Научная статья на тему 'Специфика характера самоотношения интеллектуально одаренных учащихся и его взаимосвязь с составляющими самосознания личности'

Специфика характера самоотношения интеллектуально одаренных учащихся и его взаимосвязь с составляющими самосознания личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
920
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ХАРАКТЕР САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / ПОЗИТИВНЫЙ ХАРАКТЕР САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / POSITIVE NATURE OF INDIVIDUAL'S SELF-ATTITUDE / КОНФЛИКТНЫЙ ХАРАКТЕР САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / CONFLICT NATURE OF PERSON'S SELF-ATTITUDE / СОСТАВЛЯЮЩИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ / COMPONENTS OF SELF-CONSCIOUSNESS / Я-ОБРАЗ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / INTELLECTUAL GIFTEDNESS / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / INTELLECTUALLY GIFTED PUPILS / PERSON'S SELF-ATTITUDE / PERSON'S SELF-CONSCIOUSNESS / NATURE OF SELF-IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенова Анастасия Анатольевна

В статье анализируются результаты изучения специфики самоотношения интеллектуально одаренных учащихся и его взаимосвязи с составляющими самосознания личности. В ходе эмпирического исследования применялся комплекс методик, направленных на идентификацию интеллектуальной одаренности и изучение самоотношения личности интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков на сознательном и бессознательном уровнях, а также изучение показателей самосознания испытуемых. В ходе исследования было установлено, что на сознательном уровне самоотношения интеллектуально одаренные школьники имеют более высокое самоуважение, самопонимание, однако и более высокое самообвинение, а на бессознательном уровне более низкий уровень самоприятия. Интеллектуально одаренные мальчики имеют более высокую аутосимпатию, чем одаренные девочки, и более высокие, чем их сверстники, показатели самоуважения личности. Самоотношение интеллектуально одаренных учащихся по сравнению со среднеинтеллектуальными чаще имеет конфликтный характер, в большей степени это относится к одаренным девочкам. Самосознание интеллектуально одаренных учащихся с позитивным характером самоотношения имеет качественные отличия от самосознания одаренных испытуемых с конфликтным характером самоотношения: интеллектуально одаренные старшеклассники с конфликтным самоотношением имеют более низкие показатели уровня притязаний, их Я-образ является более противоречивым, уровень напряженности психологических защит является более высоким, самооценка носит защитный характер и является в большинстве случаев неадекватной. Выявленные различия позволяют утверждать, что характер самоотношения личности взаимосвязан с составляющими самосознания интеллектуально одаренных учащихся. Полученные результаты могут быть использованы при подготовке научно-методических материалов по работе с одаренными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC NATURE OF SELF-ATTITUDE of INTELLECTUALLY GIFTED PUPILS AND ITS INTERCONNECTION WITH THE COMPONENTS OF PERSON’s self-CONSCIOUSNESS

The article analyzes the results of the study of specificity of self-attitude of intellectually gifted pupils and its interconnection with the components of self-consciousness of a person. The empirical research uses a set of methods meant to identify intellectual giftedness and the study of self-attitude of intellectually gifted and average adolescents at the conscious and subconscious levels, and the study of indicators of self-consciousness of the pupils under test. In the course of the research it has been found that intellectually gifted pupils have higher self-respect and self-understanding on the conscious level of self-attitude and, however, their level of self-blame is also higher, and on an unconscious level a lower level of self-acceptance. Intellectually gifted boys have higher auto-sympathy than intellectually gifted girls do, and higher indicators of self-respect than their peers. The self-attitude of intellectually gifted pupils compared to averagely gifted ones often has a conflict nature; it mostly refers to intellectually gifted girls. Self-consciousness of intellectually gifted pupils with a positive character of self-attitude has qualitative differences from the consciousness of the gifted pupils with a conflict character of self-attitude: intellectually gifted senior secondary school pupils with conflict self-attitude have lower indicators of aspiration level, their self-image is more controversial, the level of tension of psychological protection is higher, their self-esteem is of a protective nature and is in most cases inadequate. The revealed differences suggest that the nature of personal self-attitude interrelates with the components of self-consciousness of intellectually gifted pupils. The obtained results can be used for the preparation of scientific-methods materials for work with gifted children.

