Научная статья на тему 'Развитие самооценки младших школьников с синдромом раннего детского аутизма'

Развитие самооценки младших школьников с синдромом раннего детского аутизма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1360
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ / EARLY INFANTILE AUTISM / САМООЦЕНКА / SELF-APPRAISAL / Я-КОНЦЕПЦИЯ / SELF-CONCEPTION / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / JUNIOR SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горбунова Елена Викторовна, Хаидов Сергей Курбанович

Статья посвящена исследованию самооценки детей со сложным нарушением развития синдромом раннего детского аутизма (РДА). Самооценка является одной из составляющей Я-концепции, которая оказывает большое влияние на процессы адекватной социализации и социальной реабилитации, что и обусловило цель исследования. Авторы дают обзор состояния разработки проблемы в научной литературе, а также приводят данные эмпирического исследования по изучению самосознания детей с таким нарушением развития. Представлены описание и анализ особенностей самооценки у младших школьников в возрасте 1011 лет, которые свидетельствуют о том, что у всех учащихся с синдромом РДА данной группы имеется неадекватно сформированная самооценка. Результаты исследования позволяют использовать их для обоснования целей и задач коррекционно-развивающей работы по формированию адекватной самооценки у данной категории детей с целью способствовать их дальнейшей успешной адаптации, социальной реабилитации, социализации к обществу и в конечном итоге их интеграции в социум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горбунова Елена Викторовна, Хаидов Сергей Курбанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SELF-APPRAISAL OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN SUFFERING FROM EARLY INFANTILE AUTISM (EIA) SYNDROME

The article is devoted to the research of self-appraisal of children suffering from complicated development disturbance early infantile autism. The fact, that self-appraisal is a component of the self-conception having great influence on the adequate socialization and social rehabilitation processes, defined the goal of the research. The authors give a review of the state of this issue development in the scientific literature, as well as present data received according to the empirical research of the study of self-consciousness of children suffering from this type of development disorder. There are presented description and analysis of the features of junior schoolchildren's aged ten-eleven self-appraisal, proving that all the children of this category suffering from the EIA symptom demonstrate inadequately formed self-appraisal. The empirical data derived allow applying them to ground the goals and objectives of the correctional and developmental work on the formation of those children's adequate self-appraisal aimed at further successful adaptation, social rehabilitation, socialization according to the demands of social reality, and eventually their integration into society.

Текст научной работы на тему «Развитие самооценки младших школьников с синдромом раннего детского аутизма»

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

PSYCHO-ACMEOLOGICAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION IN CLINICAL

PSYCHOLOGICAL PRACTICE

УДК 159.9

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Горбунова Елена Викторовна, учитель-логопед, МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7», ул. Мира, 25, г. Щёкино, Тульская область, Россия, 301246; e-mail: apalkova00@bk.ru

Хаидов Сергей Курбанович, кандидат психологических наук, кафедра специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; пр. Ленина, 125, Тула, Россия, 300026; e-mail: tgpu@tula.net

РЕЗЮМЕ

Статья посвящена исследованию самооценки детей со сложным нарушением развития — синдромом раннего детского аутизма (РДА). Самооценка является одной из составляющей Я-концепции, которая оказывает большое влияние на процессы адекватной социализации и социальной реабилитации, что и обусловило цель исследования. Авторы дают обзор состояния разработки проблемы в научной литературе, а также приводят данные эмпирического исследования по изучению самосознания детей с таким нарушением развития. Представлены описание и анализ особенностей самооценки у младших школьников в возрасте 10— 11 лет, которые свидетельствуют о том, что у всех учащихся с синдромом РДА данной группы имеется неадекватно сформированная самооценка. Результаты исследования позволяют использовать их для обоснования целей и задач коррек-ционно-развивающей работы по формированию адекватной самооценки у данной категории детей с целью способствовать их дальнейшей успешной адаптации, социальной реабилитации, социализации к обществу и в конечном итоге — их интеграции в социум.

Ключевые слова: ранний детский аутизм, самооценка, Я-концепция, младший школьный возраст.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности — обучение и воспитание не всегда основываются на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Анализируя исследования Е.В. Черносвистова, Н.Г. Алексеева, Л.И. Божовича, А.И. Липкиной, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является Я-концепция [7].

Самооценку изучали такие ведущие отечественные психологи, как В.С. Агапов[1], А.Г. Асмолов [7], Л.И. Божович [8], А.В. Запорожец [11], И.С. Кон, ИИ. Чеснокова [7], разработавшие основные теоретические подходы к изучению развития психики ребенка, становлению образа «Я» детей — как с общепсихологических позиций, так и с позиций возрастного развития. В их работах отражено понимание этого процесса как исключительно сложного, противоречивого, подчиненного взаимодействию многих факторов, в том числе биологического, социального, психолого-педагогического.

