ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
М.А. Рушина, А.В. Орлова
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
В работе представлены результаты исследования, посвященного изучению тендерных особенностей самооценки и самоотношения в юношеском возрасте. Рассмотрена теоретическая база и приведены эмпирические результаты исследования самооценки и самоотношения. Именно в юношеском возрасте происходит качественная перестройка самосознания, когда прежние детские и подростковые представления о себе изменяются и становятся более зрелыми, объективными. Анализ литературных источников показал, что проблема выявления уровня самооценки и самоотношения личности до сих пор остается одной из актуальных и изучаемых; в работе был сделан акцент на тендерных различиях. Выявлено, что когда появились вопросы об изучении самосознания личности, то задача реконструкции онтогенеза сознательного Я решалась путем наблюдения за детьми и с помощью анализа графических изображений и текстов. С 1930-х годов интерес к исследованиям самосознания резко возрос и не спадает до сих пор. Предметом таких исследований, как правило, являются структура и компоненты самосознания, т.е. то, как воспринимает и описывает себя индивид, какие свойства организма и личности он осознает более отчетливо; психические процессы и операции, при помощи которых индивид осознает, оценивает и определяет себя и свое поведение; психологические функции самосознания, т.е. насколько адекватны образ Я и частные самооценки, какую роль они играют в саморегуляции поведения личности.
Ключевые слова: гендер, самооценка, юношеский возраст, самоотношение
Проблема изучения самооценки и самоотношения личности является актуальной, особенно для тех людей, которые сами пытаются повысить свой жизненный уровень и изменить свою самооценку. К настоящему времени исследованы многие вопросы, касающиеся сущности и структуры самосознания. Ряд авторов определяют суть самосознания (Ю.Б. Гиппенрейтер [5], В.В. Столин [18], Л.Д. Сто-ляренко [19]), а также его структуру (А.Б. Орлов [12], Е.Т. Соколова [17] и др.). Большое внимание исследователи уделяют изучению особенностей самосознания в разных возрастах. Р. Бернсом описаны особенности представлений о себе у детей и подростков [4], А.И. Липкиной — у школьников [9], И.С. Коном [6; 7], Ф. Райсом [14] — у старших подростков и юношей.
Помимо определения самосознания «в норме», есть исследования, посвященные нарушениям самосознания (Р. Лэнг [10], Е.О. Федотова [20]) и свойствам самосознания у разных категорий испытуемых (О.М. Анисимова [1], Н.Л. Бело-польская [3] и др.).
Отдельные исследования посвящены частным аспектам самосознания. Во многих работах описывается суть самооценки, ее возникновение и развитие, вы-
деляются типы и виды самооценки (например, Е.Т. Соколова [17]). В других исследованиях основное внимание уделяется самоотношению (Н.И. Сарджвеладзе [15], Р.С. Пантилеев [13]).
Наиболее интересным периодом в развитии самосознания можно считать юношеский возраст. В.С. Мухина описывает юность как «период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации других людей, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе» [11. С. 422].
На основании анализа большого количества исследований мы можем утверждать, что самосознание — это особая форма сознания; это свойство человека осознавать, что он является субъектом деятельности и притом субъектом со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой. Самосознание включает в себя три компонента: когнитивный (образ физического Я), аффективный (эмоционально-ценностное отношение (самооценка)) и поведенческий.
Отметим, что важными структурными компонентами самосознания выступают самооценка и самоотношение. Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка функционирует в разных формах, видах, на разных уровнях организованности как развивающаяся система. Самоотношение как выражение отношения человека к самому себе выполняет функции «зеркала» (отображения себя), самовыражения и самореализации, сохранения внутренней стабильности и континуальности Я, саморегуляции и самоконтроля, психологической защиты, внутреннего диалога. Самосознание не задано от рождения, а развивается постепенно. Ключевым этапом в развитии самосознания является юность. В этот период интенсивно развиваются представления о себе, способность к рефлексии, происходит обособление самооценки от оценок окружающих.
Очень важно, что в юношеском возрасте проявляются гендерные особенности самосознания. Юноши и девушки по-разному оценивают свои коммуникативные качества, компетентность, способности, мотивы, цели, желания.
В эмпирическом исследовании перед нами стояла цель сравнения особенностей самооценки и самоотношения юношей и девушек. В исследовании приняли участие 40 испытуемых в возрасте 15—16 лет, в том числе 20 девушек и 20 юношей.
Для достижения цели исследования использовались методики:
— методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;
— методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева;
— опросник самоуважения М. Розенберга.
Для статистической обработки использовался и-критерий Манна—Уитни.
Полученные результаты представлены в таблице.