Текст научной работы на тему «Специфика характера самоотношения интеллектуально одаренных учащихся и его взаимосвязь с составляющими самосознания личности»

УДК 37.015.3

ББК 88.6 ГСНТИ 15.31.31 Код ВАК 19.00.07

Семенова Анастасия Анатольевна,

заместитель директора по инновационному развитию и связям с общественностью, Новороссийский филиал ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»; 353920, г. Новороссийск, ул. Куникова, 476; e-mail: [email protected].

СПЕЦИФИКА ХАРАКТЕРА САМООТНОШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С СОСТАВЛЯЮЩИМИ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самоотношение личности; самосознание личности; характер самоотношения личности; позитивный характер самоотношения личности; конфликтный характер самоотношения личности; составляющие самосознания личности; Я-образ; интеллектуальная одаренность; интеллектуально одаренные учащиеся.

АННОТАЦИЯ. В статье анализируются результаты изучения специфики самоотношения интеллектуально одаренных учащихся и его взаимосвязи с составляющими самосознания личности. В ходе эмпирического исследования применялся комплекс методик, направленных на идентификацию интеллектуальной одаренности и изучение самоотношения личности интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков на сознательном и бессознательном уровнях, а также изучение показателей самосознания испытуемых. В ходе исследования было установлено, что на сознательном уровне самоотношения интеллектуально одаренные школьники имеют более высокое самоуважение, самопонимание, однако и более высокое самообвинение, а на бессознательном уровне - более низкий уровень самоприятия. Интеллектуально одаренные мальчики имеют более высокую аутосимпатию, чем одаренные девочки, и более высокие, чем их сверстники, показатели самоуважения личности. Самоотношение интеллектуально одаренных учащихся по сравнению со среднеинтеллектуальными чаще имеет конфликтный характер, в большей степени это относится к одаренным девочкам. Самосознание интеллектуально одаренных учащихся с позитивным характером самоотношения имеет качественные отличия от самосознания одаренных испытуемых с конфликтным характером самоотношения: интеллектуально одаренные старшеклассники с конфликтным самоотношением имеют более низкие показатели уровня притязаний, их Я-образ является более противоречивым, уровень напряженности психологических защит является более высоким, самооценка носит защитный характер и является в большинстве случаев неадекватной. Выявленные различия позволяют утверждать, что характер самоотношения личности взаимосвязан с составляющими самосознания интеллектуально одаренных учащихся. Полученные результаты могут быть использованы при подготовке научно-методических материалов по работе с одаренными детьми.

Semenova Anastasiya Anatol'evna,

Deputy Director for Innovative Development and Public Relations of Novorossiysk Branch of Pyatigorsk State Linguistic University, Novorossiysk, Russia.

THE SPECIFIC NATURE OF SELF-ATTITUDE OF INTELLECTUALLY GIFTED PUPILS AND ITS INTERCONNECTION WITH THE COMPONENTS OF PERSON'S SELF-CONSCIOUSNESS

KEYWORDS: person's self-attitude; person's self-consciousness; nature of self-identity; positive nature of individual's self-attitude; conflict nature of person's self-attitude; components of self-consciousness; intellectual giftedness; intellectually gifted pupils.

