Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ПОДРОСТКОВОГО К ЮНОШЕСКОМУ ВОЗРАСТУ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ПОДРОСТКОВОГО К ЮНОШЕСКОМУ ВОЗРАСТУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
146
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-образ / Я-концепция / представленияо себе / юноши / подростки / самосознание / самооценка.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Татьяна Алексеевна Бучина, Елена Николаевна Белоус

Исследования в области самосознания имеют большое значение для каждого индивида, так как позволяют наиболее детально изучить особенности собственной психики и решить значимые проблемы. На сегодняшний день проведено множество исследований, посвящённых возникновению Я-образа на рубеже подросткового и юношеского возраста, его развитию и измерению. Разнообразие иногда даже очень противоречащих друг другу подходов и недостаток информации об этом феномене доказывают актуальность указанной темы. Ведь человек издавна хотел знать кто он, почему он именно такой. В настоящее время к 289 традиционным философским вопросам добавился ещё один вопрос: «Почему я так себя чувствую и почему воспринимаю себя таким?». На современном этапе совершенствования общества проблема развития представлений о себе, как важнейшего компонента личности особенно актуализировалась в работах У. Джеймса, К. Кули, Д. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса, Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, А.А. Бодалева, В.В. Столина, А.А. Реана, И.И. Чеснокова и ряда других авторов. В своих работах они показывают различные аспекты формирования такого феномена, как Яобраз, а также этапы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ПОДРОСТКОВОГО К ЮНОШЕСКОМУ ВОЗРАСТУ»

Следовательно, можно сказать, что методики проведены согласно инструкции и результаты являются действительными.

Особого внимания требуют дети с заниженной самооценкой, так как завышенная самооценка, как правило, к концу младшего школьного возраста сменяется на более адекватную, а заниженная -остается и может перерасти в дальнейшем в комплексы. Развитие самооценки у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постоянно возрастает критичность, требовательность к себе. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно - ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценки и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Литература

1. Волчегорская, Е.Ю. Динамика самооценки качества жизни младших школьников/ ЕЮ. Волчегорская, И. Р. Минимуллина // СБОРНИКИ КОНФЕРЕНЦИЙ НИЦ СОЦИОСФЕРА - 2013 - 70 с.

2. Должикова С.А. Рекомендации по формированию адекватной самооценки [Электронный ресурс]Ц^: https://infourok.ru/rekomendatii-po-formirovaniyu-adekvatnoy-samoocenki-obuchayuschihsya-1683880.html (дата обращения 4.12.2021)

3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности: Учебник для бакалавриата и магистратуры 4-е издание, 2010 г.

4. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976. 7-9 с.

5. Ногалес К. Я-концепция [Электронный ресурс]Ц^: https://4brain.ru/blog/я-концепция/(дата обращения 6.12.2021)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ПОДРОСТКОВОГО К ЮНОШЕСКОМУ ВОЗРАСТУ

Татьяна Алексеевна Бунина. Студентка кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. buch1n4.t@yandex.ru

Елена Николаевна Белоус. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. belousen@yandex.ru

Аннотация

Исследования в области самосознания имеют большое значение для каждого индивида, так как позволяют наиболее детально изучить особенности собственной психики и решить значимые проблемы.

На сегодняшний день проведено множество исследований, посвящённых возникновению Я-образа на рубеже подросткового и юношеского возраста, его развитию и измерению. Разнообразие иногда даже очень противоречащих друг другу подходов и недостаток информации об этом феномене доказывают актуальность указанной темы. Ведь человек издавна хотел знать кто он, почему он именно такой. В настоящее время к

традиционным философским вопросам добавился ещё один вопрос: «Почему я так себя чувствую и почему воспринимаю себя таким?».

На современном этапе совершенствования общества проблема развития представлений о себе, как важнейшего компонента личности особенно актуализировалась в работах У. Джеймса, К. Кули, Д. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса, Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, А.А. Бодалева, В.В. Столина, А.А. Реана, И.И. Чеснокова и ряда других авторов. В своих работах они показывают различные аспекты формирования такого феномена, как Я-образ, а также этапы его развития.

Ключевые слова: Я-образ, Я-концепция, представленияо себе, юноши, подростки, самосознание, самооценка.

