УДК 159.922
ТИПОЛОГИЯ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
Хаидов Сергей Курбанович — кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого (ТГПУ им. Л.Н. Толстого); пр. Ленина, 125, Тула, 300026; e-mail: [email protected]
йк
Введение
Личностно-профессиональные качества — это «обобщённые устойчивые личностные свойства, которые оказывают сильное влияние на эффективность выполнения профессиональной деятельности» [3].
В современных условиях развития нашей страны, при постоянно меняющихся условиях функционирования органов местного самоуправления, повышения требований к профессиональным обязанностям муниципальных служащих, выявление типологии структурной организации личностно-профессиональ-ных качеств муниципальных служащих позволяет определить их сильные и слабые стороны, оказывающие влияние на эффективность исполнения ими своей профессиональной деятельности.
Несмотря на многочисленные исследования государственных служащих, личностно-профессиональные качества муниципальных служащих на сегодняшний день недостаточно изучены, в то время как количество муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, неуклонно возрастает, а их реализация возлагает-
ся непосредственно на муниципальных служащих. Это и обусловливает интерес к данной теме.
Методика исследования
Для выявления индивидуально-типологических различий структуры лич-ностно-профессиональных качеств муниципальных служащих использовались факторный и кластерный анализы. Факторизация проводилась методом главных компонент. Вращение выявленных факторов осуществлялось методом «Ва-римакс» с нормализацией методом Кайзера. Вращение сошлось за 12 итераций. Граница отсечения была выбрана на уровне 0,5 факторной нагрузки, которая объясняет 30% дисперсии [4].
Далее с целью конкретизации типов и их группировки на основе совокупного интегрального критерия был проведён кластерный анализ полученных факторов структуры личностно-про-фессиональных качеств муниципальных служащих с применением квадрата евклидова расстояния, показавшего, что расстояния между типами муниципальных служащих являются равными между собой.
При анализе использовались данные теоретического и эмпирического исследований, в которых приняли участие 802 муниципальных служащих [1; 2; 5-16].
Результаты исследования и их обсуждение
Проведённый факторный анализ позволил выявить 11 факторов, которые объясняют 77,73% дисперсии полученных данных. Психологическое содержание факторов представлено в табл. 1.
Кластерный анализ определил 10 типов структуры личностно-профессио-нальных качеств муниципальных служащих (табл. 2).
Выявленные типы структурной организации личностно-профессиональ-ных качеств муниципальных служащих имеют следующие психологические характеристики.
Развивающийся тип характеризуется неудовлетворённостью имеющимся развитием своих личностно-профессио-нальных качеств, в связи с чем личность стремится к развитию независимости, искренности, непосредственности, прямолинейности, соперничеству, настойчивости в достижении цели, реалистичности
РЕЗЮМЕ
Статья посвящена исследованию типологии структуры личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих. Дано понятие «личностно-профессиональные качества». При исследовании были использованы факторный и кластерный анализы. Выявлены 11 факторов, объясняющих 77,73% дисперсии. На основании этих факторов были определены 10 типов структурной организации личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих. Раскрыты психологические характеристики каждого фактора и типа структурной организации личностно-профес-сиональных качеств муниципальных служащих, где отражены сильные и слабые стороны развития личностно-профессиональных качеств каждого типа муниципальных служащих. Показаны частота и процентное соотношение проявления каждого типа структурной организации личнос-тно-профессиональных качеств муниципальных служащих. Определены наиболее и наименее распространённые типы структурной организации личностно-профессиональных качеств этих служащих. Результаты исследования позволяют определить дальнейшие пути и средства развития личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих.
Ключевые слова: муниципальный служащий, личностно-профессиональные качества, факторный и кластерный анализы.