Составной и неотъемлемой частью Я-концепции является самооценка — оценка самой личностью себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности человека, которая во многом определяет его жизненные позиции, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самоо-

ценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека, то есть во многом обусловливает динамику и направленность его развития.

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении [2].

Большой интерес к данной проблеме обусловлен пониманием того, что самооценка представляет собой ядерное основание личности, определяющее все стороны ее жизнедеятельности. Именно поэтому важно понимать закономерности развития этих структур в онтогенезе, что позволяет определить пути профилактики дальнейшего нарушения личностного развития ребенка с синдромом РДА, а также разработать по отношению к ним оптимальные психокоррекционные подходы, соответствующие возрастным задачам развития.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проходило на базе ГОУ ТО Тульский областной центр диагностики и консультирования «Помощь», г. Тула. В исследовании приняли участие пять мальчиков, учащихся 3-х классов. Трое из них имеют синдром РДА, а двое — общее психическое расстройство по аутическому типу. Диагностическую программу составили следующие методики: «Лесенка» (автор — В.Г. Щур); «Нарисуй себя» (авторы — А.М. Прихожан, З. Василяускайте); методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейна; методика «Несуществующее животное» М. 3. Друкаревича.

АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ методики «Лесенка» показал, что четверо испытуемых (80%) имеют крайне завышенный уровень самооценки, Один испытуемый (20%) имеет низкий уровень самооценки, что является следствием негативного отношения к себе, неуверенности в собственных силах. Данная самооценка свидетельствует о серьезном нарушении структуры личности и является специфической чертой, которая усиливается непониманием данной категории детей их сверстниками и родителями [9].

Анализ методики «Нарисуй себя» показал, что четверо испытуемых (80%) затруднялись дифференцировать сверстников на «хороших» и «плохих», а также им оказалось трудно идентифицировать себя с одним из них. Отмечается, что эти дети знают свой пол и некоторые его атрибутивные и поведенческие признаки; обнаруживают неустойчивое представление о своих социальных полоролевых функциях в настоящем и отсутствие знаний о них в будущем; не знают качеств мальчиков или девочек и соответствующих им способов поведения; допускают возможность изменения пола. Одновременно с этим один испытуемый (20%) дал себе, как мальчику, негативную оценку; проявил негативное или недоверчивое отношение к представителям противоположного пола; он знает свой пол, но с трудом называет его признаки (атрибутивные

и поведенческие); имеет нечеткое представление о социальных полоролевых функциях в настоящем и будущем; осознает необратимость своей принадлежности к определенному полу, но легко соглашается на воображаемое изменение пола; предпочитает свою половую роль, но проявляет индифферентное отношение как к своей принадлежности к полу, так и к соответствию качествам мальчика или девочки [9].

Результаты, полученные при использовании методики самооценки Дембо — Рубинштейна, показали, что четверым испытуемым (80%) присущ очень высокий уровень самооценки, а одному (20%) — низкий уровень. Очень высокий уровень свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на личностную незрелость. Подобная самооценка является непродуктивной, препятствует обучению и шире — конструктивному личностному развитию [2]. Низкий уровень самооценки свидетельствует о неблагополучии в развитии личности, где могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способностей позволяет не прилагать никаких усилий [9].

При использовании методики «Несуществующее животное» анализировались отдельные элементы проективного рисунка, свидетельствующие о самооценке. Анализ этих элементов показал, что у троих испытуемых (60%) были выявлены несформированность самооценки и слабая дифференциация представлений о себе, у двоих испытуемых (40%) рисунок неинформативен, что не позволило сделать вывод об особенностях отношения к себе [3].

Методы математической обработки по U-крите-рию Манна-Уитни и ранговой корреляции по Ч. Спир-мену не выявили статистически значимых различий по возрасту в самооценке у детей с синдромом РДА, а также значимых корреляционных связей между показателями самооценки, что свидетельствует об их универсальности и единстве для данного возраста мальчиков.

Принимая во внимание исследования В.С. Агапова, Е.В. Апальковой, А.В. Гагарина, С.А. Лебедевой, М М. Мишиной и К Н. Фатеевой [2; 6; 11; 13; 14;1 6], а также полученные эмпирические данные и опыт работы с данными детьми, можно утверждать, что основу коррекционно-развивающих занятий для данной категории детей должны составлять индивидуальные и групповые занятия в виде социально-психологических тренингов (СПТ) тематической направленности. При этом в СПТ должны быть включены упражнения и игры, стимулирующие интеллектуальную деятельность личности [14], а также развитие личности в сре-довых информационных взаимодействиях [12] и формирование мировоззрения, культуры, компетентности личности в контексте устойчивого развития природы и общества [10].

