Научная статья на тему 'Самоотношение юношей и девушек с разной самооценкой психологического возраста'

Самоотношение юношей и девушек с разной самооценкой психологического возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1420
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (ПВ) / СОГЛАСОВАННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ХРОНОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА / СУБЪЕКТИВНАЯ КАРТИНА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ (СКЖП) / САМООТНОШЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AGE (PA) / COHERENCE OF PSYCHOLOGICAL AND CHRONOLOGICAL AGE / SUBJECTIVE PICTURE OF A COURSE OF LIFE (SPCL) / SELF-RELATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гольцова Анна Андреевна, Поваренков Юрий Павлович

В статье рассматриваются результаты исследования самоотношения юношей и девушек, недооценивающих, переоценивающих и адекватно оценивающих свой психологический возраст. Несмотря на обилие исследований как проблемы самоотношения, так и проблемы субъективной картины жизненного пути и психологического возраста личности в психологии, аспект их взаимосвязи освещен слабо. Установлено, что представленные группы различаются как по глобальному самоотношению, так и по таким показателям, как ожидаемое отношение от других, самоуважение, самопринятие, самоинтерес, отношение других, аутосимпатия, самообвинение, самопонимание. Юноши и девушки с адекватной самооценкой возраста в большей степени, чем представители групп, недооценивающих и переоценивающих свой возраст, относятся как к себе, так и к другим с симпатией и уважением и ожидают взаимной симпатии и уважения. Также в данной статье описаны особенности структурной организации показателей самоотношения людей с разной самооценкой возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Selfattitude of Young Men and Women with Different Self-Assessment of Psychological Age

In this article results of the research of the selfattitude of the young men and women who are underestimating, overestimating and adequately estimating the psychological age are considered. Despite great number of researches of both of selfattitude relation problem, and the problem of the subjective picture of a course of life and psychological age of the personality in psychology, the aspect of their interrelation is presented poorly. It is established that the presented groups differ both on the global selfattitude, and on the following indicators: the expected relation from others, self-esteem, self-acceptance, self-interest, relation of others, autosympathy, self-accusation, self-understanding. Young men and women with an adequate self-assessment of age more than representatives of the groups underestimating and overestimating the age, treat themselves and others with sympathy and respect and expect mutual sympathy and respect. Also in this article features of the structural organization of selfattitude indicators of people with a different self-assessment of age are described.

Текст научной работы на тему «Самоотношение юношей и девушек с разной самооценкой психологического возраста»

УДК 159.923

А. А. Гольцова, Ю. П. Поваренков

Самоотношение юношей и девушек с разной самооценкой психологического возраста

В статье рассматриваются результаты исследования самоотношения юношей и девушек, недооценивающих, переоценивающих и адекватно оценивающих свой психологический возраст. Несмотря на обилие исследований как проблемы самоотношения, так и проблемы субъективной картины жизненного пути и психологического возраста личности в психологии, аспект их взаимосвязи освещен слабо. Установлено, что представленные группы различаются как по глобальному самоотношению, так и по таким показателям, как ожидаемое отношение от других, самоуважение, самопринятие, самоинтерес, отношение других, аутосимпатия, самообвинение, самопонимание. Юноши и девушки с адекватной самооценкой возраста в большей степени, чем представители групп, недооценивающих и переоценивающих свой возраст, относятся как к себе, так и к другим с симпатией и уважением и ожидают взаимной симпатии и уважения. Также в данной статье описаны особенности структурной организации показателей самоотношения людей с разной самооценкой возраста.

Ключевые слова: психологический возраст (ПВ), согласованность психологического и хронологического возраста, субъективная картина жизненного пути (СКЖП), самоотношение.

A. A. Goltsova, Yu. P. Povarionkov

Selfattitude of Young Men and Women with Different Self-Assessment of Psychological Age

In this article results of the research of the selfattitude of the young men and women who are underestimating, overestimating and adequately estimating the psychological age are considered. Despite great number of researches of both of selfattitude relation problem, and the problem of the subjective picture of a course of life and psychological age of the personality in psychology, the aspect of their interrelation is presented poorly. It is established that the presented groups differ both on the global selfattitude, and on the following indicators: the expected relation from others, self-esteem, self-acceptance, self-interest, relation of others, autosympathy, self-accusation, self-understanding. Young men and women with an adequate self-assessment of age more than representatives of the groups underestimating and overestimating the age, treat themselves and others with sympathy and respect and expect mutual sympathy and respect. Also in this article features of the structural organization of selfattitude indicators of people with a different self-assessment of age are described.