Таблица 1
Психологическое содержание факторов личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих (п = 802)
Номер и собственное значение фактора Наименование фактора Психологическое содержание фактора
Фактор 1 (0,71) Лидерство Умение сформировать дружную команду единомышленников, умение принимать эффективные и оперативные решения в различных ситуациях. Умение сохранять творческий подход в профессиональной деятельности, несмотря на трудности
Фактор 2 (0,73) Сила воли Наличие лидерского потенциала, наличие хорошо осознанных целей в жизни. Дисциплинированность и старательность, собранность, глубокое погружение в работу
Фактор 3 (0,71) Отзывчивость Развитое чувство ответственности за достижение общих целей. Мотивация к самоизменению, самосовершенствованию
Фактор 4 (0,74) Устремлённость Понимание расхождения между своими Я-реальным и Я-идеальным. Стремление к достижению Я-идеального
Фактор 5 (0,72) Планирование Умение составлять и корректировать программу профессиональной деятельности в соответствии с планами деятельности
Фактор 6 (0,60) Рассудительность Умение скептически оценивать ситуацию и неконформно строить отношения с окружающими
Фактор 7 (0,81) Оценивание Умение увидеть и оценить достоинства и недостатки своих коллег, видеть свои достоинства и недостатки и объективно их оценивать
Фактор 8 (0,72) Решительность Способность противостоять мнению группы, отстаивать свой взгляд, быстрое и уверенное принятие решений, умение противостоять неудачам
Фактор 9 (0,73) Контролируемость Отсутствие манипулирования коллегами ради достижения личных целей. Умение эффективно контролировать своё поведение
Фактор 10 (0,79) Самостоятельность Способность самостоятельно планировать цели деятельности и поведения
Фактор 11 (0,68) Выдержанность Умение контролировать свои эмоции, терпеливо переносить нагрузки
базы суждений и поступков, скептицизму и неконформности, снижению выраженности скромности, застенчивости, склонности брать на себя чужие обязанности, потребности в помощи и доверии со стороны окружающих, зависимости от их признания в межличностных отношениях в профессиональной деятельности.
Организующий тип имеет следующие обобщённые психологические качества: уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, наличие качеств руководителя
и стремление к дальнейшему развитию этих качеств, обладание реалистичностью базы суждений и поступков, скептицизмом, неконформностью, независимостью. Отмечаются неконкре-тизированное понимание своих личных ценностей, слабость суждений и обоснованности решений, недостаточное ориентирование на эффективность реализации личностного потенциала, развитие, совершенствование своих коллег; при этом отмечаются искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели.
Таблица 2
Типология структурной организации личностно-профессиональных
качеств муниципальных служащих (п = 802
№ п/п Тип Частота проявления Процент
1 Развивающийся 104 13,0
2 Организующий 106 13,2
3 Исполнительный 132 16,5
4 Манипулирующий 89 11,1
5 Слабовольный 151 18,8
6 Оценивающий 67 8,3
7 Лидирующий 47 5,9
8 Программирующий 18 2,2
9 Меланхоличный 44 5,5
10 Руководящий 44 5,5
Исполнительный тип отличают следующие психологические качества: отсутствие ясности о целях своего личностного развития и профессиональной деятельности, стремление к недостижимым целям, которые часто не соответствуют условиям профессиональной деятельности, низкое умение оценивать альтернативные варианты достижения целей, слабые способности видеть главное за второстепенными целями, недостаточная способность выделять значимые условия для достижения целей не только в текущей ситуации, но и в перспективе, что приводит к неполному соответствию полученных результатов по отношению к выдвинутым целям профессиональной деятельности. Успешен только в ситуациях исполнения приказов, регламента, чётко поставленных целей и задач, а также алгоритма исполнения профессиональной деятельности.
Основными психологическими характеристиками манипулирующего типа являются: стремление к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с коллегами, помощи коллегам, к развитию ответственности. Умеет помогать окружающим и вызывать у них доверие, при этом является жёстким в своих требо-
ваниях, необязательным при исполнении обязательств. Отмечаются периодическое стремление выглядеть в глазах других лучше, чем есть на самом деле, отдельные манипулирования коллегами ради достижения личных целей, низкая эффективность контроля своего поведения.
В слабовольном типе проявляются: недостаточное умение контролировать свои эмоции, низкая способность терпеливо переносить нагрузки, невыраженные способности преодолевать препятствия на пути к достижению цели, умения противостоять неудачам.
Оценивающий тип характеризуется такими психологическими качествами, как: умение видеть и объективно оценивать недостатки профессиональных и личностных качеств наиболее предпочитаемого коллеги, несмотря на ярко выраженное позитивное отношение к нему, завышение объективной оценки своих достоинств и недостатков в профессиональной деятельности и их оценки по отношению к предпочитаемому и непредпочитаемому коллегам.
Лидирующий тип имеет следующие обобщённые психологические характеристики: инициативность, деятельность, высокий уровень лидерских тенденций. Человек такого типа является зачинщиком новых начинаний, стремится что-либо изменить в результатах профессиональной деятельности. Умеет проявлять себя в ситуациях при необходимости изменений, когда требуются новаторские подходы. Собранный, способен глубоко погружаться в исполнение профессиональной деятельности. Обладает чувством повышенной ответственности.
