Научная статья на тему 'Научно-методическое обеспечение комплексной безопасности образовательной среды'

Научно-методическое обеспечение комплексной безопасности образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
899
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / SCIENTIFIC AND METHODICAL SUPPORT / EDUCATION / COMPLEX SAFETY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Фарида Шамилевна, Шибанкова Люция Ахметовна

В статье актуализируется вопрос разработки и реализации научно-методического обеспечения комплексной безопасности образовательной среды, которое является одним из необходимых условий совершенствования функционирования системы личностной, социальной и физической безопасности участников образовательных отношений. Научно-методическое обеспечение комплексной безопасности образовательной среды рассматривается авторами на методологическом, методическом и организационно-диагностическом уровнях, способствующих функционированию и непрерывному совершенствованию. Особое внимание уделено основным направлениям реализации научно-методического обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций (кадровое, педагогическое психологическое и техническое обеспечение); направлениям кадровой политики и подготовке педагогов к деятельности в области противодействия распространению радикальных идеологий в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Фарида Шамилевна, Шибанкова Люция Ахметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND METHODICAL SUPPORT OF COMPLEX SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article actualizes the question of the development and implementation of methodological provision of complex safety of the educational environment, which is one of the necessary conditions for improving the functioning of the personal, social and physical safety of participants of educational relations. Scientific-methodological provision of complex safety of educational environment is viewed by the authors on the methodological, methodical and organizational-diagnostic levels that facilitate the functioning and continuous improvement of the system security of the educational environment. Special attention is paid to the main directions of implementation of methodological provision of complex safety of educational institutions (personnel, pedagogical, psychological and technical support); directions of personnel policy and the training of teachers to activities in the field of combating the spread of radical ideologies in the educational environment.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обеспечение комплексной безопасности образовательной среды»

ПЕДАГОГИКА

УДК 377:378

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.А. Шибанкова1

'Статья подготовлена в рамках государственного задания 26.4521.2017/5.1

Аннотация. В статье актуализируется вопрос разработки и реализации научно-методического обеспечения комплексной безопасности образовательной среды, которое является одним из необходимых условий совершенствования функционирования системы личностной, социальной и физической безопасности участников образовательных отношений. Научно-методическое обеспечение комплексной безопасности образовательной среды рассматривается авторами на методологическом, методическом и организационно-диагностическом уровнях, способствующих функционированию и непрерывному совершенствованию. Особое внимание уделено основным направлениям реализации научно-методического обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций (кадровое, педагогическое психологическое и техническое обеспечение); направлениям кадровой политики и подготовке педагогов к деятельности в области противодействия распространению радикальных идеологий в образовательной среде.

Ключевые слова научно-методическое обеспечение, образование, комплексная безопасность, образовательная среда, образовательная организация.

SCIENTIFIC AND METHODICAL SUPPORT OF COMPLEX

SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

F. Mukhametzyanova, L. Shibankova

Abstract. The article actualizes the question of the development and implementation of methodological provision of complex safety of the educational environment, which is one of the necessary conditions for improving the functioning of the personal, social and physical safety of participants of educational relations. Scientific-methodological provision of complex safety of educational environment is viewed by the authors on the methodological, methodical and organizational-diagnostic levels that facilitate the functioning and continuous improvement of the system security of the educational environment. Special attention is paid to the main directions of implementation of methodological provision of complex safety of educational institutions (personnel, pedagogical, psychological and technical support); directions of personnel policy and the training of teachers to activities in the field of combating the spread of radical ideologies in the educational environment.

Keywords: scientific and methodical support, education, complex safety, educational environment, educational organization.

На современном этапе обеспечение безопасности граждан является одной из приоритетных задач российского государства, поскольку, наряду с уже существующими многочисленными угрозами современного мира постоянно появляются новые, изменяется их характер и степень опасности. Влияние образовательных организаций, их роль и уровень ответственности образования перед обществом за подрастающее поколение, в том числе и за его безопасность, невозможно переоценить [17].

