Образование и наука. Том 20, № 8. 2018/The Education and Science Journal. Vol. 20, № 8. 2018
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 159.8 DOI: 10.17853/1994-5639-2018-8-28-45
ЛОКУС КОНТРОЛЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА АГРЕССИВНОСТИ ПРИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
Т. А. Воронова1, С. В. Дубровина2
Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия.
E-mail: '[email protected]; [email protected]
Ю. В. Чепурко
Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия.
E-mail: juliavs@bk. ru
Аннотация. Введение. В современных реалиях существует социальный и государственный запрос на поддержку одаренных детей и подростков как основного резерва интеллектуального потенциала развития общества. Одаренности, как правило, сопутствуют повышенная возбудимость нервной системы, крайняя чувствительность, внутренняя противоречивость, низкая стрес-соустойчивость, которые могут воспрепятствовать формированию у растущей, неокрепшей личности правильной картины окружающего мира, умений выстроить с ним доверительные и гармоничные отношения. В связи с этим актуализируется поиск путей и способов нивелирования дезадаптивного поведения одаренных учащихся.
Цель представленного в статье исследования - выяснить, в какой мере тип локуса контроля личности детерминирует агрессивность и деструктивное поведение интеллектуально одаренных подростков.
Методология и методики. Работа выполнялась на основе системного и личностно-ориентированного подходов к изучению индивидуальных характеристик обучающихся. Типы локуса контроля школьников определялись с помощью методики Дж. Роттера в адаптации Е. Ф. Важина, С. А. Голынкиной и А. М. Эткинда. В качестве диагностического инструментария применялись методика измерения уровня личностной агрессивности и конфликтности, разработанная Е. П. Ильиным и П. А. Ковалевым, и опросник Басса - Дарки. При обработке результатов были задействованы сравнительный и статистический виды анализа с использованием критерия Краскела - Уоллиса, позволившего
проверить средние значения показателей разных категорий учащихся, принявших участие в исследовании.
Результаты и научная новизна. Посредством комплексной программы идентификации интеллектуально одаренных подростков, включавшей валидные методы психодиагностики, экспертные оценки учителей и родителей, наблюдение и беседы, выборка испытуемых школьников была дифференцирована на четыре группы: интеллектуально одаренные экстерналы, интеллектуально одаренные интерналы, среднеинтеллектуальные экстерналы, среднеин-теллектуальные интерналы.
В ходе диагностики установлено, что доминированием экстернального (внешнего) или интернального (внутреннего) локуса контроля обусловлена специфика проявлений агрессивности интеллектуально одаренных подростков и их сверстников со средним уровнем развития интеллекта. У учащихся выделенных групп выявлены статистически значимые различия в показателях «физическая агрессия», «вспыльчивость», «неустойчивость» и «раздражение». Интернальный локус контроля у одаренной личности способствует снижению физической агрессии и раздражительности. Одаренные экстерналы более склонны к использованию в конфликтах физической силы, им свойственны отсутствие эмоционального самоконтроля, вспыльчивость, несдержанность в гневе, неустойчивость, нетерпимость, оппозиционные настроения и протес-тная манера поведения - от пассивного сопротивления до активной борьбы против не устраивающих их норм и законов.
Сделан общий вывод о том, что интеллектуально одаренные подростки с экстернальным локусом контроля - это «группа риска» в плане социально-психологической адаптации, которая более других школьников нуждается во внимании и психологической помощи. Организация психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся поможет минимизировать конфликты между субъектами учебного процесса - школьниками и учителями.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в качестве информационного и рефлексивного материала в практике школьных психологов и педагогов, работающих с интеллектуально одаренными детьми и подростками.
Ключевые слова: локус контроля, подростки, одаренность, интеллект, личность, агрессивность.
Благодарности. Авторы выражают признательность рецензентам журнала «Образование и наука» за внимание, проявленное к материалам исследования, и ценные замечания, позволившие качественно улучшить содержание публикации.
Для цитирования: Воронова Т. А., Дубровина С. В., Чепурко Ю. В. Локус контроля, агрессивность при интеллектуальной одаренности подростков // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 8. С. 28-45. DOI: 10.17853/1994-5639-20188-28-45
LOCUS OF CONTROL AS A DETERMINANT OF AGGRESSIVENESS IN INTELLECTUALLY GIFTED ADOLESCENTS
T. A. Voronova1, S. V. Dubrovina2
Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia.
E-mail: '[email protected]; [email protected]
Ju. V. Chepurko
Irkutsk State University, Irkutsk, Russia.
E-mail: juliavs@bk. ru
Abstract. Introduction. At the present time, a state and a social request for the guidance of gifted children and teenagers, seen as comprising the primary intellectual potential of a developing society, is being articulated. As a general rule, giftedness is an adjunct to nervousness, extreme sensitivity, internal contradiction and low resistance to stress. These mental disorders may prevent a young person from forming of the proper picture of the world and developing capabilities of forming confidential and harmonious relationships. In this regard, it is necessary to identify appropriate approaches and means for ameliorating the maladaptive behaviour of gifted pupils.
