Библиографический список
1. Яценко Т.С. Методология глубинно-коррекционной подготовки психолога. Днепропетровск: Издательство «Инновация», 2015.
2. Калашян Я.Г, Усатенко О.Н. Использование картин Айвазовского в работе современного психолога. Наука среди нас: сетевое научно-практическое издание. 2018; 2: 161 - 166.
3. Усатенко О.Н. Возможности исследования глубинного содержания жертвенности методом психоанализа комплекса тематических психорисунков. The Caucasus. 2017; 18: 30 - 40.
4. Калашян Я.Г, Усатенко О.Н. Метод психоанализа неавторского рисунка в практике современного психолога. Развитие и актуальные вопросы современной науки: международный научный журнал. 2017; 7: 187 - 191.
5. Кондратьева К. Споручница грешных. Культура и время. 2013; 2: 30 - 38.
References
1. Yacenko T.S. Metodologiya glubinno-korrekcionnojpodgotovkipsihologa. Dnepropetrovsk: Izdatel'stvo «Innovaciya», 2015.
2. Kalashyan Ya.G., Usatenko O.N. Ispol'zovanie kartin Ajvazovskogo v rabote sovremennogo psihologa. Nauka sredi nas: setevoe nauchno-prakticheskoe izdanie. 2018; 2: 161 - 166.
3. Usatenko O.N. Vozmozhnosti issledovaniya glubinnogo soderzhaniya zhertvennosti metodom psihoanaliza kompleksa tematicheskih psihorisunkov. The Caucasus. 2017; 18: 30 - 40.
4. Kalashyan Ya.G., Usatenko O.N. Metod psihoanaliza neavtorskogo risunka v praktike sovremennogo psihologa. Razvitieiaktual'nye voprosysovremennojnauki: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2017; 7: 187 - 191.
5. Kondrat'eva K. Sporuchnica greshnyh. Kul'tura i vremya. 2013; 2: 30 - 38.
Статья поступила в редакцию 27.11.18
УДК: 159.98:316.47-055.25
Latysheva M.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
THE SPECIFICS OF SELF-CONCEPTION IN GIRLS WITH DIFFERENT BODY MASS INDICES: TO THE QUESTION ABOUT THE PRACTICAL OPPORTUNITIES OF PSYCHODIAGNOSTIC TOOLS. The article describes the peculiarities of self-conception in girls with different body mass indices as revealed with the help of self-conception diagnostics methods developed on the basis of the hierarchical model of the self-conception structure. Comparative analysis of the results obtained with the help of the self-conception questionnaire (V.V. Stolin, R.S. Pantileev) and the technique of the controlled projection (V.V. Stolin) provides an opportunity to recommend the self-conception questionnaire for the express detection of possible distortion in self-conception development in girls. The technique of controlled projection (V. V. Stolin) appears to be more "sensitive" as to the characteristics of structural-content components of self-conception in girls with different body mass indices. More specifically, it is shown that emotional-axiological self-attitude in girls with low as well as with the excess body mass index is based upon the lasting low self-esteem, dictating specific behavioral patterns and compensation methods.
Key words: girls' self-conception, body mass index, self-esteem in girls with different body mass indices, hierarchical model of the self-conception structure, self-conception questionnaire, controlled projection technique.
М.А. Латышева, канд. психол. наук, доц., Крымский федеральный университет, г. Ялта, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ДЕВУШЕК С РАЗЛИЧНЫМИ ИНДЕКСАМИ МАССЫ ТЕЛА: К ВОПРОСУ О ПРАКТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ
В статье описаны особенности самоотношения девушек с различными индексами массы тела, выявленные с помощью методик диагностики самоотношения, разработанных на базе иерархической модели структуры самоотношения. Сравнительный анализ результатов, полученных с помощью опросника самоотношения (В.В. Столин, РС. Пантилеев) и методики управляемой проекции (В.В. Столин) позволяет рекомендовать использование опросника самоотношения для экспресс-выявления возможных искажений в развитии самоотношения среди девушек. Методика управляемой проекции (В.В. Столин) представляется более «чувствительной» относительно характеристик структурно-содержательных компонентов самоотношения девушек с различными индексами массы тела. А именно, показано, что эмоционально-ценностное отношение к себе у девушек, как с низким, так и с избыточным индексом массы тела опирается на устойчиво заниженную самооценку, определяя специфические паттерны поведения и способы компенсации.