Важность системы образования обусловлена следующими императивами:

- образование в современных условиях - это наиболее универсальный социальный институт, который охватывает практически всех членов общества, выполняет интегративные, объединительные функции, обусловленные своей социальной природой;

- воздействие на формирование человека в рамках этого института наиболее системно, научно обоснованно и организовано;

- деятельность системы образования обеспечивает производство общественного

интеллекта и развитой рабочей силы - главного элемента производительных сил;

- «роль образования как интегрального фактора научно-технического прогресса, экономического роста, социально-культурного потенциала непрерывно растет и становится решающей (системообразующая роль образования в обществе)» [14].

Итак, в силу специфики своей деятельности образовательные организации всех уровней определяют занятость подрастающего поколения довольно длительный период, реализуя процессы обучения, воспитания и развития личности. Образовательная организация обладает потенциалом в воспитании порастающего поколения, формирования системы личностных ценностей и ориентиров обучающихся, обеспечивая профилактику негативных общественных явлений и препятствие проникновению радикальных идеологий в образовательную среду [23].

Сегодня на этапе становления находится не только обеспечение безопасности современной образовательной среды, но и «становление личности самого обучающегося, который должен

обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым и способным к конструктивному взаимодействию с окружающими в условиях культурного многообразия общества,

осуществляемому как в социальной, так и в образовательной среде», обеспечивая тем самым безопасность личности и безопасность общества [8].

Вопросы комплексной безопасности, то есть «рассмотрение всех видов безопасности в рамках деятельности образовательных организаций, должны охватывать все компоненты образовательной среды - социальный, субъектный, инфраструктурный» [15]. Комплексная безопасность включает и все компоненты образовательной среды, и все виды безопасности, а именно:

- обеспечение безопасности личности с педагогических и психологических позиций, предполагающее состояние защищенности личности как активного социального субъекта и возможность ее развития;

-обеспечение антитеррористической

защищенности образовательной организации и формирование у обучающихся стойкого неприятия различных радикальных идеологий;

- информационную безопасность образовательной организации, представляющую собой систему защиты внутренней информации, а также защиту от воздействия информации, которая может нанести ущерб ее пользователям;

- инфраструктурное обеспечение безопасности образовательной организации (физическая охрана и инженерно-техническая зашита, гражданская оборона, пожарная безопасность), направленное на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении участников образовательных отношений и их защиту;

- обеспечение охраны труда сотрудников образовательной организации, предполагающее собой систему безопасных и здоровых условий труда и обучения [12].

Правовую основу системы безопасности образовательных организаций составляют ряд федеральных законов; стандарт безопасности учреждений образования и здравоохранения от террористической угрозы при проведении массовых мероприятий; кодексы РФ; Указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; приказы; положения; Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы; Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года.

Реализация системы организационных и профилактических мер по обеспечению комплексной безопасности образовательной среды

привела нас к необходимости разработки модели научно-методического обеспечения комплексной безопасности образовательной организации.

Научно-методическое обеспечение может быть рассмотрено с двух позиций: как система научно-методической работы; как научно-методическая деятельность [2;9]. Для его проектирования нам необходимо уточнить его понятие, выявить концептуальные требования к его разработке как системного целого, сформировать его целостную структуру, установить связи между компонентами и их функции в обеспечении комплексной безопасности образовательной среды.

Мы опираемся на следующее определение научно-методического обеспечения - «создание необходимых условий для функционирования, развития, формирования, становления тех или иных объектов, структур, процессов и т.п., например, нормативных, научных, методических, социально-психологических» [5] и понимаем научно-методическое обеспечение комплексной безопасности образовательной среды как создание необходимых условий для функционирования системы безопасности, создание организационно-педагогических и методических механизмов практического применения научных результатов в деятельности субъектов образования.

Процесс научно-методического обеспечения комплексной безопасности образовательной среды нами рассматривается на трех уровнях:

- методологическом, предполагающим разработку теоретических концептов проектирования системы комплексной безопасности образовательной среды;

- методическом, как совокупности методов и приемов предметной деятельности педагогов образовательной организации по формированию системы ценностей и культуроформирующих компетенций обучающихся в сфере безопасности жизнедеятельности, что предполагает разработку нормативной и учебно-методической документации;

- организационно-диагностическом, предусматривающем ряд организационных изменений в образовательной деятельности и реализацию мониторинга безопасности образовательной среды, включающего в себя компоненты и показатели анализа, методы сбора информации в целях непрерывного совершенствования комплексной безопасности образовательной среды.

