Научная статья на тему 'ОБРАЗ «РЕАЛЬНОГО Я» И «ИДЕАЛЬНОГО Я» В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ОБРАЗ «РЕАЛЬНОГО Я» И «ИДЕАЛЬНОГО Я» В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
278
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьный возраст / самооценка / Я-концепция / личностное развитие / становление личности / индивид

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ирина Сергеевна Яхина, Елена Николаевна Белоус

В младшем школьном возрасте самооценка в большей степени основывается на оценке, которую даёт близкий взрослый: родитель, учитель, родственник. Однако в данном периоде жизни ребенок проходит этап становления: меняет интересы, оценивает свои возможности по-новому, ставит новые цели, открывает для себя новое мышление, меняет мировоззрение. Я-концепция – результат самооценивания и самопознания относительно разных происходящих в жизни человека событий и мнений других окружающих его личностей. Существует несколько значимых аспектов, непосредственно влияющих на личностное развитие в данный период. Большую роль оказывает непосредственно семья. Доказано, что недостаток внимания, любви со стороны близки вызывает у ребенка дефицит самоотношения, вплоть до непринятия себя. Так же к факторам, влияющим на самооценку, 285 можно отнести стиль воспитания, прочность семьи, уровень заинтересованности взрослыми детьми. Необходимо знать данные аспекты для успешного позитивного формирования Яконцепции ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ «РЕАЛЬНОГО Я» И «ИДЕАЛЬНОГО Я» В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

48% (11 чел.) испытуемых 4 класса находится на среднем уровне интеллектуального развития, 43% (10 чел.) на высоком, 9% (2 чел.) на очень высоком. На сниженном и низком не находится ни один из испытуемых.

Сравнивая распределение учеников по уровням, было замечено, что на очень высоком и высоком уровнях у 4 класса находится больший процент учеников, чем у 3. На среднем и сниженном уровне у 3 класса процент учеников выше, чем у 4. Всё это позволяет нам судить, о том, что по результатам исследования по методике «Диагностика интеллектуального развития обучающихся 1-4 классов, Яковлева О.Н.» интеллектуальное развитие 4 класса выше, чем у 3 класса.

Также стоит отметить, что 4 класс хорошо справлялся с заданиями, в которых у 3 класса возникали трудности, однако 3 класс, по большей части, давал неправильные ответы на вопросы, в которых 4 класс допускал ошибки.

Вывод. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: согласно результатам исследования по всем трем методикам, уровень интеллектуального развития (как общий, так и по отдельным параметрам) учеников 4 класса Муниципального бюджетного учреждения - лицей «Воскресенская кадетская школа» выше, чем у учеников 3 класса. Тот факт, что по многим исследованиям 4 класс без проблем справлялся с заданиями, которые вызывали трудности у 3 класса, но 3 класс не справлялся с заданиями, вызывающими трудности у 4 класса, позволяет нам судить о том, что интеллект младших школьников развивается по типу наращивания

Литература

1. Бобров А. Н. Интеллектуальный потенциал: понятие и основные факторы развития // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - С. 19-27.

2. Кунгурцева, Г.Ф. Социологический анализ понятий "интеллектуальный потенциал личности" и "интеллектуальный потенциал общества" / Г.Ф. Кунгурцева // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - №5. - С.128-138.

3. Лучникова А. А, Об особенностях интеллектуального развития младших школьников // CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык. - 2016. - С. 31-40.

ОБРАЗ «РЕАЛЬНОГО Я» И «ИДЕАЛЬНОГО Я» В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ

ВОЗРАСТЕ

Ирина Сергеевна Яхина. Студентка кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерациялга.уакЫпа.01@таП.ш

Елена Николаевна Белоус. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. belousen@yandex.ru

Аннотация

В младшем школьном возрасте самооценка в большей степени основывается на оценке, которую даёт близкий взрослый: родитель, учитель, родственник. Однако в данном периоде жизни ребенок проходит этап становления: меняет интересы, оценивает свои возможности по-новому, ставит новые цели, открывает для себя новое мышление, меняет мировоззрение.