Keywords: psychological age (PA), coherence of psychological and chronological age, subjective picture of a course of life (SPCL), self-relation.

Постановка проблемы. Изучение проблем самосознания и самоотношения, а также СКЖП и психологического возраста личности является традиционным в психологии, однако аспект их взаимосвязи освещен слабо. Традиционно в отечественной психологии в структуре самосознания выделяют когнитивный (Я-образы), эмоционально-оценочный (самоотношение), поведенческий (регулятивный) компоненты. Р. А. Ахмеров говорит о том, что СКЖП, наряду с Я-концепцией, выступает одним из структурных компонентов самосознания. Если Я-концепция - это своего рода модель самого человека, то СКЖП - это модель его жизненного пути [1]. С. Р. Пантилеев понимает самоотношение как выражение смысла «Я» для субъекта [4]. По мнению К. Роджерса, самоотношение отражает устремление человека стать «полностью функционирующей личностью».

В. В. Столин, Е. Т. Соколова, И. И. Чеснокова, определяя природу самоотношения, подчеркивают его ценностно-смысловой аспект. Результаты исследований О. В. Николаевой, Е. Т. Соколовой, В. В. Столина, С. Р. Пантилеева указывают на особенности самоотношения, обусловленные образом жизни субъекта. По словам В. В. Столина, эмоционально-ценностное отношение личности к себе, являющееся результатом и интегратором механизмов личностного самосознания, обладает сложной психологической структурой, в основе самоотношения лежат три эмоциональных измерения: самоуважение, аутосимпатия и близость к себе (самоинтерес), которые за счет аддитивности этой структуры интегрируются в общее чувство положительного или отрицательного отношения к себе. С. Р. Пантилеев говорит о том, что строение и суть самоотношения могут быть раскрыты лишь

© Гольцова А. А., Поваренков Ю. П., 2017

в контексте реальных жизненных отношений субъекта и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности [4]. В. В. Столин указывает на то, что «выявление своей социальной ценности и смысла своего бытия, формирование и изменение представлений о своем будущем, прошлом и настоящем характеризуют самосознание личности» [5, с. 61]. «Самосознание личности, подготавливающее новый уровень деятельности, и является тем процессом, который освобождает личность от фатальной зависимости от ее же собственного прошлого, который позволяет личности достичь новой интеграции прошлого опыта, наличных черт, способностей, ценностей и устремленных в будущее планов» [5, с. 176].

По мнению К. В. Карпинского, психический образ собственной биографии является структурой индивидуального самосознания личности и отвечает за стабилизацию личностной идентичности, мотивацию развития индивидуальности. Универсальными составляющими субъективной картины жизненного пути, по мысли Б. Г. Ананьева, являются события, из которых сплетается реальная человеческая жизнь. В рамках причинно-целевой концепции субъективная картина жизни рассматривается как психический образ, в котором отражены социально обусловленные пространственно-временные характеристики жизненного пути. Реализованность психологического времени определяется соотношением прошлого, настоящего и будущего, его этапами, событиями и их взаимосвязями и осознается человеком в форме особого переживания своего «внутреннего» возраста, который может быть назван психологическим возрастом личности [2]. Причинно-целевая концепция положена в основу нашего эмпирического исследования.

Таким образом, многими отечественными (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, И. С. Кон, С. Р. Пантилеев, С. Л. Рубинштейн, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова и др.) и зарубежными психологами (А. Маслоу, К. Роджерс, К. Хорни и др.) подчеркивается ведущая роль самоотношения и согласованности, определенной связанности временных Я-представлений в нормальном функционировании личности. Исследователи указывают на актуальность их изучения в отношении широкого круга проблем, связанных с формированием зрелой, психически здоровой, адаптированной личности, а также важность изучения данных вопросов в их взаимосвязи. «Отмечая, что трансформация прошлого опыта из определяющего развития личности в определимое этим развитием становится

возможной благодаря работе самосознания - «нового внутреннего движения в системе индивидуального сознания», А. Н. Леонтьев подчеркивал, что самосознание не производит, а опосредует эти «перевороты в прошлом личности. Производятся же эти перевороты реальной жизнедеятельностью субъекта» [5, с. 175]. На основе проведенного анализа мы пришли к выводу о необходимости изучения особенностей самоотношения юношей и девушек с разной самооценкой психологического возраста.

Программа исследования. В исследовании приняли участие студенты ЯГПУ им. К. Д. Ушинского в возрасте 17-21 года. Выборка составила 450 человек: 253 девушки и 197 юношей. При проведении эмпирического исследования были использованы методика «Оценивание пятилетних интервалов» А. А. Кроника, Е. И. Головахи [2] и «Тест-опросник самоотношения» В. В. Столина и С. Р. Пантилеева, включающий 12 шкал [3].