Ключевые слова: самоотношение девушек, индекс массы тела, самооценка девушек с разными индексами массы тела, иерархическая модель структуры самоотношения, опросник самоотношения, методика управляемой проекции.
Вне зависимости от исторической эпохи представительницы прекрасного пола первоначально воспринимаются через призму внешних параметров. Наряду с этим женская привлекательность у большинства женщин включена в их жизненную стратегию, в представление о личном счастье [1]. Однако современный эталон женской красоты приобрёл излишне жёсткие параметры, которые сочетаются с убежденностью в необходимости постоянного физического совершенствования и стремлением к достижению определённого (идеального) внешнего вида и в тоже время обесцениванием естественного состояния тела [2]. Как показывает практика, эта модная тенденция приобретает опасные формы среди современных молодых девушек [3]. Этот факт не может не вызывать опасений в отношении их здоровья.
Как известно, представления человека о своей внешности, осознание своих физических (телесных) характеристик и эмоционально-ценностное отношение к ним оказывает существенное влияние на развитие качеств его личности, отношение к себе и к миру. А для девушки внешний облик, телесный образ Я является основой её самооценки, самоотношения, важнейшей составляющей процесса построения родовой женской идентичности [4; 5]. По мнению Н.И. Сарджвелад-зе «...самоотношение личности включено в качестве определённой подструк-турной единицы в общую систему отношений человека, а с содержательной и функциональной точек зрения самоотношение теснейшим образом связано с особенностями отношения субъекта к внешне-предметному и социальному миру, включено в качестве определённой подструктурной единицы в общую систему отношений человека» [6].
Адекватно сформированное самоотношение обеспечивает личности психологическую стабильность и является критерием её психического здоровья [7]. При этом, в данный возрастной период самоотношение носит двойственный характер. С одной стороны, самоотношение устанавливается через внутренние критерии самоценности личности, своей уникальности, способности привлечь внимание и оказывать положительное впечатление на окружающих. С другой, продолжает опираться на самооценку, которая соотносится с определёнными эталонами, внешними критериями, которые транслируются и запрашиваются значимыми другими, реферетной группой.
В этой связи актуальными остаются вопросы о том, какие особенности присущи самоотношению современных девушек с разным индексом массы тела, какая из известных в настоящий момент методик для оценки структурно-содержательных компонентов самоотношения является более «чувствительной» для выявления начального этапа в искажении его развития. По нашему мнению, подобная ранняя психодиагностика необходима для осуществления целенаправленной психологической помощи девушкам в формировании адекватного самоотношения как основы их проспективной самореализации, профилактики пограничных и пищевых расстройств. Целью данного исследования являлись экспликация особенностей самоотношения у девушек с различным индексом массы тела, а также осуществление сравнительного анализа методик психодиагностики самоотношения, разработанных на базе иерархической модели структуры самоотношения.
В исследовании приняли участие 45 девушек (16-17 лет), обучающиеся СОШ г Ялты, Республика Крым. Были использованы опросник самоотношения (В.В. Столин, Р.С. Пантилеев) и методика управляемой проекции (В.В. Столин) [8; 9]. С помощью метода определения индекса массы тела Кетле девушки были дифференцированы на три подгруппы: 1 - девушки с низким индексом массы тела (ИМТ) (16 чел.); 2 - девушки с ИМТ в пределах нормы (20 чел.); 3 - девушки с избыточным ИМТ (9 чел.). Для определения достоверности полученных различий применялся ф-критерий (угловое преобразование Фишера).