ВЫВОДЫ

1. У младших школьников с синдромом РДА имеются следующие специфические особенности самооценки: чрезмерно завышенная или заниженная самооценка; трудности в полоролевой идентификации;

сложности в соотношении себя с положительной или отрицательной социальной ролью.

2. Чем тяжелее заболевание, тем выше уровень неадекватной самооценки.

3. У детей с общим расстройством психического развития по аутистическому типу уровень самооценки занижен, что является следствием осознания собственного дефекта.

4. Для улучшения адаптации в учебном коллективе и социуме, а также нормализации уровня самооценки детей с синдромом РДА необходимо формировать у окружения понимание их дизонтогенеза.

5. Учитывая особенности развития школьников с синдромом РДА, основу коррекционно-развива-ющих занятий должны составлять индивидуальные и групповые занятия, основой которых является социально-психологический тренинг по развитию самооценки.

ССЫЛКИ

[1]. Агапов B. C. Сущностная характеристика Я-кон-цепции / Под общ. ред. А.В. Иващенко. — М.: МОСУ, МГСА, РПО, 2001. — 40 с.

[2]. Агапов B. C. Современные исследования самосознания Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна // Акмеология. — 2012. — № 1 (41). — С. 133-143.

[3]. Агапов В. С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. — 2012. — № 3 (43). — С. 26-31.

[4]. Агапов В. С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии // Акмеология. — 2013. — № 1 (45). — С. 27-30.

[5]. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. — М., 2009. — 298 с.

[6]. Апалькова Е.В., Хаидов С.К. Специфика проявления, коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у слабослышащих подростков // Акмеология. — 2015. — № 4. — С. 185-190.

[7]. Архиреева Т. В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. — 158 с.

[8]. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. — 129 с.

[9]. Блейлер Е.А. Аутистическое мышление. — Одесса, 2005. — 213 с.

[10]. Гагарин А.В. Теоретические и эмпирические аспекты формирования экологического сознания в при-родоориентированной деятельности учащихся / А.В. Иващенко, В.И. Панов, А.В. Гагарин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2004. — № 2. — С. 82-102.

[11]. Гагарин А.В. Личностно-профессиональное развитие студентов в информационно-средовых взаимодействиях / А.В. Гагарин, Л.К. Раицкая, Л.А. Быстрякова // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. — 2013. — № 1. — С. 63-76.

[12]. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М.: Изд-во УРАО, 2012. — 176 с.

[13]. Лебедева С.А., Хаидов С.К. Самоотношение у подростков с задержкой психического развития // Акмеология. — 2015. — № 3. — С. 100-103.

[14]. Мишина М.М. Основные положения системной концепции интеллектуальной деятельности личности // Акмеология. — 2013. — № 2. — С. 35-39.

[15]. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика,2005. — 488 с.

[16]. ФатееваК.Н.,Хаидов С.К. Особенности сформированное™ Я-концепции у подростков с задержкой психического развития // Акмеология. — 2015. — № 3. — С. 164-166.

DEVELOPMENT OF SELF-APPRAISAL OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN SUFFERING FROM EARLY INFANTILE AUTISM (EIA) SYNDROME

Elena V. Gorbunova, Teacher — Speech and Language Therapist, Municipal Preschool Educational Institution (MPEI)»Combined Type Kindergarten « № 7, Mira Str., 25, Shchekino, Tula Region, 301246, Russia; e-mail: apalkova00@bk.ru Sergey K. Khaidov, Candidate of Psychological Science (Ph.D.), Department of Psychology for Special Needs, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University (Leo Tolstoy TSPU); Lenina Prosp., 125, Tula, 300026, Russia; e-mail: tgpu@tula.net

ABSTRACT

The article is devoted to the research of self-appraisal of children suffering from complicated development disturbance — early infantile autism. The fact, that self-appraisal is a component of the self-conception having great influence on the adequate socialization and social rehabilitation processes, defined the goal of the research. The authors give a review of the state of this issue development in the scientific literature, as well as present data received according to the empirical research of the study of self-consciousness of children suffering from this type of development disorder. There are presented description and analysis of the features ofjunior schoolchildren's aged ten-eleven self-appraisal, proving that all the children of this category suffering from the EIA symptom demonstrate inadequately formed self-appraisal. The empirical data derived allow applying them to ground the goals and objectives of the correctional and developmental work on the formation of those children's adequate self-appraisal aimed at further successful adaptation, social rehabilitation, socialization according to the demands of social reality, and eventually — their integration into society. Key words: early infantile autism, self-appraisal, self-conception, junior school age.

