УДК 159.922
ВЛИЯНИЕ МЕТОДИК ПО ДИАГНОСТИКЕ ЭГОЦЕНТРИЗМА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
Фатеева Ксения Николаевна — преподаватель кафедры логопедии, Уральский институт повышения квалификации и переподготовки; ул. Революции, 5/1, Пермь, 614007; e-mail: [email protected]
Хаидов Сергей Курбанович — кандидат психологических наук, кафедра специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; пр. Ленина, 125, Тула, 300026; e-mail: [email protected]
Введение
За последнее время в нашей стране произошли изменения в общественной, политической и экономической сферах жизни, которые повлекли за собой преобразования в различных социальных системах, в том числе в системе образования. В настоящее время одной из актуальных задач является подготовка профессиональных психологов, обладающих развитыми личностно-профес-сиональными качествами, способными адаптироваться в условиях меняющегося мира и преобразовывать себя в нём.
Одним из важнейших качеств деятельности психолога является профессиональная компетентность, которая
включает в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности.
Профессиональная компетентность школьного психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности в реализации своих профессиональных обязанностей [7].
Применение психологического профессионального психодиагностического инструментария при взаимодействии с подростками обусловливает развитие у психологов образовательных учреждений личностно-профессиональ-
ных качеств, профессиональных умений и навыков.
Вместе с тем развитие личностно-профессиональных качеств в целях достижения профессиональной компетентности возможно только при наличии у психолога личностно-профессиональ-ного потенциала [14].
К личностно-профессиональному потенциалу относится то, что дано человеку от природы, и то, что относится к знаниям, умениям, характерологическим свойствам. Данная система знаний и умений постоянно возобновляется и совершенствуется в связи с тем, что при творческой реализации профессиональной деятельности развиваются личностно-профессиональные качества специалиста.
Психологу необходимо быть специалистом, который разносторонне подготовлен. Его профессиональная эрудиция должна включать в себя знания в различных областях науки — таких, как психология, история, педагогика, философия, социология, культурология, политология, физическая культура, экономика, право, математика и информатика, концепция современного естествознания [15].
К формированию профессиональной компетентности ведёт переход от профессиональных навыков к умениям и далее — к их творческому использованию.
Под профессиональными навыками понимают упрочившиеся профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше профессиональный опыт,
РЕЗЮМЕ
В статье представлены результаты исследования опыта использования методик «Шкала Я-концепции для детей» Е. Пирса, Д. Харриса и «Исследование самоотношения» С.Р. Пантилеева, направленных на выявление влияния познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер на эгоцентризм подростков, которые оказали воздействие на развитие личностно-профес-сиональных качеств психологов образовательных учреждений. Формирование целостной профессиональной деятельности и компетентности школьного психолога строится на основе усвоения им профессиональных навыков и умений, которые неразрывно связаны друг с другом.
Исходя из опроса школьных психологов, можно предположить, что данные методики положительно влияют на их личностно-про-фессиональное саморазвитие. В статье выделены основные профессиональные навыки, умения и личностные качества, которые повысились у психологов образовательных учреждений после неоднократного проведения ими вышеназванных методик.
Ключевые слова: школьный психолог, личностно-профессиональ-ные качества, профессиональные умения, профессиональные навыки, эгоцентризм.
тем больше профессиональных навыков приобретает специалист.
Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания при выполнении своих обязанностей: конкретные действия, приёмы, психологические «техники».
Профессиональные умения представляют собой совокупность навыков в соответствии с имеющимися знаниями причин и особенностей их формирования. К ним относят профессионально значимые компоненты навыков и знаний [7].
На основе усвоения профессиональных навыков и умений происходит формирование целостной профессиональной деятельности.
Личностные качества школьного психолога непосредственно связаны с профессиональными качествами, которые приобретаются в процессе профессиональной подготовки и с получением специальных знаний, умений и методов профессиональной деятельности. И.П. Подласый выделяет среди них любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, научную увлечённость, владение методами психологического обследования, психологическую подготовку, общую эрудицию, владение технологиями общения, широкий культурный кругозор и другие качества.
Совокупность профессиональных умений и навыков, личностных качеств, можно рассматривать как личностно-профессиональные качества школьных психологов [14].
