ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.923.2
САМООТНОШЕНИЕ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ
Арендачук Ирина Васильевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. Е-таН: агеп^ппа@ yandex.ru
В статье исследуется динамика развития самоотношения как эмоционально-оценочного компонента самосознания личности на протяжении подросткового и юношеского возраста. Приведены результаты сравнительного анализа, выполненного на выборке подростков и юношей N = 113), который выявил структурные особенности их самоотношения. Установлено, что в динамике возрастного развития личности самоотношение у подростков изменяется; повышается самоуважение благодаря самоуверенности и самопониманию, ожиданию позитивного отношения к себе от других; у юношей изменения в самоотношении связаны с ростом самоуважения, так как у них выражены саморуководство и самопонимание. Выявлено, что при переходе личности от подросткового к юношескому возрасту изменения самоотношения обусловлены повышением способности к саморуководству и ориентацией на обратную связь с другими людьми. Доказано, что по динамическим изменениям показателей самоотношения как структурного компонента самосознания можно судить о процессе его становления на протяжении подросткового и юношеского этапов возрастного развития личности. Понимание особенностей возрастного развития самоотношения позволяет ориентировать программы психологической помощи подросткам и юношам на формирование у них активной жизненной позиции на основе позитивного отношения к себе.
Ключевые слова: самосознание личности, самоотношение, подростковый и юношеский возраст.
й01: 10.18500/1819-7671 -2017-17-4-434-438
Проблема формирования и развития самосознания личности не теряет своей актуальности в современных психологических исследованиях в связи с гуманизацией всех общественных процессов и жизни в целом, в контексте которой человек рассматривается как активный преобразователь окружающего мира и самого себя.
В современных публикациях по проблеме самосознания личности оно определяется как феномен, возникающий из сознания по мере становления субъектности человека и определяющий систему его знаний о себе, своих ресурсах и потенциалах. Оно имеет двойственную направленность - субъектную и объектную - и выполняет функцию регуляции личности на двух уровнях - личности («Я - Я») и группы («Я - Другие»).
В своих исследованиях И. И. Чеснокова отмечает, что развитие самосознания осуществляется в последовательности «самопознание -самоотношение - саморегуляция», где эмоциональным компонентом, «концентрирующимся» в системе «Я - Я» выступает самоотношение [1, с. 134]. Ряд исследователей также относят самоотношение к процессуальной эмоционально-оценочной стороне самосознания, рассматривая его как аффективный компонент, связанный с переживаниями человека по поводу имеющихся знаний о себе [2, с. 160], отражающий ценностное отношение к различным сторонам и об-
© Арендачук И. В., 2017
И. В. Арендачук. Самоотношение в структуре самосознания подростков и юношей
разам своего «Я» в виде чувства самоуважения, самопринятия, переживания своей успешности [3, с. 625], что позволяет личности «отображать» себя, сохранять внутреннюю стабильность своего «Я» [4, с. 10]. В контексте структурно-функциональной модели личности, основанной на принципах системного и метасистемного подходов, разработанных Р. Х. Тугушевым и А. В. Карповым [5, 6], самоотношение личности как специфическая форма активности субъекта в адрес своего «Я», формируясь на уровне личности, способствует рефлексивному пониманию человеком самого себя и через внутренние оценки собственных черт и качеств определяет предметное содержание эмоциональных переживаний в виде самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса [7, с. 114].
Анализируя работы В. В. Столина и С. Р. Пантелеева, Т. Н. Кочеткова говорит о двух модальностях самоотношения, определяющих позитивную или негативную эмоциональную оценку человеком собственной личности в категориях аутосимпатии, самоинтереса, самообвинения, самопринятия и самопонимания. В ходе сравнения себя с окружающими у него формируются самоуважение, самоуверенность, саморуководство и система ожиданий по отношению к себе, что, по сути, есть проявление самооценки [8, с. 118]. Автор также показывает, что модальность самоотношения определяет активность жизненной позиции личности: позитивное самоотношение инициирует самоактуализацию на основе интер-нального локуса «Я», негативное - деятельност-ное отношение к жизни, обусловленное стремлением к снятию высокого личностного напряжения и дискомфорта (при развитой интернальности стимулирует активность жизненной позиции, при отсутствии самоинтереса определяет ведомую жизненную позицию) [8, с. 122-123].
Наиболее активно процесс становления самоотношения происходит в периоды подросткового и юношеского этапов возрастного развития личности.