TRANSFORMATION OF SELF-IMAGE DURING TRANSITION FROM ADOLESCENCE TO ADOLESCENCE

Taniana Alekseevna Buchina. Student of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation. ms.anya.konovalova.1998@mail.ru

Elena Nikolaevna Belous. PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation. belousen@yandex.ru Abstract

Research in the field of self-awareness is of great importance for each individual, as it allows you to study in the most detail the features of your own psyche and solve significant problems.

To date, many studies have been conducted on the emergence of the Self-image at the turn of adolescence and adolescence, its development and measurement. The variety of sometimes even very contradictory approaches and the lack of information about this phenomenon prove the relevance of this topic. After all, a person has long wanted to know who he is, why he is exactly like that. Currently, another question has been added to the traditional philosophical questions: "Why do I feel this way and why do I perceive myself this way?".

At the present stage of society's improvement, the problem of the development of self-image as the most important component of personality was especially actualized in the works of W. James, K. Cooley, D. Meade, E. Erickson, K. Rogers, B.G. Ananyev, I.S. Cohn, A.A. Bodalev, V.V. Stolin, A.A. Rean, I.I.

Keywords: I am an image, I am a concept, self-image, young men, teenagers, self-awareness, self-esteem.

По словам российского психолога Д. А. Леонтьева, Я - это форма переживаний человеком своей личности, форма, в которой личность открывается сама себе. Я имеет несколько граней, каждая из которых была в своё время предметом интереса тех или иных школ и направлений в психологии.

Представления человека о себе включают самосознание как оценку человеком своих знаний, морального образа и интересов, идеалов, а также мотивов поведения, целостную оценку себя как деятеля, как чуткого и мыслящего существа.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что образ Я - это система представлений о себе, которая обеспечивает внутреннюю определённость и относительную стабильность его действий, отношений и поведения; на его основе он строит своё взаимодействие с внешним миром.

Предмет. Предметом исследования является представления о себе в подростковом и юношеском возрасте.

Гипотеза. При переходе от подросткового возраста к юношескому представления человека о себе изменяются, так как складывается достаточно развитое самосознание, с выраженной самооценкой и самовыражением.

Методы исследования. Теоретические (анализ психологической, педагогической, философской, социальной литературы в рамках избранной темы), эмпирические: исследование проводилось при помощи методик «20 утверждений» М.Куна («Кто я такой?»), «Незаконченные предложения», а также методика «^-сортировка», методы обработки и интерпретации результатов исследования.

Описание исследования. В ходе исследования были проведены методики с обучающимися образовательной организации города Коломны, Московской области. Исследование проводилось в очном режиме с использованием раздаточных материалов методик. В исследовании приняли участие дети 6 класса в возрасте 11-12 лет и 10 класса в возрасте 15-16 лет, учащиеся в МБОУ СОШ №16 г. Коломна. Количество участников — 21 человек: подростки - 11 человек, юноши - 10.

Целью экспериментальной работы было изучение уровня сформированности представлений о себе в подростковом и юношеском возрастах.

Первый этап исследования включал в себя изучение и подбор комплекса методик для выявления уровня сформированности представления о себе в подростковом и юношеском возрасте. Решив проверить на практике поставленную цель нашей работы, мы подошли к данному шагу с подбора подходящих методик. Мы остановились, в своём выборе, на трёх не простых авторских методик:

- Методика «Незаконченные предложения» автор Сакс-Леви.

- Методика - сортировка», автор Б. Стефансон.

- Методика «Кто я?», авторы М. Кун и Т. Мак-Партланд, модификация Т.В. Румянцевой

На втором этапе исследования мы провели подобранный комплекс диагностических методик с детьми подросткового и юношеского возрастов (учащихся 6 и 10 классов).

После того как все учащиеся выполнили задания методик мы перешли к третьему этапу исследования, анализу полученных результатов, интерпретации данных и составлению сравнительных таблиц и диаграмм.

Наибольшую трудность в нашей работе испытали именно в интерпретации данных, просто потому что нельзя однозначно было определить тот или иной ответ детей. Во многом ответы можно было рассматривать с разных сторон, например количество данных ответов по методике «Кто я?», если их давалось мало, можно было трактовать, как неуверенность в подаче данных, так и закрытость ребенка в силу его характера и темперамента.

Но в целом, работа по проведению исследовательской деятельности в прямом контакте с детьми нам понравилась и была осуществлена очень результативно.

Дети довольно ответственно подходили к выполнению требований методик, что позволило быстро проанализировать полученные данные и систематизировать их при помощи таблиц и продемонстрировать их в сравнении.