Концептуальную основу научно-

методического обеспечения комплексной безопасности образовательной среды, по нашему мнению, обеспечивают системный, процессный и личностно ориентированный подходы.

Системный подход предполагает

совокупность взаимосвязанных и

структурированных элементов, что позволяет изучить каждую составляющую системы, проанализировать, сравнить, объединяя при этом все в единую структуру [19]. В рамках системного подхода образовательная среда рассматривается как «совокупность всех объектов, динамика свойств которых оказывает влияние на систему, а также тех объектов, чьи свойства изменяются в результате деятельности системы» [20]. Данный подход позволяет сформировать целостное представление о развитии комплексной безопасности образовательной среды в современных условиях.

Процессный подход рассматривает управление комплексной безопасностью как непрерывное выполнение комплекса определенных

взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления и ориентирует на качественный результат, рациональное использование ресурсов, непрерывность и постоянное совершенствование деятельности образовательной организации в сфере безопасности жизнедеятельности. Процессный подход к обеспечению комплексной безопасности образовательной организации призван регулировать ее управление на основании оценивания ее состояния по специально определенным критериям качества для всех компонентов (субъектный, социальный инфраструктурный), а также факторов, оказывающих влияние на конечный результат [22].

Личностно ориентированный подход в своей личностной направленности предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся -личность со своими мотивами, целями, психологическим складом. Личность

рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими, определяет характер этой деятельности и общения. Педагог корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося, обеспечения его безопасности, исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений [1].

Обеспечение безопасности личности подчинено действию закономерностей:

- геополитика, социальные угрозы, многообразие идеологий в современном мире представляют собой опасности для личности, при этом социальные угрозы перманентно изменяются вместе с развитием общества;

- социальный прогресс не устраняет опасности существованию личности, общества и государства;

- направления системы безопасности должно

соответствовать реальным опасностям личности, обществу и государству в природной, техногенной, социальной, экологической и других сферах.

Необходимо подчеркнуть, что «недооценка проблем безопасности на всех уровнях социальной организации не только оборачивается теми или иными потерями, но, в конечном счете, неизбежно ведет к снижению ее конкурентоспособности и потере элементов образовательной системы» [7].

Мы считаем, что разработка организационной модели обеспечения комплексной безопасности образовательной среды должна базироваться на следующих принципах:

Принцип научной обоснованности заключается в осуществлении всех действий по обеспечению комплексной безопасности образовательной среды на основе научных методов и подходов и глубокого изучения практического опыта.

Принцип комплексности предполагает охват всех элементов системы безопасности образовательной среды как единого целого. При этом безопасность образовательной среды может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее сторон.

Принцип непрерывности предполагает непрерывный цикл действия процессов обеспечения безопасности образовательной организации, их мониторинг и непрерывное совершенствование в рамках системы менеджмента качества [11].

Принцип превентивности обеспечивает предупреждение возникновения проблемных ситуаций в образовательной среде.

Принцип прогнозирования предполагает выявление тенденций развития обстановки в целом или ее элементов, управленческих ситуаций и поиск оптимальных путей достижения целей безопасности в новых условиях.

Принцип активности предполагает активное взаимодействие участников образовательного процесса.

Комплексное применение системного, процессного и личностно ориентированного подходов, а также совокупности выделенных принципов обеспечивает методологическую основу совершенствования комплексной безопасности образовательной среды. Авторами статьи разработана организационная модель обеспечения комплексной безопасности образовательной среды, которая способствует совершенствованию личностной, социальной и физической безопасности участников

образовательных отношений, в том числе и противодействию проникновения радикальных идеологий в образовательную среду, см. рис. 1.

