ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
PSYCHO-ACMEOLOGICAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION IN CLINICAL
PSYCHOLOGICAL PRACTICE
УДК 159.9
РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА
Горбунова Елена Викторовна, учитель-логопед, МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7», ул. Мира, 25, г. Щёкино, Тульская область, Россия, 301246; e-mail: [email protected]
Хаидов Сергей Курбанович, кандидат психологических наук, кафедра специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; пр. Ленина, 125, Тула, Россия, 300026; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ
Статья посвящена исследованию самооценки детей со сложным нарушением развития — синдромом раннего детского аутизма (РДА). Самооценка является одной из составляющей Я-концепции, которая оказывает большое влияние на процессы адекватной социализации и социальной реабилитации, что и обусловило цель исследования. Авторы дают обзор состояния разработки проблемы в научной литературе, а также приводят данные эмпирического исследования по изучению самосознания детей с таким нарушением развития. Представлены описание и анализ особенностей самооценки у младших школьников в возрасте 10— 11 лет, которые свидетельствуют о том, что у всех учащихся с синдромом РДА данной группы имеется неадекватно сформированная самооценка. Результаты исследования позволяют использовать их для обоснования целей и задач коррек-ционно-развивающей работы по формированию адекватной самооценки у данной категории детей с целью способствовать их дальнейшей успешной адаптации, социальной реабилитации, социализации к обществу и в конечном итоге — их интеграции в социум.
Ключевые слова: ранний детский аутизм, самооценка, Я-концепция, младший школьный возраст.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности — обучение и воспитание не всегда основываются на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.
Анализируя исследования Е.В. Черносвистова, Н.Г. Алексеева, Л.И. Божовича, А.И. Липкиной, следует отметить, что центральной характеристикой любой личности является Я-концепция [7].
Самооценку изучали такие ведущие отечественные психологи, как В.С. Агапов[1], А.Г. Асмолов [7], Л.И. Божович [8], А.В. Запорожец [11], И.С. Кон, ИИ. Чеснокова [7], разработавшие основные теоретические подходы к изучению развития психики ребенка, становлению образа «Я» детей — как с общепсихологических позиций, так и с позиций возрастного развития. В их работах отражено понимание этого процесса как исключительно сложного, противоречивого, подчиненного взаимодействию многих факторов, в том числе биологического, социального, психолого-педагогического.
Составной и неотъемлемой частью Я-концепции является самооценка — оценка самой личностью себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности человека, которая во многом определяет его жизненные позиции, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самоо-
ценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека, то есть во многом обусловливает динамику и направленность его развития.
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов должен учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении [2].
Большой интерес к данной проблеме обусловлен пониманием того, что самооценка представляет собой ядерное основание личности, определяющее все стороны ее жизнедеятельности. Именно поэтому важно понимать закономерности развития этих структур в онтогенезе, что позволяет определить пути профилактики дальнейшего нарушения личностного развития ребенка с синдромом РДА, а также разработать по отношению к ним оптимальные психокоррекционные подходы, соответствующие возрастным задачам развития.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проходило на базе ГОУ ТО Тульский областной центр диагностики и консультирования «Помощь», г. Тула. В исследовании приняли участие пять мальчиков, учащихся 3-х классов. Трое из них имеют синдром РДА, а двое — общее психическое расстройство по аутическому типу. Диагностическую программу составили следующие методики: «Лесенка» (автор — В.Г. Щур); «Нарисуй себя» (авторы — А.М. Прихожан, З. Василяускайте); методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейна; методика «Несуществующее животное» М. 3. Друкаревича.
АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ методики «Лесенка» показал, что четверо испытуемых (80%) имеют крайне завышенный уровень самооценки, Один испытуемый (20%) имеет низкий уровень самооценки, что является следствием негативного отношения к себе, неуверенности в собственных силах. Данная самооценка свидетельствует о серьезном нарушении структуры личности и является специфической чертой, которая усиливается непониманием данной категории детей их сверстниками и родителями [9].
