Научная статья на тему 'Физическое я как объект исследования в структуре самоотношения личности в юношеском возрасте'

Физическое я как объект исследования в структуре самоотношения личности в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
667
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ Я / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / SELF-ATTITUDE OF PERSONALITY / PHYSICAL SELF / YOUTHFUL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова Марина Анатольевна, Михайлик Елена Владимировна

В статье рассматривается значимость развития самоотношения личности в юношеском возрасте. Подчеркивается необходимость изучения физического Я в структуре самоотношения личности в юношеском возрасте. А также представлены экспериментальные данные по этому вопросу. Показано, что самоотношение личности и физическое Я старшеклассников представлено аффективным компонентом и когнитивным компонентом. Также была выявлена взаимосвязь самоотношения и физического Я личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL SELF AS OBJECT OF RESEARCH IN STRUCTURE OF THE SELF-ATTITUDE OF THE PERSONALITY AT YOUTHFUL AGE

This article viewed physical self in self-attitude of personality atyouthful age. Youthful age is presented in the article as the age where emotional distress in relation to his "I" is increasingly becoming a conscious character, and along with the cognitive self-perception are the significant correlates of behavior. Information referred to in article underlines the importance of focused work on the harmonization in self-attitude of personality within the framework of psychological and pedagogical support in youthful age. It also provides statistics (correlation analysis of parameters by Spearman rank correlation) that show the features of personality development atyouthful age.

Текст научной работы на тему «Физическое я как объект исследования в структуре самоотношения личности в юношеском возрасте»

УДК 159.9.072

М.А. Романова, Е.В. Михайлик

ФИЗИЧЕСКОЕ Я КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ САМООТНОШЕНИЯ

ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия

В статье рассматривается значимость развития самоотношения личности в юношеском возрасте. Подчеркивается необходимость изучения физического Я в структуре самоотношения личности в юношеском возрасте. А также представлены экспериментальные данные по этому вопросу. Показано, что самоотношение личности и физическое Я старшеклассников представлено аффективным компонентом и когнитивным компонентом. Также была выявлена взаимосвязь самоотношения и физического Я личности. Ключевые слова: самоотношение личности, физическое Я, юношеский возраст

PHYSICAL SELF AS OBJECT OF RESEARCH IN STRUCTURE OF THE SELF-ATTITUDE OF THE PERSONALITY AT YOUTHFUL AGE

M.A. Romanova, E.V. Mikhaylik

Irkutsk State University, Irkutsk, Russia

This article viewed physical self in self-attitude of personality atyouthful age. Youthful age is presented in the article as the age where emotional distress in relation to his "I" is increasingly becoming a conscious character, and along with the cognitive self-perception are the significant correlates of behavior. Information referred to in article underlines the importance of focused work on the harmonization in self-attitude of personality within the framework of psychological and pedagogical support in youthful age. It also provides statistics (correlation analysis of parameters by Spearman rank correlation) that show the features of personality development atyouthful age. Key words: self-attitude of personality, physical self, youthful age

Цель работы: изучение физического Я в структуре самоотношения личности в юношеском возрасте

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

При решении задач, поставленных в исследовании, использовались следующие методы: тестирование и эксперимент. Для диагностики самоотношения личности мы использовали методики «Тест-опросник самоотношения личности» В.В. Столина, С.Р. Пантелеева и методика «Косвенное измерение системы самооценок (КИСС)» Е.Т. Соколовой и Е.О. Федотовой. Для диагностики образа физического Я - методика «Диагностическая процедура для изучения образа тела» А.А. Семенова.

В реалиях современного мира для человека его тело является неотъемлемой частью социального, профессионального и личностного успеха. Особенно важно это в юношеском возрасте, когда успешность зависит от многих факторов. Одним из таких факторов является представление о своем теле. Представление о своем теле влияет на его восприятие и отношение к нему, а также подвергается влиянию со стороны в виде собственных восприятий, переживаний и действий.

Осознание своего физического облика является одним из важных условий для развития личности, которое активно участвует в его формировании и является регулирующим фактором поведения любого человека. Так, например, оценка своей внешности влечет за собой изменение самочувствия и может определять характер взаимоотношений между людьми.

В психологии представление о себе, осознание себя как привлекательного/непривлекательного,

красивого/некрасивого, крепкого/слабого, полного/худого отражено в понятиях «Я-телесное» или «Я-физическое», которое входит в Я-концепцию личности. В осознании своего физического Я решающую роль играют не реальные телесные параметры, а единство восприятия собственного тела и отношения к нему [3].

При осознании собственной внешности человек все чаще обращается к социальному эталону (стереотипам). В целом это вызвано соответствием/несоответствием своих конституциональных характеристик существующему социальному эталону.