Я-концепция - результат самооценивания и самопознания относительно разных происходящих в жизни человека событий и мнений других окружающих его личностей.

Существует несколько значимых аспектов, непосредственно влияющих на личностное развитие в данный период. Большую роль оказывает непосредственно семья. Доказано, что недостаток внимания, любви со стороны близки вызывает у ребенка дефицит самоотношения, вплоть до непринятия себя. Так же к факторам, влияющим на самооценку,

можно отнести стиль воспитания, прочность семьи, уровень заинтересованности взрослыми детьми. Необходимо знать данные аспекты для успешного позитивного формирования Я-концепции ребёнка.

Ключевые слова: младший школьный возраст, самооценка, Я-концепция, личностное развитие, становление личности, индивид.

THE IMAGE OF THE «REAL STLF» AND «IDEAL SELF» IN PRIMARY

SCHOOL AGE

Yakhina Irina Sergeevna. Student of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian F ederati on.ira.yakhina.01@mail .ru

Elena Nikolaevna Belous. PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation. belousen@yandex.ru

Abstract

At primary school age, self-esteem is largely based on the assessment given by a close adult: parent, teacher, relative. However, in this period of life, the child goes through a stage of formation: he changes interests, evaluates his capabilities in a new way, sets new goals, discovers new thinking, changes his worldview.

The self-concept is the result of self-evaluation and self-knowledge regarding various events taking place in a person's life and the opinions of other personalities around him. 8

There are several significant aspects that directly affect personal development in this period. A big role is played directly by the family. It is proved that the lack of attention, love from relatives causes a child's lack of self-attitude, up to self-rejection. Also, factors affecting self-esteem include parenting style, family strength, and the level of interest in adult children. It is necessary to know these aspects for the successful positive formation of the child's Self-concept.

Keywords: primary school age, self-esteem, Self-concept, personal development, personality formation, individual.

Развитие процесс постоянный. Образы реального и идеального развиваются и видоизменяются на протяжении всей жизни. Образы «реального я» и «идеального я» играют немаловажную роль в жизни каждого человека.

От каждого ребёнка зависит будущее состояние отдельного коллектива, города, области, страны. В этом и заключается актуальность данной темы. Каждый человек проходил младший школьный возраст. И каждый новорожденный человек будет его проходить. В зависимости от того, насколько хорошо пройдёт этот этап становления, будет зависеть, как впоследствии он повлияет на своё развитие, на развитие той или иной сферы в стране.

Цель: изучить возрастные особенности формирования Образ «Реального Я» и «Идеального Я» у современных младших школьников.

Методы исследования:

-Теоретические (изучение и анализ педагогического опыта, обобщение и сравнительно-сопоставительный анализ данных);

-Библиографический метод (анализ педагогической, психологической и методической литературы);

-Эмпирические методы. Так как «Я-концепция» напрямую взаимосвязана с самооценкой, я выбрала несколько методик, связанных непосредственно с ней.

Теоретико-методологические основы исследования: Работа опирается на труды исследования восприятия, таких учёных как Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Р.Бернса, Д.Б.Эльконина, А.В.Захаровой, Л.И.Божович, А.И.Липкиной, Н.Ягодкина, И.Ю.Троицкой.

Младший школьный возраст представляет собой период впитывания, усвоения, накопления знаний. Этому благоприятствуют доверчивые взаимоотношения с близкими взрослыми, повышенная восприимчивость, внимательность, заинтересованность во многих спектрах жизни. Возраст восприимчив и впечатлителен, все новое вызывает немедленную реакцию.

Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность включает учебную задачу, учебные действия, действие контроля, действие оценки. В младшем школьном возрасте каждый ее структурный элемент имеет ряд специфических особенностей. Необходимым условием развивающего воздействия учебной деятельности на младших школьников является мотивация достижения успеха: только эта мотивация способствует развитию познавательной активности, проявлению инициативы, самостоятельности, снятию личностной тревожности. Мотивация - многогранный термин, который имеет несколько вариаций.