Анализ методики «Нарисуй себя» показал, что четверо испытуемых (80%) затруднялись дифференцировать сверстников на «хороших» и «плохих», а также им оказалось трудно идентифицировать себя с одним из них. Отмечается, что эти дети знают свой пол и некоторые его атрибутивные и поведенческие признаки; обнаруживают неустойчивое представление о своих социальных полоролевых функциях в настоящем и отсутствие знаний о них в будущем; не знают качеств мальчиков или девочек и соответствующих им способов поведения; допускают возможность изменения пола. Одновременно с этим один испытуемый (20%) дал себе, как мальчику, негативную оценку; проявил негативное или недоверчивое отношение к представителям противоположного пола; он знает свой пол, но с трудом называет его признаки (атрибутивные
и поведенческие); имеет нечеткое представление о социальных полоролевых функциях в настоящем и будущем; осознает необратимость своей принадлежности к определенному полу, но легко соглашается на воображаемое изменение пола; предпочитает свою половую роль, но проявляет индифферентное отношение как к своей принадлежности к полу, так и к соответствию качествам мальчика или девочки [9].
Результаты, полученные при использовании методики самооценки Дембо — Рубинштейна, показали, что четверым испытуемым (80%) присущ очень высокий уровень самооценки, а одному (20%) — низкий уровень. Очень высокий уровень свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на личностную незрелость. Подобная самооценка является непродуктивной, препятствует обучению и шире — конструктивному личностному развитию [2]. Низкий уровень самооценки свидетельствует о неблагополучии в развитии личности, где могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способностей позволяет не прилагать никаких усилий [9].
При использовании методики «Несуществующее животное» анализировались отдельные элементы проективного рисунка, свидетельствующие о самооценке. Анализ этих элементов показал, что у троих испытуемых (60%) были выявлены несформированность самооценки и слабая дифференциация представлений о себе, у двоих испытуемых (40%) рисунок неинформативен, что не позволило сделать вывод об особенностях отношения к себе [3].
Методы математической обработки по U-крите-рию Манна-Уитни и ранговой корреляции по Ч. Спир-мену не выявили статистически значимых различий по возрасту в самооценке у детей с синдромом РДА, а также значимых корреляционных связей между показателями самооценки, что свидетельствует об их универсальности и единстве для данного возраста мальчиков.
Принимая во внимание исследования В.С. Агапова, Е.В. Апальковой, А.В. Гагарина, С.А. Лебедевой, М М. Мишиной и К Н. Фатеевой [2; 6; 11; 13; 14;1 6], а также полученные эмпирические данные и опыт работы с данными детьми, можно утверждать, что основу коррекционно-развивающих занятий для данной категории детей должны составлять индивидуальные и групповые занятия в виде социально-психологических тренингов (СПТ) тематической направленности. При этом в СПТ должны быть включены упражнения и игры, стимулирующие интеллектуальную деятельность личности [14], а также развитие личности в сре-довых информационных взаимодействиях [12] и формирование мировоззрения, культуры, компетентности личности в контексте устойчивого развития природы и общества [10].
ВЫВОДЫ
1. У младших школьников с синдромом РДА имеются следующие специфические особенности самооценки: чрезмерно завышенная или заниженная самооценка; трудности в полоролевой идентификации;
сложности в соотношении себя с положительной или отрицательной социальной ролью.
2. Чем тяжелее заболевание, тем выше уровень неадекватной самооценки.
3. У детей с общим расстройством психического развития по аутистическому типу уровень самооценки занижен, что является следствием осознания собственного дефекта.
4. Для улучшения адаптации в учебном коллективе и социуме, а также нормализации уровня самооценки детей с синдромом РДА необходимо формировать у окружения понимание их дизонтогенеза.
5. Учитывая особенности развития школьников с синдромом РДА, основу коррекционно-развива-ющих занятий должны составлять индивидуальные и групповые занятия, основой которых является социально-психологический тренинг по развитию самооценки.
