18. ГАИО. Ф. 24. К. 7. О. 3. Д. 141.
19. ГАИО. Ф. 24. К. 9. О. 3. Д. 213.
20. Сысоев А.А. Детерминанты преступности полицейских чиновников Восточной Сибири в начале ХХ столетия // Проблемы фальсификации истории в контексте становления и развития силовых структур: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Черных. Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2013.
21. ГАИО. Ф. 24. К. 3. О. 3. Д. 70.
22. Грамотность в Сибири по переписи 28 января 1897 г. // Сибирские вопросы. 1907. № 17.
23. Дулов А.В. Петрашевцы в Сибири. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1996. 300 с.
24. Максимов С.В. Каторга империи. М.: ЭКСМО, 2002. 480 с.
25. Сысоев А.А. Иркутские «разгоны» // Земля Иркутская.
2007. № 32.
26. Рубцов С.Н., Сысоев А.А Уголовный сыск российской полиции Восточной Сибири: монография. 2-е изд., исправл. и доп. Красноярск: Изд-во Сибирского юридического института МВД России, 2007. 215 с.
27. ГАИО. Ф. 600. О. 1. Д. 759.
28. Подложное получение денег из государственного банка // Голос Сибири. 1913. № 51. С. 2.
29. ГАИО. Ф. 600. О. 1. Д. 757.
30. Рубцов С.Н., Сысоев А.А. Ликвидация грабительских организаций или крестовый поход против организованной преступности в начале XX века // Твоя безопасность. 2003. № 1.
31. ГАИО. Ф. 600. О. 1. Д. 757.
УДК 159.8
САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
л
© Т.А. Климонтова1
Сибирская академия права, экономики и управления, 664025, Россия, г. Иркутск, ул. Сурикова, 21.
Приведены результаты сравнительного исследования самоотношения личности интеллектуально одаренных и обычных старшеклассников. Самоотношение исследуется на сознательном и бессознательном уровнях функционирования психики. Установлена специфика характера самоотношения личности интеллектуально одаренных старшеклассников, выражающаяся в преобладании его конфликтного характера. Табл. 1. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: самоотношение личности; интеллектуальная одаренность; характер самоотношения личности.
PERSONALITY SELF-ATTITUDE OF INTELLECTUALLY GIFTED HIGH SCHOOL STUDENTS T.A. Klimontova
Siberian Academy of Law, Economics and Management, 21 Surikov St., Irkutsk, 664025, Russia.
The paper presents the results of a comparative study of personality self-attitude of intellectually gifted high school students and ordinary ones. Having studied self-attitude at conscious and unconscious levels of mental functioning, the author finds that the feature of personality self-attitude of intellectually gifted high school students is the predominance of its conflict nature. 1 table. 9 sources.
Keywords: personality self-attitude; intellectually gifted; nature of personality self-attitude.
Актуальность заявленной темы определяется социальными, политическими, экономическими аспектами. Сегодня на уровне государственной политики сформирован заказ на раскрытие интеллектуального потенциала одаренной молодежи. Течение многих социальных процессов определяется созданием одаренными людьми интеллектуальных продуктов и технологий. В связи с этим одаренные люди представляют значительный резерв развития цивилизации. Очевидна актуальность исследования в экономическом плане, так как конкурентоспособность национальной экономики во многом зависит от своевременной разработки интеллектуальных продуктов, изменяющих темпы экономического роста.
В настоящее время существует необходимость поиска новых подходов, способствующих самореали-
зации одаренной молодежи в культурно-образовательной среде, однако отсутствие научных сведений о закономерностях их внутренней жизни не позволяет выделить универсальные механизмы актуализации интеллектуальных ресурсов.
В современной психологии одаренности накоплен значительный массив данных о сущности одаренности, ее видах, предложены модели одаренности. Несмотря на высокий интерес к данной предметной области анализа, степень разработанности проблемы одаренности невозможно считать достаточной, так как остается много острых, нерешенных вопросов. Отсутствуют сведения о роли интеллектуальной одаренности в психической целостности, разрозненны представления о психологических факторах реализации интеллектуального потенциала, причинах личностного
1Климонтова Татьяна Анатольевна, зав. кафедрой общей и прикладной психологии, тел.: 89149304555, e-mail: klim75@bk.ru Klimontova Tatiana, Head of the Department of General and Applied Psychology, tel.: 89149304555, e-mail: klim75@bk.ru
неблагополучия одаренных детей и подростков. Так, в настоящее время в России реализуется долгосрочная государственная программа «Развитие творчества и одаренности», а также президентская программа «Одаренные дети».
