Научная статья на тему 'Самоотношение и его влияние на положение в учебной группе интеллектуально одаренной личности'

Самоотношение и его влияние на положение в учебной группе интеллектуально одаренной личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
282
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ХАРАКТЕР САМООТНОШЕНИЯ / ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MENTAL GIFTS / SELF-REGARDING / SELF-REGARDING CHARACTER / GROUP STATUS / EMOTIONAL-ESTEEM RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Климонтова Т. А.

В статье рассматривается характер самоотношения интеллектуально одаренных подростков. Приводятся результаты экспериментального исследования, направленного на оптимизацию положения интеллектуально одаренных подростков в учебной группе через развитие позитивного самоотношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-REGARDING AND ITS INFLUENCE UPON STUDY GROUP STATUS OF MENTAL GIFTED PERSON

Self-regarding character of mental gifted teenagers is the problem considered in this article. There are results of experimental issuer directed at improvement of gifted teenager's group status, that could be possible thank for development of positive self-regarding.

Текст научной работы на тему «Самоотношение и его влияние на положение в учебной группе интеллектуально одаренной личности»

САМООТНОШЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ПОЛОЖЕНИЕ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Т. А. Климонтова (Иркутск)

Аннотация. В статье рассматривается характер самоотношения интеллектуально одаренных подростков. Приводятся результаты экспериментального исследования, направленного на оптимизацию положения интеллектуально одаренных подростков в учебной группе через развитие позитивного самоотношения.

Ключевые слова: интеллектуальная одаренность, характер самоотношения, положение в группе, эмоционально-оценочные отношения.

Разработка проблемы одаренности является чрезвычайно актуальной как для психологической науки и практики, так и для общества в целом. Одаренность является динамическим образованием, которое может быть реализовано в виде творческих продуктов или не реализовано в связи с регрессом, известным как феномен «снятия» одаренности с возрастом, когда одаренные дети не сохраняют своих выдающихся качеств, став взрослыми. В связи с этим создание оптимальных условий обучения и воспитания для одаренных детей рассматривается в качестве основной стратегической задачи образования на современном этапе развития.

Важнейшее положение современной психологии заключается в том, что развитие одаренности не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности с ее социальным окружением. Проблема средо-вой детерминации одаренности является на сегодняшний день наиболее острой.

Одаренные дети в большей степени, чем их «ординарные» сверстники, подвержены влиянию в сфере межличностных взаимоотношений в силу повышенной эмоциональной чувствительности. Особенно остро отношения с товарищами переживаются ими в подростковом возрасте. Проблемы, связанные с эмоциональными отношениями в учебной группе, могут сильно сказаться на представлении подростка о самом себе, своих возможностях. Неблагоприятное положение в референтной группе может стать непреодолимым барьером между потенциальными возможностями личности и путями их реализации.

В настоящее время психология рассматривает процесс формирования личности и социальной группы в их диалектическом единстве. С одной стороны, положение ребенка в системе межличностных отношений, особенно в подростковом возрасте, является существенным фактором формирования и развития положительного отношения к себе, с другой - особенности самоотношения обусловливают положение в учебной группе. Поэтому рассмотрение данной проблемы предполагает изучение одаренной личности в единстве внутренних и внешних факторов. Именно такой подход, по нашему мнению, представляет не только научный интерес, но и открывает перспективы психолого-педагогической поддержки одаренных детей, в целом способствуя реализации интеллектуальных ресурсов личности. Все вышесказанное и определило выбор темы настоящего исследования.

Для идентификации интеллектуальной одаренности нами использовалась двухступенчатая процедура отбора.

На первой ступени учителя с помощью оценочных листов выделяли учащихся с наиболее высокими интеллектуальными и творческими способностями. На второй ступени отобранные учащиеся участвовали в комплексном психологическом обследовании. По результатам их тестирования были сформированы две группы. Группа интеллектуально одаренных подростков (группа I) включала 50 человек, средний возраст которых составил 14,6 лет, по половому составу они распределились следующим образом: 20% мальчиков и 80% девочек, коэффициент интеллекта варьировал в пределах от 130 до 152, показатели креативности были выше средних значений. В группу среднеинтеллектуальных подростков (группа II) вошли 50 человек, которые обследовались с помощью тех же методов, что и одаренные, средний возраст составил 14,4 лет, среди них было 20% мальчиков, 80% девочек, коэффициент интеллекта испытуемых варьировал в пределах от 92 до 114, показатели креативности принимали значения от «ниже средних» до «высоких».

При выделении характера самоотношения мы исходили из того, что аутосимпатия и самоприятие являются аспектами отношения личности к себе и в совокупности составляют аффективный компонент; в связи с этим мы сопоставили показатели по шкалам «аутосимпатия», «самоприятие» опросника В.В. Столина -С.Р. Пантилеева с показателями «самоприятия» по проективной методике «КИСС» (косвенное изучение структуры самооценок). Показатели по этим шкалам, на наш взгляд, должны быть относительно согласованы как по данным проективной методики, так и по данным опросника. На этом основании нами были выделены группы подростков с различным характером самоотноше-ния: позитивным, негативным, конфликтным. В группу с позитивным самоотношением были включены подростки, самоотношение которых характеризуют согласованные высокие показатели по обеим методикам. В группу с негативным самоотношением вошли подростки, имеющие низкие показатели по «КИСС» и низкие по шкалам опросника «аутосимпатия», «самоприя-тие». Конфликтный характер выражался в несогласованности показателей.

