Научная статья на тему 'Психологическая структура самоотношения в подростковом и юношеском возрасте'

Психологическая структура самоотношения в подростковом и юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2548
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / САМООЦЕНКА / СТРУКТУРА / СТУДЕНТЫ / ПОДРОСТКИ / ЮНОШИ / SELF-RELATION / REFLECTION / SELF-ASSESSMENT / STRUCTURE / STUDENTS / TEENAGERS / YOUNG MEN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ледовская Татьяна Витальевна

В статье эмпирически доказано, что психологическая структура самоотношения у учащихся юношеского возраста, в сравнении с подростками, сформирована в большей степени, так как уровень развития компонентов и показателей структуры самоотношения выше, чем у учащихся подросткового возраста. Показано, что сформированность и развитие самоотношения на данном возрастном этапе обусловлены средним уровнем развития рефлексивности и высоким уровнем развития самооценки у юношей. Психологическая структура самоотношения у учащихся подросткового возраста начинает формироваться на первом уровне самопознания, где самоотношение возникает как результат сравнения себя с другими. Психологическая структура самоотношения у учащихся юношеского возраста «гибкая», «мобильная», что говорит о сформированной структуре. В юношеском возрасте выявлены ведущие компоненты психологической структуры самоотношения (саморуководство и ожидаемое отношение от других), которые взаимосвязаны с успешностью обучения, а это говорит о том, что в данном возрасте также начинает формироваться профессиональное самоотношение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Psychological Structure of Self-Relation in Teenage And Youthful Age

In the article it is empirically proved that the psychological structure of the self-relation of youthful age pupils in comparison with teenagers is formed in a higher degree, as the level of development of components and indicators of the self-relation structure is higher, than teenage age pupils have. It is shown that the formation and development of the self-relation at this age stage are caused by the average level of reflexivity development and the high level of development of young men’s self-assessment. The psychological structure of the teenage age pupils’ self-relation starts to form at the first level of self-knowledge, where the self-relation arises as a result of comparison with others. The psychological structure of youthful age pupils’ self-relation is «flexible», «mobile», that speaks about the formed structure. The leading components of the psychological structure of the self-relation (self-management and expected relation from others) are revealed at youthful age, which are interconnected with success of training, that says that the professional self-relation also starts to form at this age.

Текст научной работы на тему «Психологическая структура самоотношения в подростковом и юношеском возрасте»

УДК 159.9

Т. В. Ледовская

Психологическая структура самоотношения в подростковом и юношеском возрасте

В статье эмпирически доказано, что психологическая структура самоотношения у учащихся юношеского возраста, в сравнении с подростками, сформирована в большей степени, так как уровень развития компонентов и показателей структуры самоотношения выше, чем у учащихся подросткового возраста. Показано, что сформированность и развитие самоотношения на данном возрастном этапе обусловлены средним уровнем развития рефлексивности и высоким уровнем развития самооценки у юношей. Психологическая структура самоотношения у учащихся подросткового возраста начинает формироваться на первом уровне самопознания, где самоотношение возникает как результат сравнения себя с другими. Психологическая структура самоотношения у учащихся юношеского возраста «гибкая», «мобильная», что говорит о сформированной структуре. В юношеском возрасте выявлены ведущие компоненты психологической структуры самоотношения (саморуководство и ожидаемое отношение от других), которые взаимосвязаны с успешностью обучения, а это говорит о том, что в данном возрасте также начинает формироваться профессиональное самоотношение.

Ключевые слова: самоотношение, рефлексия, самооценка, структура, студенты, подростки, юноши. T. V. Ledovskaya

The Psychological Structure of Self-Relation in Teenage And Youthful Age

In the article it is empirically proved that the psychological structure of the self-relation of youthful age pupils in comparison with teenagers is formed in a higher degree, as the level of development of components and indicators of the self-relation structure is higher, than teenage age pupils have. It is shown that the formation and development of the self-relation at this age stage are caused by the average level of reflexivity development and the high level of development of young men's self-assessment. The psychological structure of the teenage age pupils' self-relation starts to form at the first level of self-knowledge, where the self-relation arises as a result of comparison with others. The psychological structure of youthful age pupils' self-relation is «flexible», «mobile», that speaks about the formed structure. The leading components of the psychological structure of the self-relation (self-management and expected relation from others) are revealed at youthful age, which are interconnected with success of training, that says that the professional self-relation also starts to form at this age.

