Научная статья на тему 'Особенности самотношения студентов-медиков'

Особенности самотношения студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1151
144
Поделиться
Ключевые слова
глобальное самоотношение / самоуважение / аутосимпатия / самоинтерес / гендер

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Церковский А. Л.

Статья посвящена исследованию самоотношения студентов медицинского вуза. Были изучены три уровня самоотношения (глобальное, дифференцированное по самоуважению, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе, а также уровень конкретных действий) 182 студентов. Выявленные структурные особенности самоотношения свидетельствуют о гармоничной сбалансированности содержаний системы самоотношения студентов-медиков и успешном характере социально-психологической адаптация студентов. Обнаруженные гендерные различия указывает на более позитивный характер самоотношения у девушек и их более успешное совладание с трудностями кризиса юношеского возраста. Результаты исследования могут использоваться в преподавании дисциплин психолого-педагогического профиля для студентов, а также в работе психологической службы.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Церковский А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Article is devoted research of the self-relation of students of medical high school. Three levels of the self-relation (global, differentiated on self-esteem, to self-interest and expectations of the relation to, and also level of concrete actions) 182 students have been studied. The revealed structural features of the self-relation testify to harmonious equation of maintenances of system of the self-relation of medical students and successful character socially-psychological adaptation of students. The found out gender distinctions specifies in more positive character of the self-relation at girls and their more successful coping with difficulties of crisis of youthful age. Results of research can be used in teaching of disciplines of a psihologo-pedagogical profile for students and listeners and also in work of psychological service.

Текст научной работы на тему «Особенности самотношения студентов-медиков»

ОСОБЕННОСТИ САМОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

ЦЕРКОВСКИЙ А.Л.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский

университет»

Резюме. Статья посвящена исследованию самоотношения студентов медицинского вуза. Были изучены три уровня самоотношения (глобальное, дифференцированное по самоуважению, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе, а также уровень конкретных действий) 182 студентов. Выявленные структурные особенности самоотношения свидетельствуют о гармоничной сбалансированности содержаний системы самоотношения студентов-медиков и успешном характере социально-психологической адаптация студентов. Обнаруженные гендерные различия указывает на более позитивный характер самоот-ношения у девушек и их более успешное совладание с трудностями кризиса юношеского возраста. Результаты исследования могут использоваться в преподавании дисциплин психолого-педагогического профиля для студентов, а также в работе психологической службы.

Ключевые слова: глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, гендер.

Abstract. Article is devoted research of the self-relation of students of medical high school. Three levels of the self-relation (global, differentiated on self-esteem, to self-interest and expectations of the relation to, and also level of concrete actions) 182 students have been studied.

The revealed structural features of the self-relation testify to harmonious equation of maintenances of system of the self-relation of medical students and successful character socially-psychological adaptation of students. The found out gender distinctions specifies in more positive character of the self-relation at girls and their more successful coping with difficulties of crisis of youthful age. Results of research can be used in teaching of disciplines of a psihologo-pedagogical profile for students and listeners and also in work of psychological service.

Адрес для корреспонденции: Республика Беларусь, 210023, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, Витебский государственный медицинский университет, кафедра психологии и педагогики, Церковский А. Л.

Введение

Данное исследование является частью комплексного изучения Я-концепции студентов медицинского вуза. Влияние человека на ход своей жизни или на жизни других людей возможно только через отношение к себе. Хотя личность и сознает себя через отношения к другим, она становится способной к самопознанию и саморазвитию только благодаря активному отношению к самому себе. Этим и определяется важность роли самоотношения в становлении человека — личностном и профессиональном. Понимание человеком своей индивидуальности позволяет сознательно и целенаправленно управлять собственной деятельностью. Все вышесказанное и определяет актуальность исследований психологической проблемы отношения к себе в юношеском возрасте.

Юношеский (студенческий) возраст в контексте данного вопроса характеризуется тем, что именно в этот возрастной период идет развитие нового уровня отношения к себе - самоотношения. В юности осуществляется переход от частных самооценок к общей, целостной самооценке. При этом создаются условия для формирования собственного отношения к себе, достаточно независимого от отношения и оценок окружающих, частных успехов и неудач, различных ситуативных влияний.