Социальные оценки, получаемые в юношеском возрасте от сверстников, членов семьи и других значимых людей влияют на отношение к телу. Эти оценки могут быть прямыми (например, когда ребенка дразнят) или опосредованными (например, ребенок воспитывается в семье, члены которой постоянно выражают обеспокоенность по поводу собственной внешности). Окружающий социум влияет на характер восприятия своей внешности, но наибольшее воздействие оказывает мнение значимых близких людей.

Особенно это важно в юношеском возрасте, когда самоотношение личности находится под влиянием социального окружения (эталонов и стереотипов). Эмоциональные переживания в отношении своего «Я» все чаще приобретают осознанный характер и наряду с когнитивным самовосприятием выступают значимыми коррелятами поведения.

Образ собственного тела, как важная составляющая в структуре самоотношения личности, связана с самочувствием и переживанием человека своей внешности и принятием себя. Чувства и эмоциональные

оценки, которые испытывает человек в отношении своего тела, совпадают с чувствами, которые он испытывает к самому себе в целом как к личности.

Это говорит о необходимости разработки программы, ориентированной на развитие физического Я через самоотношение личности в юношеском возрасте.

Рассмотрим особенности физического Я в структуре самоотношения личности старшеклассника. Нами проводилось исследование на базе МОУ СОШ № 38 г. Иркутска. В исследовании приняло участие 64 среднеинтеллектуальных подростка в возрасте 16-18 лет, полученные результаты представлены ниже.

Проведенный анализ данных по методике исследования самоотношения В.В. Столина - С.Р. Пантиле-ева, позволил диагностировать отношение к себе в юношеском возрасте на сознательном уровне.

Средний уровень (выраженный показатель) преобладает в таких шкалах как: самоинтерес (36 %) и самопринятие (42 %). Такие показатели как интегральная (59 %), самоуважение (44 %), аутосимпатия (45 %), самоинтерес (как установка) (45 %) имеют высокие показатели (ярко выраженный показатель). Низкие показатели (не выраженный показатель) имеют следующие шкалы: отношение от других (73 %), самоуверенность (42 %), отношение других (50 %), самообвинение (56 %), самоопределение (48 %).

Полученные данные по методике можно распределить по компонентам самоотношения: аффективный и когнитивный. В данной выборке аффективный компонент выражен: высоким уровнем аутосим-патии, средним уровнем самопринятия и низким уровнем самообвинения [2]. Когнитивный компонент представлен такими показателями как высокий уровень интегрального чувства, высокий уровень самоуважения, средний уровень самоинтереса и высокий уровень самоинтереса (как установка), низкий уровень ожидания отношения от других, низкий уровень отношения других, низкий уровень самоуверенности, низкий уровень самопоследовательности (саморуководство) и низкий уровень самопонимания [1]. Для изучения физического Я нами была использована «Диагностическая процедура для изучения образа тела» А.А. Семеновой [2].

Анализ данных по диагностической процедуре для изучения образа тела А.А. Семеновой показал, что у 61 % испытуемых содержание когнитивного компонента образа тела характеризуется высоким уровнем. Им свойственна адекватная оценка параметров своего тела, а также удовлетворенность им. В основном привлекательной частью тела считают волосы, глаза и лицо в целом. Оценка внешности в целом характеризуется реалистичными оценками с использованием иррелевантных ответов.

Низкий уровень преобладает у 28 % испытуемых, что говорит о неадекватной оценке параметров своего тела, а также неудовлетворенностью некоторыми параметрами. Практически отсутствуют привлекательные части тела, редко встречается положительная оценка удовлетворенностью ростом. Оценка внешности в целом характеризуется заниженными

оценками, стараются избегать одиночного фотографирования и видят в себе множество изъянов.

Средний уровень имеют 11 % испытуемых. Им свойственна адекватная оценка параметров своего тела, а также частичная удовлетворенность им. В основном привлекательной частью тела считают волосы и руки. Не удовлетворены такими параметрами как рост, вес и грудь. Оценка внешности в целом характеризуется реалистичными оценками, хотя не довольны некоторыми частями своего тела.

Результаты изучения аффективного компонента образа тела по диагностической процедуре для изучения образа тела А.А. Семеновой показали, что 56 % испытуемых имеют высокий уровень оценки аффективного компонента образа тела. Им свойственна удовлетворенность своим телом, иногда встречается нейтральное отношение, чаще всего плечи и шея. Выражают восхищение своим телом, что подкрепляется тщательным уходом за ним. У них наблюдается демонстративность и потребность в признании. Обладают высокой эмоциональностью, рефлексируют собственное состояние. Имеют актуальную потребность в коммуникации.

Среднему уровню (24 %) оценки аффективного компонента образа тела свойственна частичная удовлетворенность своим телом, либо присутствует нейтральное отношение. Выражают восхищение только некоторыми частями тела, например, глаза и волосы. Уход за телом либо тщательный, либо практически отсутствует. Не удовлетворяют такие части тела как нос и грудь. У них наблюдается осознание «телесных» импульсов, стремление их контролировать.