1.Система мотивов (взаимодействие разных мотивов внутри одной целостной мотивации);

2.Система, как кровеносная система в человеке;

3. Наполнение данной «системы».

Когда ребенок приходит в школу он ощущает себя как ребенок, но к этому прибавляются еще образы, такие как «Я-ученик», «Я-одноклассник».

Важность его учебной деятельности постоянно подчеркивают взрослые, что дает основание ребенку считать, что его учеба и он - обучающийся значимы для окружающих взрослых. Общение с одноклассниками и другими сверстниками также обогащает «Я-концепцию» ребенка. Предоставляя другим детям информацию о себе и получая от них сведения об их восприятии его «персоны», ребенок существенно расширяет свой Я-образ.

Л. С. Выготский считал, что самооценка начинает складываться в семилетнем возрасте. Под самооценкой он понимал устойчивое, не зависящее от ситуации отношение ребенка к себе. Самооценка предполагает отношение ребенка к самому себе, объединяет опыт его деятельности и общение с другими людьми. Эта важная личностная характеристика, которая позволяет контролировать собственную деятельность с точки зрения различных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными и моральными нормами.

Объектом исследования было формирование «Я-концепции» в младшем школьном возрасте. Предметом исследования-образ «Реального Я» и «Идеального Я» у современных младших школьников.

Задач исследования было несколько: исследовать уровень самооценки и процесс формирования «Я-концепция» у младших школьников, провести анализ полученных в исследовании данных, а также сформулировать выводы и подобрать рекомендации при необходимости.

Процедура исследования состояла из 4 этапов.

Первый этап - этап подготовки материала, поиск подходящих методик с учетом возрастных особенностей.

Второй этап - полевой, т.е. этап сбора данных и их первичная обработка.

Третий этап - полноценная обработка собранной информации.

Четвертый этап - анализ полученной информации в соответствии с ключом, оформление итоговых отчетов, поиск рекомендаций при необходимости.

Для исследования были выбраны такие методики, как:

1.Методика «Лесенка»,

2.Методика «Какой я?»,

3.Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн.

Данные методики были выбраны потому, что для учеников начальной школы они подходят в контексте сложности выполнения, так как инструкция простая, и каждый ученик сможет выполнить все верно. Еще не маловажным критерием было занимаемое

время на каждую методику. Эти методики достаточно быстро-проводимые, поэтому получилось провести все без спешки и с четко рассказанной инструкцией.

Каждая из методик дополняет предыдущую, т.к. в методике «Какой я?» ребёнок себя оценивает самостоятельно, не основываясь на сравнении с кем-то, в методике «Лесенка» ребенок уже проводит сравнение между собой и окружающими его детьми, а «Методика самооценки Дембо-Рубинштейна» предполагает не только их взгляд на себя в данный момент, но и их представлении своего «Я-идеального».

Исходя из результатов методики «Лесенка» и анализируя полученные цифры в процентном соотношении можно сделать вывод, что:

1.74% (17 учеников) учащихся класса имеют адекватный уровень самооценки;

2.22% (5 учеников) учащихся класса имеют заниженный уровень самооценки;

3.4% учащихся (1 ученик) класса имеет завышенную самооценку.

Самым наименьшим баллом в классе стал балл 1, означающий завышенную самооценку. Самым наибольшим баллом стал бал 4, означающий заниженную самооценку. Стоит отметить, что на заниженную самооценку, согласно ключу, отведена только ступень под номером 4. При этом на все остальные уровни самооценки отводится по 2 ступени. Следовательно, диапазон равен 1-2 ступеням. Учитывая, что максимальным возможным является балл 7, можно сделать вывод, что разница между ответами учеников небольшая.

Если сравнить по половому критерию, то получается, что у 11 девочек и 6 мальчиков адекватный уровень самооценки, у 2 девочек и 3 мальчиков заниженный уровень самооценки, и только у 1 девочки с завышенный. По этим данным можно сказать, что самооценка младших школьников мальчиков вероятнее, чем самооценка младших школьников девочек будет заниженной.