Выборка и организация исследования
Нами был проведён опрос 42 школьных психологов, работающих в образовательных учреждениях Тулы и Тульской области, которые использовали в своей работе психодиагностические методики «Шкала Я-концепции для детей» Е. Пирса, Д. Харриса [11] и «Исследование самоотношения» С.Р. Пантилее-ва (МИС) [8]. Им предлагался опросник, который состоял из двух вопросов:
1. Влияет ли использование методик «Шкала Я-концепции для детей» Е. Пирса, Д. Харриса и «Исследование самоотношения» С.Р. Пантелеева (МИС) на Ваше профессиональное развитие?
2. Какие личностно-профессиональ-ные качества, по Вашему мнению, раз-
виваются, самосовершенствуются в процессе использования данных методик?
Ответы респондентов были проран-жированы и определены процентные соотношения рангов. Личностно-профес-сиональные качества, набравшие менее 50%, не анализировались.
Методики «Шкала Я-концепции для детей» Е. Пирса, Д. Харриса и «Исследование самоотношения» С.Р. Панти-леева (МИС) имеют сходные факторы, которые позволяют не только изучить с разных сторон влияние познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер на развитие эгоцентризма подростков, но и рассмотреть их косвенное влияние на личностно-профессиональ-ное развитие психологов при их использовании. Понимание психологами содержания эгоцентризма у респондентов позволяет им выявить особенности собственного поведения [1-4; 10; 13].
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты исследования анализировались в процентном соотношении.
55,6% школьных психологов отметили, что использование данных методик позволило им повысить умение оценивать результаты своей профессиональной деятельности, способность понимать детей и психологически корректно воздействовать на них. 53,8% респондентов научились лучше разбираться в характерах детей и предупреждать внутриличностные и межличностные конфликты в школьных коллективах. У 68,0% школьных психологов появились следующие качества: стремление к повышению мотивации оказания помощи другим людям, способность к эм-патии, умение понять состояние подростка, стремление к саморазвитию и самообразованию.
После проведения психологического исследования с использованием данных методик респонденты отметили у себя развитие таких личностно-профессио-нальных качеств, как улучшение понимания структуры личности подростков (64,3%), умение реалистично оценивать свои суждения и поступки (68,3%). Они научились более точно определять и понимать движущие силы развития личности и эгоцентризма (60,3%). Одновременно с этим психологи, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, отметили у себя повышение умения давать объективную оценку особенностям таких детей (65,1%), развитие гибкости професси-
ональных планов и действий (52,0%), умение осознанно выдвигать и удерживать цели профессиональной деятельности (60,2%). У 64,0% респондентов повысился уровень знаний, проявилось принимающее поведение, что дало им возможность более полно составлять коррекционно-развивающие программы [5; 6; 9; 12].
На фоне использования данных методик школьные психологи отмечали изменение своего когнитивно-оценочного компонента личностно-профес-сиональных качеств. Они стали более реалистично оценивать суждения и поступки подростков (57,4%), научились давать объективную оценку личностным качествам подростков, вне зависимости от уровня их эгоцентризма (56,7%). У них стал проявляться творческий подход к решению возникших проблем (63,2%), вырос уровень профессионального мастерства (73,1%), повысилась самооценка (78,9%), актуализировалось стремление к самообразованию и повышению квалификации (68,5%), улучшилась способность оценивать результаты как своей профессиональной деятельности, так и деятельности коллег (58,2%).
Опыт использования в работе школьных психологов данных методик позволил повысить у них уровень профессиональных умений и навыков: составление психологических портретов (52,1%); решение проблем личностного роста (60,5%); проведение реабилитационных мероприятий (56,3%); разрабатывание коррекционно-развивающих программ для подростков (68,3%); умение давать объективную оценку своим деловым и личностным качествам (58,3%), влиять на уровень своего эгоцентризма и повышать уровень мастерства (60,1%).
Выводы
Таким образом, в работе показаны результаты влияния методик по исследованию эгоцентризма «Шкала Я-кон-цепции для детей» Е. Пирса, Д. Харри-са и «Исследование самоотношения» С.Р. Пантилеева (МИС) на развитие личностно-профессиональных качеств школьных психологов, работающих в общеобразовательных и специальных образовательных учреждениях.
Исходя из ответов участников опроса, были сделаны выводы о том, что в процессе использования данных методик у школьных психологов наблюдались следующие изменения личностных
свойств: повышение уверенности в себе (78,9%), повышение уровня профессионального мастерства (73,1%), стремление к продолжению самообразования и повышению квалификации (68,5%), проявление умения реалистично оценивать свои суждения и поступки (68,3%), проявление творческого подхода в профессиональной деятельности (63,2%).
