----------------УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
И.В. ВОИНОВА В.П. НОВИКОВА
статья подготовлена сотрудниками ВосточноСибирской государственной академии образования
E-mail: mail@vsgao.com Тел. (3952) 24 10 97
СВЯЗЬ КОМПОНЕНТОВ САМОСОЗНАНИЯ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ
Приводятся результаты экспериментального исследования связи компонентов самосознания и стрессо-устойчивости у студентов. Выявлено наличие положительной корреляции стрессоустойчивости с такими компонентами самосознания, как самооценка, глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, ожидание положительного отношения от других, самоинтерес, самоуверенность, самопринятие, саморуководство, самопонимание, общая интернальность и интернальность в области достижений и отрицательной корреляции стрессоустойчивости с тревожностью и самообвинением.
Ключевые слова: самосознание, стрессоустойчивость, самооценка, самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, самопринятие, саморуководство, самопонимание, интернальность, тревожность, самообвинение.
Проблема сознания и самосознания личности является одной из центральных для философии, психологии и социологии. Самосознание определяется как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям, выражающимся также в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающих в качестве основания целесообразных действий и поступков [5]. Согласно В.В. Столину, самосознание (образ Я) является систематизированным представлением человека о самом себе, о своих физических, интеллектуальных, волевых, эмоциональных, характерологических и других особенностях [7].
Самосознание формируется в процессе длительного развития индивида, превращения его в самостоятельного субъекта деятельности. Особое значение для становления самосознания и устойчивого образа «Я» имеет юношеский возраст, когда происходит усиление процесса саморефлексии, стремления к самопознанию своей личности, ее самоооценке. Благодаря развитию рефлексии закрепляются и совершенствуются осознаваемые установки личности, которые приобретают мотивирующую силу в организации и самоорганизации поведения юношей. Растет значение влияния собственно личностных сил развития, таких как самоотношение, самопринятие, принятие других, выраженность интернальности в решениях и действиях, усиливается потребность в самовоспитании.
В последние годы в психологической науке и практике особое внимание уделяется проблеме стресса, но, несмотря на значительное количество многоплановых исследований в этой области, мно-
гие авторы отмечают недостаточность разработки данного психофизиологического феномена.
Наша жизнь невозможна без стресса. Стресс необходим для поддержания жизнедеятельности. Однако, если стрессы часты и длительны, они оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость личности. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без особых вредных последствий для деятельности и здоровья. По мнению ученых, стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой. Стрессодоступность, в основном, характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей.
Учебная деятельность студентов, особенно на начальных этапах, связана с большим количеством стрессовых факторов, обусловленных их включением в новую систему обучения и новую социальную среду. К таким факторам относятся: интенсивная учебная нагрузка, необходимость освоения большого объема информации, отсутствие навыков и умений самостоятельной работы, неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, смена социального окружения, проблемы в социально-бытовом отношении и др. Вероятность возникновения стресса
© И.В. Воинова, В.П. Новикова
^^^ПЕДАГОГИКАИПСИХОЛОГИЯ
во многом зависит от особенностей самосознания студентов и их личностных характеристик.
Все вышеизложенное определило интерес к проблеме стрессоустойчивости студентов с различными характеристиками некоторых компонентов самосознания. Изучению данной проблемы посвящено настоящее исследование.
Работа проводилась на базе Иркутского государственного педагогического университета в 2008-2009 г.г. Общий объем выборки составил 90 студентов.
В экспериментальном исследовании были использованы следующие методики: опросник самоотношения (Столин, Пантилеев) [7], методика исследования самооценки методом ранжирования [4], опросник «Уровень субъективного контроля» (Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М.) [1], методика исследования уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина [6], «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация В. Г. Норакидзе) [2], тест, определяющий вероятность развития стресса (По Т. А. Немчину и Тейлору) [3]. Обработка материалов проводилась с помощью компьютерной программы «Биостатистика».
В результате проведенного исследования установлено, что студенты с высокой стрессоустойчиво-стью отличаются высокой и средней самооценкой, положительным отношением к себе и ожиданием положительного отношения окружающих, высоким
уровнем самопонимания и самоприятия, уверены в себе и считают, что большинство важных событий в их жизни являются результатом собственных действий, что они могут ими управлять, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом, считают, что они сами добились того хорошего, что было и есть в их жизни, не склонны к самообвинению, и, как правило, обладают средней тревожностью. У большинства студентов с низкой стрессоустой-чивостью отмечается заниженная или завышенная самооценка, склонность к самообвинению, ожидание отрицательного отношения окружающих, неуверенность в себе, приписывание своих успехов, достижений и радостей внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей, высокий уровень тревожности.
При обработке полученных результатов с помощью компьютерной программы «Биостатистика» выявлено наличие положительной корреляции стрессоустойчивости с такими компонентами самосознания, как самооценка, глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, ожидание положительного отношения от других, самоинтерес, самоуверенность, самопринятие, саморуководство, самопонимание, общая интернальность и интер-нальность в области достижений. Также выявлено наличие отрицательной корреляции стрессоустой-чивости с тревожностью и самообвинением.
Библиографический список
1. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т.5. №3. С.152-161.
2. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. СПб., 2002. С.126-128
3. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. 224 с.: ил.
4. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. (сост.) Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов: учеб. пособие. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996.
5. Психологический словарь под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М.: Педагогика - Пресс, 2001 г. 440 с.
6. Спилбергер Ч. Рекомендации к использованию методики для диагностики уровня тревожности. Спб., 2003.
7. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
I.V. VOINOVA, V. P. NOVIKOVA
COMMUNICATION OF COMPONENTS OF CONSCIOUSNESS AND RESISTANCE TO STRESS AT STUDENTS
The experimental study results of the links of components of self-comprehension and compliance with the pressures of students are provided below. It was revealed the presence ofa positive correlation of compliance with the pressures with such self-comprehension components as self-appraisal, global self-relation, self-esteem, auto- sympathy, the expectation of a positive attitude from others, self-interest, assertiveness, self-acceptance, self- guidance, self-understanding, internality and a negative correlation of compliance with the pressures with anxiety and self-incrimination.
Key words: self-comprehension, resistance to stress, self-appraisal, self-relation, self-esteem, auto- sympathy, self-acceptance, self- guidance, self-understanding, internality, anxiety, self-incrimination.