Рисунок 1. - Организационная модель научно-методического обеспечения комплексной безопасности образовательной организации

Нормативно-целевой блок модели сформирован на основе нормативной базы, регулирующей деятельной образовательной организации по обеспечению комплексной безопасности, социального заказа в сфере безопасности и противодействию радикальных идеологий.

Концептуальный блок организационной модели обеспечения комплексной безопасности образовательной среды составили подходы, закономерности и принципы научно-методического обеспечения комплексной безопасности образовательной среды.

В процессуальном блоке отражены основные направления реализации научно-методического обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций (кадровое обеспечение, педагогическое обеспечение, психологическое обеспечение и техническое обеспечение), мониторинг каждого из направлений и необходимая коррекция процесса.

Результативный блок обеспечивает непрерывный мониторинг состояния

образовательной среды в личностном, социальном и инфрастуктурном аспектах и вписывается в систему менеджмента качества образовательной организации.

Одним из направлений реализации научно -методического обеспечения комплексной безопасности образовательной организации является его кадровое обеспечение. Решение задач обеспечения комплексной безопасности образовательной организации предъявляет новые требования к подготовке педагогов и специалистов, научно-методологическим

исследованиям и методическим разработкам.

Актуальным стал вопрос и о готовности педагогов и специалистов, работающих с учащейся молодежью по причине различных радикальных проявлений в молодежной среде [13].

Педагогические работники должны владеть профессиональными, когнитивными и эмотивными компетенциями, позволяющими быть готовым к решению задач по обеспечению комплексной безопасности образовательной среды и содействовать реализации ее ключевых функций, в том числе функции обеспечения безопасности, а именно:

- служить механизмом защиты обучающихся от деструктивных тенденций;

- регулировать деятельность участников образовательных отношений на основе выработанных общих норм и правил организации жизнедеятельности;

- вести к согласованию интересов и ценностей её субъектов.

Формирование и/или совершенствование данных компетенций можно осуществлять: «при подготовке педагогических кадров в соответствующих профильных образовательных организациях; при подготовке по программам дополнительного профессионального

образования (повышение квалификации); при подготовке по программам дополнительного профессионального образования

(профессиональная переподготовка)» [6]. Необходимо также подчеркнуть, что данное обучение должно охватывать всех специалистов, работающих в образовательной организации и обеспечивающих безопасность образовательной среды на разных уровнях, а именно: структурные подразделения, которые занимаются организацией процесса обучения (руководители и специалисты факультета, деканата, отделения); подразделения, обеспечивающие

инфраструктурную безопасность (сотрудники подразделений безопасности); педагоги и специалисты, осуществляющие учебный и воспитательный процесс (преподаватели кафедр, воспитатели, психологи и т.п.).

Необходимо подчеркнуть особую роль руководителя образовательной организации, важность его готовности к реализации комплексной системы мер и мероприятий правового, организационного, технического, а также кадрового, и финансового характера с целью обеспечения комплексной безопасности образовательной организации.

Дополнительные профессиональные

программы повышения квалификации по обеспечению комплексной безопасности образовательной среды должны способствовать совершенствованию личностной, социальной и физической безопасности участников образовательных отношений, в том числе и противодействию проникновению радикальных идеологий в образовательную среду.

В ситуации необходимости противодействия радикальным идеологиям меняются как требования к педагогическим кадрам, так и характер их подготовки. Можно выделить следующие направления кадровой политики образовательной организации и дополнительной подготовки педагогов:

1. Совершенствование кадровой политики в отборе преподавателей. Необходимо уделить особое внимание развитию коммуникативных и организаторских способностей преподавателей, которые позволяют устанавливать релевантные, доверительные коммуникации с обучающимися, а, следовательно, суггестивно воздействовать на их поведенческие установки и деятельность. В деятельности современного педагога важное

значение приобретает также владение современными информационно-

коммуникационными средствами (компьютером, КЕТ-технологиями), что тоже должно быть учтено в его подготовке.

Важно развитие у педагогических работников умения работать с учащимися, применяя не только пассивные «просветительские», «информационные» методы, но и в большей степени интерактивные, деятельностные, ориентированные на овладение

соответствующими компетенциями,

универсальными учебными действиями, которые позволяют учащимся интериоризировать (т.е. внутренне осознать и принять) установки толерантного поведения как фактора профилактики радикальных проявлений.