The aim of the research was to find out to what extent the personal locus of control determines aggressive and destructive behaviour on the part of intelligently gifted teenagers.
Methodology and research methods. The research was performed on the basis of systematic and person-oriented approaches to studying the individual characteristics of students. The types of locus of personal control were determined using J. Rotter's methodology as adapted by E. F. Vazhin, S. A. Golynkina and A. M. Etkind. As diagnostic tools, E. P. Ilyin and P. A. Kovalyov's measurement procedure and the Buss-Durkee questionnaire were used to estimate the level of personal aggression and proneness to conflict. Results were subjected to comparative and statistical analysis using the U-Kruskal - Wallis test allowing the authors to establish the average indicator values of various pupil categories participated in the research.
Results and scientific novelty. To identify intelligently gifted teenagers, the authors applied a comprehensive programme, which included the methods of psycho-diagnostics, expert estimates of teachers and parents, observation and conversations. Consequently, respondents were divided into four differentiated groups: intelligently gifted externalisers, intelligently gifted internalisers, medium-intelligence externalisers, and medium-intelligence internalisers.
In the course of diagnostics, it was established that domination of the external or internal locus of control causes the specifics of aggressive behaviour among intelligently gifted teenagers and their peers having an average level of intellectual development. Statistically significant differences in indicators such as physical aggression, irascibility, irritability and irritation were revealed. An internal locus of control in a gifted person reduces physical aggression and irritability. Gifted externalisers are more inclined to use physical force in conflicts. This group is also characterized by a lack of emotional self-control, irascibility, fieriness of temper, instability, intolerance, oppositional moods and remonstrative behaviour - from passive resistance to active fighting against norms and laws which they believe to be inappropriate for them.
The authors concluded that intellectually gifted teenagers with an external locus of control are in the category of teenagers-at-risk in social and psychological adaptation; therefore, they require more attention and psychological assistance. The organization of psychological and pedagogical guidance to pupils will help minimize conflicts between participants (school students and teachers) in the educational process.
Practical significance. The research results can be used as informative and reflexive material by educational psychologists and teachers working with intelligently gifted children and teenagers.
Keywords: locus of control, adolescents, giftedness, intellect, personality, aggression.
Acknowledgments. The authors express their gratitude to reviewers of the Education and Science Journal for their assistance in the preparation of the present publication and for the high quality of the comments submitted.
For citation: Voronova T. A., Dubrovina S. V., Chepurko Ju. V. Locus of control as a determinant of aggressiveness in intellectually gifted adolescents. The Education and Science Journal. 2018; 8 (20): 28-45. DOI: 10.17853/1994-56392018-8-28-45
Введение
Современная политика государства в области образования ориентирована среди прочего на поддержку одаренных учащихся, составляющих резерв интеллектуального потенциала общества. В педагогике и психологии к актуальным направлениям изучения феномена интеллектуальной одаренности относится поиск решения проблем социально-психологической адаптации талантливых представителей подрастающего поколения, поскольку, как показывают многочисленные исследования, именно они относятся к «группе риска» [1-4]. Вследствие повышенной возбудимости
нервной системы, высокой эмоциональной восприимчивости, эмоционально-психического напряжения, впечатлительности, внутренней противоречивости, низкой стрессоустойчивости и др. одаренные дети и подростки бывают крайне чувствительны к несправедливым, незаслуженным оценкам, неадекватным, грубым действиям, нечестным, дурным поступкам и т. п. Ярко выраженные экспансивность и аффективность при неумении управлять своими чувствами способны приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении и конфликтам со сверстниками и взрослыми1, что может служить причиной социальной дезадаптации и агрессивности, причем проявляющейся не только обращенных вовне агрессивных реакций, но и в аутоагрессии [5-8].
Люди, как известно, различаются между собой мерой ответственности за собственные действия. Степень самостоятельности, независимости и активности человека в достижении своих целей особенно отчетливо проявляется в склонности объяснять свои успехи / неудачи внешними обстоятельствами или же, наоборот, собственными способностями и упорством, т. е. локусом контроля.
Ответственность и уверенность в себе и в своих силах могут выступать факторами реализации интеллектуального потенциала, поэтому необходима организация их психолого-педагогической поддержки. Более всего в подобном психологическом сопровождении нуждаются одаренные школьники в подростковом возрасте - в кризисный период развития личности, обычно сопровождающийся негативизмом, склонностью к ссорам, нарушениям дисциплины, вспышками агрессивности.
Целью предпринятого нами исследования стала верификация гипотезы о том, что локус контроля личности детерминирует агрессивность и деструктивное поведение интеллектуально одаренных школьников.
Обзор литературы
К настоящему времени накоплен достаточный объем научно установленных фактов о наличии связей между агрессивностью и другими психологическими образованиями. В частности, учеными исследовались когнитивные факторы и каузальная атрибузия в контексте агрессивности, а именно когнитивные установки в восприятии картины мира человеком [9].
