы педагогов колледжа посредством педагогического мониторинга. — Вестник Челябинского государственного педагогического университета, № 8. С. 221-238.

СУХАНОВА Наталья Евгеньевна —

магистрант кафедры политологии и международных отношений Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова.

603155, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а n.e.sukhanova@yandex.ru

РОЛЬ И МЕСТО ТУРИЗМА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ

THE ROLE AND THE PLACE OF TOURISM IN FOREIGN POLICY OF RUSSIA

Статья посвящена исследованию туризма как одного из социально-культурных механизмов поддержания международного престижа России, налаживания обратной связи с зарубежной общественностью, инструмента повышения результативности публичной дипломатии России, увеличения ее влияния на международное пространство с помощью своих культурных, исторических и политических ценностей. Грамотное подключение отечественного туристского потенциала в качестве важного дополнения внешнеполитической деятельности страны будет способствовать повышению эффективности ее так называемой «мягкой силы».

Ключевые слова: туризм, внешняя политика, публичная дипломатия, «мягкая сила», обратная связь, внешнеполитическая деятельность, туристский потенциал

The article is devoted to researching tourism as one of the social and cultural means of supporting the international image of Russia, providing the feedback with foreign community, raising the effectiveness of the public diplomacy, and increasing its influence on the international space by means of its cultural, historical and political values. The intelligent use of the Russian touristic potential as an important addition to the foreign-policy activities of the country will contribute to increase of effectiveness of its so-called «soft power».

Keywords: tourism, foreign policy, public diplomacy, «soft power», feedback, foreign-policy activities, tourist potential

Большой интерес в теоретическом составляющая. Объяснение этому лежит и практическом плане представ- в плоскости совершенно точно фикси-ляет вопрос о наблюдаемом про- руемых экономических затрат и дивиден-цессе постепенного перехода такого вида дов, связанных с развитием туристской социальной активности, как туризм, из индустрии. Помимо этого, вплоть до сферы преимущественно спортивно- последнего времени туризм совершенно оздоровительного и культурно- справедливо рассматривался как особая познавательного пласта социальной форма социальной активности и форма реальности в область политики. межкультурной коммуникации. Большей

Отечественная наука, в т.ч. политиче- частью смыслы, вносимые в искомое ская, еще достаточно далека от призна- понятие, рассматривались в ракурсе раз-ния необходимости исследования дан- личного вида путешествий, которые соче-ного феномена социальной реальности и тали отдых, познание мира, приобщение к формы социальной активности людей. В культуре и образу жизни других народов. проблемном поле туризма на сегодняш- Однако по мере расширения возможно-ний день более или менее устойчивую стей туриндустрии по освоению новой позицию занимает его экономическая культурной среды, установлению контак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.