Важность исследований в этой области обозначена, прежде всего, существованием феномена «снятия» одаренности с возрастом, когда одаренные дети не реализуют себя в будущем, не сохраняют своих выдающихся качеств, став взрослыми. Многочисленные исследования как отечественных [1-5], так и зарубежных психологов [7; 8] направлены на выявление факторов, от которых зависит реализация интеллектуального потенциала. Они едины во мнении, что эмоциональная позиция личности по отношению к самой себе, принятие своих возможностей является важным предикатом будущих достижений.
Особое внимание в этом аспекте следует обратить на юношеский возраст, критический в развитии личности. Логично обратиться к вопросу о специфике самоотношения личности одаренных старшеклассников, так как позитивное самоотношение является условием психологического здоровья, что способствует более полной самореализации личности, определяет ее успешность в учебной и других сферах деятельности и способность к построению стратегии собственной жизни.
Самоотношение личности есть менее осознанная составляющая самосознания, которая представляет собой систему эмоционально-ценностных установок в адрес собственного Я, проявляющуюся в виде глобального чувства «за» и «против» самого себя. Эти чувства выражаются в специфических внутренних оценках, таких как самоодобрение, самопохвала, самообвинение, самопорицание [6]. И.И. Чеснокова выделяет его в качестве одного из компонентов, образующих самосознание личности, которое «проявляется в неразрывном единстве своих отдельных внутренних процессов - самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения в самых различных формах взаимодействия людей в обществе». Она определяет его как вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное мнение личности о том, что она узнаёт, понимает, «открывает» относительно самой себя, то есть разнообразные ее самоотношения [9].
Отечественные ученые едины в том, что самоотношение является фундаментальным свойством личности и имеет сложное строение, в нем выделяются:
когнитивный компонент - реализуется посредством психических функций, относящихся к разряду познавательных, и включает в себя самооценку;
эмоциональный компонент - это эмоциональное отношение к себе, которое не приравнивается к самоотношению, а является его частью;
конативный компонент выступает в качестве внутренних действий в собственный адрес или готовности к таким действиям.
Однако в понимании взаимоотношения выделенных составляющих нет единства. Отчетливо просмат-
риваются три основных подхода: выделенные характеристики переплетаются и взаимно обусловливают друг друга; оценочные и аффективные характеристики самоотношения противопоставляются; аффективный процесс и процесс самооценивания приравниваются.
По нашему мнению, вопрос о соотношении аффективных и когнитивных компонентов в структуре самоотношения можно рассматривать с точки зрения их природы и развития в процессе онтогенеза. В связи с этим И.И. Чеснокова отмечает, что большая часть пережитого из области отношения личности к себе в свернутом виде переходит в сферу неосознаваемого и существует там в форме внутренних возможностей, эмоциональных резервов, потенций и актуализируется при определенных условиях, включаясь в эмоциональную жизнь личности в настоящем, создавая своеобразную апперцепцию ее эмоциональной жизни в будущем [9]. Мы видим, что аффективный компонент онтогенетически более раннее образование, что дает повод считать его ведущим по отношению к когнитивному.
Аффективный и когнитивный компоненты самоотношения функционируют на сознательном и бессознательном уровнях:. Как считает И.И. Чеснокова, «целый ряд переживаний и связанных с ними самоотношений, возникающих у человека, остается за пределами сознательного <...> сознательное и неосознанное взаимосвязаны в каждом переживании множеством переходов, взаимопроникают друг в друга» [9, с. 115]. Другими словами, эмоции в адрес собственного Я могут иметь разную степень осознанности так же, как и когнитивная оценка своего отношения к себе.
Нам близки взгляды В.В. Столина, который рассматривает самоотношение как менее осознанную, неодномерную составляющую самосознания [6]. Вслед за ним мы выделяем аффективные (как менее осознаваемые) и когнитивные (как более осознаваемые) компоненты самоотношения. При этом аффективные составляющие самоотношения нами рассматриваются как неаддитивные и доминирующие по отношению к когнитивным составляющим.