В ходе изучения агрессивности и мотивационной сферы личности было выяснено, что мотивация достижения успеха и боязнь неудачи сопровождаются враждебностью, включающей обиду и подозрительность.
1 Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. Москва: Смысл, 1993. Образование и наука. Том 20, № 8. 2018/The Education and Science Journal. Vol. 20, № 8. 2018
При мотивации боязни неудачи значения показателей агрессивности выше, чем при мотивации достижения успеха [10].
Ряд работ посвящен корреляции агрессивности и сферы самосознания личности, соотношению агрессивности и таких структурных компонентов самосознания, как «Я-образ», «Я-концепция», самооценка, самоотношение личности, механизмы психологической защиты «Я» [11-13], однако их связь с локусом контроля остается слабо исследованной проблемой.
Выявлена обусловленность агрессивности типами темперамента: как прямая, так и косвенная агрессивность наиболее выражена у холериков, тогда как у сангвиников показатели физической агрессии, раздражения, обиды, подозрительности существенно ниже. Рассмотрена связь акцентуаций характера и агрессивности: выявлено, что физическая агрессия соотносится с возбудимым типом акцентуации характера, раздражение - с застревающей, возбудимой и дистимной акцентуацией. Зафиксирована зависимость уровня агрессии от развития способности саморегуляции: в частности, доказано, что чем выше данная способность, тем менее выраженными являются косвенная (представленная в скрытой, замаскированной форме) агрессия и обида [14].
Агрессивность изучалась психологами и в контексте уровня уверенности личности в себе. Самоуверенным людям присущи негативизм и вербальная агрессия; лицам, инициативным в социальных контактах, -косвенная агрессия [15].
Установки личности на альтруизм или эгоизм также соотносится с разными видами агрессивности: альтруистично настроенные индивиды склонны проявлять ее посредством эмоций, а эгоистичные - физически [16].
Обнаружена корреляционная зависимость между агрессивностью и адаптационным потенциалом личности: с ростом гнева, общей и физической агрессии усиливается степень дезадаптации в поведении; тесные связи существуют между физической, общей агрессией и социальной дезадаптацией; самоэффективность положительно коррелирует с вербальной агрессией; статистически значимые связи отмечены между агрессивностью и общим чувство напряжения, наличием жизненных преград, ощущением физической непривлекательности, неуверенностью в профессии [17-19].
В целом место агрессивности в структуре личности характеризуется двойственностью. Она является относительно самостоятельной подструктурой личности и в то же время зависит от вкладов в нее других структурных компонентов - психодинамических и межличностных черт, полимодального «Я». Общая структура агрессивности личности имеет бимодальный характер и складывается из негативной и позитивной составляющих.
Кроме того, агрессивность исследована в контекстах нормы и патологии, зависимого поведения, гендерных особенностей. Предикторами становления деструктивной агрессивности выступают эгоцентризм и низкий уровень эмпатии. У больных шизофренией развитию агрессивности способствует нарушение процесса социализации. Для психически больных преступников фактором, провоцирующим агрессию, является асоциальный образ жизни. К агрессивному поведению склонны лица, имеющие химические зависимости. Маскулинность также определяет расположенность к физической агрессии [17, 20].
Материалы и методы
В предпринятом нами исследовании при формировании групп испытуемых использовалась комплексная программа идентификации интеллектуально одаренных подростков, в том числе различные источники информации об одаренных детях (экспертные оценки учителей и родителей, наблюдение, беседа) и валидные методы психодиагностики. Исследование проводилось в 2017-2018 гг. на базе МАОУ Лицей ИГУ г. Иркутска и МОУ СОШ № 63 г. Иркутска. Психологическим обследованием было охвачено 252 учащихся. По результатам идентификации были сформированы две группы:
1) интеллектуально одаренные подростки - 30 человек:
• средний возраст 15,5 года;
• 45% мальчиков и 55% девочек;
• коэффициент интеллекта в пределах от 120 до 140 IQ, показатели креативности выше средних значений;
2) «среднеинтеллектуальные» подростки - 30 человек:
• средний возраст 15,5 года;
• 50% мальчиков и 50% девочек;
• коэффициент интеллекта в пределах от 90 до 109 IQ, показатели креативности от «ниже среднего» до «среднего».
Для выявления локуса контроля личности применялась методика, предложенная Дж. Роттером, в адаптации Е. Ф. Важина, С. А. Голынки-ной и А. М. Эткинда. На основании дифференциации по локусу контроля были сформированы четыре группы испытуемых:
1) интеллектуально одаренные экстерналы (12 человек);
2) интеллектуально одаренные интерналы (18 человек);
3) среднеинтеллектуальные экстерналы (20 человек);
4) среднеинтеллектуальные интерналы (10 человек).