Полученные результаты позволяют оценить влияние использования методик, направленных на исследование эгоцентризма школьных психологов, на их личностно-профессио-нальные качества и на эффективность выполнения ими профессиональной деятельности.
Заключение
Итогом проведённой работы, которая заключалась в исследовании влияния двух психодиагностических методик на развитие личностно-профессиональ-ных качеств школьных психологов, явилось то, что, взаимодействуя с подростками посредством использования этих методик, у специалистов развивались профессиональные умения и навыки, рефлексия.
Эти данные в практическом плане могут быть использованы для разработки рекомендаций при подготовке профессиональных психологов и развития у них личностно-профессиональных качеств.
ССЫЛКИ
[1]. Агапов B.C. Сущностная характеристика Я-концепции / Под общ. ред. А.В. Иващенко. — М.: МОСУ, МГСА, РПО, 2001. — 40 с.
[2]. Агапов B.C. Современные исследования самосознания Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна // Акмеология. — 2012. — № 1 (41). — С. 133-143.
[3]. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. — 2012. — № 3 (43). — С. 26-31.
[4]. Агапов В.С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии // Акмеология. — 2013. — № 1 (45). — С. 27-30.
[5]. Апалькова Е.В., Хаидов С.К. Специфика проявления, коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у слабослышащих подростков // Акмеология. — 2015. — № 4. — С. 185190.
[6]. Басин М.А. Формирование волевой регуляции у подростков с делинк-вентным поведением: Дис. ... канд. пси-хол. наук. — М., 2006. — 139 с.
[7]. Деркач А.А., Соловьёв И.О. Развитие профессионала в акмеологической среде. — М.: Издательско-полиграфичес-кий комплекс «Знак», 2011. — 292 с.
[8]. Лебедева С.А., Хаидов С.К. Самоотношение у подростков с задерж-
кой психического развития // Акмеология. — 2015. — № 3. — С. 100-103.
[9]. Мишина М.М. Основные положения системной концепции интеллектуальной деятельности личности // Акмеология. — 2013. — № 2. — С. 35-39.
[10]. Пашукова Т.И. Эгоцентризм, основные психологические характеристики, закономерности и механизмы формирования и коррекции: Дис. ... д-ра психол. наук. — Киев, 2002. — 508 с.
[11]. ФатееваК.Н.,Хаидов С.К. Особенности сформированности Я-кон-цепции у подростков с задержкой психического развития // Акмеология. — 2015. — № 3. — С. 164-166.
[12]. Фатеева К.Н., Хаидов С.К. Развитие ценностных ориентаций у слабослышащих старшеклассников // Акмеология. — 2016. — № 2. — С. 127-129.
[13]. Фокина А.В. Роль личностного эгоцентризма в структуре подростковой девиантности: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 2008. — 22 с.
[14]. Хаидов С.К. Теоретическая модель личностно-профессионального развития муниципальных служащих // Акмеология. — 2016. — № 1 (57). — С. 27-31.
[15]. Enright R.D., Shukla D.C., Laps-ley D.K. Adolescent egocentrism-sociocen-trism and self-conciousness // Journal of Youth and Adolescence. — 1980. — Vol. 9. — P. 57-69.
REFERENCES
[1]. Agapov V.S. Sushhnostnaja harak-teristika Ja-koncepcii [The essential characteristics of the I-conception]. Edited by A.V. Ivashchenko. — Moscow, MSOU, MHSA, RPS, 2001. — 40 р.
[2]. Agapov VS. Sovremennye issledo-vanija samosoznanija Ja-koncepcii sub'ekta v kontekste idej S.L. Rubinshhtejna [The modern studies of self-consciousness of I-conception of 122 the subject in the context of ideas of S.L. Rubinstein] // Akmeologi-ja [Acmeology]. — 2012. — № 1 (41). — Р. 133-143.
[3]. Agapov VS. Koncepciya Ya i samo-realizaciya subekta: problemnoe pole nauchnyh issledovanij [I-conception and self-realization of the subject: problem field of scientific researches] // Akmeologi-ja [Acmeology]. — 2012. — № 3 (43). — Р. 26-31.