Keywords: self-relation, reflection, self-assessment, structure, students, teenagers, young men.

Постановка проблемы. В зарубежных и отечественных психологических исследованиях анализ самоотношения производится в связи с отношением человека с окружающей его действительностью, с его образом мира и картиной мира. На протяжении всей истории собственный образ мира выстраивался, обсуждался, раскрывался с различных точек зрения философами и учеными, которые отмечали, что картина субъективного образа мира может позволить лучше понять человека во всех его связях и отношениях с внешней и внутренней средой. Образ собственного внутреннего мира значим для раскрытия проблемы понимания самого себя.

Возрастающий интерес к индивидуальности человека привлекает внимание людей к особенностям личности, к закономерным проявлениям внутреннего мира окружающих [6]. Проблема психологической структуры самоотношения является одной из широко обсуждаемых в рамках зарубежных и отечественных психологических

исследований (Р. Бернс, Д. Дембо, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, М. Розенберг, В. В. Столин, Р. Щавельзон, и др.). Изучение структуры самоотношения, ее развития представляет большой интерес, так как помогает приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.

Отделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа происходит через разграничения в едином процессе самосознания двух сторон [1]:

а) процесса получения знаний о себе и самих этих знаний;

б) процесса самоотношения вместе с более или менее устойчивым отношением к себе как некоторой стабильной характеристикой субъекта.

Самоотношение является сложным личностным образованием, обеспечивающим переживания смысла «Я» личностью.

В отечественной психологии наиболее выработанной является концепция самоотношения, предложенная В. В. Столиным, которая основана

© Ледовская Т. В., 2017

на идеях А. Н. Леонтьева о деятельности, сознании личности, на представлении о личностном смысле как одной из основных «образующих сознания» [3]. Самоотношение понимается как «самоописание, самопознание или комплекс оценок» [5].

Теоретический анализ проблемы показал, что самоотношение предполагает его рассмотрение через представление одновременно на трех уровнях психологического бытия человека: деятельности, личности как субъекта этой деятельности и самосознания как смыслового ядра личности.

А. В. Карпов отмечает, что отношение и самоотношение не могут быть сформированы и развиты без рефлексии, которая, в свою очередь, не способна проявляться как процесс познания себя и окружающего мира без выстраивания отношений человека с ним и самим собой [2]. Поэтому «рефлексия является фактором развития уникальной способности человека к принятию себя и других и основой выработки самоотношения» [2, с. 56]. Рефлексия выступает как способ познания деятельности, отношений в деятельности и себя в ней. В рефлексии как способе познания мира первоочередным шагом является определение своего «Я», своей позиции в рамках выработки отношений к самому себе.

Существует много подходов к определению психологической структуры самоотношения, мы будем рассматривать ее с позиции оригинальной модели В. В. Столина, который характеризует его следующим образом: «Самоотношение описывается как специфическая активность субъекта в адрес своего "Я", состоящая в определенных внутренних действиях, характеризующихся как эмоциональной спецификой, так и предметным содержанием» [5, с. 125]. Основой самоотношения является процесс, в котором собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются личностью по отношению к мотивам, выражавшим потребность в самореализации. Более общими аспектами строения самоотношения являются эмоциональные компоненты - самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, которые образуют эмоциональное пространство, где разворачиваются соответствующие действия [5].

В связи с этим логика психологического анализа особенностей психологической структуры самоотношения у учащихся подросткового и юношеского возраста должна включать решение следующих задач:

— установление особенностей развития компонентов и показателей самоотношения в под-

ростковом и юношеском возрасте;

— определение влияния уровня развития рефлексии и самооценки на самоотношение в подростковом и юношеском возрасте;

— определение уровня сформированности психологической структуры самоотношения в подростковом и юношеском возрасте.