В подростковый период уровень и модальность самоотношения определяются объективными и субъективными факторами личностного развития - успешностью или неуспешностью в учебной деятельности и в утверждении своего «Я» в группе сверстников, уровнем притязаний, способами самоутверждения [9, с. 58]. В исследовании Л. А. Регуш показано, что отрицательная модальность самоотношения подростков находит выражение в их негативных переживаниях лич-ностно значимых проблем. При этом подростки, характеризующиеся низким самоуважением, самопониманием, ожиданием равнодушия или антипатии со стороны окружающих, высоким
самообвинением, сопровождающимся тревожностью и повышенным вниманием к внутренним переживаниям, чаще вступают в конфликтные отношения с окружающими и остро переживают жизненные проблемы, связанные с отношением к будущему, с взаимоотношениями с родителями и сверстниками, со школьной жизнью: трудности изменения возрастного статуса, проблемы в отношениях с одноклассниками и учителями, при адаптации к новым школьным условиям и образовательным требованиям, при получении отметок за выполненную работу [9, с. 62, 64].
В юношеском возрасте самосознание качественно перестраивается: прежние представления о себе изменяются и становятся более зрелыми, объективными. В этот период интенсивно развивается способность к рефлексии, происходит обособление самооценки от оценок окружающих [10].
Теоретический анализ проблемы исследования позволил предположить, что динамику в развитии самосознания личности от подросткового к юношескому возрасту можно проанализировать, рассматривая изменения показателей самоотношения подростков и юношей как одного из его структурных компонентов. Для проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 113 человек (67 подростков и 46 юношей), из них 37 чел. - подростки в возрасте 14-15 лет; 30 чел. - подростки в возрасте 16-17 лет; 26 чел. - юноши в возрасте 18-19 лет; 20 чел. -юноши в возрасте 22-23 лет. Использовалась методика «Тест-опросник самоотношения» (ОСО) В. В. Столина и С. Р. Пантилеева. Проверка выборки на нормальность распределения по показателю «интегральное самоотношение» (критерий Колмогорова-Смирнова К-Б = 0,154; р < 0,01) позволила использовать для сравнительного анализа ¿-критерий Стьюдента (?а).
Проведенное исследование позволило выявить динамические изменения в показателях самоотношения на протяжении возрастных периодов подросткового и юношеского развития (табл. 1).
В подростковом возрасте самоотношение изменяется - развиваются самоуважение и ожидаемое отношение других. При этом самоуважение подростков повышается благодаря показателям самоуверенности и самопонимания, т. е. на эмоциональном и содержательном уровнях в течение подросткового возраста наблюдается растущая вера личности в свои силы и способности, развивается рефлексивность, позволяющая лучше понимать себя. Одновременно повышаются ожидания по отношению к другим людям - под-
росткам все больше необходима обратная связь от ближайшего окружения как источник информации о себе, позволяющей соотнести свои представления о себе с представлениями других и скорректировать свое самоотношение. Также у подростков растет интерес к себе, самопринятие (в структуре аутосимпатии) - все это свидетельствует о повышении у них самооценки, готовности понять свои мысли и чувства, о развитии доверия к себе, способности принимать себя «в целом», независимо от достоинств и недостатков в проявлениях черт личности.
В юношеском возрасте изменения в структуре самоотношения не столь кардинальны: повышение показателя интегрального самоотношения в основном связано у юношей с продолжающимся ростом самоуважения благодаря все более развивающейся способности понимать себя (самопониманию), а также управлять своими чувствами, эмоциями, поступками, поведением на основе собственных убеждений и системы ценностей, быть последовательным во внутренних побуждениях и целях (саморуководству).
Таблица 1
Особенности развития самоотношения личности в подростковом и юношеском возрастах
Показатели самоотношения Подростки Юноши
14-15 лет 16-17 лет 18-19 лет 22-23 лет
Интегральное самоотношение 14,1 18,6 -4,37 16,0 17,9 -1,7
Самоуважение 7,3 9,7 -3,50 7,9 9,5 -2,2
самоуверенность 4,1 5,3 -3,28 4,2 4,5 -0,5
саморуководство 3,8 4,2 -1,24 4,3 5,3 -3,1
самопонимание 2,4 3,7 -3,78 2,8 3,6 -2,0
Аутосимпатия 7,8 9,3 -1,95 8,1 9,1 -1,3
самопринятие 4,6 5,8 -3,13 4,8 5,6 -1,3
самообвинение 4,8 5,0 -0,60 4,5 4,7 -0,4
Ожидаемое отношение других 8,3 9,7 -2,81 9,7 10,6 -1,4
отношение других 4,6 5,7 -3,42 5,5 5,9 -1,2
Самоинтерес 5,8 6,5 -1,78 6,6 6,8 -0,3
самоинтерес (установка на внутреннее «Я») 5,2 6,0 -2,19 6,1 6,2 -0,2
Примечание. Шрифтом выделены значимые различия между показателями в исследуемых группах (р < 0,05).