При проведении диагностики мы использовали методику определения уровня личностной агрессивности и конфликтности Е. П. Ильина и П. А. Ковалева1. Агрессивные и враждебные реакции фиксировались с помощью опросника А. Басса и А. Дарки [21], который позволяет оценить физическую агрессию, косвенную и вербальную агрессию, показатели раздражения, негативизма, обиды, подозрительности и чувства вины.
Результаты исследования
Анализ полученных в ходе исследования данных показал, что среди интеллектуально одаренных подростков преобладает интернальность, которая выявлена у 60% (соответственно, остальные 40% данной категории испытуемых были отнесены к экстерналам), т. е. для большинства из них характерна внутренняя локализация личной ответственности -объяснение событий своей жизни как результатов собственных действий и решений.
В группе среднеинтеллектуальных учащихся, наоборот, превалировали показатели экстернального локуса контроля: 67% подросткам оказалась свойственна внешняя локализация личной ответственности, или, иначе говоря, склонность видеть причины жизненных событий, своих (и чужих) достижений или неудач во внешних обстоятельствах, действиях окружающих людей. Интерналы среди данной категории школьников составили 33%.
Преобладание экстернального локуса контроля у одаренных подростков может быть связано с их высоким уровнем интеллекта, так как именно данное качество обеспечивает объективацию познавательной позиции [5].
Зафиксированные средневыборочные значения агрессивности у интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков с экстер-нальным и интернальным локусом контроля представлены на рис. 1.
Установленные показатели позволяют сделать вывод о том, что при экстернальном локусе контроля и у интеллектуально одаренных подростков, и у подростков со средним уровнем интеллектуального развития наблюдается склонность к физической и косвенной агрессии. Следовательно, можно утверждать, что агрессивность экстерналов, в отличие от интерналов, не зависит от их интеллектуального статуса.
1 Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И. Б. Дер-манова. Санкт-Петербург, 2002. С. 142-146.
Если значения индикаторов «негативизм», «обида» и «чувство вины» оказались практически одинаковыми у представителей всех четырех групп, то раздражение было более выражено у школьников со средним интеллектом и интернальным локусом контроля и у одаренных подрос-тков-экстерналов. Подозрительность характерна в основном для средне-интеллектуальных учащихся-интерналов. Среднеинтеллектуальные эк-стерналы чаще проявляют вербальную агрессию, а одаренные экстерна-лы - раздражение.
Рис. 1. Показатели агрессивности с учетом локуса контроля в группах интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков
(средние значения): здесь и далее 1-я группа - интеллектуально одаренные подростки с интернальным локусом контроля; 2-я группа - интеллектуально одаренные подростки с экстернальным локусом контроля; 3-я группа -среднеинтеллектуальные подростки с интернальным локусом контроля; 4-я группа - среднеинтеллектуальные подростки с экстернальным локусом
контроля
Fig 1. Average values of aggressiveness indicators taking into account the locus of control in the group of intellectually gifted and middle-intelligence
adolescents (average): group 1 - a group of intellectually gifted adolescents with an internal locus of control; 2 - a group of intellectually gifted adolescents with an external locus of control; 3 - a group of medium-intelligence adolescents with an internal locus of control; 4 - a group of medium-intelligence adolescents with an
external locus of control
Графики на рис. 2 демонстрируют средние показатели выявленных агрессивных тенденций у испытуемых.
Рис. 2. Показатели агрессивности у интеллектуально одаренных старшеклассников и среднеинтеллектуальных старшеклассников с экстернальным и интернальным локусом контроля (средние значения) Fig 2. Average values of the indicators of aggressiveness in intellectually gifted high school students and medium-intelligence high school students with external and internal locus of control (average)
Обнаружилось, что напористость присуща обеим группам среднеин-теллектуальных подростков и одаренным школьникам с экстернальным локусом контроля. Обида и бескомпромиссность в большей степени выражены среди интерналов вне зависимости от интеллектуального статуса. Неуступчивость характерна для подростков со средним интеллектом и интернальным локусом контроля, мстительность и нетерпимость - для одаренных экстерналов. Самый высокий уровень подозрительности выявлен у среднеинтеллектуальных подростков-интерналов, а подростки-экстерна-лы, обладающие тем же уровнем интеллекта, более нетерпимы и неуступчивы по сравнению с одаренными сверстниками с аналогичным локусом контроля. Интернально ориентированные одаренные подростки более вспыльчивы и подозрительны, чем интерналы со средним интеллектуальным развитием.
Для выяснения детерминации агрессивных и враждебных реакций у испытуемых была проведена статистическая обработка результатов с применением однофакторного дисперсионного анализа, который выявил статистически значимые различия в показателях «физическая агрессия» и «раздражение» (табл. 1).
У интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков-экстерналов явственнее, чем у подростков-интерналов, представлена физическая агрессия (Н = 10,042, р = 0,023). Весьма вероятно, что в конфликтной ситуации они могут прибегать к физическим силовым действиям.