Таблица
Проверка достоверности различий изучаемых параметров в группах юношей и девушек при помощи ^критерия Манна—Уитни
Шкалы Значения U-критерия Манна-Уитни Вывод о достоверности различий
Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан
Самооценка 106,0 Различия достоверны, р < 0,01
Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева
Закрытость 175,0 Различия не достоверны, р > 0,05
Самоуверенность 57,0 Различия достоверны, р < 0,01
Саморуководство 117,0 Различия достоверны, р < 0,05
Отраженное самоотношение 107,0 Различия достоверны, р < 0,01
Самоценность 141,5 Различия не достоверны, р > 0,05
Самопринятие 144,5 Различия не достоверны, р > 0,05
Самопривязанность 189,5 Различия не достоверны, р > 0,05
Внутренняя конфликтность 137,0 Различия достоверны, р < 0,05
Самообвинение 104,5 Различия достоверны, р < 0,01
Опросник самоуважения М. Розенберга
Самоуважение 122,0 Различия достоверны, р < 0,01
Самоуничижение 143,5 Различия не достоверны, р > 0,05
Отметим, что самоотношение как выражение отношения человека к самому себе выполняет функции «зеркала» (отображения себя), самовыражения и самореализации, сохранения внутренней стабильности, саморегуляции и самоконтроля, психологической защиты, внутреннего диалога.
Как показало эмпирическое исследование, юноши и девушки различаются по уровню самооценки. Самооценка достоверно выше у юношей. При этом в группе юношей чаще преобладала завышенная самооценка, а в группе девушек — заниженная. Количество испытуемых с адекватной самооценкой в обеих группах было одинаковым.
Также оказалось, что существуют гендерные различия в степени выраженности разных компонентов самосознания. Юноши более уверены в себе, чаще опираются на собственное мнение при принятии решений, уверены в своей способности производить на окружающих благоприятное впечатление, больше уважают себя. Девушки же чаще обвиняют себя, обнаруживают внутренние противоречия и склонны к внутриличностным конфликтам.
На основании проведенного исследования и полученных результатов были сделаны следующие выводы.
1. Юноши и девушки различаются по уровню самооценки. Самооценка достоверно выше у юношей.
2. Существуют достоверные различия в степени выраженности разных компонентов самосознания. Так, у юношей достоверно выше уровень самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения. У девушек достоверно выше уровень внутренней конфликтности и самообвинения.
3. Гендерные различия обнаружены и в отношении самоуважения. Уровень самоуважения у юношей достоверно выше, чем у девушек.
Следовательно, мы можем говорить о том, что юноши и девушки различаются по высоте самооценки, по уровню самоуверенности, саморуководства и самоуважения, по степени выраженности внутренней конфликтности.
Выявленные особенности подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют о том, что самосознание имеет гендерную специфику. Это согласуется с данными отечественных и зарубежных авторов и свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи и поддержки девушкам для повышения самооценки, самоуважения, принятия и признания себя, своих достижений, своей ценности. Подобная психологическая поддержка может быть реализована в психологических центрах, в школах, колледжах, вузах.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Анисимова О. М. Самооценка в структуре личности студента: автореф. дис. ... канд. Л., 1984. 17 с.
[2] Беловол Е. В., Рушина М. А. Психологические особенности одаренности личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2014. № 3. С. 26—34.
[3] Белопольская Н. Л. и др. Самосознание проблемных подростков. М.: ИП РАН. 2007. 332 с.
[4] Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 240 с.
[5] Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: МГУ, 1988. 301 с.
[6] Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 254 с.
[7] Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. 280 с.
[8] Кудинов С.И. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2011. № 2. С. 5—12.
[9] Липкина А. И. Психология самооценки школьника: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. М., 1968. 35 с.
[10] ЛэнгР. Расколотое «Я». М.- СПб.: Лань, 1995. 290 с.
[11] Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. 460 с.
[12] ОрловА.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Логос, 1995. 128 с.
[13] Пантилеев С.Р., Визгина А.В. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 91—100.
[14] Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 624 с.
[15] Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мец-ниереба, 1989. 190 с.
[16] Селиверстова М.А. Возможные пути развития уверенности у различных групп учащихся // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 1. М.: РУДН, 2010. С. 324—327.
[17] Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Просвещение, 1989. 280 с.
[18] Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 286 с.
[19] Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 672 с.
[20] ФедотоваЕ.О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1985.
[21] Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной М.: Просвещение, 1987. 220 с.
PECULIARITIES OF SELF-ESTEEM AND SELF-ATTITUDE
IN ADOLESCENCE
M.A. Rushina, A.V. Orlova
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str, 10/2, Moscow, Russia, 117198
The paper presents the results of the research devoted to the study of gender characteristics of self-esteem and self-attitude in adolescence. Namely, the work considers the theoretical framework of the study and some empirical results of self-assessment and self- attitude. Adolescence was not chosen by chance. It is at this time that there happens a qualitative transformation of consciousness, when the former, children's and adolescents' self-image changes and becomes more mature, objective. The analysis of the literature showed that the problem of identifying the level of self-esteem and self-attitude still remains topical and one of the most studied, especially because the work was focused on gender differences. When there were questions about the study of self-comprehension of the person, the task of reconstruction of the ontogenesis of the conscious self was solved through observing the children and through the analysis of graphic images and texts. Since the 1930s the interest in the study of consciousness has increased dramatically and still has not subsided. As a rule, the subject of such studies are the structure and components of self-consciousness, i.e. how the individual perceives and describes him/herself, what properties of the body and the personality he/she realizes more clearly; mental processes and operations with the help of which the individual realizes, evaluates and defines him/ herself and his/her behavior; the psychological functions of self-consciousness, i.e. how adequate the self-image and personal self-assessment are, what role they play in the self-regulation of behavior.