При переходе личности от подросткового к юношескому возрасту продолжают развиваться (р < 0,05) способности быть самопоследовательным (саморуководство) и ожидания отношения к себе со стороны других (на уровне готовности понять точку зрения другого о себе и конструктивно принять ее для построения своей личности). Также наблюдается повышение самоинтереса, обусловленного развивающейся способностью к внутреннему диалогу с собой «на равных», уверенностью в интересе других к своей личности, её отдельным свойствам и качествам (табл. 2).
Кроме того, самоуважение у подростков в большей степени связано с самоуверенностью, а у юношей - с саморуководством, что свидетельствует о переносе акцентов в самоотношении личности от эмоциональной составляющей у подростков к регулятивной у юношей. И у подростков, и у юношей выражена позитивная
модальность аутосимпатии (доминирование самопринятия над самообвинением), однако у юношей тенденция к одобрению и принятию себя, независимо от выраженности тех или иных черт и свойств личности, выражена сильнее.
Обобщение полученных в исследовании результатов позволило сформулировать вывод о том, что наиболее интенсивно процесс становления самоотношения личности происходит в подростковом возрасте и связан с развитием таких его структурных составляющих, как самоуважение (благодаря самоуверенности и самопониманию), самопринятие, самоинтерес и ориентация на отношения с другими людьми. В юношеском возрасте изменения в структуре самоотношения не столь выражены и связаны в основном с развитием самопонимания и саморуководства.
В целом проведенное исследование показало, что самоотношение подростков определяется
И. В. Арендачук. Самоотношение в структуре самосознания подростков и юношей
Динамика развития самоотношение личности при переходе от подросткового возраста к юношескому
Таблица 2
Показатели самоотношения Подростки (14-17 лет) Юноши (18-23 лет) ч, />-уровень значимости
Интегральное самоотношение 16,10 16,83 -0,86 0,394
Самоуважение 8,34 8,61 -0,49 0,627
самоуверенность 4,64 4,30 1,07 0,287
с аморуководство 4,00 4,74 -2,96 0,004
с амопонимание 2,97 3,17 -0,71 0,480
Аутосимпатия 8,51 8,52 -0,03 0,980
самопринятие 5,10 5,15 -0,14 0,886
самообвинение 4,88 4,54 1,04 0,299
Ожидаемое отношение других 8,94 10,09 -2,82 0,006
отношение других 5,10 5,65 -2,14 0,035
Самоинтерес 6,09 6,67 -2,05 0,043
самоинтерес (установка на внутреннее «Я») 5,58 6,11 -2,01 0,047
как внутренними факторами - связанными с формированием отношения к собственному «Я» на основе уверенности в себе и способности понимать себя, так и внешними факторами, обусловленными референтным окружением. Юноши имеют достаточно сложившуюся систему отношений к себе, не зависящую от внешних факторов, а ориентированную на принятие своего «Я» с положительно выраженной модальностью эмоционально-оценочных суждений о себе.
Полученные результаты показывают, что психолого-педагогическое сопровождение процесса становления и развития самоотношения личности наиболее актуально при работе с подростками. Основное направление такой помощи подросткам - формирование адекватной самооценки и самоотношения в целом методами социально-психологического тренинга, позволяющего подростку не только рефлексивно познать особенности себя и своей личности, получить обратную связь от сверстников, но и «отработать» свое «Я» в моделируемых условиях тренингового пространства.
Список литературы
1. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 144 с.
2. Мохова Ю. А. К вопросу о структуре самосознания личности // Омск. науч. вестн. 2012. № 1 (105). С. 157-160.
3. Белова И. М., Парфенов Ю. А., Сологуб Д. В., Не-хвядович Э. А. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания : системный подход // Фундаментальные исследования. 2014. № 3. С. 620-628.
4. ХватоваМ. В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности // Гаудеамус : психол.-пед. журн. 2015. № 1 (25). С. 9-17.
5. Тугушев Р. Х. Системная персонология : качественный и количественный анализ. Саратов, 1998. 272 с.
6. Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики. М., 2004. 504 с.
7. Арендачук И. В. Структурно-функциональный подход к процессу формирования самосознания личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2 (22). С. 110-118.
8. Кочеткова Т. Н. Смысложизненные ориентации лиц с разным самоотношением // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 2 (92). С. 118-123.