Программа и методы исследования. Выборку исследования составили подростки в возрасте 12-16 лет, юноши 17-18 лет. В исследовании принимали участие 124 респондента: учащиеся 6 класса - 20 человек, 7 класса - 21 человек, 8 класса - 19 человек, 11 класса - 19 человек, 1 курса - 45 человек. С целью решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики: методика определения уровня рефлексивности А. В. Карпова,

B. В. Пономаревой, тест - опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, методика изучения уровня самооценки личности А.

C. Будасси, успешность обучения подростков и юношей (результат представлен в виде среднего арифметического у подростков за полугодие, у юношей - за полугодие и первую сессию). Статистические методы обработки данных: коэффициент корреляции Спирмена, и-критерий Манна-Уитни, качественный анализ полученных результатов [4]. Далее перейдем к анализу полученных результатов.

Анализ результатов исследования

1. На каком уровне развития находятся компоненты самоотношения у учащихся подросткового и юношеского возраста?

В результате эмпирического исследования были обнаружены значимые различия между подростками и юношами в уровне развития компонентов самоотношения: между чувством «за» и «против» собственного «Я» испытуемого, самоуважением, ожидаемым отношением от других, самоинтересом, отношением других, самопринятием, саморуководством, самообвинением, внутренним самоинтересом, самопониманием и между уровнем рефлексивности. Полученные различия показывают, что чувство «за» и «против» собственного «Я», самоуважение, ожидаемое отношение от других, отношение других, самопринятие, саморуководство, самообвинение, внутренний самоинтерес, самопонимание и уровень рефлексивности развиты выше у учащихся юношеского возраста. Самоинтерес развит на одинаковом уровне у учащихся как подросткового возраста, так и юношеского. Полученные ре-

зультаты могут объясняться общим ходом развития личности в онтогенезе: на протяжении жизни человек познает себя и накапливает знания о себе, которые в дальнейшем образуют содержательную часть его представлений о себе. И поскольку эти знания ему интересны, то, что в них раскрывается, становится объектом его оценок, эмоций и предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

2. Как рефлексия и самооценка влияют на самоотношение в подростковом и юношеском возрасте?

У учащихся подросткового возраста было выявлено влияние самооценки на компонент самоотношения чувство «за» и «против» собственного «Я» F = 2,802 при р = 0,004; на самоуважение F = 2,016 при р = 0,038; на ожидаемое отношение от других F = 2,052 при р = 0,035; на внутренний самоинтерес F = 1,889 при р = 0,050; на самопонимание F = 2,171 при р = 0,025. Это говорит о том, что формирование данных аспектов в психологической структуре самоотношения у учащихся подросткового возраста напрямую зависит от уровня самооценки, так как именно она играет важную роль в становлении самоотношения в данный возрастной период. Формирование самооценки у подростков происходит посредством сравнения себя с другими. Влияние рефлексивности в данном возрасте на психологическую структуру самоотношения выявлено не было.

У учащихся юношеского возраста было выявлено влияние рефлексивности на аутосимпатию: F = 1,847 при р = 0,010; на ожидаемое отношение от других: F = 2,392 при р = 0,010; на отношение других: F = 2,411 при р = 0,009; на самопринятие: F = 2,036 при р = 0,029; на самообвинение: F = 2,074 при р = 0,026; на внутренний самоинтерес: F = 1,884 при р = 0,045. Полученные результаты говорят о том, что формирование данных аспектов в психологической структуре самоотношения у учащихся юношеского возраста напрямую зависит от уровня рефлексивности, так как в этот возрастной период происходит развитие самосознания, направленного на самого себя. Рефлексивность, в свою очередь, является основополагающим фактором, влияющим на поведение и деятельность человека в данном возрасте. Влияния самооценки на психологическую структуру самоотношения в данном возрасте выявлено не было.

3. Имеется ли специфика в сформированное™ психологической структуры самоотношения в подростковом и юношеском возрасте?

На этапе корреляционного анализа проверялось наличие статистической связи между компонентами и показателями в психологической структуре самоотношения в подростковом и юношеском возрасте.