ABSTRACT. The article analyzes the results of the study of specificity of self-attitude of intellectually gifted pupils and its interconnection with the components of self-consciousness of a person. The empirical research uses a set of methods meant to identify intellectual giftedness and the study of self-attitude of intellectually gifted and average adolescents at the conscious and subconscious levels, and the study of indicators of self-consciousness of the pupils under test. In the course of the research it has been found that intellectually gifted pupils have higher self-respect and self-understanding on the conscious level of self-attitude and, however, their level of self-blame is also higher, and on an unconscious level -a lower level of self-acceptance. Intellectually gifted boys have higher auto-sympathy than intellectually gifted girls do, and higher indicators of self-respect than their peers. The self-attitude of intellectually gifted pupils compared to averagely gifted ones often has a conflict nature; it mostly refers to intellectually gifted girls. Self-consciousness of intellectually gifted pupils with a positive character of self-attitude has qualitative differences from the consciousness of the gifted pupils with a conflict character of self-attitude: intellectually gifted senior secondary school pupils with conflict self-attitude have lower indicators of aspiration level, their self-image is more controversial, the level of tension of psychological protection is higher, their self-esteem is of a protective nature and is in most cases inadequate. The revealed differences suggest that the nature of personal self-attitude interrelates with the components of self-consciousness of intellectually gifted pupils. The obtained results can be used for the preparation of scientific-methods materials for work with gifted children.

В настоящее время в отечественной и з арубежной психологической науке значительно усилился интерес к изучению проблемы детской одаренности, поскольку реализация интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей имеет не только личностный, но и социальный смысл. Поиск адекватных способов идентификации одаренных и талантливых детей, создание для них оптимальных условий воспитания и обучения рассматривается сегодня в качестве важнейшей стратегической национальной задачи. Самоотношение одаренной личности рассматривается исследователями как важнейшее условие реализации интеллектуального потенциала. Позитивное самоотношение в современной психологической науке также рассматривается в качестве ведущего компонента психологического здоровья. Вместе с тем, анализ основополагающих исследований по проблеме психологических особенностей одаренной личности показывает, что проблема самоотношения личности одаренных детей в настоящее время является недостаточно разработанной, накопленные данные имеют разрозненный и противоречивый характер [1; 2; 5; 7; 8; 10; 11].

Цель представленного в статье исследования состояла в выявлении специфики характера самоотношения интеллектуально одаренных учащихся и его взаимосвязи с составляющими самосознания личности.

Мы рассматриваем самосознание как сложно структурированное многоуровневое динамическое образование, составляющие которого различаются неодинаковой степенью осознанности, обобщенности, соотношения рационального и эмоционального [15; 16]. При определении методологического подхода к изучению этого сложного феномена, на наш взгляд, целесообразно выделять в его структуре такие значимые составляющие, как Я-концепция, самоотношение, самооценка, уровень притязаний, психологические защиты личности и локус контроля.

Самоотношение понимается нами как сложно структурированная двухуровневая динамическая эмоционально-оценочная подсистема самосознания, отражающая эмоциональную позицию личности по отношению к себе [9]. В структуре самоотношения мы, вслед за В. В. Столиным [15] и С. Р. Пантилеевым [9], выделяем аффективный и когнитивный компоненты, функционирующие на сознательном и бессознательном уровнях психики. Бессознательный уровень самоотношения формируется в возрастной период до 6-ти лет, его содержанием является интериоризированный

инактуальный эмоциональный опыт, который ребенок приобретает в процессе общения со значимыми людьми. Сознательный уровень самоотношения начинает формироваться позже. Подростковый возраст является периодом формирования нового уровня самосознания, вызывающего качественную перестройку личности. В частности, на основе самооценки достижений, значимых мотивов и целей, мнений окружающих и самоэффективности развивается самоуважении и другие аспекты когнитивного компонента самоотношения, в то время как его аффективный компонент является неаддитивным. Содержание бессознательного уровня самоотношения продолжает влиять на жизнь человека, но так и остается неосознанным [14; 15; 16].

В структуру аффективного компонента самоотношения нами включаются аутосим-патия, самоприятие, самоуничижение. Под характером самоотношения мы, вслед за Т. А. Климонтовой, понимаем соответствие содержания различных составляющих его аффективного компонента на сознательном и бессознательном уровнях [4].

Основываясь на классификации видов самоотношения В. В. Столина [15], мы выделяем позитивный, негативный и конфликтный характер самоотношения личности. Под позитивным характером самоотношения нами понимается согласованность содержания аффективного компонента отношения к себе на сознательном и бессознательном уровнях. Позитивный характер самоотношения предполагает самоприятие, любовь, симпатию личности к себе, отсутствие реакций самоуничижения как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Противоположные характеристики характеризуют негативный характер самоотношения.