2. Необходимо усиление психологической подготовки преподавателей образовательных организаций всех уровней для достаточного овладения компетенциями по выявлению личностных особенностей обучающихся, которые могут свидетельствовать об их склонности к радикализму и экстремизму. Педагогические работники должны иметь представление о психологических методах диагностики и проводить профилактическую работу по купированию выявленных негативных особенностей.

3. Овладение компетенциями, направленными на проектирование и реализацию развития социально-педагогических программ для обучающихся, в которых могли бы быть в социально-приемлемых (нормативных) рамках реализованы стремление к риску, повышенная поведенческая активность, которая свойственна подрастающему поколению. Данное направление может способствовать развитию специфической активности с целью уменьшения риска проявления радикальной агрессии.

Повышение профессионализма руководителей и специалистов образовательной организации, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современного общества, вкупе с эффективными дополнительными профессиональными

программами - это один из важнейших сегментов научно-методического обеспечения (кадровое обеспечение) комплексной безопасности образовательной среды.

Следующее направление реализации научно-методического обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций - это педагогическое обеспечение.

В этом сегменте реализации научно -методического обеспечения комплексной

безопасности образовательной организации предполагается следующее:

- научно-исследовательская работа по разработке и внедрению в образовательный процесс учебно-методических материалов, раскрывающих преступную сущность идеологий экстремизма и терроризма;

- разработка и реализация дополнительных образовательных программ по профилактике идеологии экстремизма.

Педагогическими работниками

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

осуществляется планомерная систематическая деятельность по всему спектру направлений обеспечения комплексной безопасности образовательной среды:

- обучение (обеспечение когнитивной основы безопасности личности, которая способствует накоплению знаний, умений, компетенций в сфере безопасности);

- воспитание (обеспечение становления, развития и совершенствования субъектов, которые готовы к безопасной для себя и общества жизнедеятельности) [10];

- организаторская деятельность (организация педагогического процесса, управление воспитанием, обучением и развитием обучающихся; совершенствование процесса обучения; подготовка и принятие решений, что в целом в полной мере применяется при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности);

- информационно-просветительская деятельность (организация и проведение информационно-образовательных мероприятий по целенаправленному распространению знаний, социально значимых сведений, направленных на формирование культуры безопасности обучающихся);

- пропагандистская и агитационная деятельность (ведение межличностных и межгрупповых коммуникаций с целью распространения идеологических ценностей (утверждение и/или отрицание), формирование у подрастающего поколения определённого способа отношения к действительности) [3].

Научно-методическое обеспечение

комплексной безопасности образовательной организации с психологической позиции предполагает наличие в образовательной организации психолога, психологической службы, кабинета психолога и соответствующего научно-методического обеспечения деятельности данных структур, а именно:

- программ и методик психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы;

- методики по выявлению групп молодежи, склонной подверженности влиянию радикальным идеологиям;

- методики проведений активных социальных тренингов;

- методической базы службы психологического сопровождения и адаптации обучающихся.

Мы считаем, что психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга, образовательная среда является частью социальной среды обучающегося.

Образовательные организации способны строить свою систему безопасности через обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения.

В современных условиях в целях профилактики рапространения идеологий радикализма и экстремизма в образовательной среде особое место отводится психолого-педагогическим мероприятиям по

предупреждению подверженности учащейся молодежи экстремистской идеологии. Мы предлагаем следующие формы общих и специальных мероприятий:

- информирование как наиболее привычное направление психопрофилактической работы, суть которой заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений (методическое обеспечение: курс лекций, методики проведения бесед, видео- и телефильмы и методики работы с ними).

- активные социальные тренинги: тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию; тренинг аффективно-ценностного обучения, где «формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей; тренинг формирования жизненных навыков, умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы» [21].

Особое внимание в целях обеспечения комплексной безопасности уделяется

техническому обеспечению безопасности образовательной среды.