REFERENCES

[1]. Agapov VS. Sushchnostnaya harakteristika YA-kon-cepcii [The essential characteristics of the I-conception] / Edited by A.V. Ivashchenko. — Moscow: MSOU, MHSA, RPS, 2001. — 40 р.

[2]. Agapov V.S. Sovremennye issledovaniya samosoznani-ya YA-koncepcii subekta v kontekste idej S.L. Rubinshchtejna [The modern studies of self-consciousness of I-conception of

the subject in the context of ideas of S.L. Rubinstein] // Akmeologija [Acmeology]. — 2012. — № 1 (41). — P. 133-143.

[3]. Agapov V.S. Koncepciya Ya i samorealizaciya sub-ekta: problemnoe pole nauchnyh issledovanij [I-conception and self-realization of the subject: problem field of scientific researches] // Akmeologija [Acmeology]. — 2012. — № 3 (43). — P. 26-31.

[4]. Agapov V.S. Sistemnoe izuchenie YA-koncepcii sub-ekta v rossijskoj psihologii [Systemic study of the I-conception of the subject in Russian psychology] // Akmeologija [Acmeology]. — 2013. — № 1 (45). — P. 27-30.

[5]. Alekseev V.G. Cennostnye orientacii lichnosti i problema ih formirovaniya [Value orientation personality and the problem of their formation]. — Moscow, 2009. — 298 p.

[6]. Apalkova E. V., Khaidov S.K. Specifika proyavleniya, korrekcii i razvitiya ehmocional'no-volevoj sfery u slabosly-shashchih podrostkov [The specifity of expression, correction and development of emotional and volitional of hearing-impaired adolescents] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 4. — P. 185-190.

[7]. Arkhireeva T. V. Kriticheskoe samootnoshenie mlad-shih shkol'nikov i faktory ego razvitija: monografija. [Critical self-attitude of younger students and the factors of its development: monograph]. — Veliky Novgorod: NovSU named after Yaroslav the Wise, 2008. — 158 p.

[8]. Bozhovich L.I. Dejatel'nost' i ustanovka [Personality and its formation in childhood]. — M., 1968. — 129 p.

[9]. Bleuler E. A. Autisticheskoe myshlenie. [Autistic thinking]. — Odessa, 2005. — 213 p.

[10]. Gagarin A. V. Teoreticheskie i jempiricheskie as-pekty formirovanija jekologicheskogo soznanija v prirodoor-ientirovannoj dejatel'nosti uchashhihsja / A.V. Ivashhenko, V.I. Panov, A.V. Gagarin [Theoretical and empirical aspects of the formation of ecological consciousness in the activity of

the students in touch with nature] // Vestnik Rossijskogo uni-versiteta druzhby narodov. Serija: Psihologija i pedagogika. [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogics]. — 2004. — № 2. — P. 82-102.

[11]. Gagarin A. V. Lichnostno-professionalnoe razvitie studentov v informacionno-sredovyh vzaimodejstvijah [Personal-professional development of students in informational interactions] / A.V. Gagarin, L.K. Raickaja, L.A. Bystrjako-va // Vestnik MGGU im. M.A. Sholohova. Socialno-jekolog-icheskie tehnologii [Socio-environmental technologies]. — 2013. — № 1. — P. 63-76.

[12]. Kulagina I. Y. Vozrastnaya psihologiya: razvitie re-benka ot rozhdeniya do 17 let [Age psychology: child development from birth to 17 years]. — M.: Publishing house URAO, 2012. — 176 p.

[13]. Lebedeva S.A., Khaidov S.K. Samootnoshenie u podrostkov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya [Formation features of self-attitudeof adolescents with retardation on mental development] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 3. — P.100-103.

[14]. Mishina M.M. Osnovnye polozheniya sistemnoj koncepcii intellektual'noj deyatel'nosti lichnosti [The main regulations of the systemic conception of intellectual activity of personality] // Akmeologija [Acmeology]. — 2013. — № 2. — P. 35. —39.

[15]. Rubinstein S.L. Problemy obshchej psihologii [Problems of general psychology]. — Moscow: Pedagogy, 2005. — 488 p.

[16]. Fateeva. K. N., Khaidov S.K. Osobennosti sformirovannosti YA-koncepcii u podrostkov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya [Formation features of i-conception of adolescents with retardation of mental development] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 3. — P. 164-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.