Key words: gender, self-esteem, adolescence, self-attitude
REFERENCES
[1] Anisimova O.M. Samootsenka v structure lichnosti studenta [Self-esteem in the structure of the individual student]: Doctoral dissertation abstract. Leningrad, 1984, 17 pp.
[2] Belovol E.Y, Rushina M.A. Psihologicheskie osobennosti odarennosti lichnosti [Psychological characteristics of gifted personality]. Vestnik RUDN. Serija: Psikhologija ipedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2014, no3, pp. 26—34.
[3] Belopolskaya N.L. et al. Samosoznanieproblemnikhpodrostkov [Self-awareness of the troubled Teens]. Moscow: IP RAN, 2007, 332 pp.
[4] Berns R. Razvitie YA-konceptsii i vospitanie [The development of self-concept and education]. Moscow: Progress, 1986, 240 pp.
[5] Gippenreiter U.B. Vvedenie v obzhyupsihologiu [Introduction to General psychology]: A course of lectures. Moscow: MSU, 1988, 301 pp.
[6] Kon I.S. Psikhologiya ranneiyunosti [Psychology of early adolescence]. Moscow: Prosvezhenie, 1989, 254 pp.
[7] Kon I.S. Psihologiya starsheklassnika [Psychology of high school student]. Moscow: Prosvezhenie, 1982, 280 pp.
[8] Kudinov S.I. Psihologicheskie predposilki samorealizatsii zhenschin v sovremennoi Rossii [Psychological preconditions of self-realization of women in modern Russia]. Vestnik RUDN. Serija: Psikhologija i pedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2011, no 2, pp. 5—12.
[9] Lipkina A.I. Psikhologiyasamootsenkishkolnika [Psychology student self-assessment]: Summary of the doctoral thesis. Moscow, 1968, 35 pp.
BecTHHK PynH, cepua Педагогика u nсихо^огиn, 2015, № 4
[10] Lieng R. Raskolotoe "Ya" [The Split "I"]. Moscow- St. Petersburg: Lan, 1995, 290 pp.
[11] Mukhina V.S. Vozrastnayapsihologiya [Developmental psychology]. Moscow: Akademiya, 1999, 460 pp.
[ 12] Orlov A.B. Psihologiya lichnosti i suschnosti cheloveka:paradigmi, proektsii, praktiki [Psychology ofpersonality and human nature: paradigms, projections, practice]. Moscow: Logos, 1995, 128 pp.
[13] Pantileev S.R., Vizgina A.V. Proyavlenie lichnostnikh osobennostei v samoopisaniyah muzhchin i zhenschin [The manifestation of personality characteristics of the self-descriptions of men and women]. Voprosypsikhologii [Psychology Issues], 2001, no 3, pp. 91—100.
[ 14] Rais F. Psihologiyapodrostkovogo iyunosheskogo vozrasta [Psychology of adolescence and youth]. St. Petersburg: Piter, 2000, 624 pp.
[15] Sardzheveladze, N.I. Lichnost i ee vzaimodeistvie s socialnoisredoi [Personality and its interaction with the social environment]. Tbilisi: Mecniereba, 1989, 190 pp.
[16] Selivoyrstova M.A. Vozmozhnie puti razvitiya uverennosti u razlichnih grupp uchazhihsya [Possible ways of development of confidence in different groups of students]. Vishaya shkola: opit, problemi, perspektivi [High school: experience, problems, prospects]: Proceedings of International scientific-practical conference. Part 1. Moscow: PFUR, 2010, pp. 324—327.
[17] Sokolova E.T. Samosoznanie isamootsenkaprianomaliyah lichnosti [Self-awareness and self-esteem in abnormal personality]. Moscow: Prosvezhenie, 1989, 280 pp.
[ 18] Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti [Self-awareness of personality]. Moscow: MSU, 1983, 286 pp.
[19] Stolyarenko L.D. Osnovi psikhologii [Foundations ofpsychology]. Rostov-na-Donu: Fenix, 2005, 672 pp.
[20] Fedotova E.O. Narushenie ustoichivosti samootsenkipri nevrozakh [Violation of stability of self-esteem with nervousness]: Doctoral dissertation abstract. Moscow, 1985.
[21] Dubrovina I.V. (Ed). Formirovanie lichnosti vperehodniiperiod otpodrostkovogo kyunosheskomu vozrastu [The formation of personality in the period of transition from teenage to adolescence]. Moscow: Prosveschenie, 1987, 220 p.