ССЫЛКИ
[1]. Агапов B. C. Сущностная характеристика Я-кон-цепции / Под общ. ред. А.В. Иващенко. — М.: МОСУ, МГСА, РПО, 2001. — 40 с.
[2]. Агапов B. C. Современные исследования самосознания Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна // Акмеология. — 2012. — № 1 (41). — С. 133-143.
[3]. Агапов В. С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. — 2012. — № 3 (43). — С. 26-31.
[4]. Агапов В. С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии // Акмеология. — 2013. — № 1 (45). — С. 27-30.
[5]. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. — М., 2009. — 298 с.
[6]. Апалькова Е.В., Хаидов С.К. Специфика проявления, коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у слабослышащих подростков // Акмеология. — 2015. — № 4. — С. 185-190.
[7]. Архиреева Т. В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. — 158 с.
[8]. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. — 129 с.
[9]. Блейлер Е.А. Аутистическое мышление. — Одесса, 2005. — 213 с.
[10]. Гагарин А.В. Теоретические и эмпирические аспекты формирования экологического сознания в при-родоориентированной деятельности учащихся / А.В. Иващенко, В.И. Панов, А.В. Гагарин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2004. — № 2. — С. 82-102.
[11]. Гагарин А.В. Личностно-профессиональное развитие студентов в информационно-средовых взаимодействиях / А.В. Гагарин, Л.К. Раицкая, Л.А. Быстрякова // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. — 2013. — № 1. — С. 63-76.
[12]. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М.: Изд-во УРАО, 2012. — 176 с.
[13]. Лебедева С.А., Хаидов С.К. Самоотношение у подростков с задержкой психического развития // Акмеология. — 2015. — № 3. — С. 100-103.
[14]. Мишина М.М. Основные положения системной концепции интеллектуальной деятельности личности // Акмеология. — 2013. — № 2. — С. 35-39.
[15]. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика,2005. — 488 с.
[16]. ФатееваК.Н.,Хаидов С.К. Особенности сформированное™ Я-концепции у подростков с задержкой психического развития // Акмеология. — 2015. — № 3. — С. 164-166.
DEVELOPMENT OF SELF-APPRAISAL OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN SUFFERING FROM EARLY INFANTILE AUTISM (EIA) SYNDROME
Elena V. Gorbunova, Teacher — Speech and Language Therapist, Municipal Preschool Educational Institution (MPEI)»Combined Type Kindergarten « № 7, Mira Str., 25, Shchekino, Tula Region, 301246, Russia; e-mail: [email protected] Sergey K. Khaidov, Candidate of Psychological Science (Ph.D.), Department of Psychology for Special Needs, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University (Leo Tolstoy TSPU); Lenina Prosp., 125, Tula, 300026, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article is devoted to the research of self-appraisal of children suffering from complicated development disturbance — early infantile autism. The fact, that self-appraisal is a component of the self-conception having great influence on the adequate socialization and social rehabilitation processes, defined the goal of the research. The authors give a review of the state of this issue development in the scientific literature, as well as present data received according to the empirical research of the study of self-consciousness of children suffering from this type of development disorder. There are presented description and analysis of the features ofjunior schoolchildren's aged ten-eleven self-appraisal, proving that all the children of this category suffering from the EIA symptom demonstrate inadequately formed self-appraisal. The empirical data derived allow applying them to ground the goals and objectives of the correctional and developmental work on the formation of those children's adequate self-appraisal aimed at further successful adaptation, social rehabilitation, socialization according to the demands of social reality, and eventually — their integration into society. Key words: early infantile autism, self-appraisal, self-conception, junior school age.
REFERENCES
[1]. Agapov VS. Sushchnostnaya harakteristika YA-kon-cepcii [The essential characteristics of the I-conception] / Edited by A.V. Ivashchenko. — Moscow: MSOU, MHSA, RPS, 2001. — 40 р.