Таблица 1
Влияние локуса контроля на агрессивные тенденции у интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков (статистический критерий Краскела - Уоллиса)
Table 1
The influence of the locus of control on aggressive trends in intellectually gifted and medium-intelligence teenagers (Kruskal - Wallis statistical criterion)
№ Шкала Средние значения Н* P*
1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа
1 Физическая агрессия 5,3 7,2 6 7,2 10,042 0,023
2 Косвенная агрессия 5,4 5,6 4,9 6,5 4,819 н. д.
3 Раздражение 5,2 7,2 7,2 6,2 12,697 0,007
4 Негативизм 3,6 4,3 3,9 З,9 5,462 н. д.
5 Обида 4,6 4,6 4,8 4,8 0,780 н. д.
6 Подозрительность 5,2 5,4 6 4,9 6,773 н. д.
7 Вербальная агрессия 7,8 7,7 7,1 8,7 1,811 н. д.
8 Чувство вины 5,8 6,2 5,8 6,2 0,109 н. д.
* Н - значение критерия Краскела - Уоллиса, P - вероятность допустимой ошибки, н.д. - нет достоверных различий.
* H is the Kruskal-Wallis criterion value, P is the probability of an acceptable error, n. d.-there are no significant differences.
Выявлены также достоверные различия (Н = 12,697, р = 0,007) по показателю «раздражение» у представителей 2-й и 3-й групп: такие дети легко становятся резкими и вспыльчивыми, могут нагрубить по незначительному поводу.
По показателям косвенной агрессии, негативизма, обиды, подозрительности, вербальной агрессии и чувства вины достоверных различий между испытуемыми выделенных групп не установлено.
Обратимся к результатам статистического анализа индикаторов «конфликтность» и «агрессивность» (табл. 2).
При помощи критерия Краскела - Уоллиса мы зафиксировали в выделенных группах статистически достоверные различия по показателям «вспыльчивость» (Н = 12,881, р = 0,005), «неустойчивость» (Н = 14,254, р = 0,004) и «нетерпимость» (Н = 24,253, р = 0,000). Можно сделать вывод о том, что интел-
лектуально одаренные подростки с экстернальным локусом контроля склонны к проявлениям раздражения, гнева, даже злобы, для них характерно отсутствие терпения, нежелание признавать иную точку зрения или мириться с чем-либо, что идет вразрез с их интересами и представлениями.
Таблица 2
Влияние локуса контроля на агрессивность и конфликтность у интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков (статистический критерий Краскела - Уоллиса)
Table 2
The influence of the locus of control on aggressiveness and conflict in intellectually gifted and medium-intelligence teenagers (Kruskal - Wallis
statistical criterion)
№ Шкалы Средние значения Н* P*
1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа
1 Вспыльчивость 5,9 7,4 7,2 5,6 12,881 0,005
2 Напористость 5,8 6,7 5 6 4,581 н. д.
3 Обида 4,8 4,9 5,4 4,4 1,962 н. д.
4 Неустойчивость 6,3 7 5 5,7 14,254 0,003
5 Бескомпромиссность 6,5 6,2 7,2 4,8 6,172 н. д.
6 Мстительность 5,4 5,7 5,2 5,1 1,112 н. д.
7 Нетерпимость 5,2 8,5 5,4 4,8 24,253 0,000
8 Подозрительность 5,2 5,4 6,4 4,9 5,317 н. д.
* Н - значение критерия Краскела - Уоллиса, P - вероятность допустимой ошибки. н.д. - нет достоверных различий.
* H is the Kruskal-Wallis criterion value, P is the probability of an acceptable error, n. d. - there are no significant differences.
По шкалам «напористость», «бескомпромиссность», «обида», «подозрительность», «мстительность» достоверных различий между испытуемыми выделенных групп не найдено.
Обсуждение и заключение
В целом материалы эмпирического исследования позволяют утверждать, что как физическую, так и косвенную агрессию, вспыльчивость, напористость, раздражение и негативизм в большей степени проявляют подростки с экстернальным, нежели интернальным, локусом контроля независимо от их интеллектуального статуса. При этом неуступчивость и мстительность у одаренных экстерналов чаще выражаются косвенным образом (хотя эта категория испытуемых не исключала и даже одобряла
применение физической силы против другого, с их точки зрения, враждебного лица); а у учащихся со средним уровнем интеллекта на фоне очевидной непримиримости, кроме физической агрессии, доминирует и ее вербальная разновидность.
В психологическом портрете школьников-интерналов преобладают вербальная агрессия, обидчивость, подозрительность, бескомпромиссность, мстительность и нетерпимость. Интеллектуально одаренные интерналы склонны выражать негативные чувства не только посредством слов, но и с помощью других звуковых сигналов, жестов и движений (крика, визга, топанья, битья кулаком по столу и т. п.); они выказывают недоверие и осторожность по отношению к другим людям, имеют склонность к зависти и неприятию окружающих за действительные и вымышленные действия.