9. Регуш Л. А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2009. № 100. С. 57-65.
10. Рушина М. А., Орлова А. В. Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2015. № 4. С. 35-40.
Образец для цитирования:
Арендачук И. В. Самоотношение в структуре самосознания подростков и юношей: динамика развития // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 434-438. Б01: 10.18500/18197671-2017-17-4-434-438.
Self-Attitude in the Structure of Self-Consciousness of Teenagers and Adolescents: the Dynamics Development
Irina V. Arendachuk
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
The purpose of the study presented in the article was the research of the dynamics in the development of self-attitude as an emotional and evaluative component of a person's self-consciousness throughout teenage and adolescence. The results of a comparative analysis are performed on a sample of adolescents and young men (N = 113), which has revealed the structural features of self-attitude. It was found that in the dynamics of the age-related development of the personality, teenager self-attitude changes toward increasing self-esteem due to self-confidence and self-understanding, as well as expectations of a positive attitude towards oneself from others. In young men, changes in self-attitude are associated with increased self-esteem due to self-guidance and self-understanding. It was revealed that in the transition between teenage and adolescence, the changes in self-attitude are due to elevation in the ability to self-guidance and the orientation to feedback from other people. It was proved that dynamic changes in the parameters of self-relationship, as a structural component of self-consciousness, can be judged as the process of self-consciousness formation during the adolescent and youth stages of the individual development. Understanding of the age-related self-attitude development features makes it possible to orient programs of psychological assistance to teenagers and adolescents to formation an active life position on the basis of a positive attitude toward themselves. Key words: self-consciousness of personality, self-attitude, teenage and adolescence.
References
1. Chesnokova I. I. Problema samosoznaniya vpsikhologii [Self-consciousness problem in psychology]. Moscow, 1977. 144 p. (in Russian).
2. Mokhova Yu. A. K voprosu o strukture samosoznaniya lichnosti [To question about structure of personality's self-consciousness]. Omsk. nauch. vestn. [Omsk Scientific Bulletin], 2012, no. 1 (105), pp. 157-160 (in Russian).
3. Belova I. M., Parfenov Yu. A., Sologub D. V., Nekh-vyadovich E. A. Strukturnye i dinamicheskie khara-
kteristiki komponentov samosoznaniya: sistemnyy podkhod [Structural and dynamical characteristics of components of self-consciousness: system approach]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2014, no. 3, pp. 620-628 (in Russian).
4. Khvatova M. V. Samootnoshenie v strukture psikho-logicheski zdorovoy lichnosti [Self-attitude in structure of psychologically healthy personality]. Gaudeamus: psihologo-pedagogicheskijzhurnal [Gaudeamus], 2015, no. 1 (25), pp. 9-17 (in Russian).
5. Tugushev R. Kh. Sistemnaya personologiya: kachest-vennyy i kolichestvennyy analiz [System psychology: qualitative and quantitative analysis]. Saratov, 1998. 272 p. (in Russian).
6. Karpov A. V. Metasistemnaya organizatsiya urovnevykh struktur psikhiki [Meta-system organization of level structures of psychics]. Moscow, 2004. 504 p. (in Russian).
7. Arendachuk I. V. Strukturno-funktsionalnyy podkhod k processu formirovaniya samosoznaniya lichnosti [Structural and Functional Approach to the Process of Identity Formation]. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2017, vol. 6, iss. 2 (22), рр. 110-118 (in Russian).
8. Kochetkova T. N. Smyslozhiznennye orientatsii lits s raznym samootnosheniem [The meaning of life orientations of persons with different self-attitude]. Vestn. Tom. gos. ped. un-ta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2010, iss. 2 (92), pp. 118-123 (in Russian).
9. Regush L. А. Samootnoshenie podrostkov i perezhivanie problem shkolnoy zhizni [Self-attitude of teenagers and emotional experience of school life problems]. Izvestia RGPU im. A. I. Gercena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science], 2009, no. 100. pp. 57-65 (in Russian).
10. Rushina M. A., Orlova A. V. Osobennosti samoot-senki i samootnosheniya v yunosheskom vozraste [Peculiarities of self-esteem and self-attitude in adolescence]. Vestn. Ros. un-ta druzhby narodov. Ser. Psikhologiya ipedagogika [RUDN Journal of Psychology and Pedagogics], 2015, no. 4. pp. 35-40 (in Russian).
Cite this article as:
Arendachuk I. V. Self-Attitude in the Structure of Self-Consciousness of Teenagers and Adolescents: the Dynamics Development. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 17, iss. 4, pp. 434-438. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-4-434-438.