В зависимости от показателя согласованности психологического и хронологического возрастов испытуемые были поделены на три группы:

1) испытуемые, у которых психологический возраст (ПВ) значимо превышает хронологический (ХВ), разница между показателями больше 1. Данная группа составила 33,3 % опрошенных или 150 человек, из них 78 - девушки и 72 - юноши;

2) испытуемые, у которых психологический возраст соответствует хронологическому, то есть разница между ПВ и ХВ не превышает 1. Данная группа составила 32,2 % опрошенных или 145 человек, из них 85 - девушки и 60 - юноши;

3) испытуемые, у которых психологический возраст меньше хронологического и разница между ХВ и ПВ больше 1. Данная группа составила 34,5 % опрошенных или 155 человек, из них 90 -девушки и 65 - юноши.

Оценка статистической значимости различий производилась с помощью и-критерия Манна -Уитни, для изучения связи между измеряемыми показателями использовался ранговый коэффициент корреляции Спирмена.

Анализ результатов. Выявлены значимые различия между группами с заниженной, завышенной и адекватной самооценкой возраста как по глобальному самоотношению (р<0,01и р<0,05), так и по следующим показателям: ожидаемое отношение от других (р<0,001), самоуважение (р<0,01), самопринятие (р<0,01), самоинтерес (р<0,01), отношение других (р<0,01), аутосимпа-тия (р<0,05), самообвинение (р<0,05), самопонимание (р<0,05).

Выраженность показателей самоотношения в группах

Таблица 1

№ гр. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1 х 76,1 63,3 62,3 57,5 76,5 60,9 48,5 68,2 64,2 50,3 75,0 56,9

гТ 21,2 27,7 25,4 27,3 23,2 23,9 24,0 28,3 18,9 27,5 26,4 26,7

Оу, % 27,9 43,8 40,8 47,5 30,3 39,3 49,4 41,5 29,4 54,7 35,1 47,0

2 х 81,4 72,3 69,8 58,7 79,3 64,3 46,0 78,6 65,8 47,1 81,4 69,5

(7 19,4 25,1 22,1 26,1 23,7 22,4 22,3 21,3 21,4 27,7 26,5 24,2

ОУ, % 23,9 34,7 31,7 44,5 29,8 34,9 48,4 27,1 32,6 58,9 32,5 34,8

3 х 78,1 69,0 62,5 47,6 76,2 62,0 41,5 68,7 62,4 55,0 72,2 58,9

(7 19,3 21,5 23,8 24,8 23,4 24,1 21,6 28,4 22,4 27,4 28,1 24,6

ОУ, % 24,7 31,1 38,1 52,0 30,6 38,8 52,0 41,2 35,9 49,8 38,9 41,8

1. Глобальное самоотношение

2. Самоуважение

3. Аутосимпатия

4. Ожидаемое отношение от других

5. Показатель самоинтересов

6. Самоуверенность

7. Отношение других

8. Самопринятие

9. Самопоследовательность водство)

10. Самообвинение

11. Самоинтерес

12. Самопонимание

(саморуко-

Установлено, что юноши и девушки с адекватной самооценкой возраста в большей степени, чем представители групп, недооценивающих и переоценивающих свой возраст, имеют внутренне недифференцированное чувство «за» самого себя, верят в свои силы, способности, энергию, возможности, понимают самих себя, имеют позитивную самооценку, уверены в своей «интересности» для других. Такая форма самопринятия, по результатам исследований В. В. Столина, соответствует наиболее развитой личности и предполагает отношение к себе с симпатией и уважением, такое же отношение к другому (отличному) и ожидание симпатии и уважения с его стороны.

В группе с завышенным психологическим возрастом наблюдается максимальный среди всех рассматриваемых групп показатель «отношение других» и минимальный показатель по шкале «самопонимание» (см. Табл. 1). У юношей и девушек данной группы эмоциональная структура отношения к самому себе как в смысле размерности, так и в смысле готовности к диалогу может быть недостаточно сформированной, они не всегда способны адекватно сознавать себя в изменяющихся условиях жизни и собственного развития, в сложной системе человеческих взаимоотношений.