Современные достижения психологии самоотношения позволяют говорить о существовании трех разных подходов рассмотрения отношения человека к себе: 1) понимания самоотношения как аффективного компонента самосознания (самоотношение в структуре самосознания); 2) как черты личности (само-отношение в структуре личности); 3) как компонента саморегуляции (самоот-ношение в системе саморегуляции).

Их интеграция возможна на основе методологического положения о единстве деятельности, личности и (само) сознания. Системный анализ самоот-ношения предполагает его рассмотрение как представленного одновременно на трех уровнях бытия человека: деятельности, личности как субъекта этой деятельности и самосознания как смыслового ядра личности. Включаясь в ту или иную деятельность, личность осмысливает себя как субъекта деятельности. Результатом такого осмысления является отношение личности к себе как выражение в самосознании личностного смысла «Я» по отношению к мотивам самореализации.

Формируясь в процессе осмысления личностью себя как субъекта жизненных отношений, самоотношение обнаруживается в структуре личности как смысловая диспозиция. При этом, будучи устойчивой, относительно независимой от актуального жизненного опыта, оно проецируется в деятельность как установка, состояние готовности личности к тому или иному поведению.

Необходимо отметить, что оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное «принятие себя», «самоуважение» (Д.А. Теплых, 1999).

В основу изучения структуры самоотношения студентов положена разработанная В.В. Столиным иерархическая модель структуры самоотношения. Она включает в себя три уровня самоотношения, отличающихся по степени обоб-

щенности:

1) глобальное самоотношение;

2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве дополнение к этой модели нами учитывалась также концепция самоотношения С.Р. Пантелеева, согласно которой важнейшими структурными образующими самоотношения являются: 1) самоуважение (саморуководство, самоуверенность, отраженное самоотношение, социальная желательность Я); 2) аутосимпатия (самопривязанность, самоценность, самопринятие); 3) самоуничижение (внутренняя конфликтность, самообвинение).

Для обоснования необходимости данного исследования мы опирались также на точку зрения Л.М. Митиной (1990), рассматривающей самоотношения как эмоциональную составляющую самосознания (Я-концепции) человека. Она считает, что понимание себя, знания о себе самом, естественно, человеку небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его самоотношения [2].

Проблеме гендерных различий в последнее время уделяется много внимания. Работы психологов позволяют выявить личностные качества, входящие в конструкты «фемининность» и «маскулинность». Так, к традиционно женским качествам относят склонность к концентрации на чувствах, проявление эмоций (экспрессивность), стремление разделить их с другими. Представление же о мужественности включает такие личностные особенности, как стремление быть неэмоциональным, не проявлять признаков слабости, обсуждая свои проблемы с другими, а также отгородиться от негативных переживаний, концентрируясь на чем-то другом. В коммуникативной сфере отмечается большая направленность на межличностное общение у женщин и инструментальность, ориентацию на групповое общение и соблюдение норм у мужчин. Кроме того, мужской образ в большей степени характеризует экстраверсия, включающая поиск ощущений и доминантность, а женский — дружелюбность и отзывчивость [1].

Особый интерес представляет собой гендерные различия самосознания, в частности, в системе самоотношения. Это обусловлено тем, что влияние человека на ход своей жизни или на жизни других людей возможно только через отношение к себе. Хотя личность и сознает себя через отношения к другим, она становится способной к самопознанию и саморазвитию только благодаря активному отношению к самому себе. Этим и определяется важность роли само-отношения в становлении человека — личностном и профессиональном. Понимание человеком своей индивидуальности позволяет сознательно и целенаправленно управлять собственной деятельностью. Все вышесказанное и определяет актуальность исследований психологической проблемы отношения к себе в юношеском возрасте. С целью дальнейшего изучения «Я-концепции» сту-дентов-медиков мы исследовали структуру и гендерные особенности их само-отношения.

Методы

Для решения поставленных задач было обследовано 182 студента ВГМУ, из них 50 (27,5 %) юношей и 132 (72,5 %) девушки; средний возраст на момент исследования составил 20,23±1,5 года. Изучение структуры саоотношения проводилось с использованием «Тест-опросника самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева» [3]. Студентам предлагалось ответить на 57 утверждений. Опросник включает следующее шкалы: шкала Б - измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого; шкала I - самоуважение; шкала II -аутосимпатия; шкала III - ожидаемое отношение от других; шкала IV -самоинтерес. Кроме этого опросник содержит семь шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого: шкала 1 - самоуверенность; шкала 2 - отношение других; шкала 3 - самопринятие; шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность; шкала 5 - самообвинение; шкала 6 - самоинтерес; шкала 7 - самопонимание.

Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится по таблицам в накопленные частоты (в %).

Результаты

В результате исследования установлено, что выраженность интегрального самоотношения составляет 73,89 %. Среди показателей глобальных шкал уровень самоуважения составил 73,64 %, аутосимпатии - 71,45 %, шкалы «Ожидание» (ожидаемое отношение от других) - 76,56 %, а самоинтереса - 75,61 %. Интегральное самоотношение и полученные данные глобальных шкал находят свое подтверждение в результатах конкретных шкал: самоуверенность (75,04 %), ожидания (72,65 %), самоприятие (71,34 %), саморуководство (73,33 %), самообвинение (46,36 %), самоинтерес (68,44 %), самопонимание (67,13 %). Показатели, характеризующие структуры самоотношения, отражены в таблице

1.

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Усредненные данные самоотношения студентов-медиков

Шкалы Накопленные частоты (%)

Б - Интегральное самоотношение 73,89

Глобальные шкалы I Самоуважение 73,64

II Аутосимпатия 71,45

III Ожидания 76,56

IV Самоинтерес 75,61

Шкалы Накопленные частоты (%)

Конкретные шкалы 1 Самоуверенность 75,04

2 Ожидания 72,65

3 Самоприятие 71,34

4 Саморуководство 73,33

5 Самообвинение 56,36

6 Самоинтерес 68,44

7 Самопонимание 67,13

Таблица 2 включает в себя результаты гендерного анализа самоотноше-ния студентов медиков: юношей и девушек. Прежде всего, обращают на себя внимание более высокие показатели самоотношения у девушек: это касается как шкалы «Интегральное самоотношение» (74,13 % против 71, 69 %), так и глобальных шкал («Самоуважение» - 74,32 % против 71, 64 %; «Аутосимпатия» - 73, 26 % против 70,45 %; «Ожидания» - 77,17 % против 72,56 %; «Само-интерес» - 76,35 % против 72,04 %), а также конкретных шкал («Самоуверенность» - 76,78 % против 72,04 %; «Ожидания» - 74,93 % против 69,65 %; «Са-моприятие» - 72,34 % против 68,34 %; «Самообвинение» - 64,37 % против 52,36 %; «Самоинтерес» - 72,36 % против 64,14 %; «Самопонимание» - 70,73 % против 64,43 %). Исключение составляет показатель конкретных шкал «Саморуко-водство», который у юношей составил 76,13 %, а у девушек - 68,26 %.

Таблица 2

Гендерные особенности самоотношения студентов-медиков

Накопленные частоты (%), пол Шкалы Накопленные частоты (%)

Юноши Девушки

Б - Интегральное самоотношение 71,69 74,13

Г лобальные шкалы I Самоуважение 71,64 74,32

II Аутосимпатия 70,45 73,26

III Ожидания 72,56 77,17

IV Самоинтерес 72,61 76, 35

Конкретные шкалы 1 Самоуверенность 72,04 76, 79

2 Ожидания 69,65 74,93

3 Самоприятие 68,34 72,34

4 Саморуководство 76,13* 68,26

5 Самообвинение 52,36 64,37*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Самоинтерес 64,14 72,36*

7 Самопонимание 64,43 70,73*

* - р<0,05.

Обсуждение

Анализ полученных результатов основывается на степени выраженности данных самоотношения: при накопленных частотах каждого фактора менее 50 % - признак не выражен (низкий уровень); от 50 % до 74 % включительно -признак выражен (средний уровень); 75 % и выше - признак ярко выражен (высокий уровень).

Результаты исследования указывают на среднюю выраженность интегрального самоотношения. Это находит свое подтверждение, прежде всего, в данных глобальных шкал. На это указывает средний уровень самоуважения -аспекта самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, способность контролировать собственную жизнь и быть самопо-следовательным, понимание самого себя. Средний уровень аутосимпатии отражает дружественность-враждебность к собственному «Я». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку. Негативный полюс объединяет видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению и свидетельствует о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение само-приговоров.