[4]. Agapov V.S. Sistemnoe izuchenie Ja-koncepcii sub'ekta v rossijskojpsihologii [Systemic study of the I-conception of the subject in Russian psychology] //
INFLUENCE OF THE EGOCENTRISM DIAGNOSTIC TECHNIQUES ON THE DEVELOPMENT OF SCHOOL PSYCHOLOGIST'S PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES
Ksenia N. Fateeva — Lecturer, Department of Speech Therapy, Ural Institute for Advanced Training and Retraining; Revolyutsii Street, 5/1 Perm, 614007, Russia; e-mail: [email protected] Sergey K. Khaidov — Candidate of Psychological Siences, Department of Special Psychology, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University (Leo Tolstoy TSPU); Lenina Prosp., 125, Tula, 300026, Russia; e-mail: [email protected] ABSTRACT
This article presents the results of the study of the experience of using the methods "Children's Self-Concept Scale" by E. Piers and D. Harris and "The Study of the Self-Conception" by S.R. Panteleev, aimed at revealing the influence of cognitive, emotional and behavioral spheres on the egocentrism of adolescents, who influenced the development of personal and professional qualities of educational institutions' psychologists. The formation of holistic professional activity and competence of the school psychologist is based on his acquisition of professional skills and abilities that are inextricably linked with each other. Basing on the survey of school psychologists, these methods can be assumed to have the positive effect on their personal and professional self-development. The main professional skills, abilities and personal qualities of school psychologists developed after the above mentioned methods repeated application are highlighted in the article.
Keywords: school psychologist, personal and professional qualities, professional skills, professional abilities, egocentrism.
Akmeologija [Acmeology]. — 2013. — № 1 (45). — P. 27-30.
[5]. Apalkova E.V., Khaidov S.K. Speci-fika projavlenija, korrekcii i razvitija jemocional'no-volevojsfery u slabosly-shashhih podrostkov [The specifity of expression, correction and development of emotional and volitional of hearing-impaired adolescents] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 4. — P. 185-190.
[6]. Basin M.A. Formirovanie volevoj reguljacii u podrostkov s delinkventnym povedeniem [Formation of strong-willed regulation in adolescents with delinquent behavior]: Dis.... cand. psychol. sciences. — M., 2006. —139 p.
[7]. Derkach A.A., SolovyovI.O. Development of a professional in the acmeolog-ical environment. — M.: Publishing and printing complex "Sign", 2011. — 292 p.
[8]. Lebedeva S.A., Khaidov S.K. Samootnoshenie u podrostkov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [Formation features of self-attitudeof adolescents with retar-
dation on mental development] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 3. — P.100-103.
[9]. Mishina M.M. Osnovnye polozheni-ja sistemnoj koncepcii intellektual'noj dejatel'nostilichnosti [The main regulations of the systemic conception of intellectual activity of personality] // Akmeologija [Acmeology]. — 2013. — № 2. — P. 35-39.
[10]. Pashukova T.I. Jegocentrizm, osnovnye psihologicheskie harakteristiki, za-konomernosti i mehanizmy formirovanija i korrekcii [Egocentrism, basic psychological characteristics, regularities and mechanisms of formation and correction]: Dis.... Doctor of psychology. Sciences. — Kiev, 2002. —508 p.
[11]. Fateeva K.N., Khaidov S.K. Os-obennosti sformirovannosti Ja-koncepcii u podrostkov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija [Formation features of i-concep-tion of adolescents with retardation of mental development] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 3. — P. 164-166.
[12]. Fateeva K.N., Khaidov S.K. Razvi-tie cennostnyh orientacij u slaboslyshash-hih starsheklassnikov [The development of value orientations for hard of hearing high school students] // Akmeologija [Acmeology]. — 2016. — № 2. — P. 127-129.
[13]. FokinaA.V. Rol'lichnostnogo jego-centrizma v strukture podrostkovoj deviant-nosti [The role of personal egocentrism in the structure of adolescent deviance]: Abstract of the dis. Cand. psychologist. Sciences. — Moscow, 2008. — 22 p.
[14]. Khaidov S.K. Teoreticheskaja model' lichnostno-professional'nogo razvitija municipal'nyh sluzhashhih [Theoretical model of personal and professional development of municipal employees] // Akme-ologiya Scientific and Practical Journal. — 2016. — № 1 (57). — P. 27-31.
[15]. Enright R.D., Shukla D.C., Laps-ley D.K. Adolescent egocentrism-socio-centrism and self-conciousness // Journal of Youth and Adolescence. — 1980. — Vol. 9. — P. 57-69.