По методике «Незаконченные предложения» в сравнительной диаграмме мы получили результаты.

Группа номер 1 подростки: показатель -2 встречается 2 раза, что соответствует 12%, наиболее часто встречающийся показатель -1, его количество равно 10, что соответствует 60%, показатель 1 встречается 2 раза, что соответствует 12%, показатель 0 встречается 1 раз, что соответствует 6%.

Группа номер 2 юноши: в данной группе встречаются только два показателя 1 и 0. Показатель 1 встречается 6 раз, что соответствует 36%, показатель 0 встречается 9 раз, что соответствует 54%.

По методике «Q-сортировка» в сравнительной диаграмме мы получили результаты. Группа номер 1 подростки: наиболее часто встречающийся показатель 3, его количество равно 6, что соответствует 48%, показатель 7 встречается 5 раз, что соответствует 40%, показатель 6 встречается 1 раз, что соответствует 8%.

В данной группе в ответах «да» встречаются показатели: показатель 7 встречается 3 раза, что в процентном соотношении равно 48%, показатель 3 встречается тоже 3 раза, что в процентном соотношении равно 48%.

Группа номер 2 юноши: наиболее часто встречающийся показатель 3, его количество равно 6, что соответствует 48%, показатель 7 встречается 5 раз, что соответствует 40%, показатель 6 встречается 1 раз, что соответствует 8%.

В данной группе в ответах «да» встречаются показатели: показатель 7 встречается 2 раза, что в процентном соотношении равно 32%, показатель 3 встречается 3 раза, что в процентном соотношении равно 48% и показатель 6 встречается всего 1 раз, что в процентном соотношении равно 16%.

По методике «Кто я?» в сравнительной диаграмме мы получили следующие результаты.

Группа номер 1 подростки: данные мы усреднили, чтобы наглядно представить на диаграмме. Данная группа дала в среднем 13 ответов, из которых 4 явились положительными,то есть имеют знак «+», что составило 28%, 3 ответа были со знаком «-», что составило 21%, 4 ответа со знаком «±», что составило 28%, 2 ответа со знаком «?», что составило 14%.

Группа номер 2 юноши: данные мы усреднили, чтобы наглядно представить на диаграмме. Данная группа дала в среднем 18 ответов, из которых 15 явились положительными,то есть имеют знак «+», что составило 75%, 0 ответов были со знаком «-», что составило 0%, 2 ответа со знаком «±», что составило 10% и 1 ответ был со знаком «?», что составило всего лишь 5%.

Результаты. Были проанализирован два возраста, их особенности, а также выявлены их сходства и различия. Изучен уровень сформированности представлений о себе в подростковом и юношеском возрастах.

Выводы. Результаты исследовательской части могут быть использованы в работе школьного педагога-психолога для работы с подростками и юношами, так как важно знать особенности этих возрастов и уметь работать с ними. Заключение.

Цели и задачи, поставленные в начале исследования, выполнены в полной мере. Исследование может послужить дальнейшему более подробному изучению темы, так как материалов по данной теме недостаточно. Оно может быть полезно для психологов и социальных педагогов, работающих в образовательных организациях.

Литература

1. Бычковский Д.А. Особенности представлений о себе и других у старших подростков с акцентуациями характера// Москва. 2018. С.7-8.

2. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя. М.: Издательский дом "American Sociological Review", 1954. 186 с.

3. Купов Ж.Г. «Образ я» подростков, психологически зависимых от родителей. М.: Издательский дом "Известия Южного федерального университета. Технические науки", 2017. 233-237 с.

4. Ледовская Т.В. Психологическая структура самоотношения в подростковом и юношеском возрасте//Москва. 2017. С. 21-22.

5. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Издательский дом "Педагогика",1986. 112 с.

6. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития. М.:Издательский дом "Академия", 2015 .656 с.

7. Наумова Т.А. Образ «Я» Интернет-зависимых и интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве// Ижевск. 2016. С.18.

8. Полянский А. И. Проблема представления о себе и другом человеке в психологии//Москва. 2016. С.12-18.

9. Сысоева И.В. Особенности развития личности в юношеском возрасте в контексте культурно-исторической теории// Москва. 2015. С.3-5.

10. Тищенко Ю.В. Факторы влияния семьи на формирование самосознания ребёнка. М.: Издательский дом "Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки", 2016. 89-94 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.