Низкий уровень оценки аффективного компонента присутствует у 20 % испытуемых. Это говорит о неудовлетворенности своими частями тела, чаще всего это грудь и живот. Им не нравится свое тело, в особенности его пропорции, присутствует желание что-то исправлять. Уход за телом чрезмерный, чаще всего под уходом понимают скрытие недостатков. Характеризуются интеллектуальным складом, которым важно получить наиболее общие представления о явлении, так как частности и детали интересуют их фрагментарно и ситуативно, по мере необходимости.

На основе полученных данных мы применили корреляционный анализ параметров методом ранговой корреляции Спирмена (при р < 0,05) для определения взаимосвязи самоотношения и физического Я личности в юношеском возрасте. Полученные результаты представлены в табл. 1.

На основе выявленных взаимосвязей при разработке программы по развитию физического Я мы учитывали следующее:

1. Развитие когнитивного компонента физического Я личности через параметр когнитивного компонента самоотношения личности «отношение от других» и параметр аффективного компонента самоотношения личности «аутосимпатия».

2. Развитие аффективного компонента физического Я личности через аутосимпатию, отношение от других, самопонимание, интегральное чувство, бессознательный уровень самоотношения личности.

Психология

85

Примечание. д - достоверность результатов, н.д. - недостоверность результатов.

Таблица 1

Взаимосвязь показателей самоотношения личности и физического Я в юношеском возрасте

Показатели Физическое Я

Когнитивный образ тела Аффективный образ тела

r Р r Р

Интегральная 0,11 н.д 0,25 д

Самоуважение 0,15 н.д 0,23 н. д.

Аутосимпатия -0,07 н.д 0,15 д

Отношение от других 0,18 д 0,26 д

Самоинтерес 0,17 н.д 0,26 н. д.

Самоуверенность 0,17 н.д 0,03 н. д.

Отношение других 0,13 н.д 0,11 н. д.

Самопринятие 0,08 н.д 0,04 н. д.

Самопоследовательность 0,19 н.д 0,21 н. д.

Самообвинение 0,16 н.д -0,13 н. д.

Самоинтерес (как установка) 0,03 н.д 0,02 н. д.

Самопонимание 0,23 н.д 0,28 д

Полученные результаты использовались при организации целенаправленной работы по гармонизации физического Я личности через развитие позитивного самоотношения личности в рамках психолого-педагогического сопровождения в юношеском возрасте.

ЛИТЕРАТУРА REFERENCES

1. Драндров Г.Л., Сюкиев Д.Н., Румянцева Э.Р. Особенности влияния занятий спортом на формирование позитивной Я-концепции у спортсменов с ограниченными возможностями здоровья // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9. - С. 1840-1843.

Drandrov GL, Syukiyev DN, Rumyantseva ER (2014). Features of influence of sports activities on formation of positive self-concept in athletes with limited health opportunities [Osobennosti vlijanija zanjatij sportom na formirovanie pozitivnoj Ja-koncepcii u sportsmenov

s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja]. Funda-mental'nye issledovanija, 9, 1840-1843.

2. Семенова А.А. Диагностика и развитие самосознания личности: учеб.-метод. пособие. - Иркутск: ВСГАО, 2014. - 460 с.

Semionova AA (2014). Diagnostics and development of consciousness of the personality [Diagnostika i razvitie samosoznanija lichnosti], 460.

3. Черкашина А.Г. Особенности самоотношения к образу физического Я в зависимости от социометрического статуса в процессе формальной и неформальной деятельности // Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2011. - № 1. - С. 143-151.

Cherkashina AG (2011). Features of self-relation to an image of physical I depending on the sociometric status in the course of formal and informal activity [Osobennosti samootnoshenija k obrazu fizicheskogo Ja v zavisimosti ot sociometricheskogo statusa v processe formal'noj i ne-formal'noj dejatel'nosti]. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii, 1, 143-151.

Сведения об авторах Information about the authors

Романова Марина Анатольевна - магистр кафедры психодиагностики и практической психологии, факультет прикладной психологии Педагогического института ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» (664011, Иркутск, ул. Желябова 2; e-mail: KrakazyabraMarishka@yandex.ru)

Romanova Marina Anatolyevna - magister of the Department of Psychological Diagnostics and Applied Psychology, Faculty of Applied Psychology, Pedagogical Institute of Irkutsk State University (664011, Irkutsk, ul. Zhelyabova, 2; e-mail: KrakazyabraMarishka@yandex.ru)

Михайлик Елена Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психодиагностики и практической психологии, факультет прикладной психологии Педагогического института ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» (e-mail: m.e.b.66@mail.ru)

Mikhaylik Elena Vladimirovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychological Diagnostics and Applied Psychology, Faculty of Applied Psychology, Pedagogical Institute of Irkutsk State University (e-mail: m.e.b.66@mail.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.