Чувство вины практически в одинаковой степени распространено как среди интерналов, так и среди экстерналов: все участвующие в исследовании подростки заявили, что болезненно переживают совершенные ошибки и промахи и испытывают угрызения совести по поводу своих проступков. Например, диагностика типовых реакций агрессивности у среднеинтеллек-туальных школьников с экстернальным локусом контроля показала, что они, как правило, не сдерживают своих негативных чувств, расположены к физическим расправам со сверстниками, но при этом близко к сердцу принимают ссоры, расстраиваются в случае острых конфликтов, стычек, драк и страдают из-за собственного неблаговидного поведения.
Сравнительный анализ выявил у школьников статистически значимые различия в показателях агрессивных и враждебных реакций «физическая агрессия» и «раздражение». Так, у одаренных и среднеинтеллекту-альных экстерналов заметнее, чем у двух других категорий испытуемых, были представлены реакции физической агрессии. Раздражительность (с сопутствующими ей резкими сменами настроения и попытками грубить по малейшему поводу) оказалась наиболее характерна для групп интерналов со средним уровнем интеллекта и экстернально настроенных «высоких» интеллектуалов.
Сопоставление реакций агрессивности у интеллектуально одаренных учащихся с различным локусом контроля обнаружило несхожесть ее проявлений. Если интерналам свойственны вербальная агрессия, обидчивость, подозрительность, деструктивная бескомпромиссность, выраженная склонность к проявлению зависти и ненависти к окружающим, то в группе с эк-стернальной ориентацией обнаружены тенденции к физической агрессии, отсутствие самоконтроля эмоций при откровенной демонстрации негативного отношения к происходящему, оппозиционные настроения и манера пове-
дения - от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся, однако не устраивающих подростка норм и законов.
Статистически достоверные различия между категориями одаренных учащихся были установлены также по показателям вспыльчивости, неустойчивости и нетерпимости. Одаренные экстерналы, по сравнению с интернально ориентированными ровесниками, в большей степени несдержанны в гневе, проявлениях злобы, нежелания терпеть, мириться с тем, что им не нравится либо кажется несправедливым.
Таким образом, доминирующий тип локуса контроля (внешний, эк-стернальный либо внутренний, интернальный) детерминирует у интеллектуально одаренной личности уровень агрессивности, ее характер и формы про-тестных реакций. Очевидно, что одаренные подростки с экстернальным ло-кусом контроля представляют собой «группу риска» в плане социально-психологической адаптации и больше, чем остальные их сверстники, нуждаются в психолого-педагогической поддержке. Организация в условиях образовательного учреждения психологического сопровождения данной категории учащихся может минимизировать конфликтные ситуации между участниками учебного процесса - школьниками и учителями.
Список использованных источников
1. Дубровина С. В. Особенности типичных психических состояний у интеллектуально одаренных учащихся // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 5. С. 203-206.
2. Климонтова Т. А. Психологические механизмы самоорганизации внутреннего мира интеллектуально одаренных старшеклассников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 3. С. 32-41.
3. Климонтова Т. А. Особенности внутреннего мира и психологические механизмы его становления у интеллектуально одаренных старшеклассников // Психология образования: состояние и перспективы: материалы научно-практической конференции психологов Сибири. Иркутск: ИГУ, 2011. С. 669-673.
4. Вrowder C. S. Metacognitive strategy research: results from a study with young (pre-school) children // K. A. Heller, A. Ziegler (Eds.). Munich studies of giftedness. Berlin: Lit Verlag, 2010. P. 67-84.
5. Климонтова Т. А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С. 66-69.
6. Чепурко Ю. В. Рельеф психических состояний интеллектуально одаренных учащихся, занимающихся спортом // Личность, интеллект, метаког-ниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы II Международной научно-практической конференции. Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского. 2017. С. 570-575.
7. Czerwiñska-Jakimiuk E. Przestçpczosc mlodocianych. Interpretacja zja-wiska w swietle ogólnej teorii napiçcia Roberta Agnew. Wydaw. Uniwersytetu Pe-dagogicznego, Kraków, 2011.
8. Clark B. Growing up gifted: developing the potential of children at school and home. Boston: Pearson, 2012. 320 p.
9. Ениколопов С. Н., Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Когнитивные факторы агрессии и каузальная атрибуция агрессивности уу Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 43-58.
10. Боравова А. И. Взаимосвязь мотивации успеха и боязни неудачи с агрессивностью и уровнем постоянного потенциала головного мозга у подростков уу Фундаментальные проблемы нейронаук. Функциональная асимметрия. Нейропластичность. Нейродегенерация: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием у Российская академия наук, ФГБУ «Научный центр неврологии» РАМН, Научный совет РФ по неврологии. 2014. С. 47-55.
11. Попова С. А. Взаимосвязь между агрессивностью и самосознанием личности подростков уу Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2014. № 2. С. 51-53.
12. Сазонова В. Н., Люлина Е. И. Взаимосвязь между агрессивностью и самосознанием личности студентов подросткового возраста уу Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2013. № 3-4. С. 12-14.
13. Авдулова Т. П. Агрессивность в подростковом возрасте: практическое пособие. Москва, 2017. 147 с.