Под конфликтным характером самоотношения в данном исследовании понимается противоречие содержания его аффективного компонента на сознательном и бессознательном уровнях. Индикатором конфликтного характера самоотношения выступают негативные эмоции в адрес «Я» субъекта на бессознательном уровне и позитивные эмоции о себе, представленные на сознательном уровне (или наоборот). Конфликтный характер самоотношения личности предполагает, например, неприятие себя на сознательном и бессознательном уровнях при выраженной симпатии личности к себе и реакциях самоуничижения на сознательном уровне; или неприятие личностью себя на бессознательном уровне, антипатию, но при этом выраженное принятие и самоуничижение на сознательном уровне (возможны и другие варианты).

© Семенова А. А., 2016

В понимании природы интеллектуальной одаренности нам близки взгляды представителей личностного подхода к изучению одаренности, согласно которым интеллектуальная одаренность является сложным психологическим образованием, включающим в себя многие аспекты личностного развития; реализация индивидуальности одаренной личности определяется личностными факторами, важнейшим из которых является самооотношение [5; 6; 10; 11; 17].

Несмотря на значимость изучения самоотношения данной категории детей было установлено, что накопленные данные о специфике самоотношения одаренной личности имеют разрозненный и противоречивый характер. Так, самоотношение одаренных детей рассматривается с различных точек зрения: как в целом позитивное и достаточно устойчивое; как негативное; как неустойчивое и внутренне противоречивое и т.д. [1; 3; 6; 8; 10; 11].

В ходе эмпирического исследования применялся комплекс методик, направленных на идентификацию интеллектуальной одаренности и изучение самоотношения личности интеллектуально одаренных и среднеинтеллектуальных подростков на сознательном и бессознательном уровнях, и также изучение показателей самосознания испытуемых. Диагностика интеллектуальной одаренности осуществлялась с помощью теста интеллекта Р. Кеттелла, адаптированного варианта набора креативных тестов Ф. Вильямса (САР) в обработке Е. Е. Туник, «Шкалы рейтинга поведенческих характеристик» Дж. Рензулли и метода наблюдения. Изучение особенностей самоотношения личности проводилось с помощью теста-опросника самоотношения В. В. Столина -С. Р. Пантилеева и проективной методики «Косвенного исследования структуры самооценки» Е. Т. Соколовой, Е. О. Федотовой. Для изучения Я-концепции использовалась методика «Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партланда; уровень притязаний изучался методикой «Уровень притязаний» Л. В. Бороздиной; для изучения локуса контроля использовалась методика «Уровень субъективного контроля» Е. Ф. Бажина, самооценка изучалась с помощью методики «Самооценка» Б. А. Сосновского, а психологические защиты личности - методики «Индекс жизненного стиля» Р. Плучека, Г. Келлермана и Г. Конте. В процессе обработки результатов применялись методы вариационной статистики. Психологическим обследованием было охвачено 850 учащихся, из них в выборку одаренных старшеклассников вошло 56 человек. Средний возраст испытуемых составил 14,5 лет.

Как показал анализ результатов иссле-

дования, интеллектуально одаренные учащиеся имеют достаточно высокие показатели глобального самоотношения (высокий уровень - 60%, низкий уровень - 16%), самоуважения (соответственно 63% и 13%), самоинтереса (39% и 11%), что свидетельствует о вере в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, положительной оценке своих возможностей, способности контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, интересе к собственным мыслям и чувствам, готовности общаться с собой «на равных». Можно предположить, что этому способствуют успешность выполнения различных видов деятельности и обусловленные этим позитивные оценки окружающих. Также интеллектуально одаренные старшеклассники имеют высокие показатели самопонимания (высокий уровень - 42%, низкий уровень -11%), то есть высокий уровень понимания своего внутреннего мира, причин своего поведения. В то же время интеллектуально одаренные испытуемые имеют достаточно высокие показатели самообвинения личности (40% и 13% соответственно), что указывает на склонность ставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки.