[2]. Agapov V.S. Sovremennye issledovaniya samosoznani-ya YA-koncepcii subekta v kontekste idej S.L. Rubinshchtejna [The modern studies of self-consciousness of I-conception of
the subject in the context of ideas of S.L. Rubinstein] // Akmeologija [Acmeology]. — 2012. — № 1 (41). — P. 133-143.
[3]. Agapov V.S. Koncepciya Ya i samorealizaciya sub-ekta: problemnoe pole nauchnyh issledovanij [I-conception and self-realization of the subject: problem field of scientific researches] // Akmeologija [Acmeology]. — 2012. — № 3 (43). — P. 26-31.
[4]. Agapov V.S. Sistemnoe izuchenie YA-koncepcii sub-ekta v rossijskoj psihologii [Systemic study of the I-conception of the subject in Russian psychology] // Akmeologija [Acmeology]. — 2013. — № 1 (45). — P. 27-30.
[5]. Alekseev V.G. Cennostnye orientacii lichnosti i problema ih formirovaniya [Value orientation personality and the problem of their formation]. — Moscow, 2009. — 298 p.
[6]. Apalkova E. V., Khaidov S.K. Specifika proyavleniya, korrekcii i razvitiya ehmocional'no-volevoj sfery u slabosly-shashchih podrostkov [The specifity of expression, correction and development of emotional and volitional of hearing-impaired adolescents] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 4. — P. 185-190.
[7]. Arkhireeva T. V. Kriticheskoe samootnoshenie mlad-shih shkol'nikov i faktory ego razvitija: monografija. [Critical self-attitude of younger students and the factors of its development: monograph]. — Veliky Novgorod: NovSU named after Yaroslav the Wise, 2008. — 158 p.
[8]. Bozhovich L.I. Dejatel'nost' i ustanovka [Personality and its formation in childhood]. — M., 1968. — 129 p.
[9]. Bleuler E. A. Autisticheskoe myshlenie. [Autistic thinking]. — Odessa, 2005. — 213 p.
[10]. Gagarin A. V. Teoreticheskie i jempiricheskie as-pekty formirovanija jekologicheskogo soznanija v prirodoor-ientirovannoj dejatel'nosti uchashhihsja / A.V. Ivashhenko, V.I. Panov, A.V. Gagarin [Theoretical and empirical aspects of the formation of ecological consciousness in the activity of
the students in touch with nature] // Vestnik Rossijskogo uni-versiteta druzhby narodov. Serija: Psihologija i pedagogika. [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogics]. — 2004. — № 2. — P. 82-102.
[11]. Gagarin A. V. Lichnostno-professionalnoe razvitie studentov v informacionno-sredovyh vzaimodejstvijah [Personal-professional development of students in informational interactions] / A.V. Gagarin, L.K. Raickaja, L.A. Bystrjako-va // Vestnik MGGU im. M.A. Sholohova. Socialno-jekolog-icheskie tehnologii [Socio-environmental technologies]. — 2013. — № 1. — P. 63-76.
[12]. Kulagina I. Y. Vozrastnaya psihologiya: razvitie re-benka ot rozhdeniya do 17 let [Age psychology: child development from birth to 17 years]. — M.: Publishing house URAO, 2012. — 176 p.
[13]. Lebedeva S.A., Khaidov S.K. Samootnoshenie u podrostkov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya [Formation features of self-attitudeof adolescents with retardation on mental development] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 3. — P.100-103.
[14]. Mishina M.M. Osnovnye polozheniya sistemnoj koncepcii intellektual'noj deyatel'nosti lichnosti [The main regulations of the systemic conception of intellectual activity of personality] // Akmeologija [Acmeology]. — 2013. — № 2. — P. 35. —39.
[15]. Rubinstein S.L. Problemy obshchej psihologii [Problems of general psychology]. — Moscow: Pedagogy, 2005. — 488 p.
[16]. Fateeva. K. N., Khaidov S.K. Osobennosti sformirovannosti YA-koncepcii u podrostkov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya [Formation features of i-conception of adolescents with retardation of mental development] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 3. — P. 164-166.