Образовательные организации являются наиболее уязвимыми структурами, так как последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются рядом особенностей по массовости, опасности, серьезному влиянию на подрастающее поколение и часто откликаются сильным политическим и социальным резонансом в стране

и за её пределами. Поэтому необходим широкий спектр заблаговременных и оперативных организационных и технических мер, направленных на предотвращение и максимальное снижение людского и материального ущерба [16].

Так как цель комплексной безопасности образовательной организации - это обеспечение безопасного функционирования учебного заведения, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях, то методическое обеспечение технической стороны безопасности должно способствовать эффективному использованию информации и возможности технических систем безопасности (памятки по всем видам безопасности, инструкции, планы эвакуаций; должностные инструкции персонала, который соответствует задачам и объемам технического контроля, при этом ответственность должностных лиц и подразделений структуры безопасности образовательной организации должна быть точно регламентирована). Необходимо реализовать все возможные виды физической защиты субъектов образования: идентификация обучающихся и сотрудников; система доступа в здания и помещения; система оповещения и управления эвакуацией, пожарной безопасности и другие. При этом обязательно их комплексное использование и взаимное дополнение функций систем под контролем руководителя образовательной организации.

Обеспечение безопасности в сфере образования, которое охватывает огромное количество участников образовательного процесса, является одной из приоритетных задач государства. Однако сегодня изменились представления о содержании безопасности детей и учащейся молодежи в образовательной среде в связи с появлением новых угроз. Сегодня особо актуален вопрос обеспечения комплексной безопасности образовательной организации, которая охватывает все компоненты образовательной среды - социальный, субъектный, инфраструктурный. Необходимо учитывать, что только тесное межведомственное взаимодействие государственных и

общественных структур и учет региональных условий жизни могут обеспечить безопасность подрастающего поколения в образовательных организациях, устойчивого по отношению к любым кризисным явлениям поступательного развития в новых реалиях жизни [18].

Комплексность в обеспечении безопасности образовательной среды предполагает и мероприятия по противодействию радикальным

идеологиям, в том числе, идеологиям экстремизма и терроризма, меры по развитию культуры безопасности обучающихся, обучение безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях [4]. Научно-методическое обеспечение комплексной

безопасности образовательной среды, которая реализуется в таких направлениях, как кадровое, педагогическое и психологическое, техническое обеспечение, является одним из необходимых условий совершенствования функционирования системы безопасности.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.

2. Анисимов П.Ф. Управление качеством среднего профессионального образования / П.Ф. Анисимов; В.Е. Сосонко. - Казань: Ин-т сред. проф. образования РАО, 2001. - 256 с.

3. Бреслер М.Г, Курмакаева А.Р. Агитация и пропаганда в условиях информационного общества [Электронный ресурс] / М.Г. Бреслер, А.Р. Курмакаева // Nauka-rastudent.ru. - 2015. - N0. 05 (17). - Режим доступа: http://naukarastudent.ru/17/2627/

4. Быковский В.В. Обеспечение комплексной безопасности университета / В.В. Быковский // Высшее образование в России. - 2012. - № 7. - С. 83-87.

5. Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянова Л.Ю., Тихонова Л.П., Шайхутдинова Г.А. Научно-методическое обеспечение реализации культурокомпетентностного подхода в гуманитарной подготовке студентов профессиональной школы / Р.Х. Гильмеева, Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.Ю. Мухаметзянова, Л.П. Тихонова, Г.А. Шайхутдинова // Вестник казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 2. - С. 32-37.

6. Доронин С.П., Шибанкова Л.А., Грузкова С.Ю. Проблема готовности педагога к обеспечению безопасности поликультурной образовательной среды / С.П. Доронин, Л.А. Шибанкова, С.Ю. Грузкова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 61-65.

7. Зотова О.Ю. Основы безопасности личности и общества / Ю.П. Зинченко, О.Ю. Зотова. - М.: Изд-во Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. - 2010. - 290 с.

8. Масленникова В.Ш. Теоретические аспекты разработки концепции формирования личности безопасного типа в системе образования / В.Ш. Масленникова // Казанский педагогический журнал. -2016. - Т. 2. - № 2(117). - С. 228-232.

9. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование : проблемы качества и научно-методического обеспечения / Г.В. Мухаметзянова; Рос. акад. образования, Ин-т педагогики и психологии профессионального образования, Академия социального образования. - Казань: Магариф, 2005. - 319 с.

10. Мухаметзянова Ф.Ш., Левина Е.Ю. Концепты обеспечения безопасности личности в образовательном пространстве / Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 6. - С. 17-19.

11. Мухаметзянова Ф.Ш., Левина Е.Ю. Проблемы управления развитием образовательных систем и процессов // Современные проблемы социально-

гуманитарных наук: сб. докл. I Всерос. науч.практ. заоч. конф.; науч. ред. д.э.н., проф. А.В. Гумеров. -Казань. - 2015. - С. 7-10.

12. Мухаметзянова Ф.Ш., Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю., Абраковнов А.П. Обеспечение безопасности как фактор социальной ответственности образования (по результатам мониторинга вузов) / Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Н. Прокофьева, Е.Ю. Левина, А.П. Абраковнов // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 5(118). - С. 76-81.

13. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Проектирование деятельности образовательных организаций по профилактике вовлечения молодежи в экстремистские организации / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 48-51.

14. Научные основы безопасного образования: теория и практика: коллективная монография / Мухаметзянова Ф.Ш., Гильмеева Р.Х., Грузкова С.Ю., Грязнов А.Н., Камалеева А.Р., Левина Е.Ю., Масленникова В.Ш., Мухаметзянова Л.Ю., Прокофьева Е.Н., Трегубова Т.М., Угарова Н.М., Хусаинова С.В., Чеверикина Е.А., Шайхутдинова Г.А., Шибанкова Л.А., Щербаков В.С.; под редакцией член-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Ф.Ш. Мухаметзяновой. - Казань: "Данис", 2016. - 268 с.

15. Прокофьева Е.Н. Модель управления комплексной безопасностью образовательных организаций / Е.Н. Прокофьева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 57-61.

16. Силакова О.В. Комплексная безопасность образовательного учреждения как важнейшее условие обеспечения безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса / О.В. Силакова // Молодой ученый. - 2014. - № 18.1. - С. 84-88.

17. Трегубова Т.М. Актуализация социально-педагогической работы в вузе в условиях террористических угроз / Т.М. Трегубова // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 30-34.

18. Шафикова Г.Р. Организация комплексной безопасности образовательных организаций в условиях поликультурного общества / Г.Р. Шафикова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 17-20.

19. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1978. - 70 с.

20. Якушкина М.С. Образовательная среда и образовательное пространство как понятия современной педагогической науки / М.С. Якушкина // Человек и образование. - 2013.- № 2 (35). - С. 66-69.

21. КЪияатоуа 8У., 8ИерИоуа КА, Kudyasheva Ап., Милщоуа Zulfugarzade Т.Е., Sorokoumova Е.А. (2016).

The development of self-government of the student in the educational process. International. Journal of Environmental and Science Education. T. 11. (15), 8154-8162.

22. Levina E.Y., Kamasheva Yu.L., Gazizova F.S., Garayeva A.K., Salpykova I.M., Yusupova G.F., Kuzmin N.V. A PROCESS APPROACH TO MANAGEMENT

OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION. Review of European Studies. - 2015. - T. 7. - № 4. - C. 234.

23. Shibankova L.A., Dolganovskaya N.V. Ishmuradova A.M. (2016). Pedagogical Conditions of Interethnic Relations Correction in Educational Environment. International journal of environmental & science education, vol. 11, no. 17, 10401-10412.

Сведения об авторах:

Мухаметзянова Фарида Шамилевна (г. Казань, Россия), член-корреспондент РАО, профессор, доктор педагогических наук, директор ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: [email protected]

Шибанкова Люция Ахметовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», email: [email protected]

Data about the authors:

F. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), corresponding member of Russian joint stock company, professor, doctor of pedagogical sciences, director of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: [email protected]

L. Shibankova (Kazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor, senior research officer at the FGBNU Institute of pedagogics, psychology and social problems, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.