Показатели аутосимпатии, самоуверенности, саморуководства, самоприятия находятся на уровне средних значений. Для большого количества одаренных школьников (48%) характерным является низкий уровень по такому аспекту самоотношения, как ожидаемое отношение от других, что свидетельствует об ожидании негативного отношения со стороны других людей, неуверенности подростков в том, их личность и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание и т.д., убежденность в обратном.

По данным проективной методики КИСС, позволяющей избежать феноменов социальной желательности и диагностировать отношение к себе на бессознательном уровне, 32% интеллектуально одаренных испытуемых имеют низкий уровень самоприятия собственной личности, что свидетельствует о недооценке своего духовного Я, потере интереса к своему внутреннему миру, неудовлетворенности собой и непринятии себя. Количество одаренных учащихся, продемонстрировавших средние показатели, составило 39%, высокий уровень самоприятия имеют 29% испытуемых, для них характерны симпатия к себе, принятие себя такими, какие есть, согласие со своими внутренними побуждениями, дружеское отношение к себе и ожидание подобного отношения со стороны других людей.

Были выявлены статистически значимые различия в содержании самоотноше-

ния интеллектуально одаренных и средне-интеллектуальных учащихся. На сознательном уровне самоотношения интеллектуально одаренные испытуемые имеют более высокое самоуважение (р<о,ооз), самопонимание (р<0,002), однако и более высокое самообвинение (р<0,037).

Сравнительный анализ показателей самоотношения на бессознательном уровне свидетельствует, что самоотношение интеллектуально одаренных и среднеинтеллекту-альных учащихся на сознательном и бессознательном уровнях статистически достоверно различается. Так, в группе интеллектуально одаренных старшеклассников большее количество (32%) испытуемых имеет низкий уровень самоприятия собственной личности, в то время такой уровень самоприятия имеют 16% среднеинтеллектуальных школьников. Индивидуальные показатели самоприятия одаренных подростков вариативны (стандартное отклонение 1,95), менее сгруппированы вокруг средних показателей и чаще принимают полярные значения.

Таким образом, в ходе исследования было установлено, что интеллектуально одаренные школьники отличаются большей самопоследовательностью, верой в свои способности, относятся к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать; лучше понимают свои мысли и чувства, мотивы поступков и личностные свойства; вместе с тем, одаренным подросткам более свойственны интрапунитивные реакции, готовность поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. Этому способствует высокая степень интернальности. Также одаренным более свойственна недооценка своего Я, непринятие себя, чем среднеинтеллектуаль-ным испытуемым.

В ходе эмпирического исследования характер самоотношения был операциона-лизирован следующим образом. При выделении характера сопоставляются показатели по шкалам «аутосимпатия», «самоприятие», «самообвинение» опросника

B. В. Столина - С. Р. Пантилеева, позволяющего диагностировать осознанный уровень отношения к себе, с показателями «самоприятия» по проективной методике «КИСС», позволяющей диагностировать бессознательный уровень самоотношения. Позитивный характер самоотношения предполагает высокие показатели по шкалам «аутосимпатия», «самоприятие», высокие показатели по методике «КИСС» а также низкие показатели по шкале «самообвинение» опросника В.В.Столина -

C. Р. Пантилеева. Конфликтный характер самоотношения, напротив, выражается в

несогласованности показателей аффективного компонента самоотношения по данным опросника и проективной методики.

В ходе исследования было установлено, что самоотношение интеллектуально одаренных учащихся по сравнению со средне-интеллектуальными чаще имеет конфликтный характер. Так, 49% одаренных испытуемых имеют конфликтный характер самоотношения (соответственно 51% испытуемых имеет позитивный характер самоотношения, школьников с негативным характером самоотношения в данном исследовании выявлено не было), в то время как среди среднеинтеллектуальных такой характер самоотношения имеют лишь 21% школьников. В случае конфликтного характера самоотношения, то есть когда содержание самоотношения на сознательном и бессознательном уровне не согласуются между собой, в нормальных условиях жизнедеятельности личность позиционирует себя в целом позитивно и по отношению к другим людям, и по отношению к себе. Но в стрессовых, конфликтных ситуациях на фоне демонстрируемого самоприятия характерными для человека с конфликтным характером самоотношения являются отрицательные эмоции в адрес своего «Я», реакции самообвинения, самоприговоры и т.д. Таким образом, конфликтный характер самоотношения, характерный для большого количества интеллектуально одаренных учащихся, является показателем их личностного неблагополучия.