Среди глобальных шкал отмечается также высокий уровень самоинтереса - шкалы, отражающей меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.

Показатель глобальной шкалы «Ожидание» (ожидаемое отношение от других) указывает на высокий уровень ожидания позитивного отношения к себе окружающих.

Интегральное самоотношение и полученные данные глобальных шкал находят свое подтверждение в результатах конкретных шкал.

Результаты проведенного исследования согласуется с полученными нами ранее данными изучения у студентов-медиков особенностей Я-концепции [5], Я-образа [6], оценочного самоотношения [7].

Выявленные у них структурные особенности самоотношения подтверждаются, прежде всего, оптимальным расхождением между Я-реальным и Я-идеальным студентов, при котором реально достижимые идеалы сочетаются с адекватной оценкой своих возможностей.

Кроме этого, полученные результаты уровня самоуважения указывает на готовность студентов к успешной деятельности (учебной, врачебной, коммуникативной), к постановке адекватных своим способностям целей и достижению их, а также к занятию высокого социального положения. Средние показатели позитивного уровня самоприятия подтверждают выявленный ранее успешный характер психосоциальной адаптации студентов.

Результаты гендерного анализа результатов исследования указывают на общую тенденцию - по многим шкалам девушки имеют более высокие показатели самоотношения. Исключение составляют «саморуководство». Это находит

свое подтверждение в ранее выявленном нами у девушек более высоком уровне самоуважения [7] самоприятия [5].

Гендерные различия показателей глобальных шкал свидетельствует о более позитивном отношении девушек к собственной личности (сформирован более позитивный образ собственного Я) и соответственно^ более позитивных ожиданиях относительно себя со стороны социума. Показатели конкретных шкал подтверждают эту закономерность. Обращает на себя внимание более выраженное различие у юношей между показателями самоуверенности и само-приятия - с одной стороны^ и самообвинения - с другой. Данная закономерность может свидетельствовать о более критическом отношении к себе юношей что косвенно подчеркивает их менее успешное преодоление периода возрастного кризиса - юношеского кризиса идентичности [4]. Более высокие показатели «саморуководства» у юношей можно объяснить их стремлением следовать требованиям «мускулинности» и оправдывать ожидания со стороны социума.

Выводы

1. Выявленное соответствие интегрального самоотношения факторам глобальных и конкретных шкал свидетельствует о гармоничной сбалансированности содержаний системы самоотношения студентов-медиков и успешном характере социально-психологической адаптация студентов.

2. Обнаруженный более позитивный характер самоотношения у девушек свидетельствует о более успешном их совладании с трудностями возрастного кризиса^ характерного для юношеского возраста;

3. Результаты исследования могут использоваться в преподавании дисциплин психолого-педагогического профиля для студентов^ а также в работе психологической службы.

Литература

1. Визгина^ А. В. Проявление личных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин I А. В. Визгина^ С. Р. Пантилеев II Вопросы психологии 2001. - № 3. - С. 91-100.

2. Колышко^ А. М. Психология самоотношения: учеб. пособие I

А. М. Колышко. - Гродно: ГрГУ^ 2004. - 102 с.

3. Столищ В. В. Самосознание личности I В. В. Столин. - М.: Изд-во МГУ^ 1983. - 284 с.

4. Церковский А. Л. Г ендерные особенности идентичности в самоописаниях студентов-медиков I А. Л. Церковский II Вестник ВГМУ. - 2008. - Т. 7^ № 1. - С. 121-126.

5. Церковский А. Л. Особенности Я-концепции студентов медицинского вуза I А. Л. Церковский II Вестник фармации. - 2008. - № 1. - С. 68-73.

6. Церковский А. Л Особенности Я-образа студентов-медиков I О. И. Гапова^ Ю. В. Ивашкевич^ В. С. Федосеенко II Достижения фундаментальной клин. медицины и фармации: материалы 63 науч. сессии сотрудников ун-та. - Витебск: ВГМУ^ 2008. - С. 618-620.

7. Церковский А. Л. Особенности оценочного самоотношения студентов-медиков I О. И. Гапова^ Ю. В. Ивашкевич II Достижения фундаментальной клин. медицины и фармации: материалы 63 науч. сессии сотрудников ун-та. -Витебск: ВГМУ^ 2008. - С. 611-614.