Программирующий тип характеризует ярко выраженная осознанность при выдвижении и достижении целей. Человек такого типа может легко овладевать новыми видами профессиональной активности, уверенно чувствует себя в незнакомых и необычных ситуациях, при этом всегда добивается стабильных результатов в привычных профессиональных ситуациях. Постоянно продумывает способы своих профессиональных действий и поведения для достижения поставленных целей. Вместе с тем у него недостаточно развиты способности добиваться результатов от коллег, находящихся в подчинении, обеспечивать и поддерживать позитивный социально-психологический климат в профессиональной сре-
де; при этом он может не всегда гибко и адекватно реагировать на изменения условий профессиональной деятельности.
Меланхоличный тип характеризуется следующими психологическими характеристиками: умением воспринимать новые ситуации и возможности в изменяющейся профессиональной деятельности, при этом испытывает сложности в ситуации, когда объективно невозможно реализовать свои цели. Отмечаются недостаточное осознание жизненных целей и стремление к планированию своего времени и порядка выполнения профессиональных обязанностей. Недостаточно быстро и уверенно принимает решения, проявляет склонность к длительным сомнениям, колебаниям при осуществлении задуманного. В критической ситуации необходима психологическая поддержка профессионального сообщества. Не всегда может противостоять мнению референтной группы, несмотря на то, что стремится самостоятельно принимать решения и противостоять мнению группы, если оно не совпадает с его собственным.
Руководящий тип отличают такие психологические характеристики: ясное понимание своих личных целей, наличие чётких суждений и обоснованности решений, которые соответствуют профессиональной деятельности, ориентирование на эффективность, реализацию личностного потенциала, его развитие и совершенствование. Человек такого типа умеет формировать команду единомышленников, реализующих свои возможности в достижении профессиональных целей. Умеет дать глубокую, адекватную оценку профессиональной деятельности коллег, использовать обратную связь с коллегами и подчинёнными. Может преодолевать свои личностные и профессиональные недостатки, не избегает проблемных и конфликтных ситуаций и успешно их разрешает. Одновременно с этим не полностью способен справляться со стрессами, снимать негативные эмоциональные переживания. Не всегда способен к риску, к мобилизации интеллектуального потенциала и воли для решения профессиональных задач и их достижения.
Выводы
Структурная организация личнос-тно-профессиональных качеств муниципальных служащих содержит в себе 11 факторов.
В типологию структурной организации личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих входит 10 типов.
Наиболее распространённым типом является развивающийся, наименее распространённым — программирующий.
Каждый тип имеет как сильные, так и слабые стороны развития структурной организации личностно-профессиональ-ных качеств.
Наличие сильных и слабых сторон развития личностно-профе ссиональных качеств муниципальных служащих позволяет определить пути и средства их дальнейшего развития.
Заключение
Таким образом, в работе показаны результаты исследования типологии структурной организации личностно-профес-сиональных качеств муниципальных служащих. В выделенные типы вошли 11 факторов в различных сочетаниях. При этом выявлены наиболее распространённые и наименее распространённые типы.
Основная часть исследования включала в себя факторный и кластерный анализы, описание психологических характеристик каждого фактора и типа.
Полученные результаты позволяют определить пути и средства дальнейшего развития личностно-профессиональных качеств муниципальных служащих.
ССЫЛКИ
[1]. Агапов В.С., Хаидов С.К. Корреляты показателей когнитивного компонента системы личностно-профессиональ-ных качеств муниципальных служащих // Акмеология. — 2015. — № 4 (56). — С. 46-51.
[2]. Агапов В.С., Хаидов С.К. Экспертный анализ личностно-профессиональ-ных качеств муниципальных служащих // Акмеология. — 2016. — № 4 (60). — С. 59-65.
[3]. Дьячкова Е.В., Зазыкин В.Г., Смирнова И.А. Психология и акмеология управления: Словарь-справочник. — Иваново: Ивановский филиал РАНХиГС; ОАО «Издательство «Иваново», 2012. — 62 с.
[4]. Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. — 169 с.
[5]. Хаидов С.К. Стимулы личнос-тно-профессионального развития муниципальных служащих // Специальный выпуск журнала «Акмеология»
по материалам секции «Акмеология» V съезда Российского психологического общества 16 февраля 2012 г. — М., 2012. — С. 174-175.
[6]. Хаидов С.К. Требования органов местного самоуправления к профессионально-важным качествам муниципальных служащих // Акмеология. — 2013. — № 4 (48). — С. 113-118.