Изучение половых различий самоотношения показало, что на сознательном уровне интеллектуально одаренные мальчики имеют более высокую аутосимпатию (одобрения себя в целом, доверия себе, согласия со своими внутренними побуждениями), чем одаренные девочки. Интеллектуально одаренные мальчики имеют более высокие, чем их сверстники, показатели самоуважения личности, то есть отличаются большей верой в свои силы, способности, самостоятельность, более самопоследова-тельны. Конфликтный характер самоотношения присущ в большей степени одаренным девочкам.

Принимая во внимание взгляды И. И. Чесноковой [16], В. В. Столина [15], С. Р. Пантилеева [9] о самоотношении как одном из фундаментальных свойств личности, значительно влияющих на формирование содержательной структуры и формы проявления целой системы других психических особенностей и качеств, мы предположили, что характер самоотношения личности интеллектуально одаренных учащихся является ведущим компонентом, связанным с Я-концепцией, самооценкой, уровнем

притязаний, локусом контроля, механизмами психологической защиты личности в структуре самосознания личности интеллектуально одаренных школьников.

В ходе исследования было установлено, что самосознание интеллектуально одаренных учащихся с позитивным характером самоотношения имеет качественные отличия от самосознания одаренных школьников с конфликтным характером самоотношения. Так, в группе интеллектуально одаренных старшеклассников с позитивным характером самоотношения уровень притязаний является преимущественно высоким (31%) и нереалистично высоким (24%). В то же время в группе одаренных учащихся с конфликтным характером самоотношения, напротив, не наблюдается нереалистично высокого уровня притязаний, уровень притязаний является преимущественно низким (10%), нереалистично низким (35%) и умеренным (35%). Таким образом, одаренные школьники с позитивным характером самоотношения имеют более высокий уровень притязаний (р <0,045), чем учащиеся с конфликтным характером самоотношения, то есть они считают себя способными к достижению целей более высокой степени сложности, отличаются уверенностью, настойчивостью, большей продуктивностью. Можно предположить, что позитивное самоотношение активизирует стремление интеллектуально одаренных к достижению трудных целей. Конфликтное самоотношение, напротив, блокирует веру в свои силы и способности, и, как следствие, одаренный школьник с конфликтным самоотношением может недостаточно реализовать свои потенциальные способности. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями учащегося ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. п.

Я-концепция интеллектуально одаренных старшеклассников с конфликтным характером самоотношения является более противоречивой (р<0,001), что свидетельствует о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, отражает тенденцию к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающих на общем эмоциональном фоне конфликтного отношения к себе. Так, в данной группе противоречивую Я-концепцию имеют 59% одаренных школьников, в то время как у одаренных старшеклассников с позитивным характером самоотношения противоречивая Я-концепция характерна лишь для 13% испытуемых. При этом часть школьников, испытывая неоднозначные чувства по отношению к своему «Я», при самоотчете стремится

показать позитивное отношение, рационализирует те противоречия, которые реально существуют, по отношению к себе. Этому способствуют неординарные интеллектуальные способности, склонность к использованию психологической защиты рационализации, феномены социальной желательности и высокий уровень самопонимания.

Самооценка одаренных школьников, положительно относящихся к себе, является преимущественно адекватной (78%), вместе с тем 67% учащихся с конфликтным самоотношением имеют неадекватную самооценку, из них 25% - заниженную и 42% -завышенную самооценку. Таким образом, более адекватная самооценка одаренных с позитивным характером самоотношения (р<0,001) указывает на более высокую степень гармоничности самосознания и личности в целом и позволяет строить более точные и более выполнимые планы, стремиться к более осуществимым целям и желаниям. Сравнительный анализ напряженности психологических защит личности одаренных старшеклассников выделенных групп позволяет предположить, что завышенная самооценка в данном случае носит защитный характер.