В группе с заниженным психологическим возрастом наблюдается максимальный среди всех рассматриваемых групп показатель «самообвинение» и минимальный показатель по шкалам

«ожидаемое отношение от других», «отношение других», «самопоследовательность» и «показатель самоинтересов» (см. Табл. 1). Это может говорить, во-первых, о готовности юношей и девушек поставить себе в вину собственные неудачи, недостатки и свидетельствовать о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой; во-вторых, о сомнениях, что их личность и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; в-третьих, представление о том, что основным источником активности и результатов являются они сами. В некоторых случаях для поддержания уважения и симпатии к себе представителям данной группы необходимо отделять себя от другого, относясь к нему без уважения и симпатии, и ожидать враждебного к себе отношения.

Исследование также позволило выявить особенности структурной организации показателей самоотношения юношей и девушек, недооценивающих, переоценивающих и адекватно оценивающих свой возраст. На основании матриц интеркорреляций были построены структурограммы показателей самоотношения (см. Рис. 1-3), выявлены базовые показатели самоотношения, имеющие наибольший вес и выполняющие интегрирующую роль в структуре. Для определения веса отдельных показателей самоотношения в структуре подсчитывалось число связей данного показателя с другими показателями самоотношения. Так, для р<0,001 связи приписывается коэффициент 3,

для р<0,01 - коэффициент 2, для р<0,05 - коэффициент 1. Также в каждой группе выявлены ведущие показатели самоотношения, которые имеют значимые связи с показателями психологического возраста и соответствия психологического возраста хронологическому.

Для каждой из исследуемых групп характерна различная степень интегрированности структур показателей самоотношения (см. Табл. 2). Представим краткое описание выделенных групп. Базовыми показателями в структуре самоотношения всех рассматриваемых групп являются глобальное самоотношение, самоуважение, ожидаемое отношение от других. Однако в группах имеется и ряд особенностей (см. Рис. 1-3).

Таблица 2

Организованность структуры самоотношения в группах с различным соотношением психо-

1-я 2-я 3-я

группа группа группа

Индекс организованности структуры (ИОС) 294 230 264

Индекс когерентности структуры (ИКС) 238 202 230

Индекс дивергентности структуры (ИДС) 56 28 34

Примечание:

1 - Глобальное самоотношение

2 - Самоуважение

3 - Аутосимпатия

4 - Ожидаемое отношение от других

5 - Показатель самоинтересов

6 - Самоуверенность

7 - Отношение других

8 - Самопринятие

9 - Самопоследовательность (саморуководство)

10 - Самообвинение

11 - Самоинтерес

12 - Самопонимание

Положительная связь на уровне зна-^^^^ чимости р < 0,001

Отрицательная связь на уровне значимости р < 0,001

Рис. 1. Структурограмма корреляционных связей показателей самоотношения юношей и девушек с завышенным психологическим возрастом

В структуре самоотношения юношей и девушек с завышенным психологическим возрастом такие показатели, как самоинтерес и самообвинение, являются базовыми, наряду с вышеперечисленными показателями (см. Рис. 1), то есть внимание к собственным мыслям и чувствам, уверенность в своей интересности для других в наибольшей степени влияют на всю структуру самоотношения данной группы. Как показано в Табл. 2, структура самоотношения представителей данной группы наиболее интегрированная и орга-

низованная. В группу ведущих вошли следующие показатели самоотношения: ожидаемое отношение от других, отношение других, самоинтересы. Необходимо отметить, что в данной группе такой показатель, как ожидаемое отношение от других, является ведущим (то есть, чем выше ожидание негативного отношения к себе окружающих, тем выше ПВ у представителей данной группы) и базовым, выполняющим интегрирующую роль и влияющим на всю структуру самоотношения в целом.

Примечание:

1 - Глобальное самоотношение

2 - Самоуважение

3 - Аутосимпатия

4 - Ожидаемое отношение от других

5 - Показатель самоинтересов

6 - Самоуверенность

7 - Отношение других

8 - Самопринятие

9 - Самопоследовательность (саморуководство)

10 - Самообвинение

11 - Самоинтерес

12 - Самопонимание

Положительная связь на уровне зна-^^^^ чимости р < 0,001

Отрицательная связь на уровне значимости р < 0,001

Рис. 2. Структурограмма корреляционных связей показателей самоотношения юношей и девушек с адекватным представлением о психологическом возрасте

Анализируя структуру самоотношения представителей второй группы (см. Рис. 2), можно сказать, что к базовым показателям, наряду с вышеперечисленными, относятся самоуверенность и самоинтерес. Представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать, внимание к собственным мыслям и чувствам, уверенность в своей интересности для других в наибольшей степени влияют на всю структуру самоотношения юношей и девушек с адекватным психологическим возрастом. Ведущими в структуре самоот-

ношения юношей и девушек с адекватным представлением о психологическом возрасте являются показатель самоинтересов, самопоследовательность, самопонимание, отношение других. Соответственно, именно эти показатели связаны с самооценкой возраста во второй группе, то есть, чем в большей степени представители данной группы чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей, причин поступков и результатов в себе самих, тем адекватнее они воспринимают свой возраст.