Анализируя психологические структуры самоотношения, можно сделать вывод о том, что в подростковом возрасте психологическая структура самоотношения характеризуется избыточным количеством взаимосвязей, то есть развита неадекватно. Можно рассматривать это как результат того, что рефлексивность только начинает формироваться у подростков. Как известно, развитая рефлексия - фундамент адекватного самоотношения, именно поэтому в данный возрастной период психологическая структура самоотношения только начинает формироваться. В связи с этим наблюдается большое количество сильных взаимосвязей среди структурных компонентов и показателей. Поэтому если один из компонентов будет сформирован неправильно или не сформирован вообще, то за этим последует «разрушение» и всех других аспектов структуры.

Таблица 1

Показатели психологической структуры самоотношения у учащихся подросткового и юношеского возраста_

№ Структурные показатели Подростки Юноши

1 Индекс когерентности 166 121

2 Индекс дивергентности 24 25

3 Индекс организованности 142 96

4 Базовые компоненты S - чувство «за» и «против» собственного «Я» испытуемого, I - самоуважение S - чувство «за» и «против» собственного «Я» испытуемого

5 Ведущие компоненты III - ожидаемое отношение от других, 4 - саморуководство

Стоит отметить, что формирование самоотношения осуществляется на двух уровнях самопознания. На первом уровне эмоционально-ценностное самоотношение возникает как результат соотнесения человеком себя с другими

людьми. Итогом являются единичные образы самого себя и своего поведения, которые как бы привязаны к конкретной ситуации. В подростковом возрасте еще нет целостного, истинного понимания себя, связанного с осмыслением своей сущности. Ведущими формами самопознания в рамках сравнения «Я-другой» являются самовосприятие и самонаблюдение. На втором, более зрелом уровне самопознания, который начинается в старшем подростковом возрасте, формирование самоотношения осуществляется в рамках сравнения «Я - Я» посредством внутреннего диалога. Ведущими формами такого самопознания являются самоанализ и самоосмысление.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что психологическая структура у учащихся юношеского возраста гибкая, мобильная. Это говорит об адекватно сформированной структуре. Также появляются ведущие компоненты самоотношения (качества, связанные с успешностью учебной деятельности) -«ожидаемое отношение от других» и «саморуководство», что говорит о формировании профессионального отношения. Профессиональное самоотношение формируется в результате единства и целостности процессов определения социальной идентичности и социально-психологических качеств личности, составляющих психологическое содержание рефлексии. Успешность формирования профессионального самоотношения определяется процессом совместной выработки системы значений, которая соответствует индивидуальному и культурному опыту субъектов, являющихся частью системы, диктующей правила и нормы функционирования с ориентацией на результат деятельности. Развитая рефлексия, в свою очередь, выступает как форма активного личностного переосмысления человеком тех или иных содержаний своего индивидуального сознания, которое обеспечивает успешное осуществление им собственной деятельности.

Мобильность психологической структуры самоотношения в юношеском возрасте может быть связана с кризисом идентичности, где текстура и суть самоотношения могут быть выявлены лишь в контексте реального жизненного взаимодействия субъекта с деятельностью, за которым стоят мотивы, связанные с самоактуализацией субъекта как личности, что соотносится с точкой зрения Д. Б. Бутакова. Он, в свою очередь, отмечал, что «в юношеском возрасте выражение смысла "Я" осуществляется двумя способами - само-

оценкой и эмоционально-ценностным отношением. Самооценка представляет собой самоуважение, чувство компетентности или чувство эффективности. В качестве эмоции самоотношение предстает как симпатия, чувство собственного достоинства, ценности себя. В самооценке оценочным основанием какого-либо суждения являются другие люди. В эмоционально-ценностном отношении оценочный механизм в виде операции социального сравнения и сравнения с нормой заменяется отражением отношений предпочтения внутри системы "Я - Я" и не имеет внешних оценочных оснований (соответственно, меньше зависит от успехов и неуспехов)» [8, с. 39].