По выражению В.В. Столина [6], отношение к себе может быть позитивным (Я - условие, способствующее самореализации), негативным (Я - условие, препятствующее реализации) и конфликтным (Я - условие, способствующее и в то же время препятствующее самореализации). Однако автор не рассматривает характер самоотношения в контексте его структуры. Аспекты самоотношения, такие как аутосимпатия и самоприятие, в совокупности представляют аффективный компонент, что выражается в эмоциях индивида по отношению к собственной личности. Когнитивный компонент самоотношения содержит такие аспекты, как самоуверенность, саморуководство, самоуважение, самопонимание, самоинтерес.
В данном исследовании под позитивным характером самоотношения мы понимаем позитивные эмоции в адрес Я-субъекта как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Индикаторами конфликтного характера самоотношения выступают негативные
эмоции в адрес Я-субъекта на бессознательном уровне и позитивные эмоции и мысли о себе, представленные на сознательном уровне. Под негативным характером самоотношения понимаются отрицательные эмоции и мысли по отношению к себе, которые имеют место как на сознательном, так и на бессознательном уровне.
При решении задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов. Диагностика интеллектуальной одаренности осуществлялась с помощью теста интеллекта Р. Кеттелла, батареи тестов Э. Торренса, мотивационных шкал Дж. Рензул-ли и методом наблюдения. Изучение содержания самоотношения личности на бессознательном уровне проводилось с помощью проективной методики «Косвенного исследования структуры самооценки» Е.Т. Соколовой, О.Е. Федотовой и опросника самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева - для исследования сознательного уровня самоотношения личности.
Результаты исследования самоотношения на сознательном уровне показали, что интеллектуально одаренные учащиеся имеют достаточно высокие показатели глобального самоотношения: высокий уровень преобладает у 65% испытуемых, высокие показатели самоуважения отмечены у половины опрошенных, высокий самоинтерес к собственной личности наблюдается у 74%, а высокий уровень самоприятия собственной личности отмечается у 65%. Эти данные свидетельствует о вере одаренных старшеклассников в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, о положительной оценке своих возможностей, выраженной способности контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательными, а также об интересе к собственным мыслям и чувствам, готовности общаться с собой «на равных». Можно предположить, что этому способствуют успешность выполнения различных видов деятельности и обусловленные этим позитивные оценки окружающих.Также интеллектуально одаренные учащиеся имеют выраженные показатели самопонимания (40%), то есть высокий уровень понимания своего внутреннего мира, причин своего поведения. В то же время интеллектуально одаренные старшеклассники имеют достаточно высокие показатели самообвинения личности (29%), что указывает на склонность ставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки.
Для небольшого количества одаренных испытуемых (32%) характерным является низкий уровень по такому аспекту самоотношения, как ожидаемое отношение от других, что свидетельствует об ожидании негативного отношения со стороны других людей, не-
уверенности респондентов в том, что их личность и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание.
На сознательном уровне самоотношения обычные учащиеся также имеют достаточно высокие показатели самоприятия (70%), самоинтереса (66%) и ожидаемого положительного отношения (60%). Это свидетельствует об интересе к собственным мыслям и чувствам, уверенности в интересности и привлекательности своей личности для других людей, о симпатии к себе, принятии себя таким, какой есть. Показатели самоуважения, самоуверенности, саморуководства, самообвинения, самопонимания находятся на уровне средних значений. В целом глобальное отношение обычных испытуемых является позитивным (58%), что указывает на внутреннее интегральное чувство «за» самого себя.
Данные, полученные при статистическом анализе, выполненном с применением критерия Пирсона х2, позволяют говорить о том, что самоотношение одаренных учащихся имеет значимые отличия от самоотношения старшеклассников с обычными возможностями (таблица).
Как видно из таблицы, на сознательном уровне интеллектуально одаренные испытуемые имеют более высокие показатели самоуважения личности, то есть отличаются большей верой в свои силы, способности, самостоятельность, более самопоследователь-ны. Также интеллектуально одаренные респонденты имеют более высокие показатели самопонимания личности, то есть более склонны к осознанию своих поступков и поведения в целом, а также процессов, происходящих в их внутреннем мире. Наличие более высокого уровня самопонимания можно объяснить более высоким интеллектом и склонностью к рацио-нализированию. В то же время интеллектуально одаренные учащиеся имеют более высокие показатели самообвинения личности, то есть более склонны ставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки.