Примечание:

1 - Глобальное самоотношение

2 - Самоуважение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 - Аутосимпатия

4 - Ожидаемое отношение от других

5 - Показатель самоинтересов

6 - Самоуверенность

7 - Отношение других

8 - Самопринятие

9 - Самопоследовательность (саморуководство)

10 - Самообвинение

11 - Самоинтерес

12 - Самопонимание

Положительная связь на уровне значимости р < 0,001

Отрицательная связь на уровне значимости р < 0,001

Рис. 3. Структурограмма корреляционных связей показателей самоотношения юношей и девушек с заниженным психологическим возрастом

В третьей группе базовыми показателями самоотношения, наряду с вышеперечисленными, являются аутосимпатия и самопринятие (см. Рис. 3), то есть одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивная самооценка в наибольшей степени влияют на всю структуру самоотношения юношей и девушек с заниженным психологическим возрастом. Такой показатель, как самопринятие, является как базовым, так и ведущим в структуре самоотношения, то есть, чем ниже согласие с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональное, безусловное принятие себя таким, каков есть, тем ниже ПВ у представителей данной группы.

Общие выводы:

1. Выявлены особенности структурной организации показателей самоотношения в группах с различным соотношением психологического и хронологического возрастов.

2. Зафиксировано, что юноши и девушки с завышенным психологическим возрастом отличаются высокими показателями интегрированности и организованности структуры личностных черт. В целом самоинтерес, ожидаемое отношение от других, а также самоуважение и самообвинение в наибольшей степени влияют на всю структуру самоотношения данной группы.

3. Установлено, что юноши и девушки с адекватным психологическим возрастом отличаются низким показателем дивергентности структуры самоотношения. Самоуверенность, самоуважение, самоинтерес и ожидаемое отношение от других в наибольшей степени влияют на всю структуру самоотношения юношей и девушек с адекватным психологическим возрастом.

4. Аутосимпатия, самопринятие, самоуважение, ожидаемое отношение от других в наибольшей степени влияют на структуру самоотношения юношей и девушек с заниженным психологическим возрастом.

Библиографический список

1. Ахмеров, Р. А. Субъективная картина жизненного пути в структуре самосознания [Текст] / Р. А. Ахмеров // В мире научных открытий. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. - № 7.3 (43) (Проблемы науки и образования). - С. 190-220.

2. Головаха, Е. И. Психологическое время личности [Текст] / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Смысл, 2008. - 267 с.

3. Пантилеев, С. Р. Тест-опросник самоотношения [Текст] / С. Р. Пантилеев, В. В. Столин // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы, серия Практикум по психодиагностике. - М. : Издательство Московского Университета, 1988. -С. 123-130.

4. Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система [Текст] / С. Р. Пантилеев. -М. : МГУ, 1991. - 110 с.

5. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. - М. : Издательство Московского Университета, 1983. - 288 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Ahmerov, R. A. Sub#ektivnaja kartina zhiznennogo puti v strukture samosoznanija [Tekst] / R. A. Ahmerov //

V mire nauchnyh otkrytij. - Krasnojarsk: Nauchno-innovacionnyj centr, 2013. - № 7.3 (43) (Problemy nauki i obrazovanija). - S. 190-220.

2. Golovaha, E. I. Psihologicheskoe vremja lichnosti [Tekst] / E. I. Golovaha, A. A. Kronik. - 2-e izd., ispr. i dop. - M. : Smysl, 2008. - 267 S.

3. Pantileev, S. R. Test-oprosnik samootnoshenija [Tekst] / S. R. Pantileev, V. V. Stolin // Praktikum po psi-hodiagnostike. Psihodiagnosticheskie materialy, serija Praktikum po psihodiagnostike. - M. : Izdatel'stvo Mos-kovskogo Universiteta, 1988. - S. 123-130.

4. Pantileev, S. R. Samootnoshenie kak jemocion-al'no-ocenochnaja sistema [Tekst] / S. R. Pantileev. - M. : MGU, 1991. - 110 s.

5. Stolin, V. V. Samosoznanie lichnosti [Tekst] /

V V. Stolin. - M. : Izdatel'stvo Moskovskogo Universiteta, 1983. - 288 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.