[7]. Хаидов С.К. Диагностический комплекс исследования профессионально-важных качеств муниципальных служащих // Специальный выпуск журнала «Акмеология» по материалам XXI акмеологических чтений аспирантов, магистрантов и молодых учёных (Москва, декабрь 2013 г.). — С. 243-244.
[8]. Хаидов С.К. Исследование проблем личностно-профессионального развития муниципальных служащих в отечественной психологии // Наука, религия и искусство в психологическом познании человека: Сборник материалов Сергиево-Посадской сессии научной школы профессора В.С. Агапова / Под ред. В.С. Агапова, Д.П. Сидоренко и Н.Н. Шенцевой. — Сергиев Посад: Изд-во «Макеев Игорь Вячеславович», 2014. — С. 403-407.
[9]. Хаидов С.К. Использование методики интерперсональной диагностики Т. Лири для выявления потенциального стремления муниципальных служащих к личностно-профессиональному развитию // Специальный выпуск журнала «Акмеология» по материалам IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 1-15 июня 2014 г.). — С. 230-232.
[10]. Хаидов С.К. Сущностные признаки личностно-профессионального
развития муниципальных служащих // Специальный выпуск журнала «Акмеология» по материалам IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 1-15 июня 2014 г.). — С. 232-234.
[11]. Хаидов С.К. Социальный самоконтроль как показатель личностно-профес-сионального развития муниципальных служащих // Акмеология. — 2014. — № 4 (52). — С. 269-274.
[12]. Хаидов С.К. Роль макиавеллизма личности в личностно-профессиональ-ном развитии муниципальных служащих // Специальный выпуск журнала «Акмеология» по материалам XXII Международных акмеологических чтений (Москва; Санкт-Петербург, 1-15 декабря 2014 г.). — С. 178-179.
[13]. Хаидов С.К. Влияние волевых качеств личности на личностно-про-фессиональное развитие муниципальных служащих // Специальный выпуск журнала «Акмеология» по материалам XXII Международных акмеологических чтений (Москва; Санкт-Петербург, 1-15 декабря 2014 г.) — С. 180-181.
[14]. Хаидов С.К. Стиль саморегуляции поведения как показатель личностно-про-фессионального развития муниципальных служащих // Акмеология. — 2015. — № 2 (54). — С. 165-171.
[15]. Хаидов С.К. Психологическая структура личностно-профессиональ-ных качеств муниципальных служащих // Акмеология. — 2015. — № 3 (55). — С. 172-173.
[16]. Хаидов С.К. Теоретическая модель личностно-профессионально-го развития муниципальных служащих // Акмеология. — 2016. — № 1 (57). — С. 27-31.
REFERENCES
[1]. Agapov VS., Haidov S.K. Korreljaty pokazatelej kognitivnogo komponenta sis-temy lichnostno-professional'nyh kachestv municipal'nyh sluzhashhih [Correlates of indicators of the cognitive component of the system of personal and professional qualities of municipal employees] // Akmeologija [Ac-meology]. — 2015. — № 4. — P. 46-51.
[2]. Agapov V.S., Haidov S.K. Jekspert-nyj analiz lichnostno-professional'nyh kachestv municipal'nyh sluzhashhih [Expert analysis of personal and professional qualities of municipal employees] // Akmeologija [Acmeology]. — 2016. — № 4. — P. 59-65.
[3]. D'jachkovaE.V., Zazykin V.G., Smir-nova I.A. Psihologija i akmeologija uprav-lenija. Slovar'-spravochnik [Psychology and acmeology of management]. — Ivanovo: Ivanovo, 2012. — 62 p.
[4]. Mitina O.V., Mihajlovskaja I.B. Fak-tornyj analiz dlja psihologov Psihologija [Factor analysis for psychologists]. — Moscow: Psikhologiya, 2001. — 169 p.
[5]. Haidov S.K. Stimuly lichnostno-professional'nogo razvitija municipal'nyh sluzhashhih [Incentives for personal and professional development of municipal employees] // Akmeologija [Acmeology]. — 2012. — Special issue on the materials of the section "Acmeology" of the V Congress of the Russian Psychological Society. — P. 174-175.
[6]. Haidov S.K. Trebovanija organov mestnogo samoupravlenija k professional'no-vazhnym kachestvam municipal'nyh sluzhashhih [Requirements of local self-government bodies to the professionally important qualities of municipal employees] // Akmeologija [Acmeology]. — 2013. — № 4. — P. 113-118.