Полученные данные позволяют говорить о том, что одаренные подростки более склонны к осознанию процессов, происходящих во внутреннем пространстве своей личности. Они представляют себя более осведомленными о мотивах своих поступков и поведения в целом, чем среднеинтеллектуальные подростки.

Специальная рубрика: психология детской одаренности

Выявлены различия в связях между шкалами само-отношения в группе интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков. В группе интеллектуально одаренных подростков значения коэффициента корреляции редко превышают критические, в отличие от показателей, полученных в группе среднеинтеллектуальных подростков. Наиболее существенно отличаются связи между такими шкалами самоотношения, как «самоуважение» и «аутосимпатия», «самоприятие» и «самоуверенность». Данные свидетельствуют об отличиях в микроструктуре самоотношения одаренных и среднеинтеллектуальных детей, заключающихся в жестких взаимосвязях между аффективным и когнитивным компонентами самоотношения у среднеинтеллектуальных и невыраженных связях между этими компонентами у интеллектуально одаренных подростков.

Данные по изучению положения в коллективе показывают, что одаренные подростки принадлежат к крайним категориям по личностному социометрическому статусу, т.е. являются «звездами» или «непринятыми», в отличие от среднеинтеллектуальных, у которых доминируют такие статусные категории, как «предпочитаемые» (22%) и «принятые» (62%).

По результатам изучения удовлетворенности положением в учебной группе установлено, что одаренные дети имеют основание для неблагоприятного эмоционального самочувствия в классе, их отношения с одноклассниками характеризуются напряженностью, трудностями, недоступностью.

У одаренных подростков отмечены преимущественно низкие показатели взаимности как в личных, так и в деловых отношениях, в отличие от среднеинтеллектуальных подростков, выборы которых не взаимны в большинстве случаев по деловому критерию. Одаренные подростки редко выбирают для совместной работы одноклассников, если и делают выбор, то чаще - одаренных одноклассников, но эти выборы редко являются взаимными.

По результатам изучения осознанности выборов можно заключить, что одаренные подростки испытывают затруднения в осознании отношения к ним со стороны одноклассников.

Анализ полученных результатов показывает, что показатели КО (коэффициент осознанности) имеют положительные корреляционные зависимости с показателями самоприятия (проективная методика) - «самоуважением», «аутосимпатией», «самоинтересом», «саморуко-водством» и «самопониманием» - в группе одаренных детей. В группе среднеинтеллектуальных подростков значимых взаимосвязей не выявлено, наблюдается только слабая связь КО с показателями самообвинения. По результатам можно говорить о том, что показатели са-

моприятия (проективная методика) и показатели осознанности отношений имеют между собой прочную корреляционную связь в группе интеллектуально одаренных подростков.

Различия во взаимосвязях между самоотношением и показателями положения в учебной группе у одаренных и среднеинтеллектуальных подростков заключены в характере самоотношения. Для одаренных подростков большую значимость имеет положительное эмоциональное отношение со стороны сверстников, чем для среднеинтеллектуальных.

Можно констатировать, что существует взаимосвязь между самоотношением одаренного подростка и его положением в учебной группе, верификация характера связи между самоотношением и положением в учебной группе осуществлялась в ходе экспериментального исследования.

Из группы интеллектуально одаренных была сформирована экспериментальная группа подростков, имеющих конфликтный характер самоотношения.

Через два месяца после реализации программы, направленной на развитие позитивного самоотношения, проводился диагностический срез. Статистически значимый прирост показателей по критерию Вилкоксона (^) в экспериментальной группе произошел по шкалам «самоуважение» ^ = 90 прир < 0,05), «ожидание положительного отношения от других» ^ = 76 прир < 0,02), «само-приятие» по методике «КИСС» 105 при _р<0,02). Отрицательный «сдвиг» отмечен по шкале «самообвинение» ^ = -120 прир < 0,02). Кроме того, зафиксировано изменение структуры самоотношения подростков экспериментальной группы, выражающееся в изменении взаимосвязей между аспектами самоотношения.

В экспериментальной группе произошел достоверный прирост в показателях КУП (коэффициент удовлетворенности в сфере личных отношений) W = 66 при р < 0,01 и КВП (коэффициент взаимности в сфере личных отношений) W = 75 при р < 0,02, КО W = 107 при р < 0,02. Данные свидетельствуют о том, что после эксперимента общение интеллектуально одаренного подростка характеризуется большей легкостью, доступностью; выборы подростка характеризуются взаимностью, подросток лучше осознает отношение к себе со стороны одноклассников.

Результаты проведенного исследования позволяют наметить некоторые перспективные пути дальнейшей работы в рамках поставленной проблемы. Предметом специального изучения могут стать особенности психологических защит одаренных детей в связи с характером самоотношения, а также изучение влияния развития позитивного самоотношения на реализацию интеллектуального потенциала, креативности.

SELF-REGARDING AND ITS INFLUENCE UPON STUDY GROUP STATUS OF MENTAL GIFTED PERSON T.A. Klimontova (Irkutsk)

Summary. Self-regarding character of mental gifted teenagers is the problem considered in this article. There are results of experimental issuer directed at improvement of gifted teenager’s group status, that could be possible thank for development of positive self-regarding.

Key words: mental gifts, self-regarding, self-regarding character, group status, emotional-esteem relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.