На последнем этапе исследования проведен сравнительный анализ структурных компонентов психологической структуры самоотношения в изучаемых выборках. Произведен подсчет индекса когерентности (ИКС), индекса дивергент-ности структуры (ИДС), индекса организованности (ИОС) [2]. В результате анализа мы сделали вывод о сложной психологической структуре самоотношения в подростковом возрасте, где избыточность связей в структуре не означает ее сформированности, так как компоненты и показатели самоотношения выше развиты у учащихся юношеского возраста. Это значит, что, несмотря на большое количество связей, психологическая структура у учащихся подросткового возраста не сформирована, а только лишь начинает формироваться на первом уровне самопознания, где самоотношение возникает как результат сравнения себя с другими. Наблюдается «жесткая» взаимосвязь, аспекты которой зависимы друг от друга. Неразвитость и несформированность психологической структуры самоотношения при наличии большого числа связей объясняется тем, что такие компоненты и показатели самоотношения выше развиты у учащихся юношеского возраста. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что психологическая структура у учащихся юношеского возраста гибкая, мобильная, характеризуется меньшим количеством сильных взаимосвязей (р < 0,001). Это говорит о сформированной структуре. Изменения в структуре могут быть связаны с кризисом идентичности и перестройкой ценностей. Самоотношение осуществляется в рамках сравнения «Я - Я», где ведущими формами выступают самоанализ и самоосмысление.

Резюме

Таким образом, психологическая структура самоотношения у учащихся подросткового и юношеского возраста имеет свои особенности, у подростков она более «жесткая», сложнооргани-зованная, что связано с неразвитостью компонентов и показателей самоотношения. У учащихся юношеского возраста психологическая структура самоотношения более гибкая и мобильная, о чем говорит наличие меньшего количества связей с показателями самоотношения, то есть внешняя сторона самоотношения в данный возрастной период имеет не столь важное значение. Также в юношеском возрасте выявлены ведущие компоненты (саморуководство и ожидаемое отношение от других), которые взаимосвязаны с успешностью обучения, что говорит о том, что в данном возрасте начинает формироваться профессиональное самоотношение. Полу-енные результаты позволили разработать практические рекомендации, направленные на развитие компонентов и показателей самоотношения.

Библиографический список

1. Бутаков, Д. Б. Формирование самоотношения как технология психопрофилактики девиантного поведения в безнадзорной подростковой среде [Текст] : дис. ... канд. псих. наук / Д. Б. Бутаков. - Казань, 2006. - 199 с.

2. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности [Текст] / А. В. Карпов. - М. : Институт психологии РАН, 2004. - 424 с.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

4. Слепко, Ю. Н., Ледовская, Т. В. Анализ данных и интерпретация результатов психологического исследования [Текст] : учебное пособие / Ю. Н. Слепко, Т. В. Ледовская. - Ярославль : Канцлер, 2013. - 136 с.

5. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. - М. : МГУ, 1983. - 288 с.

6. Тарасов, Д. Ю. Формирование самоотношения в юношеском возрасте в процессе межличностного учебно-профессионального общения со сверстниками [Текст] : дис. ... канд. псих. наук / Д. Ю. Тарасов. -Н. Новгород, 2011. - 247 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Butakov, D. B. Formirovanie samootnoshenija kak tehnologija psihoprofilaktiki deviantnogo povedenija v beznadzornoj podrostkovoj srede [Tekst] : dis. ... kand. psih. nauk / D. B. Butakov. - Kazan', 2006. - 199 s.

2. Karpov, A. V. Psihologija refleksivnyh mehaniz-mov dejatel'nosti [Tekst] / A. V Karpov. - M. : Institut psihologii RAN, 2004. - 424 s.

3. Leont'ev, A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Tekst] / A. N. Leont'ev. - M. : Smysl, Akademija, 2005. -352 s.

4. Slepko, Ju. N., Ledovskaja, T. V. Analiz dannyh i interpretacija rezul'tatov psihologicheskogo issledovanija [Tekst] : uchebnoe posobie / Ju. N. Slepko, T. V. Ledovskaja. - Jaroslavl' : Kancler, 2013. - 136 s.

5. Stolin, V V. Samosoznanie lichnosti [Tekst] / V. V Stolin. - M. : MGU, 1983. - 288 s.

6. Tarasov, D. Ju. Formirovanie samootnoshenija v junosheskom vozraste v processe mezhlichnostnogo uchebno-professional'nogo obshhenija so sverstnikami [Tekst] : dis. ... kand. psih. nauk / D. Ju. Tarasov. -N. Novgorod, 2011. - 247 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.