THE TYPOLOGY OF STRUCTURAL ORGANIZATION OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF MUNICIPAL EMPLOYEES
Sergey K. Khaidov — Candidate of Psychological Sciences, Department of Special Psychology, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University (Leo Tolstoy TSPU); Lenina Prospect, 125, Tula, 300026, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article is devoted to the study of the typology of the structure of municipal employees' personal and professional qualities. The notion of "personal and professional qualities" is given. Factor and cluster analyses were used in the study. 11 factors explaining 77.73% of the variance are revealed. On the basis of the identified factors, 10 types of structural organization of the personal and professional qualities of municipal employees were identified. The psychological characteristics of each factor and the type of structural organization of the personal and professional qualities of municipal employees are disclosed, which reflect the strengths and weaknesses of the development of the personal and professional qualities of each type of municipal employees. The frequency and percentage of the manifestation of each type of structural organization of the personal and professional qualities of municipal employees are shown. The most and least widespread types of structural organization of personal-professional qualities of municipal employees are determined. The results of the study make it possible to determine the further ways and means of developing the personal and professional qualities of municipal employees.
Keywords: municipal employee, personal and professional qualities, factorial and cluster analyses.
[7]. Haidov S.K. Diagnosticheskij kom-pleks issledovanija professional'no-vazhnyh kachestv municipal'nyh sluzhashhih [Diagnostic complex of research of professionally important qualities of municipal employees] // Akmeologija [Acmeology]. — 2013. — Special issue on the materials of the XXI Akme-ological readings. — P. 243-244.
[8]. Haidov S.K. Issledovanie problem lichnostno-professional'nogo razviti-ja municipal'nyh sluzhashhih v otechest-vennoj psihologii [Research of problems of personal and professional development of municipal employees in the domestic psychology]. — Sergiev Posad: Sergiev Posad, 2014. — P. 403-407.
[9]. Haidov S.K. Ispol'zovanie meto-diki interpersonal'noj diagnostiki T. Liri dlja vyjavlenija potencial'nogo stremlen-ija municipal'nyh sluzhashhih k lichnos-tno-professional'nomu razvitiju [Use of the method of interpersonal diagnostics by T. Leary to identify the potential aspirations of municipal employees for personal and professional development] // Akmeologija [Acmeology]. — 2014. — № 1-2, Special issue. — P. 230-232.
[10]. Haidov S.K. Sushhnostnye pri-znaki lichnostno-professional'nogo razvitija municipal'nyh sluzhashhih [Essential signs of personal and professional development of municipal employees] // Akmeologija [Acmeology]. — 2014. — № 1-2, Special issue. — P. 232-234.
[11]. Haidov S.K. Social'nyj samo-kontrol' kak pokazatel' lichnostno-professional'nogo razvitija municipal'nyh sluzhashhih [Social self-control as an indicator of personal and professional development of municipal employees] // Akmeologija [Acmeology]. — 2014. — № 4. — P. 269-274.
[12]. Haidov S.K. Rol' makiavellizma lichnosti v lichnostno-professional'nom razvitii municipal'nyh sluzhashhih [The role of the Machiavellian personality in the personal and professional development of municipal employees] // Akmeologija [Acmeology]. — 2014. — № 3-4, Special issue. — P. 178-179.
[13]. Haidov S.K. Vlijanie volevyh kachestv lichnosti na lichnostno-profes-sional'noe razvitie municipal'nyh sluzhashhih [Influence of strong-willed per-
sonality qualities on the personal and professional development of municipal employees] // Akmeologija [Acmeology]. — 2014. — № 3-4, Special issue. — P. 180-181.
[14]. Haidov S.K. Stil' samoregul-jacii povedenija kak pokazatel' lichnostno-professional'nogo razvitija municipal'nyh sluzhashhih [Style self-regulation of behavior as an indicator of personal and professional development of municipal employees] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 2. — P. 165-171.
[15]. Haidov S.K. Psihologicheska-ja struktura lichnostno-professional'nyh kachestv municipal'nyh sluzhashhih [Psychological structure of personal and professional qualities of municipal employees] // Akmeologija [Acmeology]. — 2015. — № 3. — P. 172-173.
[16]. Haidov S.K. Teoreticheskaja model' lichnostno-professional'nogo razvitija municipal'nyh sluzhashhih [Theoretical model of personal and professional development of municipal employees] // Akme-ologija [Acmeology]. — 2016. — № 1. — P. 27-31.