Анализ результатов, полученных с помощью опросника самоотношения (В.В. Столин, Р.С. Пантилеев), показал, что по интегральной шкале у 81% девушек с низким ИМТ выявлены высокие значения; у 70% девушек с ИМТ в пределах нормы и у 67% девушек с избыточным ИМТ этот показатель находится в пределах выраженности признака. Иными словами, вне независимости от реальной массы тела девушек у них присутствует интегральное чувство «за» собственное «Я». Прослеживаются высокие значения по шкале «Самоуважение» у большинства девушек с ИМТ в пределах нормы (60%) и с низким ИМТ (62,5%). В представлениях девушек из этих подгрупп отражены: достаточно хорошее понимание себя, вера в собственные силы и способности, высокая оценка своих возможностей контролировать собственную жизнь. Среди девушек с избыточным ИМТ этот показатель равномерно распределён по всем трём уровням выраженности, что свидетельствует о наличии выраженных защитных механизмов у большинства из них.
Высокие значения прослеживаются по шкале «Аутосимпатия» у большинства девушек с ИМТ в пределах нормы (70%) и с низким ИМТ (60%), что позволяет говорить о наличии интереса к собственному Я, доверии к себе и позитивной самооценке, одобрении себя и самопринятии. В тоже время у большинства девушек с избыточным ИМТ (67%) отмечены низкие значения, которые отражают незаинтересованность в изучении собственного Я, низкую самооценку, высокую готовность к самообвинениям.
По шкале «Ожидаемое отношение других людей» значения распределены следующим образом: у 75% девушек с нормальной массой тела - признак выражен, а у 81% девушек с низким и 67% девушек с избыточным ИМТ - признак не выражен. Другими словами, девушки с низким и с избыточным ИМТ ожидают негативного отношения к себе как от близких, так и от малознакомых людей и в целом принимают антипатию со стороны других; также они не желают добра себе.
При этом высокие значения по шкале «Саморуководство» были выявлены только среди большей части девушек с низким ИМТ (81%), позволяя предполагать, что при определённых обстоятельствах эти девушки достаточно быстро способны, например, ужесточить свой рацион. Различия статистически достоверны (при р < 0,01).
Библиографический список
Анализ текстов методики управляемой проекции В.В. Столина показал, что большинство девушек с низким ИМТ выражает к персонажу А уважение и растож-дествлённую близость, а к персонажу В проявление уважения и симпатии, в сочетании с двойственностью самооценки, отношений с противоположным полом и позитивным прогнозом будущего. Другими словами, для девушек этой группы характерны неустойчивость самооценки с тенденцией к её занижению, выраженная ориентация на внешние общепризнанные достижения (ориентированность на профессиональную деятельность).
Девушки с ИМТ в пределах нормы преимущественно проявляют уважение и симпатию как к персонажу А, так и к персонажу В, при определённой дистанции с последним.
Девушки с избыточным ИМТ показал, несмотря на явно низкую самооценку и нереализованность в межличностных отношениях с противоположным полом, проявление к персонажу А уважения и симпатии, и ещё большую симпатию и близость к персонажу В, при сохранении у последнего устойчиво низкой самооценки. Таким образом, анализ результатов, полученных с помощью опросника самоотношения и методики управляемой проекции, убедительно показал, что самоотношение девушек раннего юношеского возраста в зависимости от индекса массы тела характеризуется определённым набором смысловых единиц. При этом эмоционально-ценностное отношение к себе у девушек как с низким, так и с избыточным индексом массы тела опирается на устойчиво заниженную самооценку, определяя паттерны их поведения и способы компенсации. Для девушек с низким индексом массы тела характерны установка на саморуководство, ожидание антипатии со стороны других и ориентированность на внешние достижения (профессия, карьера). Девушки с избыточным индексом массы тела характеризуются устойчиво заниженной самооценкой, ожиданием антипатии со стороны других, склонностью к самообвинениям, низким уровнем самоуважения и интереса к себе.
Большинство девушек с индексом массы тела в пределах нормы характеризуются наличием выраженной аутосимпатии, самопонимания, самоинтереса и установки на ожидаемое позитивное отношение со стороны других, что свидетельствует о благоприятном пути развития их самоотношения. Сравнительный анализ результатов, полученных с помощью вышеобозначенных методик, позволяет рекомендовать применение опросника самоотношения (В.В. Столин, РС. Пантилеев) для экспресс-диагностики возможных искажений в развитии самоотношения среди девушек, например, при проведении психологического мониторинга в условиях среднеобразовательной школы. Методика управляемой проекции (В.В. Столин) является более чувствительной к выявлению специфических характеристик структурно-содержательных компонентов самоотношения у девушек с устойчиво низким или избыточным индексом массы тела и может применяться на этапе оказания целенаправленной психологической помощи.