Распределение старшеклассников выделенных групп отличается по уровню ожидаемого положительного отношения. В группе интеллектуально одаренных испытуемых большее количество респондентов имеет низкий уровень ожидаемого положительного отношения от других, что свидетельствует о том, что интеллектуально одаренные менее ожидают положительного отношения к себе со стороны других людей, считают себя менее интересными для других, чем обычные учащиеся, ожидают негативных эмоций в адрес собственного Я от окружающих. Также отличается рас-
Достоверность различий в распределении одаренных и обычных испытуемых
по самоотношению личности
Параметр р
Самоуважение 9,68 0,007
Ожидание положительного отношения 17,21 0,0001
Самоуверенность 6,92 0,012
Самообвинение 16,91 0,0001
Самопонимание 7,50 0,023
пределение старшеклассников по уровню самоуверенности, при этом одаренные испытуемые демонстрируют большую уверенность в собственных силах, чем их ординарные сверстники.
По данным проективной методики, позволяющей избежать феноменов социальной желательности и диагностировать отношение к себе на бессознательном уровне, 32% интеллектуально одаренных учащихся имеют низкий уровень самоприятия собственной личности, что свидетельствует о недооценке своего духовного Я, потере интереса к своему внутреннему миру, неудовлетворенности собой и непринятии себя. Число одаренных старшеклассников, продемонстрировавших средние показатели самоприятия, составило 40%, высокий уровень - 29%. Для данных респондентов характерны симпатия к себе, принятие себя таким, какой есть, согласие со своими внутренними побуждениями, дружеское отношение к себе и ожидание подобного отношения со стороны других людей. На бессознательном уровне самоотношения по уровню самоприятия обычные учащиеся распределились следующим образом: 16% имеют низкий уровень самоприятия собственной личности, 62% - средний, 23% - высокий уровень.
На бессознательном уровне самоотношения 32% интеллектуально одаренных учащихся имеют низкий уровень самоприятия собственной личности, в то время как у обычных старшеклассников этот показатель составляет 16%. Большинство (62%) обычных испытуемых показали средний уровень самоприятия, количество одаренных респондентов, продемонстрировавших средние показатели, составило 40%, высокий уровень самоприятия имеют 23% и 29% учащихся выделенных групп соответственно.
Таким образом, в группе интеллектуально одаренных старшеклассников большее число респондентов имеют низкий уровень самоприятия собственной личности, что свидетельствует о недооценке своего духовного Я, потере интереса к своему внутреннему миру, неудовлетворенности собой и непринятии себя.
Отличия между интеллектуально одаренными и обычными учащимися состоят в преобладании конфликтного характера самоотношения, который проявляется в противоречии содержания аффективного компонента самоотношения. Характер самоотношения обычных учащихся является преимущественно позитивным. Конфликтный характер самоотношения имеют 51% интеллектуально одаренных старшеклассников, в то время как среди обычных такой характер самоотношения имеют лишь 24% испытуемых.
Проведенный анализ доказывает, что структура самоотношения интеллектуально одаренных и обычных старшеклассников имеет различия. В целом у одаренных учащихся преобладает конфликтный характер самоотношения, проявляющийся в противоречивости аспектов самоотношения, составляющих аффективный компонент на сознательном и бессознательном уровнях.
Выявленные особенности самоотношения определяют необходимость организации психологической работы, направленной на развитие позитивного характера самоотношения. Развитие самоотношения личности данной категории учащихся можно рассматривать как один из способов создания психологических условий для успешной реализации интеллектуального потенциала одаренных старшеклассников.
Статья поступила 17.10.2014 г.
Библиографический список
1. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация детей на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М.: Просвещение, 1984. С. 103-107.
2. Дубровина С.В. Психические состояния и их особенности у учащихся с явной и скрытой формами интеллектуальной одаренности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. № 125. С. 27-31.
3. Климонтова Т.А. Психологические механизмы самоорганизации внутреннего мира интеллектуально одаренных старшеклассников // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2011. № 3 (17). С. 41-50.
4. Ларионова Л.И. Культурно-исторические факторы развития интеллектуальной одаренности: автореф. дис. ... д-ра психолог. наук. Иркутск, 2002. 43 с.
5. Спешилова Т.С. Особенности ценностно-смысловой сферы личности учащихся с явной, скрытой формой интеллектуальной одаренности и обычных учащихся // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. № 129. С. 38-42.
6. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. унта, 1983. 284 с.
7. Фримэн Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей // Основные современные концепции творчества и одаренности: сб. ст. / под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997. С. 371-399.
8. Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 120-126.
9. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.