14. Александрова Л. А., Михайлова В. П., Корытченкова Н. И., Кувши-нова Т. И. Связь механизмов психологических защит и совладания (coping) с акцентуациями характера, типом темперамента, эмоциональной компетентностью и агрессивностью уу Вестник Кемеровского государственного университета. 2008. № 4 (36). С. 75-83.
15. Головина Е. В. Взаимосвязь уверенности в себе с эмоциональностью и агрессивностью ^ Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 85-92.
16. Гайворонская А. А. Агрессивность и установка альтруизму эгоизм в юношеском возрасте уу Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 ч. 2014. С. 134-35.
17. Червинская-Якимюк Э. Ф. Взаимосвязь между социальной дезадаптацией, агрессивностью, чувством напряжения и самоэффективностью в группе студентов техникумов ^ Социодинамика. 2015. № 6. С. 20-38.
18. Franz Mönks en Irene Ypenburg. Hoogbegaafdheid bij kinderen. Uitge-veij Boom, Amsterdam, 2011. 210 с.
19. Czerwiñska-Jakimiuk E. Przestçpczosc mlodocianych w okresie trans-formacji spoleczno-ustrojowej w Polsce: analiza zjawiska w swietle ogólnej teorii napiçcia Roberta Agnew, W: Identyfikacja i zarz^dzanie problemami spolecznymi у pod red. Joanny Zameckiej. Warszawa: Instytut Profilaktyki Spolecznej i Resocjali-zacji Uniwersytetu Warszawskiego, Prace Katedry Socjologii Norm, Dewiacji i Kon-troli Spolecznej. 2011. t. 12.
20. Шестакова E. Г., Дорфман Л. Я. Агрессивное поведение и агрессивность личности уу Образование и наука. 2009. № 7. С. 51-66.
21. Хван А. А., Зайцев Ю. А., Кузнецова Ю. А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки // Психологическая диагностика. 2008. № 1. С. 35-58.
References
1. Dubrovina S. V. Features of typical mental states at intelligently gifted pupils. Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Buryat State University. 2011; 5: 203-206. (In Russ.)
2. Klimontova T. A. Psychological mechanisms of self-organization of inner world of intelligently gifted senior students. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pe-dagogicheskogo universiteta. Serija "Pedagogika i psihologija" = Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Pedagogics and Psychology. 2011; 3 (17): 32-41. (In Russ.)
3. Klimontova T. A. Osobennosti vnutrennego mira i psihologicheskie me-hanizmy ego stanovlenija u intellektual'no odarennyh starsheklassnikov. In: Psi-hologija obrazovanija: sostojanie i perspektivy: Sbornik materialy materialov na-uchno-prakticheskoy konferentsii psihologov Sibiri = Psychology of Education: State and Prospects. Materials of a Scientific and Practical Conference of Psychologists of Siberia; 2011; Irkutsk, Russia. Irkutsk: Irkutsk State University; 2011. p. 669673. (In Russ.)
4. Browder C. S. Metacognitive strategy research: results from a study with young (pre-school) children.. K. A. Heller, A. Ziegler (Eds.). Munich studies of gif-tedness. Berlin: Lit Verlag; 2010. p. 67-84.
5. Klimontova T. A. Features of inner world of intelligently gifted teenagers. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii = Innovative Projects and Programs in Education. 2011; 3: 66-69. (In Russ.)
6. Chepurko Ju. V. The relief of mental states of intellectual gifted students engaged in sports. In: Lichnost', intellekt, metakognicii: issledovatel'skie podhody i obrazovatel'nye praktiki: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii = Personality, intelligence, meta-cognition: Research approaches and Educational Practices. Proceedings of the II International Scientific-Practical Conference; 2017; Kaluga, Russia. Kaluga: K. E. Tsiolkovsky Kaluga State University; 2017. p. 570-575. (In Russ.)
7. Czerwinska-Jakimiuk E. Przest^pczosc mlodocianych. Interpretacja zja-wiska w swietle ogolnej teorii napi^cia Roberta Agnew. Wydaw. Uniwersytetu Pe-dagogicznego, Krakow; 2011.
8. Clark B. Growing up gifted: Developing the potential of children at school and home. Boston: Pearson; 2012. 320 p.
9. Enikolopov S. N., Kuznetsova Yu. M., Chudova N. Cognitive factors of aggression and causal attribution of aggression. Prikladnaja juridicheskaja psiho-logija = Applied Legal Psychology. 2011; 2: 43-58. (In Russ.)
10. Baranova A. I. Interrelation of motivation of success and fear of failure with the aggressiveness and the level of permanent potential of the brain in teenagers. In: Fundamental'nye problemy nejronauk. Funkcional'naja asimmetrija. Nej-roplastichnost'. Nejrodegeneracija: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem = Fundamental Problems of Neuroscience. Functional
Asymmetry. Neuroplasticity. Neurodegeneration. Materials of the All-Russian Scientific Conference with International Participation. Russian Academy of Sciences, "Scientific Center of Neurology" of the Russian Academy of Medical Sciences, Scientific Council of the Russian Federation on Neurology; 2014. p. 47-55. (In Russ.)