По результатам методики «Какой я?» видно, что:

1.70% (16 учеников) учащихся класса имеют адекватный уровень самооценки;

2.30% учащихся (7 учеников) класса имеет завышенную самооценку;

3. детей с заниженной самооценке, согласно результатам данной методики не обнаружилось.

Самый наибольший балл в классе был балл 9, означающий завышенную самооценку. Самым наименьшим баллом был балл 5, означающий заниженную самооценку. Разница между максимальным возможным и максимально выбранным баллом 4-почти половина. Следовательно уровень самооценки в классе в целом далёк от заниженного. Можно предположить, что заниженного уровня самооценки в классе нет по результатам данной диагностики потому, что в ключе адекватный уровень самооценки, в отличии от остальных подразумевает 4 ступеньки, больший разброс сократил количество детей с заниженной самооценкой до нуля.

Исходя из результатов методики самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейна и анализируя полученные цифры в процентном соотношении можно сделать вывод, что:

1.70% (16 учеников) учащихся класса имеют адекватный уровень самооценки;

2.13% (3 ученик) учащихся класса имеют заниженный уровень самооценки;

3.17% учащихся (4 учеников) класса имеет завышенную самооценку.

Самым наибольшим набранным баллом стал балл 95. Самым наименьшим баллом в классе стал балл 30,5. Разница более чем в 60 баллов. В результатах других методик такого не выявилось. Следовательно, вероятнее всего, либо задание выполнялось невнимательно, либо стараясь показать себя не таким, каким является.

И все же, если сравнить по половому признаку, то получаются следующие выводы. Девочек с завышенным уровнем самооценки снова больше. Девочек с завышенным уровнем самооценки 3, а мальчиков 1.

По анализу результатов всех предложенных методик, важно отметить, что показатель уровня самооценки каждого из учеников примерно одинаков в каждой из методик. Максимальное отличие составило 1 уровень самооценки (ближайший).

Следовательно, можно сказать, что методики проведены согласно инструкции и результаты являются действительными.

Особого внимания требуют дети с заниженной самооценкой, так как завышенная самооценка, как правило, к концу младшего школьного возраста сменяется на более адекватную, а заниженная -остается и может перерасти в дальнейшем в комплексы. Развитие самооценки у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постоянно возрастает критичность, требовательность к себе. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно - ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценки и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Литература

1. Волчегорская, Е.Ю. Динамика самооценки качества жизни младших школьников/ ЕЮ. Волчегорская, И. Р. Минимуллина // СБОРНИКИ КОНФЕРЕНЦИЙ НИЦ СОЦИОСФЕРА - 2013 - 70 с.

2. Должикова С.А. Рекомендации по формированию адекватной самооценки [Электронный ресурс]Ц^: https://infourok.ru/rekomendatii-po-formirovaniyu-adekvatnoy-samoocenki-obuchayuschihsya-1683880.html (дата обращения 4.12.2021)

3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности: Учебник для бакалавриата и магистратуры 4-е издание, 2010 г.

4. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976. 7-9 с.

5. Ногалес К. Я-концепция [Электронный ресурс]Ц^: https://4brain.ru/Ыра/я-концепция/(дата обращения 6.12.2021)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ПОДРОСТКОВОГО К ЮНОШЕСКОМУ ВОЗРАСТУ

Татьяна Алексеевна Бунина. Студентка кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. buch1n4.t@yandex.ru

Елена Николаевна Белоус. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. belousen@yandex.ru

Аннотация

Исследования в области самосознания имеют большое значение для каждого индивида, так как позволяют наиболее детально изучить особенности собственной психики и решить значимые проблемы.

На сегодняшний день проведено множество исследований, посвящённых возникновению Я-образа на рубеже подросткового и юношеского возраста, его развитию и измерению. Разнообразие иногда даже очень противоречащих друг другу подходов и недостаток информации об этом феномене доказывают актуальность указанной темы. Ведь человек издавна хотел знать кто он, почему он именно такой. В настоящее время к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.