1. Ерина И.А. Жизненные стратегии современной российской молодёжи. Гуманитарные науки. 2016; 1 (33): 76 - 81.
2. Сохань И.В. Производство женской телесности в современном массовом обществе - культ худобы и тирания стройности. Женщина в российском обществе. 2014; 2: 68 - 77.
3. Будников М.Ю. Психодиагностика самоотношения на современном этапе (на примере аддиктов). Вестник ВолГМУ. 2014; 1 (49). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/psihodiagnostika-samootnosheniya-na sovremennom-etape-na-primere-addiktov
4. Тарасова Л.Е. Самоотношение как детерминанта субъективного благополучия личности. Известия Саратовского ун-та Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2013; 3-1. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/samootnoshenie-kak-determinanta-subektivnogo-blagopoluchiya-lichnosti
5. Хватова М.В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности. Гаудеамус. 2015; 1 (25). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/samootnoshenie-v-strukture-psihologicheski-zdorovoy-lichnosti
6. Фонталова Н.С. Особенности самосознания женщин, ведущих здоровый образ жизни. Психология в экономике и управлении. 2013; 1 (9): 44 - 45.
7. Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой: монография. Тбилиси, 1989.
8. Астрецов Д.А. Методологические подходы к изучению самоотношения в психологии. Теоретическая и экспериментальная психология. 2015; 1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-izucheniyu-samootnosheniya-v-psihologii
9. Бодалев А.А. Общая психодиагностика. Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. Санкт-Петербург, 2002.
10. Столин В.В. Опросник самоотношения. Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. Москва, 1988: 123 - 130.
References
1. Erina I.A. Zhiznennye strategii sovremennoj rossijskoj molodezhi. Gumanitarnyenauki. 2016; 1 (33): 76 - 81.
2. Sohan' I.V. Proizvodstvo zhenskoj telesnosti v sovremennom massovom obschestve - kul't hudoby i tiraniya strojnosti. Zhenschina v rossijskom obschestve. 2014; 2: 68 - 77.
3. Budnikov M.Yu. Psihodiagnostika samootnosheniya na sovremennom 'etape (na primere addiktov). Vestnik VolGMU. 2014; 1 (49). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ psihodiagnostika-samootnosheniya-na sovremennom-etape-na-primere-addiktov
4. Tarasova L.E. Samootnoshenie kak determinanta sub'ektivnogo blagopoluchiya lichnosti. Izvestiya Saratovskogo un-ta Novaya seriya. Seriya Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2013; 3-1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/samootnoshenie-kak-determinanta-subektivnogo-blagopoluchiya-lichnosti
5. Hvatova M.V. Samootnoshenie v strukture psihologicheski zdorovoj lichnosti. Gaudeamus. 2015; 1 (25). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/samootnoshenie-v-strukture-psihologicheski-zdorovoy-lichnosti
6. Fontalova N.S. Osobennosti samosoznaniya zhenschin, veduschih zdorovyj obraz zhizni. Psihologiya v 'ekonomike i upravlenii. 2013; 1 (9): 44 - 45.
7. Sardzhveladze N.I. Lichnost'iee vzaimodejstvie s social'nojsredoj: monografiya. Tbilisi, 1989.
8. Astrecov D.A. Metodologicheskie podhody k izucheniyu samootnosheniya v psihologii. Teoreticheskaya i 'eksperimental'naya psihologiya. 2015; 1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-izucheniyu-samootnosheniya-v-psihologii
9. Bodalev A.A. Obschaya psihodiagnostika. Pod red. A.A. Bodaleva, V.V. Stolina. Sankt-Peterburg, 2002.
10. Stolin V.V. Oprosnik samootnosheniya. Praktikum po psihodiagnostike: Psihodiagnosticheskie materialy. Moskva, 1988: 123 - 130.
Статья поступила в редакцию 22.11.18