Уровень напряженности психологических защит интеллектуально одаренных учащихся с конфликтным характером самоотношения является более высоким (р<0,003), чем у одаренных с позитивным характером самоотношения, это указывает на то, что конфликтное отношение, являясь болезненным для школьника, способствует тому, что психологические защиты используются сверхинтенсивно, при этом не создается новых конструктивных способов поведения и не решаются проблемы, из-за которых возникли переживания, большое количество психической энергии тратится на работу психологической защиты, что в конечном итоге может привести к искажению личностного развития.

Эти результаты согласуются с исследованиями других авторов, так, Т. Шибутани указывает, что, когда человек не может принимать себя таким, каков он есть на самом деле, основные усилия направляются скорее на самозащиту, чем на самопознание. Самосознание личности одаренных подростков является более дифференцированным и тонким, соответственно труднее становится поддержание согласованности и устойчивости «Я» [17]. Соколова Е. Т отмечает, что страх потери самоидентичности порождает разнообразные стратегии защиты и утверждения привычно сложившегося образа «Я». Действие механизмов психологической защиты обеспечивает сохранение позитивного самоотношения [14].

Основными видами психологических защит личности, используемыми испытуемыми данной группы, являются регрессия (50%) и проекция (34%). В группе одаренных с позитивным самоотношением чаще используются рационализация (39%), регрессия (29%) и проекция (20%). Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся с позитивным самоотношением чаще используют психологическую защиту рационализацию, а испытуемые с конфликтным самоотношением - регрессию.

Статистически значимых отличий не выявлено по локусу контроля, интеллектуально одаренные старшеклассники независимо от характера самоотношения характеризуются высокой степенью интернальности.

Таким образом, можно сделать вывод, что самосознание интеллектуально одаренных учащихся с позитивным характером самоотношения имеет статистически достоверные различия с самосознанием одаренных испытуемых с конфликтным характером самоотношения. Интеллектуально одаренные старшеклассники с конфликтным самоотношением имеют более низкие показатели уровня притязаний, их Я-образ является более противоречивым, уровень на-

пряженности психологических защит - более высоким, самооценка носит защитный характер и является в большинстве случаев неадекватной.

Выявленные различия позволяют утверждать, что характер самоотношения личности взаимосвязан с составляющими самосознания интеллектуально одаренных учащихся, такими как уровень напряженности психологических защит личности, уровень притязаний, самооценка и Я -концепция. Наличие данных взаимосвязей позволяет предположить, что характер самоотношения личности оказывает влияние на составляющие самосознания личности интеллектуально одаренных школьников. В проведенном автором экспериментальном исследовании это предположение нашло свое подтверждение [12; 13].

Все вышесказанное определяет необходимость организации целенаправленной психологической работы, направленной на развитие позитивного характера самоотношения интеллектуально одаренных учащихся, в основу которой будет положена гармонизация содержания отношения личности к себе на сознательном и бессознательном уровнях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабаева Ю. Д. Особенности развития эмоциональной сферы одаренных детей и подростков // Одаренный ребенок. 2003. № 1. С. 6-24.

2. Богоявленская Д. Б. Природа детской одаренности // Одаренный ребенок. 2002. № 1. С. 6-13.

3. Дубровина С. В. Психические состояния и их особенности у учащихся с явной и скрытой формами интеллектуальной одаренности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 125. С. 27-31.

4. Климонтова Т. А. Самоотношение и его влияние на положение интеллектуально одаренных подростков в учебной группе : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2003.

5. Ларионова Л. И. Научно-теоретические и методологические основы изучения интеллектуальной

6. Ларионова Л. И. Особенности развития одаренных детей в условиях современной семьи и коллектива. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2000.

7. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М. : Академия, 2001.

8. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М. : Прогресс, 1991.

9. Пантилеев С. Р. Самосознание как эмоционально - оценочная система. М. : Издательство МГУ, 1991.