11. Popova S. A. the Relationship between aggressiveness and self-consciousness of adolescents. Vestnik Voronezhskogo instituta jekonomiki i social'nogo upravlenija = Bulletin of Voronezh Institute of Economy and Social Management. 2014; 2: 51-53. (In Russ.)
12. Sazonov V. N., Lyulina E. I. The relationship between aggressiveness and self-consciousness of adolescence students. Vestnik Voronezhskogo instituta jekonomiki i social'nogo upravlenija = Bulletin of Voronezh Institute of Economy and Social Management. 2013; 3-4: 12-14. (In Russ.)
13. Avdulova T. P. Agressivnost' v podrostkovom vozraste = Aggressiveness in adolescence. Moscow; 2018. 126 p. (In Russ.)
14. Aleksandrova L. A., Mikhailov V. P., Korytchenko N., Kuvshinova T. I. The relationship of the mechanisms of psychological protection and coping with accentuate character, type of temperament, emotional competence and aggression. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University. 2008; 4 (36): 75-83. (In Russ.)
15. Golovina E. V. Interrelation of self-confidence with emotionality and aggressiveness. Prikladnaja juridicheskaja psihologija = Applied Legal Psychology. 2014; 4: 85-92. (In Russ.)
16. Gaivoronskaya A. A. Aggressiveness and altruismZegoism in adolescence. In: Kategorija "social'nogo" v sovremennoj pedagogike i psihologii: materialy 2-j nauchno-prakticheskoj konferencii (zaochnoj) s mezhdunarodnym uchastiem: v 2 ch. = Category "Social" in Modern Pedagogy and Psychology. Proceedings of the 2nd Scientific and Practical Conference with International Participation; 2014. In 2 parts. 2014. P. 134-135. (In Russ.)
17. Chervinsky-Jakimiuk E. F. The relationship between social exclusion, aggression, the sense of strain and self-efficacy in the group of pupils. Sociodina-mika = Sociodynamics. 2015; 6: 20-38. (In Russ.)
18. Franz Mönks en Irene Ypenburg. Hoogbegaafdheid bij kinderen. Uitge-veij Boom, Amsterdam; 2011. 210 p.
19. Czerwiñska-Jakimiuk E. Przestçpczosc mlodocianych w okresie trans-formacji spoleczno-ustrojowej w Polsce: analiza zjawiska w swietle ogólnej teorii napiçcia Roberta Agnew, W: Identyfikacja i zarz^dzanie problemami spolecznymi у pod red. Joanny Zameckiej. Warszawa: Instytut Profilaktyki Spolecznej i Resocjali-zacji Uniwersytetu Warszawskiego, Prace Katedry Socjologii Norm, Dewiacji i Kon-troli Spolecznej, t. 12; 2011.
20. Shestakova E. G., Dorfman L. Y. Aggressive behavior and aggressiveness of the personality. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2009; 7: 51-66. (In Russ.)
21. Hwang A. A., Zaitsev A. Yu., Kuznetsov Yu. A. Standardization of the Buss-Durkee Hostility Inventory. Psihologicheskaja diagnostika = Psychological Diagnostics. 2008; 1: 35-58. (In Russ.)
Информация об авторах:
Воронова Татьяна Анатольевна - доктор психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и педагогики Иркутского государственного медицинского университета, Иркутск, Россия. E-mail: [email protected]
Дубровина Светлана Валериевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и педагогики Иркутского государственного медицинского университета, Иркутск, Россия. E-mail: sib-dub@rambler. ru
Чепурко Юлия Владиславовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Иркутского государственного университета; ORCID ID 0000-0001-8496-3688; Иркутск, Россия. E-mail: [email protected]
Вклад соавторов:
Воронова Т. А. - разработка идеи, методологии и методов исследования.
Дубровина С. В. - статистическая обработка эмпирических данных, подготовка окончательного варианта текста статьи.
Чепурко Ю. В. - сбор эмпирического материал, количественная обработка, подготовка предварительного варианта статьи.
Статья поступила в редакцию 16.04.2018; принята в печать 15.08.2018.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Information about the authors:
Tatiana A. Voronova - Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Social Psychology and Pedagogy, Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia. E-mail: [email protected]
Svetlana V. Dubrovina - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Department of Social Psychology and Pedagogy, Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia. E-mail: [email protected]
Julia V. Chepurko - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of General Psychology, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia. ORCID ID 0000-0001-8496-3688. E-mail: [email protected]
Contribution of the authors:
Tatiana A. Voronova - development of the idea, methodology and methods of research.
Svetlana V. Dubrovina - statistical processing of empirical data; preparation of the final text of paper.
Julia V. Chepurko - collection of empirical material; quantitative processing; preparation of the preliminary version of paper.
Received 16.04.2018; accepted for publication 15.08.2018.
The authors have read and approved the final manuscript.