10. Психология одаренности детей и подростков : учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др.; Под ред. Н. С. Лейтеса. М. : Академия, 2000.

11. Рабочая концепция одаренности. М. : ИЧП Изд-во Магистр, 1998.

12. Семенова А. А. Самосознание личности и его особенности у интеллектуально одаренных подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Научный журнал. Аспирантские тетради: Педагогика и психология, теория и методика обучения. 2007. № 17 (43). Часть II. С. 203-207.

13. Семенова А. А. Развитие самоотношения личности интеллектуально одаренных подростков // Психология детской одаренности и творческих способностей / Под ред Л. И. Ларионовой. Иркутск : ВСГАО, 2009. Часть II. С. 363-430.

14. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М. : Изд-во МГУ, 1989.

15. Столин В. В. Самосознание личности. М. : Изд-во МГУ, 1983.

16. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М. : Наука, 1977.

17. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов на/Д : Феникс, 1998.

18. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск : Изд-во Том. ун-та. М. : Барс, 1997.

LITERATURA

1. Babaeva Yu. D. Osobennosti razvitiya emotsional'noy sfery odarennykh detey i podrostkov // Odarennyy rebenok. 2003. № 1. S. 6-24.

2. Bogoyavlenskaya D. B. Priroda detskoy odarennosti // Odarennyy rebenok. 2002. № 1. S. 6-13.

3. Dubrovina S. V. Psikhicheskie sostoyaniya i ikh osobennosti u uchashchikhsya s yavnoy i skrytoy formami intellektual'noy odarennosti // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2010. № 125. S. 27-31.

4. Klimontova T. A. Samootnoshenie i ego vliyanie na polozhenie intellektual'no odarennykh podrostkov v uchebnoy gruppe : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Irkutsk, 2003.

5. Larionova L. I. Nauchno-teoreticheskie i metodologicheskie osnovy izucheniya intellektual'noy

6. Larionova L. I. Osobennosti razvitiya odarennykh detey v usloviyakh sovremennoy sem'i i kollektiva. Irkutsk : Izd-vo Irkut. gos. ped. un-ta, 2000.

7. Leytes N. S. Vozrastnaya odarennost' shkol'nikov. M. : Akademiya, 2001.

8. Odarennye deti: Per. s angl. / Obshch. red. G. V. Burmenskoy i V. M. Slutskogo. M. : Progress, 1991.

9. Pantileev S. R. Samosoznanie kak emotsional'no - otsenochnaya sistema. M. : Izdatel'stvo MGU, 1991.

10. Psikhologiya odarennosti detey i podrostkov : uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedeniy / Yu. D. Babaeva, N. S. Leytes, T. M. Maryutina i dr.; Pod red. N. S. Leytesa. M. : Akademiya, 2000.

11. Rabochaya kontseptsiya odarennosti. M. : IChP Izd-vo Magistr, 1998.

12. Semenova A. A. Samosoznanie lichnosti i ego osobennosti u intellektual'no odarennykh podrostkov // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. Nauchnyy zhurnal. Aspirantskie tetradi: Pedagogika i psikhologiya, teoriya i metodika obucheniya. 2007. № 17 (43). Chast' II. S. 203-207.

13. Semenova A. A. Razvitie samootnosheniya lichnosti intellektual'no odarennykh podrostkov // Psikhologiya detskoy odarennosti i tvorcheskikh sposobnostey / Pod red L. I. Larionovoy. Irkutsk : VSGAO, 2009. Chast' II. S. 363-430.

14. Sokolova E. T. Samosoznanie i samootsenka pri anomaliyakh lichnosti. M. : Izd-vo MGU, 1989.

15. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti. M. : Izd-vo MGU, 1983.

16. Chesnokova I. I. Problema samosoznaniya v psikhologii. M. : Nauka, 1977.

17. Shibutani T. Sotsial'naya psikhologiya. Rostov na/D : Feniks, 1998.

18. Kholodnaya M. A. Psikhologiya intellekta: paradoksy issledovaniya. Tomsk : Izd-vo Tom. un-ta. M. : Bars, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.